АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА AGRARIAN ECONOMY AND POLICY
Ответственность за защиту культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов
(по материалам Сирии) The responsibility to protect cultural heritage in armed conflict zones (based on materials
from Syria)
4 МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.482.2 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14046 Алгафри Махмуд Абдулкадер,
институт экономики и управления, Аспирант, Курский государственный университет, г. Курск
Alghafri M.A.
Аннотация: В статье рассматривается роль международных и региональных организаций в защите, управлении и поощрении культурного наследия. В ней также обсуждаются концепции, касающиеся культурного наследия, его значения, методы защиты и международные усилия, которые сыграли важную роль в защите культурного наследия в его различных формах. Автор провел оценку эффективности мер, принимаемых международными организациями и местными органами власти, а также определил ответственность за защиту культурного наследия в зонах конфликтов. Обосновывается необходимость создания проекта реконструкции и восстановления объектов культурного наследия для социально-экономического развития страны.
Summary: The paper examines the role of international and regional organizations play in the protection, management and promotion of cultural heritage. The paper also discusses the concepts relating to cultural heritage, its importance, methods of protection, and the international efforts that have played an important role in the protection of cultural heritage in its various types and forms. It tries to evaluate the effectiveness of the measures taken by the international
organization and local authorities, Furthermore to define the responsibility to protect cultural heritage in conflict zones. It also shows the need to create fast reconstruction and restoration project of the cultural heritage sites to achieve social and economic development in the country. Ключевые слова: культурное наследие, защита, зоны конфликта, разрушение, местное сообщество, международные организации, ответственность, Сирия.
Keywords: cultural heritage, protection, conflict zones, destruction, local community, international organizations, responsibility, Syria.
Сохранение культурного наследия является важной проблемой, поскольку наследие является частью культуры конкретного человека и нации в целом, содержит не только культурные, но и экономические ценности местного сообщества и правительства, если оно хорошо управляется, планируется и устойчиво развивается [9]. Концепция наследия разработана во многих странах мира, поскольку наследие подвергается человеческим и природным рискам разрушения. В связи с этим появились многие международные хартии и соглашения, направленные на то, чтобы сохранить культурное наследие для человеческого общества. Во многих станах мира приняты законы и разработаны специальные системы для защиты культурного наследия [7]. Международные хартии и соглашения предусматривают положения, в которых утверждается, что наследие принадлежит всем людям, поэтому необходима коллективная ответственность за охрану культурного наследия, состоящая из отдельных людей, их сообществ, а также правительств на местном, региональном и международном уровнях. Наследие связано с обществом, а каждое общество имеет свое наследие и культуру. Важность культурного наследия исходит из человеческих и общественных воспоминаний. Поэтому его необходимо сохранить. Кроме того, необходимо повысить осведомленность местного сообщества о важности защиты и сохранения наследие во всех его формах и отношениях.
Международные организации сталкиваются с обвинениями в невыполнении обязательств и неспособности принять необходимые меры для защиты наследия, а сосредоточили деятельность только на выпуске законов. В настоящее время культурное наследие подвергается краже и незаконному обороту, особенно в районах вооруженных конфликтов таких стран, как Сирия, Ирак и Ливия. Поэтому важной проблемой исследования является выявление обязанностей мер, связанных с охраной культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов.
В процессе проведенного исследования были выявлены наиболее важные международные организации и законы, в которых отмечена их роль в защите культурного
наследия, а также препятствия, с которыми сталкиваются эти организации, определены их обязанности по охране культурного наследия.
Суть исследования заключается в том, что культурное наследие представляет собой важный аспект жизни народов, а проблема защиты и сохранения наследия требует большего внимания. Кроме того, культурное наследие имеет социальное и экономическое значение для человека, общества и страны. Важность проведения исследований состоит в разработке рекомендаций, которые из него вытекают. Существует надежда, что организации, занимающиеся вопросами управления и защиты культурного наследия, найдут поддержку.
Исследование основывалось на критическом аналитическом подходе, сочетании его с индуктивным подходом, экстраполяции на будущий период закономерностей в деятельности международных организаций и законодательстве, касающегося правовой защиты культурного наследия.
Культурное наследие. Наследие - это все, что осталось для наследника, имеет ценность и продолжается из поколения в поколение. По определению ЮНЕСКО, культурное наследие - это памятники, группы зданий, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; это произведения человека или комбинированные произведения природы и человека.
Видов культурного наследия. В классификации ЮНЕСКО выделяют множество видов культурного наследия. Материальное культурное наследие состоит из памятников, архитектурных работ, произведений монументальной скульптуры и живописи, элементов или структур археологического характера и надписей. Это культурное наследие делится на:
1. Недвижимое наследие - памятники, архитектурные работы, археологические памятники, музеи и исторические центры Этот вид наследия состоят из:
- Археологического наследие, включающего в себя всю археологическую деятельность человека [17,22];
- Архитектурное наследие, состоящее из отдельных или связанных между собой зданий, которые из-за своей архитектуры, их однородности или места в ландшафте считаются наиболее важными из ресурсов культурного наследия, отражающие деятельности людей, общества и культуры.
2. Движимое наследие - картины, рисунки, вырезанные или выгравированные изображения, рукописи и марки, документальное наследие [20].
Нематериальное культурное наследие означает практику, представления, выражения, знания, навыки, а также инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, а также связанные с ними сообщества, группы и, в некоторых случаях, людей, которые признаются в качестве части культурного наследия.
Фольклор народного наследия - это совокупность основанных на традициях творений культурного сообщества, выражаемых группой или отдельными людьми, отражающих культурную и социальную идентичность сообщества, его стандарты и ценности, передающиеся в устной форме, путем подражания или другими способами. Его формами являются, в частности, язык, литература, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие искусства [23].
Множество различных видов культурного наследия Сирии приведено на рисунке 1.
Важность культурного наследия. Потенциал развития культурного наследия занимает особое место в творческой экономике, которая объединяет культуру, экономику, науку и образование. Во-первых, наследие обеспечивает культурную преемственность в дополнение к выявлению и укреплению индивидуальной и коллективной идентичности, уважению других культур и разнообразию выражений культуры, а также подтверждению духовных, образовательных, социальных, экономических и других ценностей. Во-вторых, культурное наследие может быть основой для развития творческого общества и средством поощрения местного экономического развития [4,5].
Культурное наследие породило много положительных внешних эффектов во время развития современной креативной экономики, влияя как на условия, так и на экономическое развитие. Объекты наследия могут использоваться в физическом виде -это места, являющиеся творческими точками сообщества и местами общения, обмена и общения между художниками, творческими предпринимателями и другими деятелями. В дополнение к их физическому виду культурное наследие может иметь символическую цель - как источник вдохновения для развития местных творческих и познавательных отраслей [19].
Культурное наследие порождает ценности, которые могут использоваться для производства товаров и услуги. Если в обществе отсутствует ответственный подход к культурному наследию и его составным элементам, то это означает, что нет никакой инфраструктуры для развития творческой экономики. Такой подход в области архитектурного наследия включает в себя устойчивое управление этими памятниками -идентификацию, оценку, защиту, восстановление и устойчивое использование.
Культурное наследие должно также служить местному самоуправлению в качестве основы для разработки местных стратегий и проектов развития. Культурное наследие может быть интегрировано в политику развития местной культуры как значительного культурного памятника, став тем самым неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития местного самоуправления в отношении его социальных, культурных и экономических принципов. Культурное наследие также может быть уместным с точки зрения местного плана защиты окружающей среды или стратегии развития местного туризма. Наконец, культурное наследие также имеет значение для поощрения предпринимательства, используемое для самообеспечения или развития малых и средних предприятий.
Риски в отношении культурного наследия. Культурное наследие во всех его формах сталкивается со многими опасностями, природными и человеческими факторами, которые
угрожают его безопасности, безопасности и разрушению [13]. Систематизированные риски, с которыми связано культурное наследие, приведены на рисунке 2.
Защита культурного наследия. Защита в соответствии с культурными системами и законодательством ЮНЕСКО означает необходимую работу по созданию надлежащих условий для выживания исторического ориентира, археологического памятника или исторического района. Существует много форм защиты, систематизированных на рисунке 3.
Правовая защита. В этом случае необходимо защитить культурное наследие на трех уровнях: на международном, региональном и местном уровнях.
Рисунок 3 - Формы зашиты в объекте культурного наследия (разработано автором)
Административная защита - это вид управления или организационной структуры, которые применяются в местах культурного наследия, которые отличаются друг от друга по социальным, экономическим и религиозным условиям [15].
Техническая защита представляет собой современную технологию инструментов, механизмов, контроля температуры, влажности и т.д., способствующие охране культурного наследия. Так, электронные базы данных способствуют сохранению наследия путем записи и документирования соответствующей информации и изображений. Системы сигнализации позволяют защитить коллекции от краж, разрушений и пожаров. Для сохранения и устойчивости культурных ценностей используются современные научные методы их восстановления [9].
Ответственность за сохранение культурного наследия в конфликтных вооруженных зонах. По мнению ЮНЕСКО, культурное наследие, лежащее на поверхности земли, принадлежит всем людям, а ответственным за его защиту являются люди не только в конфликтных вооруженных зонах, но и во всех уголках мира. Многие объекты культурного наследия разрушены из-за войны. Поскольку война в Сирии велась
непрерывно более 8 лет, наследие страны оказалось большой жертвой этого конфликта [1,2]. Положение музеев, культурного наследия, археологических памятников и таких памятников, как старые цитадели, вызывает большое беспокойство. Ответственными за защиту культурного наследия являются различные международные, региональные и местные организации на всех уровнях (рисунок 4).
Рисунок 4 - Ответственность за защиту культурного наследия (составлено ав
тором)
Долгое время роль международных организаций (ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИКОМ, ИККРОМ и др.) в защите культурного наследия в вооруженных зонах была ограниченной. В 1945 г. ЮНЕСКО в Гааге опубликовала первый протокол о защите культурного приоритета в случае вооруженного конфликта, а второй - в 1999 г. [24]. С 1970 г. Конвенция ЮНЕСКО о средствах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности является основным инструментом международной защиты культурного наследия. Совет Безопасности ООН в 1999 г. принял Резолюцию №2347, осуждающую незаконное уничтожение культурного наследия.
В 2017 г. в штаб-квартире ООН было проведено совещание, на котором была объявлена взаимосвязь между разрушением культурного наследия и терроризмом и массовым насилием [10]. ЮНЕСКО прилагает усилия для защиты культурных ценностей сразу же после возникновения многих вооруженных конфликтов международного характера. Совет Безопасности ООН сыграл аналогичную роль в конфликте между
Индией и Пакистаном в 1971 г., между Турцией и Кипром в 1974 г., Ираком и Ираном в 1980 г., вторжении Израиля в Ливан в 1982 г., Ирака в Кувейт в 1990 г., конфликте между Армении и Азербайджана в 1992 г. [21]. Вступление американских войск в Ирак в 2003 г. привело к тому, что культурные ценности были подвергнуты краже и неизбирательному уничтожению. Здесь ЮНЕСКО стремилась восстановить некоторые из археологических артефактов, сотрудничая с Интерполом [11,12]. ЮНЕСКО содействует повышению осведомленности о вопросах наследия и его важности посредством публикации и распространения журналов, а также проведения учебных курсов в области сохранения наследия [5,6].
Сирийское культурное наследие разрушалось много день. На сегодняшний день большинство ответов по нападению на культурное наследие заключалось в том, чтобы осуждать и записывать их. Есть многочисленные веб-сайты, которые публикуют спутниковые снимки объектов культурного наследия, находящихся под угрозой или во время боевых действий [4]. Они имеют большее значение для константации того, что осталось от исторических памятников. Кроме тог, они полезны для реконструкции объектов и памятников в постконфликтный период.
После начала войны сирийское правительство усилило меры безопасности многих музеев, установив новые безопасные двери, системы сигнализации и камеры наблюдения. Затем, с ухудшением событий, музеи были перенесены в безопасных местах. В настоящее время правительство стремится бороться с незаконным оборотом культурных ценностей и координирует его с Интерполом и другими заинтересованными национальными органами. Одна из этих мер, предпринятых этими организациями и правительством, решение о создании красного списка находящегося под угрозой культурного наследия [12]. Кроме того, были проведены электронные учебные курсы с ИКОМОК для подготовки и обучения национальных сотрудников по опасностям и риску. Сотрудничество с Интерполом привело к восстановлению тысяч археологических объектов.
Ответственность местного сообщества за защиту сирийского культурного наследия очень велика. Поскольку конфликт затронул большую часть территории Сирии, органам безопасности стало очень трудно получить доступ к районам активного вооруженного конфликта. По этой причине сирийское правительство начало сотрудничать с местными общинами в попытке защитить объекты культурного наследия и защитить их от последствий неблагоприятных событий. Поскольку правительство осознало ключевую роль местного сообщества в сохранении культурного наследия, оно организовало целый ряд компаний по информированию людей о важности этого наследия. Основное внимание
в этих компаниях уделено тому, чтобы побудить людей ценить, поддерживать и защищать культурные ресурсы от угроз. Контакт и сотрудничество с местным сообществом по повышению осведомленности местного сообщества о защите культурного наследия в определенной степени принесли свои плоды [8]. Но, с другой стороны, есть много примеров того, как на местах люди намеренно уничтожали культурное наследие. Это является результатом того, что они не знают ценности своего наследия. Поэтому общественному образованию следует уделять больше внимания, что культурное наследие способствует формированию личности и помогает понять, на чем основаны сообщества. Эта образовательная стратегия может привести к децентрализации местных традиций и наследия. Если школы будут уделять значительное внимание истории региона, большему уважение к этому наследию, то это позволит побуждать людей быть лучшими руководителями культурного наследия, особенно после сирийского кризиса.
Трудность защиты культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов. Международные организации пытались защитить культурное наследие в любой стране мира. Но во многих случаях их роль в защите была ограничена, особенно в Сирии и Ираке (в зонах вооруженных конфликтов), поскольку объекты культурного наследия в Сирии и Ираке разрушили не только незаконные раскопки, но и кража и незаконная контрабанда. Возможно, что эти организации сталкиваются с некоторыми проблемами и препятствиями для достижения своих целей [21].
Скрытый контроль, осуществляемый некоторыми правительствами над международными организациями, заставляет их неохотно выполнять свои функции по охране культурного наследия, особенно в случаях войны и контрабанды. Двойственность стандартов и применения законов в отношении бедных стран и ведущих стран привели к вторжение США в Ирак, действиям Израиля в нарушение международных законов и конвенций по отношению к культурному наследия в оккупированном городе Иерусалиме.
Другими причинами являются отсутствие приверженности некоторых стран конвенциям о защите культурного наследия, неспособность принять меры для защиты их посредством законодательства и отсутствие эффективной координации между международными организациями и национальными учреждениями, работающими в области охраны культурного наследия в вооруженном конфликте зоны. Важными причинами являются ограниченность финансовых ресурсов, их недостаточность для достижения соответствующими организациями своих целей, а также многократные нападения на объекты культурного наследия и недостаточная осведомленность о его важности его сохранения.
Отрицательную роль выполняют международные аукционы, называемые Международными рынками искусства. Прибыльной торговлей на них являются предметы антиквариата, поставляемые специализированными международными бандами, работающими в различных местах с условиями хаоса и разрушений, мятежей и неуверенности, ссылаясь на роль колониализма для слабых людей.
Вопросы культурного наследия и культурных ценностей не включены в учебные программы во многих странах. Действия международным организаций не смогли остановить разрушение и разграбление культурного наследия, вызванного войной, вооруженной военной агрессией. Наиболее значительными из них являются уничтожение иракского наследия, грабежи и разрушения во время американо-британское вторжение в Ирак в 2003 г., уничтожение всех культурных учреждений; израильская агрессия, которая на протяжении многих лет разрушает и грабит палестинское арабское наследие [25]; разрушение будд в регионе Бамиан Афганистана экстремистами в 2011 г.; разрушение и разграбление сирийского культурного наследия с 2011 г. по настоящее время [18]; уничтожение городов, святынь, храмов, мечетей и церквей в Ираке, Сирии, Ливии, Йемене, Мали и Нигерии (уничтожение ассирийского города Нимрод в северном Ираке в апреле 2015 г., разрушение и взрыв храмов в Пальмире в Сирии в 2015 г. по ИССИ [14]). Все это свидетельствует о трудности защиты наследия в районах вооруженных конфликтов и ограничение роли международных организаций в защите культурного наследия от уничтожения.
Рекомендация. В качестве немедленных действий мы рекомендуем изменить перспективу и риторику в отношении уничтожения и разграбления сирийского наследия. Вместо предоставления статуса врагов современной цивилизации, необходимо осудить виновных их за ущерб, который они наносят будущему сирийского народа, уничтожив их наследие. Необходимо инициировать информационные кампании как на национальном, так и на международном уровне, нацеленные на «невинных» покупателей, незаконно торгующих товарами культурного наследия, предупреждая их об их обязанностях и сообщая им о недопустимых действиях, о имеющихся правовых положениях, которые они должны соблюдать [3].
Мы рекомендуем создать веб-службу для обмена информацией о разграблении и торговле сирийскими артефактами. Цель такой услуги - создать платформу для связи географически рассредоточенных стран, что позволит им объединять интеллектуальные ресурсы и избегать дублирования усилий, уже предпринятых в других местах, тем самым устраняя нерациональное использование ограниченных ресурсов. Кроме того, мы
рекомендуем, чтобы европейские профессиональные сети и организации археология, музеи и управление наследием участвовали в кампаниях против незаконной торговли [16].
Рекомендуется довоенным зарубежным археологическим экспедициям в Сирию предпринимать действия по выявлению и перехвату разграбленных предметов, попавших в их магазины, а также создать прозрачные безопасные убежища для хранения предметов сирийской древности, незаконно проданными или находящимися под угрозой продажи, до тех пор, пока они не будут возвращены в Сирию. Товарно-материальные запасы должны обновляться и предоставляться ЮНЕСКО.
Мы рекомендуем активизировать поддержку национальных таможенных и пограничных органов во всех странах, граничащих с Сирией, в усилении мер по прекращению незаконного оборота древностей [26]. Поддержка должна осуществляться в форме образования, обучения и доступа к информации, советов экспертов. Европейское законодательство по борьбе с незаконным оборотом старины должно быть согласовано и доведено до конца. И, наконец, мы рекомендуем начать глобальные инициативы по выводу с рынка глобализованных преступных сетей, которые располагают незаконными предметами древности, торгуют с другими транснациональными преступниками.
В качестве постконфликтных действий рекомендуется начать подготовку к восстановлению хорошо функционирующего управления наследием на сирийских землях в соответствии с политическим порядком постконфликтного периода. Кроме того, мы рекомендуем начать подготовку к борьбе с продолжающимся мародерством в непосредственной постконфликтной ситуации. Эта задача может быть частью проецируемой международной операции по поддержанию мира. Рекомендуем начать подготовку к созданию международной программы помощи для восстановления поврежденного культурного наследия, которая будет не только включать местное население, но и будет сбалансирована тем, что она не будет уделять непропорционального внимания наследию отдельных слоев населения.
Выводы. Несомненно, Сирия является территорией, на которой размещены одни из самых впечатляющих древних цивилизаций нашего мира. Это наследие принадлежит не только сирийскому народу, но и всему человечеству. Сирия является родиной аграрного общества. Сегодня сирийские археологи, несмотря на то, что вокруг них вспыхивают конфликты, с большим личным риском многое делают для того, чтобы спасти от разрушения исторические места. Установление глобального контекста проблем, с которыми сталкивается культурное наследие в периоды конфликтов, имеет важное значение для обеспечения того, чтобы наследие пострадавших территорий было
защищено для будущих поколений. Ясно также, что культура не только подвержена риску в результате конфликта. Она очень часто является объектом агрессии и манипуляций со стороны тех, кто ставит жестокую политическую повестку дня. В этом отношении реализация международного права имеет решающее значение и поэтому необходимо делать все возможное, чтобы укрепить возможности государств для защиты культурного наследия. Различные международные конвенции, которые взяли на себя правительства, должны отстаиваться и применяться в качестве постоянных и неизбежных правительственных обязательств по защите культурного наследия. К ним относятся Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта [26], конвенция 1970 г. о средствах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, экспорта и передачи права собственности на культурные ценности и всемирного наследия. Независимо от того, насколько жестокой кажется борьба любой из сторон в конфликте, мы никогда не должны отказываться от призывов, что государства и другие организации обязаны защищать свое наследие [22].
В течение последних двух десятилетий среди специалистов по наследию проводились оживленные дискуссии о защите культурного наследия, вызванные вооруженными конфликтами и возросшей необходимостью его защиты. Призывы к защите не могут быть выполнены, если ЮНЕСКО и ее партнеры не приступят к выполнению своих обязанностей как зонтик, под которым регулируется охрана культурного наследия. Такой шаг требует принятия решений независимо от какого-либо политического влияния в дополнение к проведению тщательного анализа предыдущих инцидентов, когда международные договоры не были реализованы и все еще не защищают культурное наследие, а культурные геноциды неоднократно повторяются. Этот анализ позволит выявить недостатки и проблемы в рамках защитных мер и их преодоления. Более того, мероприятия, позволяющие избежать риск, следует специально разработать, усилив «Синий щит». Это усиление может быть достигнуто за счет создания полностью оборудованных региональных центров для «Синего щита», которые поддерживаются обученными командами. Это предложение вполне осуществимо, поскольку несколько экспертов в области культуры выразили готовность участвовать в военизированных миссиях, которые могут вмешиваться для защиты культурного наследия в зонах конфликтов. Наконец, самое главное, государства-участники конвенций должны сделать шаг в направлении того, чтобы пересмотреть свою политику и установить новые рамки, обеспечивающие эффективную защиту культурного наследия. В конечном итоге, разделение обязанностей не может быть достигнуто исключительно путем
формулирования защитных мер. Оно должно также нести ответственность за негативный исход этих планов.
Список литературы
1. Ali, C. Syrian Heritage under Threat // Journal of Eastern Mediterranean Archaeology & Heritage Studies. 2013. 1 (4). P. 351-366.
2. Alkateb, M. Non-traditional education using cultural heritage: A case study from Syria // International Journal of Education through Art. 2013. 9 (2). P.189-204.
3. Chahin, D. Lindblom, I. Fighting the looting of Syria's cultural heritage, Report From The Sofia Conference 16 September, Sofia, p. 1- 23.
4. Cuno, J. Our Responsibility to Protect Cultural Heritage in Conflict Zones. [Electronic resource]. http://blogs.getty.edu/iris/our-responsibility-to-protect-cultural-heritage-in-conflict-zones// [Accessed 25/3/2018].
5. Cuno, J. Talk: The Responsibility to Protect Cultural Heritage in Conflict Zones. [Electronic resource]. http://blogs.getty.edu/iris/talk-the-responsibility-to-protect-cultural-heritage-in-conflict-zones/ [Accessed 27/4/2018].
6. Cuno, J. The Responsibility to Protect the World's Cultural Heritage the brown// journal of world affairs. 2016. 33 (1). p. 97- 109.
7. Свичкарь И. Г. Теоретико-Методологические Основы Сохранения Историко-Культурного Наследия / И. Г. Свичкарь // Вестник Челябинского государственного университета. - - № 12. (303). Вып. 55. - С. 90-94.
8. Harb, A. Impact of War And Terrorism on Tourism and Hospitality Sector in Lebanon // Annual of Sofia University "ST. KLIMENT OHRIDSKI" , 2016. 109. (2). p 339- 355.
9. Charter for the Protection and Management of the Archaeological Heritage 1990.
10. Lababidi, R. The international protection of cultural heritage in times of conflict: efficient or deficient. [Electronic resource]. https://www.iiconservation.org/node/5494. //[Accessed 2/5/2018].
11. Lambert, S. Rockwell, C. Protecting Cultural Heritage in Times of Conflict / S. Lambert, C. Rockwell, Rome, 2012. p. 40- 41.
12. Lostal, M. Syria's world cultural heritage and individual criminal responsibility // International Review of Law. 2015. 3. p. 1- 17.
13. Lugassy, V. Frank, L. Managing Disaster Risks for World Heritage. / V. Lugassy, L. Frank, UNESCO, France, 2010. p. 9.
14. Насер Х. А. Проблемы и Перспективы Развития Культурного И Музейного Туризма в Странах «Арабской Весны» / Х. А. Насер // Владимирский государственный университет. - 2016. № 2. (10). - С. 72-78.
15. Paolini, A. and others. Risk Management at Heritage Sites: A Case Study of the Petra World Heritage Site / A. Paolini, and others. UNESCO, France, 2012. p. 21.
16. Perini, S. Cunliffe, E. Towards a protection of the Syrian cultural heritage: A summary of the national and international responses / S. Perini, E. Cunliffe, Spain, 2015. p. 8- 9- 10.
17. Князев Ю.П. Природное и Культурно-Природное Наследие Европы: Современное Состояние, Проблемы и Перспективы Развития / Ю.П. Князев // Вестник Вгу, Серия: География. Геоэкология. - 2013. - № 3. - С. 53- 59.
18. Rharade, L. Syria, Destruction of Cultural Heritage. [Electronic resource]. https://casebook.icrc.org/case-study/syria-destruction-cultural-heritage//[Accessed 5/5/2018].
19. Rypkema, D. Mikic, H. Cultural Heritage Creative Industries / D. Rypkema, H. Mikic, Belgrade, 2015. p. 9- 11.
20. Sliwa, M. Lewczuk, K. Cultural and Natural Heritage: Between Theory And Practice / M. Sliwa, K. Lewczuk, Olsztyn, p. 7- 10.
21. Thomas, W. Connelly, N. Cultural Cleansing and Mass Atrocities Protecting Cultural Heritage in Armed Conflict Zones / W. Thomas, N. Connelly, Los Angeles, 2017. p. 12- 13.
22. Convention Concerning The Protection of the World Cultural and Natural Heritage. Adopted by the General Conference at its seventeenth session, Paris, 16 November 1972.
23. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, World Heritage Committee, Thirty-eighth session, Doha, Qatar 15-25 June 2014. p. 14- 15.
24. Protocol for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict. The Hague, 14 May 1954.
25. Regional training on Syrian cultural heritage: addressing the issue of illicit trafficking, Amman, 10-13 February 2013. p. 6- 7- 10.
26. Second Protocol to the Hague Convention of 1954 for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict The Hague, 26 March 1999.