Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА И КУЛЬТА'

ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА И КУЛЬТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЭКСПЕРТИЗА / ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринченко Анастасия Николаевна, Кравченко Александр Викторович

В данной статье рассматриваются и предлагаются пути и способы решения генеральной задачи таможенной борьбы с преступностью в сфере искусства путем разработки теоретических, организационных и оперативных концепций, рассчитанных на долгосрочные меры. Преступления в сфере искусства - это огромный пласт мировой теневой экономики, а предметы искусства - один из лучших способов инвестирования и сохранения «серых» и «черных» доходов. В статье приводятся основные особенности преступлений в сфере искусства. Произведен анализ и приведен исчерпывающий перечень противоправных действий, где предметом выступают непосредственно культурные ценности и (или) противоправные действия, совершаемые с ними и наносящие вред сохранению историко культурного наследия страны. Рассмотрены имеющиеся механизмы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей. Выделены ключевые проблемы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей. Проанализированы актуальные вопросы в законодательстве РФ и мировой практике. Рассмотрена комплексность экспертиз как одна из основных форм идентификации и контроля выявленных при перемещении предметов искусства и культа. Определена роль квалификации должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль предметов искусства и культа. Даны рекомендации для повышения эффективности работы сотрудников таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль предметов искусства и культа. Указаны основные дисциплины для обучающихся специальности «Таможенное дело», способствующие повышению квалификации будущих сотрудников таможенных органов. Предложено решение выделенных ранее ключевых проблем борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, посредством применения новых и совершенствования имеющихся инструментов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TOOLS OF LEGAL REGULATION OF THE MOVEMENT OF OBJECTS OF ART AND WORSHIP

This article discusses and proposes ways and means of solving the general task of customs control of crime in the field of art through the development of theoretical, organizational, and operational concepts designed for long term measures. Art crime is a huge layer of the global shadow economy, and art is one of the best ways to invest and save «gray» and «black» income. Art crimes have a number of characteristics that distinguish them from any other crime. The article describes the main features of such crimes. The analysis is carried out and an exhaustive list of illegal actions is presented, the subject of which is cultural values and (or) connected to them illegal actions, harming the preservation of the country's historical and cultural heritage. The available mechanisms of combating the illegal movement of cultural values are considered. The key problems of combating the illegal movement of cultural values are highlighted. Topical issues in the legislation of the Russian Federation and world practice are analyzed. The complexity of examinations as one of the main forms of identification and control of objects of art and cult revealed during the movement is considered. The role of the qualifications of officials of customs authorities exercising customs control of objects of art and worship is determined. Recommendations to improve the efficiency of customs officials who carry out customs control of art and cult objects are given. The main disciplines for students of the specialty "Customs", which contribute to the improvement of the qualifications of future employees of customs authorities, are indicated. A solution to the previously identified key problems of combating the illegal movement of cultural property through the use of new and improvement of existing instruments of struggle is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА И КУЛЬТА»

уииверсин; и I мо Правовые основы управления интеллектуальной собственностью

УДК 339.543

ПРОБЛЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА И КУЛЬТА

А.Н. Гринченко1, А.В. Кравченко1

Северо-Западный институт управления РАНХиГС Адрес для переписки: Nastya04050@yandex.ru

Информация о статье:

Поступила в редакцию 08.10.2020, принята к печати 12.11.2020 Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Гринченко А.Н, Кравченко А.В. Проблемы и инструменты правового регулирования перемещения предметов искусства и культа // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 4. С. 66-73.

Аннотация: В данной статье рассматриваются и предлагаются пути и способы решения генеральной задачи таможенной борьбы с преступностью в сфере искусства путем разработки теоретических, организационных и оперативных концепций, рассчитанных на долгосрочные меры.

Преступления в сфере искусства - это огромный пласт мировой теневой экономики, а предметы искусства -один из лучших способов инвестирования и сохранения «серых» и «черных» доходов. В статье приводятся основные особенности преступлений в сфере искусства. Произведен анализ и приведен исчерпывающий перечень противоправных действий, где предметом выступают непосредственно культурные ценности и (или) противоправные действия, совершаемые с ними и наносящие вред сохранению историко-культурного наследия страны.

Рассмотрены имеющиеся механизмы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей. Выделены ключевые проблемы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей. Проанализированы актуальные вопросы в законодательстве РФ и мировой практике. Рассмотрена комплексность экспертиз как одна из основных форм идентификации и контроля выявленных при перемещении предметов искусства и культа. Определена роль квалификации должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль предметов искусства и культа. Даны рекомендации для повышения эффективности работы сотрудников таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль предметов искусства и культа. Указаны основные дисциплины для обучающихся специальности «Таможенное дело», способствующие повышению квалификации будущих сотрудников таможенных органов. Предложено решение выделенных ранее ключевых проблем борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, посредством применения новых и совершенствования имеющихся инструментов борьбы.

Ключевые слова: произведение искусства, теневая экономика, предметы культурного назначения, культурная ценность, перемещение культурных ценностей, экспертиза, охрана культурного наследия, квалификация должностных лиц таможенных органов, механизмы борьбы

PROBLEMS AND TOOLS OF LEGAL REGULATION OF THE MOVEMENT OF OBJECTS OF ART AND WORSHIP

A. Grinchenko1, A. Kravchenko1

1North-West Institute of Management, branch of RANEPA Corresponding authors: Nastya04050@yandex.ru

Article info:

Received 08.10.2020, accepted 12.11.2020 Article in Russian

For citation:, A. Grinchenko, A. Kravchenko. Problems and tools of legal regulation of the movement of objects of art and worship. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2020. No. 4. pp. 66-73.

Abstract: This article discusses and proposes ways and means of solving the general task of customs control of crime in the field of art through the development of theoretical, organizational, and operational concepts designed for long-term measures.

Art crime is a huge layer of the global shadow economy, and art is one of the best ways to invest and save «gray» and «black» income. Art crimes have a number of characteristics that distinguish them from any other crime. The article describes the main features of such crimes. The analysis is carried out and an exhaustive list of illegal actions is presented, the subject of which is cultural values and (or) connected to them illegal actions, harming the preservation of the country's historical and cultural heritage.

The available mechanisms of combating the illegal movement of cultural values are considered. The key problems of combating the illegal movement of cultural values are highlighted. Topical issues in the legislation of the Russian Federation and world practice are analyzed. The complexity of examinations as one of the main forms of identification and control of objects of art and cult revealed during the movement is considered. The role of the qualifications of officials of customs authorities exercising customs control of objects of art and worship is determined. Recommendations to improve the efficiency of customs officials who carry out customs control of art and cult objects are given. The main disciplines for students of the specialty "Customs", which contribute to the improvement of the qualifications of future employees of customs authorities, are indicated. A solution to the previously identified key problems of combating the illegal movement of cultural property through the use of new and improvement of existing instruments of struggle is proposed.

Keywords: work of art, shadow economy, cultural objects, cultural value, movement of cultural values, examination, protection of cultural heritage, qualification of customs officials, control mechanisms

Введение. Преступления в сфере искусства законодательно не выделены в отдельную группу, однако могут быть объединены, т.к. имеют ряд отличительных особенностей. Чтобы совершить подобное преступление, человек должен разбираться в тонкостях произведений искусства и иметь уникальные знания. Для получения прибыли необходимо не только получить предмет искусства и культа, но и иметь возможность его реализовать. Потому в большинстве случаев подобные преступления не ограничиваются одним эпизодом. Для контрабанды предметов искусства и культа необходимо функционирование криминальной инфраструктуры.

В основном используются фирмы-однодневки, под видом временного осуществляется вывоз на выставки произведений искусства или подкупаются эксперты для получения заключений. Множественные ошибочные заключения «авторитетных экспертов» подтверждают умышленный характер преступлений. Также производится подкуп сотрудников погранохраны, таможни, полиции. Встречаются случаи краж из музеев произведений искусства и культа для последующей продажи на черном рынке; случаи мошенничества: копии продаются как оригиналы, подделывается атрибуция на полотне безымянного автора для продажи под видом работы известного художника. Подделываются сопроводительные документы, паспорта картин, заключения экспертов,

документы купли-продажи и иные. Подделка может выступать как методом совершения преступления, так и самим преступлением. Самостоятельным преступлением может быть подделка бланков, сопроводительных документов, самих предметов искусства и культа. Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев подобные преступления имеют много эпизодный характер, соответственно к ответственности также должно привлекаться больше одного лица.

При расследовании и дознании очень важно осуществить полный сбор информации для выявления всей цепочки преступлений и причастных к ним лиц. Нельзя недооценить роль работы, способствующей противодействию незаконного перемещения предметов искусства и культа. Подобные действия могут выступать инструментом борьбы с теневой экономикой, а также инструментом выявления других опасных для общества преступлений.

В рамках реализации контрольной и надзорной функций таможенные органы в пределах своих компетенции осуществляют контроль перемещений произведений искусства, что также способствует сохранению историко-культурного наследия.

Постановка задачи. Целью данного исследования является рассмотрение имеющихся механизмов борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, а также предложение путей и

способов решения генеральной задачи таможенной борьбы с преступностью в сфере искусства путем разработки теоретических, организационных и оперативных концепций, рассчитанных на долгосрочные меры.

Вопрос борьбы с незаконным перемещением предметов искусства через границу был актуальным во все времена. Истинных предметов искусства и культа в мире ограниченное количество. Из-за культурных различий каждая страна имеет свои представления о ценности того или иного предмета искусства. Есть государства, которые исходят только из религиозных аспектов. Другие государства считают важным не только сохранение предметов религиозного культа, но и предметов искусства, археологии, нумизматики, орудий труда и т.д. ЮНЕСКО [5] определил культурное наследие общими рамками, исходя из которых государства, присоединившиеся к конвенции, могут создать свое культурное наследие и лучшим образом защитить и сохранить его. Кроме того, широко известно, что предметы искусства и культа - это один из лучших способов сохранения доходов и вложения средств, полученных преступным путем.

Основными особенностями таких преступлений являются [2]: характер личности преступника, сложность совершения преступления и количество эпизодов. Поэтому противодействие незаконному перемещению культурных ценностей как инструмент борьбы с теневой экономикой и метод сохранения историко-культурного наследия наиболее важен в настоящее время [8].

Материалы и методы исследования. В настоящем исследовании проанализированы преступления в сфере искусства посредством изучения статистики судебных актов по делам о незаконном перемещении предметов искусства и культа. Были изучены основные механизмы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, выделенные Потаповым А.И. и Морокиной Г.С. [8].

Анализ литературы и экспертных оценок выявил важность комплексности экспертизы как одной из основных форм идентификации и контроля выявленных при перемещении

предметов искусства. Была определена роль квалификации должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль предметов искусства и культа.

Полученные результаты.

Механизмы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей. Многие картины, приобретённые или проданные на данный момент, могут быть созданы не теми художниками, в авторстве которых убеждены коллекционеры. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия при участии издателя и составителя Владимира Рощина издала редкий «Каталог подделок произведений живописи». Данный каталог насчитывает уже шесть томов и носит информационный характер для

коллекционеров, начинающих меценатов и работников музейного дела. «Каталог подделок произведений живописи» дает подробное описание разоблаченных с помощью экспертизы подделок [3, 7]. В 2011 году Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия была упразднена, а ее функции переданы Министерству культуры Российской Федерации. Но независимо от этого «Каталог подделок произведений живописи» можно использовать и сегодня [1].

Можно выделить два метода борьбы с контрабандой. Первый метод заключается в регламентации торговли предметами искусства в РФ, легализации торговли с европейскими странами. Множество предметов культа, которые вывозятся сейчас контрабандой, по мнению некоторых экспертов, не представляет культурного наследия страны. Открытие границ страны не нанесло бы ощутимого ущерба, а, напротив, позволило бы вернуть утраченные произведения. На данный момент в Российской Федерации спрос на работы художников русской школы и, соответственно, цена на них значительно выше, чем за ее пределами. Это связано с повышением уровня благосостояния и возникновения нового класса богатых и успешных бизнесменов, у которых

появляется желание создания имиджа мецената.

Второй метод заключается в активных совместных мероприятиях правоохранительных органов со спецслужбами западных стран. Немаловажным является наблюдение всей цепочки прохождения контрабанды до конца. Активная работа в данном направлении ведется таможенными органами с применением системы управления рисками [6].

Существуют и иные способы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей: международные договоренности стран по взаимодействию, международные базы краденых произведений искусства, мероприятия по выявлению и раскрытию краж произведений из музеев, межведомственное взаимодействие органов власти, законотворческая деятельность государства, множество оперативных действий, направленных на противодействие преступности, и другие.

На сегодняшний день механизмы борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей далеки от идеала. Многие преступления в сфере искусства, выявленные таможенными органами, не способны выдержать судебное разбирательство и разваливаются в суде.

Рассмотрим некоторые проблемы и возможные пути их решения.

Актуальные вопросы в законодательстве. Законодательство РФ несовершенно в вопросах определения понятий «произведение искусства», «культурная ценность», «предмет

культурного назначения», «историческая и культурная ценность». Закон Российской Федерации № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который был принят в 1993 году, не может дать однозначную характеристику этим понятия, противоречит иным федеральным законам, а также понятиям в международном праве, отличается от мнения экспертов. Таможенное законодательство и законодательство о культуре различаются в вопросе определения понятия «культурные ценности». Для решения данной проблемы необходимо привести терминологию в соответствие с международными нормами.

Культурная ценность - это вещь или коллекция вещей, которые каждая страна определяет для сохранения своего культурного наследия. Чтобы присвоить предмету статус «культурной ценности», он должен соответствовать определенным условиям. Важным может быть как место изготовления, способ, так и материал, редкость предмета или целая коллекция. В некоторых случаях финансовая ценность вещи считается важным дополнением.

Действующие законодательство дает право провоза произведения искусства, приобретенного за рубежом, однако ввоз этого предмета оформляется как товар или как культурная ценность. При условии ввоза товара оплачивается пошлина без излишнего документооборота. Если ввозится культурная ценность, то пошлины не уплачиваются. Вопрос отнесения предмета к категории культурных ценностей решает аккредитованный эксперт Министерства культуры. Однако в последующем вывезти из России культурную ценность возможно только при условии, что аккредитованный эксперт Министерства культуры укажет в заключении о не отнесении предмета к категории культурных ценностей. Чтобы избежать подобных трудностей с законодательством многие коллекционеры не желают ввозить в Российскую Федерацию приобретенные предметы искусства.

Еще одним актуальным вопросом законодательства, регулирующего перемещение предметов искусства и культа, является соотношение терминов «предметы культурного назначения» и «культурная ценность». От данных понятий зависят соответствующие разрешительные документы. Правом ЕАЭС определен различный порядок вывоза предметов отнесённых к категории культурных ценностей.

Физические лица для вывоза с территории РФ предметов искусства и культа для личного пользования должны представить таможенным органам заключение (разрешительный документ).

Для вывоза предметов искусства и культа физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, или юридические лица представляют таможенным органам лицензии на вывоз

культурных ценностей. Перечень предметов установлен решением Коллегии ЕЭК № 30 от 21.04.2015г. «О мерах нетарифного регулирования». Если заявленный к вывозу предмет не попадает в перечень и одновременно является «предметом культурного назначения», Министерство культуры РФ по желанию заявителя может выдать уведомление на основании экспертного заключения. Экспертное заключение содержит вывод об отнесении или не отнесении вывозимого товара к категории культурных ценностей.

Экспертиза как форма контроля. Проблему идентификации выявленных предметов должна решать экспертиза, но и здесь есть ряд неоднозначных вопросов. Экспертиза непосредственно входит в область правовых взаимоотношений и взаимосвязана с рынком предметов культурных ценностей, с владельцами предметов искусства, а также с договорными отношениями [4, 8]. Однако существует целый ряд рисков, среди которых можно выделить: обеспечение состояния сохранности памятников, полноту и независимость исследований, результаты заключений, непосредственно влияющие на итоговую стоимость.

Для качественного заключения требуется проведение ряда комплексных экспертиз (искусствоведческой и приборной), а также правильная постановка вопросов перед экспертом. Наиболее полную информацию о произведении дает комплексная экспертиза. Экспертиза приборная (технико-технологическая) стала развиваться примерно с 60-х годов ХХ века на основе опыта реставраторов. На данный момент экспертиза картин предполагает исследование основы, грунта, пигментного слоя, а также связующего вещества. Используются следующие методы исследований: рентгено-графирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, графология подписи, полное исследование состояния сохранности и истории бытования предмета, микроскопическое исследование и другие.

Исследования при проведении экспертизы проходят поэтапно.

Первый этап представляет собой исследование предмета с помощью микро-

скопа. Масштаб увеличения помогает увидеть подпись художника, мазки, а также мельчайшие частички пигментов. В случае возникновения у эксперта сомнений в отношении подлинности работы, производится исследование краски на пластичность под микроскопом с помощью инструментов. Пигменты красок могут сохнуть в течение двух лет.

Второй этап: исследование холста в химической лаборатории позволяет выявить частицы пигментов в составе красок, а также по оптическим свойствам (люминесценции) определить их природу.

Далее производится рентгено-флуоресцентный анализ. Анализ рентгено-флуоресцентным спектрометром показывает точный состав красок, выявляя все неорганические пигменты. Множественные данные, отображаемые прибором, необходимы для определения возраста картины, условий бытования, наличия внесенных изменений. Например, наличие титановых белил в исследуемом полотне свидетельствует о написании данной картины не ранее 20-х годов XX века.

Четвертым этапом исследования является рентгенографирование. Лучи рентгена, обладая высокой проникающей способностью, позволяют увидеть теневое изображение всей структуры исследуемой картины (основа, грунт, красочный слой). Данное исследование проводится для выявления нижележащих слоев, определения участков разрушения, а также позволяет определить характер реставрационных вмешательств, изучить особенности техники художника.

Одним из важнейших этапов экспертизы является исследование в инфракрасном диапазоне излучения. Инфракрасное излучение, реагируя на графит, позволяет увидеть карандашный или угольный набросок художника, минуя верхний слой краски.

Третий этап: исследование полотна с помощью ультрафиолета. Ультрафиолетовые лучи позволяют увидеть люминесценцию (свечение в темноте) органических и неорганических веществ, иных компонентов, пигментов, лака. Цвет и интенсивность люминесценции позволяет определить химический состав веществ, лака, базы, пигментов. С помощью данного исследования

можно обнаружить затёртые надписи, дописки, дорисованные элементы, степень и место вторжения в холст и иные изменения.

Для вынесения конечного экспертного заключения о подлинности работы требуется проведение ещё одного этапа - работы с периодическими изданиями и выставочными архивами. На данном этапе эксперты изучают старые журналы по искусству в архивах и библиотеках, создаются электронные базы с информацией о художниках, что помогает воссоздать провенанс.

На современном арт-рынке в открытом доступе представлены выводы разных специалистов совместно с заключениями различных исследований, включая технико-технологические. Например, химическое исследование картины рассматривает не только картину, но и производит микроскопическое исследование подписи. Специалисты-технологи утверждают, что также необходим химический анализ пигментов и связующих материалов живописи. Химическое исследование иногда не обнаруживает маркеров, по которым можно идентифицировать датирующие признаки пигментов, в случае, если время изготовления не уточнено, или когда выводы экспертизы не полностью выявляют сложность истории бытования холста, а также ранние реставрационные изменения.

Искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы подразумевают сравнение демаскирующих признаков представленных образцов. К таким признакам относятся все отличия оригинальной работы от исследуемого образца. Сравнение происходит с аналогичными произведениями автора, базами рентгенограмм, сделанными с оригинальных работ, сопоставление с графологическими базами, а также образцами подписей и почерка, базами пигментов, с которыми работал автор. Основными хранилищами произведений искусства в России выступают музеи или государственные организации, занимающиеся реставрацией и экспертизой. Поэтому именно там и сформированы эталонные массивы данных. Важно отметить, что обычно искусствоведческую и приборную экспертизы проводят раздельно в целях обеспечения достоверного результата. Суть в том, что две

важнейшие экспертизы объединены вместе технически, а результаты не соединены в единое целое. Эти экспертизы не должны работать друг на друга, особенно пытаться обсуждать возникшие противоречия.

Квалификация как условие эффективной работы сотрудников таможенных органов. Весь результат кропотливой работы экспертов может разбиться о некомпетентность должностных лиц таможенных органов, которые в ряде случаев не знают или намеренно не соблюдают порядок оперативно-тактических действий, либо совершают ошибки при заполнении документации.

Немаловажным аспектом является квалификация должностных лиц таможенных органов, принимающих решение об отнесении выявленных предметов к категории культурных ценностей или к предметам культурного назначения. Решением этой проблемы может быть перенятие зарубежного опыта, а именно создание специализированного отдела по охране объектов культурного наследия России. По данным [4] в Италии специальная служба карабинеров по охране объектов культурного наследия успешно решает поставленные задачи с 1969 года. Она активно взаимодействует с международными организациями, а также с другими ведомствами внутри страны. В данном подразделении служат 300 человек. Среди офицеров подразделения есть опытные археологи, специалисты по составлению каталогов, искусствоведы. Первоначально они получают дипломы по выбранной специальности, а позже поступают в корпус карабинеров.

В России такой отдел должен обладать самым широким кругом полномочий, что позволит применять разные правоохранительные меры для охраны культурного наследия. Также он должен взаимодействовать с полицией, погранохраной, экспертными учреждениями, музеями и таможенной службой.

Для повышения эффективности таможенных органов в вопросах перемещения культурных ценностей необходимо совершенствование оперативно-тактических действий, а также разработка дополнительных инструкций по описанию выяв-

ленного предмета при перемещении в нарушение соблюдения таможенных норм и правил. Необходимо при выявлении преступления в таможенной сфере продолжать сбор полной информации, способствующей выявлению всей цепочки преступлений и лиц, к ним причастных, и последующая передача данных в соответствующие органы.

Для улучшения качества подготовки кадров таможенной службы необходимо введение новых дисциплин для обучающихся специальности «Таможенное дело», например «Таможенный контроль произведений искусства и культа», «Искусствоведческая экспертиза» и другие.

Заключение. На сегодняшний день борьба с преступлениями в сфере искусства носит стратегический характер. В данной статье показано, что преступления в сфере искусства не имеют границ, и в их совершении может быть задействовано большое

Список литературы:

1. Воротынцева Т. М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. — СПб.: Троицкий мост, 2017. — 162 с.

2. Гринченко А.Н. Криминологические особенности преступлений в сфере культурных ценностей // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 7. С. 55-61.

3. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15 апреля 1993 г. // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru

4. Информационно-практический журнал "Охраняется государством". 2018. № 1.

5. Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage 1972. Available at: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID =130 55&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION= 201. html (in Eng)

6. Николаев А.С. Управление рисками в механизме таможенного администрирования // Экономика. Право. Инновации. 2017. № 2 (4). С. 77-81.

7. Постановление Правительства от 27.04.2001г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru

8. Потапов А.И., Морокина Г.С. Таможенный контроль произведений искусства и культа. -

количество участников. Преступные посягательства на культурные ценности имеют международный характер и обладают определенными общими чертами, анализ которых способствует выработке унифицированных форм и методов борьбы с данными преступлениями.

Россия осуществляет борьбу с хищениями и контрабандой путём применения внутригосударственных мер. Однако сотрудничество государств в этой области и перенятие успешного опыта других стран в настоящее время приобретает всё большую значимость.

Поэтому нельзя недооценивать таможенный контроль перемещений культурных ценностей. Но для эффективности данного контроля необходимы изменение и совершенствование законодательства, улучшение качества подготовки специалистов и выработка необходимых теоретических, организационных и оперативных концепций, рассчитанных на долгосрочные меры.

References:

1. T. Vorotyntseva. Prohibitions and restrictions on foreign trade. SPb.: Troitsky Most. 2017. 162 p. (in Rus)

2. A. Grinchenko. Criminological features of crimes in the sphere of cultural values. Tamozhennoye regulirovaniye. Tamozhenniy kontrol. 2020. No. 7. pp. 55-61. (in Rus)

3. Law of the Russian Federation «On the export and import of cultural property» No. 4804-1 dated April 15, 1993. SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

4. Information and practical magazine «Protected by the state». 2018. No. 1. (in Rus)

5. Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage 1972. Available at: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13055&URL_DO=DO_TOPIC&URL_ SECTION = 201.html

6. A. Nikolaev. Risk management in the mechanism of customs administration. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2017. No. 2 (4). pp. 77-81. (in Rus)

7. Government decree of 27.04.2001. No. 322 «On approval of the Regulations on the examination and control over the export of cultural property». SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

8. A. Potapov, G. Morokina. Customs control of works of art and worship. SPb Severo-Zapadniy

СПб., Северо-Зап. гос. заоч. техн. ун-т, 2004. -112 с.

9. Приказ Минкультуры России № 998 «Об утверждении порядка ведения реестра экспертов по культурным ценностям и состава информации, содержащейся в реестре экспертов по культурным ценностям» // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru

10. Решение Коллегии ЕЭК № 30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru

11. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

12. Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 (ред. от 04.04.2016) «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.consultant.ru

13. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 289-ФЗ от 03.08.2018 // СПС «КонстультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

gosudarstvenniy zaochniy technicheskiy universitet. 2004. 112 p. (in Rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Order of the Ministry of Culture of Russia No. 998 «On approval of the procedure for maintaining the register of experts on cultural values and the composition of information contained in the register of experts on cultural values». SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

10. Decision of the EEC Board No. 30 dated 04.21.2015 «On measures of non-tariff regulation». SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

11. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

12. Decree of the President of the Russian Federation of 08.02.2011 No. 155 (as amended on 04.04.2016) «Questions of the Ministry of Culture of the Russian Federation». SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

13. Federal Law «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» No. 289-FZ dated 03.08.2018. SPS «KonsultantPlus». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.