Научная статья на тему 'Оценка стоимости незаконного экспорта морских биоресурсов из Российской Федерации'

Оценка стоимости незаконного экспорта морских биоресурсов из Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОРЕСУРСЫ / НЕЗАКОННЫЙ ВЫВОЗ / СТОИМОСТЬ БИОРЕСУРСОВ / СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / MARINE BIORESOURCES / ILLEGAL EXPORT / VALUE OF BIORESOURCES / FOREIGN TRADE STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенотрусова Светлана Валентиновна, Туровец Александр Евгениевич

Статья посвящена оценке объемов и стоимости незаконно вывозимых биоресурсов с территории РФ. Для оценки использовались данные статистики внешней торговли таможенной службы РФ и Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики, а также данные стран контрагентов. Оценка нелегального вывоза морских биоресурсов за последние несколько лет может быть определена в пределах от 1280 до 2265 млрд долл. год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка стоимости незаконного экспорта морских биоресурсов из Российской Федерации»

Сенотрусова С.В., Туровец А.Е.

Оценка стоимости незаконного экспорта морских биоресурсов из

Российской Федерации

Торговля морскими биоресурсами (МБР) имеет глобальный масштаб; основные направления их перемещения в мировом формате складывались на протяжении десятилетий, а изменения, происходящие в последние годы, являются незначительными. Основными импортерами морских биоресурсов и рыбных товаров являются экономически развитые страны, на долю которых приходится более 80% всего импорта рыбы и морепродуктов. На долю 5 главных контрагентов России в данной сфере — Китая, Республики Корея, Японии, США, Норвегии — в 2010 году приходилось 95% объемов и 89% стоимости всех импортируемых из РФ биоресурсов1. Учитывая непосредственную близость российской исключительной экономической зоны и континентального шельфа от двух макрорегионов, которые заинтересованы в поставках биоресурсов, — Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы — очевидна значимая роль МБР из России на иностранных рынках.

Проблемные моменты, связанные с осуществлением таможенных операций в отношении вывозимых из Российской Федерации биоресурсов, особенно актуализировались с 2009 года. Тогда был принят закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующий доставку уловов биоресурсов, добытых в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, на таможенную территорию. Если в 2008 году, до принятия закона, таможенными органами зарегистрировано 202,3 тыс. тонн вывозимой продукции рыболовного промысла, а непосредственно из исключительной экономической зоны было продано и вывезено 1,1 млн тонн, то уже на следующий год количество биоресурсов, вывезенных после проведения таможенного контроля, увеличилось в 5 раз и составило 1,0 млн тонн.

Одной из важных проблем при экспорте биоресурсов остается вопрос определения таможенной стоимости, который входит в неоднозначную и конфликтную область таможенного регулирования. Декларант сам устанавливает величину таможенной стоимости, однако инспектор вправе проверить ее на основании

1 Сенотрусова С.В., Туровец А.Е. Государственный контроль вывоза продукции морского промысла // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. иКЬ: Шр://е-

joumal.spa.msu.rU/31_2012Senotrusova_Turovets.html (23.07.2013).

имеющихся в его распоряжении материалов и сведений. В зависимости от назначения размер таможенных платежей может корректироваться.

Таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения2. Стоимость сделки с морскими биоресурсами обусловлена множеством факторов, которые объективно учитывать инспектору без специальных навыков и знаний во время осуществления таможенного контроля достаточно затруднительно. Участники внешнеэкономической деятельности отмечают, что таможенные органы в качестве индикативных цен для проверки достоверности сведений используют среднестатистические данные, которые не учитывают конъюнктуру мировых рыбных рынков, объемы товарных партий, размерный ряд продукции, сезон добычи и сезон поставок и другие факторы, непосредственно влияющие на затраты по вылову морских биоресурсов.

В настоящей статье для анализа вывоза морских биоресурсов использовались данные, находящиеся в свободном доступе. Они формируются на основе таможенной статистики внешней торговли, а также сведений, подаваемых предприятиями, ведущими внешнеэкономическую деятельность в области торговли МБР, в органы государственной статистики.

Кроме того, были использованы информационные базы Статистического департамента ООН (United Nations Statistics Division) (данные таможенной статистики стран-контрагентов), Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы РФ3.

В товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) виды биоресурсов рассматриваются по 7 товарным позициям: 0301 «Живая рыба», 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304», 0303 «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304», 0304 «Филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые», 0305 «Рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба горячего или холодного копчения; рыбная мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу»,

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 500 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» // Российская газета. № 182. 18.08.2006.

3 База данных статистического департамента ООН (United Nations Commodity Trade Statistics Database). URL: http://comtrade.un.org/db (24.07.2013).

0306 «Ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные в панцире, сваренные на пару или в кипящей воде, охлажденные или неохлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу», 0307 «Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; водные беспозвоночные, отличные от ракообразных и моллюсков, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из водных беспозвоночных, кроме ракообразных, пригодные для употребления в пищу».

Отметим, что во внешней торговле морскими биоресурсами преобладает вывоз минтая, который производится в основном в двух товарных позициях ТН ВЭДТС — 0303 и 0304. Поэтому результаты анализа затрагивали именно эти товарные позиции. Вместе с этим следует сказать, что в отдельные годы вывоз по товарным позициям 0303-0304 составлял до 95-96% всего вывоза МБР. Однако необходимо иметь в виду, что в этой товарной позиции, кроме минтая, декларируются также иные виды рыбы. Например, в эту же товарную позицию входит экспорт мороженого лосося, сельди, камбалы, трески и др. К сожалению, провести четкое разделение видов по отдельным товарным субпозициям не представляется возможным, поскольку страны-контрагенты используют разные уровни детализации.

По словам В. Ишаева, министра по развитию Дальнего Востока, полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), из региона продолжаются нелегальные поставки морских биоресурсов. По-прежнему расходятся данные о вывозе рыбы из России с данными о поставках в страны-импортеры. Так, в 2011 году объем вывезенной из России в Японию продукции в 3,66 раза меньше, чем объем ввезенной в Японию продукции из России. В 2010 году данные таможенных служб России и Японии расходились в 2,5 раза, в 2009 — в 2,56, а в 2008 — в 5,06 раз. Неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных по физическому объему и стоимости рыбы и рыбопродукции, экспортируемой из регионов ДВФО, и импорта составляет ежегодно от 1 до 2,5 млрд долл.4. Руководитель Федерального агентства по

4 Ишаев В. Развитию отрасли мешает коррупция и браконьерство. иКЬ: http://fishnews.ru/interviews/269.

рыболовству А. Крайний оценивает стоимость незаконно вывозимых биоресурсов в 600-700 млн долл.5

Вместе с тем существует иная точка зрения: выводы дальневосточного полпредства основаны на неточном анализе официальной статистики таможенных ведомств.

Для определения бюджетных потерь от незаконного, неучтенного и неконтролируемого вывоза морских биоресурсов и неуплаченных таможенных платежей в работе используется формула:

Х’ь.хг»

, (1)

где:

W — размер неуплаченных таможенных платежей,

: — годы анализируемого периода,

— последний год анализируемого периода,

: — товарная позиция,

Б — адвалорная ставка таможенной пошлины,

Х& 1 — величина расхождений в данных внешнеторговой статистики по товарной позиции.

Для вычисления стоимости расхождений определим ежегодную средневзвешенную стоимость тонны условного биоресурса из рассматриваемых товарных позиций товарной группы 03 в ценах российского экспорта. Декларируемые экспортные цены зачастую меньше общемировых, но, опираясь на экспортные цены, можно рассчитывать минимальные потери бюджета. Цена условной тонны биоресурса товарной позиции будет рассчитываться путем деления стоимости всех экспортированных биоресурсов конкретной товарной позиции на объем экспорта по этой позиции.

где:

-г. — стоимость условной тонны МБР;

— объем экспорта по товарной позиции за год;

. - стоимость экспорта по товарной позиции.

5

Пресс-конференция руководителя Федерального агентства по рыболовству А. Крайнего. URL: http ://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=41041&year=2012&today=26&month= 12.

При этом объемы расхождений между данными внешнеторговой статистики Российской Федерации и стран контрагентов вычисляются по формуле:

Х& 1 — величина расхождений в данных внешнеторговой статистики по товарной позиции,

— данные экспорта по товарной позиции, полученные из таможенной статистики внешней торговли (12-мильная зона);

. — данные вывоза МБР по товарной позиции вне 12-мильной зоны, предоставленные Федеральной службой государственной статистики;

. — данные по импорту морских биоресурсов из России, которые

предоставлены страной-контрагентом по товарной позиции.

Умножив объем ежегодных расхождений на ежегодную средневзвешенную стоимость тонны условного морского биоресурса товарной позиции из товарной группы 03, получим стоимость МБР, вывезенных из Российской Федерации без таможенного контроля либо с нарушениями установленных правил.

Оценим расхождение данных вывоза биоресурсов из РФ и ввоза биоресурсов в Японию по формуле (3), основываясь на методологии приведенной выше. Такая разница формируется в основном за счет позиции 0306 ТН ВЭД ТС «Ракообразные, в панцире или без панциря...», и она составляла в разные годы от 74 тыс. тонн в 2005 году до 33 тыс. тонн — в 2010.

Таблица 1. Объемы нелегального вывоза морских биоресурсов (0306 ТН ВЭД ТС, тыс. тонн)

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем 51 66 73 76 70 59 51 46 33

С учетом стоимости краба на рынке Японии (около 10-12 долл. за кг), можно оценить стоимость вывозимых без таможенного контроля биоресурсов в 400-900 млн долл. При этом, принимая во внимание, что пошлины на товары позиции 0306 ТН ВЭД составляют 10% от таможенной стоимости, неуплаченные таможенные платежи, рассчитанные по формуле (1), могут изменяться от 40 до 90 млн долл. ежегодно.

Незаконный вывоз биоресурсов в КНР формируется за счет иной позиции — 0303 «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304». На долю мороженой рыбы этой товарной позиции приходилось 77,8% стоимости и 92,5% физического объема всего российского экспорта водных

биоресурсов товарной группы 03 «Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные»6.

Для оценки нелегального вывоза и неуплаченных таможенных платежей возьмем данные таможенной статистики. Вычислим стоимость одной тонны условного МБР, используя данные об объемах и стоимости, которые декларировались участниками внешнеэкономической деятельности с 1999 по 2010 год. В эту позицию входит такая продукция, как минтай, лосось и другие виды рыб.

Таблица 2. Данные таможенной статистики по стоимости и объемам вывозимых морских биоресурсов из РФ (12-мильная зона)

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем (тыс. тонн) 340 93 19 286 93 233 02 019 1305

Стоимость, (тыс. долл.) 383 08 26 456 26 521 71 708 2162

Стоимость одной тонны МБР (долл.) 1126 392 488 1594 795 2236 331 676 1657

Расчеты по формуле (2) показывают, что за последние годы стоимость 1 тонны морских биоресурсов повысилась почти в 2,3 раза — с 980 до 2300 долл. Покажем стоимости морских биоресурсов, вывезенных из России в Китай без таможенного контроля.

Таблица 3. Стоимость морских биоресурсов, вывезенных в КНР из РФ, без таможенного контроля (млн долл.)

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем (тыс. тонн) 425 476 460 540 476 511 514 446 478

Стоимость (млн долл.) 478 662 684 860 854 1142 1198 747 792

Разница в статистических данных России и Китая на протяжении ряда лет почти не меняется и составляет около 500 тыс. тонн рыбной продукции. Следовательно, стоимость биоресурсов вывозимых ежегодно без таможенного контроля в Китай составляет в последние годы от 800 до 1200 млн долл. Таможенная пошлина на товары позиции 0303 ТН ВЭД составляет 5% от таможенной стоимости. В этом случае неуплаченные таможенные платежи могут варьировать от 40 до 60 млн долл. ежегодно.

6 Сенотрусова С.В., Туровец А.Е. Указ. соч.

иЯЬ: http://ejoumal.spa.msu.ru/images/File/2011/29/Senotrusova_Turovets.pdf (23.07.2013).

Сложнее ситуация обстоит со сравнением статистических данных России и Южной Кореи. Многочисленные эксперты утверждают об ошибочности оценки нелегального вывоза продукции из водных биоресурсов российского происхождения. Такие выводы основаны на том, что внешнеэкономические данные показывают отрицательный баланс вывоза рыбной продукции из России, то есть вывоз российских биоресурсов превышает регистрируемый таможенной статистикой Южной Кореи ввоз. Например, по позиции 0303 ТН ВЭД ТС в 2007 году вывозилось продукции из РФ больше, чем регистрировалось в Южной Корее на 156 тыс. тонн, а в 2010 году — на 182 тыс. тонн. Формирование отрицательной статистики происходит в основном за счет позиции 0303 «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304». Однако никакой загадки здесь нет. Товары, вывозимые из РФ, регистрируются российской таможней по таможенной процедуре экспорта только при наличии внешнеторгового контракта с иностранным партнером. При этом, если товар вывезен, то эта таможенная процедура завершена и товар, как правило, меняет собственника.

Продукция, отгруженная в Южной Корее, помещается в так называемый таможенный склад — без уплаты налогов и пошлин для хранения на складе и последующей продажи покупателям из Европы и Азии. Эта продукция не поступает в свободное обращение на территорию Южной Кореи и поэтому таможенной статистикой не учитывается как корейская. Товар поменял собственника и в последующем перепродается в другие страны уже как корейский, несмотря на то, что имеет российский (должен иметь) сертификат о происхождении товара по форме «А», выданный Торгово-промышленной палатой РФ. Вместе с тем оценить стоимость и количество вывезенной продукции из России без таможенного контроля затруднительно. Имея ввиду, что законный экспорт рыбной продукции в Южную Корею достигает в некоторые годы до 500 тыс. тонн, то даже при довольно скромных предположениях по незаконному вывозу в 10-20% от этого значения, получаем стоимость нелегального вывоза порядка 80-165 млн долл. Учитывая, что таможенная пошлина на товары позиции 0303 ТН ВЭД составляет 5% от таможенной стоимости, неуплаченные таможенные платежи составляют порядка 4-8 млн долл. ежегодно.

Таблица 4. Объем расхождений морских биоресурсов, вывезенных из РФ и регистрируемых Южной Кореей (товарная позиция 0303ТН ВЭД ТС)

Годы 2006 2007 2008 2009 2010

Южная Корея (тыс. тонн) -144 -156 -204 -152 -182

Отметим также, что расхождения в торговле РФ и США за последние несколько лет по позиции 0303 ТН ВЭД ТС стали минимальны: в 2008 году — около 20 тыс. тонн, в 2010 году — менее 2 тыс. тонн

Таким образом, оценка нелегального вывоза МБР может быть определена в пределах от 1,280 до 2,265 млрд долл. При этом объем неуплаченных таможенных платежей составляет от 84 до 158 млн долл.

Список литературы:

1. База данных статистического департамента ООН (United Nations Commodity Trade Statistics Database). URL: http://comtrade.un.org/db (15.07.2013).

2. Ишаев В. Развитию отрасли мешает коррупция и браконьерство URL:http://fishnews.ru/interviews/269 (16.07.2013).

3. Пресс-конференция руководителя Федерального агентства по рыболовству А. Крайнего. URL: http://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=41041&year=2012&today =26&month=12 (13.07.2013).

4. Cенompycoвa C.B., Typoвец A.E. Государственный контроль вывоза

продукции морского промысла // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/31_2012Senotrusova_Turovets.html

(23.07.2013).

5. Cенompycoвa C.B., Typoвец A.E. Особенности государственного регулирования вывоза морских биоресурсов // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 29.

URL: http://ejournal.spa.msu.ru/images/File/2011/29/Senotrusova_Turovets.pdf

(24.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.