3. Отчет о НИР по теме «Методические рекомендации по установлению (подтверждению) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования», лот № 8, часть I. Анализ практики установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования антимонопольными органами. Анализ основных факторов,
определяющих доминирующее положение хозяйствующих субъектов на рынке услуг, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования, Москва, 2008.
4. Положение о порядке проведения проверок деятельности территориальных органов ФАС (утв. Приказом ФАС России от 17.11.2004 № 177).
5. Временные Методические рекомендации по выявлению монопольно высоких цен (утв. ГКАП РФ от 21.04.1994 № ВБ/2053).
ВЛИЯНИЕ НОВОГО ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Глухоманова А.А., старший преподаватель кафедры товароведения и экспертизы ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса»
В данной статье рассмотрены вопросы Внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Описывается роль таможенного законодательства в условиях создания Таможенного Союза (ТС). Выявлены проблемы вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Отмечены достоинства и недостатки таможенного законодательства в условиях вступления России в ВТО.
Ключевые слова: Таможенное законодательство, Таможенный союз, Таможенный кодекс, Всемирная Торговая Организация, Внешнеэкономическая деятельность, экспортно-импортные операции.
THE INFLUENCE OF NEW CUSTOMS LEGISLATION ON FOREIGN ECONOMIC RELATIONS IN CONDITIONS OF RUSSIA’S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION
Gluhomanova A., Senior Lecturer Department of commodity research and examination FGBOU SEIHPE «the Vladivostok State University
of Economics and service
This article discusses issues offoreign economic activity. The article is described role of customs legislation in the establishment of the Customs Union (CU). The showing of problems of Russia’s accession to the World Trade Organization (WTO). Are the advantages and disadvantages of customs legislation under conditions of Russia’s accession to the WTO.
Keywords: customs legislation, the Customs Code of the Customs Union, World Trade Organization, foreign-economic activity, export-import operations.
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. В системе сложившихся экономических отношений регулирование в сфере таможенного дела ведомственными нормативными правовыми и иными актами Федеральной таможенной службы (ФТС) России является необходимым средством оперативного реагирования на изменения экономической конъюнктуры, поведения участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, чья деятельность связана с осуществлением внешней торговли Это затрагивает проблемы в изменении государственного законодательства,
Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) предусматривает немалое количество изменений и нововведений. Помимо изменений в его понятийном аппарате, данный кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяется их правовая природа и смысловое наполнение, что требует перестройки организации деятельности таможенных органов Российской Федерации. Этими обстоятельствами определяется актуальность темы и ее значимость в условиях современного развития внешнеэкономической деятельности.
В рамках данной статьи затрагиваются три основных вопроса.
1. Изменения, произошедшие в таможенном законодательстве и их влияние на внешнеэкономические отношения.
2. Особенности таможенного законодательства государств Таможенного Союза (ТС).
3. Проблемы, связанные со вступлением России в ВТО и их влияние на Внешнеэкономические отношения (ВЭО).
Рассмотрим изменения, произошедшие в таможенном законодательстве.
• Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ). В ТК ТС закреплено 11 форм таможенного контроля, применяемых при постконтроле, причем три из них являются
новыми. Это учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета и отчетности; таможенная проверка. Новым в таможенном законодательстве можно считать и норму о том, что таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и (или) в ходе выездной таможенной проверки, может проводиться без создания зон таможенного контроля. Вместо формы таможенного контроля «таможенная ревизия» введена форма «таможенная проверка» (ст. 110 ТК ТС). Введена статья «Отказ в выпуске товаров» (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
• Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты устанавливается до выпуска товаров в соответствии с указанной процедурой. Создание таможенного союза не означает приостановления или переосмысления реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
• Утвержден перечень таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) и четко определено понятие ТЛТ. Установлена возможность применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товаров, ввезенных для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезёнными товарами либо использования их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов (статья 279 ТК ТС). Это создаст благоприятные условия для научных, исследовательских организаций, которые смогут ввозить товары для проведения испытаний,
исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов либо использовать их в ходе таких испытаний и исследований, в том числе в целях создания высокотехнологичной продукции, с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты таможенных пошлин, налогов.
• На уровне закона определен институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), являющийся новшеством ТК ТС. Также отражен порядок ведения УЭО системы учета и представления отчетности таможенным органам, указаны требования к складским помещениям, на которых УЭО будет осуществлять хранение товаров, находящихся под таможенным контролем.
• Введена электронная система ФТС Суть системы в том, что сведения о всех товарах подаются отправителем, перевозчиком или получателем через бесплатный раздел портала ФТС не менее чем за 2 часа до ввоза. Специалисты выбирают объекты контроля еще до прибытия транспортного средства [1].
Данная возможность будет реализована двумя способами:
1) путем подачи юридически значимых документов и сведений, заверенных Электронной цифровой подписью (ЭЦП);
2) посредством Web-портала «Электронное представление сведений».
Первый вариант требует, во-первых, наличия у заинтересованного лица ЭЦП, во-вторых, подключения в соответствии с установленными требованиями информационных систем участников ВЭД к информационным системам таможенных органов.
По второму варианту участникам перевозочного процесса предоставлена альтернатива- представление предварительной информации через портал ФТС России. В данном случае не требуется подключение систем участников ВЭД к системам таможенных органов. Предварительная информация подается через Интернет и сокращает время декларирования.
Похожая ситуация также складывается с технологией «одного окна». Как известно, вступивший в силу с 1 августа 2011 года Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 394-Ф3 внес изменения в ряд законодательных актов. В этом документе должностным лицам таможенных органов переданы функции документарного контроля и принятия решений о пропуске товаров, немедленном вывозе либо об их направлении в специализированные оборудованные и оснащенные места для физического и/или лабораторного контроля в отношении подконтрольных ветеринарному надзору, санитарнокарантинному контролю, государственному карантинному фитосанитарному контролю.
Реализация указанных принципов направлена на минимизацию сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в морских пунктах пропуска и преследует стратегические цели России, а именно повышение конкурентоспособности российских портов и интеграцию транспортных систем стран-участниц Таможенного союза в мировую транспортную систему.
Так, в принятом в развитие Закона РФ «О государственной границе» от 01.04.1993 № 4730-1 постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» отмечается, что «согласно принципу «одного окна», перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию ТС, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля». Целью введения данного принципа, была минимизация времени проведения государственного контроля в пункте пропуска за счет исключения дублирующих функций и действий государственных органов.
При введении принципа «одного окна» российское законодательство руководствовалось принципом «единого окна», основанным на рекомендациях Европейской экономической комиссии. Этот принцип подразумевает применение систем электронного обмена данных, управления рисками и предварительного (до прибытия товаров) уведомления, ориентированных на сокращение сроков очистки и выпуска товаров.
• Кроме всех перечисленных новшеств из уголовного законодательства исчезло понятие «контрабанды товаров», и теперь такие случаи трактуются как административные правонарушения. Впрочем, уже в ближайшее время таможенники сами начнут отслеживать такие ситуации. В ФТС создано новое управление контроля после выпуска
товаров, оно будет действовать на правоохранительном и фискальном уровне. ФТС готова использовать стопроцентный электронный обмен данными с любыми федеральными ведомствами. Однако принятый закон не создает правовой основы для прорыва в сфере таможенных технологий при импорте. К сожалению, в нем сохранилось основное ограничение: товары удерживаются, то есть не выпускаются, до тех пор, пока не будет завершена проверка правильности расчета таможенных платежей, а у таможенных органов не появится подтверждение, что уплаченные денежные средства в полном объеме поступили на соответствующие счета. По-прежнему плательщикам предлагается исчислять их самостоятельно. А в Таможенном кодексе Евросоюза устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должен быть рассчитан и учтен размер таможенных платежей, так как сразу после этого в адрес плательщика направляется извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей. Если исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму.
Предполагается, что применение такого положения в Таможенном кодексе Таможенного союза позволит добиться ряда преимуществ:
- уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической деятельности;
- избежать ошибок при определении объема таможенных платежей;
- своевременно определить таможенную стоимость товаров и снизить уровень ее корректировок;
- повысить эффективность контроля за уплатой таможенных платежей
Несмотря на имеющиеся преимущества в новом таможенном законодательстве можно выделить ряд проблем:
- основной проблемой предпринимателей при осуществлении таможенных операций является недоверие российской таможни. Это подтверждается рядом цифр. Например, в США таможенному досмотру подвергается всего 1-2 % импортных товаров, в Германии до 3% импортных товаров, в России 44% импортных товаров, правда по определенным группам риска;
- нет достаточного количества современных складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС) на базе логистических парков и складских комплексов класса «А». Несмотря на это есть логистические парки и современные СВХ Например, в Московском регионе из более 45 мест размещения таможенных органов, современными и удовлетворяющими требованиям времени соответствуют не более 18-20% СВХ и ТС;
- нередко некоторые сотрудники таможенных органов прибегают к определению, затем корректировке таможенной стоимости для контрактной поставки на основании информации полученной с помощью сети Интернет. При этом они требуют установку цены контракта как на розницу, в то время как любая импортная поставка это опт. В качестве примера можно назвать право таможни требовать корректировки таможенной стоимости товаров с запретом их выпуска до подчинения указанным требованиям. В новом кодексе прописана финансовая ответственность государства перед бизнесом. В части 6 статьи 147 сказано, что при возникновении такого рода случаев суммы излишне взысканных таможенных платежей будут возвращаться участникам ВЭД с процентами [1, 2].
- что касается таможенных сборов то, в конце прошлого года ФТС России по некоторым группам товаров (84-90) предложила реализовать принцип отвязки таможенных сборов от стоимости экспортируемых товара и объявила единую ставку в 5 тыс. рублей. На практике это означает, что у участника ВЭД появляется возможность не подтверждать таможенному органу фактурную, статистическую, таможенную, любую другую стоимость, которая влияет на таможенные сборы. Однако эксперты, просчитав последствия этой меры, пришли к выводу, что для многих экспортеров она не станет существенным облегчением. На практике это означает, что экспортеры несырьевых товаров смогут представлять в таможню намного меньше документов. В Беларуси этот вопрос решен радикальнее: по указу Президента РБ от 13.07.2006 при таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, таможенные сборы вообще не уплачиваются. В то же время в Казахстане единые ставки сбора установлены и по экспорту, и по импорту по постановлению Правительства РК от 08.07.2003 № 669 за основной лист грузовой таможенной декларации уплачивают 50 евро, за каждый добавочный лист - 20 евро.
Таким образом, изменения в таможенном законодательстве создают условия, содействующие развитию внешней торговли и модернизации экономики; расширение сферы применения декларирования товаров в электронной форме, предварительного информирования, технологии удаленного выпуска; повышение эффективности применяемой системы анализа и управления рисками; взаимодействие с Евразийской экономической комиссией; совершенствование межведомственного взаимодействия с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в части информационного обмена в электронном виде о разрешительных документах, подтверждающих соблюдение ограничений; реализация мероприятий ВТО.
Кроме того, следует отметить другие отрицательные стороны:
- конституционными нормами России, Белоруссии и Казахстана установлены различные государственные языки, с помощью которых, в частности, производится и заполнение документов для таможенных целей. В настоящее время не выработан единый подход к использованию какого-то одного языка на территории Таможенного союза;
- неясной остается ситуация со сроками таможенного оформления. В Таможенном кодексе ТС устанавливается однодневный срок, однако допускается его продление до 10 дней (ст. 196), что приводит к ухудшению положения субъектов внешнеторговой деятельности по сравнению с ныне действующими нормами. Кроме того, основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, а это значит, что данная норма будет применяться по усмотрению должностных лиц таможенных органов, что недопустимо;
- актами национальных законодательств устанавливаются различные суммы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами: в Российской Федерации - 65 тысяч рублей, в Белоруссии - 1 тысяча евро, в Казахстане сумма варьируется в зависимости от вида товара. В случае перемещения таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза граждане будут искать лазейки для ввоза товара через ту страну, где действуют более выгодные условия;
- до настоящего времени не решен вопрос о ввозе иностранных автомобилей. Учитывая, что на территории Белоруссии действуют пониженные ставки таможенных пошлин, многие частные субъекты с целью минимизации таможенных издержек планируют их ввоз через эту страну с последующей регистрацией на территории России
Приведем примеры влияния изменений в законодательстве на внешнеэкономическую деятельность.
От импорта товаров в 2011 году платежей от участников внешней торговли поступило на 2,115 трлн. руб. (на 22% больше, чем в 2010-м), от экспорта — 3,710 трлн руб. (на 48% больше). Данные по анализу импорта и экспорта представлены на рисунке 1.
2011
Рис. 1. Анализ импортно-экспортных операций
Это результат целенаправленной работы по обеспечению достоверности декларирования, контроля таможенной стоимости то-
варов, правильности классификации товаров и обоснованности предоставления льгот и преференций вклад импортных платежей, прежде всего НДС при ввозе товара, Доля деклараций со сроком выпуска один день достигла 99,8%, что соответствует мировым стандартам. Также через интернет получено свыше 500 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах, ввозимых автотранспортом: на 200 тыс. больше, чем в 2010 году. . При этом 13 постов были созданы в формате центров электронного декларирования, специализирующихся на операциях с товарами, оформляемых исключительно с помощью информационных технологий. Результативность проверок соблюдения валютного законодательства увеличилась на 12%. Возбуждено и передано в Росфиннадзор более 12 тысяч дел об административных правонарушениях на сумму свыше 165 млрд. рублей. Благодаря совместным с Банком России мерам, объем валютных операций с использованием подложных таможенных деклараций уменьшился в 13 раз.
Если взять применение системы управления рисками (СУР) в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры и операции, отличные от операций прибытия, то здесь картина следующая: всего оформлено более 2,5 млн. партий, под действие системы управления рисками (СУР) попали около 790 тыс. партий, из них досмотрено - 181 тыс., что составило 6,8% от общего числа партий товаров [3].
Непредсказуемость диктуемых публичной властью правил игры в таможенной сфере неминуемо приведет к росту числа правонарушений, расширению «теневого» оборота товаров, укреплению проблемного имиджа таможенной службы. Самый высокий показатель в Северо-Кавказском округе. На него приходится почти половина дел о корректировке таможенной стоимости, рассмотренных федеральными арбитражными судами (576 из 1235). Причем в этом округе доля таких споров составляет 73% всех судебных разбирательств с таможней. Дальневосточный округ - второй по количеству споров о корректировке таможенной стоимости (302 из 658). На третьем месте - Московский округ (132 из 601) [3].
Таким образом, если в целом говорить о применении СУР в отношении ввозимых товаров, то доля их досмотров составила 4,5%.. Если посмотреть цифры по вывозимым товарам, то они еще меньше: оформлено более 2 млн. партий товаров, а досмотрено -15,35 тыс., что составило около 0,7%. Самыми главными показателями работы таможенных органов на этом направлении можно назвать следующие: по итогам применения СУР возбуждено более 23 тыс. дел об административных правонарушениях и 477 уголовных дел. Общая сумма наложенных штрафов составила более 2 млрд. рублей [4].
Следующая проблема, о которой хочется сказать, является вступление России в ВТО.
Официальная оценка бюджетных потерь от снижения ставок ввозных таможенных пошлин содержится в финансово-экономическом обосновании проекта закона о присоединении России к ВТО, внесенного правительством в Госдуму. От этого Россия потеряет в первый год до $9 млрд, по нынешнему курсу в 310 млрд рублей. По подсчетам министерства, общие потери в российской легкой промышленности в ближайшие несколько лет составят 2,7 млрд. руб. Не так уж и много, по сравнении, например с сельским хозяйством, которому, по подсчетам Мисельхоза, членство России в ВТО будет обходиться в 96-111 млрд. руб. ежегодно. . Возможно снижение объемов производства на 5-10%. Суммарные потери составят 700 млн. руб.[3].
В рамках отмеченных задач выявлены положительные и отрицательные изменения в законодательства.
Положительные аспекты - создание Таможенного союза позволило реализовать ряд основных преимуществ для развития бизнеса, таких как прозрачность и единообразное применение норм таможенного регулирования; упрощение таможенных операций и процедур; сокращение времени на исполнение таможенных формальностей; снижение административных барьеров, свободное перемещение товаров во взаимной торговле; расширение рынков сбыта товаров и услуг с минимизацией издержек; развитие производственной кооперации.
Отрицательные аспекты - не завершена унификация административного, гражданского, уголовного законодательства, что может повлечь перемещение товаров на территорию Таможенного союза с нарушением законодательства через страну с менее высокими санкциями за данные нарушения; в ТС действуют разрозненные и зачастую несовместимые друг с другом системы информационно-
го обмена между таможенными, налоговыми, санитарными, ветеринарными, карантинными и другими контролирующими органами, что не позволяет обеспечить полный эффективный контроль за движением товаров через таможенную границу и по территории Таможенного союза. Не создана единая электронная база данных лицензий и других разрешительных документов.
Таким образом, можно отметить возможность существенной конкуренции со стороны таможен-союзников, если на границах РФ будут задержки в таможенном оформлении, проблемы с избыточным объемом испрашиваемых документов, и не дружественное таможенное обслуживание, то нет проблем перейти на те же услуги в Белоруссию, где выше сервис, или в Казахстан, где НДС меньше. Грузы, пребывающие по импорту в одну из стран таможенного союза после таможенное оформление в стране-участнице ТС приобретают статус «товара таможенного союза» и одновременно право свободного обращения на всей территории Таможенного союза.
В рамках рассмотрения проблем, связанных со вступлением России в ВТО отметим также, что если будут снижены ставки ввозных пошлин на импортные товары, будет происходить снижение
поступлений в Госбюджет. Кроме того это повлечет за собой уменьшение таможенной стоимости импортных товаров, что повлияет на конкурентоспособность товаров отечественного производства. Возможно снижение объемов производства на 5-10%.
Безусловно, вопросы, связанные со вступлением России в ВТО вызывают множество споров. Вместе с тем, представленный материал является основанием для научной дискуссии, а разрешение проблем обеспечит конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Литература:
1.Таможенный кодекс Таможенного союза.- Москва: проспект, 2010. - 184 с.
2.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2011. - 189 с.
- (Кодексы. Законы. Нормы).
3. Новости таможни и ВЭД. Режим допуска: http://www.tks.ru/ news/nearby.
4. Таможня. Аналитика и интервью. Режим допуска: http:// www.tamognia.ru/people/articles/
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ
Немчанинова М.А., к.э.н., заведующий кафедрой «Финансы и кредит», Дальневосточный государственный университет путей
сообщения
В статье рассматриваются вопросы совершенствования существующих мер по привлечению инвесторов в транспортный сектор экономики России, предлагается экономическое обоснование инвестиционных механизмов для повышения эффективности инвестирования железнодорожной отрасли.
Ключевые слова: инвестиции; государственно-частное партнерство; транспортная инфраструктура.
RATIONALE FOR THE USE OF MODERN INVESTMENT MECHANISMS FOR CREATING EFFICIENT TRANSPORTATION NETWORK
Nemchaninova M., PhD, head of Finance and Credit chair Far Eastern State Transport University
The questions of improvement of existing measures of attracting investors in the transport sector of the Russian economy, proposed justification of development of mechanisms to improve the rail industry investment.
Keywords: investments; public-private partnerships; transport infrastructure.
Транспортный сектор экономики большинства стран относится к стратегически важным объектам, существенно ограниченным в обороте. С одной стороны государство требует более совершенного развития транспортной инфраструктуры, с другой стороны не имеет возможности финансировать крупные проекты для организации наиболее прибыльных предприятий.
На сегодняшний день вопрос об инвестировании в железнодорожную отрасль отличается своей актуальностью и необходимостью проработки эффективных механизмов для повышения ее инвестиционной привлекательности. Для современного российского транспортного комплекса требуется совершенствование проектного подхода к поиску приоритетных форм инвестиционного сотрудничества.
Наиболее остро, на сегодняшний день, встает вопрос совершенствования существующих мер по привлечению инвесторов в отрасль. Если говорить о железнодорожном транспорте, то по мнению руководства, на сегодняшний день недостаточно много уделяется внимания транспорту необщего пользования, темпы концес-сионирования железных дорог существенно снижены. При этом, проводимые конкурсы по выбору строителей отдельных участков железнодорожных трасс, показывают достаточно значимый интерес со стороны потенциальных инвесторов. Отсюда вытекает главная проблема инвестирования железнодорожного транспорта, с одной стороны отрасль остается закрытой для инвесторов, с другой стороны государственных средств на ее совершенствование не выделяется. Все это является существенным обоснованием для проработки новых и совершенствования существующих мер по привлечению дополнительных источников инвестирования отрасли. Приоритетными сферами инвестиционных вливаний остается пассажирская компания и локомотивная инфраструктура.
Считаем целесообразным разобраться в сложившейся ситуа-
ции. Не секрет, что каждый из более или менее успешных предпринимателей задумывается над вопросом куда вложить свой капитал так, чтобы через определенное время он принес значительную прибыль. Данный вопрос является достаточно серьезным и требующим тщательного анализа и глубокой проработки.
Долгое время железнодорожная отрасль сочетала в себе функции государственного и хозяйственного регулирования. Согласно экономической теории, подобное совмещение в условиях рынка в конечном итоге приведет к конфликту государственных и хозяйственных интересов. Изменить существующее положение дел была призвана, проводимая в настоящее время, реформа железнодорожной отрасли. Суть проводимой реформы заключается в передаче функций хозяйственного управления открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Основной целью данного реформирования является повышение инвестиционной привлекательности отрасли. В качестве предпосылок для столь масштабного преобразования послужили показатели неэффективной работы железнодорожного транспорта, а также опыт стран, где аналогичные отрасли предопределяют эффективность работы отдельного сектора и экономики государства в целом.
В течение всего последнего десятилетия XX века российский железнодорожный транспорт развивался только за счет собственных средств, то есть по системе перекрестного субсидирования, когда нерентабельные пассажирские перевозки финансировались за счет грузовых. Если рассматривать рост железнодорожных тарифов, то следует отметить его крайнюю нестабильность по отношению к росту цен на перевозимые товары. Интервал колебаний достигал значительных изменений в диаметральной противоположности. Благодаря этому в цене российской продукции существенно снизилась транспортная составляющая. В результате произошел