Л. а. Филиппова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
В статье обоснованы целесообразность и направления использования данных отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов в качестве исходной информации для функционирования системы управления таможенного контроля при перемещении морских биоресурсов.
Ключевые слова: таможенный контроль; морские биологические ресурсы; информационные технологии; таможенные органы; мониторинг водных биологических ресурсов.
В настоящее время в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами, установлены уведомительный порядок и выборочный государственный контроль [1, 2]. При этом в работе комиссии государственных контрольных органов должностные лица таможенного органа участвуют только в случаях оформления судов, выходящих на промысел в исключительную экономическую зону РФ и на континентальный шельф РФ с заходом в иностранные порты, или при оформлении продукции морского промысла на экспорт [3]. Особенность таможенного контроля и оформления морских биоресурсов определяется тем, что промысел морепродуктов ведется в значительном удалении от местонахождения подразделений правоохранительных и контролирующих органов, и проверка достоверности заявленных в предъявляемых в таможенный орган документах в условиях выборочного контроля вызывает большие трудности. Решение о досмотре судна принимается на основании информации, содержащейся в представленных участником внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) документах, и служебной информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе оперативных данных. В случае если в результате досмотра будут выявлены нарушения, то кроме убытков от простоя судна все издержки по выгрузке и хранению груза оплачивает его владелец. Однако до сих пор до конца не урегулирован вопрос: на кого возлагается ответственность в случае задержки судна в порту из-за не подтвердившейся оперативной информации? Можно привести в пример оформлявшееся во Владивостоке на экспорт судно «Дорида», которое простояло в порту трое суток вместо положенных по постановлению Правительства РФ шести часов (три часа на ожидание и три -собственно на оформление документов), так как в отношении груза, находящегося на борту судна, была получена оперативная информация из двух источников. Эти сведения не были подтверждены [4]. Конечно, на то могут быть разные причины и одна из них - недобросовестная борьба конкурентов. Сталкиваясь с подобными фактами, участники ВЭД идут в суды и предъявляют федеральному бюджету ущерб на десятки тысяч долларов.
Перед таможенными органами стоит сложная задача одновременного создания благоприятных условий для внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля. Поэтому в процессе принятия решения о выпуске груза
в условиях выборочного таможенного контроля должностному лицу таможенного органа необходимо определить оптимальную степень использования принципа «доверяй, но проверяй». Принятие решения представляет собой выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия формализованных вариантов и алгоритмов в соответствующее время. Так как масштабы практических задач, как правило, достаточно велики, а расчеты в соответствии с алгоритмами оптимизации требуют значительных затрат времени, то методы принятия оптимальных решений ориентированы на реализацию их с помощью средств вычислительной техники.
Задача принятия решения о выпуске груза морских биологических ресурсов является стохастической, и лицо, принимающее решение (далее - ЛПР), не знает уровня достоверности информации, имеющейся в его распоряжении. Процесс принятия решения о выборе формы таможенного контроля в отношении таможенного выпуска товаров рыболовного промысла можно разделить на две части - формализованную и субъективную. Формализованное решение базируется на полноте и правильности заполнения первичных документов, необходимых для оформления груза, полноте и своевременности уплаты пошлин и таможенных сборов. Принципы данного решения реализованы в блоке форматно-логического контроля автоматизированной информационной системы таможенных органов. При этом на практике остается потенциальная возможность фактического расхождения в данных о коде номенклатуры, количестве, стоимости и стране происхождения морских биологических ресурсов. Ситуации занижения таможенной стоимости частично реализованы в системе управления рисками ЕАИС. К сожалению, в связи с тем что в нормативной базе ФТС России для продукции водных биологических ресурсов не установлены детальные коды с учетом глубины переработки и объема добавленной стоимости, на практике часто возникают споры между таможенниками и декларантами о размере таможенных платежей.
После прохождения форматно-логического контроля ГТД принятие решения о необходимости досмотра груза морских биологических ресурсов зависит от квалификации ЛПР и возможности проверки им степени достоверности информации, предоставленной участником ВЭД. Субъективный подход в условиях информационной неопределенности способствует проявлению коррупции.
Одной из важнейших целей совершенствования системы управления таможенным контролем морских биологических ресурсов является создание для должностного лица таможенного органа, непосредственно принимающего решение о выпуске груза, условий, минимизирующих субъективную составляющую решения. Для этого необходимо предоставить ЛПР возможность объективной проверки информации, поступающей при оформлении груза морских биологических ресурсов от участника ВЭД.
В качестве исходной информации для функционирования системы управления таможенного контроля перемещения морских биоресурсов представляется целесообразным использование данных отраслевой системы мониторинга (далее - ОСМ) водных биоресурсов, которая была создана в 1999 г. под руководством Государственного комитета по рыболовству РФ [5].
Мониторинг промысловой деятельности судов осуществляется в целях решения двух основных задач (рис.): отслеживание местонахождения судна с использованием автоматизированных технологий и технических средств контроля (которые
представляют собой судовые спутниковые приемопередающие станции 1пта^а^С или передатчики спутниковой системы ГЛОНАС) и сбор ежесуточной промысловой отчетности - судовых суточных донесений (далее - ССД), отражающих результаты работы судна за истекшие сутки (наименование, количество добытой/ сданной/принятой рыбопродукции, количество дизтоплива и других припасов на борту судна).
Передача данных о местонахождении судна осуществляется автоматически без участия и независимо от желания лиц, находящихся на борту.
Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральным агентством по рыболовству и ФТС России было подписано в январе 2005 г. [6]. Оно устанавливает, что Росрыболовство предоставляет ФТС России на федеральном и региональном уровнях доступ к оперативной информации о деятельности судов рыбопромыслового флота по всем регионам, в частности:
- о квотах вылова;
- оперативные и статистические отчеты о вылове;
- о координатах судов, ведущих промысел в территориальном море, внутренних морских водах и исключительной экономической зоне РФ.
К сожалению, на данный момент таможенные органы не обладают информацией о заходе судов в иностранные порты и о промысловой деятельности судов в Мировом океане.
Рис. Потоки информации в отраслевой системе спутникового мониторинга
Данные ОСМ могут использоваться для целей таможенного контроля морских биоресурсов на различных уровнях управления - от таможенного поста до ЦУ ФТС России. На уровне таможенного поста ежечасно поступающая информация о позиционировании судов может применяться при принятии решения о выборочном таможенном контроле конкретного судна. Например, в качестве сигналов для привлечения внимания уполномоченного сотрудника таможенных органов к деятельности конкретного рыболовного судна могут служить: информация о длительном сближении судна с иностранным рыболовецким или транспортным судном, что указывает на возможность перегруза улова, а также случаи отключения технических средств контроля, что может быть признаком, свидетельствующим о выполнении судном в этот промежуток времени противоправных действий.
Объективная информация о районе промысла, объектах рыболовства и его объемах позволит проводить предварительное декларирование груза до фактического прихода судна в порт, что существенно сократит время для выпуска груза у добросовестных участников ВЭД.
Обрабатывая один и тот же массив информации по разным алгоритмам, можно сделать разные выводы в зависимости от поставленных целей.
Полученная, зафиксированная и проанализированная карта присутствия судна наряду с обработанной информацией, содержащейся в ССД и других источниках, позволит выявлять с достаточно большой степенью достоверности такие нарушения, как:
1) несанкционированные швартовки, перегрузки, пересечения территориальных вод, экспорт продукции морского промысла;
2) недостоверное декларирование;
3) перемещение груза помимо таможенного контроля;
4) контрабанда продуктов промысла.
В рамках применения средств системы мониторинга и анализа полученной с ее помощью информации может осуществляться взаимодействие с оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов по трем направлениям.
1. Аналитическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности:
- анализ оперативной обстановки, связанной с перемещением рыбопродукции в зоне деятельности таможни;
- проведение анализа деятельности отдельных субъектов промысла по заданию оперативно-розыскных подразделений.
2. участие в планировании и проведении специальных мероприятий:
- сбор и систематизация имеющейся статистической информации;
- анализ поступившей и поступающей информации в рамках проведения специальной операции, во время проведения оперативно-розыскных мероприятий.
3. Информационная поддержка работы оперативно-розыскных подразделений:
- предоставление оперативным сотрудникам информации и статистических данных;
- анализ информации и статистических данных, а также подготовка отчетов в графическом, табличном, текстовом виде по критериям, выбранным оперативными сотрудниками.
Следует отметить, что программное обеспечение информационной системы рыболовства (далее - ИСР) не адаптировано для использования в таможенных целях. В частности, применяемая ИСР классификация продукции рыболовства не соответст-
вует ТН ВЭД, отсутствуют графические границы территориального моря и свободной экономической зоны России. Для полноценного использования данных спутникового мониторинга при проведении таможенного контроля морских биоресурсов необходимы автоматическая конвертация данных и их адаптация для нужд таможенных органов. В настоящее время в таможенных органах использовать информацию спутникового мониторинга могут только специально обученные сотрудники аналитического отдела, что снижает актуализацию данных и делает невозможным их использование непосредственно в процессе принятия решения о выпуске рыбопромыслового груза.
Наиболее эффективным представляется использование данных системы мониторинга в совокупности с системой управления рисками и другими базами данных таможенных органов, а также возможностью получения дополнительной информации, в том числе от таможенных служб сопредельных государств. Большой объем анализируемой информации, который необходим для поддержки принятия решений в процессе таможенного контроля морских биоресурсов, требует применения технологий интеграции знаний и понижения размерности анализируемого факторного пространства. Данная задача может быть выполнена путем создания в рамках ЕАИС таможенных органов аналитического модуля интеллектуального анализа данных.
Комплексный подход позволит выявлять признаки и события правонарушений и закреплять объективные доказательства совершенных правонарушений, организовывать аналитическую поддержку проведения специальных мероприятий с участием правоохранительных и силовых подразделений таможенных органов.
Таким образом, посредством автоматизированной аналитической информационной системы могут быть реализованы:
- таможенный контроль и оформление судов и продуктов морского промысла;
- взаимодействие компетентных ведомств по контролю деятельности судов на промысле и вылова морепродукции;
- выявление признаков таможенных правонарушений и преступлений;
- планирование и аналитическая поддержка проведения специальных мероприятий с участием сотрудников правоохранительного и силового блоков таможни.
Итак, необходимым условием совершенствования таможенного контроля морских биоресурсов является использование в системе управления таможенного контроля морских биоресурсов перспективных методов и технологий, позволяющих выявлять различные виды нарушений и принимать решения о форме и методе таможенного контроля.
Использованные источники
1. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации».
3. Приказ ФТС России от 04.03.2009 № 378 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами».
4. Режим доступа: www.Fishnews.ru
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов».
6. Соглашение об информационном взаимодействии между ФТС России и Федеральным агентством по рыболовству от 27.01.2005 № 01-48/2 и № 3 СВ/2005.