УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
УДК 658.5
Е. В. Приймак, В. В. Хасанова СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНОМ В РАМКАХ ВТО И ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Ключевые слова: таможенная деятельность, качество, показатели качества.
Образование Таможенного союза, целью которого является обеспечение благоприятных условий торговли между странами, вступление России в ВТО актуализирует задачу сближения таможенной практики нашей страны с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности.
Keywords: customs activity, quality, quality indicators.
Formation of the Customs union which purpose is maintenance offavorable conditions of trade between the countries, a Russia’s accession to the World Trade Organization staticizes a problem of rapprochement of customs practice of our country with the international rules and procedures of regulation offoreign trade activities.
Таможенная деятельность — это своеобразная государственная услуга участникам
внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Как и любой другой вид деятельности, таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества [1]. Критерии качества таможенной деятельности в соответствии с ее видом должны определяться заказчиком и потребителем, т.е. Правительством РФ или от его имени Федеральной таможенной службой (ФТС) и участниками ВЭД, или от их имени объединениями предпринимателей. Таможенные процессы, осуществляющиеся в различных таможенных органах, являются продуктом труда персонала таможенных органов и в этом смысле имеют определенные показатели качества, в том числе:
а) уровень соблюдения таможенного законодательства;
б) надежность таможенного контроля;
в) затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;
г) оперативность и полнота выполнения таможенных функций;
д) объективность и конфиденциальность;
е) наличие ошибок в работе, претензий и жалоб участников ВЭД;
ж) гарантированность защиты от вывоза запрещенных к экспорту товаров и гарантированность защиты от запрещенных к ввозу вредных, опасных и некачественных товаров и др.
Некачественное выполнение таможенных функций или таможенных услуг - нарушения таможенного законодательства, недостаточная надежность таможенного контроля, пропуск на территорию России вредной, опасной и некачественной продукции и услуг, коррупция персонала, в совокупности характеризующие уровень качества таможенной деятельности, - приводит к серьезным негативным последствиям. Для
государства - это потеря репутации таможенной системы, риски снижения объемов таможенных платежей, пропуск на таможенную территорию РФ контрабандных, вредных, опасных и
некачественных товаров и услуг, снижение уровня экономической и экологической безопасности страны, ухудшение здоровья нации. Для участника ВЭД - это потери от простоев, помехи в переходе на более рациональные методы организации производства, рост рисков в коммерческой деятельности.
Чтобы обеспечить соблюдение
современных требований к таможенному администрированию и качеству выполнения функций таможенных органов, необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя методы управления качеством.
Вступление РФ в ВТО ещё более актуализирует задачу сближения таможенной практики нашей страны с международными правилами и процедурами регулирования ВЭД [2,3].
В связи с этим в РФ принят законопроект, вносящий изменения в Таможенный кодекс [4,5]. Поправки в очередной раз призваны упростить процедуру ввоза и вывоза товаров и усовершенствовать порядок исчисления и уплаты таможенных сборов. Данная инициатива призвана облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза (ТС). Предлагается сделать порядок совершения таможенных операций более простым, быстрым, прозрачным, и менее затратным (рис. 1).
Как же обеспечить взаимную прозрачность и в то же время не допустить вмешательства в суверенные дела? Как не обидеть друг друга в случае выявления разных подходов в применении законодательства ТС? Ответы на этот вопрос может дать система менеджмента качества и внедрение элементов международных стандартов ИСО серии 9000, адаптированных для всех таможенных служб стран ТС и ВТО [6].
+ Снижены? капичесгпа тре-бугмих локумснтпа
Импорт
№П«рт
ь в е
И.
2йт2\ 2Д13 2015 2К0
20ІИ 2Сп2 2015- 20ЭД
Снижение €рйка йфйрМЛЁНИЙ ДОКумеНТОВ
Импорт Экспорт
3-Е 2+
. ■?■=, 2И21 201Э 2&1Б 2020
ЯМЇ' гои ЯИ5 5020
- Спнжс-мие стоимости оформлении
Импорт Экспирг
I
1050
1І1К 1№ ЇЙ1Е МЫ »11' 1413 Ш1!| ЯНН
■ т-ькущиь гюкіяатьпи Н-прегнин динамни ■- цельвые- гикйіате-ли
Рис. 1 - Изменение
таможенных операций
порядка совершения
Международные стандарты предусматривают:
а) разработку унифицированного, единого для всех таможенных служб союза отраслевого стандарта;
б) введение независимого аудита;
в) проведение социологических
исследований;
г) рейтинг таможенных органов и выработку соответствующих рекомендаций.
Как следует из стандарта ИСО 9001, СМК должна быть внедрена результативно. Следовательно, результативность необходимо демонстрировать и доказывать. А чтобы доказать, надо измерить.
Ответить же на вопрос «как оценивать?» очень непросто, т.к. стандарты не называют показателей оценки или измерения результативности.
Таможенная служба представляет собой субъект государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности. Как и любой другой вид деятельности, таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества.
Основные параметры, по которым оценивается работа таможенной службы:
а) сокращение времени выполнения таможенных процедур;
б) снижение непроизводственных издержек хозяйствующих субъектов;
в) полнота и своевременность поступления таможенных платежей;
г) эффективность противодействия
преступлениям и правонарушениям.
Так вот, система управления таможенными органами должна обеспечить устойчивое достижение этих параметров на уровне, соответствующем ожиданиям потребителей услуг, оказываемых таможенными органами, а именно государств ТС и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), иных заинтересованных лиц. При этом степень удовлетворенности качеством услуг, оказываемых таможенными службами различных государств, в идеале должна быть одинаково высокой.
Таким образом, качество процесса таможенного контроля (ТК) представляет собой степень соответствия полноты, правомерности и своевременности действий должностных лиц таможенного органа при осуществлении ТК требованиям законодательных, нормативных и правовых актов. В целях оценки степени достижения целей в области ТК показателей в [7] сформирована Комплексная система показателей (табл. 1). Показатели объединены в пять
взаимосвязанных групп, отражающих:
• Правомерность;
• Адекватность;
• Технологичность;
• Оперативность;
• Результативность процесса ТК (рис. 2).
°^ь - ~ те**0 Рис. 2 - Звезда качества таможенного контроля
Таблица 1 - Комплексная система показателей качества таможенного контроля
Показатели
Правомер- ность Количество субъективно обусловленных нарушений в области таможенного дела на 1000 зарегистрированных ДТ
Техноло- гичность Доля поданных с использованием Интернета ДТ, выпущенных в электронной форме, в общем числе ДТ.
Доля ДТ, выпущенных с применением технологии удаленного выпуска, в общем числе ДТ
Опера- тивность Продолжительность совершения таможенных операций
Адекват- ность Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных.
Средний размер наложенных штрафов по одному постановлению по делу об АП
Результа- тивность Уровень полноты перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет
Результативность применения форм ТК: таможенные досмотры на основании интуитивных профилей рисков (при вывозе); таможенные досмотры на основании интуитивных профилей рисков (при ввозе).
Результативность применения форм ТК: таможенные досмотры на основании срочных профилей риска
Доля взысканных штрафов по делам об АП в общей сумме наложенных штрафов
Пример соотношения характеристик и показателей качества процесса ТК представлен в таблице 2. Таблица 2 - Пример соотношения характеристик и показателей качества процесса ТК
При этом качество процесса ТК может быть:
а) плохим (при частичном соответствии требованиям) или низким;
б) хорошим (при неполном соответствии требованиям) или средним;
в) превосходным (при полном
соответствии требованиям) или высоким.
Степень соответствия характеристик качества процесса ТК требованиям менее чем на треть считается отсутствием качества.
К сожалению, до сих пор не созданы наднациональные институты, способные
беспристрастно оценить качество работы той или иной таможенной службы, выявить несоответствия, отклонения, выработать рекомендации, отсутствует система показателей и методика мониторинга, в то время когда необходимость скорейшего появления таких институтов и инструментов становится очевидной. Внедрение же СМК в таможенные органы и применение комплексной методики оценки результативности ТК в условиях сокращения сроков таможенного контроля и
количества проверяемых документов, позволит не допустить снижения качества выполнения таможенных функций или нарушения таможенного законодательства, что в свою очередь будет гарантировать запрет ввоза на территорию России вредной, опасной и некачественной продукции.
Литература
1. Макрусев В.В. Основы управления таможенными
органами России: учебник / В.В.Макрусев,
В.Т.Тимофеев, И.Н.Колобова, С.В.Барамзин,
А.Ф. Андреев. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009. 83с.
2. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО // Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2012. - № 4. - С. 176-178.
3. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, тенденции и перспективы: коллективная монография/под ред. С.И.Долгова и А.Н.Спартака//Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития россии.-М.ВАВТ,2012. -191 с.
4. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
5. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311 -Фз "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
6. Ерошенко С.А. Семинар «Система менеджмента
качества в таможенных органах»
(http://www.tamognia.ru).
7. Миретин А. В. К проблеме классификации типов, видов и форм таможенного контроля // Таможня: история, теория, практика.
Характерис- Показатели качества
тики Позитивные Негативные
качества формулировки формулировки
1. Полнота 1.1. Количество 1.2. Количество
приема и (доля) случаев (доля) нарушений
регистрации соблюдения порядка приема и
ДТ порядка приема и регистрации ДТ.
регистрации ДТ.
2. Правомерно 2.1. Количество 2.2. Количество
сть приема и (доля) случаев (доля) случаев
регистрации правомерного неправомерного
ДТ принятия ДТ принятия ДТ
3. Своевре- 3.1. Количество 3.2. Количество
менность (доля) случаев (доля) случаев
приема и своевременного несвоевременного
регистрации принятия ДТ принятия ДТ
ДТ
4.1. Количество 4.2. Количество
4. Полнота (доля) случаев (доля) нарушений
проведения соблюдения порядка
таможенных порядка проведения
досмотров проведения таможенных
(осмотров) таможенных досмотров
досмотров (осмотров)
(осмотров)
5.1. Количество 5.2. Количество
5. Правомер- (доля) (доля)
ность таможенных таможенных
проведения досмотров досмотров
таможенных (осмотров), (осмотров),
досмотров результаты результаты
(осмотров) которых которых не
позволяют позволяют
идентифицировать идентифицировать
товары для товары для
таможенных целей таможенных
целей
6.1. Количество 6.2. Количество
6.Своевремен- (доля) (доля)
ность таможенных таможенных
проведения досмотров досмотров
таможенных (осмотров), (осмотров),
досмотров проведенных без проведенных с
(осмотров) необоснованных необоснованными
задержек задержками
© Е. В. Приймак - канд. хим. наук, доц. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, [email protected]; В. В. Хасанова - студ. КНИТУ.