Научная статья на тему 'Как повысить эффективность рыбной отрасли?'

Как повысить эффективность рыбной отрасли? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / FISHERIES / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / CURRENT STATE / ПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / FISHING FLEET / ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ / БИОРЕСУРСЫ / BIORESOURCES / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / USE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / MODERNIZATION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев А.М.

В статье рассматриваются современное состояние рыбного хозяйства России и проблемы его развития. Выполнен анализ экономической эффективности промыслового флота России и сделан вывод о необходимости ускорения его обновления. Показаны недостатки используемой в России системы наделения хозяйствующих субъектов квотами биоресурсов и предложен вариант ее улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Directions for Increase in the Efficiency of the Fisheries Sector Functioning

The article briefly describes the current state of the Russian fisheries and problems of their development. The economic efficiency of the Russian fishing fleet is briefly analyzed and conclusion on the need to accelerate its modernization is made. The inefficiency of the system of bioresource quota assignment to economic entities used in Russia is proved based on the analysis and the way of its improvement is offered.

Текст научной работы на тему «Как повысить эффективность рыбной отрасли?»

ЭКО. $ 2014. $ 14 ВАСИЛЬЕВ AM.

Как повысить эффективность рыбной отрасли?

A.M. ВАСИЛЬЕВ, доктор экономических наук, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, Мурманск. E-mail: vasiliev@pgi.ru

В статье рассматриваются современное состояние рыбного хозяйства России и проблемы его развития. Выполнен анализ экономической эффективности промыслового флота России и сделан вывод о необходимости ускорения его обновления. Показаны недостатки используемой в России системы наделения хозяйствующих субъектов квотами биоресурсов и предложен вариант ее улучшения.

Ключевые слова: рыбное хозяйство, современное состояние, промысловый флот, проблемы обновления, биоресурсы, использование, эффективность

Рыбное хозяйство России имеет стратегическое значение, обеспечивая не только продовольственную безопасность, но и заселенность отдельных прибрежных районов, решение социально-экономических проблем. Например, в 2012 г. в России было произведено 8,01 млн т мяса, а рыбохозяйственный комплекс добыл 4,25 млн т гидробионтов, что составило 34,7% объема сырья для производства белковой продукции1.

Рыбное хозяйство относится к секторам экономики, создающим значительный мультипликативный эффект в сопряженных производствах: рыбопереработке, портах, судостроении, машиностроении и т. д., результаты экономической деятельности которых ухудшаются с уменьшением заходов траулеров в порты и выгрузки уловов.

Ситуация в отрасли

В 2012 г. общий объем вылова российских рыбаков в рыночных условиях достиг максимального значения, составив 4,25 млн т, что явилось следствием хорошей сырьевой базы, стабильности законодательства и использования более производительных промысловых судов (бывших в эксплуатации в других странах и новых)2. Основная доля вылова пришлась на Дальневосточный бассейн - 68,5% (2910,9 тыс. т). Доля Северного рыбохозяйственного бассейна - 20,4 (839 тыс. т). При этом общие допустимые уловы и квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне

1 Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб./Росстат. - М., 2013. - 573 с.

2 Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2012 году

и задачи на 2013 год: материалы к заседанию коллегии. иЯ1_: http://fish.gov. ги/адепсу/Ооситетз/%00%А0%00%ВЕ%01%81%01%80%01%8В% Э0%В1 %00%ВЕ%00%ВВ%00%ВЕ%00%В2%01%81%01%82%00%В2%00%ВЕ%20 %D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%202012%20-%2018.03.2013.pdf (дата обращения: 02.12.2013).

4 ЭКО. №4,2014.

ЭКО. $ 2014. $ 14 ВАСИЛЬЕВ AM.

РФ (5269,6 тыс. т) в 2012 г. были освоены только на 68,1%, что говорит и о нежелании судовладельцев заниматься низкорентабельными объектами лова.

В наибольших объемах Россия добывает минтай (1629,6 тыс. т), треску (418,3 тыс. т) и пикшу (145,8 тыс. т), лососевые (391,3 тыс. т), а также скумбрию, путассу, крабов, креветок.

Производство рыбной продукции в 2012 г. составило 3595 тыс. т. При этом в сравнении с общим объемом вылова (4250 тыс. т) выпуск продукции уменьшился всего на 15,5%. Это означает, что в рыбной отрасли России в очень незначительных объемах производится продукция глубокой переработки с большой добавленной стоимостью.

Основные виды рыб, которые подлежат разделке: на Дальневосточном бассейне - минтай, на Северном - треска и пикша. Более 90% продукции из них производится непосредственно в море и экспортируется в виде потрошеной обезглавленной рыбы. На выпуск филе в среднем направляется около 9% общего вылова минтая и 6% - трески и пикши3. Для сравнения: на американских траулерах-процессорах, занимающихся добычей минтая в Тихом океане, продукция неглубокой переработки составляет от 3,4 до 15,3%, а в основном вырабатывается продукция глубокой раздел-ки4. В экспорте Норвегии рыбопродукция из трески и пикши первичной разделки занимает от 19,4 до 24,3%.

Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту) за 2012 г. составил 46,52% общего объема производства (1672,4 тыс. т), увеличившись по сравнению с 2009 г. на 21,9% (300,4 тыс. т) на сумму 842,4 млн долл.

В общей структуре поставок рыбной продукции из Российской Федерации в натуральном выражении на филе рыбное и прочее мясо рыб приходится лишь 4,4% (74,3 тыс. т). Таким образом, есть основания обвинять рыбную отрасль

3 Промысел в России. URL: http://ruspelagic.ru/promysel_v_rossii (дата обращения: 20.12.13); Васильев А.М., Затхеева В.А. Прибрежное рыболовство и береговая переработка - основа инновационного развития в рыбном хозяйстве // Рыбное хозяйство. - 2012. - №3. - С. 25-29.

4 Калмыков Б.А. Промысел минтая в США. URL: http://www.fishnet.ru/news/ novosti_otrasli/21305.html (дата обращения: 23.12.13).

в преимущественном экспорте сырья, из-за чего страна теряет значительные доходы. Так, расчеты по Северному рыбохозяйственному бассейну показывают, что вследствие худшего ассортимента экспортной продукции из трески и пикши, в сравнении с норвежским экспортом, Мурманская область ежегодно теряет от 1,2 до 1,4 млрд руб. экспортной выручки. В экспорте преобладали минтай - 47,0%; сельдь -12,8%; треска и пикша - 8,7%; лососевые - 4,1%. Большая часть рыбы - 861,5 тыс. т (51,5%) - была вывезена в Китай и в страны Западной Европы, где они перерабатывались в филе и другую конечную продукцию.

В связи с неразвитостью логистических схем перевозки рыбной продукции внутри страны Россия одинаковые виды рыб и ввозит в страну, и вывозит за рубеж. Так, при добыче в 2012 г. в российской экономической зоне Тихого океана 391 тыс. т лососевых и 355 тыс. т сельди, Российская Федерация импортировала 212,5 тыс. т выращенных в марикультуре семги и форели, которые значительно хуже по качеству, а также 95,5 тыс. т сельди, 85,7 тыс. т скумбрии, 61,9 тыс. т сардины и 49,8 тыс. т мойвы. Общий объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию, по данным Росстата, за 2012 г. составил 945,2 тыс. т (около 22% от общего объема вылова).

В условиях рынка коренным образом изменилась роль государства в процессах добычи морских гидробионтов, переработки и реализации продукции. Отказавшись от роли основного источника финансирования развития рыбохозяйственного комплекса, государство как монопольный владелец живых биологических ресурсов в территориальных водах и в исключительной экономической зоне сохраняет за собой функции управления и регулирования их использованием. Для этого созданы специальные государственные органы и имеется ряд экономических рычагов, наиболее важными из которых являются системы наделения регионов и пользователей квотами биоресурсов и налогообложения предприятий.

Эффективная рыболовная политика

Для успешного развития рыбной отрасли каждое государство должно сформулировать эффективную рыболовную политику, в которой необходимо обозначить цели рыболовства,

4 *

методы достижения продовольственной и национальной безопасности, возможные меры государственного протекционизма, основные показатели на перспективу. В этом документе должны также учитываться и возможные изменения правового статуса использования ресурсов океана, последствия этого и меры по минимизации потерь для страны. Например, речь идет о возможности расширения исключительных экономических зон, установления режима приоритетного использования биоресурсов и полезных ископаемых на поднятиях дна на «исторической основе» и др.

Важнейшими документами, определяющими основные направления государственной политики развития отрасли на долгосрочный период, являются:

- «Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г.», одобренная распоряжением Правительства РФ от 02.09.2003 г. № 1265-Р (с изменениями от 21 июля 2008 г. № 1057-р);

- Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Росрыболовства от 30.03.2009 г. № 246);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (утверждена Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 13 марта 2013 г.).

Перечисленные документы определяют цели, задачи и основные направления развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 г., но практически не содержат мероприятий и механизмов по их достижению. Поэтому основная цель - переход рыбохозяйственного комплекса от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному - не будет достигнута, если не предпринять соответствующие меры. Об этом, в частности, свидетельствуют Поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительству РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 21.03.2013 г. и от 16.08.2013 г. Ряд вопросов, касающихся развития рыбной отрасли, содержатся в «Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания "О комплексном социально-экономическом развитии Сахалинской области"» от 16 июля 2013 г. (г. Южно-Сахалинск).

Структура и производительность добывающего флота

От количества и типового состава флота зависят экологич-ность и производительность промысла, ассортимент выпускаемой рыбопродукции, затраты на добычу и производство продукции и все остальные показатели функционирования флота.

По состоянию на 01.01.2012 г. общее количество добывающих судов в России составляло 1992 ед. Средний возраст их - 27,5 лет, и многие из них еще могут эксплуатироваться длительное время5. Но они устарели морально, поэтому скорейшее обновление флота диктуется не столько возрастом судов, сколько необходимостью решения важнейших отраслевых и народнохозяйственных проблем - повышения производительности промысла, снижения затрат (прежде всего по топливу) и увеличения производства рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью. В этих целях целесообразно использовать передовой американский опыт рыболовства на Тихом океане, а в Северной Атлантике - норвежский. Рассмотрим примеры.

Главный объект российского рыболовства в дальневосточных морях, так же как и американского - минтай. Вылов его в 2011-2012 гг. составлял 1,63-1,68 млн т, а основной промысловой организацией является Ассоциация добытчиков минтая, доля которой в общем объеме вылова составляла 76-78%.

Предприятия, входящие в ассоциацию, имеют 141 добывающее судно, в том числе - 85 крупнотоннажных. Средний возраст больших судов - 27,6 года, в основном это (38 ед.) большие морозильные рыболовные траулеры типа «Пулковский меридиан», построенные в СССР. Остальные суда построены в ГДР, Польше, Японии, а три наиболее совершенных траулера - в Испании.

Среднетоннажные рыболовные суда представлены сейнер-траулерами и сейнерами, построенными в СССР, а также

5 Наумов Д. О состоянии российского рыбопромыслового флота и промыслового судостроения. URL: http://www.fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/7047 (дата: обращения 05.12.2013).

средними рыболовными морозильными траулерами, бывшими в эксплуатации в Германии, Норвегии, Дании6.

В американской экономической зоне добывают минтай и доставляют рыбу на переработку на береговые предприятия и на плавбазы 14-15 траулеров-процессоров и 39 траулеров-ловцов. Средний возраст траулеров-процессоров - около 34 лет, но вследствие лучших технико-эксплуатационных характеристик они достигают более высоких экономических показателей. В целом с ними сопоставимы только российские большие морозильные рыболовные траулеры типа «Содружество», построенные в Испании. Однако их рыбообрабатывающее оборудование менее производительно, а численность экипажа - на 15,4% больше. Эти и другие факторы приводят к уменьшению производительности труда на 15,0%. К тому же в составе российского флота всего три таких судна.

Основные же российские суда, используемые на добыче (типа «Пулковский меридиан»), несопоставимы с американскими: мощность главного двигателя меньше на 12,8% (при значительно большей длине корпуса), общая производительность по заморозке - на 40%, количество установленных филетировоч-ных линий - в 2-3 раза, суточная производительность рыбоперерабатывающего оборудования ниже более чем вдвое. Все это приводит к уменьшению годового вылова и стоимости товарной продукции примерно в три раза, в сравнении с американскими, производительность труда по вылову ниже в 2,3 раза, а по стоимости продукции - в 2,5 раза. Эффективность эксплуатации больших судов других типов ещё ниже.

Приведенные данные показывают, что с помощью имеющегося на Тихоокеанском рыбохозяйственном бассейне флота невозможно выполнить поставленные государством задачи. Это является следствием как морального и физического старения установленного оборудования, так и действующей системы наделения судовладельцев квотами биоресурсов, не стимулирующей эффективность их использования. Нынешним потребителям российской рыбопродукции - китайским, японским и корейским рыбопромышленникам - требуется рыба

6 Ассоциация добытчиков минтая: Общественное объединение рыбо-добывающих предприятий России. URL: www.Pollock.ru (дата обращения: 09.01.2014).

с наименьшей степенью разделки. Это устраивает и владельцев устаревших судов, так как существующие правила наделения квотами биоресурсов позволяют им иметь значительные доходы без замены или модернизации добывающего флота.

На Северном бассейне в 2012 г. в эксплуатации находилось 281 судно. Средний возраст - 27,4 года. Преобладали (79,2% от общего числа океанических судов) среднетоннажные морозильные траулеры для добычи донных валютоемких видов рыб: трески, пикши, окуня, палтуса, камбалы и зубатки. Они в основном осваивают общие с Норвегией запасы рыб, которые преимущественно в первично обработанном виде прямо с моря вывозятся на рынки Западной Европы и в США. Из-за худшего ассортимента экспортной продукции, в сравнении с норвежским, Россия ежегодно теряет около 18% экспортной выручки.

Отряд крупных судов представлен супертраулерами типа «Моонзунд» немецкой постройки (РТМК-С). Они модернизированы, могут добывать и перерабатывать за сутки 250-350 т гидробионтов, но из-за недостатка сырьевых биологических ресурсов в Северной Атлантике они большую часть года ведут промысел за ее пределами.

В документах, определяющих рыболовную политику страны, много говорится о возобновлении промысла в открытых районах Мирового океана, но практических шагов не предпринимается. По нашему мнению, супертраулеры типа «Моонзунд» при определенных государственных преференциях могли бы использоваться для этих целей.

В составе рыболовного флота Северного бассейна имеется лишь один морозильно-свежьевой сейнер-траулер с танками. Промысел многих видов рыб с помощью этих судов в районах, расположенных недалеко от портов базирования, в несколько раз производительнее, чем других типов траулеров. Однако для использования сейнер-траулеров требуются высокопроизводительные береговые мощности по выкачке уловов из танков и для переработки рыбы, а их в портах Северного бассейна нет. Недостаточное количество сейнер-траулеров в составе флота привело в 2010-2012 гг. к тому, что Россия освоила только 50% выделенной квоты мойвы. С этим же связана низкая производительность труда российских рыбаков

по сравнению с норвежскими: по вылову в натуральном выражении - в 3,67 раза, в стоимостном выражении - в 2,17 раза.

В соответствии в Американским законом о рыболовстве 1998 г. - The American Fisheries Act 1998 - 50% общедопустимого улова минтая предназначается береговым предприятиям. Как известно, в России также существует так называемый прибрежный промысел, и для него выделяются, хотя и в значительно меньших масштабах, квоты основных объектов промысла. На Тихом океане - минтай, на Северном бассейне - треска и пикша. Но из-за освоения прибрежных квот морозильными судами с перегрузкой рыбопродукции на транспорт прибрежный промысел в России в значительной мере утратил свое предназначение, заключающееся в снабжении рыбным сырьем береговых заводов, а населения - охлажденной рыбой.

Природные условия для функционирования прибрежного рыболовства и потребности в его развитии значительно дифференцированы на территории России. Давно назрела необходимость передать управление им на региональный уровень, оставив федеральным властям только функцию утверждения общедопустимых уловов для прибрежного промысла.

В 2008 г. для предприятий рыбной отрасли были установлены две налоговые льготы системного характера: уплата сбора за пользование водными биоресурсами в размере 15% от ставок, утвержденных в 2003 г., и налоговый режим «Единый сельскохозяйственный налог для рыбодобывающих предприятий с численностью занятых не более 300 человек». Это позволило в 2-3 раза снизить налоговую нагрузку в рыбодобыче и значительно улучшить финансовое положение предприятий7. Так, сальдо прибылей и убытков увеличилось с 5,4 млрд руб. в 2007 г. до 22,9 млрд руб. в 2012 г.

В настоящее время большинство крупных и средних компаний, имеющих квоты трески и пикши в 4-6 тыс. т, а минтая -в 15-20 тыс. т, способны финансировать строительство нового флота по схемам, существующим в странах с развитым

7 Эффективность налоговых льгот, предоставленных рыбохозяйственному комплексу, и их влияние на финансово экономическое состояние предприятий. URL: http://media.rspp. ru/document/1/f/c/fce67010a4d4d0f36bf89b22f2fbcd3e. pdf (дата обращения: 14.01.2014).

гражданским судостроением. На Тихоокеанском бассейне таких компаний, входящих в Ассоциацию добытчиков минтая, по крайней мере, половина; на Северном - около 40 компаний на донном промысле (50% общего количества) и 5-7 компаний - на добыче пелагических гидробионтов (20%). Правильность таких выводов подтверждается тем, что за рубежом было построено и строится сейчас несколько траулеров. Компания «Русское море»8 и Альянс «Карат»9, осуществляющий свою деятельность в Северном бассейне, вкладывают средства в приобретение квот минтая и строительство добывающего флота.

По расчетам О.О. Братухина, эффективное новое судно может окупиться за 2-3 года10, а деятельность крупных рыбо-добывающих компаний по доходам сопоставима с газовыми11. Наши расчеты также подтверждают, что средний траулер окупается за три года.

Начало массового строительства новых судов сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы и современных верфей в России. Ведутся дискуссии вокруг возможности изменения правил наделения рыбаков долями гидробионтов и финансирования строительства траулеров за счет так называемых «квот под киль» (квоты водных биологических ресурсов, выделяемые для оплаты стоимости строительства судов на российских верфях), что приведет к многочисленным негативным последствиям, многократно озвученным на профессиональных конгрессах, конференциях и изложенных в научных источниках и СМИ.

Финансовые схемы оплаты строительства судов на российских верфях и условия их приобретения в собственность рыболовных компаний, а также проекты новых судов рассматривались на 12 заседаниях Комиссии при Минпромторге РФ, но согласованного решения принято не было. Однако

8 Рыбопереработчики выходят в море. URL: http://expert.ru/expert/2012/10/ ryibopererabotchiki-vyihodyat-v-more/ (дата обращения: 20.12.2013).

9 У Мурманского тралфлота может смениться собственник. URL: http:// fishonline.ru/u_murmanskogo_tralflota_mojet_smenitsya_sobstvennik_news4175. html (дата обращения: 20.12.2013).

10 Повышение эффективности промысла минтая. URL: http://ruspelagic. ru/povyshenie-effektivnosti-promysla-m (дата обращения: 20.12.2013).

11 Промысел в России. URL: http://ruspelagic.ru/promysel_v_rossii (дата обращения: 20.12.13).

в Государственной программе Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предложена схема финансирования строительства нового флота на основе зарубежного использования финансового лизинга, устраивающая, по нашему мнению, все стороны.

Для стимулирования строительства судов на российских верфях мы предлагаем следующие меры:

- государственные гарантии возврата процентов за кредит в размере не менее 2/3 ставки рефинансирования;

- освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на оборудование, материалы и механизмы, ввозимые из-за рубежа и используемые при строительстве судов, аналоги которых в России не производятся;

- увеличение периода субсидирования из бюджета процентной ставки по кредитам и лизинговым договорам до 10 лет;

- отмена платы за биоресурсы на период окупаемости судов.

Создание эффективной системы наделения квотами

Системы наделения регионов и хозяйствующих субъектов правом доступа к водным биоресурсам относятся, по нашему мнению, к наиболее актуальным и дискуссионным вопросам в организации и развитии морской промысловой деятельности. Об этом свидетельствуют как практика стран с развитым морским рыболовством, так и непродолжительный опыт функционирования экономики нашей страны в рыночных условиях.

Промысловые водные биологические ресурсы с 1993 г. ежегодно делились между регионами по сложившимся в доперестроечный период пропорциям, а между хозяйствующими субъектами - по коэффициентам, принятым с учетом технологических и энергетических мощностей судов. Вследствие значительного превышения имеющихся добывающих мощностей по сравнению с общедопустимыми уловами, наблюдалось развитие незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, который невозможно было проконтролировать из-за прямого вывоза рыбопродукции с моря за рубеж и различных теневых организационных схем. Происходили задержки с распределением квот, ставшие одной из основных причин их недоосвоения

в некоторые годы, в том числе по треске, минтаю и пикше. Задерживались продажи и списание траулеров, значительные средства направлялись на содержание излишних и неисправных судов. Бюджетная эффективность использования биоресурсов была низкой. В целом эта система предоставляла разнообразные возможности корректировать принимаемые решения, что привносило элементы субъективизма и коррупционности.

Для совершенствования государственного управления водными биоресурсами Правительство РФ 27 декабря 2000 г. издало Постановление №1010 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов...», которым предусматривалась продажа на аукционах 25-30% общей квоты. По-видимому, предполагалось, в случае удачного эксперимента, распространить этот порядок на весь объем квотируемых биоресурсов.

По данным Счетной палаты России, платежи от продажи квот на аукционах за 2001-2003 гг. составили 30,16 млрд руб.12, но в то же время значительно уменьшились поступления в бюджетную систему РФ налогов и сборов. Прибыль в рыбной отрасли России с 7,0 млрд руб. в 2000 г. упала в 2001 г. в 8,67 раза, до 807,0 млн руб., а в 2002 и 2003 гг. были получены убытки - 5,2 и 18,0 млрд руб.

Продажа квот на водные биоресурсы на аукционах, помимо ухудшения показателей производственной деятельности, вызвала и другие негативные последствия.

Во-первых, чтобы оправдать затраченные средства на приобретение квот, увеличились незаконные и нерегулируемые промыслы.

Во-вторых, из-за того, что были взяты кредиты за рубежом на поставку гидробионтов, возрастала зависимость российских судовладельцев от иностранного капитала, что создавало угрозу продовольственной безопасности страны.

В-третьих, при убыточной производственной деятельности исключалось воспроизводство основных фондов, в первую очередь промысловых судов.

12 Бюллетень Счетной палаты РФ №12(96) 2005 г. URL: http://www.ach.gov. ru/ru/bulletin/155/ (дата обращения: 16.05.2013).

В качестве положительного фактора отметим, кроме роста бюджетных доходов, некоторую концентрацию квот водных биоресурсов у более конкурентоспособных крупных предприятий.

В целом состояние рыболовства было неудовлетворительным, а будущее его - неопределенным. Требовались изменения, которые заинтересовывали бы рыбопромышленников в модернизации флота и сбережении биоресурсов.

В стремлении обеспечить бюджетные поступления, стимулировать улучшение экономических и финансовых показателей, а также обновление флота федеральными властями 20 ноября 2003 г. было издано Постановление № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», в соответствии с которым рыболовные организации должны наделяться долями квот на 5 лет «на исторической основе», а также вводились сборы за пользование биоресурсами в российской экономической зоне, которые были значительно ниже аукционных цен. В 2004 г. был принят федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ, закрепивший положения Постановления № 704.

Названные документы внесли определенную стабильность в планирование деятельности рыболовных организаций, но привели к двойному налогообложению. Тем не менее к 2008 г. наметились тенденции улучшения финансового положения добывающих предприятий. Рыбная отрасль из глубоко убыточной в 2003 г. стала в 2008 г. прибыльной. Число убыточных предприятий уменьшилось на 24,4%, вдвое возросли инвестиции в основной капитал. В то же время финансовый результат оставался незначительным и не позволял активизировать инвестиционный процесс. Это послужило основной причиной предоставления в 2008 г. промысловым организациям двух льгот, о которых было упомянуто выше13.

Нынешний порядок наделения квотами хозяйствующих субъектов также имеет ряд существенных недостатков. Главный из них, по нашему мнению, - отсутствие стимулов для эффективного использования выделенных квот

13 Эффективность налоговых льгот, предоставленных рыбохозяйственному комплексу, и их влияние на финансово экономическое состояние предприятий. URL: http://media.rspp. ru/document/1/f/c/fce67010a4d4d0f36bf89b22f2fbcd3e. pdf (дата обращения: 14.01.2014).

(определяемого, как правило, глубиной переработки гидробионтов и финансовыми результатами), а также обновления флота.

Анализ показывает, что у государств с развитым рыболовством нет единого подхода к решению проблемы квот. Наибольшего успеха в переработке улова минтая на судах достигли рыбаки США14. Представляется, что некоторые аспекты их опыта можно рекомендовать и для использования в российском рыболовстве на добыче минтая в Тихом океане и трески в Баренцевом море.

Минтаевый промысел в США начал развиваться в 1977 г. За короткое время было построено 42 траулера-процессора, уловы достигали 75 тыс. т на одно судно год. Однако использование «олимпийской» системы (система промысла, когда он начинается и кончается для всех участников, имеющих право на вылов, по объявлению) эксплуатации запасов минтая привело к подрыву промысловых запасов и банкротству компаний. В связи с этим в конце 1998 г. Конгрессом США был принят новый закон о рыболовстве, который отменял «олимпийскую» систему, а объемы вылова минтая делил между пользователями. Согласно этому закону для наделения квотами минтая траулеров-процессоров используется система индивидуальных передаваемых квот.

При этом на основе «историчности» производственных и финансовых показателей определен персональный перечень траулеров-процессоров и траулеров-ловцов, которым разрешается приобретать платные лицензии для промысла. Траулеры-процессоры выпускают продукцию исключительно глубокой переработки (рисунок), в то время как основная продукция на российских траулерах - минтай неразделанный (н/р) - 23,6% и минтай потрошеный без головы (б/г) - 67,3%. Эти различия в ассортименте являются основным фактором, снижающим стоимость продукции, вырабатываемой из 1 т улова минтая. По данным Economic status of the groundfish fisheries of Alaska15,

14 Калмыков Б.А. Промысел минтая в США. URL: http://www.fishnet.ru/news/ novosti_otrasli/21305.html (дата обращения: 23.12.13).

15 Economic status of the groundfish fisheries of Alaska, 2009, NOAA, Dec.2010.

на американских судах стоимость продукции, полученной из 1 т улова, - 1011-1329 долл., а российских - только 858,6 долл.16

а) Россия б) США

Источник: Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2012 году и задачи на 2013 год: материалы к заседанию коллегии. 111^1.: http://fish.gov. ш/адепсу/Оосите^/%00%Д0%00%ВЕ%01%81%01%80%01%8В%00%В1%00% ВЕ%00%ВВ%00%ВЕ%00%В2%01%81%01%82%00%В2%00%ВЕ%20%й0% 98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%202012%20-%2018.03.2013.pdf (дата обращения: 02.12.2013).

Ассортимент продукции, выпускаемой на судах в России и США, %

Объем производимой из 1 т улова продукции при американском варианте переработки уменьшается примерно вдвое, что имеет существенное значение для снижения транспортных расходов по доставке рыбопродукции в центральные районы России.

Приведенные различия в ассортименте производимой продукции в первую очередь обусловлены разными системами наделения квотами: в США траулеры-процессоры для добычи минтая отобраны индивидуально на основе анализа показателей эффективности, а российская система вообще не учитывает экономическую эффективность использования биоресурсов. Для использования элементов американской системы в российских условиях, по нашему мнению, необходимо следующее.

1. Уже в настоящее время информировать рыбодобывающие организации, что очередное наделение долями квот в 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Наши расчеты по: Промысел в России. URL: http://ruspelagic.ru/promysel v_rossii (дата обращения: 20.12.13).

будет производиться на долгосрочной основе. В некоторых странах с развитым рыболовством, например в Норвегии, Исландии, США и некоторых других, также рассматриваются вопросы изменения правил наделения добывающих организаций квотами биологических ресурсов, но нигде не ставится под сомнение необходимость длительного срока действия квот17.

2. Квоты (доли) предоставлять бесплатно, но лицензии на право лова выдавать за плату. Для стимулирования строительства судов на российских верфях целесообразно предоставлять лицензии бесплатно на время окупаемости нового судна.

3. Величину квот (долей) определять на основе комплексных коэффициентов, представляющих собой сумму коэффициентов выпуска рыбопродукции глубокой разделки в предшествующие несколько лет и эффективности продаж рыбопродукции.

Внедрять в России американские правила, когда квота выдается на ассоциацию и делится между владельцами судов, по нашему мнению, пока преждевременно, хотя теоретически возможно.

Обратим внимание на тот факт, что практически половину общедоступного улова минтая в США получают береговые предприятия. Подобные решения, по нашему мнению, актуальны для некоторых российских регионов Тихоокеанского побережья и в меньшей степени - для побережий Баренцева и Белого морей.

В Норвегии для наделения судовладельцев квотами биоресурсов используется модернизированная система индивидуальных передаваемых квот. «Историческим» рыбакам квоты выделяются пожизненно, а купленные - на 20 лет. Отличительные особенности норвежского законодательства - обязательная выгрузка уловов на территории страны и их переработка на береговых предприятиях. Таким образом, изымается рента в пользу государства, повышается экономическая эффективность экспорта и рыбной отрасли Норвегии в целом.

17 Hannesson R. Norway's experience with ITQs. Marine Policy 37 (2013). - Р. 264-269; Королев Ю. Залог квот и уроки кризиса для рыбаков Исландии. URL: http://www.fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/5748 (дата обращения: 13.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.