УДК 621.396:639.2
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА РЫБОЛОВСТВА
А.Ю. Максимов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: [email protected]
Рассматриваются основные факторы, влияющие на функционирование отраслевой системы мониторинга рыболовства в настоящее время. Формулируется проблема получения качественных выходных данных, сформированных на основе спутникового позиционирования судов. Предлагаются пути решения первоочередных задач для улучшения эффективности контроля за промыслом водных биологических ресурсов в сложившейся ситуации.
Ключевые слова: центр системы мониторинга рыболовства и связи, технические средства контроля, отраслевая система мониторинга, спутниковые станции, промысловые суда, контроль за промыслом.
The factors which influence efficiency of branch for fishery monitoring system. A.Yu. Maksimov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
The major factors influencing functioning of branch for fishery monitoring system now are considered. The problem of reception of the qualitative target data generated on the basis of satellite positioning of the trade ships is formulated. Ways of the decision of priorities for improvement of efficiency of the control over a craft of water biological resources in the circumstances are offered.
Key words: Centre for fishery monitoring and communications, the technical control means, of branch for fishery monitoring system, satellite stations, trade vessels, the control over a craft.
В целях сокращения финансовых затрат на трафик спутниковой связи Inmarsat-C камчатскому филиалу ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ФГБУ ЦСМС), находящемуся в г. Петропавловске-Камчатском (бывшее название ФГУП «Камчатский центр связи и мониторинга»), головной организацией ФГБУ ЦСМС (г. Москва) в 2009 г. было дано поручение сократить количество опросов, отправляемых на технические средства контроля (ТСК) и увеличить временные интервалы между позициями в расписании, загружаемом на спутниковые станции типа Inmarsat-C. В итоге произошло сокращение общего числа позиций, поступающих от каждого промыслового судна в сутки, с 20 до 15. Снижение объема получаемой с ТСК информации действительно позволило существенно сократить расходы финансовых средств, но одновременно с этим серьезно повлияло на эффективность отраслевой системы мониторинга рыболовства и вызвало серьезные нарекания от пользователей системы в лице контролирующих органов и судовладельцев.
Спутниковые станции типа Inmarsat-C определенных моделей установлены в качестве ТСК на 70% судов. Столь высокий спрос на подобные станции связан с тем, что их техническое устройство позволяет путем несложного изменения элементов внутренней платы фальсифицировать данные местонахождения судна и, как следствие, производить незаконный вылов водных биологических ресурсов в запретных для промысла районах, например заповедниках, производить незаконные перегрузы водных биологических ресурсов, пересекать государственную границу в обход таможни и т. д. В настоящее время использование ТСК типа Inmarsat-C разрешено Приказом Федерального агентства по рыболовству № 50 от 14.07.2008 г. «Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды» [1].
Деятельность по выявлению фактов вмешательства и попыток фальсификации спутниковых координат на судах, осуществляющих промысел в дальневосточном бассейне, является одной из первостепенных совместных задач пограничных управлений береговой охраны ФСБ РФ и Камчатского филиала ФГБУ ЦСМС.
Далее будут рассмотрены проблемы, которые возникли в результате снижения трафика поступающих в РЦМ данных.
В период с 2000 г. по 2008 г., как уже говорилось выше, ТСК передавали в базу данных отраслевой системы мониторинга координаты местонахождения судов с дискретностью приблизительно 1 ч 12 мин, то есть 20 позиций в сутки. Это сравнительно мало для осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью промысловых судов, но для решения
первоочередных задач контролирующих органов, а именно Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Управления по борьбе с экономическими преступлениями, Федеральной службы безопасности и др., было достаточно. В режиме промысла, когда работа на судах ведется круглосуточно, временной интервал от 1 до 1,5 ч является очень маленьким и не дает возможности экипажам судов совершать противоправные действия, направленные на хищение водных биологических ресурсов и незаконные операции в других промысловых районах [2].
После сокращения количества позиций ТСК стали передавать в базу данных отраслевой системы мониторинга по двум сетям от двух береговых земных станции (БЗС): Burum (Голландия) и Nudol (Московская область) - спутниковые координаты в количестве 15 позиций в сутки, 5 и 10 позиций соответственно. По этой причине временной интервал между позициями увеличился до 1 ч 36 мин. Это условие соблюдается при нормальном качественном приеме сигналов с навигационных спутников и бесперебойной отправке рассчитанных данных на спутник связи. Этому должны способствовать идеальные погодные условия, отсутствие физических препятствий (сопки, большегрузные суда, судовые надстройки и т. д.) и отсутствие в радиусе 3 м электромагнитных излучений судовых приборов, работающих на частотах, близких к частотам GPS.
Такие условия работы для ТСК легко смоделировать на компьютере, но соблюдать их все в реальной жизни на промысловых судах практически невозможно. Эти факты нашли свое подтверждение. В результате анализа данных мониторинга за период с 01.01.2009 по 01.02.2010 г. у промысловых судов дальневосточного бассейна было выявлено множество нарушений, а именно пропуски спутникового позиционирования продолжительностью не более 7-8 ч. Проанализировав работу ТСК типа Inmarsat-C, установленных на судах, специалисты центра мониторинга пришли к выводу, что частые кратковременные пропуски спутникового позиционирования практически у всех судов в разные периоды времени вызваны не умышленными действиями экипажей судов, таких как отключение станций либо их некорректная эксплуатация, а являются следствием ряда технических факторов [3].
Как показал анализ потерь спутниковых позиций, около 10% информационных пакетов с ТСК, содержащих данные о местоположении судов, теряются по перечисленным выше причинам, но 30% позиций не приходит только через береговую земную станцию Нудоль (Nudol) (Московская область). Связано это с тем, что БЗС Nudol сравнительно недавно введена в эксплуатацию и система приема и отправки данных до сих пор работает в экспериментальном режиме, но, тем не менее, это одна из немногих БЗС, расположенных на территории именно России, которая может решать задачи осуществления государственного мониторинга. Потери спутниковых координат, отправленных станциями через эту БЗС, у 80% судов составляют в среднем около 3-4 позиций в сутки, поэтому промежутки времени между позициями увеличиваются до 6-8 ч [4]. Такие длительные промежутки между позициями не предусмотрены нормативно-правовыми документами в области рыболовства и могут трактоваться органами рыбоохраны как нарушение действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 10.3, 10.4 Приказа ФАР № 50 от 14.07.2008 г. «Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды» пропуск спутникового позиционирования более 4 ч является нарушением, капитан судна обязан передавать сообщения в РЦМ о текущих позициях судна в ручном режиме через каждые 4 ч и вынужден давать объяснения по каждому такому факту контролирующим органам, что создает дополнительные проблемы как для рыбопромышленников, так и для специалистов ВФ ФГУ ЦСМС, которые фактически вручную обрабатывают телеграммы с координатами судов и объяснительные [1].
Кроме того, в связи с возникновением длительных пропусков позиционирования отраслевая система мониторинга рыболовства теряет свою эффективность как система, которая создана для полного контроля промысла. Данные спутникового позиционирования перестают отражать реальную обстановку в море, что вызывает большие трудности в работе как КчФ ФГБУ ЦСМС, так и всевозможных контролирующих органов. Что очень важно, увеличение интервалов между позициями судна влияет на безопасность мореплавания. При бедствии судна необходимо знать его точное последнее местоположение, так как каждая минута может быть решающей для спасения жизней экипажа [2].
Решения и выходы из этой проблемы, естественно, существуют, но решать ее надо комплексно. Первая задача, которую необходимо решить, - это добиться сокращения затрат на использование дорогостоящей связи спутниковой системы Inmarsat-C; вторая задача - повысить эффективность отраслевой системы мониторинга рыболовства в части увеличения количества позиций, получаемых с каждого промыслового судна.
Для решения первой задачи необходимо:
І) выделить из бюджета Федерального агентства по рыболовству достаточно средств для
увеличения дискретности передачи позиций до минимального значения 20 позиций в сутки, в перспективе до 25 позиций, как это положено по международным требованиям;
2) необходимо использовать российские системы спутниковой связи;
3) нормативно обязать капитанов судов отключать спутниковые станции при длительных стоянках в порту и ремонте, обеспечивать работоспособность ТСК один раз в 3 сут в течение 1 ч для подтверждения своего местоположения;
4) необходимо разработать и ввести в действие альтернативные средства мониторинга, а именно сеть GPRS либо WAP, при нахождении судов в зоне действия базовых станций сотовой связи.
Для решения второй задачи необходимо:
1) законодательно обязать судовладельцев крупнотоннажных судов, в том числе и танкеров, производящих бункеровку судов в море, устанавливать на свои суда только ТСК типа Argos, которые работают по принципу радиомаяка, защищены от фальсификации и позволяют получать до 120 позиций с одного судна в сутки [5];
2) законодательно обязать владельцев судов, занимающихся промыслом краба, морского ежа, гребешка и других валютоемких видов устанавливать на свои суда до трех ТСК любых типов и поддерживать их во включенном состоянии, при этом достаточно получать с каждого ТСК по 10 позиций в сутки в разное время суток;
3) разработать и ввести в программно-технический комплекс КчФ ФГБУ ЦСМС программный продукт, который будет регулировать частоту опросов ТСК на судах: при сближении двух и более судов, при приближении к запретному району или государственной границе частота опросов повышается, при заходе судна в порт частота опросов снижается.
Приведенные выше решения являются лишь частью того, что необходимо сделать для решения этих двух глобальных задач. В настоящее время ведутся разработки в данном направлении, и впоследствии будут предложены и реализованы конкретные проекты.
Литература
1. Росрыболовство [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http:// www.fishcom.ru.
2. Мониторинг рыболовства 2005: Инструкции и рекомендации экипажам промысловых судов и судовладельцам / Л.А. Кошкарева, Ф.А. Образцов, И.Г. Проценко, В.Ю. Резников, К.В. Статиенко, М.А. Ступникова; Под общ. ред. И.Г. Проценко. - Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2005. - 264 с.
3. Imarsat - The mobile satellite company [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://: www.inmarsat.com.
4. Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса: Физические основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных являений и объектов: Сб. науч. ст. - М.: Полиграф сервис, 2004. - 520 с.: ил.
5. Рыбохозяйственное образование Камчатки в XXI веке: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (15-16 октября 2002 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2002. - 297 с.