Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
379
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНТРАБАНДА / ИНТЕРПОЛ / ИКОМ / ЮНЕСКО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петров А.Д., Чесноков А.В.

В статье рассматривается роль международного таможенного сотрудничества в сохранении культурного наследия. Представлены основные проблемы, связанные с кражей, хищением и незаконным перемещением культурных ценностей. Проведён анализ данных, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей в Российской Федерации за 2018-2020 годы. В статье обозначены цели и функции международных организаций по борьбе с контрабандой культурных ценностей. Предложены мероприятия, которые могли бы способствовать улучшению ситуации: снижение преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей, обеспечение доступности информации и ее оперативный обмен между государствами и международными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петров А.Д., Чесноков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY

The article examines the role of international customs cooperation in the preservation of cultural heritage. The main problems related to the theft, embezzlement and illegal movement of cultural property are presented. The analysis of data related to the illegal movement of cultural property in the Russian Federation for 2018-2020 is carried out. The article outlines the goals and functions of international organizations to combat the smuggling of cultural property. The measures that could help improve the situation are proposed: reducing crimes related to illicit trafficking in cultural property, ensuring the availability of information and its rapid exchange between States and international organizations.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

А.Д. Петров, студент А.В. Чесноков, студент

Научный руководитель: Ахмедзянов Р.Р., канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-97-100

Аннотация. В статье рассматривается роль международного таможенного сотрудничества в сохранении культурного наследия. Представлены основные проблемы, связанные с кражей, хищением и незаконным перемещением культурных ценностей. Проведён анализ данных, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей в Российской Федерации за 2018-2020 годы. В статье обозначены цели и функции международных организаций по борьбе с контрабандой культурных ценностей. Предложены мероприятия, которые могли бы способствовать улучшению ситуации: снижение преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей, обеспечение доступности информации и ее оперативный обмен между государствами и международными организациями.

Ключевые слова: культурные ценности, контрабанда, Интерпол, ИКОМ, ЮНЕСКО.

В обществе часто затрагивается вопрос сохранения культурного наследия. Со временем данный вопрос становится всё актуальнее, так как сам термин культурное наследие подразумевает неразрывную связь с культурой прошлых поколений. Каждое государство сегодня стремится сохранить своё культурное наследие и предотвратить незаконное перемещение культурных ценностей. В соответствии с Гаагской конвенцией («Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года») под культурными ценностями понимаются ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли; здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте, такие как музеи, крупные библиотеки,

более современное определение - это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывание эстетического, научного, и исторического воздействия на человека [1].

Преступление связанные с перемещением культурных ценностей является древнейшей формой организованной трансграничной преступности [3]. Данная проблема приобрела глобальный характер и является приоритетной задачей Всемирной таможенной организации (далее ВТа-мО). Несмотря на стремление мирового сообщества к свободной торговле и исключению всевозможных барьеров, ВТа-мО признала, что государственные границы позволяет решить эту проблему, так как они позволяют перехватывать предметы культуры и не позволяют провозить их свободно.

Чтобы оценить сложившуюся в России ситуацию необходимо провести анализ некоторых статистических данных.

хранилища архивов и др. Существует и

Таблица. Анализ данных, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей в 2018-2020 гг.

Наименование 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение по сравнению с 2020 годом, в %

2018 г. 2019 г.

Количество возбуждённых уголовных дел по статье 226.1 УК РФ 586 677 828 141,3 122,3

Сумма, на которую выявлено незаконное перемещение культурных ценностей и стратегически важных товаров и ресурсов, млрд. руб. 4,2 9 8 190,5 88,9

Количество правонарушений в соответствии с докладом ВТамО 132 133 137 103,8 103

Количество пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей по данным Минкультуры 1348 843 999 74,1 118,5

Как видно из таблицы количество возбуждённых уголовных дел по статье 226.1 имеет тенденцию к увеличению. Так в 2020 году оно составило 828 дело, что на 41,3% больше по сравнению с 2018 годом и на 22,3% больше по сравнению с 2019 годом. Но так как статья охватывает контрабанду целого ряда предметов, то увеличение уголовных дел не стоит связывать только с культурными ценностями.

Сумма оценки незаконно перемещенных культурных ценностей и стратегически важных товаров и ресурсов составила 8 млрд. рублей, что на 90,5% больше по сравнению с показателем 2018 года и на 11,1% меньше по сравнению с 2019 годом. С одной стороны, в 2020 году происходит снижение суммы, но с другой суммы в 2019 и 2020 годов превосходят показатель 2018 года в 2 раза [6].

Незаконное перемещение культурных ценностей является мировой проблемой. Исходя из этого ВТамО в ежегодном докладе публикует статистические данные, в том числе о правонарушениях, связанных с культурными ценностями. Согласно сведениям докладов за 3 последних года Россия является абсолютным лидером по этому показателю. Более 55% от общего количества правонарушений приходится на Российскую Федерацию. Данные, публикуемые в ежегодном докладе, предоставляются таможенными органами разных стран на добровольной основе, то есть некоторая информация здесь не отражается в целях сохранения тайны расследований или если дела передаются в другие государственные органы.

Министерство культуры также ведёт реестр пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей. В 2020 году в нём насчитывалось 999 наименований, что на 25,9% меньше по сравнению с 2018 годом и на 18,5% больше по сравнению с 2019 годом. Данный реестр содержит краткое описание пропавших культурных ценностей, некоторые особенности, которые позволяют выявить их происхождение [4].

Сложившаяся непростая ситуация, связанная с незаконным перемещением культурных ценностей, требует тесного сотрудничества с рядом международных организаций. ФТС России активно сотрудничает с Интерполом, Международным Советом музеев (ИКОМ), ЮНЕСКО [2].

Интерпол является гарантом обмена информации между странами. На семинарах и конференциях Интерпола предлагается обучение методам борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей. Интерполом создана база данных, куда вносится информация о пропавших культурных ценностях, которую предоставляют страны. Интерпол также анализирует тенденцию кражи предметов культурного и исторического наследия, а именно распространение имитаций, переделок и подделок и использование Интернета для продажи произведений искусства. Каждый год в июне и декабре Интерпол на своём сайте публикует подробную информацию о произведениях искусства, которая представлена на специальных плакатах. Кроме того, Интерпол занимается конфискацией и арестами - должностные лица организуют

проверки в пограничных пунктах пропуска, музеях и домах аукционов.

Одной из миссий Международного Совета музеев (далее ИКОМ) является борьба с незаконным оборотом культурных ценностей. ИКОМ акцентирует внимание на: пресечении нелегальной торговли произведениями искусства, возвращении культурных ценностей в страну происхождения. Возвращение культурных ценностей основывается на двусторонних соглашениях между странами, где ИКОМ является неким посредником, организующим встречи таких стран. Деятельность ИКОМ тесно связана с ЮНЕСКО и носит консультационный характер.

В целях предотвращения и пресечения преступлений, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей необходимо:

- унифицировать информацию о похищенных, краденных, пропавших культур-

Библиографический список

1. Нешатаева В.О. Культурные ценности: цена и право / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 208 с. - ISBN 9785-7598-1029-2 (в пер.).

2. Балашова К.С., Ахмедзянов Р.Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // Modern Economy Success. - 2020. -№3. - С. 86-90.

3. Мигел А.А., Косихина О.П. Отмывание денег, нелегальные рынки, уход от налогов: старые реалии новой экономики // В сборнике: Политэкономические императивы развития: Монография / Ответст. редакторы М.Л. Альпидовская, Л.Г. Грязнова. - М., 2019. -С. 453-461.

4. ILLICIT TRADE REPORT World Customs Organization. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.wcoomd.org/ (дата обращения 18.04.2021)

5. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. №6. - С. 79-83.

6. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru / (Дата обращения 18.04.2021).

ных ценностях - то есть создать единый реестр, который отражал бы совокупную информацию, предоставленную всеми международными организациями;

- обеспечить оперативный обмен информацией между таможенными службами и международными организациями;

- проводить конференции по обмену опытом борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей [5].

С развитием общества и технологий проблема сохранения культурного наследия становится всё острее. Важно не допустить кражу и безвозвратную утрату культурных ценностей, так как каждая из них несёт частицу истории и культуры государств. Международные организации и таможенные службы делают всё, для того чтобы обеспечить контроль над сложившейся ситуацией.

COOPERATION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE PROTECTION OF CULTURAL

PROPERTY

A.D. Petrov, Student A.V. Chesnokov, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the role of international customs cooperation in the preservation of cultural heritage. The main problems related to the theft, embezzlement and illegal movement of cultural property are presented. The analysis of data related to the illegal movement of cultural property in the Russian Federation for 2018-2020 is carried out. The article outlines the goals and functions of international organizations to combat the smuggling of cultural property. The measures that could help improve the situation are proposed: reducing crimes related to illicit trafficking in cultural property, ensuring the availability of information and its rapid exchange between States and international organizations. Keywords: cultural values, smuggling, Interpol, ICOM, UNESCO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.