Научная статья на тему 'Расширение зоны ответственности морских таможен'

Расширение зоны ответственности морских таможен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МОРСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / MARINE CUSTOMS / CUSTOMS CLEARANCE / CUSTOMS CONTROL / SEA BIOLOGICAL RESOURCES / NOTIFICATION PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Л. А.

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие на морских таможнях в процессе оформления морских биологических ресурсов в связи с уведомительным порядком оформления и выборочностью таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF MARINE CUSTOMS RESPONSIBILITY ZONES

The article describes one of the current importance problems arising at marine customs during customs clearance of sea biological resources while using advanced notification customs clearance and sampling customs control.

Текст научной работы на тему «Расширение зоны ответственности морских таможен»

Л. а. Филиппова

РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОРСКИХ ТАМОЖЕН

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие на морских таможнях в процессе оформления морских биологических ресурсов в связи с уведомительным порядком оформления и выборочностью таможенного контроля.

В настоящее время правительством России активно принимается ряд мер по оздоровлению отечественной рыбной промышленности, повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке и созданию стратегии с учетом требований ВТО. Применение данных мер предполагает изменение всего экономического климата в рыбном хозяйстве.

В новых экономических условиях расширяются зона ответственности таможенных органов и их роль в повышении эффективности внешнеторговой политики рыбного хозяйства. Не секрет, что последние 15 лет большая часть рыбопродукции, выловленной в территориальном море и в исключительной экономической зоне России, не достигала отечественных берегов, а выгружалась в иностранных портах. Основными причинами данного факта являлись многоступенчатая процедура оформления судов в порту, длящаяся иногда несколько суток, и высокие административные барьеры на пути рыбы от моря до потребителя. (Для примера, в портах Норвегии или Японии оформление судов, прибывших с уловом, занимает полтора-два часа.)

В целях направления потока продукции рыболовства на территорию России перед таможней, как и другими контролирующими государственными органами, постановлением Правительства РФ от 19.03.2008 № 184 [1] была выдвинута задача сократить время оформления продукции рыболовства в российских портах до трех часов. Кроме того, данным постановлением в морских портах для ввоза-вывоза продукции рыболовства был установлен уведомительный порядок и выборочный таможенный контроль. В соответствии с указанным постановлением ФТС России в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами, был разработан порядок совершения таможенных операций (приказ от 14.05.2008 № 578 [2]).

На пути практической реализации данного порядка таможенного оформления рыбопродукции возник ряд проблемных вопросов. Так, например, в приказе ФТС России не оговорен механизм уведомительного порядка оформления продукции морского промысла, который реализуется на местах сообразно сложившимся традициям

38 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2009

и собственному разумению руководителей морских таможен. Порядок регламентирует декларирование продукции морского промысла, добытой во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, однако механизм подтверждения данных о добыче продукции морского промысла именно в этих районах не предусмотрен. В то же время представление дополнительных документов закреплено в российском законодательстве [3].

Неоднозначность применения отдельных актов в силу их противоречивости и неконкретности ставит в сложные условия не только судовладельцев, но и таможенные структуры.

Несмотря на ряд трудностей, связанных с неоднозначностью отдельных положений, уведомительный порядок введен в действие, и сотрудникам морских таможенных постов уже удалось существенно ускорить процедуры оформления продукции морского рыболовства. По результатам проводимого Росрыболовством ежемесячного мониторинга количества заходов рыбопромысловых судов в порты и сроков их оформления было выявлено, что в 97% случаев контролирующие органы укладываются в установленные сроки. Например, сотрудники Мурманской таможни оформляют декларацию за 35-45 мин в зависимости от полноты полученной от судовладельцев информации. Задержки на таможнях были вызваны только в случаях, когда судовладельцы не сообщали о своем заходе в порт заблаговременно. Тем более что в постановлении Правительства РФ указано, что они обязаны предоставлять необходимую информацию заблаговременно, за 24 ч до прибытия судна на рейд или к причальной стенке, чтобы можно было заниматься декларированием. В США, например, суда не имеют права зайти в порты без уведомления таможенных властей за 24 ч.

Улучшить ситуацию с оформлением рыбопродукции можно было бы за счет более широкого внедрения электронного декларирования, так как компьютеры и космическая связь есть практически на всех судах, ведущих промысел за пределами территориального моря.

Больше всего нареканий у рыбаков вызывают службы Россельхознадзора, осуществляющие ветеринарный контроль, но согласно Таможенному кодексу РФ таможенное оформление может быть завершено только после карантинного, ветеринарного и других видов контроля, в результате в задержке судна будет опять виновата таможня.

Перед лицом судовладельцев и капитанов таможенные органы становятся ответственными за все оформление рыбопродукции также в связи с реализацией принципа «одного окна», утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ» [4]. Данные правила определяют порядок осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного и транспортного контроля в данных пунктах пропуска.

Создание единой службы комплексного межведомственного контроля позволит упростить и ускорить процедуру оформления прихода, разгрузки улова и отхода судов за счет исключения дублирования функций и действий контролирующих органов.

Согласно новым правилам принцип «одного окна» предусматривает, что «перевозчик одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством РФ при прибытии товаров и транспортных средств на

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • №№ 1 • 2009

таможенную территорию РФ, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля»[4]. При этом предусматривается, что осмотр и досмотр транспортных средств и грузов проводятся однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска с участием представителей соответствующих государственных контролирующих органов. В то же время применительно к продукции морского рыболовства и в соответствии с приказом ФТС России от 14.05.2008 № 578 сотрудники таможенных органов участвуют в проверяющей государственной комиссии только в тех случаях, когда в уведомлении о прибытии судна в порт указано, что продукция морского промысла предназначена для вывоза за рубеж или если при отходе судна из порта указывается намерение о заходе судна в иностранные порты. В случаях доставки продукции на берег для реализации в России должностные лица таможенных органов в работе комиссии не участвуют. Пока не ясно, как на практике будет согласовываться это положение с новыми правилами осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, согласно которым контролирующие ведомства, в чьи функции входит пограничный и ветеринарный контроль в морских пунктах пропуска, будут только участвовать в оформлении, а процедура контроля будет осуществляться через одно должностное лицо таможенного органа.

Необходимость разработки четкой и однозначной во всех отношениях схемы таможенного оформления продукции морского промысла становится особенно актуальной в связи с вступлением в действие с 1 января 2009 г. ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [5]. Нагрузка на морские пункты пропуска таможен резко возрастает, так как согласно новой редакции закона все водные биоресурсы, добытые в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, подлежат обязательной доставке на таможенную территорию РФ, то есть в порт. Из этого следует, что вывоз продукции рыболовства непосредственно из районов морского промысла, находящихся внутри 200-мильной зоны РФ, должен быть прекращен. Сфера ответственности таможенных органов существенно расширяется. Сотни тысяч тонн рыбы, ранее вывозившейся из исключительной экономической зоны России без таможенного оформления, должны быть доставлены на таможенную территорию и декларированы. Только после этого ввезенная продукция рыболовства может быть оформлена на экспорт.

Следует заметить, что, по оценке Счетной палаты РФ, из исключительной экономической зоны РФ ежегодно незаконно вывозится водных биологических ресурсов на сумму около 1 млрд. долл. СшА, что соответствует ориентировочно 1 млн. т морских биоресурсов [6]. В российском территориальном море и исключительной экономической зоне рыболовным промыслом занимаются сотни «летучих голландцев» с российским и иностранным экипажами. На многих судах завешаны названия, перекрашены бортовые номера, незаконно подняты флаги государств «удобной» регистрации. Большая часть из них занимается транспортировкой перегруженной с легальных траулеров и не учтенной в судовой документации рыбы. И хотя за «недоставление улова на берег» отечественных промысловиков ожидают достаточно жесткие санкции, вплоть до лишения квоты, выдаваемой на 10 лет, помешать рыбакам и в дальнейшем перегружать на «летучие голландцы» часть уловов в море, декларируя в порту только небольшую часть рыбопродукции для оставления на таможенной территории, вряд ли возможно.

л. А. Филиппова

Для привлечения нарушителей к ответу необходимы улики. Далеко не всегда удается застигнуть браконьеров на месте преступления с поличным. Однако зачастую бывает так, что до прибытия контролирующего судна нарушители успевают избавиться от улик, выбрасывая целые тонны рыбы, краба и моллюсков за борт. Сети и другие орудия лова обнаружить удается тоже далеко не всегда: инновации пришли и в незаконный промысел биоресурсов, например сети, устанавливаемые с помощью компьютерного оборудования на определенной глубине и всплывающие только тогда, когда это нужно самим браконьерам. Поэтому бывали случаи, когда на борту заведомо браконьерской шхуны никаких иных улик, кроме следов крови и чешуи, обнаружить не удавалось. В таких случаях экипажу практически ничего не грозит. Самое большее - непродолжительная экскурсия на российский берег и незначительный для владельца штраф.

В отличие от России многие страны в процессе совершенствования своего законодательства по борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом ужесточают санкции за такое правонарушение. Так, с апреля 2007 г. в Республике Корея вступили в силу поправки к Закону «О незаконном промысле иностранными судами в исключительной экономической зоне Республики Корея» [7]. В соответствии с этими поправками бегство от инспекторов морской полиции или других контролирующих органов является самостоятельным видом преступления. Отсутствие улик особого значения не имеет. Суда, замеченные за ведением незаконного промысла и пытающиеся скрыться, обязаны заплатить немалый штраф (около 54 тыс. долл.).

Как видно из приведенного примера, необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы РФ и правоприменительной практики таможенного контроля морских биоресурсов.

Нелегальные транспортники могут следовать в иностранные порты или в российский портопункт, расположенный вне зоны таможенного контроля. Внутри страны такие морепродукты легализуются при помощи поддельных документов. С точки зрения таможенного законодательства возникают ситуации, попадающие под нарушение законодательства РФ о недекларировании или недостоверном декларировании товара. К сожалению, за рамками существующих нормативных документов остался вопрос о таможенном контроле морских биоресурсов, выловленных в территориальном море или в исключительной экономической зоне и подлежащих таможенному оформлению в соответствии с режимом экспорта, но сокрытых от государственных контролирующих органов путем запрещенного вывоза непосредственно из районов промысла. Противоречия содержит также тот факт, что исключительная экономическая зона не является таможенной территорией и при вывозе из нее продукции не происходит перемещения через таможенную границу России, следовательно, продукция рыболовства формально не считается находящейся под таможенным контролем.

Другой способ нарушений законодательства - более рискованный и связан с недекларированием незаконно добытой продукции морского промысла при ввозе в РФ на рыболовных судах непосредственно в пункте пропуска. Заинтересованные в незаконном ввозе рыбопродукции судовладельцы, понимая, что выявить факт недекларирования на морском судне возможно только при проведении полного досмотра судна, и зная о принципе выборочности досмотров, дают указания капитанам о незаявлении по приходу в порт части рыбы, выловленной сверх полученных квот и документально не учтенной. Как правило, досмотр судна производится при поступлении информации от правоохранительных органов и других контролирующих рыбный промысел структур, а также на основании результатов анализа действий того или иного судовладельца, говорящих

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2009

о возможном или фактическом правонарушении. Контрабанда или незаконный ввоз на территорию России морских биоресурсов, как правило, сопряжена с совершением еще ряда нарушений - незаконной добычей морских биоресурсов, подделкой документов, мошенничеством, злоупотреблением полномочиями, поэтому таможня работает на этом направлении совместно с другими правоохранительными органами.

К сожалению, следует признать факт, что действующие в настоящее время технологии таможенного контроля морских биоресурсов несут в себе элементы неопределенности, противоречивости и разобщенности.

Для создания в рыбном хозяйстве России благоприятного экономического и внешнеторгового климата необходимо принятие комплексных мер: дальнейшее совершенствование таможенного контроля и нормативной правоприменительной базы в борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом - распространение спутниковых наблюдений не только за судами рыбопромыслового флота, но и за транспортными; повышение достоверности данных спутникового мониторинга; создание единого межведомственного информационного пространства и взаимодействие на всех уровнях управления. Важную роль в этом процессе может сыграть утверждение единого Технического регламента, в рамках которого будут детально регламентированы все возможные виды государственного контроля. В идеале это должно привести к тому, что субъективный фактор при оценке тех или иных нарушений перестанет играть такую важную роль, как сейчас.

В целях совершенствования таможенного контроля морских биологических ресурсов необходимо использование перспективных методов и технологий, позволяющих дистанционно выявить различные виды нарушений и принять правильное решение о формах и методах таможенного контроля. Таким образом, минимизация рисков, связанных с недостоверным декларированием, позволит таможенным службам эффективнее выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегчению законной торговли.

Использованные источники

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации».

2. Приказ Федеральной таможенной службы от 14.05.2008 № 587 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами».

3. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003. Ст. 72, 74.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ».

5. Федеральный закон от 06.12.2007 № 333-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Аналитическая записка «Эффективность государственного управления рыбохозяйствен-ным комплексом Российской Федерации, в том числе контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2008. № 1 (121).

7. //www.fish-seafood.ru/news/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.