Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / КОНТРАБАНДА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобров А.Е., Носиков В.А., Пинаев Б.С.

В статье рассматривается важность контроля за оборотом культурных ценностей, так как они представляют для государства важность для сохранения культурного наследия государства, а также необходимо для культурного обмена. Также был проведен анализ динамики пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным оборотом и контрабандой культурных ценностей. По результатам анализа были выявлены основные проблемы, также были указаны основные направления развития таможенного сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобров А.Е., Носиков В.А., Пинаев Б.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS COOPERATION IN THE FIELD OF COMBAT ILLEGAL TRAFFICKING IN CULTURAL PROPERTY

The article discusses the importance of controlling the circulation of cultural property, as they are important for the state to preserve the cultural heritage of the state, and are also necessary for cultural exchange. An analysis was also made of the dynamics of suppression and detection of offenses related to illegal circulation and smuggling of cultural property. Based on the results of the analysis, the main problems were identified, and the main directions for the development of customs cooperation in the field of preserving cultural heritage were also indicated.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

A.Е. Бобров, студент

B.А. Носиков, студент Б.С. Пинаев, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-235-237

Аннотация. В статье рассматривается важность контроля за оборотом культурных ценностей, так как они представляют для государства важность для сохранения культурного наследия государства, а также необходимо для культурного обмена. Также был проведен анализ динамики пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным оборотом и контрабандой культурных ценностей. По результатам анализа были выявлены основные проблемы, также были указаны основные направления развития таможенного сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия.

Ключевые слова: таможенная служба, контрабанда, культурные ценности, незаконный оборот, международное сотрудничество.

В 1964 году было приняты рекомендации ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности». Исходя из данной рекомендации «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

В настоящий момент у каждого государства в приоритете стоит задача по сохранению национальных культурных ценностей, а также передача их будущим поколениям. Сохранение культурного наследия страны входят в обязанности государства, также следует упомянуть, что сохранение культурных ценностей не должно мешать культурному обмену и перемещению между странами.

Федеральная Таможенная служба (Далее - ФТС), будучи уполномоченной в области контроля за перемещением товаров

и услуг через таможенную границу, также обязана следить за перемещением культурных ценностей во избежание контрабанды культурных объектов. ФТС РФ, выполняя оперативно-розыскную деятельность, постоянно проводит работу по выявлению и пресечению преступлений, связанных с контрабандой культурных ценностей, а также драгоценных металлов и камней. Так ФТС России в 2021 году возбуждено 742 уголовных дела по статье 226.1 Уголовного кодекса РФ, связанной с контрабандой культурных ценностей, что на 9,3 % больше чем в 2019 году (679 дел).

Незаконный оборот культурных ценностей стал общепризнанным преступлением как на национальном, так и на международном уровнях. Такой вид преступности лишает народы различных стран элементов их прошлого, что также является элементами их идентичности.

Незаконный оборот культурных ценностей был включен Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., ведь задача по борьбе со всеми формами организованной преступности и защите культурного наследия имеет особое значение.

Генеральная Ассамблея ООН и Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций всегда призы-

вали государства-члены к осуществлению более эффективного и слаженного сотрудничества в борьбе с преступлениями против культурного наследия.

Международная уголовная полиция (Далее - Интерпол) наряду с ЮНЕСКО, Международным советом музеев, Всемирной таможенной организацией и другими международными организациями, вносит огромный вклад в противодействие незаконному обороту культурных ценностей.

Культурное законодательство стран-участниц ЕАЭС, т.е. законодательство о культуре и культурных ценностях представлено законами и детализирующими общие положения подзаконными актами. Правовые основы регулирования культурной сферы в России и Республике Армения составляют соответственно «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и «Об основах культурного законодательства». В Республике Беларусь -это «Кодекс о культуре», а Республике Казахстан и Киргизстан - законы «О культуре». Специальные нормы содержатся в законах «Об охране и использовании историко-культурного наследия» в России, Казахстане и Киргизии.

При всем этом, все равно в некоторых нормативно-правовых актах можно найти некие разногласия регулирующих норм, которые непременно влияют на перемещение культурных ценностей и объектов культурного наследия.

Можно выделить следующие проблемы, существующие в области незаконного оборота культурных ценностей, которые могут неблагополучно сказаться на всем мировом культурном наследии:

1. Фальсификация произведений искусства и артефактов.

Мошенники умело используют подделку культурных ценностей для введения в оборот предметов низкого качества, которые не представляют культурной ценности. Огромные объемы поддельных товаров весьма успешно выдаются за оригинальные, заполняя рынки, музеи, галереи, частные коллекции.

2. Фальсификация документов экспертизы предметов искусств.

Данная проблема требует комплексного подхода к решению, включая проведение специальных видов экспертиз и совместных операций таможенных и других уполномоченных органов.

3. Преступность в сфере культурного наследия.

По данным правоохранительных органов, значительная доля в общем объеме незаконной торговли культурными ценностями приходится на разграбление археологических памятников. Совершение таких незаконных деяний несет за собой не только разрушение памятников, но и может повлечь за собой безвозвратную утрату важной информации, а также материалов о культурных ценностях. Ценность археологических находок заключается в том, что такие находки несут в себе полные знания о предметах.

Международный характер преступлений, связанных с контрабандой предметов культурного наследия, может гарантировать скорое совершенствование и улучшение международного правоохранительного сотрудничества в данной сфере.

Для развития международного сотрудничества необходимо улучшить информационные и оперативные ресурсами в сфере международной координации противодействия мировой преступности, затрагивающей культурное наследие.

Ведущими направлениями развития сотрудничества станет:

- расширение базы данных о похищенных произведениях искусства

- широкое вовлечение новых государств и иных партнеров, которые могут предоставить оперативную и своевременную информацию;

- проведение крупных правоохранительных операций по борьбе с незаконным оборотом культурного наследия;

- участие в формировании и дальнейшем обучении квалифицированных кадров по контролю за предметами культурного наследия, а также проверки документов на культурные ценности.

Библиографический список

1. Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 19 ноября 1964 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901756975

2. Балашова К.С., Ахмедзянов Р.Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // Modern Economy Success. - 2020. -№3. - С. 86-90

3. Пузырева Ю.В., Клюенкова А.А. Международное правоохранительное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - №7.

4. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. №6. - С. 79-83

5. Михеева И.В., Логинова А.С., Пронина Н.В. Режим перемещения культурных ценностей в ЕАЭС // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2020. - №458.

6. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.ru

CUSTOMS COOPERATION IN THE FIELD OF COMBAT ILLEGAL TRAFFICKING

IN CULTURAL PROPERTY

A.E. Bobrov, Student V.A. Nosikov, Student

B.S. Pinaev, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the importance of controlling the circulation of cultural property, as they are important for the state to preserve the cultural heritage of the state, and are also necessary for cultural exchange. An analysis was also made of the dynamics of suppression and detection of offenses related to illegal circulation and smuggling of cultural property. Based on the results of the analysis, the main problems were identified, and the main directions for the development of customs cooperation in the field of preserving cultural heritage were also indicated.

Keywords: customs service, smuggling, cultural values, illegal circulation, international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.