Научная статья на тему 'Использование спутникового мониторинга рыбопромысловых судов в системе управления таможенными рисками'

Использование спутникового мониторинга рыбопромысловых судов в системе управления таможенными рисками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СПУТНИКОВЫЙ МОНИТОРИНГ / РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CUSTOM CONTROL / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / SATELLITE MONITORING / FISHING BOAT / RISK MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATIVE ANALYTICAL SYSTEM / OBJECT OF SUPERVISION / MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Людмила Арнольдовна

В статье рассматривается возможность использования данных спутникового мониторинга рыбопромысловых судов в системе управления таможенными рисками. С этой целью предлагается математическая модель объекта наблюдения (судна) и выявляются признаки автоматического фиксирования нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satellite monitoring of the fishing boats as a part of the customs risk management system

The article considers the possibility of using the satellite monitoring of fishing boats as a part of the customs risk management system. To that end the author offers the mathematical model of the object of supervision (ships) and shows the ways of violations automatic fixing.

Текст научной работы на тему «Использование спутникового мониторинга рыбопромысловых судов в системе управления таможенными рисками»

Л. а. Филиппова

использование спутникового мониторинга рыбопромысловых судов в системе управления таможенными рисками

В статье рассматривается возможность использования данных спутникового мониторинга рыбопромысловых судов в системе управления таможенными рисками. С этой целью предлагается математическая модель объекта наблюдения (судна) и выявляются признаки автоматического фиксирования нарушений.

Ключевые слова: таможенный контроль; водные биологические ресурсы; спутниковый мониторинг; рыбопромысловое судно; система управления рисками;

информационно-аналитическая система; объект наблюдения; математическая модель.

Таможенный контроль и оформление уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (далее - ИЭЗ) РФ имеют ряд особенностей, связанных с тем, что промысел морепродуктов ведется в значительном удалении от местонахождения подразделений контролирующих органов. В то же время контроль доставки для таможенного оформления выловленной и произведенной продукции морского промысла осуществляется силами морских подразделений таможенных органов на рейде и на расстоянии, не превышающем трех часов хода от порта.

Из-за этого деятельность судов и возможные нарушения таможенного законодательства в процессе рыболовного промысла выпадают из поля зрения таможенных органов. Об этом свидетельствует следующий пример. Согласно данным российской таможенной статистики в первом квартале 2010 г. за пределы страны на 252 судах было вывезено 7 364,6 т рыбы и морепродуктов, в том числе крабов. Японская же сторона оценивает объем ввезенных в страну из России водных биоресурсов в 26 983,1 т, т. е. в 3,7 раза больше.

Если экстраполировать статистику по количеству экспортирующих судов на ввезенную в Японию продукцию, то количество российских судов, не оформивших в первом квартале вывозимую продукцию, превысит 900 - десять судов в день. При этом отметим, что в эти цифры не попадают нарушители, использующие флаги других государств, так как под российским флагом в Японию могли прийти только суда, ведущие официальный промысел.

При возвращении в российский порт такое судно оформляет часть улова по упрощенной схеме, сообщая в таможенный орган в качестве цели промысла доставку продукции рыболовства для внутреннего рынка.

При этом основным видом нарушения становится недекларирование продукции рыболовства в результате перегруза добытых биологических ресурсов на иностранное судно непосредственно в море или в результате их прямого вывоза в иностранный порт.

Следует отметить, что лежащая в основе таможенного контроля РФ система управления рисками (далее - СУР) данный вид нарушения не учитывает, потому что даже при тщательных проверке и досмотре судна в порту состав нарушения не может быть установлен. В настоящее время профили риска, разработанные для таможенного контроля продукции морского рыболовства, ориентированы на показатели, влияющие на уплату таможенных платежей и, в первую очередь, на занижение таможенной стоимости товара.

Принятие решения в системе таможенного контроля продукции морского рыболовства довольно часто основывается на «интуитивном» профиле и во многом зависит от квалификации лица, принимающего решения (далее - ЛПР), а также от возможности проверки им степени достоверности информации, представленной участником внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Субъективный подход в условиях информационной неопределенности может способствовать проявлению коррупции.

В качестве важного дополнительного источника данных в системе таможенного контроля продукции морского рыболовства может использоваться информация, предоставляемая таможенным органам федеральным государственным учреждением «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (далее - ЦСМС). Деятельность ЦСМС основана на использовании глобальных спутниковых систем позиционирования: INMARSAT-C, GPS, ARGOS или GLONASS.

Спутниковый контроль позиций происходит без участия и независимо от воли экипажей судов. Разрешения на ведение промысловой деятельности выдаются ЦСМС только судам, оснащенным техническими средствами контроля (далее - ТСК) для спутникового позиционирования. Точность определения координат в различных спутниковых системах варьируется от 300 до 5 м. Наилучшие показатели достигаются при использовании на судах датчиков позиционирования совмещенных систем GPS/GLONASS. В этом случае квадратичная погрешность определения координат составляет 5-40 м [1].

Важное значение для обеспечения достоверности используемой в спутниковом мониторинге судов (далее - СМС) информации является осуществляемое с начала 2011 г. дополнение баз данных ЦСМС данными глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ). Совместная работа этих систем, основанная на использовании разных технических средств, позволит практически полностью выявлять все факты фальсификации передаваемых в ЦСМС данных о местоположении рыболовных судов.

В настоящее время ЦСМС контролирует в непрерывном автоматическом режиме местонахождение около 3 200 российских рыбопромысловых (длиной более 24 м), всех краболовных и более 1 400 иностранных судов [1].

В процессе ранее проведенного исследования [2] было установлено, что необработанная информация СМС может быть пригодна для таможенного контроля продукции рыболовного промысла и принятия обоснованного решения о достоверности декларирования только после проведения дополнительного анализа.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 990 с 1 января 2009 г. требует обязательной доставки на берег всей продукции морского промысла, выловленной не только в территориальном море, но и в ИЭЗ РФ [3]. Поэтому количество судов, одновременно находящихся на промысле и попадающих в сферу таможенного наблюдения, может достигать нескольких сотен.

Вследствие большого количества контролируемых объектов и множества параметров состояния, соответствующих каждому объекту наблюдения, масштабы практических задач достаточно велики, что требует использования для их решения современных средств вычислительной техники.

Анализ возможности использования данных СМС в целях проведения удаленного таможенного наблюдения за судами, находящимися на рыболовном промысле в территориальном море и ИЭЗ РФ, позволил сделать вывод о необходимости создания информационно-аналитической системы таможенного наблюдения (далее - ИАС ТН), результатом работы которой должна быть база данных рыбопромысловых судов, совершивших нарушения таможенного законодательства.

Целью создания ИАС ТН является обеспечение системы таможенного контроля рыбопромысловых судов и продукции морского рыболовства актуальной и достоверной информацией, необходимой для принятия должностными лицами таможенных органов обоснованного решения в отношении объектов контроля.

Таким образом ИАС должна исключить информационную неопределенность по объектам таможенного контроля морской продукции рыболовства.

При разработке технико-экономического обоснования использования данных СМС в системе таможенного контроля рыбопромысловой продукции важным моментом является формирование в ней информационно-поведенческой модели, которая по своим параметрам и функциональным возможностям должна полностью соответствовать решаемым задачам (концептуальной интерпретации) процесса управления должностных лиц таможенных органов, для которых создается информационно-аналитическая система.

При полном соответствии базовых параметров систем и данных о их состояниях (значениях) можно говорить о функциональной пригодности систем в информационном аспекте, а именно о полноте информации или знаний (готовых решений) как интеллектуально преобразованной информации. Это обеспечит выполнение условий, необходимых для принятия решения о совершении объектом таможенного контроля нарушения при заданных характеристиках информационного процесса (достаточности, достоверности и оперативности обработки данных), а также с учетом частоты поступления сведений о состоянии объекта.

Для выявления характера поведения объекта наблюдения (судна) предлагается применить средства математического моделирования на основе параметров идентификации судов и их позиционирования.

Параметры, однозначно идентифицирующие объект наблюдения, находятся в справочнике-реестре судов ЦСМС, заполняемом при регистрации судна в региональном информационном центре для получения разрешения на промысел. Из множества характеристик судна выберем параметры П, необходимые для осуществления наблюдения за объектом и принятия обоснованного решения о факте нарушения российского таможенного законодательства (табл. 1).

Таблица 1

Параметры идентификации судна

№ п/п Параметр Описание или примечание

п, Флаг судна

п? Название судна

Пз Номер ИМО судна В реестре международной морской организации

П4 Код судна в ЦСМС Присваивается при регистрации судна в ЦСМС

П5 Номер ЦИВ (ММБ!) судна Идентификатор цифровой связи для автоматического сбора с судов информации, касающейся местоположения

п6 Бортовой номер судна Номер судна в реестре РФ, выдаваемый при регистрации судна судовладельцем

П7 Назначение судна (вид деятельности) Добывающие суда (в том числе малые кормовые и бортовые траулеры), плавучие рыбоперерабатывающие заводы, производственные траулеры-рефрижераторы, плавучие базы, транспортные суда

пя Данные о капитане судна Фамилия, имя, отчество капитана судна

П9 Регион деятельности, заявленный при выходе на промысел Суда с закрытой границей, суда с открытой границей долгого плавания, суда, имеющие право захода в иностранный порт, следующие с экспортом

П,о Основной объект промысла Краб, лосось, треска и т. д.

П,, Интервал достоверности позиционирования Зависит от типа системы ТСК, если интервал = 0, значит судно в ЦСМС не зарегистрировано

Окончание табл. 1

№ п/п Параметр Описание или примечание

П12 Максимальная скорость Узлы

П13 Признак достоверности позиционирования судна Возможные значения 1; 0. Выставляется ЦСМС. Определяется сравнением данных ЦСМС и ГМССБ

п = (п1; п2, ..., п4э). (1)

Второй составляющей информационной совокупности объекта наблюдения является функция состояния F, которая отражает параметры позиционирования судна:

F = f(x, y, v, Y), (2)

где x, y - координаты (долгота и широта); v - скорость (узлы); Y - курс.

В общем виде совокупность информации (О,-) i-го объекта наблюдения должна быть описана как функция параметров идентификации П, и функция (вектор) параметров позиционирования судна Fir на момент времени tr и представляет математическую модель объекта наблюдения:

Or = f(n F-r, tr). (3)

Информация ЦСМС имеет дискретный характер, поэтому развитие системы наблюдения может осуществляться путем сокращения периода обновления в системе параметрического пространства, описывающего функцию состояния F, параметров позиционирования судна. Особенно важно исследовать данный вопрос при определении достоверности совершения правонарушения «перегруз продукции для последующего вывоза без декларирования».

При проведении анализа модели (3) на чувствительность к периоду наблюдения (Т0) применительно к фиксированию нарушения «перегруз» были опрошены сотрудники портовых служб, таможенных органов и рыбаки. По результатам опроса было выявлено, что минимальное время для выполнения операций перегруза в море зависит от вида продукции и способов перегруза при условии, что колебания моря не превышают двух-трех баллов. Как правило, для незаконных операций используются суда малого и среднего класса. Нами установлено, что для перегруза 5 т живых крабов достаточно 30 мин. В то же время для 5 т мороженной рыбопродукции потребуется около часа. Учитывая, что скорость рыбопромысловых судов составляет 10-12 узлов, оптимальный период наблюдения не должен превышать одного часа. Именно такой период оговаривается НЕАФК1 при заключении международных договоров.

Одновременное непрерывное визуальное слежение за сотнями судов, находящихся на промысле в территориальном море и ИЭЗ РФ в период путины, потребует круглосуточного дежурства десятка диспетчеров-наблюдателей. Поэтому необходимо из множества объектов ЦСМС автоматически выбирать для отражения на экране объекты, попадающие по ряду признаков в область возможного (вероятного) совершения нарушения в сфере незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее - ННН), т. е. в зону риска.

1 НЕАФК - комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике.

При отборе для наблюдения данных судов используются база данных, ранее сформированная ИАС о предполагаемых, но не возбужденных или не доказанных случаях нарушений, и информационный признак достоверности информации о судне (П13), выставляемый ЦСМС при сравнении своих данных с данными других систем, в частности ГМССБ.

Первичные признаки судов, попадающих под наблюдение оператора, отражены в табл. 2.

Таблица 2

Фильтр 1. Первичные признаки судов для анализа и наблюдения

Параметр Описание или примечание

П,э Признак достоверности (1 - достоверно, 0 - нет)

Название судна Ранее совершавшее нарушения в области ННН или подозревавшееся

Данные о капитане судна Ранее совершавший нарушения или подозревавшийся в ННН

Основной объект промысла Крабы, моллюски

Проверку признака достоверности (П13) и сравнение других параметров судна П (см. табл. 1) с базой данных «Суда, ранее подозревавшиеся в нарушениях» назовем фильтр 1.

В соответствии с проведенным формированием и анализом информационной модели наблюдаемого объекта в ИАС в качестве признаков судна как «возможного нарушителя» для текущего момента наблюдения 1Г выделяем:

- область координат возможного положения судна - А' в следующий момент наблюдения tr+1 (рис.);

- вектор направления (возможных координат) L с учетом курса уг и скорости » в момент tr+1:

- флаг судна - параметр П1;

- наличие/отсутствие оборудования ТСК и регистрации в ЦСМС (П11 = 0).

Для фиксирования оператором таких нарушений, как пересечение границы (для судов с закрытой границей), перегруз продукции и заход в иностранный порт, ИАС необходимо выполнять задачу прогнозирования. Например, на рисунке отражено судно А (с закрытой границей), которое в момент времени ^ находится от берега на расстоянии L1. За время между двумя сообщениями ТСК (Т0) при максимальной скорости (»шах = П12) судно может пройти расстояние L0:

^ = Т0 • »шах. (4)

Диапазон А' определяет набор возможных позиций судна в момент времени

Точка наиболее вероятного положения судна будет находиться на векторе L0 с учетом курса.

Линия G отображает множество координат Государственной границы РФ, т. е. внешней границы территориального моря и соответственно внутренней границы ИЭЗ.

Условием, при котором объект А выбирается системой для отображения в момент времени tr, является выполнение условия прогнозирования:

А' п С ф 0. (5)

60 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2011

Рис. Постановка задачи прогнозирования нарушений для судов А, В, С

Кроме обязательного условия

В' п С' * 0 (6)

объект В выбирается системой для отображения в момент времени tr при условии, что флаг второго судна не является российским (признаки П1Б, П1С).

В случае если речь идет о перегрузе внутри территориального моря (12 миль), вторичным признаком может стать признак П9 второго судна как судна с «открытой границей» или осуществляющего легальный экспорт.

Так, на экране оператора ИАС отображаются суда, попадающие в зону риска совершения правонарушения, а в базе данных «Нарушения» формируется соответствующая запись.

Следующий шаг ИАС - зафиксировать непосредственно нарушение.

Очевидно, что с достоверностью 100% (вероятность Р = 1) можно зафиксировать нарушение только для судов с закрытой границей при их удалении от границы на несколько миль или заходе в иностранный порт.

Перегруз, даже при фиксировании сближения судов на расстояние, сопоставимое с погрешностью определения координат (П11), при расследовании может быть объяснен капитаном иначе, чем совершение перегруза. В этих случаях имеем две альтернативы поведения судна. Ситуацию определяем как вероятную, но не обязательную для фиксирования нарушения.

Отсутствие возможности совершения нарушения определяется как Р = 0.

Для удобства введем новую переменную - коэффициент достоверности совершения нарушения Кдост = Р. Для разных видов нарушений определим значение этого коэффициента при выполнении установленных ограничений (табл. 3).

У ряда нарушений, например «несанкционированное пересечение границы» или «заход в иностранный порт» для судов «с закрытой границей», могут быть только два состояния:

- «нарушение совершено и зафиксировано» ^ К т=1;

- «нарушение не совершено», что также зафиксировано, ^ Кдост = 0.

Таблица 3

Коэффициенты достоверности совершения нарушений (К )

Вид нарушения Кшст Критерии определения нарушения

Недостоверная информация ТСК 1 По данным ЦСМС путем автоматического сравнения данных ТСК с данными ГМССБ

Для рыбопромысловых судов с «закрытой границей», осуществляющих промысел в территориальном море

Пересечение границы РФ 1 Выход за границу более одной мили и время Г > Гп

Отключение ТСК 0,5 Более одного раза или хотя бы один раз на время > 2 ч

Заход в иностранный порт 1 Приближение к порту на расстояние одной мили

Сближение с любым иностранным судном 1 На расстояние, сопоставимое с точностью ТСК (П11) и время Г > Гп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сближение с транспортным судном несообщаемое 0,5 На время Г > Тп на расстояние, сопоставимое с точностью ТСК

Приближение к границе на расстояние < 0,5 мили 0,5 На время Г > Тп

Для рыбопромысловых судов с «открытой границей», вышедших на промысел в целях доставки рыбопродукции на берег РФ

Заход в иностранный порт под видом пополнения припасов 0,5 Продажа МБР может быть проверена только по данным иностранной таможни

Сближение с российским судном, не отраженное в ССД 0,5 На время Г > Тп

Контакт с любым иностранным судном 1 На время Г > Тп

Для рыбопромысловых судов с «закрытой г раницей», осуществляющих промысел в ИЭЗ

Заход в территориальное море (без захода в порт) 1 Заход более одной мили (в целях выемки крабовых ловушек)

В этих случаях задача принятия решения - «недостоверное декларирование» -является однокритериальной.

Определение нарушения «перегруз продукции» связано с такими параметрами, как расстояние, на которое происходит сближение судов, и время сближения Тс), достаточными для перегруза продукции Тп), с учетом погрешности ТСК (£).

Например, при совместном использовании в ТСК (GPS/GLONASS) средне-квадратическая погрешность определения координат объектов находится в пределах 5-40 м. В этом случае условие фиксирования нарушения:

(£, < 40) Л (Тс > Тп) Л ас < ап + £)) ^ КДОсТ = 0,5. (7)

В случае если точность ТСК более 100 м и/или время, достаточное для перегруза продукции Тп < Т0 (интервала, с которым ведется наблюдение ЦСМС), решение о совершении факта нарушения «перегруз» не может быть принято автома-

тически, а данные ЦСМС о деятельности объекта рассматриваться в качестве доказательств в суде. Но так как вероятность совершения наблюдаемым объектом нарушения сохраняется, принимаем значение Кдост = 0,5.

В этом случае «зафиксирована возможность совершения нарушения». Для повышения уровня достоверности решения, принимаемого ИАС автоматически, оператору системы потребуется дополнительная информация, поэтому необходимо прослеживание за перемещением судна, на которое предположительно был перегруз.

Возможен и другой вариант: ИАС автоматически фиксирует и формирует запись в базе данных нарушений особенности перемещения обоих участников сделки, например заход одного из них в иностранный порт или «встреча» с иностранным рефрижератором.

Для обеспечения безопасности информации запрос о деятельности конкретного судна должностным лицом таможенного органа (старшим смены ОДС) фиксируется в электронном журнале доступа.

Таким образом, сформированная автором модель объекта наблюдения (рыбопромыслового судна) предлагается для использования в алгоритме автоматического фиксирования нарушений «перегруз» и «вывоз без декларирования», совершаемых рыбопромысловыми судами по отношению к продукции морского рыболовства. При этом данные ИАС о деятельности судов в период промысла могут быть использованы в СУР не только для задержания судов-нарушителей, но и для ускорения и упрощения таможенного контроля добросовестных предпринимателей.

Использованные источники

1. Система спутникового мониторинга рыболовства. Современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] / сост.: К. А. Згуровский, В. В. Приземлин, С.Ю. Фомин. М.; Мурманск: WWF России, 2008. URL: http://www.wwf.ru/data/pub/marine/sputnik.pdf.

2. Филиппова Л. А. Методологические подходы к принятию решений в системе управления таможенным контролем морских биологических ресурсов // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 3.

3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 990 «О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.