ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЫБОЛОВСТВА
Резников В.Ю., Проценко И.Г., Бабюк А.В., Бажутин О.Е., Горбатюк В.В., Ермаков В.В., Кошкарева Л.А., Фомичев М.В. (КамчатГТУ)
С целью контроля рыбного промысла постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. № 226 в г. Петропавловске-Камчатском создан Камчатский центр связи и мониторинга. В работе изложены цели создания системы мониторинга рыболовства и задачи Центра. Приведено описание компьютерных технологий мониторинга рыбопромысловых судов, результаты функционирования информационной системы мониторинга рыболовства.
Government of the Russian Federation has declared Decree dated February 26, 1999 № 226 on foundation of Kamchatka Center of Communication and Monitoring for the purpose of monitoring fishing process. The report presents objectives of monitoring for fisheries and mission of the Center. There is a brief review of computer technologies of monitoring of the harvesting vessels, results of functioning of information system of monitoring for fisheries.
Введение
Ввод в действие регионального центра мониторинга на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Камчатский центр связи и мониторинга» (далее ФГУП КЦСМ) вызван необходимостью создания более эффективной системы непрерывного наблюдения за местонахождением и промысловой деятельностью судов, обеспечивающей контроль и сохранение водных биологических ресурсов. Постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» решение этой комплексной проблемы информационного обеспечения управления рыболовством было возложено на Госкомрыболовство России.
Приказом Комитета по рыболовству России от 30 ноября 1999 г. № 337 региональный центр мониторинга создан на базе Камчатского государственного предприятия «Рыбрадиоцентр» и, вместе с новым статусом, новыми функциями и задачами, получил название Федеральное государственное унитарное предприятие «Камчатский центр связи и мониторинга». Центр является основной составляющей береговой инфраструктуры системы мониторинга и создан для организации и проведения этих работ в Дальневосточном регионе.
Сегодня Камчатский центр мониторинга позволяет отслеживать промысловую деятельность 2 500 судов, работающих в Дальневосточном бассейне. В рамках действующей информационной системы мониторинга рыболовства, в т. ч. системы позиционирования, обеспечивается автоматический сбор и обработка позиций судов и промысловой отчетности. На основе поступающей информации формируются выходные формы и другие аналитические материалы, позволяющие решать широкий комплекс задач по управлению рыболовством, в т. ч. осуществлять контроль местонахождения и промысловой деятельности судов, следить за полнотой и достоверностью судовой промысловой отчетности.
Реализуемые технологии мониторинга
Стандартная схема мониторинга на базе спутниковой системы связи Inmarsat выглядит следующим образом (рис. 1):
Рис.1.
Стандартная схема мониторинга на базе спутниковой системы связи ЫтаюМ:
Ф — навигационный спутникМАУ8ТАЯ;
© — спутник связи Іптагзаі-Є;
Ф — станция спутниковой связи 1птагзаі-Є/ОР8;
Ф — береговая земная станция (БЗС) спутниковой системы Іптагзаі;
Ф — локальная сеть центра мониторинга рыболовства;
® — локальная сеть пользовательского
информационного узла;
®—рабочая станция пользователя
На всех судах, включенных в систему мониторинга, устанавливаются технические средства контроля (ТСК) - станции связи 1птагеа1>С/ОР8. ТСК, используя сигналы навигационных спутников, определяют координаты судна и направляют их через спутник на береговые земные станции (БЗС) системы 1птагеа1 БЗС выступают как ретранслятор и информацию о позициях судов по наземным каналам связи (закрытые сети с протоколом Х.25 и сеть Интернет) направляют в центр мониторинга. Кроме данных о позиционировании, на судне готовится суточная промысловая отчетность и таким же путем отправляется в центр мониторинга. Отличие в том, что координаты формируются без вмешательства экипажа судна, а при подготовке суточного отчета могут быть внесены умышленные или неумышленные субъективные искажения. Центр мониторинга обрабатывает всю поступившую информацию, анализирует её полноту, достоверность, согласованность с данными других источников и результаты направляет пользователям на информационные узлы либо отдельным пользователям. По результатам контроля качества информации или несоответствия действий судна правилам рыболовства и ограничениям на промысел выдаются управляющие решения о дополнительных проверках, остановке промысла, наложении штрафа и других санкциях. Управляющая информация спутниковыми или другими средствами связи передается на патрульное рыбоохранное судно или самолет, которые, взаимодействуя между собой, планируют и осуществляют рыбоохранные мероприятия. Дополнительно через наземные каналы, БЗС, спутники связи 1птагеа1;, ТСК осуществляется управление режимом мониторинга и обратная связь с судами в части передачи им служебной информации.
Информационная система мониторинга рыболовства
Основной целью информационной системы мониторинга рыболовства (ИСР), функционирующей в КЦСМ, является обеспечение эффективного государственного управления использованием водных биоресурсов в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, рационального использования, изучения и сохранения рыбных запасов.
Географическими районами действия ИСР являются внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона Российской Федерации Дальневосточного бассейна, морские акватории, находящиеся за пределами юрисдикции Российской Федерации.
Объектами контроля являются российские суда на морских акваториях и иностранные суда в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
ИСР предназначена для мониторинга рационального использования водных биоресурсов на основе непрерывного наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов. Решение данной задачи обеспечивается путем наблюдения за местоположением и промысловой деятельностью судов. Данные ИСР позволяют оперативно отслеживать реализацию судовых квот, интенсивность промысла и его влияние на состояние рыбных запасов.
ИСР разработана как комплексная информационная система и построена на принципах преемственности и естественного развития существующих отраслевых информационных систем с учетом приведения в соответствие с новыми национальными и международными правилами и нормами. Система создана путем вертикальной и горизонтальной интеграции этих систем в единую отраслевую информационно-аналитическую систему с максимально возможным использованием существующих геоинформационных технологий и аппаратно-программных решений.
Единое информационное пространство системы:
- базируется на комплексном подходе к методам и средствам сбора информации, совместной обработки и анализа однородных данных, получаемых от спутниковых средств позиционирования и региональных информационных центров;
- формируется за счет использования существующих баз данных, программного обеспечения путем создания единой технологии телекоммуникационного обмена информацией между центром мониторинга и пользователями системы на базе нормативно-правовых решений, регламентирующих их функционирование;
- открыто для расширения перечня пользователей и набора предлагаемых им услуг;
- обеспечивает всем пользователям санкционированный доступ к информации при условии соблюдения требований системной дисциплины использования единого информационного ресурса.
Программное обеспечение ИСР учитывает неравномерность получения исходных данных с использованием таких методов и средств обработки, как:
- накопление и хранение асинхронных (и периодически поступающих) данных;
- комплексная обработка, сопоставление и согласование однородных данных, полученных из различных источников.
Реализация современных геоинформационных технологий системы основана на программном продукте, обеспечивающем обработку и визуализацию данных мониторинга и решение прикладных аналитических задач с использованием электронной картографии.
Формирование нормативно-справочных, учетно-отчетных объектно-ориентированных баз данных осуществляется на основе официальных документов, действующих форм отчетности, а также формализованных и неформализованных сообщений, поступающих от зарегистрированных в системе источников информации.
Задачи Камчатского центра мониторинга
Средствами ИСР обеспечивается информационная поддержка решения следующих взаимосвязанных задач:
- обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды;
- учет и анализ освоения квот водных биоресурсов;
- контроль за соответствием промысловой деятельности судов выданным разрешениям на промысел (только по иностранным судам);
- анализ и оценка показателей промысловой деятельности флота.
С учетом изложенных задач обеспечивается выполнение следующих функций:
- круглосуточный автоматизированный ввод и обработка данных о позициях и промысловопроизводственной деятельности судов в море, полученных по радио и спутниковым каналам связи (Inmarsat-C/GPS и Argos);
- изменение интервала регулярной передачи данных о позиции судна на берег;
- запрос и получение данных о текущих позициях судов;
- распознавание и усвоение различных стандартов и форматов принимаемых данных;
- автоматизированное распределение информации с передачей ее пользователям;
- организация санкционированного доступа к базам данных пользователей;
- отображение дислокации судов на электронной карте;
- вывод обобщенной или выборочной информации о текущем состоянии процесса позиционирования судов.
Обеспечивается решение основных функциональных задач:
- прием и обработка данных мониторинга местонахождения и промысловой деятельности российских судов, а также иностранных судов, работающих в водах, находящихся под юрисдикцией России;
- организация и ведение оперативной и ретроспективной базы данных информационной системы мониторинга рыболовства (БД ИСР);
- обеспечение данными спутникового слежения за местонахождением и информацией о промысловой деятельности судов пользователей регионального и федерального уровня.
Центр осуществляет прием и обработку данных слежения за местонахождением судов от различных спутниковых систем (Inmarsat-C/GPS, Argos).
Для обеспечения ведения БД ИСР в Центре выполняются следующие работы:
- организация и поддержка в актуальном состоянии нормативно-справочной информации;
- приведение к единому формату и структуре данных спутникового слежения и судовых суточных донесений (ССД), поступающих из различных источников (спутниковые системы InmarsatC/GPS и Argos, радиоканалы), регулярное пополнение БД ИСР;
- обеспечение сохранности БД ИСР (реструктуризация, восстановление, копирование, тестирование, архивация);
- защита от несанкционированного доступа к БД ИСР (регистрация пользователей, присвоение паролей пользователям с учетом их полномочий и приоритетов, регистрация обращений к БД ИСР и т. д.).
Обеспечение данными спутникового слежения пользователей различных ведомств регионального и федерального уровней осуществляется по согласованным и утвержденным схемам. Для информационного обслуживания пользователей в Центре выполняются следующие работы:
- согласование с пользователями состава показателей и регламента обмена информацией (соглашения об информационном обмене утверждаются Госкомрыболовством России);
- подготовка и реализация обращений к БД ИСР, проведение расчетов;
- анализ результатов расчетов и подготовка информационно-аналитических материалов;
- технологическая поддержка телекоммуникационной среды для взаимодействия с пользователями;
- контроль и анализ регламентного обслуживания пользователей;
- постоянное информационное взаимодействие с управлениями рыбводов, государственными администрациями портов, с департаментами (комитетами) по рыболовству органов субъектов
Российской Федерации, региональными информационными центрами, радиоцентрами, научноисследовательскими организациями для обеспечения решения задач мониторинга.
Центр обеспечивает взаимодействие между промысловыми судами, судовладельцами и пользователями информационного ресурса системы мониторинга рыболовства.
В соответствии с требованиями системы мониторинга все суда должны быть оснащены техническими средствами контроля (ТСК), которые представляют собой либо судовые спутниковые приемо-передающие станции Inmarsat-C, либо трансмиттеры спутниковой системы Argos.
Центр обеспечивает прием информации по всем предназначенным для этого каналам связи. В Центре осуществляется обработка входящей информации, включающая контроль качества поступивших данных и формирование БД. Также средствами Центра обеспечивается доступ пользователей к информационным ресурсам системы.
Пользователи могут работать с информационным ресурсом системы либо по технологии удаленного доступа, т. е. путем выхода на Web или FTP-сервер, либо подключиться к выходному, уже обработанному и обобщенному информационному потоку через сеть Интернет, X.25 или другие закрытые каналы и на основании полученных данных вести анализ собственными программными средствами.
Сведения о прохождении тестирования и включении технических средств контроля судов Дальневосточного бассейна в отраслевую систему мониторинга по состоянию на 27 июня 2002 г.
Регион Общее количество промысловых судов
2001 г. 2002 г.
Всего к о в за о ано д о По Прошли тестирование и включены в ОСМ Всего Подано заявок Прошли тестирование и включены в ОСМ
Дальневосточный бассейн, в том числе: 2398 2327 2305 2500 2433 2433
Приморский край 5бб 5б4 548 559 554 554
Сахалинская обл. 407 3б8 3бб 471 445 445
Камчатская обл. 28б 271 2б8 300 285 285
Магаданская обл. 57 51 51 51 51 51
Хабаровский край 111 109 109 115 115 115
Чукотский АО 1б 17 17 11 11 11
Корякский АО 51 50 50 49 50 50
Западные регионы 34 34 34 32 32 32
Иностранные суда, в т.ч. США 17 17 17 14 14 14
Польша 13 13 13 13 13 13
Южная Корея 171 170 170 178 178 178
Япония 592 592 592 б00 б00 б00
Китай 21 21 21 21 21 21
Северная Корея 38 37 37 45 45 45
Украина 17 17 17 15 15 15
Латвия 5 5 5
Краболовные суда 211 211 211 218 218 218
ARGOS 5б7 5б7 5бб 580 580 580
Результаты работы Центра
Общее количество контролируемых судов, включенных в систему мониторинга, составляет 2 500 единиц. По ряду причин (в основном неэкплуатационное состояние судов) 67 судов персонального учета (т. е. судов, которые должны быть оснащены ТСК) не подали заявки на включение в систему мониторинга, из них 15 судов не подают судовые суточные донесения. В первой половине 2002 г. всего на промысле находилось 1 236 российских и 137 иностранных судов.
Один из видов информационного обеспечения пользователей данными мониторинга осуществляется путем организации доступа к ресурсам ИСР через каналы Интернет. Помимо этого, КЦСМ обеспечивает подготовку ответов на запросы от 50-ти рыбоохранных и правоохранительных организаций, а также на запросы от судовладельцев.
Прямое официальное взаимодействие осуществляется:
- с бассейновыми отделениями рыбводов;
- с СВРУ ФПС и морскими инспекциями;
- с ТОРУ ФПС и морскими инспекциями;
- с ГА МРП;
- с спецморинспекциями;
- с таможенными управлениями;
- с органами ФПС и МВД;
- с другими уполномоченными организациями.
Данные информационной системы мониторинга рыболовства о местонахождении судов и их промысловой деятельности используются как доказательная база при расследованиях органами ФПС, ФСБ, МВД (Камчатской и Сахалинской области), таможенной и налоговой службами, прокуратурой.
В качестве примеров информационного взаимодействия с рыбоохранными и правоохранительными организациями можно привести следующие работы:
- по запросам управлений Министерства РФ по налогам и сборам по Камчатской области и Хабаровскому краю были подготовлены электронно-картографические изображения траекторий судов с детализацией позиций и указанием расстояния в милях до ближайшей точки береговой полосы. В результате были выявлены факты неучтеного в налоговых отчислениях улова в двенадцатимильной зоне;
- совместно с Петропавловск-Камчатской таможней проведены расследования по нарушениям таможенного законодательства судами на основе сверки картографического материала и фактов нахождения судов-нарушителей в двенадцатимильной зоне;
- совместно с Сахалинской государственной морской инспекцией были произведены расследования фактов непредоставления информации о прохождении морских контрольных пунктов при входе/выходе в/из ИЭЗ РФ японскими сайроловными судами. В качестве материалов для расследования были подготовлены данные спутникового позиционирования, картографические материалы с указанием контрольных точек и аналитические справки о качестве промысловой отчетности;
- организована информационная поддержка (прямое оперативное информирование) двух операций по поиску и захвату браконьерских судов.
Аналитическая работа органов рыбоохраны по повышению качества промысловой отчетности выявила большое количество нарушений по сокрытию уловов и других правил рыболовства. За счет дополнительной информации системы мониторинга общее число вскрытых нарушений увеличилось. Санкции, примененные к нарушителям, оказали сдерживающее воздействие на незаконный промысел. Выполняя работы по сбору информации и контролю качества данных, Центр фиксирует нарушения по неисполнению требований системы мониторинга и передает их в органы рыбоохраны для последующего применения санкций к нарушителям. Нарушения в основном связаны:
- с отключением ТСК в море;
- с отсутствием уведомлений о неисправности ТСК;
- с отключением ТСК в порту без уведомления;
- с неподачей ССД;
- с искажением данных в ССД.
В большинстве случаев органы рыбоохраны приостанавливали промысел судов-нарушителей до устранения нарушений. На основе данных системы мониторинга или других косвенных данных (например, наблюдение в море с патрульного судна или самолета) в ряде случаев были вскрыты факты браконьерства.
В этом случае данные системы мониторинга использовались как доказательная база. На запрос о подтверждении информации мониторинга диспетчерская служба Центра давала справки и материалы для проведения предварительных расследований или подтверждающие факт нарушения.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Спутниковые системы являются единственным надежным средством контроля за перемещением рыболовных судов. Все другие используемые методы контроля позволяют делать это менее эффективно и за большую цену. Преимущества спутниковых технологий наблюдения необходимо также оценивать в рамках слияния с теми традиционными средствами контроля, которые будут получены благодаря улучшению воздушного и морского наблюдения. Информация, передаваемая через спутник, увеличит эффективность развертывания воздушных или морских патрулей. Инспектирование рыболовных судов потребует меньше времени. Вполне реалистично можно рассматривать увеличение эффективности морского наблюдения на 20 %, ежегодная оценочная стоимость которого колеблется около 300 тысяч
долларов на одно судно. Поэтому ввод системы спутникового наблюдения вполне оправдан. С точки зрения технического оснащения, системы наблюдения с использованием спутников развиваются, и, возможно, в ближайшем будущем появятся новые решения. Свое развитие может получить работа, производимая с судов в Интернете или с серверами баз данных, находящихся на берегу. Исследуются подходы по соединению ТСК с датчиками, помещенными на лебедках судов, которые позволят контролирующим органам обеспечивать более углубленное наблюдение. В ряде стран и у нас в России энергично изучается потенциал методов аэрокосмической съемки с целью наблюдения за рыбным промыслом.
2. Камчатский центр мониторинга выполняет возложенные на него функции. Централизация сбора информации о позициях в один Центр обеспечила однозначный учет и тестирование ТСК. Нет никакой необходимости создавать аналогичные центры по бассейну, т. к. это может привести только к путанице между регионами и ведомствами.
3. В настоящее время нормативные документы, касающиеся промысловой отчетности, устарели и не соответствуют нынешней системе управления рыбными запасами. Поэтому всю нормативную базу в части ИСР необходимо согласовать и развить применительно к новым задачам мониторинга. Нормативные документы, вышедшие по мониторингу в конце 1999 г., нуждаются в совершенствовании.
Литература
1. Проценко И.Г. Информационная система мониторинга рыболовства // Рыбное хозяйство. -2001. - Спец. вып. - С. 3-18.
2. Проценко И.Г. Возможности организации отраслевого спутникового мониторинга // Рыбное хозяйство. - 2001. - Спец. вып. - С. 35-41.
3. Белов В.С., Проценко И.Г. Информационно-аналитическая компьютерная система учета использования водных биоресурсов // Рыбное хозяйство. - 1993. - № 5. - С. 8-40.
4. Проценко И.Г. Компьютерная информационно-аналитическая система «Рыболовство». - М.: ВНИЭРХ, 1995. - (Сер. Рыбохоз. исп. ресур. Мир. океана: Обзор. информ. Вып. 1).