Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве
Мартыненко И.Э.
уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей
по законодательству государств - участников евразийского экономического
союза
Цель: Разработка предложений по противодействию контрабанде культурных ценностей посредством совершенствования и унификации уголовного законодательства государств - участников Евразийского экономического союза.
Методология: Методологическую основу составили научные труды в области уголовного права и правовой охраны историко-культурного наследия. Работа подготовлена на основе анализа литературных и нормативных источников. Использовались методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения, историко-правовой и формально-юридический методы.
результаты. В статье рассмотрена специфика уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей. Анализ уголовно-правовых запретов, установленных в законодательстве государств -участников Евразийского экономического союза, позволил сформулировать предложения по повышению эффективности государственно-правового противодействия нелегальному обороту культурных ценностей, в связи с чем в статье обоснована необходимость активизации сотрудничества в рамках международных организаций, преследующих задачу борьбы с контрабандой культурных ценностей.
новизна/оригинальность/ценность. В связи с созданием 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникла необходимость в исследовании особенностей перемещения культурных ценностей через таможенную границу государств этого межгосударственного объединения. В предложенной статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей, установленной в законодательстве пяти государств, участвующих в данном объединении. В таком сопоставлении данные проблемы рассматриваются впервые.
ключевые слова: культурные ценности, нелегальный оборот, таможенный союз, контрабанда.
Martynenko I.E.
CRIMINAL LIABILITY FOR THE SMUGGLING OF CULTURAL PROPERTY UNDER THE LAWS OF THE STATES PARTIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Purpose: Development of proposals to combat the smuggling of cultural property through the improvement and unification of the criminal laws of the Eurasian Economic Union.
Methodology: The methodological basis of scientific works made in the field of criminal law and the legal protection of historical and cultural heritage. The work has been prepared on the basis of analysis of the literature and regulatory sources. We used the methods of analysis and synthesis, comparative law, historical, legal and formal-legal methods.
Results: The article deals with the specifics of the criminal liability for smuggling of cultural property. Analysis of the criminal prohibitions set out in the legislation of the States Parties of the Eurasian Economic Union, allowed to formulate proposals to improve the efficiency of state-legal counteraction to illegal trafficking in cultural property, in connection with which the article the necessity of activation of cooperation within international organizations pursuing the task of combating smuggling cultural values.
Novelty/originality/value: In connection with the creation of a January 1, 2015 the Eurasian Economic Union (EAEC) was necessary to study characteristics of movement of cultural property across the customs border of the inter-state association. In the proposed article deals with the criminalization of smuggling of cultural property, which is set in the legislation of the five countries participating in this association. In this comparison of these problems are considered for the first time.
Keywords. Cultural values, illegal trade, customs union.
Противодействие контрабанде культурных ценностей представляет комплекс организационно-правовых мероприятий по выявлению, пресечению, профилактике и раскрытию нелегального перемещения культурных ценностей через таможенную границу, осуществляемый с привлечением организационных, административно-
правовых, технологических средств таможенного и пограничного контроля, а также оперативно-розыскных методов и средств.
В соответствии со ст. 17 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств (приняты Решением Совета глав государств Содружества Неза-
висимых Государств от 10 февраля 1995 г.) контрабандой признаются следующие два состава преступления.
Во-первых, это перемещение через таможенную границу государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, совершенное одним из следующих способов: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием предметов.
Во-вторых, это невозвращение на таможенную территорию государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, вывезенных за пределы таможенной территории определенного государства, если такое возвращение является обязательным.
Рассмотрим, как эти два уголовно-правовых запрета реализованы в законодательстве государств - участников Евразийского экономического союза. При изложении данной проблемы мы опирались на работы В.Г. Беспалько [1], Д.В. Васильева [2], В.В. Вершакова [3], В.Ю. Грозина [4], А.В. Грязнова [5], А.В. Дранникова [6], С.В. Душкина [7], Е.В. Зуевой [8], Е.В. Лайтмана [9], Л.Р. Клебанова [10], М.А. Кочубей [11], М.Ю. Мурашова [12], Е.П. Озернюк [13], И.Л. Петрик [18], О.С. Процук [19], Л.Ф. Рогатых [20], Г.А. Русанова [21, 22], С.А. Фомичева [23], А.И. Ходанова [24], А.И. Чудинова [25], Н.Н. Шарапова [26], Д.В. Ши-лина [27], А. Юрьева [28].
Республика Армения. Под контрабандой в ст. 215 Уголовного кодекса (далее - УК) этой страны понимается перемещение через таможенную границу Республики Армения культурных ценностей в крупном размере, совершенное одним из следующих способов: помимо таможенного контроля; с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием таможенных и иных документов. Отметим, что деяние, предусмотренное указанной выше нормой, считается совершенным в крупных размерах, если стоимость перемещенных товаров или предметов превышает двухтысячекратный размер минимальной заработной платы (в Республике Армения размер минимальной заработной платы с декабря 2014 г. составляет 45 тысяч драмов, или около 110 долларов США), установленный на момент совершения преступления.
Квалифицированный состав контрабанды культурных ценностей - совершение тех же действий: должностным лицом с использованием должностного положения; лицом, освобожден-
ным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу отдельных товаров или транспортных средств, освобожденных от установленных форм таможенного контроля; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; организованной группой.
Виды культурных ценностей определены в Законе Республики Армения «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 29 декабря 2004 г. № НО-176. Таковыми являются: исторические предметы, в том числе связанные с памятными событиями в жизни народа, развитием общества и государства, историей науки и техники, жизнью и деятельностью выдающихся людей (государственных, политических, общественных деятелей, деятелей культуры, национальных героев), семейные реликвии; находки, приобретенные в результате археологических исследований и раскопок, предметы историко-археологического характера, обнаруженные во время проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки, целиком или частично выполненные вручную любым образом и из любых материалов; скульптурные произведения из любого материала; художественные композиции и комбинированные конструкции (монтажи) из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы; гравюры, эстампы, литографии и их иные печатные формы; произведения прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; произведения традиционных народных ремесел; составные части и фрагменты исторических и художественных, в том числе литературных, памятников; составные части и фрагменты рукописных и печатных литературных, историографических памятников, представляющих культовую ценность; старинные книги, отдельные документы или их коллекции; редкие рукописи и документальные памятники, архивы, в том числе фоно-, видео-, фото- и киноархивы; музыкальные инструменты; почтовые марки, иные отдельные филателистические материалы или их коллекции; старинные предметы: инструменты, керамические изделия, надписи, деньги, ордена, медали, печати, оружие, а также другие предметы, предназначенные для коллекционирования; коллекции и образцы флоры, фауны и геологические коллекции и образцы, предметы, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии; мебель, гобелены, ковры,
карпеты, национальная одежда; этнографические материалы и неизданные сборники фольклорных материалов, первопечатные издания; составные части и фрагменты памятников архитектурного и монументального искусства; другие предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, взятые под государственную охрану как памятники истории и культуры.
республика Беларусь. В соответствии с ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса уголовная ответственность наступает за перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, совершенное одним из следующих способов: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств идентификации; сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
Основной состав преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 228 УК Республики Беларусь, является единым составом преступления с альтернативными признаками, характеризующими предмет преступления и помещенными в этой части статьи в целях дифференциации уголовной ответственности.
Дифференциация уголовной ответственности с использованием конструкции единого состава преступления с альтернативными признаками осуществляется законодателем с учетом разной величины общественной опасности деяния, совершенного при наличии тех или иных альтернативных признаков, его характеризующих. Чтобы учесть это обстоятельство, законодатель распределяет признаки состава преступления по нескольким частям, санкции которых начинаются с санкции части второй и более строги по сравнению с санкцией части первой.
Например, действия, связанные с контрабандой, наказываются по-разному в зависимости от того, какими альтернативными признаками она характеризуется. Менее строгая ответственность предусмотрена в санкции части первой ст. 228 Уголовного кодекса (альтернативный признак -перемещение через таможенную границу товаров и ценностей в крупном размере) - штраф, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на этот же срок. Более строгая ответственность установлена в санкции части второй этой статьи (альтернативный признак - перемещение через таможенную границу особых веществ, видов оружия и оборудования
для их создания) - лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.
Единый состав контрабанды с альтернативными признаками (ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса) выступает в качестве основного состава преступления по отношению к квалифицированному составу этого преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 этой статьи.
Квалифицированный состав контрабанды культурных ценностей (т. е. состав преступления с отягчающими признаками) представляет собой перемещение культурных ценностей одним из способов, совершенное (ч. 3 ст. 228 Уголовного кодекса):
- группой лиц по предварительному сговору. Преступление признается совершенным группой лиц, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей (соисполнительство). Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления (ст. 17 УК);
- лицом, ранее судимым за контрабанду. Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном порядке (ч. 2 ст. 45 Уголовного кодекса);
- должностным лицом с использованием своих служебных полномочий. Для квалификации контрабанды культурных ценностей по данному признаку необходимо установить, что лицо использовало для совершения этого преступления должностное положение. Однако сегодня в теории и практике недостаточно четко определен по делам о контрабанде круг субъектов, относящихся к должностным лицам. В результате возникают определенные сложности с квалификацией этого преступления. Понятие должностного лица содержится в ч. 4 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может быть как психологическим (угроза применения физического насилия), так и физическим (нанесение побоев, причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего).
Особо квалифицированный состав контрабанды (совершение преступления организованной группой) содержится в ч. 4 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя
или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности. Организаторы (руководители) организованной группы несут ответственность за все совершенные группой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Закон связывает возможность наступления уголовной ответственности с крупным размером контрабандно перемещаемых культурных ценностей. В примечании к ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь указывается, что контрабанда в ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
С 1 января 2015 г. это составляет примерно 24 тыс. долларов США. Такая конструкция уголовно-правовой нормы приводит к тому, что в большинстве случаев по факту незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь возбуждается производство об административном таможенном правонарушении, а не уголовное дело.
Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК Республики Беларусь). Объектом преступления, выражающегося в умышленном невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, является государственный и общественный интерес, заключающийся в состоянии защищенности историко-культурных ценностей, временно вывозимых за пределы страны с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок, от угрозы их невозвращения в Беларусь.
Предметом данного преступления являются только историко-культурные ценности Республики Беларусь (т. е. памятники).
С объективной стороны преступное деяние, предусмотренное ст. 230 УК, в отличие от контрабанды, может быть совершено только путем бездействия, суть которого состоит в невыполнении обязанностей, вытекающих из договора о возвращении историко-культурных ценностей.
Местом совершения преступления признается территория соответствующего государства [3, с. 10].
С субъективной стороны данное преступление предполагает только умышленную форму
в виде прямого умысла. Под субъектом данного преступления понимают гражданина, достигшего 16-летнего возраста, вменяемого, являющегося: либо собственником историко-культурных ценностей, осуществившим временный вывоз названных предметов за границу с условием их возврата; либо уполномоченным собственником этих историко-культурных ценностей на их временный вывоз за границу; либо сотрудником юридического лица, осуществившего временный вывоз за границу Республики Беларусь историко-культурных ценностей, на которого были возложены обязанности по возвращению этих предметов в установленные сроки на территорию Республики Беларусь.
республика казахстан. С 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу нового Уголовного кодекса Республики Казахстан уголовная ответственность установлена за экономическую контрабанду, т. е. перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров, ценностей или других предметов, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (ст. 234 УК). К числу вещей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения, относятся культурные ценности.
Культурные ценности - это предметы культурного наследия светского и религиозного характера, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение (ст. 1 Закона Республики Казахстан «О культуре»). К культурным ценностям относятся, например: археологические памятники, археологические находки и открытия; редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях; старинные и уникальные музыкальные инструменты; объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре»» от 27 мая 2010 г. введено новое понятие «художественные ценности», под которыми понимаются произведения культуры, литературы и искусства, созданные в результате творческой деятельности.
С объективной стороны контрабанда характеризуется: сокрытием от таможенного контроля товаров или иных ценностей и предметов; их перемещением помимо таможенного контроля; их недекларированием или недостоверным декларированием; обманным использованием таможенных и других документов или средств таможенной идентификации. Для признания таких действий преступными наступление каких-либо вредных последствий не требуется. Субъективная сторона - умысел, субъект преступления - общий.
кыргызская республика. В ст. 204 «Контрабанда» УК Кыргызской Республики установлена ответственность за перемещение через таможенную границу Кыргызской Республики культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Кыргызской Республики, если это деяние совершено одним из следующих способов: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
Данное преступление совершается только умышленно, субъект преступления - общий.
Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Кыргызской Республики территория Кыргызской Республики составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство, в пределах которой Кыргызская Республика обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела. Пределы таможенной территории Кыргызской Республики являются таможенной границей Кыргызской Республики.
К культурным ценностям как предметам перемещения через таможенную границу Кыргызской Республики (их ввоз, вывоз, транзит) относятся ценности религиозного или светского характера, которые имеют значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки государства. Культурными ценностями могут быть признаны как единичные, так и комплексные объекты, а также коллекции.
Так, единичными объектами являются археологические находки, предметы древности, элементы недвижимых памятников, подвергающиеся расчленению, антропологические и этиологические материалы, исторические реликвии, художественные произведения (живопись, графика, прикладное искусство, искусство кино и фотографии), документальные памятники, входящие в состав Национального архивного фонда,
рукописные, машинописные, графические, кино-и фотодокументы, видео- и звукозаписи, редкие печатные издания.
Комплексные объекты представляют собой исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции указанных выше единичных объектов, взятые как единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции естественно-научных ценностей, имеющие (как целое) историческую значимость.
Совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное научное и иное культурное значение или ценность, образует коллекцию культурных ценностей.
Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз за ее пределы объектов культурных ценностей, находящихся в частной собственности граждан, юридических лиц Кыргызской Республики и граждан, юридических лиц иностранных государств, производится в соответствии с Положением о порядке ввоза на территорию Кыргызской Республики и вывоза за ее пределы объектов культурных ценностей, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 января 2003 г. № 36, действующим в настоящее время в редакции постановлений Правительства Кыргызской Республики от 17 августа 2004 г. № 622 и от 4 декабря 2004 г. № 887.
российская Федерация. В ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Данная статья введена в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ.
Отметим, что ст. 188 Уголовного кодекса, ранее предусматривавшая ответственность за контрабанду, с введением ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ утратила силу.
Преступление, предусмотренное ст. 226-1 Уголовного кодекса РФ, посягает на общественную безопасность и общественный порядок, которые и входят в понятие «объект преступления» как один из признаков состава преступления.
Предметом данного преступления выступают культурные ценности, а именно:
- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
- археологические предметы в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [14]. Это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;
- художественные ценности, в том числе:
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
- изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Этот перечень культурных ценностей определен в ст. 7 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2004 г., 23 июля 2008 г., 17 июля 2009 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 23 июля 2013 г.) [16].
С объективной стороны данное преступление характеризуется как действие, заключающееся в незаконном перемещении (ввоз, вывоз, транзит) культурных ценностей через:
1) таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС [23];
2) государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Субъективная сторона - умысел. Субъект преступления - общий.
Обязательный признак - крупный размер незаконно перемещаемых культурных ценностей. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» внесены изменения в ст. 226.1 УК РФ и определено, что крупным размером культурных ценностей в данной статье УК признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей [17].
Квалифицированный состав преступления составляют те же деяния, совершенные:
- должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;
- организованной группой.
В этом случае наступает более строгая ответственность (ч. 2 ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ).
В ст. 190 УК РФ установлена ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, диспозиция которой изменена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».
Объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Предметом преступления являются культурные ценности, перечень которых определен в ст. 7 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
С объективной стороны данное преступление характеризуется как бездействие, проявляющееся в сознательном невозвращении в установленный срок указанных предметов, вывоз которых из Российской Федерации был временным.
Следует учитывать, что допускается вывоз таких предметов только на определенный срок, законодательством устанавливается порядок их обязательного возврата. Невозвращение указанных предметов означает вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату (военные действия, стихийные бедствия и другие причины). Преступление признается оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных ценностей, при наличии реальных условий для их возврата.
Состав невозвращения является формальным, то есть оконченным с момента несовершения действий по возвращению предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, при этом под невозвращением понимается оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока [22, с. 150].
Субъективная сторона - преступление совершается с прямым умыслом.
Субъектом преступления являются лица, в чьем владении находятся указанные ценности. Преступление совершается умышленно, т. е. виновный отказывается от их возвращения, будучи осведомлен об обязательном характере такого возвращения.
Подводя итог сказанному, считаем необходимым сформулировать следующие выводы.
1. В целях предотвращения незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, организации регистрации фактов пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, обеспечения своевременности оповещения об этих фактах целесообразно сформировать Банк данных по регистрации культурных ценностей, похищенных, незаконно вывезенных (из соответствующего государства).
При этом требуется обеспечить наполнение данного информационного ресурса соответствующей информацией. Поэтому музеи, библиотеки, архивы, учреждения изобразительного искусства, научные учреждения и реставрационные организации, а также другие учреждения культуры, которые осуществляют хранение культурных ценностей Музейного фонда, Государственного (Национального) архивного фонда или библиотечных фондов, должны представлять в министерство культуры для регистрации в указанный выше Банк данных информацию о похищенных и пропавших культурных ценностях. Такие материалы содержат: акт о происшествии, составленный в момент обнаружения и фиксирующий обстоятельства пропажи; описание пропавших культурных ценностей, которое обеспечивает возможность полной идентификации этих предметов, включая: научную атрибуцию культурной ценности (полное наименование с указанием автора, школы, эпохи, времени создания, материала, техники, размеров, учетных обозначений и других каталожных данных); полноцветное визуальное описание культурной ценности; идентификационные признаки предмета; описание состояния сохранности.
2. В целях повышения эффективности противодействия нелегальному обороту культурных ценностей необходима активизация сотрудничества в рамках международных организаций, преследующих задачу борьбы с контрабандой культурных ценностей. Поэтому целесообразно присоединиться (Армения, Беларусь, Казахстан) и активизировать деятельность (Российская Федерация конвенцию не ратифицировала) в рамках Конвенции УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 г. Целями ее являются защита культурного достояния, содействие эффективной борьбе с незаконной перевозкой и торговлей культурными ценностями. Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституциировать) ее собственнику или в страну происхождения, что очень важно в современный период.
Пристатейный библиографический список
1. Беспалько В.Г. Новые проблемы квалификации контрабанды культурных ценностей по признакам объекта и предмета преступления // Публичное и частное право. - 2013. - № 1. -С. 86-93.
2. Васильев Д.В. Контрабанда культурных ценностей: криминологическое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук / Моск. гос. юрид. акад. - М., 2008.
3. Вершков В.В. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2005.
4. Грозин В.Ю. Актуальные вопросы предварительного расследования по делам о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.
5. Грязнов А.В. Контрабанда (ст. 188 УК РФ). Исто-рико-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2000.
6. Дранников А.В. Уголовная ответственность за контрабанду предметов, ограниченных в гражданском обороте: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Рост. юрид. ин-т МВД России. - Ростов н/Д, 2000.
7. Душкин С.В. Уголовно-правовые меры борьбы с контрабандой. Вопросы дифференциации ответственности и индивидуализации наказания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. - М., 2000.
8. Зуева Е.В. Вопросы международно-правовой политики в борьбе с контрабандой культурных ценностей: Актуальность и реальность // Экономические и правовые реформы в Российской Федерации / Ин-т международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. - М., 1999. - С. 25-29.
9. Лайтман Е.В. Уголовно-правовые вопросы борьбы с контрабандой // Налоговые и иные экономические преступления: Сб. науч. ст. / Под ред. проф. Л.Л. Кру-гликова. - Ярославль, 2001. - Вып. 3. - С. 108-116.
10. Клебанов Л.Р. Контрабанда культурных ценностей как экономическое преступление // Законодательство. - 2012. - № 1. - С. 63-72.
11. Кочубей М.А. Основания уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: Ст. 190 УК РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2005. - № 2. - С. 376-379.
12. Мурашов М.Ю. Актуальные проблемы борьбы с особо опасными видами контрабанды // Современное состояние, проблемы и перспективы таможенного дела на Дальнем Востоке России. - Владивосток: ВФ РТА, 2004. - С. 30-35.
13. Озернюк Е.П. Проблемы пресечения контрабанды культурных и исторических ценностей // Актуальные проблемы политики. - 2001. - Вып. 12. - С. 477-478.
14. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 26. - Ст. 2519; 2006. - № 1. - Ст. 10; № 52. - Ст. 5498; 2007. - № 1. - Ст. 21; № 27. - Ст. 3213; 2011. - № 49. -Ст. 7015; 2013. - № 30. - Ст. 4078; 2014. - № 43. - Ст. 5799; Официальный интернет-портал правовой информации, 9 марта 2015 г.
15. Овчинникова С.А. Методика расследования контрабанды культурных ценностей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб., 2001.
16. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 июля 1993 г. - № 20. - Ст. 718; действует с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ, 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ, 17 июля 2009 г. № 150-ФЗ и 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ.
17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2013. - 29 июля - № 30. - Ч. I. - Ст. 4078.
18. Петрик И.Л. Культурные ценности как правовая категория // Каштоунасщ мшуушчыны-6. Пстарычныя цэнтры гарадоу Беларуси i шляхi iх вырашэння: матэ-рыялы канф., Мшск, 28 лштапада 2002 г. - Мшск, 2003. -С. 25-41.
19. Процюк О. Контрабанда культурних цшностей: проблеми квалiфiкацii // ПЦприэмництво, господар-ство i право. - 2003. - № 8. - С. 89-91.
20. Рогатых Л.Ф. Квалификация контрабанды: Учеб. пособ. - СПб., 1999.
21. Русанов Г.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. - М.: Юрлитинформ, 2010.
22. Русанов Г.А. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) // Новый юридический журнал. - 2012. - № 3. - С. 148-152.
23. Фомичев С.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей / Отв. ред. А.И. Чучаев. - Калуга: Политоп, 2005.
24. Ходанов А.И. Организационно-правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей: Автореф. дис. . канд. юрид. наук / Российская таможенная академия. - М., 2007.
25. Чудинов А.И. Защита культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза за пределы государств и передача права собственности на них: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1990.
26. Шарапов Н.Н. Культурные ценности и проблемы ответственности за их незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической ответственности. - Тольятти, 2003. - С. 277-284.
27. Шилин Д.В. Проблемы применения конфискации предмета преступления при контрабанде культурных ценностей // Совершенствование уголовного законодательства в современных условиях: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23-24 мая 2011 г. / БИЭПП-БИИЯМС; редкол.: В.Б. Ма-линин и др. - СПб., 2011. - С. 607-610.
References (transliterated)
1. Bespal'ko V.G. New challenges qualification smuggling of cultural values on the basis of the object and subject of crime // Public and private law. - 2013. - № 1. -C. 86-93.
2. Vasilyev D.V. Smuggling of cultural values: criminological research: the dissertation ... The master of laws / Mosk. state. jurid. Academician. - M., 2008.
3. Vershoks V.V. Criminal liability for failure to return to the territory of the Russian Federation subjects of artistic, historical and archeological heritage of the peoples of the Russian Federation and foreign countries: Author. Dis. ... cand. jurid. science. - M., 2005.
4. Grozin V.Y. Actual questions of preliminary investigation in cases of failure to return to the territory of the Russian Federation subjects of artistic, historical and ar-cheological heritage of the peoples of the Russian Federation and foreign countries: Author. Dis. ... cand. jurid. science. - M., 2007.
5. Gryaznov A.V. Contraband (Art. 188 of the Criminal Code). Historical and legal, sociological, criminal-legal research: Author. diss. ... cand. jurid. sciences / MSLA. - M., 2000.
6. Drannikov A.V. Criminal liability for the smuggling of items of limited civil circulation: Author. diss. ... cand. jurid. sciences / Growth. jurid. Institute of the Russian Interior Ministry. - Rostov n/D, 2000.
7. Dushkin S.V. Criminally-legal measures to combat smuggling. Questions of differentiation of responsibility and punishment individualization: Author. diss. ... cand. jurid. sciences / Research Institute of reinforcement. law and order of the General Prosecutor of the Russian Federation. - M., 2000.
8. Zueva E.V. Questions of international legal policy in the fight against trafficking in cultural property: The urgency and reality // Economic and legal reforms in the Russian Federation / The Institute of International Law iekonomiki them. A.S. Griboyedov. - M., 1999. - P. 25-29.
9. Lightman E.V. Criminal matters to combat smuggling // Tax and other economic crimes: Sat. scientific. Art. / Edited by prof. L.L. Kruglikova. - Yaroslavl, 2001. -Vol. 3. - P. 108-116.
10. Klebanov L.R. Smuggling of cultural values as economic crime // Legislation. - 2012. - № 1. - S. 63-72.
11. Kochubey M.A. Grounds of criminal responsibility for failure to return to the territory of the Russian Federation subjects of artistic, historical and archaeological heritage of the peoples of the Russian Federation and foreign countries: Art. 190 of the Criminal Code // «Black Holes» in the Russian legislation. - 2005. - № 2. - S. 376-379.
12. Murashov M.Y. Actual problems of struggle against a particularly dangerous types of contraband // Current status, problems and prospects of customs business in the Far East of Russia. - Vladivostok: VF PTA, 2004. - P. 30-35.
13. Ozernyuk E.P. Problems prevent smuggling of cultural and historical values // Aktual. policy issues. - 2001. -Vol. 12. - P. 477-478.
14. On objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the Russian Federation: the Federal Law of June 25, 2002 № 73-FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation, 2002. - № 26. - Art. 2519; 2006. -
№ 1. - Art. 10; № 52. - Art. 5498; 2007. - № 1. - Art. 21; № 27. - Art. 3213; 2011. - № 49. - Art. 7015; 2013. - № 30. -Art. 4078; 2014. - № 43. - Art. 5799; The official internetportal of legal information. - March 9 2015.
15. Ovchinnikov S.A. Methods of investigation of contraband of cultural values: Author. diss. ... cand. jurid. sciences / St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. - SPb., 2001.
16. Export and import of cultural property: the Law of the Russian Federation on April 15, 1993 № 4804-I // Bulletin of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation of July 29, 1993 № 20. - St. 718; Operates with the changes and additions made to the Federal laws of December 6, 2011, № 409-FZ of November 2, 2004, № 127-FZ, July 23, 2008, № 160-FZ, of July 17, 2009, № 150-FZ and July 1, 2011, № 169-FZ.
17. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the suppression of illegal activities in the field of archeology: Federal Law of July 23, 2013, № 245-FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation of July 29, 2013. - № 30. - P. I. - Art. 4078.
18. Petrik I.L. Cultural values as a legal category // Kashtoynastsi minuyshchyny-6. Gistarychnyya tsentry garadoy Belarusi i shlyahi ix vyrashennya: materyyaly CANF., Minsk 28 Listapad 2002. - Minsk, 2003. - S. 25-41.
19. Protsiuk O. Smuggling of cultural tsinnostey: problems kvalifikatsii // Pidpriemnitstvo, Gospodarstwa i right. - 2003. - № 8. - S. 89-91.
20. Rogatih L.F. Qualifications contraband: a tutorial. -SPb., 1999
21. Rusanov G.A. The fight against trafficking in cultural property: the criminal law and criminological questions. - M.: Yurlitinform, 2010.
22. Rusanov G.A. Criminal liability for failure to return to the territory of the Russian Federation subjects of artistic, historical and archeological heritage of the peoples of the Russian Federation and foreign countries (Art. 190 of the Criminal Code) // New Law Journal. - 2012. - № 3. -S. 148-152.
23. Hodanov A.I. Organization-legal maintenance of operatively-search activity of customs authorities in the fight against trafficking in cultural property: Author. Dis. ... cand. jurid. sciences / Russian Customs Academy. -M., 2007.
24. Sharapov N.N. Cultural values and problems of liability for their illegal movement across the customs border of the Russian Federation // Actual problems of legal liability. - Tolyatti, 2003. - S. 277-284.
25. Fomichev S.A. The fight against trafficking in cultural property / Ans. Ed. A.I. Chuchaev. - Kaluga: Poly-tope, 2005.
26. Chudinov A.I. Protection of cultural property against illicit import, export outside the State and the transfer of ownership to them: Author. dis. ... cand. jurid. science. - L., 1990.
27. Shilin D.V. Problems of application of the confiscation of the subject of crime in the trafficking of cultural property // Improvement of criminal law in modern conditions: Sat. Materials Intern. scientific and practical. Conf., St. Petersburg, 23-24 May 2011 / BIEPP-BIIYAMS; Editorial Board.: V.B. Malinin et al. - SPb., 2011. - S. 607-610.