Научная статья на тему 'Научные работы студентов — в практику (обзор за 2013–2014 год)'

Научные работы студентов — в практику (обзор за 2013–2014 год) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные работы студентов — в практику (обзор за 2013–2014 год)»

Научные работы студентов - в практику (обзор за 2013-2014 год)*

Научно-исследовательской работе студентов, как эффективному средству повышения и углубления профессиональной подготовки молодых специалистов, во Владивостокском филиале Российской таможенной академии уделяется особое внимание.

В целях развития научных направлений, разрабатываемых кафедрами филиала, подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) является одним из мощных научных ресурсов, стимулирующим качественное овладение такими профессиональными компетенциями, как развитие навыков самостоятельного исследования, использование современных информационных технологий.

Тематика ВКР определяется требованиями специальности, а также актуальными направлениями модернизации таможенной службы России, особенностями развития экономики и специфики осуществления внешнеэкономической деятельности в Дальневосточном регионе. К разработке и обновлению тематики выпускных квалификационных работ во Владивостокском филиале Российской таможенной академии активно привлекаются ведущие специалисты таможенных органов региона.

Ниже представлены аннотации лучших выпускных квалификационных работ 2013-2014 гг., выполненных во Владивостокском филиале Российской таможенной академии.

* Представлен обзор лучших выпускных квалификационных работ выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии, рекомендованных к внедрению в практическую деятельность таможенных органов (согласно решения расширенного совещания при руководстве ДВТУ от 02.07.2009 г. по вопросу совершенствования итоговой государственной аттестации выпускников региона).

86

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Специальность 080115.65 Таможенное дело

Специализация: Таможенное оформление и таможенный контроль

« Ускорение товарооборота через морской таможенный пост в регионе деятельности Владивостокской таможни» - выпускная квалификационная работа Левановой А.В.

Цель работы - сделать обзор теоретических и правовых основ совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза морским транспортом; проанализировать деятельность Владивостокской таможни по совершению таможенных операций в морских портах, в том числе с использованием информационных таможенных технологий; выявить проблемы, возникающие при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС морским транспортом; предложить пути их решения в целях ускорения товарооборота.

Анализ сроков нахождения товаров в «Морском порту Владивосток» показал, что наиболее перспективным представляется сокращение периода времени, предшествующего подаче декларации на товары (ДТ) и времени, в течение которого товар находится в порту после выпуска товаров. Именно в это время возникают значительные задержки в движении товаров.

Сокращение времени, предшествующего подаче ДТ, возможно за счет применения перспективных технологий - предварительного информирования и предварительного декларирования. Однако на настоящий момент существуют нерешенные проблемы в таможенных органах, решение которых способствовало бы ускорению товарооборота в морском порту.

В качестве мер для устранения выявленных проблемных вопросов были предложены следующие возможные пути решения:

- разработать проект приказа ФТС России «Об утверждении Инструкции об особенностях осуществления отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза морским транспортом, с использованием предварительной информации»;

- законодательно закрепить и увеличить объем сведений, которые должна содержать предварительная информация, а также разработать единый формат представления этих сведений;

- внести изменения в приказ ФТС России от 19.07.2013 № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» в части порядка предоставления перевозчиком документов и сведений и организации проверки должностным лицом

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

87

таможенного органа представленных документов и проведения таможенного контроля;

- создать на портале «Морской порт» функции, позволяющие формировать судовое дело в электронном виде;

- организовать взаимодействие между порталом «Морской порт» и комплексами программных средств «АИСТ-М», «Морской пункт пропуска», «Учет товаров на ВХ» с целью возможности переноса информации о товарах и представленных на них документах из одного программного средства в другое;

- устранить недостатки работы с интерфейсом портала «Морской порт»;

- проводить совместную работу с иными государственными контролирующими органами, также осуществляющими деятельность в морском пункте пропуска с целью вовлечения их в процесс работы с предварительной информацией, представляемой участниками ВЭД;

- рекомендовать государственным органам, осуществляющим санитарно-карантинный, фитосанитарный и ветеринарный надзор, создать комплекс программных средств, в котором бы при внесении таможенным органом информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС, в автоматическом режиме появлялось сообщение о необходимости проведения того или иного вида государственного контроля;

- создать схему предоставления документов и сведений перевозчиком при прибытии в морской порт с применением технологии «единого окна»;

- реализовывать механизм «единого окна», благодаря которому документы и сведения можно представлять только один раз с использованием единого пропускного канала;

- изменить алгоритм работы комплекса программных средств (КПС) «АИСТ-М», алгоритм внесения информации в КПС «МПП», КПС «Учет товаров на ВХ» и организовать взаимосвязь этих систем.

«Анализ практики применения предварительного информирования» -

выпускная квалификационная работа Хламова П.Р.

Цель работы - сделать обзор теоретической и правовой базы предварительного информирования в Таможенном союзе и в Российской Федерации; рассмотреть возможные способы передачи предварительной информации в России, уделив особое внимание преимуществам и недостаткам данных схем; проанализировать практику применения предварительного информирования в Дальневосточном регионе, выявить проблемы и предложить пути их решения.

По результатам работы сделаны следующие выводы:

- внедрение технологии предварительного информирования позволяет участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) минимизировать коммерческие риски, связанные с таможенными запретами и ограничениями, сократить сроки таможенных операций по приходу/отходу судна и, как следствие, сократить издержки из-за простоя транспортного средства. Таможня,

88

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

в свою очередь, получает возможность заблаговременно изучать информацию о перевозимых партиях товара, что дает возможность повысить качество таможенного контроля; принимать предварительные решения по организации таможенного контроля и выполнять некоторые таможенные операции до прихода транспортного средства; использовать полученные электронные документы для упрощения и ускорения формирования документов, отчетов и деклараций, которые должны приниматься, создаваться и регистрироваться таможенным органом при приходе/отходе судна;

- в настоящее время имеются два основных способа предоставления предварительной информации, но порядок использования портала электронного представления сведений (ЭПС) ФТС России при перевозках отдельными видами транспорта существует только в теории (на практике возникают проблемы с его применением).

Практика применения технологии предварительного информирования в Дальневосточном регионе и Таможенном союзе показала наличие ряда недостатков, которые указывают на необходимость дальнейшей тщательной проработки технологии.

Специализация «Товароведение и экспертиза в ТД»

«Гармонизация терминов и определений в ТН ВЭД ТС и национальных нормативных актах (на примере текстильных товаров)» - выпускная квалификационная работа Гореловой А.С.

Цель работы - разработка предложений по гармонизации терминов и дефиниций, применяемых в группах 50-63 раздела XI ТН ВЭД ТС, которые являются проблемными при классификации товаров по ТН ВЭД ТС.

Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, отсутствием определений отдельных терминов, в том числе вновь введенных в ТН ВЭД ТС в связи с вступлением в ВТО; во-вторых, отсутствием однозначных дефиниций терминов в ТН ВЭД ТС в национальных и международных стандартах, что приводит, например, к неоднозначной классификации текстильных товаров.

В работе анализируются нормативные и правовые документы, а также учебная и научная литература, справочники и словари, отраслевые журналы, имеющие отношение к терминологии, используемой при идентификации и классификации текстильных материалов и текстильных изделий для таможенных целей. По результатам анализа выявлены проблемные для определения классификационного кода термины из раздела XI ТН ВЭД ТС: одежда, детская одежда, колготки, легинсы, рейтузы, брюки, шторы, занавески.

Выявленные термины рассматриваются на предмет их соответствия или несоответствия в ТН ВЭД ТС и Пояснениях, международных и национальных стандартах, других действующих нормативно-правовых актах.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

89

Разработаны разъяснения в определении вышеуказанных терминов, касающихся текстильных материалов и текстильных изделий, что позволит снизить количество спорных случаев между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Одной из причин признания судом решений таможенных органов о классификации товаров незаконными, на наш взгляд, является несовершенная система подготовки обоснования позиции таможенных органов в суде, не учитывающая дисгармонию как терминов и понятий, так и их дефиниций в ТН ВЭД ТС и в национальных и международных стандартах. В соответствии с этим разработан алгоритм подготовки материалов к защите позиции таможенных органов в части классификации товаров в судах.

«Проблемы идентификации товаров при таможенном декларировании и таможенном контроле, пути их решения (на примере систем лазерного сканирования)» - выпускная квалификационная работа Тимошенко Р.И.

Цель работы - разработка рекомендаций по минимизации рисков при таможенном контроле систем лазерного сканирования.

Основной проблемой, возникающей при классификации систем лазерного сканирования, является правильное определение товарной субпозиции: 9015 10 (ставка ввозной таможенной пошлины 13,6%) и 9015 40 (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).

В настоящее время существует риск недостоверного декларирования при ввозе систем лазерного сканирования путем заявления неверного классификационного кода 9031 80 340 0 ТН ВЭД ТС - «приборы, устройства и машины прочие, электронные, для измерения или контроля геометрических величин, прочие» со ставкой таможенной пошлины 0%. Следовательно, товаром риска являются системы лазерного сканирования товарной позиции 9015, а товарами прикрытия - товары, классифицируемые в товарной позиции 9031.

Определение рыночной стоимости осложняется тем, что геодезическое оборудование, к которому относится система лазерного сканирования, зачастую поставляется по контрактам по техническим заданиям и определить стоимость конкретной единицы оборудования является проблематичным.

Для минимизации таможенных рисков, а также проблемы, возникающей при классификации по ТН ВЭД ТС мобильной системы лазерного сканирования, необходимо внести в Сборник решений и разъяснений по классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров (приложение к распоряжению ФТС России от 01.03.2012 № 34-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров») дополнение в части классификации мобильных систем лазерного сканирования.

Для минимизации таможенного риска недостоверного декларирования разработан проект общероссийского профиля риска, областью риска которого будет товарная подсубпозиция 9031 80 340 0 ТН ВЭД ТС.

90

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

«Проблемы идентификации товаров при таможенном декларировании и таможенном контроле (на примере нефрита)» - выпускная квалификационная работа Коркутите В.

Цель работы - анализ проблем идентификации нефрита при таможенном декларировании и проведении таможенного контроля, а также разработка путей их решения.

Таможенный контроль нефрита имеет некоторые особенности, заключающиеся в том, что с 2012 г. только на Улан-Удэнском таможенном посту осуществляется декларирование нефрита, при таможенном контроле которого требуется предоставление лицензии на экспорт данной горной породы, при этом вывоз нефрита-сырца в качестве товара для личного пользования запрещен.

Превалирующая часть добытого в РФ нефрита вывозится за рубеж нелегально, в связи с чем оперативные подразделения таможенных органов систематически задерживают контрабанду данного полудрагоценного камня. При квалификации совершенного правонарушения, где предметом недостоверного декларирования является нефрит, часто возникает необходимость проведения товароведческой экспертизы, для проведения которой отсутствует нормативно-правовая база.

Анализ практики описания нефрита в графе 31 ДТ показал, что участники внешнеэкономической деятельности не указывают характеристики товара, касающиеся вида нефрита (скальник, окатыш), цвета и сорта, которые являются основными ценообразующими факторами нефрита.

Для решения данной проблемы разработан алгоритм действий должностного лица таможенного органа по идентификации нефрита органолептическими методами. Кроме того, в целях совершенствования нормативно-правовой базы проведения таможенной экспертизы нефрита разработан проект ТУ, включающий отбор образцов нефрита для таможенного исследования и сортовое разделение нефрита.

«Проблемы идентификации товаров при таможенном декларировании и таможенном контроле, пути их решения (на примере полиизоцианата)» -

выпускная квалификационная работа Сагинашвили Е.Г.

Цель работы - выявление основных проблем идентификации и классификации полиизоцианата (МДИ), возникающих при таможенном декларировании и таможенном контроле, и разработка путей их решения.

Участники ВЭД, игнорируя особенности химического строения поли-изицианата и примечания к группе 29 ТН ВЭД ТС, систематически классифицируют полимерный МДИ в товарной позиции 2929, где ставка таможенной пошлины составляет 5%, что на 3,8% ниже ставки таможенной пошлины в товарной позиции 3909.

Одним из фальсифицируемых показателей полимерного МДИ является регистрационный номер CAS. CAS - это уникальный численный

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

91

идентификатор химических соединений, полимеров, биологических последовательностей нуклеотидов или аминокислот, смесей и сплавов, внесенных в реестр Американского химического сообщества. В настоящее время практически все химические базы данных имеют поиск по регистрационному номеру CAS.

Для решения проблем, связанных с идентификацией полиизоцианата при таможенном декларировании и таможенном контроле, предлагается:

- внести предложение об актуализации действующего профиля риска в отношении полиизоцианата путем добавления индикатора риска, касающегося определенных субъектов внешнеэкономической деятельности, которые имели случаи недостоверного декларирования полимерного МДИ;

- внести в приказ ФТС России № 600 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары» сведения, необходимые для описания полимерного МДИ в графе 31 ДТ;

- зарегистрировать в Министерстве юстиции РФ методику ЭКС ЦЭКТУ по идентификации изоцианатов и продукции на их основе;

- использовать должностными лицами таможенных органов предложенный алгоритм доказывания своей позиции по классификации полиизоцианата в процессе судебных разбирательств;

- считать нецелесообразным постановку перед таможенным экспертом вопроса о количественном содержании мономерных звеньев в полимерном МДИ;

- использовать предложенное уравнение регрессии для контроля правильности определения таможенной стоимости полиизоцианата на стадии таможенного декларирования.

Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии (таможня)

«Анализ системы стимулирования импорта товаров для технологической модернизации отраслей экономики» - выпускная квалификационная работа Махарадзе Н.З.

Цель работы - исследование направлений совершенствования системы стимулирования импорта товаров для технологической модернизации сельскохозяйственной и рыбной отраслей.

В работе изложены теоретические аспекты системы стимулирования импорта товаров с целью технологической модернизации отраслей экономики, их правовая основа в Российской Федерации. Проанализировано состояние сельскохозяйственной и рыбной отраслей Российской Федерации и Приморского края, исследованы направления модернизации, дана оценка эффективности действующей системы стимулирования экспорта товаров.

92

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Автор отмечает, что низкий объем производства продукции с высокой долей добавленной стоимости обусловлен низкой технической вооруженностью сельскохозяйственной и рыбной отраслей. Как следствие, отрасль характеризуется следующими проблемами, а именно: повышение уровня физического износа и морального старения рыбопромыслового флота, береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры (более 60%); высокая степень изношенности и дефицита парка сельскохозяйственных машин (более 45%); низкая степень внедрения новых технологий в сельскохозяйственную и рыбную отрасли.

Эти проблемы должны решаться посредством разработки системы стимулирования импорта для технологической модернизации отраслей национальной экономики, например, в виде системы взаимосвязанных инструментов налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политик, в виде мер государственной поддержки развития отраслей экономики, а также в виде производственной и научно-технологической кооперации в целях организации производства для внутреннего потребления и дальнейшего экспорта инновационных товаров путем кардинальной модернизации применяемой техники и технологий.

В работе дана оценка содержания и ожидаемых результатов федеральных программ развития рыбной и сельскохозяйственной отраслей Российской Федерации в 2013-2020 гг., а также содержания, целей и задач подпрограмм технической и технологической модернизации этих отраслей. Оценив элементы, стимулирующие импорт для технологической модернизации отраслей экономики в России, автор отмечает, что реализуются они недостаточно эффективно.

По итогам исследования в работе даны рекомендации по созданию условий для технологической модернизации отраслей национальной экономики, а именно:

- информирование предприятий сельскохозяйственной и рыбной отраслей специальными отраслевыми службами, находящимися за рубежом, которые занимаются изучением спроса и предложения на рынке; развитием совместных инновационных разработок и внедрением их на практике с целью технологической модернизации отраслей;

- снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технику и оборудование, необходимых для развития сельскохозяйственной отрасли Приморского края до 0%.

- снижение ставок ввозных таможенных пошлин на судовое оборудование и оборудование для хранения рыбной продукции, необходимых для развития рыбной отрасли Приморского края до 0%.

- осуществление субсидирования в больших объемах для покрытия приблизительно до 70-90% затрат отечественных производителей на технологическую модернизацию сельскохозяйственной и рыбной отраслей.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

93

«Особенности таможенного регулирования экспорта морских биоресурсов РФ» - выпускная квалификационная работа Елина А.Н.

Цель работы - обосновать основные направления совершенствования системы государственного регулирования экспорта морских биоресурсов в Российской Федерации.

Для достижения заданной цели в работе были определены следующие задачи:

- изучить меры таможенного регулирования экспорта морских биоресурсов (МБР);

- исследовать особенности организации добычи и экспорта рыбы и морепродуктов РФ;

- проанализировать структуру и динамику вылова и экспорта морских биоресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выявить проблемы в организации системы вывоза морских биоресурсов и предложить мероприятия по совершенствованию государственного регулирования экспорта морских биоресурсов, используя в том числе зарубежный опыт.

Таможенное регулирование вывоза МБР заключается в сочетании тарифных и нетарифных мер. Наиболее перспективными для целей регулирования внешней торговли являются таможенно-тарифные меры (экспортный тариф, товарная номенклатура ВЭД). Использование нетарифных мер (лицензирование и квотирование) представляется более инерционным, нежели необходимым в текущих условиях. Наиболее значимой мерой регулирования является требование об обязательной доставке на таможенную территорию России всех добытых биоресурсов. Требование вступило в силу в 2009 г. и количество товаров, проходящих таможенный контроль, увеличилось в 4-5 раз как в стоимостном, так и количественном выражении.

Основные тенденции в развитии экспорта морских биоресурсов характеризуются следующими моментами:

- основными направлениями вывоза МБР являются страны: Китай, Республика Корея, Япония, Норвегия, США;

- на долю пяти контрагентов России в торговле МБР в 2012 г. приходилось 95% объема и 89% стоимости всех биоресурсов, импортируемых всеми странами мира из России;

- в структуре экспорта российских МБР в Японию и Южную Корею преобладают ресурсы с высокой таможенной стоимостью (кальмар, гребешок, краб), а в структуре экспорта в КНР - низкая таможенная стоимость (преимущественно рыба).

Общие потери экономики от незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла и последующего вывоза только мороженой рыбы и ракообразных, а также использования нерациональной схемы государственного регулирования вывоза за 8 лет составили 14 млрд долл. США.

94

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Обобщив проблемы, возникающие в процессе вылова и вывоза морских биоресурсов, и изучив опыт стран - лидеров по добыче МБР, автор обосновал ряд предложений:

1) осуществлять экспорт МБР исключительно через аккредитованные компании, которые занимаются выловом, доставкой, переработкой и вывозом морских биоресурсов;

2) таможенным органам выполнять мониторинг транспортных судов для контроля их маршрутов;

3) создать единую, доступную контролирующим органам, таким как ФТС России, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ, Федеральное агентство по рыболовству (ФАР), навигационно-информационную систему о местоположении судов для оперативного принятия решений;

4) принять решение о том, что в исключительной экономической зоне должны осуществлять промысел только отечественные рыбопромысловые суда.

Обоснованные прогнозные значения показывают, что за 2014 г. в обход таможенного контроля будет вывезено не менее 300 тыс. т морских биоресурсов. Общий убыток бюджета от неуплаты вывозных таможенных пошлин составит в среднем 25 млн долл. США. С учетом стоимости вывозимых ресурсов помимо государственного контроля общий убыток государства составит 1,05 млрд долл. США.

Таким образом, вышесказанное говорит о том, что государственное регулирование в области рыбного хозяйства (в том числе экспорта) Российской Федерации требует постоянного совершенствования не только в области законодательной базы, но и системы контроля и учета вывозимых морских биоресурсов с территории Российской Федерации.

«Развитие интернет-торговли в Российской Федерации» - выпускная квалификационная работа Гончар К.Г.

Цель работы - исследование современных тенденций развития интернетторговли в России.

Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач: проанализировать теоретические основы организации и осуществления интернет-торговли в России, современные тенденции развития рынка интернетторговли в России, основные проблемы развития интернет-торговли России; обосновать объемы рынка интернет-торговли на 2014 г.; дать оценку сумм недополученных таможенных платежей.

Исследование российского рынка интернет-торговли выявило особенности в области государственного и правового регулирования данной деятельности, такие как отсутствие единогласной трактовки самого понятия интернетторговли, а также нормативно-правовой базы, которая бы регламентировала все сферы отношений между участниками данного вида торговли.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

95

Россия отстает от мировых лидеров по масштабам интернет-торговли, таких как США и европейские страны. В товарной структуре рынка в 2013 г. наибольший удельный вес занимают товары категории «Электроника и бытовая техника» (23%), наиболее быстрорастущим сегментом рынка являются товары для дома (темп роста - 97%).

Оборот всех интернет-зависимых рынков страны за 2013 г. оценивается в 5,2 трлн р., что составляет 8,5% ВВП. По примерным подсчетам, в Рунете в 2013 г. присутствовало около 39 тыс. интернет-магазинов. Ежегодно количество покупателей на рынке интернет-торговли увеличивается на 30%.

Проведенное исследование состояния интернет-торговли, а также анализ рынка позволили выявить ряд проблем, препятствующих полноценному развитию российской интернет-торговли: обман потребителей, высокая доля контрафакта, низкое проникновение безналичных платежей, слабый уровень логистики, незаконная оптимизация налогов, высокая доля «серых» интернет-торговцев, недополучение федеральным бюджетом значительных денежных средств. Возможными путями разрешения существующих проблем могли бы стать:

- введение обязательной сертификации интернет-магазинов;

- внедрение системы учета и контроля интернет-магазинов в налоговых органах;

- создание автоматизированной системы по контролю, учету и оформлению товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами в рамках трансграничной интернет-торговли;

- улучшение государственного регулирования интернет-торговли путем проведения выраженной отраслевой политики в отношении интернетторговли и органа, который брал бы на себя разработку такой политики. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей все взаимоотношения между участниками интернет-торговли и регламентирующей все правила ее осуществления, защищающей потребителей и позволяющей упростить процесс контроля.

Исследования показали, что объем рынка интернет-торговли России к 2020 г. может составить около 1 895 млрд р., а суммы упущенных таможенных платежей (недополучение бюджета) - достичь нескольких миллиардов рублей.

Таким образом, именно заинтересованность и участие государства, а также грамотных специалистов в этой области могут способствовать развитию интернет-торговли, а также уменьшению возникших проблем.

«Транспортные риски в ВЭД: современная практика и методы минимизации» - выпускная квалификационная работа Петровой В.В.

Цель работы - анализ транспортных рисков внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и определение оптимальных методов их минимизации.

96

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Для достижения цели автором решены следующие задачи:

1) изучена природа и сущность транспортных рисков во внешнеэкономической деятельности;

2) проведен анализ современной практики возникновения и регулирования транспортных рисков во внешнеэкономической деятельности;

3) выявлены оптимальные методы минимизации рисков при международных транспортных операциях.

Исследование показало, что структура транспортных рисков ВЭД обширна и насчитывает, по заключению современных теоретиков риска, порядка 150 видов. В зависимости от возможности наступления помимо отрицательных последствий еще и благоприятных исходов, риски делятся на две основные группы - чистые и спекулятивные. Способы управления этими рисками различны.

Проведенный анализ природы рисков позволил автору систематизировать факторы (выделив внешние и внутренние), влияющие на возникновение рисков на каждом этапе ВЭД, а также их последствия. Были оценены последствия факторов риска при транспортировке: денежные (стоимость и время) и неденежные (качество, гибкость). Выявлено, что наиболее оптимальным методом минимизации транспортных рисков является страхование. Автор произвел расчеты страховых премий при страховании грузов и контейнеров и определил, что страхование контейнеров обходится участникам ВЭД дороже, чем страхование самих грузов, при равной страховой стоимости того и другого. Однако при страховании контейнера учитывается вид перевозимого в нем груза, поэтому страховать контейнер выгодней и целесообразней, так как при наступлении страхового случая страховая компания выплатит сумму, которая покроет стоимость как самого контейнера, так и груза. Единственный минус в данном страховании - высокая стоимость.

Чтобы участники внешнеторговой сделки (грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания) несли минимальные затраты, но имели гарантию сохранности груза, воспользоваться страхованием с условием «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» или «с ответственностью за частную аварию». Страховая премия при этих условиях будет ниже, чем при условии «с ответственностью за все риски», но страховая компания предоставит гарантию по сохранности груза. Исключение составят только те ситуации, по которым ущерб не возмещается.

Таким образом, учитывая все условия страхования, а также факторы, которые могут повышать или понижать коэффициент, применяемый к базовой тарифной ставке, участники внешнеторговой сделки могут корректировать стоимость страхования своего груза или контейнера, тем самым уменьшая свои расходы.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

97

«Особенности применения Инкотермс-2010 во внешнеторговой практике» - выпускная квалификационная работа Рудь Т.В.

Цель - анализ особенностей применения «Инкотермс-2010»1 во внешнеторговой практике.

Для достижения цели автором решены следующие задачи:

1) изучены особенности содержания и функционирования базисных условий поставки товаров Инкотермс-2010;

2) проанализирована практика применения базисных условий поставки товаров Инкотермс-2010 участниками ВЭД в международной торговле;

3) выявлены особенности применения правил Инкотермс-2010 во внешнеэкономической деятельности, исходя из стремления участников ВЭД, повысить эффективность осуществляемых ими сделок.

Анализ комплектов внешнеторговых документов, в ходе прохождения преддипломной практики, позволил выявить основные ошибки, которые допускают участники ВЭД в связи с использованием правил Инкотермс, при составлении внешнеторговых контрактов. Тщательное изучение практики Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торговопромышленной палате (ТПП) Российской Федерации дало возможность оценить частоту обращений участников ВЭД за разрешением споров, связанных с использованием правил Инкотермс-2010, и сделать вывод о безусловной важности изучения всех особенностей базисных условий поставки товаров.

В работе автор отмечает, что применение базисных условий поставки влияет на эффективность осуществляемых сделок, а также на размер уплачиваемых таможенных платежей.

На примере конкретных внешнеэкономических сделок были произведены расчеты и показано, что при применении сторонами того или иного базиса коэффициент эффективности импортной сделки будет разниться.

Кроме того, сделан вывод о том, что участники ВЭД зачастую не показывают затраты на транспортировку товара, тем самым значительно занижая базу обложения товаров таможенными пошлинами. При рассмотрении таможенных споров зачастую несовершенство и чрезмерная направленность законодательства в сторону участника ВЭД позволяет им манипулировать таможенным законодательством, преследуя личные интересы в обход закона.

Таким образом, в сложившейся ситуации вопрос применения базисных условий поставки товаров во внешнеэкономической деятельности становится актуальным не только для участников внешнеэкономической деятельности,

1 Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) - международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно франко - места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе.

98

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

но и для таможенных органов, которые сталкиваются с рядом проблем. В связи с вышесказанным автором представлены рекомендации для таможенных органов по действиям в ходе осуществления проверок.

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Специализация « Гражданско-правовая»

«Проблемы правового регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов в Российской Федерации» - выпускная квалификационная работа Лочилова Д.В

Цель работы - комплексный анализ основных норм российского законодательства и обзор судебной практики по спорам об участии в долевом строительстве многоквартирных домов в Российской Федерации для обоснования рекомендаций по совершенствованию правового регулирования данной сферы общественных отношений.

В работе рассматриваются теоретико-правовые основы регулирования общественных отношений и содержание механизма правового регулирования долевого строительства многоквартирных домов в РФ.

В настоящее время сформирована достаточно широкая правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере долевого строительства жилья. Основу правовой базы составляет федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Большая часть нормативно-правовых актов в сфере долевого строительства носит подзаконный характер и издается в основном органами государственной власти субъектов РФ.

К числу проблем правового регулирования данной сферы отношений следует отнести нетранспарентность правовых норм, юридические коллизии между нормами, неоднозначность судебной практики, складывающейся в области долевого строительства многоквартирных домов. Назрела необходимость издания постановления Пленума Верховного Суда РФ с обобщением судебной практики и рекомендациями по решению сложившихся правоприменительных проблем. Необходимо также провести совершенствование законодательства о налогах и сборах, о прокуратуре РФ, о банкротстве, об обществах взаимного страхования, что позволит достичь единства нормативных актов.

«Исполнительное производство как стадия гражданского процесса» -

выпускная квалификационная работа Проскуриной М.Г.

Цель работы - рассмотреть исполнительное производство как завершающую стадию гражданского процесса, понятие исполнительного производства,

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

99

историю становления и развития исполнительного производства в России. Автор проанализировал нормы, регулирующие порядок исполнительного производства как заключительной стадии гражданского процесса на современном этапе, рассмотрел проблемные аспекты исполнительного производства. Достоинством работы является ее самостоятельность, выявление спорных практических вопросов, связанных с реализацией процедур исполнительного производства. Результатом исследования явились конкретные предложения автора по совершенствованию действующего законодательства.

«Заключение эксперта как средство доказывания в гражданском процессе: понятие, виды, особенности» - выпускная квалификационная работа Власова О.М.

Цель работы - рассмотреть понятия судебной экспертизы и экспертного заключения в гражданском процессе, определить проблемы практики применения положений о заключении эксперта, сформулировать предложения по их решению.

Достоинством работы является ее самостоятельность, выявление спорных практических вопросов, связанных с реализацией положений законодательства о получении и оценке судом экспертного заключения.

Специализация «Уголовно-правовая»

«Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей и их невозвращение на территорию РФ» - выпускная квалификационная работа Федоренко М.Д.

Цель работы - дать общую характеристику культурных ценностей как объектов, перемещаемых через таможенную границу, и уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с невозвращением и контрабандой культурных ценностей (статьи 190 и 226.1 УК РФ), обосновать их разграничение на основе международно-правовых актов в данной сфере.

Особенного внимания заслуживает сделанный в работе анализ взаимодействия таможенных органов России с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступлениями в форме контрабанды и невозвращения культурных ценностей на территорию РФ, а также содержится описание проблем правоприменения в данной области.

«Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей» - выпускная квалификационная работа Смирнова Я.В.

Цель работы - охарактеризовать уклонение от уплаты таможенных платежей как преступное деяние с высокой латентной опасностью, проанализировать примеры судебной практики по таким делам (ст. 194 УК РФ); определить

100

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

практически значимые проблемы расследования этих деяний и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Автором обоснована необходимость принятия специальных нормативных актов для повышения эффективности расследования данных преступлений, поскольку должностные лица таможни вынужденно применяют нормативные акты, регулирующие налоговые правоотношения и имеющие свою специфику.

«Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» - выпускная квалификационная работа Цедрик К.Я.

Цель работы - дать общую характеристику системе норм уголовного законодательства о преступлениях в сфере безопасности дорожного движения, проанализировать уголовно-правовые и криминологические нормы нарушений правил дорожного движения (ст. 264 УК РФ); выявить разграничения положений об уголовной и административной ответственности за подобные деяния. Кроме того, автором излагаются и комментируются главные положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, относящиеся к квалификации рассматриваемых преступлений и к назначению наказаний.

«Уголовная ответственность за незаконный оборот и контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, прекурсоров, растений и их частей» - выпускная квалификационная работа Сенотрусовой А.А.

Цель работы - комплексное исследование проблем, связанных с незаконным оборотом и контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, прекурсоров, растений и их частей, уровень распространенности которых свидетельствует о необходимости выработки эффективных уголовно-правовых средств по их ограничению.

Автор последовательно рассматривает исторические основы данного социального явления на базе криминологической оценки наркотической ситуации в государстве, анализируя методы и пределы уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств. В данной работе впервые комплексно анализируются вопросы уголовной ответственности за эти преступления не только внутри государства, но и в связи с незаконным перемещением наркотических средств через таможенную и государственную границу РФ. Сформулированы предложения на основе анализа динамики современного уголовного законодательства; сделано обобщение сложившейся судебной практики по данным делам. Предложены изменения в действующем законодательстве, регулирующем оборот данных предметов, и пути совершенствования регламента формирования и дополнения списков наркотических веществ, а также направления гармонизации уголовного законодательства

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

101

государств - участников Таможенного союза в области регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ.

«Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела» - выпускная квалификационная работа Матвиенко Э.Э.

Цель работы - рассмотреть должностные преступления как общественно опасные деяния (действия или бездействие), совершаемые представителями власти и должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы; доказать что они причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы, в том числе в органах местного самоуправления, или содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

В работе даются понятия «должностное лицо» и «должностные преступления»; показана специфика работы таможенных органов; рассматриваются вопросы предупреждения должностных преступлений в таможенных органах, в том числе преступлений коррупционной направленности; используются материалы Дальневосточного таможенного управления, делаются выводы и даются рекомендации по избранной теме.

«Конфискация имущества в российском и зарубежном уголовном праве» - выпускная квалификационная работа1 Малыченковой В.В.

Цель работы - комплексное исследование становления института конфискации в уголовном законодательстве РФ и зарубежных стран, разработка практических рекомендаций по применению конфискации в современной судебной практике и по совершенствованию действующего уголовного РФ на основе анализа международно-правовых норм, уголовного законодательства близкого и дальнего зарубежья, а также стран АТР.

В работе исследуется непростая эволюция данного уголовно-правового института российского уголовного закона на протяжении веков до настоящего времени, его значение в борьбе с такими тяжкими преступлениями, как преступления против государственной власти, против государственной и общественной собственности, против установленного порядка управления и против общественной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое внимание в работе уделено глубокому сравнительному анализу законодательной регламентации данного института в законодательстве стран ближнего и дальнего зарубежья. В результате были сформулированы предложения по совершенствованию юридического статуса конфискации имущества

1 Данное дипломное исследование заняло первое место на студенческой научной конференции ВФ РТА 2014 г. Работа признана государственной аттестационной комиссией лучшей среди работ по уголовно-правовой специализиции в 2014 г., а автор, Малыченкрва В.В., была рекомендована к поступлению в аспирантуру по данной специальности.

102

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

в российском законодательстве, практические рекомендации по эффективному использованию данного института в судебной практике, определены перспективы развития конфискации как международно-правовой меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности.

«Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства РФ и КНР об ответственности за преступления в сфере таможенного дела» -

выпускная квалификационная работа Пипко А.С.

Цель работы - комплексное сравнительное исследование уголовного законодательства России и Китая об ответственности за преступления в сфере таможенного дела на основе формулирования понятия таможенного преступления в исследуемых правовых системах и выработка предложений по повышению эффективности российского законодательства на основе выявленных преимуществ в борьбе с таможенными преступлениями в КНР.

В результате исследования установлено:

- в уголовном законодательстве КНР, в отличие от УК РФ, выделены в отдельный параграф в гл. 3 УК КНР;

- в УК КНР, в отличие от российского уголовного закона, предметом контрабанды являются твердые бытовые отходы, растения и продукция из них, фальшивая валюта, порнографические материалы;

- товарная контрабанда составляет самое распространенное преступление в Китае среди прочих;

- установлена уголовная ответственность юридических лиц за уклонение от уплаты таможенных платежей, за контрабанду денежных средств и денежных инструментов, стратегически важных товаров, наркотиков;

- по законодательству КНР за таможенные преступления установлены значительно более суровые наказания.

По итогам исследования сформулированы предложения к российскому законодателю по совершенствованию уголовного законодательства в данной области, а именно:

- легальное определение таможенного преступления в структуре норм ТК ТС и УК РФ;

- возвращение к криминализации товарной контрабанды;

- введение уголовной ответственности за контрабанду фальшивой валюты;

- криминализация действий по реализации на внутреннем рынке импортных товаров, по которым не уплачены таможенные платежи с целью получения прибыли;

- ввести уголовную ответственность юридических лиц за таможенные преступления;

- усилить уголовные наказания за контрабанду наркотических средств и стратегически важных товаров вплоть до применения пожизненного лишения свободы и смертной казни в случаях рецидива данных преступлений.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

103

«Пломбы и запирающие устройства как следы преступления, возможности их использования при расследовании преступлений в сфере таможенного дела» - выпускная квалификационная работа Востриковой М.А.

Цель работы - изучение и анализ проблем технического применения и исследования пломб и запирающих устройств как следов преступлений в сфере таможенного дела, процессуальных возможностей этих следов при расследовании преступлений. В работе приводится классификация пломбировочных устройств по их функциональному назначению на электронные, силовые и индикаторные, среди которых, по мнению автора, предпочтительным представляется внедрение системы радиочастотной идентификации RFID. Однако отсутствие в судебной экспертизе достаточной информации о конструктивных особенностях названных средств создает препятствие для проведения их исследования и подготовки адекватных экспертных заключений.

Автором сформулированы предложения по внедрению высокотехнологичных технических устройств в современную практику таможенного контроля и соответствующие предложения по законодательному регулированию их практического применения в качестве вещественных доказательств в ходе расследования таможенных преступлений.

«Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь об ответственности за преступления в сфере таможенного дела» - выпускная квалификационная работа Рыскуловой В.Р.

Цель работы - анализ института уголовной ответственности за таможенные преступления в РФ и Республике Беларусь, выявление пробелов законодательства и разработка предложений по их преодолению на основе международных обязательств России и Республики Беларусь в связи с участием в СНГ, Таможенном союзе и Евразийском экономическом сообществе. Автор показывает, что именно существующие пробелы в нормативно-правовом регулировании приводят к неэффективности ответственности за таможенные преступления, к недостаточно четкой работе таможенных органов РФ и РБ по профилактике и борьбе с преступлениями международного характера. Подобное комплексное сравнительно-правовое исследование приобретает еще большую актуальность в связи с предстоящим созданием Евразийского экономического союза с расширением круга участвующих государств СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.