Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПЕРЕВОЗЧИК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ТЕХНОЛОГИЯ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / PRELIMINARY INFORMING / CUSTOMS AUTHORITIES / CARRIER / INFORMATION EXCHANGE / TECHNOLOGY / SEA TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпак А.С.

Рассматривается вопрос оптимизации информационного обмена между участниками транспортного процесса международных морских контейнерных перевозок посредством внедрения современных таможенных технологий, таких как предварительное информирование государственных контрольных органов и предварительное таможенное декларирование. Выполнен сравнительный анализ этих технологий и выделены отличительные особенности, а также определены логистические преимущества и факторы, препятствующие их широкому использованиюв практической деятельностиморского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шпак А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LOGISTICS OF INTERNATIONAL CONTAINER SHIPPING: THE CUSTOMS ASPECT

The issue of optimizing information exchange between participants of the transport process of international sea container transportation through the introduction of modern customs technologies, such as preliminary informing state control authorities and preliminary customs declaration, is considered. A comparative analysis of these technologies has been carried out and distinctive features have been identified, and logistic advantages and factors hindering their wide use in practical transport have been identified.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

The article reveals the main changes in staffing of agricultural enterprises in the transition to the digital economy, analyzes the impact of new tasks of the economy on staff security, analyzes the current state ofpersonnel support in the agricultural sector and the need for personnel to acquire targeted enterprises in the agricultural sector in terms of digitalization.

Статья поступила в редакцию 26.10.2018 г.

УДК 004+656.614.3+339.5

А.С. Шпак, канд. техн. н., доцент Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет,

690920, г. Владивосток, Кампус ДВФУ о. Русский, корпус G, 22уровень 5, ком. G 525.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: предварительное информирование, таможенные органы, перевозчик, информационный обмен, технология, морской транспорт

Рассматривается вопрос оптимизации информационного обмена между участниками транспортного процесса международных морских контейнерных перевозок посредством внедрения современных таможенных технологий, таких как предварительное информирование государственных контрольных органов и предварительное таможенное декларирование. Выполнен сравнительный анализ этих технологий и выделены отличительные особенности, а также определены логистические преимущества и факторы, препятствующие их широкому использованиюв практической деятельно-стиморского транспорта.

В связи с введением в действие статьи 22 Федерального закона «О свободном порте Владивосток»1 (СПВ), для перевозчика, осуществляющего международные морские перевозки и доставляющего груз в порты, находящиеся на территории СПВ, наложены обязательства по предоставлению до прибытия судна в порт в электронном виде предварительной информации о судне и перевозимом на нем грузе. Это означает, что применение технологии предварительного информирования государственных контрольных органов (в первую очередь - таможенных органов) на территории большинства портов Дальневосточного бассейна стало обязательным [1, 2].

Предварительное информирование является одной из перспективных таможенных технологий, внедрение которой связано с вступлением России в ВТО и введением новых рамочных стандартов безопасности международной торговли [3, 4, 5]. Использование указанного механизма (в соответствии с документом СЕФАКТ ООН «Дополнение к рекомендации №33 по созданию «Единого окна» [6,7]) позволяет получить выгоды и государственныморганам, и коммерческим компаниям - участникам внешнеэкономической деятельности (участникам ВЭД) [8]. Для государственных органов преимущество заключается в решении проблем недополучения доходов (взимание таможенных платежей), повышения безопасности перевозок и добросовестности участников ВЭД; для коммерческих компаний -ускорение таможенной очистки и полу-

1 О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 №212-ФЗ: принят Гос. Думой 03.07.2015. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 182596/.

чения разрешения на отгрузку, и соответственно, снижение издержек в международной цепи поставки [9].

Вопросам и проблемам эффективного внедрения передовых информационных технологий в таможенном деле, поиску возможных путей их решения, уделено достаточно внимания в научных исследованиях различных авторов, в том числе О.Ю. Бакаевой [10], И.С. Ермилова и Г.В. Игнатьевой [11], Е.А. Смирновой [12]. В этих работах рассматриваются общие аспекты применения таможенных информационных технологий на транспорте. Проблемамвнедрения технологии предварительного информирования при перемещении грузов,именно, морским транспортом посвящены статьи Л.Н. Болтуновой и А.В. Зимовец [13], И.А. Топковой [14], а такжемногих других авторов, что говорит о несомненной актуальности данного направления исследования. Научные и практические результаты по внедрению технологии предварительного информирования в Дальневосточном регионе приводятся в статьях [15-18].

Следует отметить активное внедрение технологии предварительного информирования государственных контрольных органов при международных грузоперевозках различными видами транспорта.Так,данная технология стала обязательной к применению на автомобильном (в 2012 г.), железнодорожном (в 2014 г.) и авиатранспорте (в 2017 г.), на морском - реализуется в рамках пилотных проектов. Сложность интеграции технологиипредварительного информированияв процесс таможенного оформления судна и груза при международных морских перевозках связанасо следующими специфическимиособенностями: большими объемамиперевозимого в единовременном порядке (на одном судне) груза, принадлежащего разным грузоотправителям; большимколичеством участников перевозочного процесса (грузовладельцев и их агентов, грузоперевозчика, экспедиторов, служб порта, оказывающих услуги перевалки, хранения, государственных контрольных органов в морском пункте пропуска). Это усложняет «отладку» процесса информационного взаимодействияна морском транспорте в связис необходимостью учитывать интересы каждого из вышеперечисленных участников процесса.

Технология предварительного информирования государственных контрольных органов предполагает электронное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД при выполнении таможенных операций на основе электронных форм документов. Сущность таможенной технологии заключается в формировании и передаче по каналам связи в таможенный орган порта прибытия предварительной информации о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС. При этом информация подается от двух лиц: грузоперевозчика (пакет документов и сведений формата ПДС) и грузовладельца или лица, связанного с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС морским транспортом и обладающим информацией о товаре (предварительная информация о товаре формата ПИТ).

Еще до прибытия судна в порт таможенными и другими государственными контрольными органами (по каналам связи межведомственного взаимодействия) проводится проверка документов и сведений: анализируется представленная информация о судне и грузе, проверяется наличие разрешительных документов, осуществляется проверка с помощью аналитической системы управления рисками (СУР). По результатам проверок принимаются предварительные решения по судну и грузу: разрешение или запрет ввоза; необходимость предоставления дополнительных сведений, разрешительных документов (корректировка информации); разрешение на выгрузку в порту назначения; необходимость проведения осмотра контейнерных партий груза с помощью инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), досмотра; проведения ветеринарного, санитарно-карантинного или фитосанитарного контроля.

По прибытию судна и подаче окончательной информации (откорректированной и дополненной в случае необходимости) инспектором осуществляется сверка документов и сведений с ранее поданными (выполнение данной операции занимает несколько минут). Принятые таможенным органом предварительные решения формализуются

А. С. Шпак

Информационные технологии в логистике международных морских контейнерных...

(принимают статус юридически значимых) и передаются по каналам связи грузопере-возчику, грузовладельцу, службам порта, оператору морского терминала. Это позволяет незамедлительно после прибытия судна осуществить постановку его к причалу (согласно плану расстановки судов в порту) и начать выгрузку контейнеров. Положительным является и то, что в случае отсутствия необходимости проведения таможенного и иных форм контроля (в т.ч. после проверки предоставленной грузовладельцем (декларантом) таможенной декларации), груз (товар) может быть выпущен и вывезен с территории порта без помещения на временное хранение [19, 20].

С точки зрения логистики реализация данной технологии позволяет ускорить процесс документального контроля прибывающего в порт судна и груза и тем самым сократить временные и финансовые издержки участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за счет сокращения времени фактического нахождения контейнеров в порту. И действительно, внедрение технологии в портах «Морской порт Восточный» и «Морской порт Владивосток», позволило сократить сроки нахождения контейнеров на терминале под таможенным контролем на трое суток (с 8,5 суток в 2014 г. до 5,5 суток в 2016 г.).

Существует еще одна таможенная технология, позволяющая ускорить процесс таможенного оформления прибывающего груза - предварительное таможенное декларирование (ПТД). Таможенное декларирование является обязательной процедурой, осуществляемой декларантом (либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта) при таможенном оформлении груза в порту, а именно, заявление таможенному органу в форме таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Сущность технологии ПТД заключается в подготовке и передаче электронной предварительной таможенной декларации в таможенный орган до прибытия товара (груза) на таможенную территорию ЕАЭС. Предварительное декларирование позволяет перенести часть обязательных операций, осуществляемых подразделением таможенного органа, в компетенции которого входит прием и проверка таможенной декларации (подразделения таможенного оформления и таможенного контроля), на этап до прибытия судна в порт. А именно, осуществить проверку правильности определения классификационного кода товара, расчета таможенной стоимости и таможенных платежей, проверку по СУР, вынести предварительные решения по проведению форм таможенного и иных видов контроля.

Применение этой технологии предполагает «выпуск» значительной части грузовых (товарных) партий без помещения на временное хранение в том случае, если на момент прибытия груза в порт проверка сведений, заявленных в декларации, уже проведена, и может приниматься решение о выпуске (при условии, что товары не подлежат фактическому контролю (осмотру или досмотру)). При этом таможенные операции по выпуску товаров должны осуществиться в течение 2-х часов с момента получения от декларанта уведомления о прибытии товарной партии.

На сегодняшний день многие грузоперевозчики и участники ВЭД считают технологии ПИ и ПТД тождественными и взаимозаменяемыми друг друга, что в действительности не является таковым. Для внесения ясности в этот вопрос существует необходимость в изучении сущности этих технологий и выявлении их отличительных особенностей. Сравнительный анализ технологий ПИ и ПТД представлен в таблице.

Таким образом,реализация технологий предварительного таможенного декларирования и предварительного информирования, несмотря на их сходство: этапы реализации (до прибытия судна и груза в порт), форма реализации (в электронной форме), состав предоставляемой в таможенный орган информации от грузовладельца, имеют различные цели и задачи. Цель предварительного информирования - ускорение операций таможенного оформления и контроля прибывшего судна с грузом в

порт; предварительного таможенного декларирования - ускорение операций помещения выгружаемой в порту товарной партии под определенную таможенную процедуру.

Основной результат технологии предварительного информирования - сокращение сроков оформления прибывшего судна и груза в порт, а также сокращение времени проверки поступивших документов и сведений для выявления «рискового» груза.

Таблица

Сравнительный анализ таможенных технологий предварительного таможенного декларирования и предварительного информирования на морском транспорте

Технологии Характеристики"""^^^ Технология

предварительного таможенного декларирования предварительного информирования государственных контрольных органов

1 2 3

Сущность осуществление процедуры декларирования товара: предоставление необходимых сведений о прибывшем грузе (товаре) в таможенный орган до прибытия товара (груза) в порт (статья 114 ТК ЕАЭС) предоставление сведений о грузе (товарах) и морских судах в таможенные органы до их фактического прибытия на территорию Союза (ст. 11. ТК ЕАЭС)

Цель таможенное оформление грузовой (товарной) партии (т.е. помещение под определенную таможенную процедуру в зависимости от целей нахождения и использования (например, выпуск для внутреннего потребления, временный ввоз и др.)) (ст. 104-107 ТК ЕАЭС) оценка рисков и принятие предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия судна и товаров на таможенную территорию Союза

Субъекты взаимодействия со стороны участника ВЭД декларант (владелец груза и др. (ст.83 ТК ЕАЭС)) или таможенный представитель 1.грузоперевозчик (судовладелец, агент); 2. владелец груза

Субъекты взаимодействия со стороны государственных органов подразделения таможенных органов, уполномоченные принимать, осуществлять проверку и выпускать таможенные декларации (осуществлять таможенное оформления товара) - подразделения, осуществляющие таможенный контроль прибытия судов и перевозимого на нем груза в порт - иные государственные контрольные органы (Россельхознадзор, Роспотреб-надзор, ПС ФСБ России и др.)

Объекты Грузовая (товарная) партия, доставляемая в порт прибытия в адрес одного владельца 1. Судно, прибывающее в порт 2. Коносаментные грузовые партии, подлежащие выгрузке в порту прибытия

Форма взаимодействия Формирование посредством коммерческой информационной базы участника ВЭД предварительной декларации на товары и отправка ее в информационную базу таможенного органа прибытия Формирование электронных пакетов документов и сведений в Личном кабинете участника ВЭД на портале ФТС России и передача в КПС «Портал Морской порт» от грузоперевозчика (формата ПДС) и грузовладельца(формата ПИТ)

А.С. Шпак

Информационные технологии в логистике международных морских контейнерных.

Технологии Характеристики Технология

предварительного таможенного декларирования предварительного информирования государственных контрольных органов

Состав информации В объеме таможенной декларации: - о заявленной таможенной процедуре, - сведения о грузе (товаре) для перечисления и уплаты таможенных платежей, контроля соблюдения запретов и ограничений и др. За исключением сведений, которые неизвестны грузовладельцу на момент подачи декларации (например, о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары; об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (ст. 114 ТК ЕАЭС)). 1. От грузоперевозчика: документы и сведения по судну и прибывающему на нем грузу в соответствии со ст.87 ТК ЕАЭС - общая декларация - декларация о грузе и прикладываемые к ней транспортные (перевозочные) документы - коносаменты - декларация о судовых припасах - судовая роль и др. 2. От грузовладельца: сведения по каждой товарной партии в соответствии со ст. 106-107 ТК ЕАЭС. - наименование товара - краткое описание товара на языке оригинала - код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - класс опасности ИМО - информация о количестве товара (объем, вес, упаковка) - информация о стоимости товара и др.

Примечание: в таблице проведен сравнительный анализ технологий на примере прибывающего импортного грузопотока. Следует отметить, что эти технологии реализуются аналогичным образом и при экспорте, но с учетом таможенного оформления экспортного груза, согласно статям ТК ЕАЭС.

Однако фактический вывоз груза из порта возможен (будет разрешен таможенным органом) только после помещения его под определенную таможенную процедуру, т.е. выполнения грузовладельцем требований процедуры декларирования. Именно предварительное таможенное декларирование позволяет ускорить процесс проверки и выпуска декларации на прибывшую товарную партию и дает разрешение владельцу груза на вывоз его из порта.

Так как для грузовладельцапредставляет интерес сокращение сроков фактического нахождения груза в порту, в том числе и за счет ускорения процедур прохождения таможенного оформления и контроля, то он должен быть заинтересован в применении данных информационных технологий в своей практической деятельности. Одна-ков реальностиинформационные технологии предварительного таможенного декларирования и предварительного информирования (в части заполнения ПИТ) не нашли широкого применения среди участников ВЭД, что подтверждается аналитическими данными Дальневосточного таможенного управления.Процент использования технологии предварительного декларирования в практической деятельности участников ВЭД остается невысоким и составляет около 60% от общей доли поданных деклараций на товары. Аналогичная ситуация наблюдается и с предоставлением от грузовладельца сведений формата ПИТ по технологии предварительного информирования (рис. 1).

Рис. 1. Результаты внедрения технологии предварительного информирования таможенных органов в 2016-2017 годы

Из рисунка видно, что к концу 2017 г. предварительная информация формата ПДС от грузоперевозчика предоставляется в таможенный орган практически в 100%, а формата ПИТ - в 60 % случаях. Следует отметить, что если не по всем ко-носаментным грузовым партиям, подлежащим выгрузке в порту прибытия, грузовладельцами поданы предварительные сведения формата ПИТ, судно по технологии предварительного информирования оформлено быть не может. Основной причиной (кроме технической и технологической недоработки программных средств) недостаточной активности грузовладельцев является то, что значительного ускорения оформления именно товаров при существующих условиях не происходит. При этом грузовладельцы несут дополнительные временные затраты на заполнение большого количества форм электронных сообщений различных форматов по двум технологиям: предварительному декларированию и предварительному информированию. Ин-формациятаможенной декларации содержит необходимые сведения о товарной партии формата ПИТ и грузовладелец, при формировании предварительной таможенной декларациии ПИТ, фактически дублирует одну и ту же информацию в различные программные средства.

Пример морских портов Дальневосточного бассейна, входящих в зону СПВ, показал возможное решение этой проблемы. Сведения формата ПИТ по технологии предварительного информирования государственных контрольных органов подаются в объеме таможенной декларации (согласно Постановления правительства РФ от 29.08.2016 №975)'. Грузовладельцу при подготовке ПИТ (напомним, что предоставление предварительной информации на территории СПВ является обязательным), вместо заполнения экранных форм необходимых документов предоставлена возможность указывать регистрационный номер поданной предварительной таможенной декларации, что позволяет существенно снизить трудоемкость работ. В результате в

1 Об определении состава сведений представляемой в таможенные органы предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Евразийского экономического союза, необходимой для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 29.08.2016 №975. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.alta.ru/ 1ат(!ос/16р80975/.

А.С. Шпак

Информационные технологии в логистике международных морских контейнерных.

2017 г. срокинахождения груза (товара) в морском порту (за исключением хранения по инициативе участника ВЭД) были сокращены до двух суток.

Однако существуют также проблемы, которые в настоящее время еще не решены как со стороны таможенных органов, так и бизнес-сообщества. Отметим, что оптимизация временных затрат коснулась только грузовладельцев, на товарную партию которых не сработал профиль риска СУР, требующий проведения форм фактического таможенного контроля (осмотра или досмотра), так называемых «законопослушных» участников ВЭД (их доля составляет около 60%). Также необходимо урегулировать вопросы заинтересованности предоставления участниками ВЭД информации по технологиям ПИ и ПТД в объеме, требуемом законодательством. В противном случае таможенные органы не смогут произвести все необходимые действия до прибытия судна в порт, и прибывший на судне груз автоматически попадет в зону «рисковых» товаров и будет подлежать таможенному контролю в форме досмотра или осмотра с применением в последнем случае ИДК. Тем не менее, в существующих условиях применение в совокупности технологии предварительного информирования государственных контрольных органов и предварительного таможенного декларированиядает положительный эффект. При этом сокращение логистических издержек участников ВЭД происходит за счет ускорения информационного взаимодействия участников перевозочного процесса посредством электронного документооборота, что позволяет-существенно сократить время обработки прибывающегоимпортного контейнерного потока в порту.

Список литературы:

[1] Шпак А.С. Формирования системы управления таможенными процессами на территории свободного порта Владивосток // монография в изд-ве LAP LAMBERT Academic Publishing is managed by OmniScriptum AraPers GmbH, Банхофштрассе 28, 66111 Саарбрюккен, Германия, 2017. - 110 с.

[2] Шпак А.С. Процесс формирования резидентов свободного порта Владивосток // В сборнике: Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР Материалы III евразийской научно-практической конференции с международным участием. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Приморский филиал. 2016. С. 194-202.

[3] SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade - 2015 edition. Wcoomd. [Электронныйресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation /instruments-and-tools/tools/safe-package/ safe 2015 _e_final.pdf?la=en.

[4] WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019. Wcoomd. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/administrative-documents/ strategic-plan-part-i-members-and-public.pdf?db=web.

[5] Agreement On Trade Facilitation. WT/MIN(13)/W/8 Ministerial Conference Ninth Session Bali, 3 - 6 December 2013 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: http://wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e/balipackage_e.htm (датаобращения: 13.03.2016).

[6] Message from the World Customs Organization International Customs Day. 26 January 2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2014/January/icd-2014.aspx (дата обращения: 03.09.2018).

[7] Recommendation and Guidelines on establishing a Single Window № 33 [Electronic resource] / United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business (UN/CEFACT). - United Nations Ecomomic Commission for Europe. - Mode of access: http://www.unece.org/fileadmin/ DAM/cefact/ recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf. - Date of access: 01.09.2018.

[8] Aniszewski S. Coordinated border management - a concept paper // WCO Reserch Paper. 2009. N 2 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/resaerch/2009/cbmresearchpaper.aspx (дата обращения: 03.09.2018).

[9] Отчет об исследовании применения в Российской Федерации систем классификации, кодирования и электронной передачи данных для внешней торговли, их взаимной совместимости и соответствия международным стандартам и рекомендациям: отчет ЕЭК ООН / Коростелев В. -

М. - 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trade/ workshop/2011_Moscow/VK-RreportOnStudy_rus.pdf

[10] Бакаева О.Ю. Информатизация таможенных органов: перспективы развития / О.Ю. Бакаева // Информационная безопасность регионов. - 2012. - № 2 (11). - С. 17-21.

[11] Ермилов И.С. Передовые информационные технологии в таможенном деле / И.С. Ермилов, Г.В. Игнатьева // Информационная безопасность регионов. - 2016. - № 1 (22). - С. 31-35.

[12] Смирнова Е.А. Таможенное администрирование логистических процессов глобальных цепей поставок : дис. докт. экон. наук / Е.А. Смирнова. - С.-Пб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - 2015. - 301 с.

[13] Болтунова Л.Н. Предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых морским транспортом, как инструмент ускорения совершения таможенных операций / Л.Н. Болту-нова А.В. Зимовец // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2015. - № 1.

- С. 71-74.

[14] Топкова И.А. Направления совершенствования механизма предварительного информирования таможенных органов при перемещении товаров морским транспортом / И.А. Топкова // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире : сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. Информационный партнёр АНО ВПО «Омский экономический институт»

- Омск: Изд-во Инновационный центр развития образования и науки. - 2014. - С. 39-43.

[15] Маликова Т.Е. Разработка системы слежения за импортными грузопотоками, оформляемыми по технологии предварительного информирования в морском пункте пропуска / Т.Е. Маликова, А.И. Филиппова // Морские интеллектуальные технологии. - 2016. - Т. 2. - № 4 (34). - С. 32-36.

[16] Аносов, Н.М. Организация информационного обмена при транспортировке опасных грузов в цепи поставки товаров / Н.М. Аносов, К.А. Тарбеев, А.С. Шпак // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2017. - № 53. - С. 149-157.

[17] Малышенко Ю.В. Актуальные вопросы внедрения предварительного информирования о товарах, перемещаемых морским транспортом / Ю.В. Малышенко, А.А. Полошевец, В.А. Кол-бешин // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиала РТА. - 2015. -№ 1(53). - С. 35-49.

[18] Антонова Е.И. Проблемы использования технологии предварительного информирования в морских пунктах пропуска / Е.И. Антонова, Т.И. Белоусова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т.13. - № 4. - С. 180-187. DOI: 10.25559/SITIT0. 2017.4.414.

[19] Янченко А.А. Алгоритм оформления судна в порту по технологии предварительного информирования таможенных органов в условиях свободного порта Владивосток / А.А. Янченко, Т.Е. Маликова, А.В. Кузьмин // Территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации и свободный порт Владивосток : сборник научных трудов X Региональной научной конференции, посвященной 25-летию ФТС России. - 2016. - С. 257-262.

[20] Маликова Т.Е. Модель массового обслуживания импортного грузопотока с применением технологии предварительного информирования / Т.Е. Маликова, А.А. Янченко, И.Н. Вольнов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 2. - С. 280-287. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-2-280-287.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LOGISTICS OF INTERNATIONAL CONTAINER SHIPPING: THE CUSTOMS ASPECT

A.S. Shpak

Keywords: preliminary informing, customs authorities, carrier, information exchange, technology, sea transport.

The issue of optimizing information exchange between participants of the transport process of international sea container transportation through the introduction of modern customs technologies, such as preliminary informing state control authorities and preliminary customs declaration, is considered. A comparative analysis of these technologies has been car-

А.С. Шпак

Информационные технологии в логистике международных морских контейнерных.

ried out and distinctive features have been identified, and logistic advantages and factors hindering their wide use in practical transport have been identified.

Статья поступила в редакцию 02.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.