Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования таможенного и таможенно-тарифного законодательства РФ в контексте присоединения России к ВТО'

Проблемы совершенствования таможенного и таможенно-тарифного законодательства РФ в контексте присоединения России к ВТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / ВТО / ТАРИФЫ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеховцева Е. В.

В статье рассматривается вопросы необходимости изменений в сфере таможенного законодательства в связи с переговорами о вступлении России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of improving customs law and customs tariff law of the Russian Federation within the context of joining WTO

The author considers necessary changes in the sphere of customs law in connection to negotiations on the Russia's joining WTO

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования таможенного и таможенно-тарифного законодательства РФ в контексте присоединения России к ВТО»

проблемы конструирования правовой активности личности и правовой культуры на современном этапе развития российского государства.

В этой связи нам представляется, что проблема формирования правовой личности состоит в определении возможности и степени ее влияния на правовую жизнь общества и на процесс формирования правовой культуры самой личности. Такой мерой правовой субъективности индивида является прежде всего его правовая активность, а также его участие в политико-право-вой жизни государства и общества. Степень этого участия поддается количественным и качественным измерениям, а потому и изучается современной юридической наукой. Следовательно, активное участие в правовой жизни российского общества есть следствие реализации правовой активности личности и есть должный и необходимы атрибут процесса формирования правовой культуры российских граждан.

Современная личность в процессе формирования достаточного уровня своей правовой культуры по сути, должна интегрировать в себе все позитивные свойства правовой активности, влияние которой позволяет ей играть существенную роль в социальных процессах и правовых ситуациях, она должна быть способной воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного общества, а не только своих узких эгоистично-личностных интересов.

В заключении следует отметить, что новые условия, характеризующие сегодня состояние социально-правовой жизни российского общества, ставят, прежде всего, проблему совершенствования внутри правовой личности граждан именно элемента правовой активности, при этом в разработке социально-правовой политики российского государства неизбежно должен стоять вопрос о приоритете личности перед государством, ее интересов и потребностей. Вместе с тем и сам индивид должен четко осознавать заботу о своем государстве и гражданском обществе. Наше стремление создать, прежде всего, личностно-ориентированное гражданское общество заставляет нас по-новому взглянуть на процесс духовного развития социума, а, следовательно, и на процесс формирования правовой личности граждан с правоактивным вектором поведения. Думается, это будет являться необходимым и полезным атрибутом в деле конструирования достаточного уровня правовой культуры современного российского общества.

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (DE LEGE LATA)

Е. В. Шеховцева*

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В КОНТЕКСТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Ключевые слова: международные договоры; ВТО; тарифы, внешнеторговые договоры, внешняя политика; международные отношения; тамло-женное законодательство.

Аннотация: В статье рассматривается вопросы необходимости изменений в сфере таможенного законодательства в связи с переговорами о вступлении России в ВТО.

Key words: The author considers necessary changes in the sphere of customs law in connection to negotiations on the Russia s joining WTO.

Summary: The article re\>eals some aspects of the establishment and operation of autonomous and public institutions in connection with effect from 1 January 2011 the Federal Law № 83-FZ.

Приведение национального законодательства в соответствие с нормам, правилам и принципам, диктуемым Соглашениями Всемирной торговой организации, относится к системным вопросам по интеграции РФ в эту организацию. Законодатель уже несколько лет ведут работу по принятию новых законов и внесению изменений в действующее российское законодательство. Работа продолжается до настоящего времени, однако правовой

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. E-mail: oleg_katya®)mail.m

вакуум в данном вопросе по-прежнему остается.

Особенно это касается сферы действующего таможенного и тамо-женно-тарифного законодательства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. определила основные начала и принципы таможенной деятельности в Российской Федерации, предусмотрев п. «ж» ст. 71, что таможенное регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации. Основной Закон (ч. 1 ст. 74) запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым на конституционном уровне определены территориальные пределы таможенного регулирования. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, что должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов.

Помимо названных статей, прямо относящихся к таможенной политике и таможенному делу, в Конституции РФ содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность, в частности:

- о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8);

- о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8);

- об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) и др.

Что касается Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ1, вступившего в силу с 1 января 2004 г., то данный нормативный акт содержит (в том числе) положения о порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин, правилах определения страны происхождения товара, о порядке определения и заявления таможенной стоимости товаров, а также общие положения о товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере,

1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №22. Ст. 2066.

предусмотрена Уголовным кодексом 1996 г2. Он устанавливает следующие составы таможенных преступлений:

- контрабанда (ст. 188);

- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);

- невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190);

- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г.3 регулирует вопросы ответственности за административные правонарушения в сфере таможенного дела. В гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в 22 статьях (с 16.1 до 16.22) закреплены составы конкретных административных правонарушений. В частности, ст. 23.8 предусматривает, что конкретные должностные лица от имени таможенных органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области таможенного дела. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 2001 г.4 в ст.ст. 40, 401 (введена Федеральным законом РФ от 18 мая 2007 г.), 41 и 151 предусмотрены полномочия таможенных органов по проведению процедуры дознания.

Наряду с Таможенным кодексом РФ, который традиционно рассматривается в качестве основного источника таможенного права, положения, непосредственно относящиеся к таможенно-тарифному регулированию внешнеэкономической деятельности, содержатся в отдельных Федеральных законах Российской Федерации, перечень которых достаточно значителен. Это в частности:

- Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»5 по объему и сложности существенно уступает Таможенному кодексу РФ, состоит из 7 разделов и всего 38 статей, однако по своей роли в таможенно-тариф-

2 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

4 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.

5 Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» //Российская газета. 1993. 5 июня.

ном регулировании используется наравне с последним;

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»6 традиционно определяется основой таможенного законодательства РФ;

- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»7 устанавливает таможенные и налоговые преференции.

Наряду с этим принят ряд Федеральных законов, определяющих другие (в сравнении с таможенно-тарифным регулированием) методы регламентации внешнеэкономической деятельности:

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»8;

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»9;

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»111 и др.

Что касается охраны прав интеллектуальной собственности, то первоначально их регулировал ныне утративший силу Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»11. В настоящее время (с 1 января 2008 г.) применяется разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ГК РФ. Принят также ряд поправок в ТК РФ, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности.

6 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

7 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть II). Ст. 3127.

8 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.

9 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

10 Федеральный закон от27декабря2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140.

11 Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3090.

Кроме федеральных законов РФ, в том числе кодифицированных, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо, в первую очередь, назвать указы Президента РФ и Постановления Правительства Российской Федерации, которые согласно п. 3 ст. 3 ТК РФ относятся к актам таможенного законодательства. В частности, Правительством РФ регулярно принимаются постановления об утверждении ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров (категорий товаров), вводятся новые таможенные режимы, в том числе не предусмотренные ТК РФ.

Ст. 5 ТК РФ посвящена правовым актам Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее по тексту - ФТС РФ). Она предусматривает, что в случаях, прямо предусмотренных таможенным законодательством и иными правовыми актами, последняя в пределах своей компетенции издает правовые акты. Однако названная служба не в праве осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, специально установленных федеральными законами, указами Президента РФ), а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.

Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора12. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов. Совет таможенного сотрудничества13 за время своего существования разработал и одобрил около 20 конвенций, которыми руководствуются в своей деятельности ФТС РФ и таможенные службы практически всех государств мира.

При этом при рассмотрении вопроса о вступлении России в ВТО, основные претензии членов ВТО все же предъявляются к действующему российскому таможенному законодательству которое «предъявляет излиш-

12 См.: ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

13 Совет таможенного сотрудничества - международная межправительственная организация, учрежденная на основе Конвенции, подписанной в 1950 г. и вступившей в силу в 1952 г. Главная задача Совета — улучшение, упрощение и унификация таможенной деятельности. С 1994 г. г. называется Всемирной таможенной организацией (ВТмО).

ние требования к импортным товарам». Для снятия этих претензий в 2003 году были приняты новый Таможенный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». За несколько последних лет внесен ряд изменений в Федеральный закон «О таможенном тарифе».

Следует заметить, что Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее по тексту - Закон № 164-ФЗ) направлен на приведение действующего закона, регламентирующего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствие с нормами международного законодательства, в особенности с нормами международных соглашений ВТО (по тарифам и торговле, по торговле услугами и др.). Названный закон устанавливается следующие меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование (квотирование и лицензирования);

- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Закон № 164-ФЗ практически не отступает от мер, предусмотренных в действующем российском законодательстве. Однако попытка стандартизировать его с международными нормами приводит, во-первых, к расплывчатости и нечеткости формулировок, а, во-вторых, к появлению терминов, до этого в российском законодательстве не употреблявшихся. Более того, эти термины не расшифровываются в самом законе. Так, ст. 21 Закона содержит запреты и ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях. В указанном законе упоминается о «критическом недостатке продовольственных или иных товаров, которые являются важными на внутреннем рынке Российской Федерации» и о «излишке товара российского происхождения». В этой связи многие положения Закона № 164-ФЗ требуют уточнения. Несмотря на то, что в нем дается определение основных понятий14, большинство этих определений расплывчато, оперирует терминами, не

14 Ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

встречающиеся в законодательстве РФ.

Так, согласно рассматриваемой статье «иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами». Приведенное определение слишком кратко и не позволяет учитывать существенные нюансы, такие как право, в соответствии с которым были организации учреждены. Данное определение должно быть дополнено определением организации, с уточнением, что речь идёт именно об организациях, созданных в иной правовой форме, чем юридическое лицо. Кроме того, из определения юридического лица и организации, заставляет предположить, что авторы Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не видят разницы между юридическим лицом и организацией.

В данном законе иностранный заказчик услуг определяется как «иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими», а иностранный исполнитель услуг как «иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы)». Сходным образом определяются российский заказчик и исполнитель услуг. Такое определение основных понятий неэффективно, так как не учитывает многих тонкостей, касающихся соответствующих терминов. Это приводит к трудностям на практике.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью определяется в Законе № 164-ФЗ как «передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу». Передача прав на интеллектуальную собственность в России в настоящее время регулируется 4 ч. ГК РФ15. В названном законе, тем не менее, не указано, на каких условиях и каким образом происходит такая передача.

В понятии российского лица выделяются следующие категории:

- юридическое лицо;

- физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации;

15 Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЭ // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.

- физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации16.

Определение данного понятия такие вызывает ряд вопросов. Так, в определении юридического лица не указан признак местонахождения юридического лица на территории РФ. Более того, одним из признаков, по которому определяют принадлежность физического лица к РФ, закон называет постоянное либо преимущественное проживание такого лица на территории РФ. Однако применить такое положение на практике затруднительно, так как законодательство РФ не регламентирует, что можно считать постоянным или преимущественным местом жительства физического лица. Соответственно, если буквально толковать определение закона, то получается, что к российским лицам можно относить и иностранных граждан, которые обладают правом постоянного проживания в РФ. В определении «внешняя торговля услугами» употребляются термины, которые не трактуются самостоятельно (отдельно) и в таможенном, и в ином действующем российском законодательстве они также не определяются: «производство», «распределение», «маркетинг» и «доставка услуги».

Многие статьи Закона № 164-ФЗ тяжелы для восприятия. Так, возможность (в некоторых случаях) введения запретов и ограничений внешней торговли товарами предусмотрена п. 1 ст. Однако при этом непонятен смысл п. 2 этой статьи, в котором зафиксировано следующее: «меры, указанные в части 1 настоящей статьи, не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами».

Закон № 164-ФЗ (ст. 36) закрепляет, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Из-за нечеткой формулировки отдельных положений закона может возникнуть неоднозначная трактовка.

В частности, не определяется что же такое «существенный ущерб интересам Российской Федерации» законом17, не объясняется по каким при-

16 Ст. 2 Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).

17 П. 2 ч. 4 ст. 15 ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного

знакам определяется актуальность проведения консультаций.

Закон содержит и другие понятия и определения, трудные для восприятия. Так, ст. 35 говорит о «держателях полисов», «исполнителях финансовых услуг», «конфиденциальных сведениях документации о личности и личных счетах», ст. 38 о «внешнем финансовом положении» и «равновесии платежного баланса Российской Федерации».

Примечательна ст. 25 закона, которая регламентирует контроль за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. В ней говорится, что контроль за экспортом и (или) импортом товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров. Для получения разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров закон предусматривает подачу только заявления. При этом во многих случаях необходимы и другие документы (копия внешнеторгового договора, копия документов о государственной регистрации юридического лица и пр.), без которых выдача разрешения может быть более сложной или вообще невозможной.

Обращает на себя внимание и Таможенный кодекс РФ, основной целью принятия которого было приведение таможенного законодательства в соответствие требованиям ВТО, упрощение процедуры таможенного оформления товаров, а также установление стабильные таможенные правила.

В отличие от своего предшественника он содержит меньшее количество отсылочных норм. Но не смотря на это в нем остался ряд неопределенностей. К примеру, ст. 125 ТК РФ предусматривает, что таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. В целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства РФ, для отдельных видов товаров Кодекс может определить таможенные органы для декларирования. В случае подачи таможенной декларации по товарам, для которых установлены специальные таможенные органы для декларирования, в иной таможенный орган, таможенная декларация в день её подачи пересылается таможенным органом, в который она подана, в надлежащий таможенный орган, при этом лишь ФТС РФ вправе устанавливать места декларирования в отдельных случаях. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для её пересылки, но не более чем на два рабочих дня. Однако размеры нашей страны и время, которое необходимо для того, чтобы

регулирования внешнеторговой деятельности» (с учетом изм. и доп.).

декларация добралась от одной таможни до другой, делают этот механизм мало эффективным (данная проблема безусловно решаема за счет электронного документооборота, но в этом случае следует обеспечить безопасность (защиту) информации).

Кроме того, в законе не даётся и ответа на вопрос, за чей счёт будет производиться процедура пересылки, и что должен будет делать декларант в том случае, когда за время пересылки изменится курс валюты, с учётом которого декларация была первоначально заполнена.

При анализе исследуемой проблемы следует обратиться к Федеральному закону № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (далее по тексту - Закон № 165-ФЗ). Стоит предположить, что цель данного вида законодательства -при помощи правовых методов обеспечить защиту экономики России от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров в области внешней торговли в рамках процесса присоединения к ВТО.

В процессе приведения антидемпингового законодательства в соответствие с нормами, которые содержатся в ст. VI ГАТТ-47, Соглашении

о применении ст. VI ГАТТ-47, выявлены недоработки, которыми успешно пользуются иностранные компании. В ходе расследования получают экспортную цену и нормальную стоимость, после чего их сравнивают для выявления демпинговой маржи («выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене»)18. Анализ ст. 12 Закон № 165-ФЗ позволяет выделить три способа сопоставления:

- сопоставление средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных поставок това-

- сопоставление нормальной стоимости товара с экспортной ценой каждой сопоставимой экспортной поставки товара;

- средневзвешенная нормальная стоимость товара может быть сопоставлена с ценами отдельных экспортных поставок товара, если орган, проводящий расследования, установит, что экспортные цены товара существенно различаются в зависимости от покупателей, регионов или периода осуществления поставок товара, и если имеется основание для того, чтобы

18 См.: ст. 2 п. 4 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

такие различия не были соответствующим образом учтены в случае сопоставления средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных поставок товара или сопоставления нормальной стоимости товара с экспортной ценой каждой сопоставимой экспортной поставки товара.

Два первых метода не всегда могут полноценно выразить практикуемый демпинг. Последний способ на практике приводит к завышению демпинговой маржи тогда, когда средневзвешенная цена экспортных сделок, которая выше либо равна нормальной стоимости, приравнивается к нулю, вследствие чего эти сделки игнорируются при расчете демпинговой маржи. Такой способ получил название «методологии обнуления» и был признан органом по разрешению споров ВТО противоречащим Соглашению по применению ст. VI ГАТТ 199419.

Федеральный закон № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (ст. 14) устанавливает введение предварительной антидемпинговой пошлины в том случае, когда промежуточные результаты расследования указывают на наличие демпинга, ущерба и связи между ними, на срок от 4 до 6 месяцев. Если по окончании расследования принимается решение о введении пошлин в меньшем размере, или об отсутствии оснований введения окончательных пошлин, либо, несмотря на наличие таких оснований, будет решено не вводить пошлины, суммы уплаченных предварительных пошлин (или разница) возвращаются плательщикам. В свою очередь, согласно ст. 17 Закона № 165-ФЗ введение окончательных пошлин на 5 лет не исключает возможности пересмотра их размера по истечении года с момента введения (промежуточный пересмотр) либо продления пошлины на следующий пятилетний период. В связи с этим антидемпинговая пошлина может действовать 10 и даже 15 лет.

Следует признать, что даже если итоги расследования указывают на наличие угрозы национальным экономическим интересам страны от демпингового импорта и у компетентного органа есть все необходимые основания для введения пошлины, то он может отказаться от этого действия. Данное правило закреплено в ст. 9.1 Соглашения по применению ст. VI ГАТТ 1994. В соответствии со ст. 37 российского Закона № 165-ФЗ такое решение может быть принято, «если применение таких мер может причинить ущерб отрасли российской экономики, экономике Российской Федерации в целом или

19 http://www.wto.ra/ni/content/documents/docs/VIgensogl.doc

интересам значительной части потребителей товаров, либо в иных случаях при наличии имеющих государственную важность причин». Получается, что если меры не принимаются, то национальные производители, терпящие ущерб, еще и лишаются компенсации от государства. Это является большим пробелом в рассматриваемом законе. Однако на него не обращают внимание лишь потому, что на практике такие случаи редки Но это в России, а в рамках Всемирной торговой организации все может быть по-иному.

Антидемпинговая пошлина может не вводится, если экспортер (как правило) принимает определенные ценовые обязательства, согласно которым он фиксирует минимальную цену, ниже которой товар экспортироваться не будет, либо лимиты по количеству этого товара, либо то и другое. Срок действия - 5 лет. Для экспортера это довольно выгодно. Применение к участнику, проводящему демпинговую политику, ценовых обязательств регламентировано в ст. 8 Соглашения по применению ст. VI ГАТТ 1994. В национальном законодательстве о ценовых обязательствах говорится в ст. 2 Закона № 165-ФЗ, как об одной из антидемпинговых мер, но не раскрывается ее значение. В свою очередь ст. 14 Закона о ней упоминает вскользь - как об обстоятельстве при расследовании. Это еще один пробел, который до настоящего времени не восполнен.

Отсутствие правового урегулирования этого вопроса в национальном законодательстве РФ может негативно сказывается при соприкосновении интересов отечественных и иностранных сторон в сфере внешней торговой деятельности. Так, на практике иностранные производители часто прибегают к обходу антидемпинговых мер. Перечислим некоторые из них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Метод «отвлекающего демпинга» применяется в случаях, когда компания, в отношении продукции которой установлены антидемпинговые пошлины, по демпинговым ценам поставляет компоненты товара в третьи страны, где происходит сборка, после чего товар поставляется в страну, в которой введена антидемпинговая пошлина.

- Метод поглощения антидемпинговой пошлины имеет место в случаях, когда после введения указанной пошлины экспортер в целях сохранения доли на соответствующем экспортном рынке предпочитает не повышать цену товара, а платить пошлину из своей прибыли.

- Метод «отверточной сборки» используется в случаях, когда антидемпинговые пошлины установлены на продукцию с высокой добавленной стоимостью, состоящую из нескольких компонентов (частей). Производи-

тели такой продукции могут создать предприятие в стране, которая ввела антидемпинговую пошлину, поставлять в эту страну компоненты товара (с них пошлина не взимается), проводить операции по сборке и реализовывать товар на внутреннем рынке страны, не уплачивая при этом антидемпинговую пошлину2".

Законодательство многих стран предписывает меры по предотвращению подобных обходов. В отечественном законодательстве приняты лишь временные акты, что изначально ставит Россию в не выгодную ситуацию. Это: - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 95 «О мерах по защите российских производителей никельсодержащего проката». Срок действия пошлины по данному постановлению всего 3 года и сфера распространения ее гораздо шире - на указанные в нем товары со всех стран Европейского союза;

- Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 217 «О мерах по защите российских производителей машиностроительного крепежа»21. Срок действия пошлины по этому постановлению составляет 5 лет. Пошлина взимается с товаров, экспортируемых Украиной;

- Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 757 «О мерах по защите российских производителей стеклосеток (сеток из стекловолокна)». Пошлина действует в течение 3 лет на стеклосетки всех иностранных производителей кроме стеклосеток, происходящих из Республики Белоруссия, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, за исключением Китая и его Специального административного района Гонконг;

- Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2007 г. № 868 «О мерах по защите российских производителей подшипников качения»22. Пошлины применяются на поставку товаров из Китайской Народной Республики и ее специальных административных районов Гонконг и Макао. Срок ее действия - 5 лет;

- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 824 «О

20 Смбатян А. Противодействие демпинговой политике иностранных компаний (ч. II) // Корпоративный юрист, июнь 2007. № 6 // ИПС Гарант.

21 Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 217 «О мерах по защите российских производителей машиностроительного крепежа» (с учетом изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. №16. Ст. 1919.

22 Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2007 г. № 868 «О мерах по защите российских производителей подшипников качения» (с учетом изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 52. Ст. 6453.

мерах по защите экономических интересов российских производителей некоторых видов стальных труб»23. Антидемпинговая пошлина действует в отношении перечисленной продукции, страной происхождения которой является Украина, в течение 5 лет;

- Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 50 «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания»24. Данное постановление устанавливает на 3 года импортную квоту на ввоз на таможенную территорию России в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления электрических ламп накаливания иностранных производителей, кроме происходящих из Республики Белоруссия, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации (кроме Китайской Народной Республики);

- Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 685 «О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра»25. Действие специальной пошлины не распространяется на ввоз товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. Пошлина действует в течение 3 лет, но только на товары, ввозимые в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления;

Перечисленные акты затрагивают лишь некоторые виды обходов антидемпинговой политики, в целом же национальное законодательство требует серьезных дополнений, в целях устранения этих существенных пробелов. Необходимо улучшить контроль за демпингом посредством дополнения и уточнения норм самого Федерального закона № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Существуют проблемы и в формировании таможенно-тарифного законодательства Российской Федерации в процессе вступления России в ВТО. Несмотря на то, что экспертиза ведомственных актов и регионально-

23 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 824 «О мерах по защите экономических интересов российских производителей некоторых видов стальных труб» (с учетом изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 192.

24 Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 50 «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания» (с учетом изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 705.

25 Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 685 «О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра» (с учетом изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. №47. Ст. 4915.

го законодательства РФ на предмет их соответствия требованиям ВТО продолжается, уже сейчас понятно, что для завершения работы по приведению в соответствие ведомственных актов и регионального законодательства РФ требованиям ВТО необходимо принятие следующих законопроектов:

- «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию;

- «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах» и др.

Вопрос вступления России в ВТО является не только и не столько

вопросом экономики, сколько политики. Так, к настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, за исключением Украины и Грузии. В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты26.

На сегодняшний день начальный уровень связывания по промышленным товарам составляет 10,1 %, конечный уровень - 7,6 %, уровень в настоящее время - 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 12,9 %. Уровни связывания в итоге

26 По материалам сайта www.wto.ni

оказались ниже ожидаемых.

Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно натри процентных пункта27. В стране была заново создана система тарифных преференций в виде:

- установления тарифных квот на сельскохозяйственные товары, аналоги которых производятся в России;

- освобождения от оплаты пошлиной или снижения ставок пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

Одновременно переговорный процесс по вступлению России в ВТО ставит целый ряд проблем, особенно обострившимся в последнее время, что, в свою очередь, отражается на процессе законотворчества, в том числе и таможенно-тарифного. Одна из них - превращение процесса присоединения России к ВТО в процесс «выторговывания» наилучших условий между членами ВТО - участниками рабочей группы и кандидатом на вступление. Еще в апреле 2008 г. Грузия отказалась от продолжения переговоров и приостановила двухсторонние переговоры с Россией по ее вступлению в организацию, а в июне последовал отказ Грузии от участия в очередном раунде многосторонних переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию. В августе в связи с войной в Южной Осетии резко обострились отношения России и США. Министр торговли США К. Гутьеррес заметил, что военные действия России на территории Грузии поставили под угрозу вступление РФ в ВТО и ее членство в «большой восьмерке». В конце ноября 2008 г. Украина отказалась от ведения двусторонних переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Решение украинской стороны может быть связано с желанием «улучшить» отношения с Россией в период определения стоимости поставок газа на Украину в следующем году28.

В итоге на пути вступления России в ВТО встали две бывшие респу-

27 Переговоры по тарифным вопросам, http://www.wto.ra/mssia.азр?1'=с1е1а&1=11

28 Об этом пишет газета со ссылкой на сообщение представителя Минэкономразвития России М. Медведкова (Коммерсант-Украина. 2008. декабря 10. № 224).

блики Советского Союза, использующие вступление нашей страны в ВТО в своих политических и экономических целях. Недаром Президент РФ, 13 ноября 2008 г. прибывший в Канн для участия в предстоящем саммите Россия

- ЕС, заявил: «... Сама организация, ее методы работы, нормативная база,

- они все-таки недостаточно подготовлены к приему новых членов»29.

Другой проблемой, причем самой основной стала необходимость определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и постепенное снижение уровня таможенных тарифов. Для ряда отраслей отечественной экономики подобные планы губительны, и к ним, в первую очередь, следует отнести сельское хозяйство, пищевую промышленность, автопромышленнй комплекс, фармацевтическую промышленность, кожевенную и обувную промышленность и др.

Данные, приводимые МРЭТ311 по итогам переговоров с США и другими партнерами к концу 2006 г., также ориентировали на примерно 3% (в среднем) снижение уровня тарифов но промышленным товарам. При этом:

- понизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 % до 5-6,5 % и одновременно на медицинское оборудование до 0% и на лекарственные субстанции, лекарства из которых делаются в России, до 2-3%;

- будут снижены, а в ряде случаев отменены пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье;

- останутся практически неизменными ставки пошлин на готовую одежду, стекло и керамику;

- постепенно, за 3-4 года, произойдет снижение ставок пошлин до 5-6% и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее;

- будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику, что позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта в этих областях;

- будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование;

- в течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу;

29 По материалам РИА Новости, www.rosbalt.ni.

30 ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок /Под ред. С. Ф. Сутырина. М., 2008. С. 363.

- достигнуты такие договоренности об условиях открытия в течение семи лет российского рынка легковых автомобилей (снижение с 25 до 15 %) и гражданской авиатехники (снижение с 20 до 7,5-12,5%), которые, с одной стороны, обеспечат (по мнению Правительства РФ) интересы российских покупателей и перевозчиков, а с другой — позволят реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию автомобильных заводов и самолетов нового поколения31.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, переговоры по сельскому хозяйству охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «янтарной» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие32.

Принципиальное значение для определения как AMS, так и экспортных субсидий имеет так называемый репрезентативный период, по сравнению с которым и устанавливается новая планка. После серии переговоров в июне 2005 г. российская сторона предложила принять за репрезентативный период 1993-1995 гг. и установить разрешенный объем AMS в $9,5 млрд. в год. Оппоненты России исходят из того, что в 1997 - 1999 гг. российское сельское хозяйство было практически лишено государственной поддержки, а до 2008 г. у Российской Федерации AMS составляло всего лишь $2-3 млрд. По этому пункту России предстоят сложные переговоры во время многостороннего раунда33.

23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев, который представил аргументы, подтверждающие позицию России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки агросектора для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год). В части тарифной защиты Россия настаивала на относительно высоких импортных пошлинах.

Согласно достигнутым к настоящему времени договоренностям Россия либерализирует условия поставок на свой рынок некоторых кормов для

31 ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик С. 362.

32 Как правило с участием крупы «квадро» и Кернской группы.

33 ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик С. 363.

животноводства и домашних животных (в том числе соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки).

Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, но несколько снизятся ставки пошлин на иностранные вина (с 20 до 12,5 %) и коньяки, шампанское и виски (с 2 до 1,5 евро за литр) в течение 3 лет. Пошлины на сыры и сливочное масло останутся на существующем уровне. Пошлины на растительные масла и жиры также не изменятся. В целом, после завершения переходного периода присоединения к ВТО средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на 3 процентных пункта34.

Мировой финансовый кризис уже внес свои коррективы в достигнутые договоренности. Индекс промышленного производства в ноябре обрушился на 8,7% в годовом измерении и на 10,8% с октября. Спад распространился на производителей потребительских товаров: одежды, обуви, легковых автомобилей и даже значительную часть пищепрома. Позитивная динамика сохраняется преимущественно у тех, кто работает по заказам государства и госкомпаний. Премьер-министр Владимир Путин объявил, что государство намерено помочь напрямую, а не через банки, как раньше 1,5 тыс. предприятий35.

Для спасения российского автопрома Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года № 943(вступило в силу 12 января 2009 г.) были внесены изменения в п. 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. № 71836.

Согласно нововведениям увеличены ввозные пошлины на легковые автомобили. Например, для легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло 3 года, но не более 5 лет (ранее 7 лет), в зависимости от объема

34 ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик С. 364.

35 См.: Финанс. 2008. декабря 22-28. № 48 (283). С. 16.

36 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. № 718 // СЗ РФ. 2003. № 49. Ст. 4772.

двигателя ставки установлены от 1,5 до 3,6 евро за 1куб.см. (ранее от 0,85 до 2,25 евро). Правительство России утвердило Постановление от 5 декабря 2008 г. № 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Постановление вступает в силу. 12 января 2009 г. В группу 87 ТН ВЭД «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» были внесены дополнительные подсубпозиции, увеличены ставки ввозных пошлин, период с момента выпуска уменьшился с 7 до 5 лет. Так, для автобусов, предназначенных для перевозки более 120 человек, включая водителя, адвалорная ставка ввозной пошлины увеличилась с 10 до 25 %, а для подержанных автобусов, минимальный период с момента выпуска которых составлял 7 лет, уменьшился до 5 лет. Исключены из ТН ВЭД подсубпозиции на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет (этот срок заменен на 5 лет), ставки ввозных пошлин значительно возросли.

1 января 2009 г. торговыми представителями США и РФ был подписан Протокол о внесении изменений в соглашение между правительством РФ и правительством США о торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины от 15 июня 2005 года. Данный протокол предполагает сокращение общей годовой квоты (на все страны), выделенной РФ на импорт мяса птицы, в 2009 году с 1252 тыс. тонн до 952 тыс. тонн, возможность применения российской стороной увеличенной ставки пошлины на внеквотный ввоз мяса птицы в размере до 95%, а также предоставление российской стороне возможности при необходимости применять увеличенную внеквотную ставку пошлины на ввоз свинины в размере до 75%, при этом общий размер тарифной квоты на ввоз в РФ свинины остается неизменным37. Это обстоятельство также вступает в разрез с предварительными договоренностями по вступлению в ВТО.

Анализ структуры экспорта и импорта России показывает, что ее торговля с внешним миром сводится главным образом к обмену сырья и полуфабрикатов на готовую продукцию и продукты питания. По-прежнему основу российского экспорта (около 80%) составляют энергоносители (в первую очередь нефть и природный газ) и различные виды сырья и полуфабрикатов. По ввозу продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россия превышает удельный вес в импорте развитых держав почти в 2 раза (соответственно в

37 По материалам сайта www.wto.ni

среднем 60% и 30%), по удельному весу машин и оборудования российский экспорт уступает промышленно развитым странам в 3,5 раза38.

Мировой финансовый кризис сопровождается снижением покупательской способности и падением производства, сопровождающимся уменьшением потребностей в сырьевых ресурсах. Конечными плательщиками импортных таможенных пошлин во всех случаях вне зависимости от категории импортного товара всегда являются потребители товаров. Таможенные пошлины на ввозимое сырье, оборудование включаются в издержки производства, переносятся на стоимость производимых товаров, и, в конечном итоге, повышают цену конечного производимого продукта. Таможенные пошлины на импортные продукты питания, потребительские товары непосредственно включаются импортерами-продавцами в цену продаваемых на внутреннем рынке товаров. Россия не может обеспечить себя товарами массового потребления без импортных вливаний, а рост ввозных пошлин лег бы тяжелым бременем для низкооплачиваемых потребителей товаров. Одновременно страны - импортеры также сворачивают производство. Так, китайская промышленность, являющаяся основным производителем российского импорта в ноябре 2008 г., показала самый медленный рост с начала 2002 г., экспорт упал на 2,2%, на импорт (что для России еще важнее) - почти на 18 %.39. Поэтому рост ввозных пошлин можно ожидать только в случае протекционистской защиты отечественных отраслей производства. А вывозные пошлины на сырье и полуфабрикаты будут снижаться. С 1 августа 2008 г. вывозная пошлина на нефть составила 398,1$ за 1000 кг., а уже с 25 декабря

- 119,1$ за 1000 кг.40.

Учитывая изложенное, необходимо заострить внимание на основных направлениях совершенствования таможенно-тарифного законодательства в связи с вступлением России в ВТО. Прежде всего, очевидной становится необходимость принятия федерального закона, дающего четкое и развернутое определение таможенно-тарифного регулирования и системы средств та-

38 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник /Под. ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М., 2005. С. 472, 473.

39 Финанс. 2008. № 48(283). 22 декабря - 28 декабря. С. 14.

40 Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. № 378 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (используемые ред. от 21.07.2008 г. № 547 и от 25.12.2008 г № 1023).

моженно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности (ВЭД), внесения соответствующих изменений в таможенно-тарифное законодательство.

ТК РФ 2003 г., Федеральные законы «О таможенном тарифе», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», содержат отдельные положения, которое касается основных определений и средств таможенно-тарифного регулирования. Они дополняют друг друга, но не дают целостного восприятия совокупности правовых норм, составляющих институт таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Явно недостаточно для четкого уяснения понятия таможенно-тарифного регулирования ВЭД положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (п. 24 ст. 2, ст. 19). Дело усложняется и тем, что одни специалисты (небезосновательно) к тарифным мерам относят применение таможенных пошлин и связанных с ними вспомогательных средств таможенно-тарифного регулирования, другие - применение всех видов таможенных платежей. Они едины только в том, что главным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф.

Необходима также дальнейшая оптимизация средств таможенно-та-рифного регулирования, а именно, совершенствование составляющих таможенного тарифа с внесением поправок в соответствующие Постановления Правительства РФ. Сюда можно отнести:

- Соблюдение принципа эскалации таможенного тарифа, заключающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

- Корректировку специфических составляющих комбинированных ставок, применяемых в отношении ряда товаров для обеспечения абсолютных размеров таможенной пошлины, в целях борьбы с занижением сумм таможенных платежей за счет умышленного занижения таможенной стоимости товаров;

- Дальнейшую возможную унификацию ставок таможенных пошлин для товаров, имеющих сходные характеристики для решения проблемы уклонения от уплаты таможенных пошлин в полном объеме путем заявления однородных товаров в товарные позиции, имеющие более низкую ставку таможенной пошлины;

- Введение национальной детализации товаров по ТН ВЭД РФ. В на-

стоящее время во многих случаях 9-й и 10-й знаки кодов ТН ВЭД проставляются как «0», в результате при наличии недостаточной детализации товара может быть установлена заниженная или завышенная ставка для данного товара;

- Установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров (давно и активно используется в таможенном тарифе ЕС): комплектующие, используемые для промышленной сборки бытовой аппаратуры, оргтехники, автомобилей и другое можно облагать пониженной ставкой, а в отношении комплектующих, используемых для прочих целей, применять ставку, используемую для готовых изделий. В настоящее время осуществлена детализация номенклатуры указанных товаров, дифференциация же ставок ввозных пошлин на комплектующие элементы реализована лишь частично.

Необходимо также успешное окончание переговорного процесса с целью вступления России в ВТО. Здесь можно отметить несколько направлений решения данной задачи. Прежде всего, это окончательное переговорное урегулирование с Украиной и Грузией.

Далее, одновременно с понижением ставок таможенных пошлин (приблизительно на 3 пункта) и связыванием импортного таможенного тарифа, с одной стороны, и применением защитных мер, предусмотренных нормами ВТО, с другой, обеспечить для себя следующие основные правомочия:

- право на переходный период сроком в среднем на 3-4 года для поэтапного открытия внутреннего рынка и снижения импортных пошлин (здесь в первую очередь необходимо учитывать обложение минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в РФ отсутствует);

- на фоне отказа от экспортных субсидий сохранить право субсидировать свое сельское хозяйство с объемом внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в соответствии с Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год), с сохранением относительно высоких ввозных таможенных пошлин и введением таможенных квот на производимую внутри страны сельскохозяйственную продукцию;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.