УДК 338.45:639
А. Г. Столбов
Формирование организационно-экономического механизма рационального использования водных биологических ресурсов
На основе системного подхода и комплексного анализа статистических данных исследуется состояние рыбного хозяйства: вылов водных биологических ресурсов (ВБР), потребление рыбных продуктов, проблемы в развитии рыбной отрасли (старение флота, отсутствие инновационных технологий, распространение ННН-промысла1, высокий уровень розничных цен на рыбу, низкая степень переработки экспортной продукции, выброс "нецелевых" объектов лова, отставание в развитии аквакультуры, низкая экономическая эффективность). Для повышения качества управления рыбным хозяйством предлагается сформировать организационно-экономический механизм рационального использования ВБР, который должен включать действенные инструменты по реализации управленческих решений. Вместо так называемого "исторического" принципа предлагается использовать инвестиционный принцип распределения квот и рентные платежи. Основой системы управления рыбной отраслью должна стать научно обоснованная биоэкономическая концепция рационального использования ВБР, сущность которой сводится к сохранению ВБР и одновременно получению максимального выхода готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости. Для формирования организационно-экономического механизма необходимо разработать программу инновационного развития рыбохозяйственного комплекса, календарную программу обновления промыслового флота, обоснованные дифференцированные ставки рентных платежей за использование ВБР, сценарии и графики организации работы промысловых судов в конкретных районах промысла, сформировать региональные финансово-промышленные кластеры, расширить полномочия агентства по рыболовству, повысить корпоративную социальную ответственность рыбацких бизнес-сообществ. Модернизация системы управления рациональным использованием ВБР позволит значительно уменьшить загрязнение окружающей среды, обеспечить эффективную доставку уловов на берег, их качественную переработку и удовлетворение потребностей населения в рыбной продукции.
Ключевые слова: водные биологические ресурсы, рыбное хозяйство, вылов, квота, организационно-экономический механизм, рациональное использование, кластер.
Введение
Главная задача и стратегическая цель развития рыбного хозяйства - удовлетворение потребности населения в рыбной продукции, и что очень важно - по приемлемой цене. Тесно связана с этой задача обеспечения продовольственной безопасности страны.
Механизм рыночной экономики мотивирует предпринимателей на достижение коммерческого интереса - получение максимальной прибыли. При этом свою выгоду предприниматели извлекают от использования федеральных ресурсов, в то время как природная рыболовная рента, возникающая при использовании разнокачественных гидробионтов, остается у рыбаков. Известно, что рынок не является оптимальным регулятором хозяйственной деятельности и поведения предпринимателей. Один из "провалов" рынка - это игнорирование владельцами прав пользования водными биоресурсами общественных, социальных и экологических задач.
Это порождает ННН-промысел, или браконьерство, выбросы "нецелевых" объектов лова, максимальный экспорт необработанных ВБР, нарушение правил безопасности, завышение цен на ВБР, старение рыбопромыслового флота до критического износа из-за отказа судовладельцев от инвестиций в обновление и модернизацию.
Поворотным событием для рыбохозяйственного комплекса стало заседание президиума Государственного совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса 19 октября 2015 г., на котором предлагались и обсуждались меры по решению основных проблем в развитии рыбной отрасли. Для преодоления главной проблемы - обновление рыбопромыслового флота - было принято решение увеличить срок предоставления квот на вылов ВБР с десяти до пятнадцати лет и выделить "квоты господдержки" в размере 20 % под инвестиционные цели - развитие флота и переработки. Основные предложения внесены в Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Для повышения эффективности использования "квот господдержки" и комплексного решения острых проблем в развитии рыбного хозяйства необходимо сформировать действенный организационно-экономический механизм рационального использования водных биологических ресурсов. В статье
1 ННН-промысел - незаконное, несообщаемое, нерегулируемое рыболовство.
предлагается взаимосвязанная совокупность организационных и экономических инструментов рыночного и административного регулирования, механизм взаимодействия которых направлен на модернизацию системы управления рыбохозяйственным комплексом.
Материалы и методы
В статье использованы фактические данные о развитии рыбного хозяйства, состоянии рыболовного флота, распределении квот на вылов, эффективности использования водных биологических ресурсов, которые содержатся в материалах Росрыболовства, опубликованы в периодических изданиях, монографиях и на сайтах информационных агентств.
Методологической основой исследования является системный подход и биоэкономическая концепция воспроизводства ВБР. Рыбное хозяйство рассматривается как целостная система взаимосвязанных социо-эколого-экономических компонентов, отношения между которыми исследуются на основе экономической теории, теории инновационного развития и организации производства. В процессе работы использовались известные методы классификации, ретроспективного, системного и логического анализа и синтеза. В статье предложен новый метод распределения квот господдержки на модернизацию флота на основе инвестиционного принципа вместо так называемого "исторического" принципа, в соответствии с которым квоты в следующем периоде сохраняются за прежними владельцами. На основе системного анализа сущности проблем в развитии рыбной отрасли синтезирован организационно-экономический механизм рационального использования ВБР.
Результаты и обсуждение
По данным Росрыболовства, вылов водных биологических ресурсов (ВБР) в 2016 г. составил 4,67 млн т, что на 5,6 % больше рекордного уровня 2015 г. [1]. В расчете на душу населения вылов ВБР в 2016 г. составляет около 32 кг. Потребление рыбных продуктов, к сожалению, далеко от этой цифры.
Весной 2014 г. Росрыболовство объявило рекордные за последние 10 лет показатели потребления рыбы в России - 22 кг на душу населения в год, что соответствовало нормам потребления. Но спустя год картина изменилась. Парадокс заключается в том, что при росте добычи потребление рыбы в России за прошедшие 12 месяцев вновь сократилось. В 2015 г., по уточненным данным Росрыболовства, потребление рыбы на человека в год в стране упало до 19 кг2. Это при том, что большой объем рыбных продуктов (около 500 тыс. т) был импортирован.
Средние цифры маскируют еще более неудовлетворительную картину по отдельным регионам и низкооплачиваемым слоям населения. Так, в Татарстане потребление рыбных продуктов в 2015 г. составило всего 10,5 кг на душу населения [3].
Как подчеркнул на заседании Госсовета 19 октября 2015 г. В. В. Путин, главная цель рыбного хозяйства - наполнение российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией [4].
Решению этой задачи препятствует целый ряд негативных тенденций и факторов. Большой объем вылавливаемой рыбы уходит на экспорт. В 2016 г. более 40 % улова (1,912 млн т) было экспортировано [1], причем с низкой степенью обработки и по "серым" схемам, когда российские траулеры в море перегружают улов на иностранные суда. В Мурманской области по некоторым видам рыб (треска, пикша) в 2014 г. на экспорт отправлено более 90 % улова [5], несмотря на необходимость импортозамещения. Экспорт рыбы стимулируется ростом курса валют. Широко распространен и не прекращается ННН-промысел. Рыбоохрана в 2014 г. выявила более 129 тыс. нарушений в области рыболовства [6].
Характерными нарушениями являются:
- накопление на борту судов неучтенных в промысловой документации уловов ВБР, рыбной и иной продукции из них (т. н. "неучтенка");
- добыча ВБР без разрешения на добычу (вылов) ВБР;
- неподача или искажение капитаном судна судовых суточных донесений;
- отключение технических средств контроля;
- добыча ВБР в запретных районах, в запретные сроки или запрещенными орудиями добычи;
- нарушение порядка прохождения морских контрольных пунктов (точек).
Из-за большого количества посредников и соответственно наценок розничные цены на рыбу в 3-4 раза выше, чем у производителей [4].
Значительные экономические потери и экологические проблемы возникают в рыбном хозяйстве из-за выбросов "нецелевых" объектов лова, которые достигают 10 % улова (при существующих уловах это несколько сот тысяч тонн).
2 Надеемся, что первоначально объявленный расчет Росрыболовства - 14 кг на человека - был ошибочным [2].
Экономическая эффективность рыбного хозяйства снижается. По данным Федеральной налоговой службы, объем налоговых поступлений с 2007 по 2014 гг. снизился в полтора раза. Как отметил Ю. Трутнев, "потери от рыбной отрасли в шесть раз больше, чем доходы" [7]. Потери возникают из-за расходов на возмещение НДС, льготных ставок на вылов ВБР, недополученных доходов из-за низкой степени переработки, строительства и модернизации флота на иностранных верфях. В целом потери, по оценкам экспертов, составляют около 30 млрд руб. В результате РФ занимает третье место в мире по объему экспорта, шестое - по объему вылова, 15-е - по стоимости экспорта.
Медленно развивается в России аквакультура. В Китае в аквакультуре получают 60 млн т ВБР, в России - всего 160 тыс. т [4]. В рамках подпрограммы "Развитие аквакультуры" (в госпрограмме по развитию рыбохозяйственного комплекса) на 2017 г. выделено 372,5 млн руб.
Одной из самых существенных негативных тенденций в рыбной отрасли является старение рыбопромыслового флота. Средний возраст рыболовных судов достигает 30 лет [4], что превосходит допустимые сроки эксплуатации. На заседании Госсовета основную дискуссию вызвали квоты господдержки. Представителей рыбной отрасли насторожили предложения Росрыболовства о выделении из общей базы 20 % квот под инвестиционные цели - развитие рыбопромыслового флота и переработки. Ведомство аргументировало это предложение плачевным состоянием рыболовного флота нашей страны [8].
Выделение и закрепление квот - самый болезненный вопрос. Держатели квот, или "рыбные короли", как называет их PrimaMedia [9], считают, что государству следует безо всяких условий закреплять квоты уже не на 10, а на 25 лет, в соответствии с так называемым "историческим" принципом. Согласно этому принципу квоты должны выделяться тем же владельцам, которые их получили ранее, невзирая на меняющиеся в реальной жизни условия. Поэтому владельцы квот ратуют за то, чтобы в распределении квот оставить "все как есть". Инициативы нынешних держателей квот на добычу водных биоресурсов России, "транслируемые" через ряд общественных организаций - таких как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), ВАРПЭ и Ассоциация добытчиков минтая, не находят поддержки в Росрыболовстве.
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отмечает, что «по результатам анализа практики правоприменения выявлены коллизии и противоречия порядка распределения прав на осуществление рыболовства, которые приводят к созданию "серых" посреднических схем и появлению "квотных рантье"» [9]. В результате срок закрепления квот был увеличен не до 25, а до 15 лет.
По мнению квотодержателей, увеличение срока закрепления квот позволит привлечь в рыбную отрасль инвестиции для развития береговой переработки рыбы и обновления флота. В 2014 г. инвестиции в рыбном хозяйстве составили 7,5 % от оборота, в то время как в сельском и лесном хозяйстве - 26 % [4]. По нашему мнению, в качестве критерия для обоснования срока предоставления квот более объективным является не "исторический", а "инвестиционный принцип", связанный со сроком окупаемости инвестиций. Вложения в строительство серийных судов при нормальных условиях промысла окупаются за 7-8 лет. Следовательно, за этот срок инвестор получит необходимый объем инвестиций от реализации полученных квот. Значит, действующий срок предоставления квот на 10 лет является вполне приемлемым. Конечно, районы промысла различаются по продуктивности, и каждый инвестиционный проект должен иметь экономическое обоснование.
Рыболовные компании Северного бассейна ведут промысел не только в ИЭЗ России, но и в районах Северной Атлантики и зонах юрисдикции других государств. Они находятся в условиях более жесткой конкуренции, чем рыболовные предприятия других бассейнов. Это не могло не сказаться на результатах работы. В 2015 г. вылов в Северном бассейне сократился, а в 2016 г. - увеличился всего на 8 тыс. т, или на 1,4 % и составил 567 тыс. т, тогда как общий вылов в России вырос на 5,6 % [1]. Это должно нацеливать региональные власти на поиск наиболее эффективных мер по повышению качества управления рыбной отраслью.
Все перечисленные проблемы, состояние и перспективы развития рыбного хозяйства Северного бассейна обсуждались 19 января 2016 г. на научно-практической конференции в Мурманском государственном техническом университете.
Открывая конференцию, первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин выразил надежду на то, что дискуссии в университетских аудиториях не будут сведены только к критике некоторых шагов федеральных властей в свете решения "рыбного" президиума Госсовета, а позволят выработать встречные предложения, направленные на развитие отрасли. Первый вице-губернатор подчеркнул, что сегодня цель у рыбаков и руководства области одна - вернуть Мурманску статус рыбной столицы, а нашей области - звание кормилицы страны [10].
Для реализации основных направлений государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса и выполнения поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета необходимо сформировать действенный организационно-экономический механизм рационального использования ВБР, другими словами, эффективную систему управления рыбным хозяйством.
Организационно-экономический механизм включает три группы инструментов:
1. Нормативно-правовая база - устанавливает условия хозяйственной деятельности (Закон "О рыболовстве", государственные программы и др. нормативные акты, Кодекс ведения ответственного рыболовства).
2. Экономические инструменты - косвенные методы воздействия на принятие управленческих решений (налоги, инвестиции, рентные платежи, цены, прибыль, наценки, кредиты, дотации).
3. Организационные инструменты управления - инструменты прямого воздействия на принятие управленческих решений (ФАР, территориальные органы управления, оргструктуры предприятий, кластеры).
Организационные и экономические инструменты должны быть взаимосогласованы между собой. Между ними устанавливаются прямые и обратные связи. Механизм будет действовать в направлении достижения цели только в том случае, если исполнение норм прямого действия сопровождается экономическими стимулами и сохраняется баланс интересов участников хозяйственной деятельности.
Так, для решения проблемы снижения цен на рыбную продукцию можно сократить число посредников, установить предельные торговые наценки, вести борьбу с монополизмом, но этого недостаточно. В условиях рынка необходимо увеличить предложение рыбной продукции. Это значит, необходимо не только наращивать вылов, потенциал которого ограничен ОДУ3, но и стимулировать сокращение экспорта и, особенно, развивать аквакультуру. Предприятия рыбного хозяйства должны использовать высокотехнологичный флот, рыбоперерабатывающее оборудование и рационально, комплексно использовать ВБР для повышения производительности и снижения себестоимости.
Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" является основополагающим нормативным документом для рыбохозяйственного комплекса. Он содержит комплекс регулирующих организационных, экономических и этических норм и инструментов, но требует доработки. В настоящее время многие владельцы рыболовных предприятий стремятся узаконить право на бесплатную добычу биоресурсов, не принимая на себя никакой ответственности за конечное их использование и минимизируя отчисления в бюджет законными и незаконными способами.
Например, выручка камчатского ОАО "Океанрыбфлот" по итогам 2013 г. составила 6,594 млрд руб., снизившись по сравнению с аналогичным показателем за 2012 г. на 14,1 %. При этом чистая прибыль компании, как следует из ее годовой финансовой отчетности, упала более чем в 69,2 раза - с 810,4 млн руб. до 11,7 млн руб. [11], что вызывает вопросы.
В настоящее время законным является переход рыбодобывающих компаний на единый сельхозналог (ЕСХН). Применение налогового режима ЕСХН привело к существенному сокращению поступлений по налогу на прибыль и налогу на имущество. Как отметила И. Вансович на V научно-практической конференции Северного бассейна [12], "сегодня на рыбоперерабатывающие предприятия налоговики повесили обязанность платить налог на добавленную стоимость (НДС) вместо добывающих компаний, находящихся на ЕСХН". Добывающие компании получают ВБР в качестве сырья бесплатно или по льготным ставкам, следовательно, у них доля добавленной стоимости выше. Но они не платят НДС, а платят очень небольшой налог (ЕСХН), а рыбопереработчики вынуждены платить гораздо больше. В результате перерабатывающие компании не справляются с налоговой нагрузкой и "попадают" на штрафы. По этой причине шесть рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области находятся под угрозой банкротства. Выход здесь может быть только один: всех перевести на общую систему налогообложения.
В соответствии с поручением президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета 19 октября 2015 г. налоговые льготы в рыбной отрасли существенно уменьшены с 1 января 2017 г.
С учетом прогнозируемого объема денежной выручки по итогам 2015 г. (165-170 млрд руб.) и по итогам 2016 г. (178-180 млрд) налоговая нагрузка в 2017 г. составит 21,4-21,5 млрд руб. (12,6 % отраслевой выручки). Для предприятий, не имеющих статуса градо- и поселкообразующих, налоговая нагрузка возрастет в большей степени - до 14,5 % от выручки [13], что не является чрезмерным.
При существующей системе налогообложения прибыль рыболовной отрасли за 2015 г. возросла почти втрое. Доля организаций рыбной отрасли, получивших прибыль, составила 84 % против 77,7 % годом ранее. Общий сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений вырос в январе - ноябре 2015 г. на 48,6 % и составил 8 трлн 336,7 млрд руб. [14].
Перед Комиссией Правительства РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса стоит сложная задача по внесению изменений и дополнений в закон № 166-ФЗ на основе многочисленных, подчас противоречивых, предложений.
Очень сложным является вопрос о платности ВБР. В теории известно [15] и практически понятно, что более продуктивные районы промысла дают возможность рыбодобывающим предприятиям получать более высокую прибыль. Рыбаки это прекрасно знают и стремятся реализовать свою квоту именно в таких
3 ОДУ - общий допустимый улов.
районах лова, но возражают против платности ВБР, ссылаясь на то, что, например, в Норвегии "отсутствует плата за ресурсы".
В Норвегии государство сохранило за собой не только контроль над процедурой распределения квот и контроль над ценами, но и контроль внешней торговли и потоков финансовых ресурсов в отрасли. По норвежскому законодательству государство регулирует среднюю норму прибыли и за счет этого изымает промысловую ренту. Государство получает ее в свое распоряжение на последующих переделах: при переработке рыбы, продаже ее на экспорт и в розничной сети - за счет налогов. Добавленная стоимость и уровень оплаты труда на этих переделах достаточно велики, налоговые ставки находятся на среднемировом уровне [15, с. 179-181].
В России плата за ВБР взимается за "ресурсы в воде", т. е. до их вылова. При надлежащем контроле над работой рыболовных судов можно установить плату за объем выловленных ВБР, но очень важно, чтобы рентные платежи предприятие уплачивало за счет прибыли, а не относило их на себестоимость, как это разрешено сейчас, что ведет к удорожанию продукции.
В период перехода мировой экономики к новому технологическому укладу большое значение приобретает инновационное направление развития рыбного хозяйства.
В утвержденной госпрограмме "Развитие рыбохозяйственного комплекса" практически отсутствуют меры по внедрению инновационных технологий в работу предприятий рыбной отрасли. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разработать отдельную государственную программу инновационного развития рыбохозяйственного комплекса.
Генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб уверен, что современный (инновационный) способ вылова живой рыбы дает экономический эффект в восемь-десять раз больше, чем традиционные технологии лова [16]. Мурманский рыбокомбинат специализируется на приемке и переработке живой рыбы с наливных судов, которые приходят напрямую с промысла. В России метод ловли живой рыбы из-за технической отсталости судов почти не используется - по современной технологии работают лишь два судна. С одним из них, "Лазурным" компании "Айсберг-Норд", рыбокомбинат активно сотрудничает.
Интерес к более современным способам вылова и переработки рыбы и морепродуктов оправдан с экономической точки зрения. "Представьте себе классическое российское рыбацкое судно. Как правило, оно имеет сто человек экипажа и за сутки осваивает сто тонн рыбы. Рыбу ловят по старинке, тралом -тянут сеть по дну. Затем на судне рыбу шкерят - потрошат, отходы выбрасывают за борт, и в замороженном виде сырье поступает на берег. Норвежцы работают совершенно иначе. Там судно с экипажем пять-восемь человек принимает до 600 т рыбы. Они по спутникам определяют, где находится косяк, охватывают его длинной сетью, а затем с помощью специальных насосов закачивают рыбу на борт. Причем борт у судна не обычный, а в виде RSW-танков - это своего рода большие аквариумы, в них циркулирует вода, подается воздух. В результате рыба на берег приходит живая, более качественная. Себестоимость вылова рыбы у норвежцев в восемь-десять раз ниже, чем у российских рыбаков" [16].
До настоящего времени Михаил Зуб работал с норвежцами, закупая у них живую рыбу. Сейчас, после введения эмбарго на продукцию из Норвегии, производственная работа предприятия остановлена -работники поддерживают лишь техническое оборудование комбинатов.
По такой инновационной технологии с гидроканалом работают 12 судов ООО "Морфиш" в Калининградской области [17], опыт которых заслуживает распространения.
В ближайшем будущем, после выделения квот на строительство рыболовных судов, начнется интенсивное обновление рыболовного флота. Необходимо обоснованно подойти к выбору проектов судов и типа силовых установок, чтобы снизить энергозатраты на добычу ВБР. В настоящее время удельный расход топлива на российских рыболовных траулерах в два раза выше, чем на норвежских.
Необходимо расширять использование "экологически чистых" технологий промысла (ярусный, сетной, сюрреводный лов), а также внедрять инновационные проекты в рыбопереработку, что позволит повысить качество рыбной продукции.
В настоящее время на судах научных организаций проводится опытная эксплуатация программно-технического комплекса "Электронный промысловый журнал", который обеспечивает ведение промыслового журнала в электронном виде, а также автоматическое формирование установленной промысловой отчетности и ее представление в Росрыболовство. По мнению руководителя Росрыболовства, введение электронного промыслового журнала в практическую деятельность будет способствовать снижению проблем, связанных с ННН-промыслом [4].
После развала и раздробленности рыбного хозяйства в 90-е годы XX в. настала пора повысить организационный уровень управления отраслью за счет интеграции и создания инновационно-технологических структур в форме производственных кластеров.
На различных форумах и в прессе два года обсуждалась идея создания грандиозного рыбного кластера в Приморье. К разработке проекта кластера АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края"
привлекло японский исследовательский институт "Номура". В ноябре 2014 г. разработчики представили проект по созданию рыбного кластера стоимостью 28 млн 325 тыс. руб. По проекту рыбопромышленный кластер Приморья должен включать производственные объекты по рыбопереработке, холодильные мощности, современный торговый центр, портовую и транспортную инфраструктуру, оснащенную самыми современными электронными технологиями. Предварительная стоимость очередной "стройки века" в Приморском крае порядка 39 млрд руб., из которых на долю бизнеса планируется 25 млрд руб. инвестиций [18].
Одной из главных проблем, с которой столкнется будущий рыбный кластер в Приморье, станет нехватка сырья по экономически приемлемым ценам для предприятий глубокой переработки. Обоснованным является мнение, что рыбодобытчики, плотно "сросшиеся" с бизнесом стран АТР и имеющие сильное лобби в органах власти, просто так не расстанутся с валютными доходами и долгосрочными контрактами с иностранцами [19].
Создание рыбного кластера в Приморье в таком виде, как это предлагалось авторами проекта, осложнено рядом обстоятельств. По мнению генерального директора ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" А. Шевченко, существующие на сегодняшний день в Приморье мощности по перевалке рыбы вполне справляются с имеющимся грузопотоком и обладают потенциалом для расширения [20].
Поэтому проект рыбного кластера Приморья, который несколько последних лет разрабатывал японский институт "Номура" совместно с приморскими отраслевыми институтами, не будет реализован. По поручению президента РФ Росрыболовство разработало альтернативный проект дальневосточного рыбопромышленного кластера. В Дальневосточном федеральном округе сформируются четыре региональных кластера - Камчатский, Сахалинский, Курильский и Приморский. Согласно новой концепции, основные приморские мощности кластера будут располагаться во Владивостоке и его окрестностях, а не в бухте Суходол рядом с угольным причалом, как предполагалось проектом рыбного кластера института "Номура". Изменилась и финансовая модель кластера: создавать его планируют в основном за счет инвесторов с минимальной господдержкой [21].
По нашему мнению, в проект рыбного кластера необходимо включить в качестве инвесторов на договорной основе рыбодобывающие предприятия и специализированные финансовые институты. Это необходимые компоненты для эффективного функционирования кластера. В рыбном хозяйстве инвестиционные потоки, кредитные схемы и финансовые продукты имеют отраслевую специфику. Важнейшим условием экономической интеграции предприятий рыбного хозяйства должно стать создание целостного цикла работы предприятий по схеме "кредитование - инвестиции - добыча - переработка - реализация готовой продукции". Одновременно такое организационное образование в форме кластера должно включать научное, кадровое, техническое и др. обеспечение.
На федеральном уровне следует реализовать меры, предлагавшиеся бывшим руководителем Росрыболовства А. Крайним [22] и другими авторами, по расширению полномочий Агентства по рыболовству в области управления и координации деятельности организаций, осуществляющих добычу, переработку гидробионтов, хранение и транспортировку рыбной продукции, внешнюю и внутреннюю торговлю, судостроение и судоремонт.
Управление рыбохозяйственным комплексом должно осуществляться на основе биоэкономической концепции рационального использования ВБР [15], сущность которой как в биологическом, так и в экономическом смысле сводится к сохранению ВБР и одновременно получению максимального выхода готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости. Это предполагает комплексное использование биоресурсов, запрет выбросов "нецелевых" объектов лова, утилизацию отходов в качестве вторичного сырья, использование безотходных биотехнологий. Для этого необходимо за счет организационного потенциала создаваемых кластерных структур использовать имеющиеся инновационные технологии (судовые рыбомучные установки, технологии глубокой переработки ВБР, биоразлагаемые рыболовные сети и др.), а также повышать инновационную активность научно-исследовательских институтов Росрыболовства.
Кроме того, следует заметить, что ни на конференциях, ни в СМИ не обсуждается вопрос о корпоративной социальной ответственности рыбацких бизнес-сообществ. Кодекс ведения ответственного рыболовства относится к числу важных нормативных документов организационно-экономического механизма. Он должен стать действенным инструментом новой парадигмы развития рыбного хозяйства [23].
Таким образом, в структуру организационно-экономического механизма рационального использования ВБР необходимо включить ряд действенных инструментов.
1. Разработка программы инновационного развития рыбохозяйственного комплекса.
2. Разработка календарной программы обновления промыслового флота на основе заявок рыбодобывающих компаний и квот господдержки судостроения Росрыболовством и Объединенной судостроительной корпорацией.
3. Установка обоснованных дифференцированных ставок рентных платежей за использование ВБР (их оплата из прибыли, а не списывание на себестоимость, как происходит в настоящее время).
4. Разработка сценария и графиков организации работы промысловых судов в конкретных районах промысла.
5. Внедрение бизнес-планирования на предприятиях рыбохозяйственного комплекса.
6. Формирование региональных финансово-промышленных кластеров в прибрежных субъектах РФ.
7. Расширение полномочий Агентства по рыболовству в области управления и координации деятельности организаций, осуществляющих добычу, переработку гидробионтов, хранение и транспортировку рыбной продукции, внешнюю и внутреннюю торговлю, судостроение и судоремонт.
8. Реализация комплекса взаимосвязанных мер по насыщению отечественного рынка рыбной продукцией по приемлемым ценам.
9. Повышение корпоративной социальной ответственности рыбацких бизнес-сообществ (за ведение экологически чистых видов промысла, запрещение выбросов ВБР, соблюдение принципов деловой этики работниками рыбного хозяйства).
10. Осуществление активного мониторинга за реализацией утвержденных программ и мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса.
Заключение
Несмотря на наличие серьезных технико-экономических проблем, рыбное хозяйство в последние годы преодолело затяжной кризис и сформировалось как полноценная устойчивая отрасль народного хозяйства. Предстоит решить важную задачу по повышению качества управления на основе новой парадигмы рационального использования водных биологических ресурсов [15; 23]. Используя рыночные механизмы, система управления в рамках государственного регулирования должна опираться на комплекс действенных организационных и экономических инструментов при принятии управленческих решений.
Только целостная система действенных организационно-экономических инструментов может обеспечить реализацию стратегических целей по развитию рыбного хозяйства и удовлетворению потребностей населения в рыбной продукции.
Статья подготовлена в рамках НИОКР № 12-17ГЗ "Разработка механизмов устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса в условиях промышленного освоения Арктической зоны РФ", проводимой по государственному заданию Федерального агентства по рыболовству.
Библиографический список
1. Илья Шестаков обозначил приоритеты Росрыболовства на 2017 год // Росрыболовство : офиц. сайт. URL: http://iish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/17483/.
2. Потребление рыбы в России упало до 14 кг на человека // Интерфакс : офиц. сайт. URL: http://www.interfax.ru/business/492038.
3. На каждого татарстанца в 2015 году пришлось 10,5 кг рыбы // ИА "Татар-информ" : сайт. URL: http ://tatar-inform.ru/2016/02/09/.
4. Заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/50524.
5. Васильев А. М. Социально-экономические результаты функционирования рыбной отрасли и пути их улучшения // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2016: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Апатиты, 14-16 апреля 2016 г. Апатиты : ИЭП КНЦ РАН, 2016. С. 175-181.
6. Рыбоохрана в 2014 году выявила более 129 тыс. нарушений в области рыболовства. URL: http://iishkamchatka.ru/06.02.2015/html.
7. Трутнев Ю. Потери от рыбной отрасли в шесть раз больше, чем доходы // Рыба Камчатского края : сайт. URL: http://old.iishkamchatka.ru/?cont=long&id=53558&year=2015&today=29&month=04.
8. Фишман М. Итоги года: где рыба? URL: http://iishkamchatka.ru/22.01.2016/html.
9. "Идти на поводу" у держателей квот на рыбу Минсельхоз и Росрыболовство не намерены // ИА PrimaMedia : сайт. URL: http://primamedia.ru/news/336214/.
10. Антонян Н. Как вернуть звание кормилицы // Мурманский вестник : сайт. URL: http://www.mvestnik.ru/economy/pid201601273l/.
11. Щербаков Д. Камчатское ОАО "Океанрыбфлот" за 2013 год сократило чистую прибыль в 69 раз // Коммерсанта : сайт. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2436903.
12. Кто накормит мурманчан свежей рыбой по доступной цене? URL: http://www.msk.kp.ru/daily/26485/3354508/.
13. Рыбопромышленники высказались о налоговой нагрузке в отрасли // РИА Восток-Медиа: сайт. URL: http://www.vostokmedia.com/r20/05-12-2015/n265847.html.
14. Прибыль рыболовной отрасли за 2015 год возросла почти втрое // Правда.ру : сайт. URL: https://www.pravda.ru/news/economics/agriculture/iishery/29-01 -2016/1290442-fish-0/.
15. Титова Г. Д. Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции. СПб. : ВВМ, 2007. 368 с.
16. Инкижинова С. Тянем невод по старинке // Эксперт : сайт. URL: http ://expert.ru/expert/2014/3 8/tyanem-nevod-po-starinke/.
17. Рыбу ловят и ... качают // Рыбный союз: Союз предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры : сайт. URL: http://www.рыбныйсоюз.рф//p=5113.
18. Инкижинова С. Куда поплывет рыба? // Эксперт : сайт. URL: http://expert.ru/expert/ 2014/20/kuda-poplyivet-ryiba/.
19. "Битва за сырье" ждет рыбный кластер в Приморье // ИА PrimaMedia : сайт. URL: http://primamedia.ru/news/346980/.
20. Приморский рыбный кластер выпал из поля зрения Госсовета? // РИА Дейта.ру : сайт. URL: http://deita.ru/news/deyta-iish/28.10.2015/4999610-primorskiy-rybnyy-klaster-vypal-iz-polya-zreniya-gossoveta/.
21. Усов П. Дальневосточный рыбный кластер ориентируется на Россию // Gudok.ru : сайт. URL: http://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1325040.
22. Крайний А. Как бы ведомство не называлось, ему нужны дополнительные полномочия // Рыбное хозяйство. 2012. № 3. С. 4.
23. Столбов А. Г., Беляев В. А. Формирование новой парадигмы рационального использования морских биологических ресурсов // Европейский Север: инновационное освоение морских ресурсов (образование - наука - производство): материалы междунар. науч.-практ. конф. Мурманск, 13-18 марта 2013 г. Мурманск : Изд-во МГТУ, 2013. С. 145-149.
References
1. Ilya Shestakov oboznachil prioritety Rosrybolovstva na 2017 god [Ilya Shestakov outlined the priorities of Rosrybolovstvo for 2017] // Rosrybolovstvo : ofits. sayt. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/17483/.
2. Potreblenie ryby v Rossii upalo do 14 kg na cheloveka [Fish consumption in Russia decreased to 14 kg per person in 2015] // Interfaks : ofits. sayt. URL: http://www.interfax.ru/business/492038.
3. Na kazhdogo tatarstantsa v 2015 godu prishlos 10,5 kg ryby [For every resident of Tatarstan is 10.5 kg fish in 2015] // IA "Tatar-inform" : sayt. URL: http://tatar-inform.ru/2016/02/09/.
4. Zasedanie prezidiuma Gossoveta po voprosam razvitiya rybohozyaystvennogo kompleksa [State Council Presidium meeting on developing Russia's fisheries sector] // Prezident Rossii : ofits. sayt. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/50524.
5. Vasilev A. M. Sotsialno-ekonomicheskie rezultaty funktsionirovaniya rybnoy otrasli i puti ih uluchsheniya [Socio-economic results of functioning the fishing industry and ways to improve them] // Sever i Arktika v novoy paradigme mirovogo razvitiya. Luzinskie chteniya - 2016: materialy VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Apatity, 14-16 aprelya 2016 g. Apatity : IEP KNTs RAN, 2016. P. 175-181.
6. Ryboohrana v 2014 godu vyyavila bolee 129 tys. narusheniy v oblasti rybolovstva [Fishery Inspection body detected more than 129 thousand violations of fishery regulations in 2014]. URL: http://fishkamchatka.ru/06.02.2015/html.
7. Trutnev Yu. Poteri ot rybnoy otrasli v shest raz bolshe, chem dohody [The losses of the fishing industry are six times higher than the incomes] // Ryba Kamchatskogo kraya : sayt. URL: http:// old.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=53558&year=2015&today=29&month=04.
8. Fishman M. Itogi goda: gde ryba? [Results of the year: where is the fish?] URL: http://fishkamchatka.ru/22.01.2016/html.
9. "Idti na povodu" u derzhateley kvot na rybu Minselhoz i Rosrybolovstvo ne namereny [The Ministry of Agriculture and Russian Federal Fisheries Agency are not going to "be led by the nose" by fish quotes holders] // IA PrimaMedia : sayt. URL: http://primamedia.ru/news/336214/.
10. Antonyan N. Kak vernut zvanie kormilitsy [How to return the title of breadwinner] // Murmanskiy vestnik : sayt. URL: http://www.mvestnik.ru/economy/pid201601273l/.
11. Scherbakov D. Kamchatskoe OAO "Okeanrybflot" za 2013 god sokratilo chistuyu pribyl v 69 raz [Kamchatka OJSC "Okeanrybflot" reduced its net profit by 69 times in 2013] // Kommersant.ru : sayt. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2436903.
12. Kto nakormit murmanchan svezhey ryboy po dostupnoy tsene? [Who will feed the Murmansk residents with fresh fish at an accessible price?] URL: http://www.msk.kp.ru/daily/26485/3354508/.
13. Rybopromyishlenniki vyskazalis o nalogovoy nagruzke v otrasli [Fishermen spoke about the tax burden in the industry] // RIA Vostok-Media : sayt. URL: http://www.vostokmedia.com/r20/05-12-2015/n265847.html.
14. Pribyl rybolovnoy otrasli za 2015 god vozrosla pochti vtroe [The profit of the fishing industry has almost tripled during 2015] // Pravda.ru : sayt. URL: https://www.pravda.ru/news/ economics/agriculture/fishery/29-01-2016/1290442-fish-0/.
15. Titova G. D. Bioekonomicheskie problemy rybolovstva v zonah natsionalnoy yurisdiktsii [Bioeconomic problems of fishing in the national fisheries jurisdiction zones]. SPb. : VVM, 2007. 368 p.
16. Inkizhinova S. Tyanem nevod po starinke [We are fishing in the old way] // Ekspert : sayt. URL: http://expert.ru/expert/2014/38/tyanem-nevod-po-starinke/.
17. Rybu lovyat i ... kachayut [Fish is caught and ... pumped] // Rybnyi soyuz: Soyuz predpriyatiy, osuschestvlyayuschih deyatelnost v sfere rybnogo hozyaystva i akvakultury : sayt. URL: http://www.ryibnyiysoyuz.rf//p=5113.
18. Inkizhinova S. Kuda poplyvet ryba? [Where will the fish swim?] // Ekspert : sayt. URL: http://expert.ru/expert/2014/20/kuda-poplyivet-ryiba/.
19. "Bitva za syre" zhdet rybnyy klaster v Primor'e ["The battle for raw materials" is waiting for the fish cluster in Primorye] // IA PrimaMedia : sayt. URL: http://primamedia.ru/news/346980/.
20. Primorskiy rybny klaster vypal iz polya zreniya Gossoveta? [Has Primorye fishing cluster disappeared from State Council's sight?] // RIA Deyta.ru : sayt. URL: http://deita.ru/news/deyta-fish/28.10.2015/4999610-primorskiy-rybnyy-klaster-vypal-iz-polya-zreniya-gossoveta/.
21. Usov P. Dalnevostochnyi rybnyi klaster orientiruetsya na Rossiyu [The Far Eastern fish cluster is oriented towards Russia] // Gudok.ru : sayt. URL: http://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1325040.
22. Krayniy A. Kak by vedomstvo ne nazyivalos, emu nuzhny dopolnitelnye polnomochiya [However the department is called, it needs additional powers] // Rybnoe hozyaystvo. 2012. N 3. P. 4.
23. Stolbov A. G., Belyaev V. A. Formirovanie novoy paradigmy ratsionalnogo ispolzovaniya morskih biologicheskih resursov [Formation of a new paradigm for the efficient use of marine biological resources] // Evropeyskiy Sever: innovatsionnoe osvoenie morskih resursov (obrazovanie - nauka - proizvodstvo): materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Murmansk, 13-18 marta 2013 g. Murmansk : Izd-vo MGTU, 2013. P. 145-149.
Сведения об авторе
Столбов Александр Григорьевич - ул. Спортивная, 13, г. Мурманск, Россия, 183010; Мурманский государственный технический университет, д-р экон. наук, профессор; e-mail: [email protected]
Stolbov A. G. - 13, Sportivnaya Str., Murmansk, Russia, 183010; Murmansk State Technical University, Dr of Econ. Sci., Professor; e-mail: [email protected]
A. G. Stolbov
Formation of organizational and economic mechanism of rational use of aquatic biological resources
The state of fisheries has been researched based on a systematic approach and comprehensive analysis of statistical data, the following issues have been characterized: the catch of aquatic biological resources (ABR), consumption of fish products, problems in the development of the fishing industry (fleet aging, lack of innovative technologies, the proliferation of IUU fishing4, the high level of retail prices for fish, low degree of processing export products, overshoot "improper objects" of fishing, the gap in aquaculture development, low economic efficiency). To improve the quality of fishery management it has been proposed to form the organizational and economic mechanism of ABR rational use, which should include effective tools for the implementation of management decisions. Instead of the so-called "historical" principle it has been suggested to use the investment principle of quota allocation and rental payments. The basis for management of fishing industry should be scientifically based on the bioeconomic concept of ABR rational use, the essence of which is to preserve the ABR and at the same time to obtain the maximum output of finished products with high added value. To form the organizational and economic mechanism it is necessary to develop a programme of innovative development of the fisheries sector, a calendar programme of upgrading of fishing fleet, well-reasoned differential rates of rent payments for the ABR use, scenarios and graphic organization of work of fishing vessels in specific fishing areas, to form regional financial and industrial clusters, to expand the authority of the Fisheries Agency, to improve corporate social responsibility of the fishing business communities. Modernization of management system for ABR rational use can significantly reduce environmental pollution, ensure the effective delivery of catch to shore, their high-quality processing and the needs of the population in fish products.
Key words: aquatic biological resources, fisheries, catch, quota, organizational-economic mechanism, rational use, cluster.
4 IUU fishing is illegal, unreported, and unregulated fishing.