Научная статья на тему 'Использование информационных технологий для таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов'

Использование информационных технологий для таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МОРСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / CUSTOMS CONTROL / BIOLOGICAL RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGIES / MOVEMENT / SEA FISHERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Людмила Аркадьевна

В статье обоснованы целесообразность и направления использования данных отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов в качестве исходной информации для функционирования системы управления таможенного контроля при перемещении морских биоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппова Людмила Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT application for improvement of customs control of the traffic of the sea biological resources

The article considers the significance and the ways of usage of monitoring database of sea biological resources collected by the fishery department. The above database provides the initial information for carrying out sea biological resources customs control management.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий для таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов»

Л. а. Филиппова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

В статье обоснованы целесообразность и направления использования данных отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов в качестве исходной информации для функционирования системы управления таможенного контроля при перемещении морских биоресурсов.

Ключевые слова: таможенный контроль; морские биологические ресурсы; информационные технологии; таможенные органы; мониторинг водных биологических ресурсов.

В настоящее время в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами, установлены уведомительный порядок и выборочный государственный контроль [1, 2]. При этом в работе комиссии государственных контрольных органов должностные лица таможенного органа участвуют только в случаях оформления судов, выходящих на промысел в исключительную экономическую зону РФ и на континентальный шельф РФ с заходом в иностранные порты, или при оформлении продукции морского промысла на экспорт [3]. Особенность таможенного контроля и оформления морских биоресурсов определяется тем, что промысел морепродуктов ведется в значительном удалении от местонахождения подразделений правоохранительных и контролирующих органов, и проверка достоверности заявленных в предъявляемых в таможенный орган документах в условиях выборочного контроля вызывает большие трудности. Решение о досмотре судна принимается на основании информации, содержащейся в представленных участником внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) документах, и служебной информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе оперативных данных. В случае если в результате досмотра будут выявлены нарушения, то кроме убытков от простоя судна все издержки по выгрузке и хранению груза оплачивает его владелец. Однако до сих пор до конца не урегулирован вопрос: на кого возлагается ответственность в случае задержки судна в порту из-за не подтвердившейся оперативной информации? Можно привести в пример оформлявшееся во Владивостоке на экспорт судно «Дорида», которое простояло в порту трое суток вместо положенных по постановлению Правительства РФ шести часов (три часа на ожидание и три -собственно на оформление документов), так как в отношении груза, находящегося на борту судна, была получена оперативная информация из двух источников. Эти сведения не были подтверждены [4]. Конечно, на то могут быть разные причины и одна из них - недобросовестная борьба конкурентов. Сталкиваясь с подобными фактами, участники ВЭД идут в суды и предъявляют федеральному бюджету ущерб на десятки тысяч долларов.

Перед таможенными органами стоит сложная задача одновременного создания благоприятных условий для внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля. Поэтому в процессе принятия решения о выпуске груза

в условиях выборочного таможенного контроля должностному лицу таможенного органа необходимо определить оптимальную степень использования принципа «доверяй, но проверяй». Принятие решения представляет собой выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия формализованных вариантов и алгоритмов в соответствующее время. Так как масштабы практических задач, как правило, достаточно велики, а расчеты в соответствии с алгоритмами оптимизации требуют значительных затрат времени, то методы принятия оптимальных решений ориентированы на реализацию их с помощью средств вычислительной техники.

Задача принятия решения о выпуске груза морских биологических ресурсов является стохастической, и лицо, принимающее решение (далее - ЛПР), не знает уровня достоверности информации, имеющейся в его распоряжении. Процесс принятия решения о выборе формы таможенного контроля в отношении таможенного выпуска товаров рыболовного промысла можно разделить на две части - формализованную и субъективную. Формализованное решение базируется на полноте и правильности заполнения первичных документов, необходимых для оформления груза, полноте и своевременности уплаты пошлин и таможенных сборов. Принципы данного решения реализованы в блоке форматно-логического контроля автоматизированной информационной системы таможенных органов. При этом на практике остается потенциальная возможность фактического расхождения в данных о коде номенклатуры, количестве, стоимости и стране происхождения морских биологических ресурсов. Ситуации занижения таможенной стоимости частично реализованы в системе управления рисками ЕАИС. К сожалению, в связи с тем что в нормативной базе ФТС России для продукции водных биологических ресурсов не установлены детальные коды с учетом глубины переработки и объема добавленной стоимости, на практике часто возникают споры между таможенниками и декларантами о размере таможенных платежей.

После прохождения форматно-логического контроля ГТД принятие решения о необходимости досмотра груза морских биологических ресурсов зависит от квалификации ЛПР и возможности проверки им степени достоверности информации, предоставленной участником ВЭД. Субъективный подход в условиях информационной неопределенности способствует проявлению коррупции.

Одной из важнейших целей совершенствования системы управления таможенным контролем морских биологических ресурсов является создание для должностного лица таможенного органа, непосредственно принимающего решение о выпуске груза, условий, минимизирующих субъективную составляющую решения. Для этого необходимо предоставить ЛПР возможность объективной проверки информации, поступающей при оформлении груза морских биологических ресурсов от участника ВЭД.

В качестве исходной информации для функционирования системы управления таможенного контроля перемещения морских биоресурсов представляется целесообразным использование данных отраслевой системы мониторинга (далее - ОСМ) водных биоресурсов, которая была создана в 1999 г. под руководством Государственного комитета по рыболовству РФ [5].

Мониторинг промысловой деятельности судов осуществляется в целях решения двух основных задач (рис.): отслеживание местонахождения судна с использованием автоматизированных технологий и технических средств контроля (которые

представляют собой судовые спутниковые приемопередающие станции 1пта^а^С или передатчики спутниковой системы ГЛОНАС) и сбор ежесуточной промысловой отчетности - судовых суточных донесений (далее - ССД), отражающих результаты работы судна за истекшие сутки (наименование, количество добытой/ сданной/принятой рыбопродукции, количество дизтоплива и других припасов на борту судна).

Передача данных о местонахождении судна осуществляется автоматически без участия и независимо от желания лиц, находящихся на борту.

Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральным агентством по рыболовству и ФТС России было подписано в январе 2005 г. [6]. Оно устанавливает, что Росрыболовство предоставляет ФТС России на федеральном и региональном уровнях доступ к оперативной информации о деятельности судов рыбопромыслового флота по всем регионам, в частности:

- о квотах вылова;

- оперативные и статистические отчеты о вылове;

- о координатах судов, ведущих промысел в территориальном море, внутренних морских водах и исключительной экономической зоне РФ.

К сожалению, на данный момент таможенные органы не обладают информацией о заходе судов в иностранные порты и о промысловой деятельности судов в Мировом океане.

Рис. Потоки информации в отраслевой системе спутникового мониторинга

Данные ОСМ могут использоваться для целей таможенного контроля морских биоресурсов на различных уровнях управления - от таможенного поста до ЦУ ФТС России. На уровне таможенного поста ежечасно поступающая информация о позиционировании судов может применяться при принятии решения о выборочном таможенном контроле конкретного судна. Например, в качестве сигналов для привлечения внимания уполномоченного сотрудника таможенных органов к деятельности конкретного рыболовного судна могут служить: информация о длительном сближении судна с иностранным рыболовецким или транспортным судном, что указывает на возможность перегруза улова, а также случаи отключения технических средств контроля, что может быть признаком, свидетельствующим о выполнении судном в этот промежуток времени противоправных действий.

Объективная информация о районе промысла, объектах рыболовства и его объемах позволит проводить предварительное декларирование груза до фактического прихода судна в порт, что существенно сократит время для выпуска груза у добросовестных участников ВЭД.

Обрабатывая один и тот же массив информации по разным алгоритмам, можно сделать разные выводы в зависимости от поставленных целей.

Полученная, зафиксированная и проанализированная карта присутствия судна наряду с обработанной информацией, содержащейся в ССД и других источниках, позволит выявлять с достаточно большой степенью достоверности такие нарушения, как:

1) несанкционированные швартовки, перегрузки, пересечения территориальных вод, экспорт продукции морского промысла;

2) недостоверное декларирование;

3) перемещение груза помимо таможенного контроля;

4) контрабанда продуктов промысла.

В рамках применения средств системы мониторинга и анализа полученной с ее помощью информации может осуществляться взаимодействие с оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов по трем направлениям.

1. Аналитическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности:

- анализ оперативной обстановки, связанной с перемещением рыбопродукции в зоне деятельности таможни;

- проведение анализа деятельности отдельных субъектов промысла по заданию оперативно-розыскных подразделений.

2. участие в планировании и проведении специальных мероприятий:

- сбор и систематизация имеющейся статистической информации;

- анализ поступившей и поступающей информации в рамках проведения специальной операции, во время проведения оперативно-розыскных мероприятий.

3. Информационная поддержка работы оперативно-розыскных подразделений:

- предоставление оперативным сотрудникам информации и статистических данных;

- анализ информации и статистических данных, а также подготовка отчетов в графическом, табличном, текстовом виде по критериям, выбранным оперативными сотрудниками.

Следует отметить, что программное обеспечение информационной системы рыболовства (далее - ИСР) не адаптировано для использования в таможенных целях. В частности, применяемая ИСР классификация продукции рыболовства не соответст-

вует ТН ВЭД, отсутствуют графические границы территориального моря и свободной экономической зоны России. Для полноценного использования данных спутникового мониторинга при проведении таможенного контроля морских биоресурсов необходимы автоматическая конвертация данных и их адаптация для нужд таможенных органов. В настоящее время в таможенных органах использовать информацию спутникового мониторинга могут только специально обученные сотрудники аналитического отдела, что снижает актуализацию данных и делает невозможным их использование непосредственно в процессе принятия решения о выпуске рыбопромыслового груза.

Наиболее эффективным представляется использование данных системы мониторинга в совокупности с системой управления рисками и другими базами данных таможенных органов, а также возможностью получения дополнительной информации, в том числе от таможенных служб сопредельных государств. Большой объем анализируемой информации, который необходим для поддержки принятия решений в процессе таможенного контроля морских биоресурсов, требует применения технологий интеграции знаний и понижения размерности анализируемого факторного пространства. Данная задача может быть выполнена путем создания в рамках ЕАИС таможенных органов аналитического модуля интеллектуального анализа данных.

Комплексный подход позволит выявлять признаки и события правонарушений и закреплять объективные доказательства совершенных правонарушений, организовывать аналитическую поддержку проведения специальных мероприятий с участием правоохранительных и силовых подразделений таможенных органов.

Таким образом, посредством автоматизированной аналитической информационной системы могут быть реализованы:

- таможенный контроль и оформление судов и продуктов морского промысла;

- взаимодействие компетентных ведомств по контролю деятельности судов на промысле и вылова морепродукции;

- выявление признаков таможенных правонарушений и преступлений;

- планирование и аналитическая поддержка проведения специальных мероприятий с участием сотрудников правоохранительного и силового блоков таможни.

Итак, необходимым условием совершенствования таможенного контроля морских биоресурсов является использование в системе управления таможенного контроля морских биоресурсов перспективных методов и технологий, позволяющих выявлять различные виды нарушений и принимать решения о форме и методе таможенного контроля.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации».

3. Приказ ФТС России от 04.03.2009 № 378 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами».

4. Режим доступа: www.Fishnews.ru

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов».

6. Соглашение об информационном взаимодействии между ФТС России и Федеральным агентством по рыболовству от 27.01.2005 № 01-48/2 и № 3 СВ/2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.