Научная статья на тему 'Организация межведомственного информационного взаимодействия для совершенствования таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов'

Организация межведомственного информационного взаимодействия для совершенствования таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДХОД / КЛАССОВЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / COMMON HUMAN APPROACH / CLASS APPROACH / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / THE ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеенков А. А.

В статье рассмотрено соотношение общечеловеческого, формационного и классового подходов в методологии современной экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of interdepartmental information exchange to improve customs control movement of marine biological resources

The paper considers the universal relation, the formation and class-based approach to the methodology of modern economic theory.

Текст научной работы на тему «Организация межведомственного информационного взаимодействия для совершенствования таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов»

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

159

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

АЛЕКСЕЕНКОВ А.А.,

соискатель,

Южный федеральный университет, e-mail: andy_alekseenkov@mail.ru

В статье рассмотрено соотношение общечеловеческого, формационного и классового подходов в методологии современной экономической теории.

Ключевые слова: общечеловеческий подход; классовый подход; общественно-экономическая формация; экономическая система.

The paper considers the universal relation, the formation and class-based approach to the methodology of modern economic theory.

Keywords: common human approach; class approach, socio-economic system, the economic system.

Коды классификатора JEL: B24, Z13.

Повышение требований к срокам таможенной очистки и качеству таможенного контроля товаров и транспортных средств обусловливает появление технологий и средств оперативного взаимодействия с информационными системами других ведомств и организаций, а также способов, позволяющих выявлять различные виды нарушений и принимать решения о форме и методе таможенного контроля.

В настоящее время в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами, установлены уведомительный порядок и выборочный государственный контроль [5, 2]. При этом в работе комиссии государственных контрольных органов должностные лица таможенного органа участвуют только в случаях оформления судов, выходящих на промысел в исключительную экономическую зону РФ и на континентальный шельф РФ с заходом в иностранные порты, или при оформлении продукции морского промысла на экспорт [3].

Особенностями таможенного контроля и оформления морских и водных биоресурсов в частности являются:

■ значительная удалённость районов промысла морепродуктов от местонахождения подразделений правоохранительных и контролирующих органов;

■ большие трудности проверки в условиях выборочного контроля достоверности заявленных в предъявляемых в таможенный орган документах;

■ высокая степень информационной неопределённости при принятии должностным лицом таможенного органа решения о выпуске товара, связанная, в частности, с определением статуса и таможенной стоимости морских биологических ресурсов.

При этом задача принятия решения о выпуске груза морских биологических ресурсов является стохастической и содержит в себе формализованную и субъективную составляющие.

Формализованное решение базируется на полноте и правильности заполнения первичных документов, необходимых для оформления груза, полноте и своевременности уплаты пошлин и таможенных сборов.

Проверка (форматно-логический контроль) представленных сведений осуществляется в рамках и средствами единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

После прохождения форматно-логического контроля ГТД принятие решения о необходимости досмотра груза морских биологических ресурсов зависит от квалификации должностного лица таможенного органа, непосредственно принимающего решение о выпуске груза (ЛПР), возможности проверки им степени достоверности информации, предоставленной участником ВЭД, служебной информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе оперативных данных.

© А.А. Алексеенков, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

Так как субъективный подход в условиях информационной неопределенности напрямую способствует проявлению коррупции, одной из важнейших целей совершенствования системы управления таможенным контролем морских биологических ресурсов является создание для ЛПР условий, минимизирующих субъективную составляющую решения. Для этого необходимо предоставить ЛПР возможность объективной проверки информации, поступающей при оформлении груза морских биологических ресурсов от участника ВЭД.

С целью повышения эффективности администрирования в установленных сферах деятельности между Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) и Федеральной таможенной службой России (далее Стороны) в 2010 г. было заключено Соглашение об информационном взаимодействии (далее Соглашение) [4].

В соответствии с Соглашением, информационное взаимодействие Сторон предусматривается на двух уровнях федеральном и региональном.

На региональном уровне информационное взаимодействие осуществляют региональные филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга и связи» (ФГБУ ЦСМС) Росрыболовства и региональные таможенные управления (РТУ) в зонах, ответственности которых осуществляется вылов морских и водных биологических ресурсов.

В качестве исходной информации, предназначенной для использования в системе управления таможенным контролем перемещения морских биоресурсов, предусматривается использование данных отраслевой системы мониторинга (ОСМ) водных биоресурсов Федерального агентства по рыболовству, созданной в соответствии с [1].

Мониторинг промысловой деятельности судов осуществляется в целях решения двух основных задач:

■ отслеживание местонахождения судна с использованием автоматизированных технологий и технических средств контроля (судовые спутниковые приёмопередающие станции Inmarsat-C или приёмники спутниковой системы ГЛОНАС);

■ сбор ежесуточной промысловой отчетности — судовых суточных донесений (ССД), отражающих результаты работы судна за истекшие сутки (наименование, количество добытой сданной/принятой рыбопродукции, количество дизтоплива и других припасов на борту судна).

Передача в ОСМ данных о местонахождении судна осуществляется автоматически без участия и независимо от желания лиц, находящихся на борту.

В соответствии с Соглашением Росрыболовство предоставляет ФТС России на региональном уровне:

■ справочники ОСМ;

■ данные о местоположении российских и иностранных судов рыбопромыслового флота, оснащённых техническими средствами контроля, находящихся в эксплуатации, зарегистрированных в ОСМ;

■ сведения о распределении квот добычи водных биоресурсов;

■ информацию о добыче (вылове) водных биоресурсов судами, осуществляющими рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации: континентальном шельфе Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов российскими судами, осуществляющими рыболовство в других районах;

■ о сдаче (приёмке) водных биоресурсов, произведённой рыбной и иной продукции из водных биоресурсов судами в море;

■ о прекращении передачи судами данных о местоположении более 4 часов.

В свою очередь ФТС России предоставляет Росрыболовству на региональном уровне:

■ данные о судах нарушителях;

■ информацию о таможенном оформлении водных биоресурсов и произведённой из водных биоресурсов рыбной и иной продукции.

Достичь совершенствования таможенного контроля водных биоресурсов на основе вышеназванных данных ОСМ предполагается использованием механизма удалённого таможенного наблюдения [7], целью которого является принятие решения о факте совершения нарушений таможенного законодательства в области вывоза водных биоресурсов.

Обрабатывая один и тот же массив информации по разным алгоритмам, можно сделать разные выводы в зависимости от поставленных целей.

Кроме того, при выборе форм таможенного контроля судна таможенный орган руководствуется системой управления рисками ФТС России [3].

Для использования результатов удаленного таможенного наблюдения в процессе принятия ЛПР решения о выпуске продукции рыболовного промысла является необходимым создание профилей риска, связанных с фиксированием нарушений и незаконного перемещения продукции рыболовного промысла. В качестве индикаторов рисков предполагается использовать показатели достоверности фиксирования нарушения при удаленном таможенном наблюдении.

C точки зрения анализа таможенной оперативной обстановки при осуществлении удалённого таможенного наблюдения, информационно-поведенческая модель г-го объекта наблюдения (промыслового судна) — 0. на момент времени ^ описывается как функция:

о=/Пг ^ V

где П. . — массив параметров идентификации Пи, П.^.П.., например, флаг судна, порт приписки, заявленный регион промысла и т. д.;

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ... 161

F¡k — дискретная переменная состояния (поведения) F¡g, F¡]. F¡t, отражающая во времени параметры позиционирования г-го судна; х,у — координаты; V — скорость (узлы); С — курс, и т. д.

Указанный подход обосновывает необходимость развёртывания в региональном сегменте единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов специализированной информационно-аналитической подсистемы удалённого таможенного наблюдения (ИАП УТН), главным компонентом которой является «отраслевая» база данных (ОБД), формируемая на основе поступающих в рамках информационного взаимодействия сведений.

Посредством автоматизированной аналитической информационной системы должны быть реализованы:

■ выявление признаков таможенных правонарушений и преступлений, связанных с незаконным вывозом ВБР из районов промысла;

■ аналитическая поддержка деятельности правоохранительного и силового блоков таможни.

Организационная сторона вопроса о создании и введении в действие названной подсистемы реализуется

посредством создания информационно-аналитического узла уровня РТУ -таможня.

Схема организации процесса таможенного контроля продукции рыболовного промысла с использованием информационного взаимодействия, удаленного таможенного наблюдения, реализуемого с помощью ИАП УТН на региональном уровне, и соответствующих основных информационных потоков представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организация таможенного контроля водных биоресурсов на региональном уровне с применением информационного взаимодействия

С точки зрения комплексной автоматизации и эффективности использования возможностей механизмов информационного взаимодействия, при развёртывании ИАП УТН необходимо решить ряд проблемных вопросов.

Так как информационное взаимодействие осуществляется на двух уровнях (федеральном и региональном), информационно-аналитическая подсистема должна обеспечивать необходимый уровень специализации и поддержку интерфейсов обмена информацией по различным уровням управления ФТС России.

Учитывая изолированность друг от друга внутренних информационных систем Сторон на первом этапе реализации информационного взаимодействия, обмен файлами (электронными документами) носит асинхронный характер и обеспечивается средствами транспортной системы (ведомственной системы электронной почты) ФТС России.

С другой стороны, программное обеспечение и базы данных, используемые в настоящее время Сторонами, не имеют общей концептуальной основы и не совместимы друг с другом. В частности, применяемая в информационной системе Росры-боловства классификация продукции рыболовства не соответствует товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ЭД), отсутствуют графические границы территориального моря и свободной экономической зоны России [6].

Таким образом, помимо аналитической составляющей, функционал развёртываемой ИАП УТН должен поддерживать выполнение сопутствующих функций, например, автоматическую конвертацию поступающих данных, и адаптацию их для нужд таможенных органов, поддержку требуемого уровня актуальности ОБД, стандартных протоколов обмена информацией с различными базами (хранилищами) данных и системами (геоинформационные, правоохранительные, предварительного информирования и др.).

ЛИТЕРАТУРА

Постановление Правительства РФ от 26.02.1999 № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов».

Постановление Правительства РФ от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации».

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

3. Приказ ФТС России от 04.03.2009 № 378 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами».

4. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной таможенной службой России от 19.08.2010 № СС-158/01-69/38а.

5. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

6. Филиппова Л.А. Использование информационных технологий для таможенного контроля перемещения морских биологических ресурсов // Вестник российской таможенной академии. 2009. № 3.

7. Филиппова Л.А. Совершенствование системы таможенного контроля перемещения продукции рыболовного промысла: дис. ... канд. экон. наук . Люберцы. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.