УДК 94:341:316.7 ББК 63.3(0) И 37
А.С. Изнауров,
аспирант кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, тел.: +79288943165, e-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
( Рецензирована )
Аннотация. Автор рассматривает культурное наследие в рамках его исторического развития, международно-правовой базы и научной концепции. Объектами выступают международные организации и сообщества, которые сыграли определяющую роль в историческом становлении юридической основы по защите и сохранению мирового культурного наследия.
Ключевые слова: ЮНЕСКО; всемирное наследие человечества; культурные памятники; сохранение объектов культурного наследия, конвенция.
A.S. Iznaurov,
Post-graduate student of St. Petersburg State University, St. Petersburg, ph.: +79288943165, e-mail: [email protected]
HISTORICAL STAGES OF FORMATION OF INTERNATIONAL LEGAL BASE IN THE SPHERE OF PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OF MANKIND
Abstract. The author considers cultural heritage within its historical development, international legal base and scientific concept. The international organizations and communities which have played the defining role in historical formation of a legal basis on protection and preservation of world cultural heritage are objects of this paper.
Keywords: UNESCO; world heritage of mankind; cultural monuments; preservation of objects of cultural heritage.
Мировая общественность по мере своего развития осознавала значение культурных памятников и природных объектов на планете, потребность в их сохранении и разумном использовании как важной стороны в жизнедеятельности человечества. Потеря объектов культурного и природного наследия может тяжело отразиться на культурной составляющей нынешнего
и будущих поколений, приведет к духовному кризису и нехватке внимания к собственной истории. Техника и технологии XXI века не в состоянии компенсировать разрушение памятников общего наследия человечества, только сохранение и бережный уход являются разумным решением проблемы.
Феномен всемирного наследия человечества зарождался в течение
долгого времени. Непрекращающиеся войны в XIX веке и мировая война в начале XX столетия стали предпосылками для возникновения феномена культурного наследия. Из-за появления новых видов вооружения под угрозой оставалось не только мирное человеческое существование, но также культурные памятники. Если для решения вопросов применения опасных для здоровья элементов оружия, положения раненых и военнопленных были приняты Гаагские и Женевские конвенции, то международно-правовой документ для сохранения культурных объектов возник позже. Естественно, на уровне национальных законодательств были нормы, которые регулировали защиту культурных объектов, однако необходимость создания всеобщей правовой базы была крайне актуальной. В 1889 г. в рамках Всемирной выставки в Париже состоялся Первый международный конгресс по охране произведений искусства и памятников, в ходе заседания которого участники высказались о важности выработки международной конвенции об охране культурного наследия во время войны и создания Красного креста памятников. Эти идеи оказали влияние на вышеупомянутые Гаагские конвенции о правилах и законах войны. Конгресс стал отправной точкой для разработки концепции сохранения культурного наследия.
В 1904 г. русский художник и ученый Николай Константинович Рерих развил идею защиты культурных и исторических памятников, которая обсуждалась на Первом международном конгрессе по охране произведений искусства и памятников. Пакт Рериха стал первым международным соглашением в сфере защиты культурного наследия. Этот документ обязал государства не допускать разрушения культурных объектов в условиях войны и на территории противника. Ценность пакта Рериха заключается
в том, что статьи этого документа стали базой для последующих соглашений, например, при принятии Гаагской конвенции по охране культурного наследия в 1954 г.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. является базовым нормативно-правовым документом в области защиты культурного наследия. Суть документа в том, что определенные ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес для всего мира и потому имеют право считаться общим наследием для всех стран. Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, и не ущемляя прав собственности, предусмотренных национальным законодательством в отношении этого наследия, государства - участники Конвенции признают, что охрана всемирного наследия является обязанностью всего международного сообщества в целом1.
Главная установка вышеупомянутой конвенции - это консолидация сил международного сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы, а также установление ответственности каждого государства за «выявление, охрану, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия» [1].
Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Комитет несет ответственность за реализацию Конвенции всемирного наследия, управляет Фондом всемирного наследия и распределяет финансовую помощь в соответствии с запросами, поступившими от государств-сторон. Также Комитету принадлежит решающий голос в вопросе о включении объекта в Список
^ttpr/Zwww.unesco.org/new/ru/culture/.
всемирного наследия ЮНЕСКО. Комитет имеет право отложить решение о внесении объекта в Список и запросить у государства-стороны дополнительную информацию об объекте наследия. Комитет изучает отчеты о состоянии сохранности внесенных в Список объектов и рекомендует государствам-сторонам предпринять меры, необходимые в случае ненадлежащего управления объектом. Комитет принимает решение о внесении или исключении объектов из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой. Фонд всемирного наследия создан с целью содействия государствам, подписавшим Конвенцию, в выявлении, охране и развитии объектов всемирного наследия. «Взносы в Фонд вносятся государствами-сторонами в обязательном порядке либо добровольно. Обязательный взнос составляет 1% от суммы их ежегодных отчислений в ЮНЕСКО, в то время как добровольные пожертвования вносятся регулярно, по меньшей мере, раз в два года, и должны быть не меньше, чем взносы, определяемые положениями, устанавливающими размер обязательных отчислений» [2].
Первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО спустя два года после ратификации Конвенции. В настоящей Конвенции под культурным наследием понимаются: памятники произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные
места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии [3]. Для включения в список Всемирного наследия объект должен соответствовать определенным критериям - к примеру, являться свидетельством существующей или же исчезнувшей цивилизации, представлять из себя уникальное строение или поселение человека или же географическое пространство, населенное редкими и важными для человечества биологическими видами [4].
Свой вклад в дело сохранения культурного наследия внесла Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия). Она была принята в Венеции в 1964 г. на втором Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Хартия подчеркивала необходимость сохранения памятников для передачи их будущим поколениям как духовного наследия и роль каждого государства в их опеке и должном уходе. Консервация и реставрация направлена лишь только на сохранение исторического памятника как культурного достояния [5].
Концепция общего наследия также является частью программы по установлению нового международного экономического порядка. Эта программа была принята на 6 сессии ООН в 1974 г. Декларацией об установлении нового международного экономического порядка.
Любое государство имеет право использовать природные ресурсы, располагающиеся на его территории, однако их использование должно быть разумным и не должно вредить соседним странам и общему наследию в целом. Серьезной проблемой в подобных случаях
является вопрос о водных ресурсах [6]. Режим общего наследия не делает природные объекты объектами общего пользования, это возможность равного доступа любого государства, но при этом государство обязано соблюдать условия договора и придерживаться правил пользования, обговоренных в международном праве. Государства обязаны каждый год отправлять отчет Комитету всемирного наследия о состоянии своих объектов всемирного наследия. Концепция общего наследия тесно связана с концепцией устойчивого наследия. Сохранение общего наследия человечества предполагает стабильное развитие всех государств мира. Данные концепции направлены на устранение дискриминации развитыми государствами по отношению к развивающимся. Регионы и районы мира должны управляться всеми государствами, извлекая от этого пользу для всех. Важной частью концепции является то, что человечество само по себе не имеет отношения к созданию природных объектов. Природные и культурные объекты порой сосуществуют в одном и том же месте, и сохранение этих объектов возможно только при очень осторожном и рациональном использовании. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. подтвердила применение концепции общего наследия человечества, например, к глубоководному дну. Ст. 29 предусматривает, что «дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района являются общим наследием человечества», а ст. 30 закрепляет, что «за защиту, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений несут ответственность все государства» [7] .
Ввиду того, что важнейшие объекты природы, а также памятники культурных и исторических ценностей находились под слабой
защитой, Конвенция 1972 г. предусматривает сотрудничество государств в их защите. В преамбуле Римского статута Международного уголовного суда выражена обеспокоенность в отношении сохранения взаимопереплетения культур народов, которое «образует общее наследие».
Римский статут Международного уголовного суда принят в г. Риме 17 июля 1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда, вступил в силу 1 июля 2002 г. [8]. Согласно 8 статье Римского статута, «умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями», является военным преступлением. Также статут постановил, что ответственным за преступления является командир или начальник отряда, который отдавал непосредственные команды, которые привели к этому правонарушению [9].
Концепция общего наследия связана с другой концепцией, характерной для современного международного права, - концепцией устойчивого развития. Сохранение общего наследия требует достижения устойчивого развития всех стран. Должны учитываться интересы как развитых, так и развивающихся стран. Эти две концепции по сути несут идею разумного использования природных ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. В эпоху глобализации чрезмерная эксплуатация природных ресурсов может привести к разрушению природного объекта или культурного памятника, например, затоплению. Парниковый эффект в будущем вообще может привести к катастрофическим последствиям для всей планеты [10].
На региональном уровне концепция нашла свое место в конвенциях 1969 г. и 1985 г., принятых в рамках Совета Европы. Согласно данным конвенциям, архитектурные объекты признаны европейским культурным наследием. Был принят целый ряд международно -правовых актов в сфере культурного наследия - Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.
Согласно преамбуле Рекомендации об охране культурного наследия в национальном плане 1972 г., каждый предмет всемирного наследия является уникальным и государство, на территории которого находятся объекты культурного и природного наследия, должно приложить максимум усилий для сохранения и передачи его будущим поколениям.
Концепция общего наследия человечества нашла отражение во многих пунктах международного права. Научно-техническое развитие человечества подняло вопрос о распределении волновых частот. В связи с этим был создан Международный союз электросвязи, который занялся вопросами электронного достояния человечества.
В наше время все чаще поднимается вопрос о том, что должны быть внесены изменения и дополнения в договоры, являющимися составными концепции общего наследия. Остается нерешенным правовой статус Антарктики. Звучат предложения о внесении изменений в концепцию электронной среды, которая по мере развития коммуникаций стала важной частью жизнедеятельности человека [11].
Со дня создания концепции общего наследия человечества у
развитых и развивающихся стран был свой подход к ее пониманию. К примеру, в США полагают, что концепция дает право всем государствам добывать ресурсы из недр района вне рамок государственного суверенитета при условии соблюдения обязательства не нанесения вреда правам других государств при занятии такой же деятельностью. Развивающиеся страны воспринимают концепцию как общий механизм управления ресурсами и приобретения пользы.
ЮНЕСКО - одна из небольших организаций ООН, которая предусматривает создание своих комитетов на территории государств. Деятельность этих комитетов направлена на взаимодействие с национальными политическими, культурными и научными центрами для достижения поставленных задач в сфере сохранения всемирного наследия. 4 ноября 1946 г. - официальная дата создания ЮНЕСКО. 14 декабря 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН подтвердила акт создания ЮНЕСКО и она стала частью системы ООН как комитет по делам науки, культуры и образования.
Важным документом стала «Рекомендация о международных принципах, применяемых к археологическим раскопкам», принятая в 1956 г. в целях борьбы с уничтожением и нелегальным вывозом археологических объектов [12]. Рекомендации, которые были утверждены на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1976 г., пополнили международно-правовую базу. На этой конференции постановили, что исторические ансамбли являются частью человеческой жизни и несут в себе свидетельство культурного богатства и разнообразия. Государства имеют обязанности для их возможного сохранения. Во многих государствах отсутствуют законодательные нормы, которые регулировали бы порядок взаимоотношений
по обустройству территории и сохранности архитектурных памятников [13].
Также необходимо отметить целый ряд документов в сфере всемирного достояния человечества, такие как Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 г.), Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 г.), Рекомендация о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 г.), Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия (1972 г.) [14]. Данные рекомендации позволяют включить в список не только сам культурный объект, но также рельеф и ландшафт, на котором он располагается. То есть появляется необходимость защиты почвы. Члены ЮНЕСКО объясняют, что культурные ландшафты часто отражают особые технологии традиционного природопользования, с учетом особенностей и ограничений естественной среды они вступают в особые духовные отношения с природой.
Защита культурных ландшафтов способна внести свой вклад в современные технологии традиционного природопользования и сохранить или повысить природные ценности ландшафта. Продолжительное существование традиционных форм природопользования поддерживало биологическое разнообразие во многих регионах мира. Таким образом, защита традиционных культурных ландшафтов поможет сохранить биологическое разнообразие [15].
Хартия ООН 1997 года «В поддержку культуры» в Салониках утвердила всемирное наследие как совокупность культурных памятников и природных объектов, материальных и нематериальных [16]. Это было началом научной деятельности
по изучению всемирного наследия. Охрана природных объектов стала поводом для поиска комплексного подхода. Для решения проблемы начали изучать многие факторы, включая поведенческую психологию человека по отношению к окружающей среде.
В сфере сохранения культурного и природного наследия международное сообщество приняло нормативные акты и рекомендации, создающие достаточно широкую правовую базу, которая регулирует деятельность в данном направлении. Принятие концепции общего наследия показало, что государства мира осознали необходимость создания механизма, который будет регулировать разработку полезных ископаемых, чтобы это не приводило к негативным последствиям для окружающей среды. Также концепция повлияла на многие отрасли международного права.
Однако, несмотря на всю обширность международно-правовой базы, имеются некоторые существенные проблемы, которые в XXI в. стали ощущаться все сильнее. Первая и самая главная проблема заключается в том, что международные документы ориентированы на государства, которые руководствуются демократическими принципами и осознают необходимость выполнения своих обязательств перед мировым сообществом. В том случае, когда к власти в различных государствах приходят силы, которые имеют отличное от демократии политическое мышление, меры, предусмотренные в международном законодательстве, откровенно говоря, оказываются недееспособными. В качестве наглядного примера можно привести правительство талибов в Афганистане, которое проигнорировало негодование мирового сообщества и разрушило в итоге статую Будды в Бамианской долине. Эта ситуация показывает, что в случае такого поведения международные организации оказываются
бессильными, такого рода правительства по сути не придерживаются общепринятых законов международного права и, соответственно, не обращают внимания на последствия своих действий. Вторая и не менее важная проблема - это то, что военные конфликты в XXI в. поставили под угрозу или же уже уничтожили некоторые объекты культурного наследия. Ярким свидетельством тому является сирийский конфликт, где за несколько лет войны были уничтожены или повреждены такие значимые объекты ЮНЕСКО, как замок крестоносцев Крак де Шевалье, памятники Пальмиры и крепость Саладина. Также значительный урон был нанесен древней мечети времен династии Омейя-дов. Не был осуществлен своевременный вывоз транспортабельных артефактов. Учитывая тот факт, что часть памятников культурного наследия нельзя вывезти из-за их хрупкости, разумным способом сохранения являются объявление территории памятника демилитаризованной зоной и ввод миротворческих сил. Совсем бедственная ситуация сложилась в Мали, где в городе Тимбукту работникам
исторических зданий вместе с местными жителями пришлось отбиваться от повстанцев-туарегов. Как показывает практика, метод переговоров оказывается провальным, обычно стороны конфликта не соблюдают договоренности, а порой даже не считают нужным вступать в переговоры по таким поводам. Третий недостаток заключается в том, что на заседаниях ЮНЕСКО осуждают разрушение памятников и выступают с призывом к государствам сплотиться перед лицом общей проблемы, однако это носит выраженный рекомендательный характер и должного эффекта за этим не следует. Возвращаясь к разрушению статуи Будды в Афганистане, можно сказать, что восстановление было возложено на афганское правительство. Естественно, в условиях гражданской войны и множества проблем в социальной и экономической сферах для правительства Афганистана это оказалось непосильным. Для решения увеличивающегося количества угроз для всемирного культурного наследия человечества нормотвор-ческий процесс должен прогрессировать и развиваться.
Примечания:
1. Официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: http://whc.unesco.org/en/list.
2. Всемирное наследие. Информационный сборник. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. URL: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritage-information-kit-ru.pdf.
3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf.
4. Критерии включения объектов в Список Всемирного наследия. URL: http://www.nhpfund.ru/world-heritage/criteria.html.
5. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. URL: http://www.icomos.org/venicecharter2004/russian.pdf.
6. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Héritage. URL: http: //whc.unesco.org/en/conventiontext/.
7. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. // Действующее международное право: документы: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2002. 474 с.
8. Rome Statute of the International Criminal Court. URL: //legal.un.org/icc/ statute/romefra.html.
9. Римский статут Международного уголовного суда. Статьи 8 и 28. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf.
10. Готтхард Б. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М., 2010. 155 с.
11. Лукашук И.И. Международное право. М., 2005. 138 с.
12. Recommendation on International Principles Applicable to Archaeological Excavations. URL: http: portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13062&URL_DO =DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html.
13. Understanding World Heritage in Asia and the Pacific: The Second Cycle of Periodic Reporting 2010-2012. P. 6. URL: http: whc.unesco.org/documents/ publi_paper_series_35_en.pdf.
14. Ивлиев Г.П. Культурная политика и вопросы законодательства в сфере наследия // Управление всемирным наследием и глобальные вызовы современности: материалы Междунар. науч.-практ. семинара государств - участников СНГ, 1-3 марта 2011 г. М., 2011. 56 с.
15. Центр охраны дикой природы, Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. URL: http: www.biodiversity.ru/publications/books/managcult/pl.html.
16. Всемирное и национальное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма (на основе Хартии ООН «В поддержку культуры», июнь 1997 г.). URL: http://tourlib.net/statti_tourism/gerasi-menko.htm.
References:
1. Official website of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Http://whc.unesco.org/en/list
2. World Heritage. Information collection. UNESCO World Heritage Center // http://www.nhpfund.ru/files/world-heritage-information-kit-ru.pdf
3. Convention on the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. http://whc.unesco.org/archive/convention-en.pdf
4. Criteria for inclusion of objects on the World Heritage List http://www. nhpfund.ru/world-heritage/criteria.html
5. International Charter on the Conservation and Restoration of Monuments and Sites http://www.icomos.org/venicecharter2004/russian.pdf
6. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage //whc.unesco.org/en/conventiontext/
7. Charter of economic rights and duties of the states of 1974 // Current international law: documents in 2 volumes. Vol. 2. / Сотр. by Yu.M. Kolosov, E.S. Krivchikova. M., 2002. 474 pp.
8. Rome Statute of the International Criminal Court //legal.un.org/icc/statute/ romefra.html
9. Rome Statute of the International Criminal Court, articles 8 and 28 http:// www.un.org/en/law/icc/rome_statute(r).pdf
10. Gotthard B. Modern society: a risk society, an information society, a knowledge society. - M., 2010. 155 pp.
11. Lukashuk I.I. International law. M., 2005. 138 pp.
12. Recommendation on International Principles Applicable to Archaeological Excavations //portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13062&URL_DO=DO_TOPIC& URL_SECTION=201.html
13. Understanding World Heritage in Asia and the Pacific: The Second Cycle of Periodic Reporting 2010-2012; p.6 //whc.unesco.org/documents/ publi_paper_series_35_en.pdf
14. Ivliev G.P. Cultural policy and legislation issues in the in the field of heritage // Proceedings of the International Scientific and Practical Seminar of the CIS Member States "World Heritage Management and Global Challenges of the Present"; March 1-3, 201.1 M., 2011. 56 pp.
15. Center for Conservation of Wildlife, Management of cultural landscapes and other objects of historical and cultural heritage in national parks //www. biodiversity.ru/publications/books/managcult/pl.html
16. World and national cultural heritage of the region as a basis for the development of historical and cultural tourism (based on the UN Charter "In Support of Culture", June 1997). http://tourlib.net/statti_tourism/gerasimenko.htm