Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ[1]'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ[1] Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
международное сотрудничество / контрабанда / расследование преступлений / международные организации / international cooperation / smuggling / crime investigation / international organizations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Судникова Н.Ю., Гриневич К.В.

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия международных организаций по расследованию, пресечению и предотвращению преступных посягательств на объекты, представляющие особую культурную ценность. Затрагиваются основные аспекты деятельности международных организаций их цели, задачи и меры, принимаемые по охране данных объектов от преступного посягательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MECHANISM FOR INTERNATIONAL COOPERATION ON TRAFFICKING IN CULTURAL PROPERTY: UNIVERSAL LEVEL

The article deals with the organization of cooperation among international organizations in the investigation, suppression and prevention of criminal attacks on objects of special cultural value. The main aspects of the activities of international organizations are covered by their aims, objectives and measures taken to protect these objects from criminal interference.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ[1]»

переписку, имеющиеся выписки, рецепты, акты обследования и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что врач, безусловно, должен оказывать надлежащую медицинскую помощь своевременно, полно и обоснованно с соблюдением техники лечебных вмешательств, но не следует забывать и об особенностях медицинской деятельности, результативность которой зависит не только от профессионализма медицинского персонала. Кроме того, всё чаще возникающие дискуссии о формулировке понятия «врачебная ошибка» дают понять, что медицина и юриспруденция нуждаются в скорейшем легальном закреплении выше представленного термина. Безусловно, это поможет решить и проблемы практики при привлечении врачей к ответственности за нарушения осуществления медицинской деятельности.

Список литературы

1. Дыбец А.А., Ответственность за врачебную ошибку // Наука через призму времени. 2017. № 8. С. 65-70.

2. Панина Н.А., Сысоева Е.В. Медицинские работники как группа риска с позиции криминологии // Союз криминалистов и криминологов. 2016. № 14. С. 108-111.

3. Симонян Р.З. Врачебные дела в уголовном процессе как результат неблагоприятных последствий оказания медицинской помощи // Евразийское Научное Объединение. 2018. Т 2. № 10. (44). С. 157-160.

4. Симонян Р.З. О юридических аспектах врачебных дел // Евразийское Научное Объединение. 2019. Т 3. № 1 (47). С. 160-162.

5. Сучкова Т.Е. К вопросу о квалифицирующих признаках врачебной ошибки // Медицинское право. 2014. № 6 (58). С. 41-43

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

УРОВЕНЬ[1]

Судникова Н.Ю.

кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной экспертизы и криминалистики Белгородского государственного национального исследовательского университета

Гриневич К.В. магистрант

кафедры судебной экспертизы и криминалистики Белгородского государственного национального

исследовательского университета

INSTITUTIONAL MECHANISM FOR INTERNATIONAL COOPERATION ON TRAFFICKING IN

CULTURAL PROPERTY: UNIVERSAL LEVEL

Sudnikova N.

candidate ofjuridical sciences, associate professor of the department of criminalistics and forensic Belgorod state national research University Grinevich K.

Master of the department of criminalistics and forensic Belgorod state national research University

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия международных организаций по расследованию, пресечению и предотвращению преступных посягательств на объекты, представляющие особую культурную ценность. Затрагиваются основные аспекты деятельности международных организаций их цели, задачи и меры, принимаемые по охране данных объектов от преступного посягательства.

Abstract

The article deals with the organization of cooperation among international organizations in the investigation, suppression and prevention of criminal attacks on objects of special cultural value. The main aspects of the activities of international organizations are covered by their aims, objectives and measures taken to protect these objects from criminal interference.

Ключевые слова: международное сотрудничество, контрабанда, расследование преступлений, международные организации.

Keywords: international cooperation, smuggling, crime investigation, international organizations.

ЮНЕСКО провозгласив 14 ноября Международным днем борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей на своей 40-й Генеральной конференции в 2019 году, привлекло больше внимания к этому преступлению и путям борьбы с ним, а также подчеркнуло важность международного сотрудничества и активных мер в рамках Конвенции

о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 год), обеспечивающей международную основу для предотвращения краж и грабежей, а также возвращения похищенных культурных ценностей, наряду

с другими достижениями в борьбе с незаконным оборотом.

Одной из ключевых составляющих межгосударственного сотрудничества в сфере незаконного оборота культурных ценностей является институционный механизм, предусматривающий создание специальных органов, способствующих выработке законодательных рекомендаций и совместных программ в области борьбы с распространением и незаконной торговлей культурными ценностями и произведениями искусства.

В институциональном плане работа по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей ведется в рамках профильных структур Организации Объединённых Наций [2].

Одной из таких универсальных международных организаций, занимающихся решением широкого круга проблем международного культурного и научного сотрудничества, включая проблемы незаконного оборота культурных ценностей, является ЮНЕСКО.

В стремлении обеспечить культуре достойное место в разработке стратегий и механизмов развития ЮНЕСКО работает в нескольких направлениях. В частности, она возглавляет общемировую кампанию в поддержку культуры и развития, сотрудничает с международным сообществом с целью разработки и внедрения четкой политики и правовой базы в этой области, а также проводит работу на местах, оказывая поддержку правительствам и заинтересованным сторонам регионального значения в деле сохранения наследия, развития творческих индустрий и поощрения плюрализма в культуре[3].

Ежегодно под эгидой ЮНЕСКО проходят многочисленные международные конференции, форумы и семинары на которых обсуждаются проблемы противодействия незаконному обороту культурных ценностей и произведений искусства, принимаются соответствующие решения, в том числе закрепляемые в международно-правовых нормах. К примеру, в марте 2018 года прошла конференция «Engaging the European Art Market in the fight against the illicit trafficking of cultural property», на которую впервые были привлечены представители государственного и частного секторов из государств-членов ЕС для укрепления диалога и сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей.

По осуществлению своего мандата Генеральный директор ЮНЕСКО представляет каждые три года доклады для пресечения незаконного оборота культурных ценностей и содействия возвращению таких ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения.

Со времени последнего цикла периодической отчетности Вспомогательный комитет предпринимал шаги по повышению эффективности и эффективности циклов периодической отчетности. В частности, на его четвертой сессии была принята измененная форма отчетности с целью более эффективного сбора информации о новых тенденциях и событиях в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Кроме того, пятая сессия Вспомогательного комитета приняла решение, приветствующее предложение о разработке инструмента электронной отчетности [4].

Так, Секретариат запустил в середине октября

2018 года новый цикл электронной периодической отчетности за 2019 год, предлагая всем государствам-участникам представить свой национальный доклад. Этот новый инструмент направлен на создание всеобъемлющей базы данных с возможностью поиска, охватывающей политику, законодательные системы, механизмы осуществления и оперативные рамки государств-участников. Кроме того, в нем будут представлены факты, касающиеся передовой практики и международного сотрудничества, а также обновленные статистические данные о кражах, незаконных раскопках, изъятиях и реституции.

Особую роль в вопросах взаимодействия по раскрытию и расследованию преступлений занимает такая организация как Интерпол (Международная организация уголовной полиции). Так, в

2019 году Интерполом зарегистрировано более 91 тыс. преступных посягательств на объекты, представляющие особую ценность и почти 223 тыс. объектов было изъято сотрудниками таможенных органов по всему миру.

В рамках действия организации Интерпол содержится достаточно объемный массив учетных данных, в том числе и объектов контрабанды культурных ценностей. При этом каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными.

Особую роль в системе международного сотрудничества также занимает ВТамО, основными задачами деятельности которой является развитие международного сотрудничества в области таможенного дела в частности в вопросах незаконного ввоза/вывоза культурных и исторических ценностей за пределы определенного государства, кроме того задачей ВТамО является принятие и разработка эффективных мер по усилению борьбы с международными преступлениями, а также поддержание международных отношений, содействие с другими организациями по вопросам, входящим в предмет компетенции ВТамО.

Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества в сфере незаконного оборота культурных ценностей и произведений искусства является взаимодействие ЮНЕСКО с Интерполом, ВТамО, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Международным советом музеев и Европейским союзом, а также соответствующими специализированными полицейскими силами Испании, Италии и Франции [5].

Эти организации часто взаимодействуют друг с другом, в частности по вопросам, касающимся хищения и незаконного экспорта культурных ценностей во всём мире и процедур их реституции [6].

В 2016 году ЮНЕСКО в сотрудничестве с Интерполом и Управлением ООН по наркотикам и преступности, при поддержке Италии разработало для государств-членов практическое пособие по выполнению Международных рекомендаций о предотвращении незаконного оборота культурных ценностей и уголовному правосудию по таким делам [7].

Как видим, совместные усилия вносят вклад в эффективную защиту культурного наследия от организованной преступности и терроризма, с тем,

чтобы оградить все народы и сохранить их историю и самобытность.

Следует отметить, что к этим усилиям необходимо более активно привлекать представителей правительств государств-членов ООН, неправительственных организаций и частного сектора.

Достижение положительных результатов по борьбе с контрабандой культурных и исторических ценностей возможно лишь при реализации и разработке эффективных мер взаимодействия различных государств по пресечению и недопущению преступлений данного характера.

Так, например, в рамках международного сотрудничества на территории Германии создан трансдисциплинарный исследовательский проект (Vorderasiatisches Museum der Staatliche Museen zu Berlin (ILLICID)) целью которого является изучение и анализ объектов представляющих особую ценность их потенциальную цену на рынке, а также возможное место его реализации преступным путем, особый акцент проекта сделан на незаконный оборот культурных ценностей из Ирака и Сирии. В частности, особое внимание советом уделяется Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как одному из основных и превалирующих мест и способов совершения контрабанды культурных ценностей. Исследования проекта в большей степени основаны на проведении различного рода опросов лиц, имеющих особые знания в области искусства и ремесла, а также представителей государственных учреждений в области культуры.

Цели ILLICID предусматривают не только исследование так называемой «типичной логике преступника», но и разработку эффективных инструментов реализации контрабанды культурных ценностей. На сегодняшний день работа ILLICID поддерживается и оценена на высоком международном уровне, в частности результаты деятельности ILLICID активно используются Интерпол, Министерством иностранных дел, а также ЮНЕСКО. Стоит отметить, что проект был окончен в 2018 году, однако исследования в ему рамках продолжаются до сих пор.

Для борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей необходимо объединить усилия всего мирового сообщества. В этом контексте жизненно необходимо укрепление сотрудничества между международными и национальными правительственными, а также неправительственными организациями с заинтересованными сторонами арт-рынка (аукционные дома, антиквары, галеристы, брокеры, эксперты, операторы платформ онлайн-продаж и коллекционеры).

Одним из важных элементов этого сотрудничества является обмен передовым опытом в области противодействия незаконному перемещению культурных ценностей, что является крайне эффективным и своевременным шагом в деле охраны культурного наследия народов и создания общего культурного пространства.

Таким образом, вопросы международного сотрудничества в области незаконного оборота культурных ценностей на сегодняшний день охватывают всеобщий характер, и, являются проблемой не

какого-то определенного государств, а нескольких государств. Такое положение вещей усугублено и тем фактом, что объекты, представляющие особую культурную и/или историческую ценность становятся криминальной целью преступного сообщества, и как следствие, их незаконное перемещение, продажа препятствуют развитию культурного потенциала сообщества как одного из главенствующих векторов экономического развития мирового уровня. В этой связи необходимость взаимодействия стран при расследовании и раскрытии преступлений контрабандистской направленности является бесспорным. Охрана культурного наследия должна обеспечиваться не только на уровне национального законодательства и должностных лиц правоохранительных органов конкретной страны, но и при активном взаимодействии, помощи и сотрудничестве международных организаций. Кроме того, руководствуясь соображениями с точки зрения безопасности и экономической составляющей, это побуждает страны устанавливать для себя дополнительные мотивы для надлежащего обеспечения охраны объектов, представляющих особую ценность.

Список литературы

1. Данная статья является результатом научного исследования в рамках работы над Грантом Президента РФ 2020-2021 гг. (МК-444.2020.6) по государственной поддержке молодых российских ученых кандидатов наук.

2. Орешина, М.А. К вопросу о противодействии незаконному обороту культурных ценностей / М.А. Орешина // Международная жизнь. - 2018. -№ 12. - С. 134-151.

3. Охрана наследия и развитие творческого потенциала // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.unesco.org/themes/ohrana-naslediya-i-razvi-tie-tvorcheskogo-potenciala (дата обращения: 20.11.2020).

4. UNESCO (2018) UNESCO 1970 Convention launches a new electronic periodic reporting. UNESCO News, 20 November 2018. Available at: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/dy-namic-content-single-view/news/unesco 1970 convention launches a new electronic_periodic_re/ (дата обращения: 20.11.2020).

5. Manacorda S., Chappell D. (eds.) (2011) Crime in the Art and Antiquities World: Illegal Trafficking in Cultural Property. New York: Springer. 2011. pp. 1-15.

6. Foradori P. (2017) Protecting cultural heritage during armed conflict: The Italian contribution to «cultural peacekeeping». Modern Italy. 2017. № 22 (1). pp. 1-17.

7. United Nations Office on Drugs and Crime (2016) Practical assistance tool to assist in the implementation of the International Guidelines for Crime Prevention and Criminal Justice Responses with Respect to Trafficking in Cultural Property and Other Related Offences. Vienna. 2016. Available at: http://www.unodc.org/documents/organized-crime/Publications/16-05585 eBook Eng-lish_UPDATED.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.