Научная статья на тему 'Современное состояние культурного наследия и развитие туризма в Сирийской Арабской Республики'

Современное состояние культурного наследия и развитие туризма в Сирийской Арабской Республики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
582
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / культурное наследие / сирийская война / восстановление / план управления кризисом / охрана. / tourism / cultural heritage / Syrian war / recovery / crisis management plan / Safeguarding.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алгафри Махмуд Абдулкадер

Сирийская индустрия туризма сильно пострадала. В связи с этим возникает много вопросов о том, как правительство может восстановить свой имидж и уменьшить последствия кризиса. В этой статье проанализированы состояние сирийского исторического наследия и индустрии туризма до и во время продолжающейся войны, эффективность мер, принимаемых правительством. Сделан вывод о необходимости активных мер, повышения осведомленности местного сообщества о ценности его наследия как одной из основных причин грабежа и разрушения, повышения внимания к внутреннему туризму и важности привлечения туристов из дружественных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current status of cultural heritage and tourism development in Syrian Arab Republic

The Syrian tourism industry has suffered greatly. In this regard, there are many questions about how the government can restore its image and reduce the consequences of the crisis. This article analyzes the state of the Syrian historical heritage and the tourism industry before and during the ongoing war, the effectiveness of measures taken by the government. The conclusion is made about the need for active measures, raising the awareness of the local community about the value of its heritage as one of the main causes of looting and destruction, increasing attention to domestic tourism and the importance of attracting tourists from friendly countries.

Текст научной работы на тему «Современное состояние культурного наследия и развитие туризма в Сирийской Арабской Республики»

Современное состояние культурного наследия и развитие туризма в Сирийской

Арабской Республики The current status of cultural heritage and tourism development in Syrian Arab Republic

а московский

mm экономический aJ журнал

УДК 338.486 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14045 Алгафри Махмуд Абдулкадер,

Институт экономики и управления, Аспирант, Курский государственный университет, г. Курск

Alghafri M.A.

Аннотация: Сирийская индустрия туризма сильно пострадала. В связи с этим возникает много вопросов о том, как правительство может восстановить свой имидж и уменьшить последствия кризиса. В этой статье проанализированы состояние сирийского исторического наследия и индустрии туризма до и во время продолжающейся войны, эффективность мер, принимаемых правительством. Сделан вывод о необходимости активных мер, повышения осведомленности местного сообщества о ценности его наследия как одной из основных причин грабежа и разрушения, повышения внимания к внутреннему туризму и важности привлечения туристов из дружественных стран. Summary: The Syrian tourism industry has suffered greatly. In this regard, there are many questions about how the government can restore its image and reduce the consequences of the crisis. This article analyzes the state of the Syrian historical heritage and the tourism industry before and during the ongoing war, the effectiveness of measures taken by the government. The conclusion is made about the need for active measures, raising the awareness of the local community about the value of its heritage as one of the main causes of looting and destruction, increasing attention to domestic tourism and the importance of attracting tourists from friendly countries.

Ключевые слова: туризм, культурное наследие, сирийская война, восстановление, план управления кризисом, охрана.

Keywords: tourism, cultural heritage, Syrian war, recovery, crisis management plan, Safeguarding.

В Сирии до 2011 г. ежегодно происходил рост индустрии туризма. 2010 г. был признан максимально благоприятным для этого сектора. Число международных туристов в Сирию достигло 8,5 млн. чел. по сравнению с 6 млн. в 2009 г. Эта отрасль в 2010 г. заработала около 8,3 млрд. долл. [6,7]. Ее вклад в ВВП достиг 12% и обеспечил 11% рабочих мест [12] (рисунок 1).

9000 8000 7000 5000 5000 4000 3000 2000 1000 0 19

9¿- 1996 1993 20СО 2 002 2 0 04 2 0 06 2 003 2 010 2 012

Рисунок 1- Число туристов в Сирии перед кризисом [14.17]

Этот рост произошел не только в результате успешной сирийской внешней политики, но и от использования стимулов, предпринятых правительством для увеличения инвестиций, таких как освобождение от налогов и предоставления инвесторам возможности выбирать свою форму инвестиций. Кроме того, отмена виз для граждан Ирана и Турции также сыграла важную роль в развитии индустрии туризма в Сирии [20,28].

Метод, используемый в настоящей статье, представляет собой описательный анализ информации, полученной из правительственных веб-сайтах, которые регулярно посещаются и обновляются в соответствии с текущей ситуацией. Кроме того, была проанализирована информация социальных сетей (как официальные, так и неофициальные), которые имеют отношение к изучаемой ситуации. Данные из DGAM (Генеральный директорат по древностям и музеям) были собраны путем обмена электронными сообщениями и телефонными звонками. Наконец, был проведен обзор литературы о том, как другие страны восстановили свое наследие и укрепили свой туризм.

Сирийское наследие и туризм во время войны. К сожалению, процветающая индустрия туризма начала резко сокращаться после беспорядков в январе 2011 г., которые в марте 2011 г. превратились в настоящий политический кризис. В результате войны были разрушены как индустрия туризма, так и историческое наследие.

Историческое наследие. Сегодня, после более чем пятилетней войны, основные туристические объекты находятся в опасности. Наследие страны, включая музеи и археологические памятники, испытывает серьезные угрозы. Эти объекты были близки к боям, а иногда превращались в поле битвы. Это сокровище, которое было сохранено на протяжении тысячелетий в старых городских центрах и в музеях, подверглось высокому уровню разрушения и грабежа. Ценные объекты всемирного наследия Сирии находятся сейчас в списке ЮНЕСКО, составленном для привлечение внимания к рискам, которым они подвергаются, и обеспечения их защиты [2,13]. В этот список включены такие объекты, как Старый город Дамаск, Древний город Алеппо [26].

Древний город Алеппо один из древних городов мира. Он также известен своей цитаделью, которая считается самой большой в мире средневековой крепостью. В результате военных действий городу нанесен серьезный, включая минарет мечети Омейядов, который является одним из старейших в стране. Большая часть знаменитого исторического квартала Алеппо сожжена. Древний город Пальмира, жемчужина в пустыне, также пострадал от значительного разрушения, а Триумфальная арка и многие другие памятники были уничтожены террористами до освобождения города к концу марта 2016 года [4,27]. Территория на юге Сирии стала оспариваемой боевой зоной. В отчетах говорится, что города в этом районе сильно пострадали [2, 5, 27].

Сирийские музеи находятся в относительно хорошем состоянии, за исключением физического ущерба, который подверглись музеи Алеппо [1].

Туризм. Продолжающаяся война в Сирии с 2011 г. повлияла на экономику, в которой индустрия туризма и туризм были одной из ее составных частей. Красивый образ Сирии как безопасного места превратился в кровавое поле битвы, так как война бушевала почти по всей стране. Как следствие, количество туристов, прибывших в стану в 2011 г., упало на 64 % по сравнению с 2010 г. [11,13,24], поскольку большинство стран въездного туризма ввели запрет на поездки в Сирию и призвали своих граждан покинуть ее [24]. Гостиницы - еще одна жертва войны, так как многие из них либо закрылись, либо пострадали от серьезного ущерба, особенно в Алеппо и Хомсе [14]. Доходы Сирии от индустрии гостеприимства резко снизились: на 95 % через 2 года после начала войны [14]. Кроме того, многие международные отели, которые планировалось открыть в Сирии,

остановили реализацию своих проектов [15]. Война привела к потере 258 тыс. рабочих мест в гостиничном бизнесе [22] Сирийские туристические агентства прекратили свою деятельность с начала войны [23], а международные туристические компании, такие как оператор Wild Frontiers Tour, тоже покинули страну [10,13]. Сирийские авиалинии были единственным сервером сирийских аэропортов, поскольку все международные авиакомпании приостановили свои рейсы в Сирию [24,26]. Число инвестиционных проектов, лицензированных Сирийским инвестиционным агентством, за первые 9 мес. 2012 г. снизилось на 74 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [24]. Выездной туризм также пострадал, поскольку война влияет на экономику [22,25].

Меры, предпринятые сирийским правительством в целях восстановления индустрии туризма. Перед сирийским кризисом существовало много видов туризма (рисунок 2). Сирийское правительство предпринимает меры и во время войны, чтобы повысить готовность страны к туризму, в то время как безопасность восстанавливается медленно.

Новые рынки. Самая важная стратегия, принятая сирийским правительством, заключалась в том, чтобы перейти на новые рынки для спасения индустрии туризма. Сирия переместилась на Восток на новые рынки, в основном, дружественных стран, таких как Россия, Китай, Иран и Индия. Эти страны не имеют никаких политических программ против Сирии и менее восприимчивы к последствиям политических волнений [11].

Проект и инвестиции среднего и малого бизнеса. Министерство туризма постепенно пытается обеспечить хорошие условия для инвестиций в туристические объекты. В последнее оно сосредоточилось на средних и малых проектах, которые не требуют большого финансирования и желательны для многих инвесторов [20].

Рисунок 2- Виды туризма в Сирии перед кризисом [18,19]

Внутренний туризм и диверсификация туристических продуктов. Смещение фокуса от международных туристов до отечественной аудитории является одной из лучших стратегий, принятых сирийским правительством, чтобы спасти индустрию туризма от краха. Эта стратегия спасла многие национальные индустрии туризма от краха задолго до 2011 г. [6]. Правительство поощряет этот вид туризма посредством комплекса мер. Ряд владельцев туристических и коммерческих объектов объявили о беспрецедентных скидках на проживание в курортах и отелях. Отели в Тартусе и Латтакии провели одну из замечательных инициатив, направленных на поощрение внутреннего туризма посредством объявления о сокращении стоимости проживания от 40 до 60 %. Сирийские авиалинии также объявили еженедельные рейсы между сирийскими городами. Сирийское министерство туризма провело множество кампаний, чтобы привлечь внимание к важности медицинского, религиозного, сельского, прибрежного туризма. Более того, оно прилагает большие усилия для поощрения и сохранения народных ремесел [8,20].

Кадры. Министр туризма отметил важность подготовки кадров для преодоления последствий кризиса в секторе туризма [16] .

Религиозный туризм. Религиозный туризм является основным видом туризма в Сирии. Христиане и мусульмане всегда интересовались каждым аспектом сирийской жизни из-за наличия особых религиозных ориентиров. Сирийское правительство пытается идти в ногу с религиозным туризмом. В этом контексте оно опубликовало брошюры по

религиозному туризму в Сирии (церкви и мечети) и определило религиозные туристические маршруты.

СМИ. Осознавая важность последствий освещения сирийского кризиса в средствах массовой информации, сирийские власти пытаются установить тесную связь с некоторыми из арабских, международных телеканалов, таких как русский и китайский [16].

Сначала Сирия приняла стратегию угроз и блокирования средств массовой информации. Она оказала давление на некоторые международные средства массовой информации, чтобы приспособить то, что они воспринимают как «предвзятое» или «искаженное» освещение событий.

СМИ сотрудничают с китайским посольством в Дамаске, чтобы продвигать имидж настоящей Сирии через китайские СМИ. Министерство туризма также работает над сотрудничеством с Китаем в области выставки и инициирует продвижение туризма между двумя странами в предстоящий период [20].

Сирийский день туризма, организованный Министерством туризма в испанской столице Мадрид, стал свидетельством большого интереса посетителей разных национальностей, в том числе испанских, сирийских арабских общин в Мадриде, многих иностранных граждан и международных СМИ. Сирийское правительство готовит маркетинговые исследования для сирийских экспатриантов за рубежом, особенно в странах Латинской Америки. Министерство туризма пытается повысить осведомленность людей о важности сирийского наследия для всего мира и приступило к проведению многочисленных национальных и международных кампаний по просвещению международного сообщества об уничтожении, которое угрожает культурному наследию [2].

Разочарование сирийских маркетологов в связи с распространением западными СМИ сведений о сирийском кризисе привело к тому, что они напрямую обратились к своей аудитории с помощью альтернативных инструментов, таких как Интернет. Интернет предоставляет отличный форум для стран, чтобы объективно представить кризис и привести позитивные, с их точки зрения, события. Социальные медиа (Facebook, Twitter) и национальные сайты, такие как веб-сайт Министерства туризма и DGAM (Генеральный директорат по историческим памятникам и музеям), являются основным источником информации о событиях, которые затрагивают как туристическую индустрию, так и историческое наследие. Стратегия поиска альтернатив традиционным СМИ используется правительством, которое создало канал You-Tube и использовало Twitter и Instagram,

чтобы показать «другое лицо» Сирии. Таким образом, правительство стремится проецировать образ лучшего будущего и то, как сирийцы могут восстановить свою страну. Сирийское правительство использовало в этой стратегии инструмент, основанный на принципе представления реальности без посредничества традиционных средств массовой информации, включая использование веб-камер. Эти камеры были созданы на известных сайтах и транслировались по интернету и сирийскому телевидению всем, кого это интересует. Образ Сирии нужно смягчить, потому что он связан с войной. Затем Сирия признала свои негативные аспекты, пытаясь «смягчить» эффект, добавив положительные элементы к образу. Кинофестивали, концерты, танцевальные представления, художественные выставки и местные ярмарки продуктов питания являются примерами культурных событий, которые призваны влиять на имидж Сирии.

Сохранение археологического наследия. Главная забота Генерального директората по древностям и музеям заключается в сохранении сирийского культурного наследия в связи с его важностью не только для Сирии, но и для всего человечества. Для защиты этого наследия приняты следующие меры.

Местные меры. После начала войны БОЛМ усилил меры безопасности многих музеев, установив новые безопасные двери, системы сигнализации и камеры наблюдения. Затем, с ухудшением событий, музеи были перемещены в безопасные места. Более того, национальная команда БОЛМ работает над электронным хранением содержания всех сирийских музеев [1,2].

В настоящее время БОЛМ борется с незаконным оборотом культурных ценностей и координирует его с Интерполом и другими заинтересованными национальными органами (полицией, таможней, мухафазой, муниципалитетами и другими). В этом же контексте БОЛМ проводит множество семинаров по борьбе с незаконной торговлей и повышению осведомленности с участием местных органов власти, а также неправительственных организаций, членов местного сообщества, исследователей, художников и писателей. Количество охранников и патрулей было увеличено. Эти меры привели к тому, что тысячи археологических предметов были возвращены путем конфискации [1,2]. С целью подготовки и обучения большего количества национальных сотрудников и студентов из Дамаскского университета, БОЛМ запустил проект добровольцев в реставрационных работах [21].

БОЛМ начал предлагать множество кампаний, чтобы повысить осведомленность людей о важности этого наследия для всех сирийцев и привлечь их к его сохранению. БОЛМ в своих усилиях по документированию ущерба сирийскому наследию открыл свой

веб-сайт на арабском и английском языках. Этот сайт стал основным источником информации об угрозе и повреждении сирийского наследия, а также о мерах, предпринимаемых на национальном и международном уровнях, с использованием видео, фотографий и отчетов, отправляемых либо его работниками, либо местным сообществом [1,9]. Кроме того, команда экспертов также архивирует ущерб в цифровой форме и работает над сравнением состояния сирийского наследия до и во время кризиса, чтобы помочь специалистам определить их приоритеты в отношении обслуживания и реставрации в период и после кризиса [1,2]. На международном уровне DGAM также сотрудничает с компетентными организациями, такими как ЮНЕСКО (Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест), ИККРОМ (Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей) и др., организуя встречи, семинары, обсуждая пути, обмениваясь идеями о сокращении последствий войны, останавливая незаконные раскопки, совершенствуя надзор и другие меры [1]. Одной из этих мер, предпринятых этими организациями и DGAM, является решение о создании красного списка культурного наследия, которому угрожает опасность. Кроме того, были проведены электронные учебные курсы с ИКОМОК для подготовки и обучения национальных сотрудников по опасностям и риску. Сотрудничество с Интерполом, как видно из анализа, привело к восстановлению тысяч археологических объектов. [1,2].

Выводы, рекомендации и обсуждение. В туристическом бизнесе Сирии наблюдается кризис, вызванный неустойчивостью политической ситуации, снижением спроса на инвестиции, поскольку туристы и инвесторы потеряли уверенность. Однако считается, что индустрия туризма должна быть оживлена не только после окончания войны, но и во время войны должны быть предприняты меры по улучшению текущего состояния, активизации туризма в безопасных районах и скорейшему восстановлению после войны. Это, безусловно, требует повышения осведомленности на национальном и международном уровнях. Сирийское правительство, а также народ страны должны играть важную роль в этом. Международное сообщество, представленное ЮНЕСКО и соседними странами, должно принять эффективные решения, которые могут помочь в смягчении нынешних последствий и ускорении процесса восстановления. Вот некоторые из мер, которые мы рекомендуем в сирийском контексте. Эти меры должны быть частью плана, который, как ожидается, поможет сэкономить драгоценное время, предоставив сообществу «дорожную карту», чтобы обеспечить плавное и быстрое восстановление.

Главная проблема, которую следует выделить на данном этапе, это осознание местного сообщества в отношении его разнообразного культурного наследия, которое охватывает тысячи лет. Здесь встает вопрос о том, можно ли ожидать сохранения вещей от людей, которые их не ценят. Считается, что отсутствие понимания приводит к отсутствию беспокойства, которое, в свою очередь, обрекает историческое наследие на разрушение. Так, в ходе иракской войны люди защищали исламские культурные рукописи, поскольку они считали их своим собственным наследием и чувствовали себя связанными с ними. Поэтому любые меры, которые не учитывают необходимости роста сознания местного населения в признании ценности наследия, неизбежно потерпят неудачу. Это требует включить вопросы о необходимости сохранения культурного наследия и его важности в жизни нации в школьные учебные программы [3,21].

Сирии следует принять серьезные новые события, которые произошли в результате войны, и привлечь туристов из дружественных стран, таких как Россия. Международное сотрудничество со странами, которые действительно поддерживают сирийский народ, должно быть более эффективным. Так, Россия не только помогает Сирии в борьбе с терроризмом, но и в битве за сохранение археологического наследия. Президент России заявил, что целью России является также сохранение сирийского культурного наследия, принадлежащего всему человечеству. Европейские и американские миссии по раскопкам должны быть заменены профессионалами из таких стран, как Россия, Иран, Китай и Индия. Все это побудит агентства и туристов из этих стран посетить Сирию.

Сирийскому правительству рекомендуется предоставлять кредиты с низким процентом для поощрения внутреннего туризма и способствовать тому, чтобы люди начинали небольшой и умеренный туристический бизнес. В дополнение к предоставлению финансирования для инфраструктуры туризма и маркетинговых исследований рекомендуется организовать координацию между заинтересованными сторонами. Удовлетворение потребностей туристического бизнеса и включение его предложений в принимаемые решения, как ожидается, позволит стимулировать этот сектор. Очевидная нехватка гостиничного и ресурсного менеджмента должна быть преодолена. Сирии действительно необходимо обновить объекты, предлагаемые туристам, и улучшить услуги, оказываемые в различных туристических сферах.

Средства массовой информации являются первичным фактором в повышении имиджа туризма внутри страны и за ее пределами. Специализированные каналы и ежедневные программы в общественных и частных средствах массовой информации, а также каналы социальных сетей могут помочь в улучшении искаженного имиджа страны и на первый

план вывести туристические направления, которые достаточно интересны, но не признаны международными «путевыми книгами». Считается, что в контакте с международными СМИ можно сформировать общественное мнение. СМИ могут очертить пределы конфликтных зон и безопасных районов, поскольку война не идет на всей сирийской земле. Они должны ориентироваться на такие туристические места, как береговая линия и окружающие места, которые не попали в зону конфликта. Следует расширить работы по улучшению инфраструктуры для привлечения «пляжных туристов» не только сирийских, но и из других стран, таких как Россия. Известно, что в этих районах есть много туристических мест, которые довольно древние, но менее посещаемые.

Археологическое наследие необходимо немедленно восстанавливать. Это может быть более эффективным, если речь идет о международном сообществе. Международному сообществу следует поддержать усилия археологических властей по выработке международной резолюции Совета Безопасности ООН, которая запрещает незаконный оборот культурных ценностей Сирии (по примеру Ирака), для решения вопросов кражи и контрабанды, а также восстановления и возвращая украденных и контрабандных артефактов. В соседних странах необходимо усилить контроль на своих границах и закрыть их для воров и контрабандистов.

Необходимо отменить экономические, а также все виды санкций, которые негативно повлияли на сирийский народ и косвенно на сектор туризма.

Теневой туризм может стать мотивом для развития туризма в Сирии. Российское туристическое агентство «Мегаполис» планирует продать туры в Сирию, где у путешественников будет возможность посетить фронты продолжающейся войны. Эти «Асад Туры» продлится 4-5 дней для групп по 3-5 человек, и это будет стоить примерно 1500 долл. США на человека, включая расходы на авиабилеты и проживание [28]. Постепенное возрождение сектора туризма можно ожидать в связи со следующими факторами. Наиболее важным из них является победа, достигнутая сирийской арабской армией, которая обеспечит стабильность, станет основой развития туризма. Толерантность сирийского народа, непринятие террора против них тоже оказывает помощь. Кроме того, сирийская гордость за свою цивилизацию и историю является сильной мотивацией, чтобы восстановить Сирию.

Список литературы

1. Abdulkarem, M. Archaeological Heritage in Syria during the Crisis: 2011-2013 / M. Abdulkarem, DGAM, 2013. P.26.

2. Ali, C. Syrian Heritage under Threat // Journal of Eastern Mediterranean Archaeology & Heritage Studies. (2013) 1 (4). P. 351-366.

3. Alkateb, M. Non-traditional education using cultural heritage: A case study from Syria // International Journal of Education through Art. 2013 9 (2). P.189-204.

4. Bland, B. 2016. Syria civil war: Palmyra damage in pictures. [Electronic resource]. Access mode: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-35909456 [Accessed 14/08/2018].

5. Frederick J. C. Local and public heritage at a World Heritage site / J. C. Frederick // Annals of Tourism Research. - 2014. - Vol. 44. P.143-155.

6. Haddad, N. A. Elhassan Ghida. Al Ibrahim, H, How to Re-emerge as a Tourism Destination after a Period of Political Instability // The Travel & Tourism Competitiveness Report. 2015. P.53-57.

7. Ibrahim, L. Razzouk, N. Bloomberg, Syria Generated $8.3 Billion in Revenue from Tourism Last Year. [Electronic resource]. Access mode: http://www.bloomberg.com/news/2011-01 03/syriagenerated-8-3-billion-in-revenue-from-tourism-last-year.html [Accessed 14/07/2018].

8. Kunkaew, K. The Cultural Tourism Management under Context of World Heritage Sites: Stakeholders' Opinions between Luang Prabang Communities, Laos and Muang-kao Communities, Sukhothai, Thailand / K. Kunkaew // Procedia Economics and Finance. - 2015. -Vol. 23. - P. 1286 -1295.

9. Milhem, R. Said, H. Together we Restore Syria's Antiquities. SANA. [Electronic resource]. Access mode: http://sana.sy/en/?p=5920 [Accessed 14/08/2018].

10. Porter, L, 2014, Syria three years on: what for the future of Tourism? [Electronic resource]. Access mode: http://telegraph.co.uk/travel /destinations /middleeast/syria/ [accessed 22.06.2018].

11. Qassar H, Fostering Values to Protect Cultural Heritage in Syria // News in Conservation. February 2015. P. 24-25.

12. Silvia Perini and Emma Cunliffe, Towards a protection of the Syrian cultural heritage A summary of the national and international responses, Volume III (sept 2014-sept 2015). In association with Heritage for Peace. October 2015, pp. 4-73.

13. Syria photo guide. [Electronic resource]. Access mode: http: //www.syriaphotoguide.com/home/tag/aleppo/ [Accessed 10.12.2017].

14. Syrian Crisis: [Electronic resource]. Access mode: http://www.unesco.org /new/en/syria-crisis-response/regional-response/syria-crisis-intro/ [accessed 4. 3.2018].

15. The Ministry of Tourism, The annual report of the Ministry of Tourism, 2012.

16. The Ministry of Tourism, The annual report of the Ministry of Tourism, 2013.

17. The Ministry of Tourism, The annual report of the Ministry of Tourism/ The Ministry of Tourism. -2013.

18. The Syria Report: Only 10% of Syrian Travel Agents Still Operating [Electronic resource]. Access mode: http://www.syria-report.com/news/tourism/only-10-syrian-travel-agents-still-operating-%E2%80%93-report. [accessed 22.05.2018].

19. The Syria Report: Projects Licensed by Investment Body Decline 74% y-o-y [Electronic resource]. Access mode: http://www.syria-report.com /news/economy/projects-licensed-investment-body-decline-74-y-o-y. [accessed 106.2018].

20. The Syria Report: Projects Licensed by Investment Body Decline 74% y-o-y [Electronic resource]. Access mode: http://www.syria-report.com/news /economy/projects-licensed-investment-body-decline-74-y-o-y. [Accessed 16.2.2018].

21. The Syria Report: Rotana Hotels Puts on Hold Syria Projects [Electronic resource]. Access mode: http://www.syria-report.com/news/tourism/rotana-hotels-puts-hold-syria-projects-%E2%80%93-report [accessed 22.07.2018].

22. The Syria Report: Tourist Numbers Fell 64 Percent in 2011. [Electronic resource]. Access mode:http://www.syria-report.com/news/tourism/tourist-numbers-fell-64-percent-2011-%E2%80%93-report. [accessed 11.06.2018].

23. The Syria Report: War Causes Loss of 258 thousand Jobs in Hospitality Sector available [Electronic resource]. Access mode: http://www.syria-report.com /news/tourism/war-causes-loss-258-thousand-jobs-hospitality-sector [accessed 22.08.2018].

24. The Syria Report: War Causes Loss of 258 thousand Jobs in Hospitality Sector [Electronic resource]. Access mode: http://www.syria-report.com/news /tourism/war-causes-loss-258-thousand-jobs-hospitality-sector [accessed 6.07.2018].

25. Tri, A. Sadasivam, K. Alpana, S. Preserving cultural heritage of Denpasar: local community perspectives /A. Tri, K. Sadasivam, S. Alpana // Procardia Environmental Sciences. - 2015. -Vol. 28. - P. 557- 566.

26. Vasile, P. Coco§, O. Syria, an agonizing country. The socio-economic, political and environmental implications of the conflict // Revista Romänä de Geography Politicä 2015 (1). P.29-37.

27. World Heritage List. [Electronic resource]. Access mode: http:// whc.unesco.org/en/list/ [accessed 08. 06.2018].

28. Просвирова, Ольга. Из Москвы запустят туры в Сирию с возможностью посетить линию фронта [Electronic resource]. Access mode:http: //www.novayagazeta.ru/news/1698742.html. [accessed 22.06.2018].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.