Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии таможенных органов с высшими учебными заведениямив условиях вступления России в ВТО'

К вопросу о взаимодействии таможенных органов с высшими учебными заведениямив условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / CUSTOMS / CUSTOMS SERVICES / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / CUSTOMS LAW / QUALIFICATION IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсянников С. А., Старкова О. А.

В статье обсуждаются практические вопросы взаимодействия таможенных органов региона и высших учебных заведений. Рассмотрены проблемы применения современного таможенного законодательства, а также необходимость повышения квалификации в условиях членства России во Всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Coordination between Customs Service and Institutions of Higher Education in Terms of Russia`s Membership in the World Trade Organization

In article practical questions of coordination between regional customs service and institutions of higher education are discussed. The problems of application of contemporary customs law as well as the necessity of qualification improvement in terms of Russia`s membership in the World Trade Organization are examined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии таможенных органов с высшими учебными заведениямив условиях вступления России в ВТО»

том РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576) (приложение № 2 к приказу Госстроя РФ от 3 июня 2002 г. № 92). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 01.10.2012) ; О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» : постан. Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 44, ст. 4589.

9 См., например: Якушев С. А. О главных задачах биологической науки // Агробиология. 1962. № 4. С. 491 ; Стэнли У. О природе вирусов, генов и жизни // Возникновение жизни на Земле. М., 1959. С. 325.

10 См.: Bernal J. D. The Origin of life. L., 1967. P. 126 ; Кальвин М. Химическая эволюция. Проблемы эволюции и технической биохимии. М., 1964. С. 35 ; Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. М., 1947.

11 См.: Тюменева Н. В. Тенденции развития права на жизнь в современной российской правовой действительности. Саратов, 2008. С. 79.

12 Подробнее об этом см.: Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 2004. С. 10-31 ; Левин Г. Д. В споре рождается истина? // Вопр. философии права. 2002. № 1. С. 50.

13 См.: Ситникова М. А. Словарь синонимов русского языка. Ростов н/Д, 2006. С. 17-18, 333.

14 Анчаров М. Дорога через хаос. М., 1983. С. 22.

15 Хайек Ф. Ф. Право, законодательство, свобода : Современное понимание либеральных принципов спра-

ведливости и политики / пер. с англ. Б. Пинскера и А. Кустарева ; под ред. А. Куряева. М., 2006. С. 170.

16 См.: Неновски Н. Право и ценности / под ред. Е. Д. Зорькина. М., 1987. С. 25, 29.

17 См.: РиккертГ. Философия жизни. Минск, 2000. С. 96, 150, 161, 170.

18 См.: Дюринг Е. Ценность жизни. Исследование в смысле героического жизнепонимания / пер. с 4-го нем. изд. Ю. М. Антоновского. СПб., 1894 ; Мокиевский П. В. Ценность жизни. СПб., 1884 ; Рождественский А. А. Теория субъективных публичных прав. М., 1918. С. 3 ; Рудинский Ф. М. Жизнь и здоровье советского человека как объект конституционной охраны // Сов. гос-во и право. 1979. № 1. С. 5 ; Линник Л. Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на жизнь : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993 ; Кальченко Н. В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995 ; Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление, защита) : автореф. дис... д-ра. юрид. наук. М., 1997 ; Резник Е. С. Право на жизнь : гражданско-правовые аспекты : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 5 ; Костюк В. Д. Нематериальные блага. Защита чести, достоинства и деловой репутации. М., 2002. С. 8-10.

19 Подробнее об этом см.: ЧернобельГ. Т. Право как мера социального блага // Журнал рос. и международного права. 2006. № 6. С. 83-95.

20 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 206-207.

УДК 330.34.01

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

С. А. Овсянников, О. А. Старкова*

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected] *Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. В. Г. Плеханова E-mail: [email protected]

В статье обсуждаются практические вопросы взаимодействия таможенных органов региона и высших учебных заведений. Рассмотрены проблемы применения современного таможенного законодательства, а также необходимость повышения квалификации в условиях членства России во Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: таможня, таможенные услуги, высшее учебное заведение, таможенное законодательство, повышение квалификации, Всемирная торговая организация (ВТО).

To the Question of Coordination between Customs Service and Institutions of Higher Education in Terms of Russia's Membership in the World Trade Organization

S. A. Ovsyannikov, O. A. Starkova

In article practical questions of coordination between regional customs service and institutions of higher education are discussed. The problems of application of contemporary customs law as well as the necessity of qualification improvement in terms of Russia's membership in the World Trade Organization are examined.

© Овсянников С. А., Старкова О. А., 2013

Key words: customs, customs services, institution of higher education, customs law, qualification improvement, World Trade Organization (WTO).

В условиях формирования в России современных рыночных отношений влияние на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) такого фактора, как качество ее таможенного обслуживания, имеет определяющее значение. Особенно это актуально сейчас, когда после 18 лет переговоров Россия наконец вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Как отметил в своем Послании Президент РФ в декабре 2011 г., переговорный марафон завершился на условиях, полностью учитывающих интересы нашей страны, и присоединение ко Всемирной торговой организации - это, несомненно, значимый фактор интеграции России в мировую экономику, однако теперь наша задача - научиться работать в этой организации, извлекая из вступления в нее максимальную пользу1.

Учиться необходимо очень быстро, в постоянно изменяющихся условиях, как два года назад, когда при формировании Таможенного союза российская таможня уже преодолела путь включения в новые условия работы и успешно прошла «проверку на прочность».

В частности, в связи с отменой с 1 июля 2011 г. таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан в регионе деятельности Саратовской таможни были проведены масштабные организационно-штатные мероприятия по ликвидации Озинского таможенного поста штатной численностью 143 единицы.

Практически одновременно с ликвидацией таможенных органов на границе произошло возвращение к учету и контролю за перемещением товаров - с 1 июня 2011 г. начался сбор статистических форм на товары, перемещаемые во взаимной торговле, а с 20 июня 2012 г. - регистрация маршрутов автомобильных перевозок товаров из России в Казахстан.

До 29 декабря 2010 г., пока не вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные органы работали по двум кодексам - Таможенному кодексу Таможенного союза и Таможенному кодексу Российской Федерации. В целом, в первый год функционирования Таможенного союза вопросов было больше, чем ответов, и часто единственным источником разъяснений были даже не правовые акты, а ответы временных ситуационно-консультационных центров Федеральной таможенной службы (ФТС) России и Приволжского таможенного управления.

В таких непростых обстоятельствах оперативный переход таможни на новые условия работы был бы невозможен без тесного взаимодействия с высшими учебными заведениями.

Конечно, Саратовская таможня находилась в более выгодных условиях, поскольку высшая школа Саратовской области давно ориентирована на потребности ВЭД. Это относится, прежде всего, к кафедре таможенного, административного и финансового права Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, кафедре таможенного дела Саратовского социально-экономического института Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кафедре финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии, кафедре экономики Поволжского института им. П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, как и в начале функционирования Таможенного союза, таможня и вузы приступили к взаимодействию по двум основным направлениям.

Во-первых, это осмысление правоприменительной практики с точки зрения науки в ходе международных, национальных и региональных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров, которые регулярно проводятся как под эгидой вузов, так и на площадках региональных органов исполнительной власти и торгово-промышленных палат.

Во-вторых, это подготовка специалистов таможенного дела, владеющих современными технологиями, современно мыслящих и действующих.

В Саратовской области на базе всех вузов, в которых кафедры таможенного дела осуществляют подготовку студентов по данной специальности, регулярно проходят международные конференции с участием специалистов из Украины, Казахстана, Беларуси с изданием по их итогам аналитических материалов и выработкой практических рекомендаций.

В результате совместного труда специалистов Саратовской таможни и ученых СГУ был издан постатейный комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2.

Чтобы грамотно применять на практике нормы современного таможенного законодательства, недостаточно просто хорошо их знать, их надо понимать и анализировать, а это возможно только в результате публичного обсуждения проблемных вопросов с представителями научных кругов. Именно научное осмысление проблем позволяет избежать опасности слепого правоприменения.

В соответствии с классификацией Всемирной таможенной организации, таможни всех стран мира делятся на три категории - «таможни для таможни», «таможни для правительства» и «таможни для участников ВЭД»3. Основная

особенность «таможни для участников ВЭД» заключается именно в том, что она, действуя в соответствии с основным принципом Киотской конвенции - максимальное содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля, способна обеспечить реализацию задач, возлагаемых на нее государством, с минимальными из возможных финансовыми и временными издержками для участников ВЭД4.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что, всецело стремясь к минимизации издержек импортеров и экспортеров, очень важно не пойти на поводу меркантильных запросов недобросовестных участников ВЭД, ставящих под сомнение саму необходимость таможенного контроля и требующих от государства совершения таможенных операций в нереально сжатые сроки, исключающие какой-либо контроль в принципе.

Не следует забывать и о том, что фискальная функция продолжает оставаться приоритетной в деятельности наших таможенных органов, и таможенная служба России всегда была и будет, прежде всего, инструментом государства, стоящим на страже его интересов.

Оставаясь «таможней для правительства», таможенная служба России поставлена перед необходимостью одновременного выполнения задач, характерных как для второй (значительное, более 50%, пополнение федерального бюджета), так и для третьей категории (обеспечение выполнения таможенных формальностей с минимальными из возможных издержками для участников ВЭД), что возлагает на таможенные органы России очень большую ответственность5. Неслучайно таможенные услуги - это услуги, оказываемые только высококвалифицированными специалистами.

Уже в основу Таможенного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 2004 г., были положены идеи и принципы Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, благодаря чему удалось заранее, за восемь лет до вступления в ВТО, начать кардинальную модернизацию таможенного законодательства и в итоге добиться его соответствия требованиям ВТО (это, однако, не означает, что оно не должно совершенствоваться).

Как было отмечено в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ еще в 2001 г., правительство, министерства и ведомства должны, наконец, принять радикальные меры в отношении ведомственного нормотворчества, поскольку сегодня наша нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, с другой - неполна6.

Проведенный анализ практики работы таможенных органов позволяет нам сделать вывод о том, что массив действующих в настоящее время правовых актов ФТС России, и особенно Государственного таможенного комитета (ГТК), нуждается в серьезном обновлении. В частно-

сти, в настоящее время в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» содержится 5606 действующих правовых актов ГТК России, изданных в 1992-2004 гг., и 9831 действующий правовой акт ФТС России, изданный в 20042012 гг. Вместо около 15 тысяч изданных в течение 20 лет приказов, распоряжений, писем, указаний, телетайпограмм ФТС и ГТК России требуется ограниченное количество правовых актов ФТС РФ, четко определяющих технологии совершения таможенных операций и таможенного контроля и позволяющих, таким образом, гарантировать единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами России7.

При существующей громоздкой базе правовых актов для грамотного применения даже достаточно небольшого по объему Федерального закона № 311-Ф3 требуется обширный комментарий, такой, какой был создан благодаря общим усилиям саратовских таможенников и ученых.

На начальном этапе членства в ВТО очень важно помнить о том, что если изначально избран не самый рациональный способ действий, в дальнейшем, вне зависимости от приложенных усилий, не удастся достичь того наилучшего результата, который был бы обеспечен благодаря наиболее оптимальному пути.

Поэтому необходимо, чтобы в процессе взаимодействия науки и практики обеспечивалось оперативное проведение углубленного анализа актов современного таможенного законодательства, выявление (в том числе в ходе рабочих встреч с участниками ВЭД на базе таможенных постов, таможни, Торгово-промышленной палаты, на площадке Общественно-консультативного совета) возникающих в процессе правоприменения проблемных вопросов, поиск путей их решения, направление их в ФТС России и в Правительство РФ.

В Саратовской таможне, кроме перечисленных форм взаимодействия, также успешно функционирует рабочая группа по обеспечению поддержки инвестиционных проектов.

В целях минимизации временных и финансовых затрат участников ВЭД, осуществляющих поставки сложного технологического оборудования и комплектующих в рамках реализуемых на территории области крупных инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для всего региона, таких как, например, ЗАО «Северсталь - Сортовой завод Балаково», ООО «Эр Ликид Балаково», ООО «Саратоворгсинтез», ЗАО «Жировой комбинат», таможней на постоянной основе осуществляется предварительное консультирование с выработкой рекомендаций, в том числе по вопросам правильности классификации и временного хранения товаров.

В рамках нового проекта по строительству ЗАО «Балаково - Центролит» завода по произ-

водству железнодорожного литья предприятию оказана методическая помощь по вопросу об учреждении склада временного хранения (СВХ) закрытого типа.

Еще один масштабный инвестиционный проект на ближайшую перспективу - строительство нового современного саратовского аэропорта и комплекса зданий сопутствующей транспортно-логистической и складской инфраструктуры.

Произведенный с 1 августа 2012 г. переход на круглосуточный режим работы ОТО и ТК № 3 Саратовского таможенного поста, размещенного непосредственно на территории ОАО «Саратовский НПЗ», позволил обеспечить полностью бесперебойное осуществление таможенных операций в кратчайшие сроки и исключить риск нарушения производственного цикла и возникновения непроизводственных издержек крупнейшего участника ВЭД области.

При этом, наряду с совершенствованием правоприменения, не следует забывать, что в определенной степени кадры по-прежнему решают все, и для эффективного применения таможенного законодательства должна быть обеспечена подготовка грамотных специалистов.

Поэтому второе направление тесного взаимодействия таможенных органов с высшей школой - это решение важнейшей для государства задачи на среднесрочную и долгосрочную перспективу по подготовке высококвалифицированных специалистов таможенного дела, причем в новых кадрах для работы в современных условиях остро нуждаются не только таможенные органы, но и предприятия-участники ВЭД, транспортно-логистические компании, торгово-промышленные палаты и организации околотаможенной инфраструктуры (таможенные представители, владельцы складов временного хранения и таможенных складов).

Повышение квалификации специалистов должно продолжаться и на рабочих местах. Так, в настоящее время 14 должностных лиц Саратовской таможни на бюджетной основе получают второе высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» в рамках магистерской программы «Налоговое, бюджетное, банковское право», реализуемой на кафедре таможенного, административного и финансового права юридического факультета СГУ.

В современных условиях с каждым днем возрастает количество стрессогенных факторов в деятельности работников, и руководителям необходимо активно побуждать их к достижению поставленных целей, поощрять энергию и настойчивость, помогать преодолевать усталость.

Один из путей реализации перечисленных задач лежит в сфере формирования эффективной системы мотивации. Саратовская таможня поставила перед собой задачу создать гибкую

и прозрачную систему, позволяющую, с одной стороны, заинтересованным должностным лицам получить возможность максимально реализовать свой личностный потенциал, а с другой стороны, обеспечить формирование действенного кадрового резерва.

Этапами практической реализации этой идеи стало проведение с 2009 г. ежегодной деловой игры «День дублера» и формирование по ее итогам индивидуальных карт перспективного профессионально-личностного развития должностных лиц. В ходе деловой игры всем должностным лицам предоставляется возможность открыто заявить о наличии здоровых амбиций и желании попробовать свои силы на руководящей должности независимо от возраста, опыта работы, должностного уровня и иных характеристик. Это позволяет в итоге перейти к моделированию карьерного процесса и к основам стратегического управления карьерой и подтверждает вывод о необходимости и перспективности подобных мероприятий.

Что касается участников ВЭД, к сожалению, для многих из них до сих пор актуальной остается мысль, прозвучавшая еще в 2003 г. в Послании Владимира Путина Федеральному собранию РФ, о том, что российский бизнес должен стать современным - предприимчивым, гибким, мо-бильным8.

Как показывает практика, именно недостаточная квалификация и небрежность работников-декларантов и таможенных представителей порождают ошибки, замедляющие скорость совершения таможенных операций при проверке таможенных деклараций, так как выявление и исправление недостатков уже в процессе осуществления таможенного контроля сопряжено с дополнительными временными затратами, что, в свою очередь, приводит к финансовым издержкам участников ВЭД и, как следствие, к их неудовлетворенности качеством таможенных услуг в целом.

Кроме того, до сих пор, несмотря на постоянно проводимую таможенными органами активную разъяснительную работу, многие участники ВЭД не в полной мере применяют установленные современным таможенным законодательством возможности использования перспективных таможенных технологий (таких как удаленный выпуск), прогрессивных форм декларирования (например, декларирование в соответствии с предварительно получаемыми решениями ФТС России о классификации товаров), специальных упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам, и во многом это происходит потому, что исполнители низшего и среднего звена работают «по инерции» и не проявляют инициативы в области изучения и использования этих преимуществ таможенного законодательства.

С другой стороны, и у таможенных органов есть много возможностей для того, чтобы сделать применение современного таможенного законодательства более удобным для участников ВЭД.

Например, отрицательный фактор, сильно сдерживающий распространение удаленного выпуска, наличие которого констатировали не только участники ВЭД, но и представители Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, заключается в ведении конъюнктурной ценовой политики со стороны владельцев приграничных СВХ открытого типа. Решением этой проблемы могло бы стать обязательное в силу закона приведение стоимости услуг СВХ открытого типа на границе к средней стоимости услуг СВХ открытого типа внутри страны в регионе деятельности получателя товаров.

Еще один негативный фактор - медленное расширение перечня связок между внешними и внутренними таможенными органами. Вот уже почти год в целях дальнейшего интенсивного развития удаленного выпуска «на длинном плече» Саратовская таможня ходатайствует об установлении возможности взаимодействия по технологии удаленного выпуска с таможенными постами Балтийской таможни СЗТУ и Новороссийской таможни ЮТУ, однако решение все еще не принято.

Декларирование товаров в несобранном или разобранном, в том числе в некомплектном или незавершенном, виде производится в соответствии с решениями о классификации товаров, предварительно получаемыми только в ФТС России, согласно требованиям ст. 215 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Для ускорения и упрощения процесса получения таких решений предлагаем передать компетенцию по их выдаче на уровень региональных таможенных управлений и таможен.

Длительным является процесс получения статуса уполномоченного экономического оператора, и практика, несомненно, свидетельствует о необходимости его ускорения.

Не способствует популяризации специальных упрощений и письмо ФТС России от 08.10.2012 № 04-30/50061, в котором говорится о том, что системное толкование положений Конвенции МДП и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ исключает возможность завершения процедуры таможенного транзита товаров, перемещаемых с применением книжки МДП в адрес уполномоченного экономического оператора, на его территории, что вынуждает крупнейших импортеров либо отказаться от книжек МДП в пользу значительно менее удобных транзитных деклараций, либо не применять выгодное и востребованное упрощение по завершению таможенной процедуры таможенного транзита на своей площадке.

По нашему мнению, применение книжки МДП не должно исключать применение упрощения, тем более что ст. 49 Конвенции МДП прямо устанавливает, что положения Конвенции не препятствуют применению больших льгот при условии, что такие льготы не препятствуют применению Конвенции.

Статьей 21 Конвенции МДП установлено, что в таможне места назначения транспортное средство с грузом предъявляется для контроля таможенному органу, при этом согласно ч. 6 ст. 86 ФЗ-311 упрощение по завершению процедуры таможенного транзита на территории оператора не применяется при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган, но ведь ст. 21 Конвенции МДП при ее дословном прочтении и не устанавливает прямо, что местом доставки является таможенный орган. В ней только написано, что товары предъявляются для контроля таможенному органу назначения, а в каком месте - не установлено.

Очевидно, что в случае уполномоченного оператора предъявление товаров для контроля таможенному органу назначения, предусмотренное Конвенцией, может и должно осуществляться на территории оператора, в этом и есть смысл упрощения.

Статьей 14 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 61 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено исключение юридического лица из Реестра таможенных представителей при наличии фактов неоднократного (два и более раза) привлечения его к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ в течение срока, когда юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренному этими статьями, при условии, что сумма наложенных штрафов в совокупности составила 250 тыс. руб. и более.

Указанная мера грубо нарушает принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же правонарушение и создает трудности для участников ВЭД, которым приходится проводить повторные тендеры для отбора новых таможенных представителей.

При этом конечная цель государства - отстранение таможенного представителя от оказания таможенных услуг - не достигается, так как представитель, предвидя исключение из Реестра, заранее регистрирует новое юридическое лицо или филиал организации, включенной в Реестр таможенных представителей.

В заключение следует отметить тот факт, что, несомненно, на начальном этапе членства России в ВТО и таможенные органы, и бизнес будут испытывать проблемы переходного периода, связанные со сменой устоявшихся технологий, введением новых понятий, новых принципов таможенного регулирования и таможенного контроля.

При этом таможня как инструмент поддержки экономических интересов государства не может не обратить внимания на то, что реальные преимущества от вступления в ВТО страна сможет ощутить только в том случае, если, с одной стороны, в отношении импорта объединенные усилия контролирующих органов обеспечат четкое соблюдение системы запретов и ограничений, действенную защиту интересов потребителей импортных товаров, охрану их жизни и здоровья от ущерба, наносимого и контрафактными, и просто вредными и опасными товарами, и если, с другой стороны, снижение экспортных пошлин облегчит национальным производителям выход на международные рынки.

Только тогда вступление в ВТО в конечном итоге принесет пользу и государству, и бизнесу, и всем гражданам России.

Примечания

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Комкова Г. Н., Овсянников С. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См.: Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб., 1999. С. 96.

4 См.: Старкова О. А. Управление качеством таможенных услуг : дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2007. С. 41.

5 Там же. С. 39-40.

6 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 3 апреля 2001 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 См.: Старкова О. А. Указ. соч. С. 127-128.

8 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК 342.727, 342.731

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТАХ РОССИИ щШ

E.H. Тогузаева щхт /

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье проанализированы конституционные акты России разных периодов на предмет закрепления в них понятий «агитация» и «пропаганда». Автором проведен сравнительный анализ Конституций РСФСР 1918, 1936, 1978 гг. с ныне действующей Конституцией РФ 1993 г. относительно конструкций правовых норм, устанавливающих запреты либо разрешения осуществлять агитацию и пропаганду.

Ключевые слова: агитация, пропаганда, конституционные основы, конституционные акты, виды пропаганды, толкование нормы права.

Comparative Legal Analysis of Change in Subject Matter and Fixation of Agitation and Propaganda in Constitional Acts in Russia

E. N. Toguzaeva

The article focuses on the analysis of the constitutional acts introduced in Russia in different periods, with fixation of agitation and propaganda in them being the matter of interest. The author has carried out the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

comparative analysis of the Constitutions of RSFSR adopted in 1918, 1936, 1978 with the current Constitution of the Russian Federation of 1993 in relation to the legal norms establishing prohibition or permission to bring into action agitation and propaganda. Key words: agitation, propaganda, constitutional bases, constitutional acts, types of propaganda, interpretation of legal norms.

Пропаганда и агитация являются важными инструментами борьбы за власть, поскольку они позволяют прямо или косвенно воздействовать и на волю народа, и на общественное мнение в отношении привлечения особого внимания к каким-либо событиям или действиям, и на реализацию прав и свобод граждан. Современное общество характеризуется обилием разного рода источников информирования, не существовавших ранее, и как следствие, возникает больше возможностей вариативности агитационно-пропагандистских действий.

© Тогузаева Е. Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.