Сенотрусова С.В., Туровец А.Е. Особенности государственного регулирования вывоза морских биоресурсов
Морское рыболовство и связанное с ним производство продукции из морских биоресурсов (МБР) является важным элементом российской экономики. Продукция морского промысла обеспечивает население высококачественным белком, способствует поддержанию здоровья граждан и повышает устойчивость продовольственной безопасности государства. Морское рыболовство способствует созданию рабочих мест на берегу: один рыбак в море дает работу семи работникам на суше, обеспечивая занятость в таких смежных отраслях как рыбопереработка, судопроизводство и судоремонт, хранение получаемой продукции, торговля биоресурсами и продукции из них и другие сферы экономики. Посредством осуществления морского рыболовства могут решаться геополитические задачи страны: ведение промысла судами в различных регионах мира, закрепление исторического права пользования биоресурсами в водах открытой части Мирового океана при потенциальном риске раздела его территорий для осуществления хозяйственной деятельности. В настоящее время актуальность решения данной проблемы не вызывает сомнения.
Последние годы российская рыболовная отрасль показывала позитивные тенденции, несмотря на кризисные явления в мировой и российской экономике. Так в 2009 г. отмечен рост ВВП отрасли на 4,5%, в то время как в других основных отраслях наблюдалось снижение показателей производства1.
Рыболовная отрасль производит товар, который пользуется активным спросом со стороны зарубежных партнеров, однако иностранные контрагенты стремятся закупать российскую продукцию сырьевого характера с наименьшей добавочной стоимостью, а не готовые продукты из морских биоресурсов. По данным Росстата, в 2010 г. на долю мороженой рыбы товарной позиции 0303 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) приходилось 77,8 % стоимости и 92,5 % физического объема всего российского экспорта водных биоресурсов товарной группы 03 «Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные»; на долю ракообразных товарной позиции 0306 ТН ВЭД ТС приходилось 10,6% стоимости и 2,4 % физического объема российского экспорта.
Данный сектор экономики имеет значение в прибрежных регионах: Европейском Севере и Дальнем Востоке России, где добывается более 90% всех российских морских биоресурсов. Наличие больших прибрежных запасов биоресурсов и непригодность климатических условий для занятий сельскохозяйственным производством привело к развитию рыболовства с первых дней освоения этих территорий. В настоящее время морское рыболовство остается одним из основных факторов развития большинства прибрежных территорий, поскольку является ведущим источником доходов населения данных регионов, тем более, за постсоветский период износ промышленных мощностей в связанных с рыболовством отраслях усилился, и возможность производить конкурентоспособную продукцию существенно снизилась.
Вопросы таможенного контроля вывоза биоресурсов являются актуальными. Прежде всего, это связано с формами, временем проведения таможенного контроля. Вывоз МБР представляет собой процесс, при котором морские биоресурсы,
1 Интервью руководителя Федерального агентства по рыболовству Русской службе новостей от 09.01.2011. - http://rusnovosti.ru/programms/prog/61884/126631/ (01.11.2011).
добываемые в морских зонах Российской Федерации, перемещаются для продажи на внешний рынок2.
Проблемные моменты, связанные с осуществлением таможенных операций в отношении вывозимых из Российской Федерации биоресурсов, особенно проявились с 01 января 2009 г., после вступления в силу требования закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» о доставке уловов биоресурсов, добытых в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и континентального шельфа (КШ) Российской Федерации, на территорию Российской Федерации. Если в 2008 г. через государственный контроль таможенными органами прошло 202,3 тыс. тонн вывозимых биоресурсов, непосредственно из исключительной экономической зоны было продано и вывезено 1102,7 тыс. тонн, то в 2009 г. количество биоресурсов, вывезенных после проведения таможенного контроля, увеличилось в 5 раз и составило 1019,3 тыс. тонн3.
При производстве и внешней торговле морскими биоресурсами временной фактор является определяющим. Временной интервал проведения таможенных операций в отношении вывозимых морских биоресурсов становится значимым на этапе таможенного контроля, когда продукция морского промысла прибывает в российский порт для регистрации уловов, затем убывает из российского порта в адрес иностранного контрагента. Это обусловлено материальными затратами на стоянку судна у причала или на рейде, на осуществление погрузочно-разгрузочных работ в порту.
Введение требования о доставке уловов морских биоресурсов для регистрации на берегу предполагает увеличение загруженности государственных органов и соответствующих портовых служб в связи с увеличением захода российских судов в отечественные порты, поскольку основная часть вывозимых МБР перевозится посредством морского вида транспорта. Государство заранее подготовилось к предстоящему увеличению количества оформляемых судов и МБР. С 01 июля 2008г. стал применяться новый порядок оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов, продуктов их переработки и государственного контроля в портах Российской Федерации, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Согласно Постановления при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, продукции морского промысла и получаемой из нее готовой продукции применяется уведомительный порядок и выборочный государственный контроль. Для обеспечения конкурентоспособности российских портов по сравнению с портами близлежащих стран, таких как, Норвегия, Республика Корея, Япония, Китай, Постановлением Правительства регламентировано место и время ожидания оформления и контроля рыбопромысловых судов, продукции морского промысла, которое не должно превышать трех часов с момента фактической постановки судна к причалу или на якорную стоянку на рейде морского порта. Время проведения государственного контроля может быть соблюдено в том случае, когда судовладелец заблаговременно (не позднее, чем за 24 часа до захода) оповестит администрацию морского порта о предстоящем заходе судна, при этом предполагается, что весь необходимый для осуществления государственного контроля пакет документов, подготовлен и оформлен надлежащим образом. На практике часто бывают ситуации с
2 Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Шишкина О.В. Таможенный контроль в Российской Федерации: Монография / Под общей ред. С.В. Сенотрусовой. М.: Изд-во РГТЭУ, 2009.
3 Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики. -http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2118002 (01.11.2011).
неправильным заполнением и подготовкой необходимых для оформления судна документов, следствием являются задержки и простои не по вине представителей контролирующих органов. Объем работ по оформлению судна с морскими биоресурсами, а следовательно и время таможенного контроля зависит от следующих факторов: направление движения судна (прибытие или убытие), назначение
прибывающих на судне в порт МБР (доставка с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации или доставка без выгрузки на сухопутную территорию с целью последующего вывоза за рубеж), регион ведения рыболовства (ведение морского промысла во внутренних морских водах и территориальном море или промысел в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации без захода в иностранные порты).
Значительные временные задержки, влекущие для судовладельцев вынужденные материальные затраты могут произойти при различных подходах к оформлению экспортных документов, необходимых для осуществления таможенного контроля со стороны бизнес-структур и государственных органов, одной из основных проблем при этом является определение таможенной стоимости вывозимых товаров. Именно таможенная стоимость морских биоресурсов является базисом для исчислении таможенных платежей в отношении вывозимых товаров4.
Проблема определения таможенной стоимости вывозимых морских биоресурсов обусловлена тем, что декларантом заявляется величина таможенной стоимости, которая может вызвать сомнение у осуществляющего таможенный контроль сотрудника таможенных органов в связи с имеющимися в его распоряжении материалами и сведениями. Известно, что для целей уменьшения размера таможенных платежей, подлежащих уплате, величину таможенной стоимости занижают, в то время как для целей последующего возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС) - завышают5.
В соответствии с российским законодательством, таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения6. Стоимость сделки с морскими биоресурсами зависит от множества факторов, которые затруднительно объективно учитывать инспектору без специальных навыков и знаний во время осуществления таможенного контроля. Кроме того, участники внешнеэкономической деятельности отмечают, что таможенные органы в качестве индикативных цен для проверки достоверности сведений используют среднестатистические данные, которые не учитывают конъюнктуру мировых рыбных рынков, объемы товарных партий, размерный ряд продукции, сезон добычи и сезон поставок, используемые на промысле орудия лова и другие факторы, непосредственно влияющие на затраты по вылову морских биоресурсов.
Покажем на примере, как будет отличаться стоимость биоресурсов, добытых при помощи различных орудий промысла, например, рыба, добытая тралом и при помощи ярусной снасти, длинного троса с прикрепленными к нему поводками с крючками и наживкой. Благодаря биологическим особенностям МБР, рыба, пойманная тралом, будет в среднем меньшей величины, чем рыба, пойманная на крючок. Качество рыбы, пойманной тралом будет ниже по сравнению с выловленной ярусом, поскольку
4 Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях таможенного союза // Право и экономика. № 2. 2011. С. 55-59.
5 Сенотрусова С.В., Селенцова А.С. Таможенная стоимость в системе государственного регулирования ВЭД // Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. М., 2011.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 500 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» // Российская газета. № 182. 18.08.2006.
продукция добытая тралом часто имеет поломанные плавники, нарушенные чешуйные покровы, следы сдавливания и другие дефекты. При этом затраты на добычу морских биоресурсов тралением являются одними из самых высоких среди применяемых видов добычи биоресурсов.
Не менее важным фактором стоимости добываемой продукции морского промысла является время и место ведения лова. Например, биологические особенности развития тихоокеанских лососей предполагают начало жизненного цикла в пресноводных водоемах, где они появляются из отложенной взрослыми особями икры, взросление и рост в открытом море, а нерест - в тех же водоемах, где они появились на свет. При подходе к устьям рек лососи практически перестают питаться и живут за счет внутренних резервов организма, с ними происходят и внешние нерестовые изменения -из рыбы океанической формы серебристо-стального цвета они превращаются в яркоокрашенных. Чем дольше рыба находится в пресной воде, чем выше по течению реки она добыта, тем хуже ее качество и, следовательно, ниже цена. Продукция из икры имеет обратную зависимость, чем выше по течению она добыта, тем выше ее качество.
Для определения стоимости такого важного объекта внешней торговли как краб имеет значение сезон линьки. У различных видов крабов это период различается, но в пик линьки промысел всех видов крабов запрещен и экономически нецелесообразен, поскольку уменьшено количество крабового мяса и снижено качество. Встречаются ситуации, когда декларант пытается занизить стоимость экспортируемых крабов, мотивируя снижением качество мяса в сезон линьки.
Фактор времени лова имеет важное значение при определении стоимости товара при нересте промысловых видов рыб, поскольку увеличивается частота встречаемости икряных самок, это приводит к существенному увеличению стоимости биоресурсов.
Перечисленные факторы существенно влияют на определение размера таможенной стоимости вывозимых биоресурсов и время проведения таможенных операций в отношении вывозимых товаров. При формировании цен на морские биоресурсы при помощи биржевого механизма время оформления могло бы быть значительно сокращено. Такой опыт имеется в отдельных странах Азии, всемирную известность получил оптовый рыбный рынок Цукидзи в Токио, рыбный рынок в Пусане. Аналогичный механизм определения цен на рыбную продукцию планировалось использовать в Российской Федерации. Однако анонсированный, еще в 2009 г., он до сих пор не применяется. Его применение могло бы способствовать ускорению последующего оформления вывоза морских биоресурсов, и установлению объективных рыночных цен на рыбу и морепродукты, ведению единой ценовой политики в отношении экспортируемых МБР.
Другим примером установления «справедливых» цен на экспортируемые биоресурсы является Норвегия, где продажа на экспорт, как и любая другая продажа необработанной рыбы и морепродуктов в «первые руки» осуществляется через механизм сбытовых кооперативов. Этот механизм позволяет фиксировать минимальные пороговые цены на продукцию, определяет порядок и сроки расчетов за полученный товар.
Однако есть еще один способ, который бы позволил сократить время, необходимое для осуществления таможенных операций в отношении вывозимых биоресурсов. Этот способ предполагает более детальную дифференциацию существующей товарной номенклатуры внешней торговли с установлением специфических ставок вывозных таможенных пошлин применительно к наиболее важным группам товаров. Следует отметить, что такой подход предполагает использование исключительно одной лишь функции экспортного таможенного тарифа,
а именно - фискальной7. Проведенный анализ применения ставок экспортного тарифа в отношении товаров 03 группы ТН ВЭД в период с 1992 г. по настоящее время показал, что были периоды, когда в действие экспортного тарифа закладывался и иной смысл: «...в целях обеспечения интересов отечественных товаропроизводителей, стимулирования экспорта и осуществления мер оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности»8.
Если проанализировать основные этапы тарифного регулирования экспорта морских биоресурсов, то следует отметить следующие моменты. Экспортные таможенные пошлины на морские биоресурсы были введены в действие с 01 июля 1992 г. В отношении всей 03 группы товарной номенклатуры устанавливалась адвалорная ставка в размере 20% от таможенной стоимости вывозимых биоресурсов. С 01 ноября 1993 г. ставка таможенной пошлины стала дифференцированной внутри 03 группы, основная адвалорная ставка составляла 10 %. В отношении мороженого лосося (тихоокеанского, атлантического, дунайского) ставка не изменялась (20 %). Для живых, свежих, охлажденных, мороженных, сушеных, соленых или в рассоле ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных адвалорная ставка была повышена до 25 %. Особенностью данного этапа являлось существование специфических ставок на свежие и охлажденные биоресурсы, такие как: лосось тихоокеанский, морская камбала, сельдь и треска. Ставки устанавливались в ЭКЮ за килограмм товара. На следующем этапе, который начался 01 сентября 1995 г., было принято решение о либерализации внешней торговли, с этой целью ставки таможенных пошлин на экспорт морских биоресурсов по позициям, упомянутым на предыдущем этапе, были снижены на 30 % от базовых величин.
С 01 апреля 1996 г. Российское Правительство приняло решение отменить экспортные таможенные пошлины на все товары, кроме углеводородов. Этот этап во внешней торговле продлился почти 3 года и закончился 12 марта 1999 г. Этот день можно считать днем введения в действие современной системы таможенно-тарифного регулирования экспорта морских биоресурсов, поскольку введенные в действие ставки таможенных пошлин на значительную часть позиций действуют до настоящего времени. Ставка пошлины на экспорт живой рыбы составила 5%, кроме экспорта декоративной рыбы. Ставка пошлины 5 % была установлена в отношении моллюсков и водных беспозвоночных товарной позиции 0307 ТН ВЭД (кроме муки из подсубпозиции 030799900); свежей, охлажденной и мороженой рыбы (товарные позиции 0302, 0303), за исключением некоторых видов тунцов, акул, сардин, сардинелл, кильки, шпротов, скумбрии, экспорт которых осуществляется беспошлинно. Ставка в размере 10 % от таможенной стоимости применяется к ракообразным товарной позиции 0306 ТН ВЭД (кроме муки из подсубпозиции 030619900 и 030629900).
Следующие изменения в ставках были осуществлены 31 января 2003 г. Данный этап продолжил либеральное направление в таможенно-тарифном регулировании экспорта морских биоресурсов. Значительно были расширены списки товаров, экспорт которых стал осуществляться беспошлинно. В первую очередь, это коснулось моллюсков и водных беспозвоночных товарной позиции 0307 ТН ВЭД, а также значительной части свежей и охлажденной рыбы товарной позиции 0302 ТН ВЭД. Ставки в отношении рыбы мороженной изменениям не подвергались.
7 Береснев В.В., Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. и др. Таможенный контроль и таможенные платежи в Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. С.В. Сенотрусовой. М.: Изд-во «Перо», 2010.
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.1993 г. № 1103 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются» // Российская газета. № 214. 16.11.1993.
Последующие этапы несли дальнейшую либерализацию экспорта. С 09 октября 2004 г. были снижены до 0% ставки в отношении следующих ракообразных из товарной позиции 0306 ТН ВЭД: немороженого лангуста европейского и прочих лангустов (РаНпиги Брр., Рапиііги Брр., ІаБШ врр.); живых, неразделанных и прочих немороженых омаров (ИошагиБ врр.); немороженых креветок и пильчатых креветок.
Большинство действующих в настоящее время ставок вывозных таможенных пошлин вступили в силу с 01 января 2007 г. Самые последние изменения в тарифном регулировании экспорта морских биоресурсов произошли в 2011 г., после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 20 января 2011 г. № 11 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на мороженые глубоководные креветки, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» («Российская газета» от 25.01.2011 № 13).
В настоящее время вывозной таможенной пошлиной в размере 5% от величины таможенной стоимости облагаются следующие виды морских биоресурсов: свежий и охлажденный синий тунец, не предназначенный для промышленного производства готовой продукции товарной позиции 1604 ТН ВЭД ТС; мороженая рыба, печень, икра и молоки, за исключением тунца длинноперого, тунца желтоперого, тунца полосатого, сардин, сардинелл, европейского шпрота, скумбрии, акул, которые экспортируются беспошлинно. Таможенной пошлиной в размере 10 % от величины таможенной стоимости облагается экспорт ракообразных товарной позиции 0306 ТН ВЭД ТС, за исключением мороженых креветок и пильчатых креветок семейства РапёаНёае (применяется с 25 февраля 2011 г.) товарной подсубпозиции 0306 13 100 0 ТН ВЭД ТС; мороженой муки, порошка, гранул из ракообразных, пригодных для употребления в пищу из товарной подсубпозиции 0306 19 900 0 ТН ВЭД ТС; немороженого лангуста европейского и прочих лангустов (РаІіпигиБ Брр., Рапиііги Брр., ІаБШ Брр.) товарной подсубпозиции 0306 21 000 0 ТН ВЭД ТС; немороженых омаров (ИошагиБ врр.) товарной субпозиции 0306 22 ТН ВЭД ТС; немороженых креветок и пильчатых креветок товарной субпозиции 0306 23 ТН ВЭД ТС; немороженой муки, порошка, гранул из ракообразных, пригодных для употребления в пищу из товарной подсубпозиции 0306 29 900 0 ТН ВЭД ТС.
Частое изменение ставок вывозных пошлин за прошедшие двадцать лет со времен распада СССР и существования Российской Федерации, как самостоятельного государства, может свидетельствовать о следующих обстоятельствах: применение в первой половине 90-х годов XX века сравнительно высоких ставок вывозных таможенных пошлин на морские биоресурсы было обусловлено, в первую очередь, необходимостью поступления в бюджет валютной выручки, учитывая объемы вылова и соответственно последующего вывоза биоресурсов, задача выполнялась. Дальнейший период полной отмены вывозных таможенных пошлин на морские биоресурсы и последующее их восстановление соответствует всеобщей либерализации в экономике. Очередное введение в 1999 г. ставок вывозных таможенных пошлин на основные виды МБР и продукции из них соответствовало целям пополнения федерального бюджета после экономического кризиса 1998 г. Кроме того, следует отметить, что изменения в таможенно-тарифной политике в отношении экспорта рыбы и прочих морепродуктов до 2003 г. происходили в отсутствие концепции развития рыболовной отрасли страны.
Таким образом, установление специфических ставок вывозных таможенных пошлин в отношении мороженой рыбы и ракообразных, которые составляют основу вывоза российских морских биоресурсов, избавит таможенные органы от необходимости тщательной проверки величины задекларированной таможенной стоимости. Участникам внешнеэкономической деятельности актуально указывать реальные размеры таможенной стоимости биоресурсов при экспорте, что приведет к увеличению скорости обработки рыбы и МБР при сохранении или увеличении
потенциально желаемого уровня доходов от экспортных таможенных пошлин. Вопросы более точной идентификации конкретных видов рыб, моллюсков, ракообразных, прочих водных беспозвоночных и продукции из них, перевода различных физических характеристик средств добычи и хранения рыбы и морепродуктов в весовые показатели станут реальными.
Изменяя ставки таможенных пошлин, можно будет задействовать регулирующую функцию экспортного таможенного тарифа9. Это может выражаться в установлении в отношении наиболее чувствительных групп биоресурсов специфических ставок вывозных таможенных пошлин, размер которых будет увеличиваться при отрицательном сальдо баланса между количеством добытых биоресурсов и поставленных на внутренних и внешний рынок. Однако применение данной меры несет необходимость решении множества задач, таких как, создание прозрачной системы прогнозирования и мониторинга вылова, дальнейшего движения материального потока МБР и продукции из них, разработку и введение единых коэффициентов перевода продукции переработки биоресурсов в сырец на основе современных исследований и методик.
Список литературы:
1. Береснев В.В., Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. и др. Таможенный контроль и таможенные платежи в Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. С.В. Сенотрусовой. М.: Изд-во «Перо», 2010.
2. Интервью руководителя Федерального агентства по рыболовству Русской службе новостей от 09.01.2011. - http://rusnovosti.ru/programms/prog/61884/126631/ (01.11.2011).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.1993 г. № 1103 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются» // Российская газета. № 214. 16.11.1993.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 500 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» // Российская газета. № 182. 18.08.2006.
5. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях таможенного союза // Право и экономика. № 2. 2011. С. 55-59.
6. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. № 12. 2009. С. 47-54.
7. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Шишкина О.В. Таможенный контроль в Российской Федерации: Монография / Под общей ред. С.В. Сенотрусовой. М.: Изд-во РГТЭУ, 2009.
8. Сенотрусова С.В., Селенцова А.С. Таможенная стоимость в системе государственного регулирования ВЭД // Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. М., 2011.
9. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2118002 (01.11.2011).
9 Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. № 12. 2009. С. 47-54.