УДК 332
Гурунян Татьяна Валентиновна
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения taniagur64@mail.ru
Истомин Леонид Григорьевич
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедры таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения istominlg@yandex.ru
Таможенные барьеры
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Tatyana V. Gurunyan
Candidate of Economic Sciences, associate professor customs affairs of the Siberian state university of means of communication taniagur64@mail.ru
Leonid G. Istomin
Candidate of Economic Sciences, professor, Manager of chair customs affairs of the Siberian state university of means of communication istominlg@yandex.ru
Customs barriers of
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES
Аннотация. В статье рассматриваются таможенные барьеры деятельности малого и среднего предпринимательства на основе проведенных исследований. Делается акцент на необходимости совершенствования институциональных условий ВЭД для предотвращения перераспределения инвестиционных потоков. Особое внимание уделено проблемам таможенного администрирования, которые препятствуют деятельности участников ВЭД. Доказывается необходимость создания единого финансового пространства. Преодоление таможенных барьеров будет способствовать повышению инвестиционного потенциала и обеспечению экономической безопасности регионов и государства в сфере ВЭД.
Ключевые слова: таможенные барьеры,
внешнеэкономическая деятельность, малое и среднее предпринимательство, финансовое пространство, таможенное администрирование.
Annotation. The article discusses the activities of customs barriers for small and medium-sized businesses. Particular attention is paid to the problems of customs administration. The necessity of creating a single financial area. Overcoming trade barriers will promote, increase the investment potential and economic security of the state and the regions in the field of foreign trade.
Keywords: tariff barriers, trade, small and medium enterprises, financial space, customs administration.
Ратификация Россией, Белоруссией и Казахстаном Евразийского экономического союза, а в перспективе присоединение к объединению других государств обостряет проблему барьеров ВЭД. Необходимо совершенствование институциональных условий ВЭД, в противном случае может произойти перераспределение инвестиционных потоков. При этом «недружественный» бизнес-^имат ВЭД становится угрозой потери конкурентоспособности и экономической безопасности региона. Крупные предприятия имеют ресурсы для осуществления деятельности в неблагоприятных условиях, а для представителей малого и среднего предпринима-
тельства (далее - МСП) это означает невозможность деятельности. По данным рейтинга Doing Business 2014 года, Россия по показателю «международная торговля» (уровень барьеров в международной торговле) занимает 155 место из 189 стран [1]. По мнению экспертов, крайне низкие места по условиям участия бизнеса в осуществлении ВЭД означают, что бизнес, прежде всего частный и некрупный, сталкивается с серьезными институциональными и административными барьерами для участия в интеграционных процессах внутри ТС [2]. Под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпри-
289
нимательской деятельности. В рамках совершенствования таможенного регулирования и устранения административных барьеров, в соответствии планом мероприятий дорожных карт АСИ планируется, что Россия по этому показателю займет 17 место в мире [3]. К наиболее значимым направлениям совершенствования таможенного администрирования относятся: сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров; совершенствование механизма уплаты таможенных платежей; смещение «нагрузки» по таможенному контролю на этап после выпуска товаров; развитие и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия [4].
В рамках ряда исследований барьеры рассматриваются шире, как недостатки деятельности различных институтов. Институциональные барьеры - низкое качество норм, «правил игры» экономической и социальной жизни и механизмов их выполнения. Формальные барьеры устанавливаются прежде всего государством [5].
Барьеры ВЭД МСП исследовались в рамках исполнения НИР «Государственное воздействие на инновационную деятельность участников ВЭД -субъектов малого и среднего предпринимательства». Проведено интервьюирование 86 предпри-
нимателей - участников ВЭД Новосибирской области в 2013-2014 гг. В таможенной статистике не отслеживаются участники ВЭД-представители МСП: «Идентифицировать, чем конкретно занимаются игроки из сектора МСБ, сложно, поскольку таможенные органы не делят участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на малые, средние и крупные компании. Можно только «точечно» отслеживать их активность» [6]. Поэтому выражаем благодарность Сибирскому Таможенному управлению, Центру координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства при Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО за содействие в интервьюировании участников ВЭД.
Практически все предприниматели указывают на барьеры во взаимодействии с таможенными органами. Основной барьер для предпринимателей - долгая процедура подтверждения факта экспорта товара (рис. 1). По данным рейтинга Doing Business 2014 года, продолжительность экспорта (в днях) для РФ - 22, для стран ОЭСР -10,5, продолжительность импорта - 20,0 и 9,6 соответственно. В условиях стремительно меняющейся макроэкономической ситуации увеличение времени на совершение таможенных операций - фактор риска для предприятий.
Регулярный досмотр партии товара по внешнеэкономическим с...
Подтверэдение страны происхождения Коррупция, вымогательство Допущение ошибок при оформлении ГТ£ Запрет использования несертифицированных по стандартам РФ Разделение комплексно го товара на несколько кодов ТН ВЭД
8%
7%
6%
5%
3%
§
Рисунок 1 - Проблемы/сложности с таможенными органами в процессе осуществления ВЭД
для субъектов МСП
Сложность в предоставлении запрашиваемых таможней документов - барьер в сфере ВЭД для 14 % предпринимателей. В РФ при экспортировании товаров необходимо предоставить 9 документов, а в странах ОЭСР - 4. Отметим, что ФТС России проводит работу по снижению данного вида барьеров. Для реализации пунктов плана мероприятий дорожных карт «Совершенствование таможенного администрирования» и
«Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», в ФТС России проводится работа по сокращению перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров [7]. Отменяются требования о представлении документов при декларировании товаров в электронной форме. Проводится постоянная автоматизация технологий таможенного контроля.
290
Предприниматели указывают на дополнительные требования таможенных инспекторов к участникам ВЭД (впоследствии не обоснованные), сложность в получении консультаций от таможенных органов (сложность процедуры, длительность ожидания), регулярный досмотр партии товара по внешнеэкономическим сделкам (затягивание сроков), дополнительные требования со стороны таможни обоснования страны происхождения при ввозе иностранных товаров. Эти факторы повышают издержки, снижают конкурентоспособность предприятий.
Представители МСП в качестве барьера деятельности отмечают несогласованность норм
таможенного законодательства, регламентов РФ и стран, в отношении которых осуществляется ВЭД. По мнению респондентов, в рамках ТС еще не создано единое финансовое пространство, условия налогообложения в странах-участницах отличаются, причем в невыгодном для нашей страны ракурсе.
Поэтому некоторые предприниматели намерены перевести деятельность в Казахстан (или уже перевели). Налоговое бремя в Казахстане на 40 % меньше, чем в РФ. В таблице 1 представлена структура налоговой нагрузки в странах ТС и в Армении.
Таблица 1.
Налоговая нагрузка на предприятия в некоторых странах
Страна Налог на прибыль (% от прибыли) Налог на выплаты на з/л (% от прибыли) Другие налоги Общая налоговая ставка
Россия 8,4 35,4 5,1 48,0
Беларусь 11,9 39,9 1,0 52,0
Казахстан 15,9 11,2 1,5 28,6
Армения 19,5 0,00 0,8 20,4
Составлено по: Сайт Doing Business: оценка бизнеса регулирования. URL : http://russian.doingbusiness.org/rankings
Армения уже заявила о намерении присоединиться к Договору о Евразийском экономическом союзе, и налоговая нагрузка в стране почти на 50 % меньше, чем в РФ. Естественно, что для снижения издержек предприниматели стараются менять место налоговой регистрации и фактической локализации своей деятельности. Высокая налоговая нагрузка резко снижает инвестиционную привлекательность региона, приводит к оттоку ресурсов, бегству капитала. Создание несырьевого производства и модернизация экономики будет происходить в странах с более благоприятными налоговыми условиями.
Поэтому необходимо углубление экономической интеграции стран-членов ТС (а с 2015 года Евразийского экономического союза), создание общего финансового рынка; условий для взаимного признания лицензий и разрешений; определение подходов к регулированию, надзору, прозрачности деятельности участников рынка. Для достижения конкурентных преимуществ необходимо гармонизировать налоговое законодательство в соответствии с международными стандартами и наилучшими практиками.
Только 8 % предпринимателей считают коррупцию в таможенных органах барьером деятельности в сфере ВЭД. Коррупция негативно отражается на бизнес-сообществе, в котором создается недобросовестная конкуренция, возникают дополнительные издержки. ФТС России ведет системную работу по профилактике и пресечению коррупционных явлений.
Анализ имеющейся научной литературы и выступлений должностных лиц таможенных органов позволяет сделать вывод, что главным
направлением в устранении формальных барьеров является совершенствование законодательства Евразийского экономического союза.
Наряду с Таможенным кодексом ТС, 20 международными соглашениями, 50 решениями ЕЭК, в настоящий момент действуют еще 339 отсылочные нормы. При этом только 60 % из них относятся к таможенному законодательству, а остальные - к налоговой, валютной, административной, гражданской сферам. Почти 40 % имеющихся в Таможенном кодексе отсылочных норм на национальное законодательство государств - членов ТС выходит за пределы компетенции таможенных органов.
ЕЭК проводит работу по подготовке усовершенствованного, отвечающего современным требованиям проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Основные приоритеты в совершенствовании правовой базы: упрощение порядка совершения таможенных операций, создание благоприятных условий для осуществления ВЭД; максимальная унификация таможенных правил, особенно по вопросам таможенного декларирования, приведение нормативных актов в соответствии со стандартами Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
Преодоление таможенных барьеров будет способствовать повышению инвестиционного потенциала и обеспечению экономической безопасности регионов и государства в сфере ВЭД.
291
Литература:
1. Сайт Doing Business: оценка бизнеса регулирования [Электронный ресурс]. URL : http:// russian.\doingbusiness.org/rankings (Дата обращения: 05.12.2014).
2. Хейфец Б.А. Конкуренция за иностранные инвестиции в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России // Россия и современный мир. 2011. № 4.
3. Россия в глобальной экономике. Материалы IV Международной конференции «Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества - 2012». Международная экономика. 2013. № 1.
4. Заседание Коллегии ФТС России. 15.10.2014
[Электронный ресурс]. URL : http://www.
customs.ru/index.php (Дата обращения: 19.10.2014).
5. Гурунян Т.В. Институциональные барьеры инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Модернизация и инновационное развитие экономических систем: коллективная монография / под. Ред. В.М. Матюш-ка. М. : РУДН, 2014. С. 37-53.
6. Ольховская У Малый и средний бизнес в «слепой зоне» // Эксперт Сибирь. 2013. № 26 (381).
7. Герасютина О. По дорожным картам // Таможня. 2014. № 23(№ 358) декабрь.
Literature:
1. Site Doing Business: business valuation
regulation [electronic resource]. URL : http://russian. doingbusiness.org/rankings (Date of access: 05.12.2014).
2. Heifetz B.A. Competition for foreign investment in the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia // Russia and the modern world. 2011. № 4.
3. Russia in the global economy. Proceedings of the IV International Conference «Customs and business: international and regional aspects of cooperation - 2012». International Economics. 2013. № 1.
4. The meeting of the Board of the Federal Customs Service of Russia. 15.10.2014 [electronic resource]. URL : http://www.customs.ru/index.php (Date of access: 10.19.2014).
5. Gurunyan T.V. Institutional barriers of innovation activities of small and medium-sized businesses // modernization and innovative development of economic systems: collective monograph / under. Ed. V.M. Matiushka. M. : People's Friendship University, 2014. P. 37-53.
6. Olkhovskaya W. Small and medium enterprises in the «blind spot» // Expert Siberia. 2013. № 26 (381).
7. Gerasyutina O. roadmap // Customs. 2014. № 23 (№ 358) December.
292