УДК 504.06(47+57)
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ УЗЛОВ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЫБОЛОВСТВА В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЯХ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РОССИИ
И.Г. Проценко (КамчатГТУ), Л. А. Кошкарева (СВТУ ГК РФ по рыболовству)
Рассматриваются вопросы разработки типового программно-аппаратного комплекса, организации и обеспечения функционирования технологии информационных узлов системы мониторинга в территориальных управлениях Госкомрыболовства России.
The authors describe the development of typical hardware and software complex, organization and functioning of informational units’ technologies of monitoring system in territorial managements of the State committee of Fishery, Russian Federation.
Введение
Эффективность государственной системы управления напрямую зависит от качества информационного ресурса. В рыбной отрасли информационное обеспечение реализовано на базе информационной системы мониторинга рыболовства (ИСР), введенной в эксплуатацию в 2000 г.
Несмотря на то что в основу ИСР были заложены самые современные технологии, на сегодняшний день вопросы организации и эффективного использования единого информационного отраслевого ресурса как важнейшего компонента системы управления остаются открытыми.
В первую очередь это связано с отсутствием адекватной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников отрасли, единой технологической схемы организации информационного взаимодействия, а также разным уровнем технической оснащенности участников информационного обмена.
В 2007 г. в структуре управления отраслью произошли изменения - были созданы территориальные управления Госкомрыболовства России (далее - Управления). В соответствии с возложенными функциями Управления должны обеспечивать государственный мониторинг состояния водных биоресурсов, в том числе функционирование отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов и наблюдение за деятельностью рыбопромысловых судов, осуществлять непосредственное организационно-методическое сопровождение и руководство совершенствованием функционированием отраслевой системы мониторинга.
Конечно, изменения структуры управления требуют модернизации информационного ресурса, и в первую очередь по нормативно-правовому и организационному обеспечению.
В основе информационного ресурса ИСР лежат следующие виды информации:
- справочники пользователей водных биоресурсов;
- нормативно-справочная документация (справочник объектов промысла, рыбной продукции, районов промысла, орудий лова и др.);
- квоты вылова;
- разрешения на промысел;
- учетные сведения о технических средствах контроля;
- позиции рыбопромысловых судов, полученные при помощи технических средств спутникового позиционного контроля (ТСК);
- ССД;
- оперативные отчеты о вылове и производстве рыбной продукции;
- статистические отчеты о вылове, производстве рыбопродукции и экономических показателях;
- сведения о входе (выходе) судов в (из) ИЭЗ РФ;
- сведения о неисправности или отключении ТСК;
- координаты местоположения судна в ручном режиме при неисправности или отключении ТСК;
- другая информация.
Источниками информации в ИСР выступают лицензии, свидетельства на право собственности, юридические, финансовые, отчетные документы предприятий; нормативно-правовые акты; технические средства контроля местонахождения рыбопромысловых судов (Inmarsat-C, Argos); судовые документы; телеграммы с судов; протоколы инспекторских проверок и др.
Информационный обмен между поставщиками информации, центрами обработки информации и конечными пользователями информационного ресурса должен осуществляться посредством следующих структурных элементов ИСР:
1. Узлы поставки информации обеспечивают подготовку и ввод в ИСР совокупности показателей, закрепленных за данным узлом, а также их транспортировку на узел коммутации сообщений.
В настоящее время основными узлами поставки информации являются:
- Госкомрыболовство России и его территориальные управления, в том числе входящие в него подразделения (центры мониторинга, центры системы «Рыболовство», рыбводы, ГА МРП);
- региональные рыбохозяйственные советы;
- суда персонального учета;
- рыбопромышленные предприятия;
- региональные структуры иных федеральных органов, осуществляющих контроль за использованием морских биоресурсов.
2. Коммутационные узлы (узлы сбора и обработки информации) располагаются в региональных информационных центрах, обеспечивают сбор и обработку сообщений от узлов поставки информации, находящихся в пределах региона, обобщение информации, предоставление доступа пользователям ИСР к региональному и общему информационному ресурсу.
3. Информационные узлы территориальных Управлений (ИУ ТУ ИСР) являются специализированными узлами поставки информации, обеспечивают доступ и возможность формирования единого, распределенного по регионам информационного ресурса подразделений, входя-
щих в соответствующий территориальный орган. Такие узлы представляют собой локальную компьютерную сеть, связанную с коммутационным узлом по телекоммуникационным каналам. ИУ ТУ ИСР являются основными поставщиками учетной информации ИСР, а также основными пользователями ИСР.
4. Пользовательские информационные узлы (ИУ ИСР) обеспечивают доступ к единому информационному ресурсу других пользователей ИСР.
Цель создания ИУ ТУ ИСР
Цель создания ИУ ИСР - обеспечение государственных организаций, осуществляющих контроль использования морских биологических ресурсов, необходимой программно-технической средой для получения и поставки данных в единый информационный ресурс ИСР.
В ИУ ТУ ИСР как специализированном информационном узле должны быть реализованы следующие возможности:
- поддержка системы автоматического оперативного пополнения базы данных (БД) ИСР пользовательского узла данными (в основном спутникового позиционирования и ССД), поступающими из коммутационных узлов ИСР (в частности, из Камчатского центра связи и мониторинга);
- обеспечение локального хранения данных;
- поддержка базовых интерфейсов для работы с данными (получение стандартных аналитических и синтетических форм, картографический интерфейс, SQL и ОББС);
- автоматический контроль работоспособности отдельных элементов ИУ ИСР;
- обеспечение безопасности обмена данными на основе создания налаженной закрытой корпоративной сети;
- организация специализированных рабочих мест для ввода данных в ИСР: регистрационных данных предприятий и судов (через ГА МРП), квот вылова, разрешений на промысел, оперативных отчетов предприятий, статистических отчетов предприятий, данных инспекторских проверок;
- организация специализированных рабочих мест для работы с информацией ИСР.
Эти возможности должны обеспечить территориальные Управления эффективным инструментом при решении возложенных на них функциональных задач.
Основные функциональные задачи ИУ ТУ ИСР
Основными функциональными задачами ИУ ТУ ИСР являются:
- ввод в БД ИУ ТУ ИСР реестра пользователей водных биоресурсов;
- ввод в БД ИУ ТУ ИСР показателей квот вылова;
- ввод в БД ИУ ТУ ИСР показателей разрешений на промысел;
- ввод в БД оперативных и статистических отчетов предприятий;
- ввод в БД информации об инспекторских проверках;
- синхронизация с БД коммутационного узла в реальном масштабе времени данных позиций судов и судовых суточных донесений;
- обеспечение сохранности БД ИСР (реструктуризация, восстановление, копирование, тестирование, архивация);
- защита от несанкционированного доступа к БД ИСР (регистрация пользователей, присвоение паролей пользователям с учетом их полномочий и приоритетов, регистрация обращений к БД ИСР и т. д.);
- анализ данных ИСР и решение аналитических задач;
- подготовка информационно-аналитических материалов;
- сопровождение телекоммуникационных технологий и средств связи для взаимодействия с коммутационным узлом ИСР.
Аппаратные средства ИУ ТУ ИСР
Аппаратное оснащение ИУ ТУ ИСР предусматривает установку в территориальных управлениях сети рабочих мест для организации доступа к информационным ресурсам ИСР, что позволяет одновременно нескольким сотрудникам организации вводить данные, работать с электронной картой, получать аналитические справки и иные материалы. Для организации ИУ ТУ ИСР необходимо наличие:
- локальной вычислительной сети;
- выделенного доступа в сеть Интернет и выделенного канала связи непосредственно с коммутационным узлом ИСР.
Минимальный комплект ИУ ТУ ИСР включает:
- сервер БД ИСР;
- блок бесперебойного питания 700 VA;
- модем;
- маршрутизатор CISCO;
- рабочие места операторов;
- лазерный принтер.
Оборудование ИУ ТУ ИСР может быть адаптировано к уже имеющимся в организации аппаратным средствам. Например, при наличии выделенного канала в Интернете отпадает необходимость дополнительно закупать модем и маршрутизатор. Рабочие места операторов могут быть установлены на уже имеющихся в организации компьютерах, если их вычислительные мощности равноценны или превышают вышеуказанные.
Программные средства ИУ ТУ ИСР
Системные программные средства ИУ ИСР. К ним относятся:
1. Система хранения данных.
Для хранения информации в ИУ ИСР используется база данных БД ИСР, которая построена на основе СУБД MySQL. База данных устанавливается на сервере, работающем под управлением операционной системы UNIX (FreeBSD или Linux). Для постоянной актуализации должно быть установлено программное обеспечение (ПО), позволяющее автоматически усваивать в БД ИСР информацию, поступающую из коммутационного узла ИСР. Программное обеспечение реализовано на языке программирования Perl и предназначено для функционирования в среде операционной системы UNIX.
2. Система автоматического обновления данных.
Программное обеспечение, поддерживающее систему автоматического обновления данных, обеспечивает автоматическую подготовку данных, запаковку (сжатие) данных, передачу данных по протоколу FTP в ИУ ТУ ИСР, проверку целостности и сохранности передаваемых данных.
Это программное обеспечение написано в основном на языке программирования Perl и предназначено для функционирования в среде операционной системы UNIX.
Прикладные программные средства ИУ ИСР. Для работы пользователей с информацией, хранящейся в БД ИСР информационного узла, реализована специальная система интерфейсов, в которую входят:
- программные средства по вводу в БД ИСР регистрационных данных предприятий;
- программные средства по вводу в БД ИСР регистрационных данных судов;
- программные средства по вводу в БД ИСР регистрационных данных технических средств контроля (ТСК);
- программные средства по пополнению справочников ИСР;
- программные средства по вводу в БД ИСР данных квот вылова;
- программные средства по вводу в БД ИСР данных разрешений на промысел;
- программные средства по вводу в БД ИСР оперативных промысловых отчетов предприятий;
- программные средства по вводу в БД ИСР статистических промысловых отчетов предприятий;
- программные средства по вводу в БД ИСР данных инспекторских проверок;
- специализированный картографический интерфейс ИСР, устанавливаемый на рабочих местах пользователей;
- средства по составлению запросов и получению выходных документов из БД ИСР информационного узла, представляющие собой комплекс программ, которые позволяют пользователю ИУ ТУ ИСР получать с помощью данных ИСР аналитические и синтетические материалы о промысловой деятельности судов и предприятий, на основе которых принимаются решения по управлению флотом;
- стандартные SQL и ODBC интерфейсы, позволяющие пользователям получать информацию из создаваемых ими программных средств.
Вопросы защиты данных при организации ИУ ТУ ИСР
Эффективность любой информационной системы в значительной степени определяется состоянием защищенности (безопасностью) обрабатываемой в ней информации.
Задачи защиты информации при организации функционирования ИУ ТУ ИСР должны решаться с применением технических и программных средств, организационных мер, устанавливающих порядок обработки данных, действия и уровень доступа пользователей на всех этапах обработки данных. Основной целью этих мероприятий является предотвращение несанкционированного доступа, обнаружение и ликвидация последствий нарушений работы системы.
Решение основных задач защиты данных должно достигаться с помощью реализации следующих согласованных подсистем:
- контроля поступления данных;
- предотвращения несанкционированного доступа к информации;
- обнаружения попыток несанкционированного доступа;
- ограничения доступа к информации;
- восстановления информации.
Система контроля поступления данных должна решать задачи определения своевременности подачи той или иной информации, поступившей на вход системы обработки данных от конкретного источника данных, и задачи оценки качества этой информации. Система может работать в режиме реального времени или запускаться пользователем при необходимости. Анализ информации позволяет узнать, те ли данные, что ожидались в соответствии с установленным режимом работы, поступили в обработку, какие ожидаемые данные еще не поступили; оценить задержку времени в поступлении данных и т. д.
Предотвращение несанкционированного доступа к информации решается с применением как технических, так и программных средств. Техническими средствами обеспечивается защита входа в информационно-вычислительную сеть со стороны Интернета и других организаций, имеющих выделенный (прямой) канал связи.
Во внутренней информационно-вычислительной сети проблема предотвращения несанкционированного доступа решается путем разграничения прав доступа к информационным ресурсам: файл-серверам, базе данных, системам передачи информации и т. д. Права доступа должны определяться в соответствии с должностными обязанностями и кругом задач, решаемых сотрудниками Управлений.
Защита системных процессов обработки данных основана на создании замкнутой программной среды информационной системы, полностью закрытой от всех пользователей, автоматизированной системы контроля модификации программных средств обработки данных и системы уведомления соответствующих должностных лиц о возникновении нештатной ситуации.
Система обнаружения попыток несанкционированного доступа основана на протоколировании действий пользователей при работе с информационными ресурсами ИУ ИСР.
Система ограничения доступа к информации решается на уровне программных средств и организационных мероприятий. Программные средства - это операционные системы, базы данных, системы подготовки аналитического материала. Все эти средства и системы имеют возможность устанавливать соответствующие ограничения, позволяющие выполнять только чтение, запись информации, запуск программ, доступ к каналу связи и т. п. Доступ к данным ИСР должен быть открыт пользователям в объеме, необходимом для выполнения ими служебных обязанностей.
Система восстановления информации основана на автоматизированном архивировании всех информационных потоков на всех этапах обработки данных.
В целом эффективность эксплуатации информационных систем зависит от правильной работы программ и алгоритмов, обеспечивающих бесперебойную работу системы, выполнения правил разграничения доступа, организационных, административных, системных методов обеспечения достоверности, сохранности и защиты информации в системе.
Литература
1. Мониторинг рыболовства 2005: Инструкции и рекомендации экипажам промысловых судов и судовладельцам / Под ред. И.Г. Проценко. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский центр связи и мониторинга, 2005. - 264 с.
2. Кошкарева Л.А. Вопросы совершенствования ИСР // Рыбное хоз-во. - 2006. - № 6.