ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
ОЛЬГА ВИКТОРОВНА РУДАКОВА
Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЛИЛИЯ МИХАЙЛОВНА МАРЧЕНКОВ А
Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Углубление и усиление внешнеэкономических связей России после ее вступления в ВТО опосредовали принципиальное значение деятельности таможенных органов как одного из элементов системы осуществления внешнеэкономической деятельности. Представляя собой неотъемлемую часть совокупности государственных органов, таможенная служба обладает принципиальной компетенцией, способствующей осуществлению ее основных функциональных обязанностей. По сути, таможенная служба являет собой эффективный инструмент регулирования деятельности государства и развивающийся государственный орган. Признавая в качестве основного направления функционирования таможенной службы, расширение экспорта отечественной продукции посредством повышения ее конкурентоспособности на международном рынке, и ограничение импорта, посредством снижения конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке, в статье раскрывается комплексный характер ее функционирования. Подобная обусловленность позволяет рассматривать ее деятельность исключительно в рамках функционирования всей совокупности государственных органов, осуществляющих таможенное регулирование посредством специфических методов и инструментов. Учитывая специфические особенности деятельности таможенных органов, особое внимание уделяется государственной политике в означенной сфере, позволяющей наметить перспективные направления развития тарифной политики Российского государства в целом. Признавая принципиальное значение внешнеэкономической деятельности, государство строит тарифную политику в рамках норм как международного, так и национального права, позволяющих согласовать интересы всех участников внешнеэкономической хозяйственной деятельности. При этом особый характер носит фактор обеспечения государственной безопасности в сфере осуществления тарифной политики. Обращая внимание на принципиальные особенности современной экономической действительности, в статье делается вывод, что современная деятельность таможенных органов находится в непрерывном развитии и совершенствовании, позволяющем соответствовать всем мировым экономическим реалиям.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенное регулирование, таможенные пошлины, внешняя торговля, экспорт, импорт.
В условиях глобализации мирового экономического пространства особое значение приобретает осуществление эффективной внешнеэкономической деятельности как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий и фирм, повышение ее результативности и устойчивости. Развитие внешнеэкономической деятельности, ее эффективность во многом определяются умелым государственным регулированием. В свою очередь, основным элементом системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны является таможенная система. Вопросы выбора и применения мер государственного регулирования внешней торговли являются определяющими для реализации таможенной политики государства.
Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации представляет собой таможенное дело [2]. Понятие таможенного дела объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе оп-
ределяющих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего, они затрагивают обеспечение экономической безопасности государства посредством регулирования внешнеторговых отношений.
Основной задачей государства в области международной торговли, являющейся основным звеном внешнеэкономической деятельности, является расширение экспорта отечественной продукции посредством повышения ее конкурентоспособности на международном рынке, и ограничение импорта, посредством снижения конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке. В этой связи, часть методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту; другая часть методов направлена на форсирование экспорта. В Российской Федерации применяются предусмотренные международными договорами меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе РФ. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Таможенными органами в Российской Федерации являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. Таможенные органы осуществляют свою деятельность на принципах:
- законности;
равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
- профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
- ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической
деятельности, таможенном законодательстве таможенного союза и законодательстве российской федерации о таможенном деле;
- единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
- недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
- совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах российской федерации.
В государственном регулировании внешней торговли России используются все методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Таможенный тариф служит основным элементом механизма тарифного регулирования и представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам.
В настоящее время тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, устанавливается по взаимному соглашению государств. В противоположность ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно. Основными функциями таможенного тарифа являются: протекционистская -защита отечественных товаров от иностранной конкуренции и фискальная - пополнение казны государственного бюджета.
Наиболее актуальной для России является фискальная функция таможенного тарифа, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США -не более 1,5 %), то в российском бюджете -до 40-50 % его доходной части. Контрольная функция таможенного тарифа заключается в осуществлении контроля между экспортом и импортом и дает возможность государству вести мониторинг количественного отражения поступлений
О. V. ШЭАКОУА, Ь. М. ЫЛКСЫЕККОУЛ
Т. 9. № 5, 2014
таможенных платежей. Распределительная функция служит для перераспределения доходов, полученных от таможенных пошлин между бюджетами государств таможенного союза. Коэффициенты распределения ввозных таможенных пошлин, собираемых в таможенном союзе, определены соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в размерах: Белоруссия - 4,7 %, Казахстан - 7,33 %, Российская Федерация - 87,97 %. Эти коэффициенты определялись по методике, утвержденной решением Комиссии таможенного союза в соответствии с существовавшими реалиями того времени [1].
Основными целями таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
В России действуют ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции, во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере. Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.
Важное место в доходах федерального бюджета в последние годы занимают таможенные пошлины. Уплата таможенных пошлин носит обязательный
характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина не возвращается плательщику, и ему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.
Структура доходов федерального бюджета за 2013 г. представлена на рисунке 1. Как следует из приведенных на рисунке данных, доходы от внешнеэкономической деятельности в 2013 г. составили 38 %, т.е. 4506,2 млрд руб. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ - 2066,7 млрд руб. или 18 %. Суммарно поступления по двум названным статьям составили 6572,9 млрд руб. или 56 % совокупных доходов федерального бюджета.
Рис. 1. Структура доходов федерального бюджета в 2013 г. [3]
По результатам работы за 2013 г. таможнями Управления в доход федерального бюджета перечислено 776779,5 млрд. руб. (в 2013 г. - 748,57 млрд руб.). Из них платежи при импорте продукции составили - 766981,21 млрд руб., при экспорте - 2 174,63 млрд руб. В таблице 1 показаны поступления в таможенный орган РФ из таможен в 2013 г.
Таблица 1
Объем таможенных платежей по таможням, в 2013 г. [3]
Таможенный орган млн руб.
Белгородская таможня 25 539,04
Брянская таможня 46 782,47
Владимирская таможня 18 801,43
Воронежская таможня 10 349,51
Ивановская таможня 3 613,77
Калужская таможня 47 278,25
Курская таможня 17 193,70
Липецкая таможня 8 350,73
ва
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что набольший удельный вес в структуре платежей принадлежит Центральному и Северо-Западному таможенному управлению, 41 % и 28 % соответственно. На третьем месте находится Дальневосточное таможенное управление, обеспечивающее 10 % совокупных таможенных платежей. Однако необходимо заметить, что показатели по перечислению средств в бюджет в 2013 г. оказались хуже, чем в прошлом году. Крайне незначителен вклад Сибирского, Уральского и Северо-Кавказского таможенных управлений в федеральный бюджет 2013 г.
Динамика перечислений таможенных управ-
Как следует из приведенных данных, наибольшая сумма таможенных платежей приходится на Московскую областную таможню, а также на Смоленскую. Наименьшая же сумма поступлений приходится на Центральную оперативную таможню, Тульскую таможню и Липецкую таможню. Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям представлена на рисунке ниже.
лений в федеральный бюджет представлена на рисунке 3. Таким образом, пять из восьми региональных таможенных управлений показали снижение показателей в динамике в 2013 г. по сравнению с прошлым годом. Из них наиболее сильно упали показатели Сибирского таможенного управления (на 15,36 %), в то же время положительная динамика характерна для показателей Приволжского таможенного управления и Северо-Кавказского. Северо-Западное управление демонстрирует низкие показатели, в связи с тем что таможенные платежи взимались в основном с импортируемых товаров, а ситуация с импортом была менее благоприятна.
Таможенный орган млн руб.
Московская таможня 40 663,45
Московская областная таможня 403 622,24
Смоленская таможня 101 519,79
Тверская таможня 36 230,36
Тульская таможня 6 469,43
Центральная оперативная таможня 7,41
Ярославская таможня 10 357,94
Рис. 2. Структура таможенных платежей по региональным таможенным управления, млрд руб. [3]
O. V. RUDAKOVA, Ь. M. MARCHENKOVA
Т. 9. № 5, 2014
Рис. 3. Динамика перечислений в федеральный бюджет в 2012-2013 гг. в разрезе региональных
таможенных управлений [3]
Таможенные органы, как правило, осуществляют планирование объема налоговых поступлений, однако объем фактических поступлений налогов всегда превышают плановые показатели (рис. 4). Планирование представляет собой основную функцию управления, посредством кото-
рой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планируемыми.
Рис. 4. Плановые и фактические объемы таможенных платежей [3]
Как видно из рисунка 4, с 2006 г. по 2010 г. плановые значения каждый год росли в среднем на 15 % (кроме кризисного 2009 г.), то в 2013 г. плановое значение уменьшилось на 1,5 %. Это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары в связи с вступлением в ВТО.
На рисунке 5 приведена статистика по основным направлениям внешней торговли и пла-
тежам. На данном рисунке объемы таможенных платежей указаны в пересчете в млн. долл. (ставка курса доллара указана в размере 30 руб./ 1 долл.). В 2013 г. указаны данные по экспорту и импорту за три квартала. В 2013 г. произошло снижение динамики экспорта и импорта в связи с началом работы ограничительных механизмов ВТО (например, снижения ставок пошлин на ряд товаров).
Рис. 5. Объемы таможенных платежей в млн долл. [3]
Представляет интерес сопоставление данных об объеме внешней торговли страны в 2013 г. и сумме поступивших таможенных сборов. Такие данные в разрезе по месяцам представлены на рисунке 6.
Из рисунка 6 видно, что доходы от таможенных платежей по месяцам были высоки. Красным цветом отмечены месяцы, за которые таможенных платежей было собрано меньше, чем в аналогичном месяце 2012 г., а зеленым - где больше. Таким образом, снижение наблюдается в январе 2013 г. Это объясняется невысокими ставками
пошлины на нефть и нефтепродукты. Также низкая динамика платежей наблюдается в мае и июне 2013 г. В мае снизился объем внешней торговли на 8 %. Сильный спад объема таможенных платежей в июне связан со снижением ставок пошлин на нефтепродукты (самая низкая величина ставки за год). Если говорить о положительной динамике в сборе таможенных платежей, то рост наблюдается в апреле и июле, что обусловлено ростом стоимостных объемов внешней торговли. Рост таможенных сборов в сентябре был связан с небольшим скачком экспорта.
Рис. 6. Данные о внешней торговле и таможенных платежах в 2013 г. [3]
O. V. RUDAKOVA, К M. MARCHENKOVA
Т. 9. № 5, 2014
Таким образом, анализируя объемы собранных таможенных платежей за 2013 г., можно отметить, что они были ниже показателя предыдущего года, тем не менее, сбор превысил плановые показатели к середине года, и план был скорректирован. Основными факторами, влияющими на эти суммы, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта. Наибольший объем платежей пришелся на таможенные органы Центрального таможенного управления.
Литература
1. Авдокушкин Е. Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие. М., 2008.
2. Балабанов И. Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. М., 2008.
3. Волкова Е. С. Состояние и динамика внешней торговли России в 2013 году // Таможенное обозрение 2014. № 1. С. 16-27.
References
1. Avdokushkin Ye. F. Mezhdunarodniye ekonomicheskiye otnosheniya: ucheb. posobiye. М., 2008.
2. Balabanov I. T. Vneshneekonomicheskiye svyazi: uchebnoye posobiye. М., 2008.
3. Volkova Ye. S. Sostoyaniye i dinamika vneshney torgovli Rossii v 2013 godu // Tamozhennoye obozreniye 2014. № 1. S. 16-27.
* * *
TARIFF POLICY OF THE RUSSIAN STATE
OLGA VIKTOROVNA RUDAKOVA Oryol state institute of economy and trade. Oryol, Russian Federation, e-mail: [email protected]
LILIYA MIKHAYLOVNA MARCHENKOVA Oryol state institute of economy and trade. Oryol, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Deepening and strengthening of foreign economic relations of Russia after its accession to WTO mediated basic value of activity of customs authorities as one of elements of system of implementation of foreign economic activity. Representing an integral part of set of government bodies, the customs service possesses the basic competence promoting implementation of its fundamental functional obligations. In fact, the customs service is the effective instrument of regulation of activity of the state and developing government body. Recognizing as the main direction of functioning of customs service, expansion of export of a domestic production by means of increase of its competitiveness in the international market, and import restriction, by means of decrease in competitiveness of foreign goods in domestic market, the article reveals complex nature of its functioning. Similar conditionality allows to consider its activity only within functioning of all set of the government bodies which are carrying out customs regulation by means of specific methods and tools. Considering specific features of activity of customs authorities, the special attention is paid to a state policy in the marked sphere, allowing to plan the perspective directions of development of tariff policy of the Russian state as a whole. Recognizing basic value of foreign economic activity, the state builds tariff policy within norms both international, and the national right, allowing to coordinate interests of all participants of the foreign economic activity. Thus the factor of ensuring state security in the sphere of implementation of tariff policy has special character. Paying attention to basic features of modern economic reality, in article draws the conclusion that modern activity of customs authorities is in continuous development and the improvement, allowing to correspond to all world economic realities.
Key words: customs authorities, customs regulation, customs duties, foreign trade, export, import.
T 9 № 5 2014 social and economic phenomena and processes