ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика
ISSN 2073-4484 (Print)
ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ
Татьяна Олеговна АЛЕКСЕЕВА
студентка специальности «Таможенное дело»,
Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 05.02.2016 Принята в доработанном виде 09.02.2016 Одобрена 25.02.2016
УДК 338.23 JEL: F13
Ключевые слова: санкция, таможенно-тарифное регулирование, экспорт, импортозамещение, таможенная пошлина
Аннотация
Предмет. Характер и содержание таможенно-тарифного регулирования в условиях экономических санкций по отношению к России.
Цели. Раскрытие основных проблем, с которыми сталкивается экономика России в условиях введенных экономических санкций, показ путей преодоления трудностей с использованием инструментов таможенно-тарифного регулирования. Методология. Общетеоретические и практические методы анализа.
Результаты. Рассмотрено влияние экономических санкций на условия функционирования таможенно-тарифного регулирования в РФ. Проведен анализ изменений объемов импорта и экспорта под влиянием санкций, обозначены проблемы и перспективы разработки мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в условиях санкций. Выводы. Главными факторами, повлиявшими на экономическое положение РФ стали политическое давление на Россию, экономические санкции, падение цен на нефть и финансовая политика. Санкции, направленные на международную изоляцию РФ, ослабление ее экономики, привели к снижению основных показателей внешней торговли за 2015 г. по сравнению с 2014 г., резкому падению объема импорта и ускорению оттока из страны капитала. В современных условиях методы таможенно-тарифного регулирования играют главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и являются гибким механизмом, позволяющим влиять на характер импорта и экспорта в нужных направлениях. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять или ограничить ввоз или вывоз соответствующих товаров. Для импортозамещения предполагается увеличить ставки таможенных пошлин на товары, конкурентоспособные аналоги которых производятся в РФ.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Одно из самых важных, вошедших в историю событий марта 2014 г. - долгожданное воссоединение России с Крымом. Наша страна получила новые преимущества: владение стратегически важной военно-морской базой Севастополя, увеличение рынка сбыта российских товаров, возвращение важнейших исторических памятников русской культуры и многое другое.
Но вхождение Крыма в состав РФ было отмечено введением экономических санкций со стороны США и стран ЕС. У этих запретов есть отличительная особенность - их точечная направленность. Это означает, что ограничения накладываются не на государство в целом как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов: коммерческие структуры и физические лица.
Рассматривая отраслевую структуру санкций против России, мы видим, что они направлены против конкурентоспособных отраслей экономики России, что противоречит всем базовым и
основополагающим принципам Всемирной торговой организации. К таким отраслям относятся нефтяная, газовая, оборонно-промышленный комплекс и банковский капитал.
Ответными мерами на жесткую политику Запада стало введение Россией эмбарго на ввоз молочных и мясных продуктов, рыбы, фруктов, овощей. Таким образом, в связи с изменением условий внешней среды таможенно-тарифное
регулирование импорта товаров из стран - членов ЕС ориентировано на повышение ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров1.
По поручению Президента РФ Минпромторг России начал активно работать над планом импортозамещения. Это сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений
1 Макарова Г.В., Тиницкая О.В. Современные тенденции развития государственного регулирования внешней торговли России со странами Европейского Союза // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 3. С. 200-209.
развития российской экономики в ближайшей перспективе.
Следует отметить, что даже при явном ослаблении российского рубля, которое наблюдается в последнее время, наша страна не готова в массовом порядке отказаться от импорта из-за технологической отсталости производственного
сектора и невысокой конкурентоспособности
" 2 отечественной продукции .
Одной из ключевых задач таможенных органов РФ является формирование доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей [6]. Однако наряду с непростой задачей удержания объема перечисляемых в государственный бюджет финансовых средств при активной политике импортозамещения российским таможенникам приходится сталкиваться и с другими проблемами: резким скачком импорта из третьих стран, контрабандой, недостоверным декларированием и т.п., что требует оперативной реализации
3
различных видов таможенного администрирования .
На фоне ответных российских санкций поставщики продуктов стали минимизировать свои потери. Европейские страны начали использовать обходные пути для поставок запрещенных к ввозу товаров через третьи страны, что было ожидаемым последствием.
Белоруссия активно использует на своей территории свободные экономические зоны, резиденты которых могут перерабатывать импортируемые в республику товары. При соответствии критериям достаточной степени переработки, предусмотренной соглашениями членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) о свободных экономических зонах и свободных складах (изменение классификационного кода на уровне одного из первых четырех знаков и добавленная стоимость произведенной продукции не менее 30% от конечной стоимости продукции) данные продукты приобретают статус «товар Таможенного
2 Сергеев С.И. Импортозамещение как фактор преодоления импортной зависимости России // Апробация. 2015. № 9.
С. 99-100.
3 Курников Е.В. Таможенное администрирование в условиях экономической волатильности // Государственное
и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 117-122.
союза» и возможность реализации на территории союза и ЕЭП [1].
Несмотря на режим санкций, который ввела Россия на европейские товары, Белоруссия заработала на их реэкспорте. Это происходило следующим образом: товар из стран, попавших под санкции, приходил в Белоруссию, там переклеивались этикетки и менялась маркировка, либо расфасовывали импортную продукцию, что позволяло изменить таможенный код товара и в конечном счете давало основание считать продукт белорусским.
С использованием подобных серых схем в Россию из Белоруссии поступали яблоки, персики, сливы, томаты и т.п. - товары, не свойственные для белорусского производства. По фактам такого ввоза из республики было возбуждено 256 административных дел, по аналогичным фактам импорта из Литвы и Польши (в Калининградскую область) - 112, Украины - 39, Казахстана - 28, Латвии - 26, Финляндии - 22, Эстонии - 18 дел. Всего за почти полтора года было задержано и изъято более 1 076 т запрещенных к ввозу товаров мясной, плодоовощной и молочной продукции общей стоимостью свыше 138,7 млн руб.4
Мерами стимулирования замены импорта могут быть таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, господдержка и субсидирование производства в России [2].
С учетом таможенно-тарифного регулирования для преодоления негативных последствий от санкций необходимо, во-первых, увеличение ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры для стимулирования отечественного производства.
Во-вторых, требуется снижение ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие. Кроме того, для защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции могут быть использованы инструменты селективной защиты, к которым можно отнести специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба, нанесенного промышленности демпинговым,
4 ФТС России. URL: http://www.customs.ru
субсидируемым или просто возросшим импортом товаров [7].
Таможенно-тарифная политика является важнейшим фактором устойчивого роста внешнеэкономической деятельности и неразрывно связана с внутренней экономической политикой5. Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов в диверсификации экономики, на привлечение в нее высоких технологий и ускоренное развитие экспортно ориентированных промышленных производств. Поэтому основными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования могут быть6:
• содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории России и Таможенного союза;
• всемерное повышение конкурентоспособности выпускаемой в РФ и других государствах -членах Таможенного союза готовой продукции;
• устранение барьеров на пути развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях.
Одной из важнейших проблем, которую предстоит решить в таможенно-тарифном регулировании в ближайшем будущем, является отработка и внедрение международных норм, правил и требований. Это позволит России перейти к применению единых стандартов в области таможенного дела, а также приблизить соответствующее законодательство к более развитым в этом плане странам Европы, что в итоге активизирует таможенный потенциал России
7
и плодотворно скажется на ее экономике .
5 Джабиев А.П. Институт таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 3. С. 27-42.
6 Родыгина Н.Ю., Фисунов С.А. Перспективные направления развития таможенно-тарифного регулирования в условиях современного геополитического кризиса // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015.
№ 35. С. 76-80.
7 Бородин Д.В., Полежаева Н.В. Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на современном этапе //
Логистические системы в глобальной экономике. 2015. № 5. С. 470-472.
Согласно информации Федеральной таможенной службы, по состоянию на 30 декабря 2015 г. сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 4 910,7 млрд руб. За 2014 г. ФТС России было перечислено в бюджет 7 трлн 100,6 млрд руб.8
Особую остроту проблема поддержания баланса доходов и расходов бюджетной системы приобретает в странах, где налоговые поступления находятся в сильной зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и конъюнктуры на мировых рынках [4]. Экономика России по-прежнему зависит от экспорта углеводородов. Сырье в нашей стране и Таможенном союзе облагается вывозными таможенными пошлинами. За счет этих пошлин в РФ формируется больше половины федерального бюджета, тогда как в США и европейских странах федеральный бюджет формируется за счет налогов.
Следовательно, из-за низких цен на нефть и впоследствии - на газ происходит существенное снижение доходов федерального бюджета. Падение цен на углеводороды для российской экономики является главным и наиболее сильным детерминантом, воздействующим на темпы роста экономики, уровень занятости, состояние государственных и муниципальных финансов [14].
Следует учитывать тенденции в мировой экономике, которые могут привести к снижению уровня спроса на углеводороды в связи с развитием технологии и альтернативных источников энергии. Это в долгосрочной перспективе может значительно снизить поток сверхдоходов странам - экспортерам нефти, причем не вследствие физического исчерпания запасов черного золота, а из-за возможности сильного снижения цен на него [15].
Пошлины на экспорт нефти устанавливаются правительством раз в два месяца по итогам мониторинга цен на марку Urals на мировых рынках нефтяного сырья [16]. Налогообложение экспорта нефти и нефтепродуктов в 2015 г. было акцентировано не на внешних налогах (экспортные пошлины), а на внутренних, и упор
8 ФТС России. URL: http://www.customs.ru
сделан на администрируемый налоговыми органами налог на добычу полезных ископаемых. Проект федерального бюджета на 2016 г. предусматривал сохранение ставки экспортной пошлины на нефть до начала 2017 г. Ставка сборов сохранится в пределах налогового маневра на уровне 42% до сентября 2016 г.9
Первостепенной и основной целью таможенного регулирования внешнеторговой деятельности является получение Россией доходов от импорта и экспорта. Процент этих поступлений существенным образом влияет на федеральный бюджет страны. Посредством взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных таможенных платежей организуется такое получение денежных средств10.
Таможенная пошлина представляет собой инструмент таможенно-тарифного регулирования. Ее назначение заключается:
• в мобилизации доходов в федеральный бюджет (фискальная функция) [3];
• защите национальных производителей товаров от нежелательной иностранной конкуренции (протекционистская функция);
• предотвращении нежелательного вывоза товаров, на которые внутренние цены ниже мировых (балансировочная функция).
Импортные (ввозные) таможенные пошлины выполняют фискальную и протекционистскую функции, а экспортные (вывозные) - фискальную и балансировочную.
Экономическая сущность таможенной пошлины состоит в том, что при ее взимании создается своего рода стоимостной барьер, способствующий повышению цены импортного товара, благодаря чему у государства появляется возможность стимулировать развитие определенных отраслей экономики11.
9 ФТС России. URL: http://www.customs.ru
10ДавиденкоЛ.Г., РуденкоЕ.С. Таможенные платежи: значение и роль в формировании федерального бюджета // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 6-10.
11 Джабиев А.П. Экономическая и торгово-политическая
роль таможенных пошлин // Горизонты экономики. 2015. № 3.
С. 50-53.
В последнее десятилетие деятельность таможенной системы России в большей степени ориентирована на выполнение фискальной функции в ущерб стратегической функции обеспечения экономической безопасности [5]. В то же время опыт развитых стран свидетельствует о снижении роли фискальной функции в силу применения особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых и компенсационных, цель которых - надежная защита отечественных товаропроизводителей.
Результативность деятельности ФТС России как администратора доходов федерального бюджета можно оценить по сведениям таможенной
статистики, которые отражают объем поступления
" 12
таможенных платежей .
Эти данные свидетельствуют: в январе - ноябре 2015 г. внешнеторговый оборот России составил 484,4 млрд долл. США и по сравнению с январем - ноябрем 2014 г. снизился на 33,8%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 148,8 млрд долл., что на 45,2 млрд долл. меньше, чем в январе - ноябре 2014 г. Экспорт России в январе - ноябре 2015 г. составил 316,6 млрд долл. и по сравнению с январем -ноябрем 2014 г. снизился на 31,6%. Импорт России в январе - ноябре 2015 г. составил 167,8 млрд долл. и по сравнению с январем - ноябрем 2014 г. снизился на 37,5% (рис. 1, 2).
Основу российского экспорта в январе - ноябре 2015 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 67,4% (в январе - ноябре 2014 г. -74,2%)13.
Мы рассмотрели отрицательные стороны введения санкций. А каков положительный эффект? Безусловно, для отечественных производителей открывается возможность увеличения своего присутствия на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной продукции.
Только инновационное развитие экономики обеспечивает рост валового внутреннего продукта
12 Матвеева О.П. Методические подходы к оценке администрирования таможенных платежей // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2. С. 238-246.
13 ФТС России. URL: http://www.customs.ru
страны и способствует повышению благосостояния населения [8]. Прорывные технологии можно рассматривать как наиболее значимую основу для новой индустриализации реального сектора экономики. Хорошо развитый реальный сектор экономики свидетельствует о технологической мощи государства, а его сокращение, напротив, рассматривается как
14
признак экономического спада .
Современный этап социально-экономического развития России поставил перед обществом комплекс новых вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее движение вперед. Использование инструментов тарифного регулирования - таких, как эскалация таможенного тарифа - может стать фактором, который сделает экономику РФ более привлекательной для иностранных инвесторов и поможет стимулировать развитие сельского хозяйства [12].
Учитывая современные вызовы национальной экономике, следует, с одной стороны, более эффективно использовать инструменты внешней торговли, а с другой - направлять все усилия на создание благоприятных условий для экспортно ориентированных предприятий в интересах поддержания конкурентоспособности на внешнем рынке [9]. Поэтому деятельность российских компаний, направленная на экспорт инновационной продукции, приобретает особую значимость.
В связи с этим необходимо осуществить формирование эффективной системы поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в экономике России и ее регионов [11]. Объектами диверсификации производственного сектора и экспорта в первую очередь необходимо считать машиностроение, связанное с добычей и переработкой нефти и газа, а также сферы, в которых сохранились конкурентные
преимущества: ядерная энергетика, космическая отрасль, транспортное машиностроение [10].
Могла ли экономика России пойти по иному, более позитивному сценарию в связи с введением
санкций? По мнению автора, нашей стране в свое время необходимо было, не полагаясь на нефтяную иглу, заняться восстановлением нарушенного в 1990-е гг. производства и развивать высокотехнологичные отрасли, близкие структуре российского хозяйства: машиностроение, энергетику, транспорт, промышленность строительных материалов и химическую индустрию. Для этого Россия располагает всеми необходимыми природными ресурсами, человеческим капиталом.
Помимо названного не будем сбрасывать со счетов и государственную поддержку, а также временное отсутствие серьезных зарубежных конкурентов. В этом случае можно наблюдать реальный эффект от введения санкций и эмбарго.
Таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма [13].
Подытоживая, сделаем вывод: экономические санкции оказали негативное влияние на российскую экономику, что нашло отражение в показателях внешней торговли за 2014-2015 гг. Снижение курса рубля из-за падения цен на нефть и введение Россией антисанкций привело к резкому падению объемов импорта. В этих условиях у нашей страны есть возможность с помощью таможенно-тарифного регулирования повлиять на экономическое положение и пополнить федеральный бюджет.
Санкции против РФ и эмбарго выявили проблему высокой зависимости отечественной экономики от импорта товаров и технологий. Наряду с этим санкции создали отечественным производителям благоприятные условия для более активного и обширного импортозамещения.
Для преодоления кризисной ситуации, вызванной введением санкций, необходимы государственная поддержка и стимулирование экономической заинтересованности населения.
14 Сушкова И.А. Российская таможенная политика и таможенно-тарифные меры обеспечения инновационной деятельности // Наука и общество. 2015. № 1. С. 92-97.
Рисунок 1
Основные показатели внешней торговли России, млрд долл. США
Рисунок 2
Характеристика динамики внешней торговли России, млрд долл. США
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ
1f5,?
......САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА
EXPORT % 31.6%
^ЯЪ 316,6
Топливно-энергетические товары
т^л
ж®
\ Топливно-энергетические
О / , Ь /О товары
167,8 (ЫА X
Источник: авторская разработка на основе данных ФТС России
Список литературы
1. Коварда В.В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 431-437.
2. Баевская С.С., Сотина А.И. Импортозамещение как реальное средство для промышленного роста / Проблемы и перспективы экономики и управления: м-лы III междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г. СПб: Заневская площадь, 2014. С. 246-248.
3. Рукина С.Н. Доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности в современных условиях // Финансовые исследования. 2015. № 2. С. 74-81.
4. Казакова М.В. Вклад нефтегазового сектора в динамику экономических показателей в России и в мировой практике // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 8. С. 66-72.
5. Болдырева И.А. Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 199-201.
6. Сафина Д.И., Коновалова М.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО / Экономика России в XXI веке: сб. науч. трудов XI Межд. науч.-практ. конф. Томск: Томский политехн. ун-т, 2014. С. 262-267.
7. Левченко Н.А., Малышев А.П. Формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства: сб. науч. статей по м-лам науч.-практ. конф. Новочеркасск: Южно-Рос. гос. политехн. ун-т, 2014. С. 100-106.
8. Ползунова Н.Н. Инструменты промышленной политики в целях обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2015. № 1. С. 85-91.
9. Мозолева Н.В. Государственная поддержка экспорта: институциональные и инфраструктурные аспекты // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 86-93.
10. Ищенко Е.Г., Алексеев П.В. Совершенствование механизма поддержки экспорта в России // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 36-42.
11. Никулина О.В., Ладыгина Е.И., Хананаев А.Г. Разработка мероприятий по формированию активной политической, экономической и информационной поддержки экспорта инновационных компаний в условиях регионального кластера // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2. С. 195-199.
12. Шапкин А.А. Таможенная политика в условиях членства России в ВТО // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 263-266.
13. Шишканова Е.Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. 2015. № 6. С. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2015/15190.htm.
14. Сухарев А.Н. Анализ макроэкономических последствий введения единой валюты в ЕврАзЭС // Деньги и кредит. 2014. № 9. С. 48-53.
15. Сухарев А.Н. Государственные сбережения ради будущего политика государственного сбережения: от настоящего к будущему // Российское предпринимательство. 2009. № 12-1. С. 4-10.
16. Сухарев А.Н. Стерилизация «нефтедолларов» ради устойчивого развития экономики // Российское предпринимательство. 2009. № 11-1. С. 4-11.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Economic Policy
SPECIFICS OF CUSTOMS TARIFF REGULATION DURING ECONOMIC SANCTIONS AGAINST RUSSIA Tat'yana O. ALEKSEEVA
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 5 February 2016 Received in revised form 9 February 2016 Accepted 25 February 2016
JEL classification: F13
Keywords: sanction, custom tariff regulation, export, import substitution, customs duty
Abstract
Importance The article reviews the nature and contents of customs tariff regulation during economic sanctions against Russia.
Objectives The research reveals key difficulties the Russian economy faces due to economic sanctions, and demonstrates how those difficulties may be overcome through regulation of customs tariffs.
Methods The research employs general theoretical and practical methods of analysis. Results I review how economic sanctions influence the regulation of customs tariffs in the Russian Federation; analyze changes in import and export during the sanctions, indicate issues of, and prospects for outlining measures to improve the regulation of customs tariffs during the sanctions. Conclusions and Relevance Political pressure on Russia, economic sanctions, drop in oil prices and financial policies are the main factors that influenced the economic position of the Russian Federation. In the current circumstances, methods of customs tariff regulation play the principal role in steering foreign economic activities, and represent a flexible mechanism influencing the nature of import and export in relevant directions. Using customs duties, the State can foster or limit import or export of relevant goods. For import substitution purposes, customs duties should be increased in relation to goods having competitive substitutes manufactured in Russia.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Kovarda V.V. Vzaimosvyaz' i vzaimoobuslovlennost' vneshnetorgovoi i vnutrennei politiki Rossii [Mutual relation and dependence of foreign trade and domestic policies of Russia]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 7, pp. 431-437.
2. Baevskaya S.S., Sotina A.I. [Import substitution as a real tool for industrial growth]. Problemy iperspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Issues and Prospects of Economy and Management]. St. Petersburg, Zanevskaya ploshchad' Publ., 2014, pp. 246-248.
3. Rukina S.N. Dokhody byudzheta ot vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh [Budgetary revenue from foreign economic activities in the current circumstances]. Finansovye Issledovaniya, 2015, no. 2, pp. 74-81.
4. Kazakova M.V. Vklad neftegazovogo sektora v dinamiku ekonomicheskikh pokazatelei v Rossii i v mirovoi praktike [Oil & Gas sector's contribution to trends in economic indicators of Russia and global practices].
Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2009, no. 8, pp. 66-72.
5. Boldyreva I.A. Vliyanie dinamiki tamozhennykh platezhei na formirovanie dokhodnoi chasti federal'nogo byudzheta [An influence of trends in customs duties paid on the profitable part of the federal budget].
Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 4, pp. 199-201.
6. Safina D.I., Konovalova M.I. Dinamika i struktura postuplenii tamozhennykh platezhei v federal'nyi byudzhet Rossiiskoi Federatsii s momenta vstupleniya Rossii v VTO. V kn. : Ekonomika Rossii v XXI veke [Trends and structure of customs duties paid to the Federal budget of the Russian Federation upon Russia's accession to the WTO]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2014, pp. 262-267.
7. Levchenko N.A., Malyshev A.P. [Forms and methods of governmental regulation of foreign economic activities]. Aktual'nye voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennogo gosudarstva: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Socio-Economic Development of the Contemporary State]. Novocherkassk, South Russian State Technical University Publ., 2014, pp. 100-106.
8. Polzunova N.N. Instrumenty promyshlennoi politiki v tselyakh obespecheniya konkurentosposobnosti promyshlennykh predpriyatii [The industrial policy instruments in order to ensure the competitiveness of industrial enterprises]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom = News of Higher Educational Institutions. Series Economy, Finance and Production Management, 2015, no. 1, pp. 85-91.
9. Mozoleva N.V. Gosudarstvennaya podderzhka eksporta: institutsional'nye i infrastrukturnye aspekty [Governmental support to export: institutional and infrastructure aspects]. Akademicheskii vestnik Rostovskogo filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy, 2015, no. 4, pp. 86-93.
10. Ishchenko E.G., Alekseev P.V. Sovershenstvovanie mekhanizma podderzhki eksporta v Rossii [Improving the mechanism for export support in Russia]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 6, pp. 36-42.
11. Nikulina O.V., Ladygina E.I., Khananaev A.G. Razrabotka meropriyatii po formirovaniyu aktivnoi politicheskoi, ekonomicheskoi i informatsionnoi podderzhki eksporta innovatsionnykh kompanii v usloviyakh regional'nogo klastera [Preparing activities for ensuring active political, economic and information support to innovative companies' export within the regional cluster]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovation Economy: Prospects for Development and Improvement, 2015, no. 2, pp. 195-199.
12. Shapkin A.A. Tamozhennaya politika v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO [Customs policies and Russia's membership to the WTO]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2013, no. 3-3, pp. 263-266.
13. Shishkanova E.E. [Customs tariff regulation of foreign trade activities as a tool for the national economic security]. Kontsept, 2015, no. 6, pp. 86-90. (In Russ.) Available at: http://e-koncept.ru/2015/15190.htm.
14. Sukharev A.N. Analiz makroekonomicheskikh posledstvii vvedeniya edinoi valyuty v EvrAzES [Analyzing the macroeconomic consequences of the single currency adoption in the EEU]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 9, pp. 48-53.
15. Sukharev A.N. Gosudarstvennye sberezheniya radi budushchego: politika gosudarstvennogo sberezheniya: ot nastoyashchego k budushchemu [Governmental savings for the future. Governmental saving policies: moving from the present to the future]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2009, no. 12-1, pp. 4-10.
16. Sukharev A.N. Sterilizatsiya "neftedollarov" radi ustoichivogo razvitiya ekonomiki [Sterilizing the petrodollars for sustainable economic development]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Journal of Russian Entrepreneurship, 2009, no. 11-1, pp. 4-11.