Научная статья на тему 'Государственный контроль вывоза продукции морского промысла'

Государственный контроль вывоза продукции морского промысла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ / МОРСКИЕ БИОРЕСУРСЫ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенотрусова Светлана Валентиновна, Туровец Александр Евгениевич

В статье рассматривается понятие «вывоз морских биоресурсов» и обосновывается необходимость его применения. Акцентируется внимание на сопоставлении понятия «вывоз» и «экспорт» при международной торговле морскими биоресурсами. Основные структурные элементы, составляющие процесс вывоза морских биоресурсов, представлены схематически. Описаны особенности осуществления вывоза морских биоресурсов в различных моделях государственного регулирования. Указаны основные причины и формы осуществления вывоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сенотрусова Светлана Валентиновна, Туровец Александр Евгениевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль вывоза продукции морского промысла»

Сенотрусова С.В., Туровец А.Е.

Государственный контроль вывоза продукции морского промысла

В мировой практике для обозначения процесса, при котором произведенные в одной стране товары попадают на территорию других стран без каких-либо последующих обязательств относительно этих товаров, используют термин экспорт.

Морские биологические ресурсы являются специфическим видом товаров, поскольку их промысел осуществляется российскими судами не только в пределах акватории РФ, но и в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, в открытом море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе иностранных государств, в акваториях иностранных государств. В зависимости от географического места ведения морского промысла возникают противоречия между юридической и экономической сущностью морских биоресурсов как российских товаров.

В этой связи использование понятия «экспорт» представляется неполным для обозначения перемещения всех легальных вывозимых потоков российских морских биоресурсов. Необходимо использование более широкого понятия, которым является «вывоз морских биологических ресурсов». Понятие «вывоз» следует рассматривать в тесной взаимосвязи с понятием «экспорт», поскольку «экспорт» является одним из его элементов.

В практике международной торговли к экспортным поставкам относят сделки со следующими признаками: перемещение товара через таможенную границу; переход права собственности от резидента к нерезиденту; осуществление международных расчетов.

Наиболее важным применение понятия «вывоз морских биоресурсов» имело место до 1 января 2009 г., когда законодательно не было закреплено требование об обязательной доставке для оформления в российский порт всех морских биоресурсов, добытых в пределах акваторий, ограниченных внешней границей исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В это время экспортные поставки морских биоресурсов, прошедшие таможенный контроль, составляли меньшую часть поставок всех российских морских биоресурсов, попадающих на мировой рынок. Основная доля биоресурсов попадала на иностранные рынки непосредственно из исключительной экономической зоны РФ без применения мер государственного регулирования. Формально поставки таких биоресурсов на внешние рынки должны

были осуществляться через морские контрольные точки пограничной службы. Фактически, из-за протяженности морской границы и ограниченности контингента морских пограничных сил, основные товаропотоки покидали исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ без осуществления государственного контроля посредством использования уведомительного порядка декларирования товаров при выходе из экономической зоны или в обход контрольных точек.Согласно государственной статистике такие товарные потоки назывались «Экспортом рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, проданных за пределами таможенной границы РФ», при этом, не соответствуя вышеуказанным признакам экспортных операций. МВФ при составлении платежного баланса считает операции по вывозу товаров из исключительной экономической зоны страны в адрес иностранного государства экспортными по экономическому смыслу, поскольку происходит переход права собственности от резидента к нерезиденту.

Проблема введения требования об обязательном декларировании российских уловов, полученных в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ или приравнивания вывоза таких биоресурсов к экспорту, обсуждалась неоднократно: еще делегаты Первого и Второго Всероссийских съездов работников рыбного хозяйства предлагали приравнять к экспорту вывоз продукции морского промысла из 200-мильной зоны РФ. Однако особенности хозяйственной деятельности, связанные с работой промыслового флота в морских пространствах с различным международным правовым режимом, остались за рамками закона о внешнеторговом регулировании. Напротив, формулировка экспорта была упрощена и приведена в соответствие со вступившим в силу в 2004 г. Таможенным кодексом РФ1. Продажа и перемещение МБР непосредственно из исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ в иностранные порты не относилась к внешнеторговой деятельности и не являлась объектом внешней торговли, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к внешней торговле товарами относится только экспорт или импорт товаров. Экспорт или импорт товаров предполагает их перемещение через таможенную границу.

Упрощение понятия «экспорт» было обосновано трудностями, возникающими при администрирования налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Российская газета. № 106. 03.06.2003.

Распространение национального таможенного законодательства на 200-мильную зону противоречит Конвенции ООН по морскому праву. На морские биоресурсы исключительной экономической зоны и континентального шельфа в соответствии с нормами международного права, Россия не имеет прав собственности, а обладает лишь суверенными правами на сохранение и использование биоресурсов. Статья 67 Конституции РФ говорит о том, что РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, что предполагает суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения водных биоресурсов, управление такими ресурсами, разведку морского дна, добычу (вылов) биоресурсов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр2.

С юридической точки зрения операции по реализации на внешнем рынке рыбы и морепродуктов непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы РФ не были признаны экспортными, что противоречит позиции МВФ. Для того чтобы иметь представление о товаропотоках морских биоресурсов, продаваемых за пределами территории России, статистическими органами был разработан специальный инструментарий - форма статистического наблюдения 8-ВЭС-рыба (срочная), в которой участники внешнеэкономической деятельности самостоятельно декларируют те морские биоресурсы, которые продаются за пределами Российской Федерации. Однако эти данные не позволяют адекватно оценить количество биоресурсов, проданных в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, поскольку дополнительно содержат информацию о продажах биоресурсов с российских судов в открытом море за пределами исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, территориальных водах иностранных государств и иностранных портах, но они учитываются статистикой импорта стран-контрагентов.

В развитии понятия «вывоз морских биоресурсов», прослеживается два этапа: до 1 января 2009 г., и после этой даты, когда вступили в силу изменения в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», устанавливающие требование о доставке в морские порты Российской Федерации уловов водных биоресурсов, а также произведенной из них рыбной и иной продукции, полученной при осуществлении промышленного рыболовства во

2Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации // Российская газета. № 244. 24.12.1998.

внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

На рисунке 1 показана структура вывоза морских биоресурсов до 1.01.2009 г.

Рис. 1. Схема вывоза морских биоресурсов до 01.01.2009 г.

Вывоз морских биоресурсов до 1 января 2009 г. выглядел следующим образом:

1) Морские биоресурсы, которые должны быть помещены под таможенный режим, они фактически помещены и вывезены (таможенный режим экспорта).

2) Должны быть помещены, но не были помещены и вывезены.К ним относятся незаконно вывезенные морские биоресурсы, которые в соответствии с действовавшим законодательством при вывозе с таможенной территории РФ должны были быть помещены под таможенный режим, но не были помещены;

3) Не должны быть помещены, но фактически вывезены. К ним относятся морские биоресурсы, добытые в Мировом океане, за исключением территориальных вод РФ, российскими или арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами, при поставках на иностранные рынки. Чаще наблюдался вывоз биоресурсов, относящихся ко второй и третьей группам.

Рассматривая вывоз биоресурсов в данный период, с точки зрения соответствия нормам действовавшего законодательства, можно полагать, что он осуществлялся в двух формах: легальной и нелегальной. Легальная форма представляла собой экспорт, то есть вывоз с таможенной территории РФ, что предполагало декларирование количества вывозимых товаров, таможенный контроль, определение

таможенной стоимости, уплату таможенных платежей3. Экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, проданных за пределами таможенной границы РФ, предполагал прохождение в море контрольных точек пограничной службы и сообщение информации о количестве вывозимых биоресурсов или продажу биоресурсов с российского судна в открытом море за пределами исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, и в территориальном море или порту иностранного государства.

Нелегальный вывоз представлял собой контрабанду, если он осуществлялся с таможенной территории РФ; происходил несанкционированный вывоз из исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, сопряженный с обходом морских контрольных точек и уклонением от проверок органами пограничной службы; велась продажа морских биоресурсов за пределами исключительной экономической зоны РФ в открытых районах Мирового океана, исключительной экономической зоне и территориальном море иностранных государств, иностранном порту с искажением данных о продаваемых объектах или несообщение таких данных, помимо таможенного контроля4.

Рис. 2. Структура вывоза морских биоресурсов после 1 января 2009 г.

^Сенотрусова С.В., Селенцова А.С. Таможенная стоимость в системе государственного регулирования ВЭД // Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. М., 2011.

4Таможенный контроль в Российской Федерации: Монография / Под общей ред. С.В. Сенотрусовой. М., 2009.

После введения нормы об обязательной доставке всех уловов морских биоресурсов и произведенной из них продукции, полученной в результате промышленного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ на таможенную территорию ТС, структура вывоза изменилась. Основная масса морских биоресурсов, попадающих на внешний рынок, стала проходить таможенный контроль, что увеличило поступление в бюджет таможенных платежей5.

Если в 2008 г. через государственный контроль таможенными органами прошло 202,3 тыс. тонн вывозимых биоресурсов, непосредственно из исключительной экономической зоны было продано и вывезено 1102,7 тыс. тонн, то в 2009 г. количество биоресурсов, вывезенных после проведения таможенного контроля, увеличилось в 5 раз и составило 1019,3 тыс. тонн6.

Изменения в российском законодательстве, вступившие в действие с 1 января

2009 г. повлияли на соотношение структуры легальной и нелегальной форм вывоза морских биоресурсов. В настоящее время экспорт биоресурсов, добытых во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе России и вывоз биоресурсов из районов мирового океана, не подлежащий доставке на таможенную территорию ТС, являются легальными.

К нелегальной форме относится вывоз из исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ морских биоресурсов, подлежащих доставке для таможенного контроля на таможенную территорию ТС; вывоз биоресурсов, не подлежащих доставке на таможенную территорию ТС, с искажением данных о количестве, качестве, стоимости и номенклатуре товаров.

Формы вывоза биоресурсов зависят от вида используемого транспорта: автомобильным транспортом осуществляется вывоз из приграничных регионов России в сопредельные государства, например, Китай, товарооборот при данной форме вывоза незначителен; железнодорожный транспорт используется, в первую очередь, для поставок биоресурсов в страны СНГ; основные объемы морских биоресурсов вывозятся морским транспортом; авиаперевозки активно используются для доставки

5Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях таможенного союза // Право и экономика. № 2. 2011. С. 55-59.

6Сенотрусова С.В., Туровец А.Е. Особенности государственного регулирования вывоза морских биоресурсов // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 29. иЯЬ: Шр://е-joumal.spa.msu.ru/images/File/2011/29/Senotrusova_Turovets.pdf идентификационный номер

Информрегистра: 0421200039, дата обращения: 01.02.2012.

свежих и охлажденных морских биоресурсов потребителям. Например, из Исландии и Норвегии чартерными рейсами поставляются на мировой рынок лососи, треска, крабы и прочие биоресурсы.

Исторический анализ показывает, что вывоз морских биоресурсов - это системное экономическое явление, которое наблюдалось на протяжении всего периода развития российского рыболовства. Более ста лет назад начали формироваться основные направления вывоза: на Востоке и Севере России, в ЧерноморскоКаспийском бассейне, которые способствовали развитию экономики прибрежных регионов. Например, вывоз лососей и крабов в Японию, трески, пикши, сельди в Норвегию и Данию. В настоящее время основными направлениями вывоза являются: страны Азиатско-тихоокеанского региона (Япония, Китай, Республика Корея, США), некоторые страны Европы (Норвегия, Германия), исторически сложившиеся партнеры в торговле и страны СНГ. На долю 5 стран основных контрагентов России в торговле морскими биоресурсами: Китая, Республики Корея, Японии, США, Норвегии, - в

2010 г. приходилось 95% объемов и 89 % стоимости всех биоресурсов, импортируемых всеми странами мира из России.

В таблице 1 приведена доля ведущих пяти стран-контрагентов в объемах и стоимости российского экспорта.

Таблица 1. Динамика вывоза биоресурсов из РФ в ведущие страны-контрагенты(2002 - 2010 гг., %)

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Доля в объемах экспорта 85 83 81 78 79 78 81 96 95

Доля в стоимости экспорта 83 80 74 73 69 70 74 94 89

Как видно, товарооборот с пятью ведущими странами-контрагентами возрос в последние годы, что обусловлено введением требования о доставке уловов морских биоресурсов в российские порты с акваторий территориального моря, внутренних морских вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ для таможенного контроля. Внешнеторговая статистика стала отражать основные товаропотоки биоресурсов, вывозимых из РФ. Два последних года показывают преобладание поставок российских морских биоресурсов, происходящих с акваторий,

ограниченных внешней границей исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, в КНР, Японию, Республику Корея, США и Норвегию над поставками во все остальные страны.

За период с 1999 по 2010 гг. общий вывоз морских биоресурсов из РФ в адрес основных стран-контрагентов вырос в 1,8 раза, что свидетельствует об устойчивом спросе на российские биоресурсы на внешнем рынке. Перераспределение стран в объемах внешней торговли выглядит следующим: лидирующие позиции в настоящее время занимаетКНР и Республика Корея, в 1999 г. лидерами были Норвегия (114,6 тыс. т) и США (223,3тыс. т.)7, существенно утратившие свои позиции.

Таблица 2. Общий вывоз российских морских биоресурсов в основные страны-контрагенты (2002 - 2010 гг., тыс. тонн)

Страна 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Япония 114,7 99,9 106,6 111,0 93,6 85,6 115,9 72,1 67,3

КНР 214,5 156,2 212,4 263,1 361,2 314, 6 275,2 555,9 759,7

Южная Корея 259,8 323,4 266,2 374,4 355,0 410,8 465,5 391,2 409,9

Норвегия 98,2 70,5 72,8 50,9 29,7 29,6 22,5 11,7 18,7

США 70,7 77,0 58,8 63,7 36,3 49,0 31,9 4,5 7, 9

Всего 757,9 727,0 716,8 863,1 875,8 889,6 911,0 1035,4 1263,5

В настоящее время КНР является крупнейшим покупателем российской продукции морского промысла, за период с 2002-2010 гг. вывоз морских биоресурсов возрос в 3,5 раза, при этом вывоз биоресурсов из РФ в КНР превышает вывоз биоресурсов из РФ в США в 95 раз (табл. 2). Отметим, что в 2010 г. 60% всех биоресурсов были вывезены из РФ именно в КНР, 32% в Южную Корею, в то время как на Японию приходилось только 5% вывоза.

В табл.3 представлен вывоз морских биоресурсов из РФ в Китай за 2002 - 2010 гг. по семи товарным позициям ТН ВЭД ТС: 0301 «Живая рыба»; 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304»; 0303 «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304»; 0304 «Филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые»; 0305 «Рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба горячего или холодного копчения; рыбная мука тонкого и грубого

"^Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2118002.

помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу»; 0306

«Ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные в панцире, сваренные на пару или в кипящей воде, охлажденные или неохлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу»; 0307 «Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; водные беспозвоночные, отличные от ракообразных и моллюсков, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из водных беспозвоночных, кроме ракообразных, пригодные для употребления в пищу».

Таблица 3. Вывоз морских биоресурсов в Китай (2002 - 2010 гг., тыс. тонн)

Товарная позиция 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

0301 0 0 0 0 0 0 0 0 0

0302 2,9 0,27 0,31 0,64 0 0,4 0 0,70 0

0303 191,9 153,5 202,5 255,7 346,7 305,3 266,7 542,7 755,3

0304 0 0 2,9 2,7 7,1 6,8 5,8 4,6 0,9

0305 2,4 0,8 4,5 0,2 0,4 0,6 0,8 5,4 0,8

0306 0,1 0,07 0,04 0,09 0,09 0,09 0,02 0 0

0307 16,9 1,6 2,2 4,2 6,8 1,9 1,7 3,0 2, 0

Всего 214,2 156,2 212,5 263,5 361,1 315,1 275,1 555,4 759,0

Помимо того, что Китай является крупнейшим в мире производителем аквакультуры, он также приобрел роль основного переработчика биоресурсов, добытых другими странами. Главным объектом в торговле с Китаем, является мороженая рыба. На долю Китая приходятся крупнейшие поставки из РФ минтая, трески, тихоокеанских лососей. В дальнейшем эта продукция морского промысла подвергается переработке, после чего поступает на российский и другие рынки. Таким образом, за счет продажи сырья и покупки обработанного рыбного продукта, РФ теряет значительную часть добавленной стоимости.

Помимо мороженой рыбы Россия продает в Китай также моллюсков и прочих водных беспозвоночных, обработанную рыбу товарной позиции 0305 ТН ВЭД ТС. Однако объемы экспорта этой продукции несопоставимы с экспортом мороженой

рыбы, а их поставки не носят регулярного характера. Также особенностью торговли с Китаем является вывоз ракообразных в минимальных количествах, за все время с 2002 по 2010 гг. было вывезено не более 100 тонн.

Таким образом, несмотря на поставленную государством задачу направить биоресурсы на отечественный рынок, возросшую покупательскую способность, увеличение внутренней цены на отдельные виды продукции до среднемирового уровня, вывоз биоресурсов в иностранные государства остается значительным, причем ежегодный объем вывоза превышает 1 млн. тонн, что составляет не менее 30% общего российского вылова.

Список литературы:

1. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В.Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях таможенного союза // Право и экономика. № 2. 2011. С. 55-59.

2. Сенотрусова С.В., Селенцова А.С. Таможенная стоимость в системе государственного регулирования ВЭД // Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации. М., 2011.

3. Сенотрусова С.В., Туровец А.Е. Особенности государственного регулирования вывоза морских биоресурсов // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 29. ЦКЬ: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2011/29/Senotrusova_Turovets.pdf идентификационный номер Информрегистра: 0421200039, дата обращения: 01.02.2012.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Российская газета. № 106, 03.06.2003.

5. Таможенный контроль в Российской Федерации / Под общей ред. С. В. Сенотрусовой. М., 2009.

6. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации // Российская газета. № 244. 24.12.1998.

7. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики. ЦКЬ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2118002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.