Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТАРОУПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ,ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ'

ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТАРОУПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ,ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДА РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАРОУПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / FISHING VESSELS / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / CUSTOMS DECLARATION / PACKAGING MATERIALS / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Наталья Васильевна, Тумашева Екатерина Степановна, Шаповалова Мария Андреевна

В статье рассмотрен неурегулированный вопрос, связанный с совершением таможенных операций в отношении тароупаковочных материалов, необходимых для обеспечения упаковки добычи водных биологических ресурсов. Авторами проанализированы особенности таможенного декларирования и даны рекомендации для повышения эффективности таможенного контроля, таможенного декларирования, а также в целом деятельности рыбоперерабатывающего комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS DECLARATION OF PACKAGING MATERIALS FOR USE ON RUSSIAN FISHING VESSELS

The article addresses the outstanding issue of customs operations in respect of packagings required for packaging the extraction of biological water resources. The authors analyzed customs declaration features and made recommendations to improve the effectiveness of customs control, customs declaration and, in general, the activities of the fish processing complex

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТАРОУПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ,ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ»

Таможенное декларирование тароупаковочных .

УДК 656.073.51

ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТАРОУПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ сУДАХ

Матвеева Наталья Васильевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., e-mail: nataliamatv05@mail.ru

Тумашева Екатерина Степановна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., e-mail: tumasheva.yekaterina@bk.ru

Шаповалова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., e-mail: mciveleva@mail.ru

В статье рассмотрен неурегулированный вопрос, связанный с совершением таможенных операций в отношении тароупаковочных материалов, необходимых для обеспечения упаковки добычи водных биологических ресурсов. Авторами проанализированы особенности таможенного декларирования и даны рекомендации для повышения эффективности таможенного контроля, таможенного декларирования, а также в целом деятельности рыбоперерабатывающего комплекса

Ключевые слова: суда рыбопромыслового флота; водные биологические ресурсы; таможенное декларирование; тароупаковочные материалы; таможенный контроль

CUSTOMS DECLARATION OF PACKAGING MATERIALS FOR USE ON RUSSIAN FISHING VESSELS

Matveeva Natalia V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, e-mail: nataliamatv05@mail.ru

Tumasheva Ekaterina S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, e-mail: tumasheva.yekaterina@bk.ru

Shapovalova Maria A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, e-mail: mciveleva@mail.ru

The article addresses the outstanding issue of customs operations in respect of packagings required for packaging the extraction of biological water resources. The authors analyzed customs declaration features and made recommendations to improve the effectiveness of customs control, customs declaration and, in general, the activities of the fish processing complex

Ключевые слова: fishing vessels; aquatic biological resources; customs declaration; packaging materials; customs control

Для цитирования: Матвеева Н.В., Тумашева Е.С., Шаповалова М.А. Таможенное декларирование тароупаковочных материалов, предназначенных для использования на российских рыбопромысловых судах // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 55-58.

В настоящее время рыбодобывающая деятельность сконцентрирована в основном в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что, в свою очередь, связано с пересечением таможенной границы и выходом морских судов за пределы таможенной территории. Однако при предоставлении таможенным органам необходимых документов водно-биологическим ресурсам, добытым за пределами таможенной территории, присваивается статус товаров, произведенных в РФ.

Государственная политика Российской Федерации в рыбопромышленной области направлена, прежде всего, на создание условий для стабильного роста добычи (вылова). В РФ основным рыбодо-бывающим комплексом является Дальневосточный промышленный комплекс, где добывается около

99 % всех лососевых пород, более 96 % крабовых, около 90 % камбаловых, 40 % сельдевых, 100 % голотурий и примерно 90 % морских водорослей. Рыбодобывающая деятельность сконцентрирована в основном в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) РФ с долей улова в пределах от 60 до 85 %, остальная доля общего улова приходится на добычу водных биологических ресурсов во внутренних, территориальных водах, на континентальном шельфе и в открытом море [1].

Развитие рыбохозяйственного комплекса Мурманской области является государственной программой. В настоящее время властями Мурманской области основное внимание уделяется перспективам развития рыбной промышленности региона, региональной политике в сфере рыбоводства

о

а

н

S

а

Ц

S я

S

у

п

а

Cd

л hi н

S

hi

а

е

hi н

н

О

э >

hi я

Н hi л

Сг н

О

п н сг

5

и рыбопереработки, направленной на повышение экономического потенциала отрасли. Кроме этого, около 20 % судов рыбопромыслового флота после прибытия на таможенную территорию ЕАЭС не имеют возможности сразу убыть с такой территории в связи с необходимостью межрейсового обслуживания, букировки, смены членов экипажа, согласования убытия с портовыми властями.

В целях сокращения времени совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, в том числе рыбопромысловых судов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Федеральной таможенной службой (ФТС) России разработаны методические рекомендации, которые позволяют сократить продолжительность государственного контроля судов и продукции морского промысла. Всего за 2017 г. морскими таможнями оформлено свыше четырех тысяч судов рыбопромыслового флота [2]. Практика таможенного декларирования водных биологических ресурсов (ВБР) в 2017 г. подтвердила, что существующий порядок совершения таможенных операций (СТО) в отношении рыбопромысловых судов позволяет эффективно и в установленные сроки реализовывать задачи, поставленные перед таможенными органами.

Одним из проблемных вопросов в отношении ВБР является совершение таможенных операций в отношении тароупаковочных материалов. Так, Постановлением Правительства РФ № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов ВБР и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в РФ» [3], приказом ФТС России от 15.01.2013 № 40 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при ввозе в РФ на таможенную территорию ЕАЭС в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими рыбопромысловыми судами за пределами территориального моря РФ при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из РФ с таможенной территории ЕАЭС» [4] установлен упрощенный порядок осуществления государственного контроля в отношении продукции морского промысла, при котором таможенные органы не участвуют в работе комиссии по оформлению и государственному контролю судов и продукции морского промысла при их ввозе с целью реализации на территории Российской Федерации. Продолжительность оформления и государственного контроля судов и продукции рыболовства устанавливается комиссией в зависимости от типа судна, численности экипажа, видов и количества продукции рыболовства и не может превышать 3 часов.

Тароупаковочные материалы для рыбопродукции, используемые на судах рыбопромыслового

флота, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС не могут быть отнесены к категории припасов, в отношении которых главой 39 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) установлены особенности совершения таможенных операций. В соответствии с положениями п. 6 раздела 2 «Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии ЕАЭС № 263 от 20.05.2010» [5], в качестве декларации на товары (ДТ) могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и на экспорт, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов ЕАЭС, суммы, эквивалентной 1 000 евро. Статистическая стоимость одной поставки тароупаковочных материалов, предназначенных для использования на российском рыбопромысловом судне, составляет в среднем от 600-1 000 до 6 000-10 000 долларов США [6]. Учитывая условия применения порядка декларирования товаров, а также стоимостные характеристики тароупаковочных материалов, применение упрощенного порядка декларирования, установленного решением Комиссии ЕАЭС № 263 от 20.05.2010, в отношении тароупаковочных материалов не представляется возможным.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 24 декабря 2019 г. № 224 к товарам, используемым в качестве припасов, отнесены упаковка (укупорочные средства) и упаковочные материалы в случае, если и те и другие соответствуют следующим критериям:

1) перемещаются через таможенную границу ЕАЭС на судне рыбопромыслового флота;

2) предназначены для использования на судне при производстве (получении) рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, указанных в разрешительных документах, дающих право на осуществление их промысла (добычи, вылова);

3) соответствуют требованиям технических регламентов;

4) являются товарами ЕАЭС [7].

Отсюда следует, что в отношении продукции морского промысла и тароупаковочных материалов, предназначенных для продукции морского промысла, добываемой этими судами и перемещаемых российскими рыбопромысловыми судами через таможенные границы, таможенные операции совершаются в упрощенном порядке, что сокращает время СТО.

В регионе деятельности Мурманской таможни в отношении тароупаковочных материалов, используемых для упаковки рыбопродукции на судах рыбопромыслового флота, таможенные операции совершаются в соответствии с положениями

Таможенное декларирование тароупаковочных ..

главы 39 ТК ЕАЭС. Таможенные операции, связанные с декларированием тароупаковочных материалов, совершаются при прибытии в российский порт и убытии судов рыбопромыслового флота из российского порта при осуществлении промышленного рыболовства путем заявления сведений о тароупаковоч-ных материалах в порядке, установленном Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 290 «О перечне сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов» [8].

Указанный порядок декларирования применяется исключительно в отношении товаров (судовых припасов), используемых на борту рыбопромысловых судов, оснащенных соответствующим штатным технологическим оборудованием, эксплуатируемым в целях совершения специфических технологических процессов, в том числе связанных с обеспечением сохранности потребительских свойств товара за счет применения указанных та-роупаковочных материалов, являющихся товарами ЕАЭС. Процесс эксплуатации таких транспортных средств связан с использованием рассматриваемых тароупаковочных материалов, равно как и прочих эксплуатационных припасов.

В соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС припасами являются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования, а также товары, предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам. В соответствии с п. 1.1.2. Правил технической эксплуатации морских судов, утвержденных распоряжением Минтранса России от 08.04.97 № МФ-34/672, под технической эксплуатацией морских судов понимается деятельность экипажей судов, сотрудников береговых предприятий и организаций, обеспечивающая поддержание судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования по назначению в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-эксплуатационными показателями при соблюдении требований действующего законодательства РФ и международных договоров, ратифицированных правительством России [9].

Таким образом, техническая эксплуатация судов включает в себя техническое использование, т.е. обеспечение работы судна, судовых технических средств, корпусных конструкций и систем по назначению в соответствии с установленными технико-экономическими показателями. Кроме того, техническая эксплуатация судов, осуществляемая экипажем судна, должна включать в себя обеспечение безаварийного и эффективного использования судов

по назначению. Назначением же рыбопромыслового судна является добыча и переработка уловов ВБР, поэтому представляется обоснованным и вывод, что тароупаковочные материалы необходимы для обеспечения использования рыбопромыслового судна по назначению, т.е. для эксплуатации таких судов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Государственная политика Российской Федерации в рыбопромышленной области, прежде всего, направлена на создание положительных условий для стабильного роста добычи (вылова).

2. Значимым этапом в истории управления рыбной отраслью стала передача Указом Президента РФ от 30 мая 2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» [10] Федеральному агентству по рыболовству функций по контролю и надзору за ВБР во внутренних водах РФ, а также признание упаковочных материалов товарами, используемыми в качестве припасов.

3. Основными приоритетами, установленными Правительством РФ для контролирующих органов, в том числе таможенных, являются упрощение и ускорение таможенных операций при таможенном декларировании продукции морского промысла и рыбопромысловых судов в рамках 3-часового регламента.

В качестве заключения следует отметить: повышение эффективности проведения государственного контроля, в том числе таможенного, таможенного декларирования, а также контроля деятельности рыбоперерабатывающих комплексов требует эффективной и в установленные сроки реализации всех предписанных Правительством РФ мероприятий, направленных на достижение целей, поставленных в государственных программах.

Библиографический список:

1. Таран А.Н. Правовые проблемы регулирования сохранности водных биоресурсов // Актуальные проблемы экологической безопасности на примере Калининградской области. Доклады участников студенческой межвузовской научно-практической конференции. Москва. 2016. 105 с.

2. Куда плывёт отечественный рыбный рынок // ПРОВЭД. URL: https://goo.gl/zUh5QA (дата обращения: 30.09.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля (надзора) в морских портах в Российской Федерации» // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/08ps0184/ (дата обращения: 30.09.2020).

4. Приказ ФТС России от 15.01.2013 № 40 «О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского

промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза» // URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/13pr0040/ (дата обращения: 30.09.2020).

5. Решение Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» // URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/10sr0263/ (дата обращения: 30.09.2020).

6. Рыбохозяйственный комплекс России: от стабилизации к развитию. Сильный комплекс сильной страны // URL: http://eisr.ru/upload/iblock/0e4/0e4f71e534dffa9 be34a0b9243abc089.pdf (дата обращения: 30.09.2020).

7. Решение Коллегии ЕЭК от 24.12.2019 № 224 «О критериях отнесения упаковки (укупорочных средств) и упаковочных материалов, используемых на судах рыбопромыслового флота при производстве рыбной и иной продукции из водных

биологических ресурсов, к товарам, используемым в качестве припасов» // URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/19kr0224 (дата обращения: 30.09.2020).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 290 «О перечне сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов» // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/12kr0290/ (дата обращения: 30.09.2020).

9. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 8 апреля 1997 г. № МФ-34/672 «О введении в действие руководящего документа "Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство"» // URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_51199.html (дата обращения: 30.09.2020).

10. Указ Президента РФ от 30.05.2008 № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77319/ (дата обращения: 30.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.