Мартыненко Игорь Эдуардович,
заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор юридических наук, доцент (Гродно, Республика Беларусь)
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЛЕГАЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 января 2015 г. вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный в Астане 29 мая 2014 [20], который создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Развитие интеграционных отношений в рамках СНГ и ЕАЭС предполагает определенную унификацию и гармонизацию законодательства и в других сферах. В этих целях принимаются модельные рекомендательные акты, на основе которых выстраивается законодательство в государствах, участвующих в данных международных образованиях [1, ^ 39].
Рассмотрим, насколько гармонизировано законодательство в сфере перемещения культурных ценностей через таможенную границу государств-членов ЕАЭС, какая ответствен-ность в национальном законодательстве установлена в случае нелегального вывоза, ввоза, транзита культурных ценностей и невозвращение их страну, если такое возвращение является обязательным.
Начнем с анализа международных соглашений.
5 июля 2010 г. был подписан Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза. Договором определены «культурные ценности» как предметы и/или коллекции религиозного или светского характера, а также их составные части или фрагменты, независимо от времени их создания, рассматриваемые каждой Сторо-
ной как представляющие значение для культуры, археологии, истории, литературы, искусства или науки в соответствии с законодательством Сторон.
Данное определение, не отличающееся новизной, использовано в национальном законодательстве государств-участников Таможенного союза, а затем ЕЭАС.
Пунктом 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе определено, что к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (вступило в силу 22 мая 2015 г.) сформирован Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и Положения о порядке ввоза и (или) вывоза этих товаров.
Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов включены в раздел 2.20 указанного выше единого перечня.
Согласно требованиям Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фон-дов и оригиналов архивных документов, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (приложение № 8), вывоз культурных ценностей осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на
выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45.
Далее мы рассмотрим вопросы уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 17 Основ таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств (приняты Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г.) контрабандой признаются следующих два состава преступления.
Во-первых, это перемещение через таможенную границу государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, совершенное одним из следующих способов: а) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; б) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; в) сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием предметов.
Во-вторых, это невозвращение на таможенную территорию государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, вывезенных за пределы таможенной территории определенного государства, если такое возвращение является обязательным.
Оба этих уголовно-правовых запретов установлены в законодательстве многих государств-участников СНГ и ЕАЭС, однако имеются и особенности.
Ответственность за нелегальное перемещение культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь
В 2015 г. в Республике Беларусь ожидается принятие Кодекса о культуре [19], в котором указывается, что вывоз с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ЕАЭС в торговле с третьими странами, осуществляется при наличии лицензии.
Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь установлен Положением о порядке
и условиях выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономическогохарактера,утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь» [18].
Положение распространяется на юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз культурных ценностей, включающих:
2.1. движимые материальные историко-культурные ценности, в том числе составляющие библиотечный фонд Республики Беларусь или включенные в Музейный фонд Республики Беларусь, а также предметы, которые представлены в установленном порядке для придания им статуса историко-культурной ценности;
2.2. движимые материальные объекты, которым не присвоен статус историко-культурной ценности, не были представлены для придания статуса историко-культурной ценности, однако признаются Республикой Беларусь наделенными отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее в этом разделе - УК) уголовная ответственность наступает за перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, совершенное одним из следующих способов: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств идентификации; сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
Квалифицированный состав контрабанды культурных ценностей представляет собой перемещение культурных ценностей одним из способов, совершенное (ч. 3 ст. 228 УК): группой лиц по предварительному сговору); лицом, ранее судимым за контрабанду; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Особо квалифицированный состав контрабанды - совершение преступления организованной группой.
Закон связывает возможность наступления
уголовной ответственности с крупным размером контрабандно перемещаемых культурных ценностей. В примечании к ст. 228 УК указывается, что контрабанда в ч. 1 ст. 228 УК признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. С 1 января 2015 г. это составляет примерно 24 тыс. долларов США. Такая конструкция уголовно-правовой нормы приводит к тому, что в большинстве случаев по факту незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь возбуждается производство об административном таможенном правонарушении, а не уголовное дело.
Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК). Предметом данного преступления являются только историко-культурные ценности Республики Беларусь [21, с 25-41], (т.е. принятые на государственной учет памятники, которых в стране чуть более 70).
С объективной стороны анализируемое преступное деяние, в отличие от контрабанды, может быть совершено только путем бездействия, суть которого состоит в невыполнении обязанностей, вытекающих из договора о возвращении историко-культурных ценностей. Бездействие лишь тогда может быть поставлено лицу в вину, когда оно должно было совершить определенные действия [2, с. 4]. Местом совершения преступления признается территория Республики Беларусь.
С субъективной стороны данное преступление предполагает только умышленную форму в виде прямого умысла.
Под субъектом данного преступления понимают гражданина, достигшего 16-летнего возраста. По этой статье согласно данных Единого государственного банка данных о правонарушениях за весь период независимости Республике Беларусь никто к уголовной ответственности не привлекался.
Ответственность за нелегальное перемещение культурных ценностей через таможенную границу Республики Казахстан
Перемещение культурных ценностей через таможенную границу Республики Казахстан регламентировано: Законами «О культуре» (ст. 6) [7]; «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» [13].
С 23 апреля 2015 г. в соответствии с п.1
Постановления Правительства Республики Казахстан от 23 апреля 2015 года № 259 утратили силу Правила выдачи разрешений на вывоз и ввоз культурных ценностей, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2007 г. №440 [7]. Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 19 утверждены новые Правила выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей [8], которые введены в действие с 25 марта 2015 г.
В соответствии с указанными нормативными актами вывоз культурных ценностей за пределы Республики Казахстан запрещен, за исключением случаев временной экспозиции, гастрольной деятельности, реставрационных работ и научных исследований, презентаций, выставок, проведения международных культурных мероприятий, а также вывоза автором, независимо от того, выезжает он за пределы Республики Казахстан временно или на постоянное жительство, созданных им культурных ценностей.
Документом, разрешающим вывоз культурных ценностей за пределы Республики Казахстан и их возврат, является свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, выдаваемое уполномоченным органом по установленной форме.
С 1 января 2015 г. в связи с вступление в силу нового Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) уголовная ответственность установлена за экономическую контрабанду, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров, ценностей или других предметов, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (ст. 234 УК). К числу вещей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения, относятся культурные ценности.
Культурные ценности - это предметы культурного наследия светского и религиозного характера, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение (ст. 1 Закона Республики Казахстан «О культуре»).
К культурным ценностям относятся, например: археологические памятники и находки, открытия; редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие
особый интерес; старинные и уникальные музыкальные инструменты; объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции [9].
Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре»» от 27 мая 2010 г. введено новое понятие «художественные ценности», под которыми понимаются произведения культуры, литературы и искусства, созданные в результате творческой деятельности.
С объективной стороны контрабанда характеризуется: сокрытием от таможенного контроля товаров или иных ценностей и предметов; их перемещением помимо таможенного контроля; их недекларированием или недостоверным декларированием; обманным использованием таможенных и других документов или средств таможенной идентификации. Для признания таких действий преступными наступление каких-либо вредных последствий не требуется.
Субъективная сторона - умысел, субъект преступления - общий [11, с.107-109].
Ответственность за нелегальное перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации
Перемещение через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей характеризуется определенной спецификой. Как особый вид товара они могут ввозиться в страну и вывозиться за ее пределы под строгим контролем государственных органов. Лица, заинтересованные в таком перемещении, вступают во взаимодействие с уполномоченными субъектами с целью получения специального разрешения.
Исследование данных проблем проводили Беспалько В.Г. [2], Васильев Д.В. [2], Клебанов Л.Р. [6], Русанов ГА. [21], Фомичев С.А. [22]. Однако указанные работы опубликованы до образования ЕАЭС.
Порядок перемещения культурных ценностей определен в Законе «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 [14].
В ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
культурных ценностей в крупном размере.
Преступление, предусмотренное ст. 226-1 Уголовного кодекса РФ, посягает на общественную безопасность и общественный порядок, которые и входят в понятие «объект преступления» как один из признаков состава преступления.
Предметом данного преступления выступают культурные ценности, а именно:
- исторические ценности;
- археологические предметы в соответствии со ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [12];
- художественные и др. культурные ценности.
С объективной стороны данное преступление
характеризуется как действие, заключающееся в незаконном перемещении (ввоз, вывоз, транзит) культурных ценностей через: таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; ГосударственнуюграницуРоссийскойФедерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Таким образом, диспозиция ст. 226-1 УК РФ до сих пор не приведена в соответствие с изменившимся политико-правовым пространством, так как в этой уголовно-правовой норме говорится еще о Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, в то время как уже начал действовать ЕАЭС.
Субъективная сторона - умысел. Субъект преступления - общий.
Обязательный признак - крупный размер незаконно перемещаемых культурных ценностей. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» [14] внесены изменения в ст. 226.1 УК РФ и определено, что крупным размером культурных ценностей в данной статье УК признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
Квалифицированный состав преступления составляют те же деяния, совершенные: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; организованной группой (ч. 2 ст. 226.1 УК РФ).
В ст. 190 УК РФ установлена ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, диспозиция которой изменена законом от 23 июля 2013 г.
№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».
Для изложения данных вопросов мы обращались к работам Вершкова В.В. [4], Грозина В.Ю. [5], Кочубей М.А. [10], и учли произошедшие в 2014-2015 гг. в законодательстве изменения.
Объект данного преступления выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Предметом преступления являются культурные ценности, перечень которых определен в ст. 7 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
С объективной стороны данное преступление характеризуется как бездействие, проявляющееся в сознательном невозвращении в установленный срок указанных предметов, вывоз которых из Российской Федерации был временным.
Состав невозвращения является формальным, то есть оконченным с момента несовершения действий по возвращению предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, при этом под невозвращением понимается оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока.
Субъектом преступления являются лица, в чьем владении находятся указанные ценности.
В заключении заметим, что Евразийский экономический союз представляет собой динамично развивающееся международное образование, которое в перспективе станет главной движущей силой евразийской интеграции. Поэтому необходим системный и комплексный подход к работе по гармонизации национальных законодательств государств-членов ЕАС в целях упорядочения порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу и ответственности за его нарушение.
Как представляется, в целях организации противодействия нелегальному обороту культурных ценностей через таможенную границу ЕАС целесообразно:
- сформировать «Банк данных по регистрации культурных ценностей, похищенных, незаконно вывезенных из государств Евразийского экономического союза, а также не подлежащих вывозу из государств Евразийского эконо-
мического союза». Для обеспечения наполнения данного информационного ресурса соответствующей информацией, считаем необходимым обязать музеи, библиотеки, архивы, учреждения изобразительного искусства и науки, реставрационные организации, а также другие учреждения культуры, которые осуществляют хранение культурных ценностей, представлять в Министерство культуры для регистрации в указанный выше Банк соответствующую информацию. Это должны быть сведения: о похищенных и пропавших культурных ценностях; о культурных ценностях, приобретаемых для государственных фондов; о культурных ценностях, поступивших на экспертизу или реставрацию; о возвращении культурных ценностей, ранее заявленных как похищенные или пропавшие. Как представляется, во всех указанных выше случаях должны направляться не только акт о происшествии, составленный в момент обнаружения и фиксирующий обстоятельства пропажи, но и полноцветное визуальное описание культурной ценности, идентификационные признаки предмета, описание состояния сохранности;
-разработать межгосударственное соглашение, обеспечить принятия на национальном уровне соответствующих законодательных актов, гарантирующих юридическую неприкосновенность культурных ценностей другого государства - участника ЕАЭС, временно ввозимых для показа на выставках либо для научных исследований на период пребывания на территории страны;
- унифицировать уголовное законодательство государств-участников ЕАЭС, а именно предложить: изменить диспозицию ст. 226-1 УК РФ в части указания на ответственность за незаконное перемещение через культурных ценностей через таможенную границу именно ЕАЭС, а не ЕврАзЭС; определить приоритет уголовно-правовой нормы в условиях конкуренции в Республике Беларусь норм УК и КоАП, указав культурные ценности в перечне предметов, перемещение которых через таможенную границу влечет более строгую ответственность независимо от их стоимости (т.е. непосредственно в ч. 2 ст. 228 УК).
Полагаем, что предложенные научно-практические рекомендации будут учтены в ходе разработки межгосударственных соглашений в рамках ЕАЭС и в национальном законодательстве наших стран.
Список литературы
1. Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право союза) // Евразийский юридический журнал. - 2014. -№ 9 (76). - С. 39-48.
2. Беспалько, В.Г. Новые проблемы квалификации контрабанды культурных ценностей по признакам объекта и предмета преступления / В.Г. Беспалько // Публичное и частное право. - 2013 - № 1. - С. 86-93.
3. Васильев, Д. В. Контрабанда культурных ценностей : криминологическое исследование : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Д.В. Васильев; Моск. гос. юрид. акад. - М., 2008. - 169 с.
4. Вершков, В.В. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Вершков. - М., 2005. - 24 с.
5. Грозин, В.Ю. Актуальные вопросы предварительного расследования по делам о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.Ю. Грозин. - М., 2007. - 29 с.
6. Клебанов, Л.Р. Контрабанда культурных ценностей как экономическое преступление /Л. Р. Клебанов // Законодательство. -2012. - № 1. - С. 63-72.
7. «Казахстанская правда». - 2007. - № 85. - 7 июня.
8. «Казахстанская правда». - 2015. - № 49 (27925). - 14 марта.
9. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих сферу культуры в Республике Казахстан / сост.: Министерство культуры и информации Республики Казахстан. - Астана, 2008. - 165 с.
10. Кочубей, М.А. Основания уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: Ст. 190 УК РФ / М.А. Кочубей // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -2005. -№ 2. - С. 376-379.
11. Мартыненко, И.Э. Ответственность за нарушения законодательства Республики Казахстан об охране историко-культурного наследия / И.Э. Мартыненко // Наука и образование в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. - Караганды : РИО «Болашак-Баспа», 2014. -Том 1. - С. 107-109.
12. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519.
13. Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия: Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-ХИ // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., № 15, ст. 363.
14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2013 г., № 30 (часть I), ст. 4078.
15. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-! // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 июля 1993 г. № 20. - Ст. 718.
16.О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 (ред. от 16.08.2012) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 287, 3/2348.
17.О культуре: закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года №207-Ш ЗРК // Ведомости Парламента Республики Казахстан, декабрь, 2006 год, № 24 (2481), ст. 147.
18. О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23
сентября 2008 г. N° 1397 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 13 октября 2008 г., № 240, 5/28411.
19. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2015 год: Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2015 г. № 55 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.02.2015, 1/15620.
20. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission. org/, 05.06.2014, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264
21. Русанов, Г.А. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) // Новый юридический журнал. -2012 . - № 3. - С. 148-152.
22. Фомичев, С.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей / С.А. Фомичев; отв. ред. А.И. Чучаев. - Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2005. - 238 с.
Мацалада Еуразиялъщэкономикалъщодацца цатысушымемлекеттердщ мздени цундылыцтарды жасырын втюзу Yшiн жауаптылыцты кездейтш цылмыстыцзацнамасын Y^ecmipy проблемалары царастырылган. Бул проблемалар Еуразиялыц экономикалыц одац (ЕАЭО) цуру аясында зерттелген.
Ty^h свздер: мздениет цундылыцтар, зацсыз айналым, кеден одагы, жасырын тауар.
В статье рассматриваются проблемы гармонизации уголовного законодательства государств-участников Евразийского экономического союза, предусматривающего ответственность за контрабанду культурных ценностей. Данные проблемы исследованы в контексте создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Ключевые слова: культурные ценности, нелегальный оборот, таможенный союз, контрабанда.
In the article the problems of harmonization of criminal legislation of member States of the Eurasian economic Union, which includes responsibility for the smuggling of cultural property.
Keywords: rnltural values, illegal trade, customs union.
Игорь Эдуардович Мартыненко,
Янка Купала атындагы Гродно мемлекетпк университет Азаматтьщ жэне ю журпзу
кафедрасыньщ мецгерушiсi, з.г.д., доцент (Гродно, Беларусь Республикасы)
Мэдениет к^ндылыктарды Беларусь Республикасы, ^азакстан Республикасы жэне
Ресей Федерациясы кеден шекарасынан жасырын етюзу Yшiн кылмыстык; жауаптылык;тыц ерекшелiктерi
Мартыненко Игорь Эдуардович,
заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, д.ю.н., доцент (Гродно, Республика Беларусь)
Особенности уголовной ответственности за нелегальное перемещение культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
Igor Eduardovkh Martynenko,
Doctor of Law, Associate Professor, Head of Department of Civil Law and Procedure, Yanka Kupala Grodno State University (Grodno, Belarus)
Criminal liability for illegal movement of cultural property across the customs border of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation