Научная статья на тему 'Обоснование внесения изменений в закон о рыболовстве в части требований по оснащению судов техническими средствами контроля'

Обоснование внесения изменений в закон о рыболовстве в части требований по оснащению судов техническими средствами контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ РЫБОЛОВСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СПУТНИКОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ (ТСК) / ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА (ОСМ) / MONITORING OF FISHERIES / INFORMATION SYSTEMS / SATELLITE POSITIONING / ENGINEERING CONTROLS / AN INDUSTRY MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Близнюков М. А.

В статье рассмотрены и проанализированы нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы, связанные с включением маломерных судов в мониторинг позиционирования. На основе анализа состава флота и задач контроля за промыслом делается обоснование внесения изменений в Закон о рыболовстве в части требований по оснащению судов техническими средствами контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basis for amending Fishery’s Act regarding requirements for ship technical control devices

This article deal with normative acts linked with issues of including small-size ships into positioning monitoring. Based on the analysis of fleet structure and fishery control tasks we propose grounds for amending Fishery’s Act regarding requirements for ship technical control devices.

Текст научной работы на тему «Обоснование внесения изменений в закон о рыболовстве в части требований по оснащению судов техническими средствами контроля»

УДК 639.2.061:347.799.63

ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН О РЫБОЛОВСТВЕ В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОСНАЩЕНИЮ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ

СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ

М.А. Близнюков1' 2

'Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;

2Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства, г. Южно-Сахалинск, 693009

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены и проанализированы нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы, связанные с включением маломерных судов в мониторинг позиционирования. На основе анализа состава флота и задач контроля за промыслом делается обоснование внесения изменений в Закон о рыболовстве в части требований по оснащению судов техническими средствами контроля.

Ключевые слова: мониторинг рыболовства, информационные системы, спутниковое позиционирование, технические средства контроля (ТСК), отраслевая система мониторинга (ОСМ)

Basis for amending Fishery's Act regarding requirements for ship technical control devices.

M.A. Blyiznyukov1' ^Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003; 2Sakhalin and Kuril territorial Rosrybolovstvo administration Yuzhno-Sakhalinsk, 693009)

This article deal with normative acts linked with issues of including small-size ships into positioning monitoring. Based on the analysis of fleet structure and fishery control tasks we propose grounds for amending Fishery's Act regarding requirements for ship technical control devices.

Key words: monitoring of fisheries, information systems, satellite positioning, engineering controls, an industry monitoring system.

В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, рационального использования, изучения запасов и сохранения водных биологических ресурсов в 1999 г. Правительством Российской Федерации было поручено Государственному комитету РФ создать отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов [1], наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (далее - ОСМ). В соответствии с ранее действующей ч. 2 Постановления Правительства РФ от 26.02.1999 № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» все российские суда, осуществляющие промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования, должны быть оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна (далее - ТСК), объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других касающихся рыболовства данных, определяемых Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству.

С 01.01.2008 (с момента вступления в законную силу федерального закона от 06.12.2007 № ЗЗЗ-ФЗ) в ФЗ-166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [2] (далее -Закон о рыболовстве) были внесены изменения, в числе прочего касающиеся порядка оснащения судов ТСК. В указанной редакции было конкретизировано, что ТСК в обязательном порядке устанавливаются на самоходные суда, осуществляющие рыболовство, с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 т.

С целью исключения противоречий нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации федеральному законодательству Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных» с 20.01.2009 была отменена ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 226, предусматривавшая обязанность оснащения всех российских судов, осуществляющих промысел водных

биологических ресурсов и морские ресурсные исследования техническими средствами контроля

[3].

Таким образом, на сегодняшний день законодательно закреплены два критерия (мощность двигателя судна 55 кВт и валовая вместимость 80 регистровых тонн и более), применяемых в совокупности, при установлении обязанности оснащения судна техническими средствами контроля. В случае если один из параметров ниже, чем определено в Законе о рыболовстве, обязанность оснащать суда ТСК отсутствует.

Состав рыбопромыслового флота Камчатского края, задействованного в добыче водных биологических ресурсов, выглядит следующим образом. Всего в порту г. Петропавловска-Камчатского зарегистрировано 661 судно рыбопромыслового флота, в числе которых добывающих - 461 единица, из которых - 231 судно имеет валовую вместимость менее 80 регистровых тонн, то есть не подпадает под обязательное требование по оснащению ТСК, что составляет 50% от всего добывающего флота. Остальные 200 из 661 судна по назначению относятся к обрабатывающим, научно-исследовательским, вспомогательным или транспортным судам.

Фактически сегодня в ОСМ зарегистрировано 470 единиц судов, приписанных к порту Петропавловск-Камчатский, все из которых оснащены ТСК, то есть на практике пока весь добывающий флот имеет автоматическое спутниковое позиционирование, в том числе не подпадающий под обязанность быть оснащенным ТСК. Объяснение этому очень простое: судовладельцы Камчатского края «по привычке» оснащают суда ТСК, регистрируясь в ОСМ [4].

С января 2009 г. действует норма Закона о рыболовстве, предусматривающая досрочное прекращение права пользования водными биологическими ресурсами в случае прекращения работы ТСК при осуществлении рыболовства более чем на 48 ч. На сегодняшний день ряд предприятий имеют отключения ТСК более чем на 48 ч, в том числе на судах, которые имеют валовую вместимость менее 80 регистровых тонн. Данные предприятия в процессе планируемой работы по досрочному расторжению договоров о закреплении долей квот могут попросту избежать досрочного прекращения права пользования водными биологическими ресурсами. Предвидится, что большинство пользователей в ближайшее время перестанут оснащать ТСК свои суда, имеющие валовую вместимость менее 80 регистровых тонн. Это обстоятельство будет иметь негативные последствия для мониторинга водных биологических ресурсов.

Для понимания интенсивности промысла водных биологических ресурсов судами, имеющимим валовую вместимость менее 80 регистровых тонн, проведен анализ освоения водных биологических ресурсов с применением судов рыбопромыслового флота за 2010 г. Всего предприятиями Камчатского края с применением судов в 2010 г. было добыто 789 580,29 т (100%) водных биологических ресурсов (это без учета объема лососевых, добытых на дрифтерном промысле в исключительной экономической зоне РФ и на ставных неводах с использованием судов в качестве вспомогательных средств добычи), из которых 704 761,612 т (89,3%) водных биологических ресурсов добыто судами, подпадающими под обязанность оснащения ТСК, и 84 818,678 т (10,7%) водных биологических ресурсов - судами, имеющими валовую вместимость менее 80 регистровых тонн, то есть не подпадающими под обязанность быть оснащенными ТСК.

Наличие возможности осуществления рыболовства судами без определения их местоположения существенно снижает эффективность государственного контроля в этой области, создавая предпосылки к незаконному, несообщаемому, неконтролируемому промыслу.

В целях ликвидации пробела в действующем законодательстве в Закон о рыболовстве требуется внесение изменений, а именно: третье предложение ч. 1 ст. 15 необходимо изложить в следующей редакции: «Технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт, несамоходные суда валовой вместимостью более восьмидесяти тонн (добавлено - «несамоходные суда» и знак препинания «,» после слова киловатт; исключен соединительный союз «и».

Похожая формулировка содержится в ч. 1 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания, в которой определены критерии для судов, подлежащих классификации и освидетельствованию. Самоходные суда определяются только по мощности главного двигателя, а несамоходные по вместимости (ч. 1 ст. 22 Классификации и освидетельствованию подлежат зарегистрированные в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов пассажирские, грузовые, нефтеналивные, буксирные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не

менее чем 80 т, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов).

Литература

1. О создании отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. № 226. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 994. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Проценко И.Г. Информационная система мониторинга рыболовства // Рыбное хозяйство. -2001. - Спец. выпуск. - С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.