Научная статья на тему 'Транснациональные аспекты незаконного оборота российских культурных ценностей'

Транснациональные аспекты незаконного оборота российских культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1000
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КОНТРАБАНДА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жерновой Михаил Васильевич, Сухаренко Александр Николаевич

В настоящей статье проанализированы состояние и причины преступности, связанной с оборотом культурных ценностей, а также предложены меры по борьбе с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жерновой Михаил Васильевич, Сухаренко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснациональные аспекты незаконного оборота российских культурных ценностей»

Научные сообщения

УДК 343.4

шЖерновой М.В., Сухаренко А.Н. Zhernovoy M.V., Sukharenko A.N.

Транснациональные аспекты незаконного оборота российских культурных ценностей

Transnational illicit trade in Russian art

В настоящей статье проанализированы состояние и причины преступности, связанной с оборотом культурных ценностей, а также предложены меры по борьбе с ней.

Ключевые слова: культурные ценности, преступность, контрабанда, незаконный оборот

The status and causes of crime associated with trafficking in cultural property, as well as proposed measures to combat it are analyzed in the present paper.

Key words: arts, crime, smuggling, illicit trade

Анализ материалов МОУП-Интерпол и УНП ООН свидетельствует о том, что незаконный оборот культурных ценностей остаётся одним из самых прибыльных видов деятельности транснациональных преступных организаций. В настоящее время ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 4-6 млрд. долл. [11]. По состоянию на 2007 г., в базе данных Генерального секретариата Интерпола насчитывалось 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 стран мира (в 2001 г. - 19 тыс.) [2, с. 18].

Однако в действительности объём похищенного гораздо выше. Об этом наглядно свидетельствуют данные лондонской компании «Art Loss Register» (ALR), основанной в 1991 г. в целях документирования похищенных культурных ценностей всех видов. По состоянию на 2009 г., в банке данных ALR содержалась информация о 203,7 тыс. предметов (2004 г. — 139 тыс.). В структуре похищенного более 54% составляли произведения живописи и часы. Основная часть похищенных ценностей приходилась на пять стран: Великобританию, США, Францию, Германию и Италию [12].

В своей резолюции 2008/23 «Защита от незаконного оборота культурных ценностей» Экономический и Социальный Совет ООН настоятельно призвал государства-члены защищать культурные ценности и предотвращать их незаконный оборот, путём принятия соответствующего законодательства, включая, процедуры конфискации, возвращения или реституции культурных ценностей, поощрение образования, проведение информационно-пропагандистских кампаний, составление карт и

ЖЕРНОВОЙ Михаил Васильевич, к.ю.н., начальник филиала ФГУ ВНИИ МВД России по Приморскому краю (г. Владивосток). E-mail: primvnii@bk.ru

СУХАРЕНКО Александр Николаевич, директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности» (г. Владивосток). E-mail: sUkharenko@mail.ru

инвентаризацию культурных ценностей, принятие адекватных охранных мер, укрепление потенциала и кадрового состава контролирующих учреждений, а также принимать эффективные меры по предупреждению передачи незаконно приобретённых или незаконно полученных культурных ценностей, особенно через аукционы, в том числе через Интернет, и обеспечивать возвращение или реституцию таких ценностей их законным собственникам [1].

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны, а главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры названы противоправные посягательства на объекты культуры.

Несмотря на заметное снижение числа регистрируемых преступных посягательств на культурные ценности (с 4,7 тыс. в 1993 г. до 1,1 тыс. в 2009 г.)1 [8], они наносят невосполнимый ущерб культурному достоянию России, поскольку стоимость предметов не всегда отражает их истинную ценность2. Утрата культурных ценностей приводит к духовному обнищанию народа, к девальвации их в общественном сознании, к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности и национальной сплочённости.

По мнению криминологов, именно снижение духовно-нравственного потенциала общества является одним из основных факторов, способствующих росту преступности и коррупции. Правомерность такого суждения можно проиллюстрировать следующими данными. По состоянию на 2011 г., правоохранительные органы РФ разыскивали около 60 тыс. предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Большую часть похищенного составляли иконы, монеты, картины, ордена и медали [4]. Перечисленные предметы представляют собой не только бесценные культурные сокровища, но и являются сильнейшим стимулом для активизации творческой деятельности и развития индивидуального мировоззрения. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание средствами культурных ценностей формирует личные взгляды, убеждения и внутреннее стремление к самосовершенствованию.

Основными видами преступных посягательств на культурные ценности, находящиеся на государственном хранении, являются:

♦ кражи, совершаемые из экспозиций и с выставок путём прямого доступа;

♦ кражи, совершаемые путём проникновения в хранилища, в том числе с использованием специального снаряжения и технических средств;

♦ хищения из фондов, совершаемые сотрудниками государственных хранилищ либо преступными группами с их участием3.

Хищению культурных ценностей в значительной мере способствуют следующие факторы: низкая зарплата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров и ослабление исполнительской дисциплины,

1 При этом ежегодно раскрывается более 40% преступлений данного вида.

2 Однако сумма материального ущерба от них составила 72 млн. рублей. Применительно к данной группе преступлений можно говорить о высокой степени естественной латентности, т.е. они остаются за пределами уголовной статистики в связи с тем, что не обнаруживается правоохранительными органами ввиду особенностей механизма их совершения.

3 Комплексная проверка сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев РФ, проводилась в течение последних трёх лет после крупной кражи экспонатов из Эрмитажа. С 2007 г. был проверен 1881 музей (97% от общего числа) с общим фондом хранения 73 млн. предметов. В результате была выявлена пропажа 242 тыс. предметов, из них 24,5 тыс. находились в розыске, а 219 тыс. — отсутствовали по неустановленным и недокументированным причинам.

неудовлетворительное состояние их учёта и хранения, ненадлежащая физическая и техническая охрана учреждений культуры1 и культовых зданий, а также несовершенство действующего законодательства, в частности, отмена лицензирования антикварной деятельности. По оценкам Роскультуры, ежегодный оборот теневого антикварного рынка России составляет около 300 млн. долл. В то же время, по мнению президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров В. Бычкова, незаконный оборот составляет 80-100 млн. долл. (около 10%) [5].

Как показывает практика, большая часть культурных ценностей похищается с целью последующего вывоза за рубеж. Транснациональный характер хищений предметов историко-культурного наследия народов России обусловлен повышенным спросом на них и несоизмеримо низкими, в сравнении с мировыми, внутренними ценами. По состоянию на 2011 г., по линии Интерпола разыскивалось более 900 культурно-исторических ценностей, похищенных в России. За последний 21 год с помощью НЦБ Интерпола в Россию было возвращено более 250 произведений искусства и антиквариата. Среди них картины известных живописцев, иконы, древние рукописи [3].

Посягательствами на культурные ценности в основном занимаются организованные преступные группы (ОПГ) с обширными межрегиональными и международными связями2. Многие из них организованы эмигрантами из бывшего СССР, проживающими за рубежом, но имеющими сообщников в России, которые осуществляют поиск, хищение (скупку) и вывоз ценностей. Для реализации вывозимых ценностей за рубежом ими создана целая сеть специализированных антикварных магазинов. По данным ГУБК ФТС России, за рубежом действует около 70 ОПГ, занимающихся контрабандой культурных ценностей и их последующей перепродажей [10, с. 180].

Наиболее распространёнными способами незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж являются: недостоверное декларирование, сокрытие, перемещение с использованием поддельных документов или средств идентификации. Основными направлениями вывоза ценностей являются: Центральная и Западная Европа, Скандинавия и АТР [7].

О масштабах контрабанды свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым за последнее десятилетие был предотвращён вывоз около 100 тыс. культурных ценностей. Среди них произведения изобразительного искусства, предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики [6].

В целях осуществления согласованных мер для предупреждения и пресечения случаев хищения культурных ценностей было заключено Соглашение «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата» (2007 г.). Данное Соглашение закрепляет соответствующий понятийный аппарат, определяет направления и формы межгосударственного сотрудничества, основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия.

За минувшие годы в рамках СНГ накоплена нормативно-правовая база сотрудничества в сфере сохранения культурных ценностей, при

1 По состоянию на 2009 г., в РФ насчитывалось 9,1% неохраняемых музеев, в основном муниципальных.

2 В 2008 г. МВД России пресекло деятельность ОПГ, которая вывезла за рубеж 50 контейнеров с культурными ценностями. По делу проходят гражданин США и две россиянки, одна из них — эксперт Минкультуры РФ, которая выдавала подложные разрешения на вывоз ценностей.

разработке которой использовались универсальные и региональные документы. К ним можно отнести:

♦ Соглашение от 14 февраля 1992 г. «О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения». К наиболее важным положениям Соглашения можно отнести достигнутую договорённость об учреждении Межправительственной комиссии для создания механизма и практической работы по возвращению культурных и исторических ценностей, определения категорий культурных и исторических ценностей, подлежащих возврату, предоставления доступа экспертам национальных комиссий для ознакомления с фондами государственных музеев и архивов;

♦ Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей». Данное Соглашение закрепляет механизмы обмена образцами бланков разрешительных документов и оттисков печатей культурных ценностей, находящихся в легальном обороте, другой интересующей информацией, а также возврата незаконно перемещаемых культурных ценностей;

♦ Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утверждённое решением Совета Глав Правительств СНГ от 9 октября 1997 г. В приложении к Положению дан примерный перечень категорий культурных ценностей;

♦ Соглашение «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 28 сентября 2001 г., конкретизирующее вышеперечисленные документы.

В декабре 2011 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 2261, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами ТС культурных ценностей. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей. Совершение указанного преступления в составе организованной группы называется гораздо строже: от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Осознавая серьёзность рассматриваемой проблемы, МВД России активно сотрудничает с Интерполом, Европолом, Всемирной таможенной организацией (ВТО), Международным советом музеев (ИКОМ), а также с иностранными правоохранительными службами.

Тесное взаимодействие с другими заинтересованными ведомствами (МИД, Минкультуры, ФСБ и ФТС России) позволяет выявлять каналы незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж, осуществлять их розыск, идентификацию и возвращение владельцам. Действенность такого взаимодействия можно проиллюстрировать данными Росохран-культуры, согласно которым только за 2004-2007 гг. в Россию было возвращено 1079 произведений искусства и архивных документов на общую сумму в 400 млн. рублей [9].

Несмотря на указанные позитивные тенденции, остаётся нерешённым целый ряд организационно-правовых проблем, затрудняющих деятельность государственных органов в данной сфере. Учитывая важность проблемы сохранения историко-культурного наследия народов России, представляется необходимым:

♦ ускорить ратификацию Конвенции ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1995 г.);

♦ усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения в сфере охраны культурного наследия, устранив существующие пробелы;

♦ принять необходимые меры по финансовому, нормативно-правовому, организационному и кадровому обеспечению хранения и ис-

пользования культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда РФ;

♦ упорядочить торговлю предметами антиквариата;

♦ активизировать сбор и систематизацию информации о пропавших, утраченных или похищенных культурных ценностях, мониторинг рынка предметов старины и искусства (антиквариата), оповещение госорганов и общественности в России и за её пределами о фактах утраты и хищения культурных ценностей, а также работу по их возвращению собственникам;

♦ обеспечить финансирование эксплуатации Электронной регистрационно-поисковой автоматизированной системы (ЭРПАС) для эффективного поиска и возвращения культурных ценностей, предусмотренной Приказом Минкультуры России от 3 декабря 2004 г. № 108 «О мерах по предотвращению незаконных вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности»;

♦ обеспечить повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников соответствующих подразделений правоохранительных органов;

♦ расширять и укреплять международно-правовое сотрудничество в данной сфере.

Литература

1. Доклад Генерального секретаря ООН «Защита от незаконного оборота культурных ценностей». Вена, 17-21 мая 2010 г.

2. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2008. № 2.

3. Интервью начальника НЦБ Интерпола при МВД России А. Прокопчука. // ИТАР-ТАСС. 2012. 14 февраля.

4. Интервью статс-секретаря МВД России С. Булавина. // РИА «Новости». 2011. 29 декабря.

5. Материалы «круглого стола» на тему: «Российский антикварный рынок: культура, экономика и право». М., 2007.

6. Пресс-релиз ФТС России «Российской таможне — 15 лет». 2006. 24 октября.

7. Русанов Г. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. М., 2010.

8. Статистика ГИАЦ МВД России за 2009 г.

9. Статистика Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. // URL: http://www. rsoc.ru/news/rsoc/news535.htm?print=1 [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]

10. Фомичев С. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2005.

11. Skene C. Art theft ranked as fourth-largest criminal enterprise // Montreal Gazette. 2007. 1 September.

12. The Art Loss Register. // URL: http://www.artloss.com. [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.