Научная статья на тему 'Актуальные вопросы внедрения предварительного информирования о товарах, перемещаемых морским транспортом'

Актуальные вопросы внедрения предварительного информирования о товарах, перемещаемых морским транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / SEA TRANSPORT / ТОВАР / GOODS / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / PRELIMINARY INFORMATION / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATION / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / INTERNET-PORTAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышенко Юрий Вениаминович, Полошевец Александр Александрович, Колбешин Виталий Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы реализации технологий предварительного информирования при перевозках товаров морским транспортом и использования предварительной информации для выполнения таможенных операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малышенко Юрий Вениаминович, Полошевец Александр Александрович, Колбешин Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRELIMINARY INFORMATION FOR CARRIAGE OF GOODS BY SEA TRANSPORT

The issues related to the implementation of the technology prior information for carriage of goods by sea transport and use of advance information for execution of customs operations are discussed in the article

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы внедрения предварительного информирования о товарах, перемещаемых морским транспортом»

УДК 339.543

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО Д

ИНФОРМИРОВАНИЯ О ТОВАРАХ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ И

МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ 3

Ц

Малышенко Ю.В. И

Полошевец А.А. Я

Колбешин В.А. н-

В статье рассматриваются вопросы реализации технологий предварительно- Е го информирования при перевозках товаров морским транспортам и использования предварительной информации для выполнения таможенных операций

The issues related to the implementation of the technology prior information for car- О riage of goods by sea transport and use of advance information for execution of customs operations are discussed in the article

1

Ключевые слова: морской транспорт; товар; предварительное информирование; Я таможенные операции; Интернет-портал M

Keywords: sea transport; goods; preliminary information; customs operation; ^

Internet-portal М

О

Г3 Х 3

я я

Внедрение технологий предварительного информирования, которые по зволяют существенно ускорить перемещение через границу товаров и транс портных средств, - важное направление развития таможенного дела в России д и Таможенном союзе. Сегодня предварительное информирование обязатель- О но при ввозе товаров автомобильным и железнодорожным транспортом.

На морском и воздушном транспорте предварительное информирование ^ реализуется в экспериментальном режиме в ряде таможен. Я

Морской порт «Восточный» является одной из центральных площадок, ^ где реализуется несколько локальных, региональных и общероссийских экспериментов, в основу которых положено предварительное информирование Ь о товарах, ввозимых морским транспортом. Заметим, что еще 15 лет назад д на базе вычислительного центра порта в рамках проекта КЛИР-ПАК1 была О запущена и в течение ряда лет успешно функционировала эксперименталь- О ная система предварительного информирования. Многие наработки тех лет д нашли применение в новых разработках.

Сегодня т/п «Морской порт "Восточный"» участвует в проведении двух экспериментов:

1 Малышенко Ю.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования / Ю.В. Малышенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2012. 234 с.; Баженов Ю.А., Малышенко Ю.В., Огнев И.А. Система автоматизации транзитных контейнерных перевозок через порт «Восточный» // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 4 (5). С. 59-68.

1) в локальном эксперименте по осуществлению таможенного контроля за совершением таможенных операций в отношении товаров, прибывающих и убывающих морским транспортом в регионе деятельности Находкинской таможни с использованием предварительного информирования (инструментарием является коммерческий портал Fill-Bill);

2) в тестировании прототипа портала Морской порт, разрабатываемого в рамках государственного контракта (проект «Морской порт»), в ходе которого отрабатывается оптимизация порядка совершения таможенных операций в морском порту «Восточный» при международной перевозке товаров морским транспортом.

Необходимо отметить, что локальному эксперименту Находкинской таможни, реализуемому с использованием коммерческого портала Fill-Bill, уже более трех лет. В январе 2014 года эксперимент был закреплен распоряжением ФТС России и получил региональный статус.

Основной задачей данных экспериментов стало создание и развитие технологических решений по формированию и использованию предварительной информации в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом.

В первом эксперименте портал Fill-Bill первоначально рассматривался как некоторая «площадка», на которой формировался пакет документов и сведений, в том числе предварительная информация, необходимых для оформления транспортного средства и товаров в таможенном отношении. Таможенная служба могла подключаться к порталу и получать необходимые документы. Предварительная информация формировалась заинтересованным лицом за 24 часа до прибытия в порт назначения в виде документа, получившего название ПИТ12. В последующем предварительная информация стала предоставляться в виде двух документов: ПИТ1 и ПИТ23. После подачи ПИТ1 и ПИТ2 декларант и перевозчик получали Уникальные идентификационные номера УИН ПИТ1 и УИН ПИТ2 в виде штрих-кода. Символьное значение этого кода заносилось в бортовой коносамент, что позволяло осуществлять быстрый поиск ранее поданной предварительной информации. Кроме того, расширился круг участников, имеющих доступ к порталу (администрация порта, государственные контролирующие органы и др.).

Постепенно стали отрабатываться не только вопросы информационного взаимодействия государственных и коммерческих структур, но и задачи, связанные с оформлением прибытия судов и их разгрузки, получения с портала документов и сведений для контрольных операций таможенных органов

2 Ануфриев О.Б., Колбешин В.А., Малышенко Ю.В., Полошевец А.А. Предварительное информирование при перевозках морским транспортом // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 38-47.

3 Ануфриев О.Б., Колбешин В.А., Малышенко Ю.В., Полошевец А.А. Опыт Находкинской таможни по использованию предварительного информирования при перевозках морским транспортом // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 3 (47). С. 30-40.

и других государственных контролирующих органов, принятия предварительных решений о формах таможенного контроля, использования предварительной информации для ускоренного оформления таможенного транзита и др.

Общая схема информационного обмена предварительной информацией в рамках локального эксперимента показана на рис. 1.

Рис 1. Обмен предварительной информацией c использованием портала Fill-Bill

Основными участниками этой технологической схемы являются: морской перевозчик или судовой агент, администрация морского порта «Восточный», таможенный пост «Морской порт "Восточный"», декларант, экспедитор, РЖД. Еще два ключевых участника - информационная система морского терминала АСУ ТП «Контейнер» ООО «ВСК» (ВСК - Восточная стивидорная компания) и Портал Fill-Bill ООО «Компания "Проминвест"». В данной схеме АСУ ТП «Контейнер», по сути, является коммуникационным центром, через который участники ВЭД обмениваются информацией, необходимой для планирования и управления процессами разгрузки, размещения на временное хранение и перевалки поступающих в порт грузов.

В ходе эксперимента были выработаны и реализованы на практике общие подходы к созданию технологии получения предварительного информирования из двух источников - от морского перевозчика и от заинтересованных лиц (получатель, отправитель и т.д.); опробованы схемы обработки Организация и технология таможенной деятельности

предварительной информации в рамках системы управления рисками. К эксперименту были привлечены практически все морские перевозчики, осуществляющие деятельность в регионе деятельности таможенного поста «Морской порт "Восточный"».

С целью расширения контрольных возможностей таможни и других лиц, получающих предварительную информацию, в состав данных ПИТ1 и ПИТ2 была включена информация о коде ЕТН ВЭД ТС товара, давалось его более подробное описание. Это позволило проводить предварительный анализ с использованием системы управления рисками, в том числе анализ на наличие запретов и ограничений в отношении перемещаемых товаров.

Одна из причин длительной обработки грузов в порту - обработка грузов, которые имеют определенный класс опасности. Порт должен иметь разрешение на погрузочно-разгрузочные работы и перевалку таких грузов, иметь причалы с соответствующим оборудованием. Таможенный орган также должен выполнять определенные операции при наличии на борту опасных грузов. С целью ускорения их обработки в предварительную информацию было предложено включать информацию о классе опасности груза по классификации 1МО и номер UNNO опасного груза по классификации ООН (рис. 2).

Имея такую информацию, порт, таможенные органы и иные контролирующие органы могут заранее планировать свои действия.

Рис. 2. Документ ПИТ2 с полем для указания кодов опасного груза 38 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (53) 2015

Заметим, что на портале Fill-Bill также была реализована возможность выхода из окна просмотра Общей декларации на сайт www.marinetraffic.com, через который можно просмотреть характеристики и фото судна, маршрут его движения и настоящее местоположение (рис. 3) в мировом океане, предшествующие порты захода, что дает дополнительную информацию для предварительного анализа.

Рис. 3. Просмотр маршрута движения и иной информации о судне через сайт www.marinetraffic.com

Эксперименты начались с конца мая 2011 года. Уже к декабрю того же года в нем принимали участие 24 организации, на портал ООО «Проминвест» поступило около 3000 пакетов документов, таможенным органом было выдано 107 УИН ПИТ1. При этом около 40 судов было оформлено без выхода таможенного наряда на борт судна.

Через год, к декабрю 2012 года, на портале ООО «Проминвест» было зарегистрировано 110 организаций. К этому времени перевозчиками в рамках проведения эксперимента были предоставлены сведения о более чем 100 тыс. коносаментных партиях товаров, около 800 пакетов документов получили УИН ПИТ1, более 200 судов было оформлено без выхода таможенного наряда на борт судна.

Помесячная динамика формирования документа ПИТ1 через портал Fill-Bill c 2011 года по февраль 2015 года показана на рис. 4. На графике видно, что имеет место большой разброс в числе подаваемых документов. В определенной мере это связано с динамикой прихода судов в порт, но не менее существенно влияние того фактора, что до сих пор отсутствует нормативная

база, гарантирующая ускоренную обработку судов при представлении предварительной информации. При «активизации» эксперимента увеличивается и число подаваемых ПИТ1 и ПИТ2. Резкий спад в последние месяцы связан, видимо, со спадом во внешнеторговой деятельности.

Динамика поступления ПИТ1 на портал "Fill-Bill"

Месяц по порядку, начиная с мая 2011 по февраль 2015

Рис. 4. Статистика поступления ПИТ1

В 2012 году Правительством РФ было поручено ФТС России провести анализ действующей практики функционирования морских портов с целью сокращения общего времени обработки грузов, в том числе уменьшения времени таможенных операций. В рамках этой работы в январе 2013 года локальный эксперимент Находкинской таможни стал составной частью проводимого Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) эксперимента во исполнение этого поручения.

В процессах оформления приходящих в порт судов и обработки прибывших грузов принимает участие довольно большое число организаций. Анализ показал, что вклад таможенных операций в общее время обработки грузов довольно незначителен. Подключение к порталу Fill-Bill заинтересованных организаций, организация компьютерного информационного взаимодействия через портал и АСУ ТП «Контейнер» (см. рис. 1) позволило не только таможне, но и другим участникам процессов обработки грузов организовать электронный документооборот с использованием предварительной информации. Основным результатом указанного эксперимента стало сокращение средних сроков нахождения грузов в порту с 14 суток в январе 2013 года до 9 суток в августе 2014 года.

В ходе проводимых экспериментов отрабатывались не только технологии электронного информационного взаимодействия участников процессов оформления прибывающих судов и последующей обработки грузов, Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (53) 2015

но и варианты использования предварительной информации для целей таможенного контроля.

В частности, отрабатывались алгоритмы:

- осуществления контроля за соблюдением запретов и ограничений на этапах до прибытия судна в порт и принятия предварительных решений в отношении ввозимых товаров, оперативного доведения данной информации до заинтересованных лиц;

- предварительного выбора объектов и форм их контроля (например, возможность принятия решения о документальном оформлении судна, отбор товаров для направления с борта судна на специализированные площадки проведения радиационного контроля, выбор контейнеров для контроля с помощью ИДК и др.);

- взаимодействия в процессах выполнения таможенных операций с другими организациями и контролирующими органами, участвующими в процессах обработки судов и грузов в порту;

- подгрузки полученной информации в штатные таможенные программные средства;

- упрощенного порядка помещения под процедуру таможенного транзита, минуя размещение товаров на временное хранение, и автоматического формирования транзитной декларации по электронным формам поступивших документов.

Результаты экспериментов послужили основой для активизации работы по развитию и реализации технологий предварительного информирования на морском транспорте на уровне ФТС России.

В соответствии с приказом ФТС России от 10.02.2014 № 196 «О проведении тестирования прототипа портала "Морской порт"», таможенный пост «Морской порт "Восточный"» является одним из объектов пилотной зоны, где проходит тестирование прототипа портала. Проект «Морской порт» во многом, по крайней мере в концептуальном плане и схеме организации электронного документооборота, основывается на эксперименте, ранее проводившемся в порту «Восточный».

Следует отметить, что тестируемая версия портала «Морской порт» ограничена функциями, необходимыми для отработки механизмов и программных форм организации информационного взаимодействия между участниками процессов оформления прибытия (убытия) морских судов и перемещаемых на них грузов.

Прототип портала «Морской порт» имеет следующие основные отличия от коммерческого портала Fill-Bill:

- портал разработан в рамках государственного контракта;

- реализован механизм «единого окна»;

- портал позволяет государственным органам обмениваться различной информацией, фиксировать решения исключительно в электронном виде;

- подаваемый документ ПИТ2 может быть подписан электронной подписью.

В ходе тестирования прототипа портала (на момент подготовки данной статьи) на него поступило 212 документов ПИТ1, 572 - ПИТ2.

В ходе тестирования также отрабатывалась практика взаимодействия с государственными контролирующими органами по направлениям:

- принятие совместных решений в отношении ввозимых товаров;

- принятия решения об участии (неучастии) в работе комиссии по оформлению судна;

- переписка по вопросам, представляющим взаимный интерес.

На рисунках 5 и 6 показаны страницы портала «Морской порт» для просмотра поступивших ПИТ2 и согласования состава Госкомиссии по оформлению судна.

Тестирование показало, что использование электронного документооборота и предварительной информации потенциально позволяют выполнить все таможенные операции и осуществить выпуск товара в течение суток после постановки судна под разгрузку.

U Р-'СЛОЩЧ; - cirstom^m х ^ | Список ПИТ2- МорСТОп

С LÜ sea port.customs.ru ,/#/pit2s?IromDate= 2.1.2015

Us

ЕЕ: с.,.«» [fl} Глаапая страница Я,. □ Сервис» Яндекса [j Ha« лльная страница '_ Лем! а иоыстеи □ Импортировании.*... [_"] https//vM<im.w<p... Спецса ,йгдл«®ГБУ._

МП. 1.1 Уведомления Список пит1 Слисок l"V ГГ2 ГК Журнал с удозаходов Судовые дела Справочн |ик судов Документы Вячеслав Скнтер * ЕЯ

вДата прибытия с ■ Дата прибытия г*> Состояние Фильтр

| 01.02 2015 1 1 не выорано ~ ] [ применить Очистить

-3#nCeftv»« __1

Планируемая

дата

прибытия , Пользователь

Судно .Тип Планируемая Номер судового Время Пата создания 1 Пата

# ИМО .Рейс Класс IMO дата убытия питг Состояние Таможня дела обработки модификации

н FE SCO DIOMID 22.21 ■+ PT2-c65f69Sc-f097- 0 Пакет 10714040 тГп 10714040/22021S/TECT 22-02-2015 ООО «ФИТ»

I I Container aeoj-взьс- д«у ментов на морской порт 01:52 дополнительный офис

9365295 26f57a2d25b9 судно: Восточный в порту Восточный

Обработка Евгении Парафейнне

документоЕ 22-02-2015 0056

таыершена 224)2-2015 01:52

и SINOKOR NIIGATA РТ2-0660а47с-774Ь- О Пасет 10714040 т/л 10714040/190215/тест 19-02-2015 ООО «Восточный

CONTAINER SHIP 4a8e-9dff- документов но морской порт 2241 Между народный

92W908 86e07Q1a4lfc судно: Восточный 22-02-2015 Экспедиторский

Разгрузка 13:56 Серей»

разрешена 2 дн 15 Павел Корж

час 16 19412-2015 19:36

мин 19-02-2015 22:41

п KAPITAN MASLOV 6.1,6 PT2-aOQia6e8-394e- о Пакет 10714040 Т/П 1O714O4O/19O215/T0ÍT 19-02-2016 ООО «ФИТ.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контейнеровоз «- 488а-a21d- документов на морской порт 11:58 дополнительный офис

$130157 f52660f8c121 судно восточный 22-02-2015 в порту вое темный

Разгрузка 11:57 Евгений Парафейнив

разрешена 3 ДИ 1 19412-2015 11:56

час. 5» 194)2-2015 11:58

в m/v " KATRINA " 9 ■* PT2-83f5tadb4Md7- О Пакет 10714040 т/п 10714040/180215/ test 16-02-2015 ООО «ФИТ»,

КОНТЕЙНЕРОВОЗ 4- 468э-Ь0с1- документов на морской порт 10:42 дополнительный офис

9505522 4t>?b21badad2 судно: Восточный 22-02-2015 в порту Восточный

Разгрузка 13:57 Евгений Парафейнш

разрешена 4 дн. 3 184)2-2015 09.10

час. 14 184)2-2015 10:42

Рис. 5. Экран с информацией по поступившим ПИТ2

Ниже приведен хронометраж оформления одной из товарных партий с использованием предварительной информации:

- 15.03.2014 на портал предоставлена ПИТ1 PT1-bbc87e963d1f404792 c2e22fe1eb187a4;

- 19.03.2014 подана ПТД № 10714040/190314/0010634;

- 19.03.2014 декларация находится на стадии «Проверка завершена»;

- 19.03.2014 перевозчиком ЗАО «МАЭРСК» подана ПИТ2 с указанием УИН ПИТ1 в коносаменте;

- 19.03.2014 таможенным органом принято решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК;

- 20.03.2014 судно стало под выгрузку;

- 21.03.2014 товар по ПТД № 10714040/190314/0010634 помещен под таможенную процедуру «Для внутреннего потребления».

Таким образом, общее время нахождения товаров под таможенным контролем в порту составило 1 сутки.

Рис. 6. Экран согласования состава Государственной комиссии по оформлению прихода судна

Это УИН ПИТ1, представленный в виде символьного кода.

Тестирование портала проводится в нескольких портах России. Однако в порту «Восточный» он получил неожиданную особенность, связанную с тем, что в проводившихся ранее экспериментах использовался коммерческий портал Fill-Bill. Разработчики портала Fill-Bill создали довольно удобную платформу для взаимодействия заинтересованных лиц в процессе формирования пакетов документов, необходимых таможенным органам, администрации порта, другим контролирующим органами для оформления судов и грузов на них. Объем документов и сведений довольно значителен, и их подготовка требует определенных навыков. Поэтому пользователи портала Fill-Bill предпочли использовать портал как «посредника» при работе с порталом «Морской порт». Сформированные на портале Fill-Bill пакеты документов, в том числе ПИТ1 и ПИТ2, автоматически направляются на портал «Морской порт». Можно говорить, что Fill-Bill используется в качестве информационного оператора (если проводить аналогию с электронным декларированием).

Заметим, что подобная организация взаимодействия декларантов и перевозчиков с таможенными органами и иными организациями соответствует международной практике морских контейнерных перевозок5.

Эксперименты показали, что декларирующие лица и перевозчики с интересом отнеслись к предложениям подавать предварительную информацию и использовать электронный документооборот. Однако отсутствие утвержденной нормативно-правовой базы, определяющей форматы и порядок представления электронных документов, отсутствие гарантий упрощения и ускорения процессов оформления судов и обработки в порту грузов при работе по новым технологиям, существенно тормозят их массовое внедрение.

В 2015 году был заключен государственный контракт на более развитую версию портала «Морской порт». Техническое задание на проект предполагает автоматизацию практически по всему спектру вопросов, связанных с таможенными операциями в морских портах и информационного взаимодействия таможни с другими лицами: подготовка и представление ПИТ1 и ПИТ2, согласование состава Госкомиссии по оформлению судна, формирование судового дела, применение системы рисков и др. Общая схема информационного взаимодействия и его участники показаны на рис. 7.

В рамках информационно-технического направления работ по реализации нового проекта предлагается решить следующие задачи:

- создание комплекса программных средств «Портал "Морской порт"» в качестве коммуникационной платформы для обеспечения всех видов информационного взаимодействия участников морских перевозок;

5 Малышенко Ю.В. Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1. С. 102-107.

- интеграция комплекса программных средств «Портал "Морской порт"» с другими программными средствами Единой автоматизированной системы (ЕАИС) таможенных органов;

- реализация технологических карт межведомственного взаимодействия в части функций, реализуемых в комплексе программных средств «Портал "Морской порт"», для обеспечения взаимодействия с другими ведомственными информационными системами.

В техническом задании прописана общая схема автоматизируемых процессов - от подготовки и представления предварительной информации до формирования некоторых решений по судну и товарам (рис. 8), а также структура программных средств (рис. 9).

Новая версия портала «Морской порт» выглядит довольно масштабной и хорошо проработанной в части программно-технической реализации сформулированных перед исполнителем задач. Однако, на наш взгляд, его создание и внедрение будет длительным, потребует больших корректировок.

Во-первых, разработка ведется в условиях, когда детально не проработаны конкретные цели и варианты принятия решений с использованием предварительной информации, а также алгоритмы и технологические вопросы принятия решений с ее использованием, вплоть до решений по выпуску товаров6. Несомненно, это важнейшие вопросы при разработке программного обеспечения, сказывающиеся, в том числе, и на особенностях информационного взаимодействия.

Выше были указаны некоторые эксперименты по использованию предварительной информации, которые осуществлялись на т/п «Морской порт "Восточный"». Сегодня на посту идет проработка использования предварительной информации для целей совершения таможенных операций в отношении товаров, доставляемых перевозчиком в адрес физических лиц. Уже проводились частные эксперименты, которые показывают возможность сокращения сроков оформления и таких товаров. Целесообразно обобщить результаты всех экспериментов и разработать типовые технологии (алгоритмы) принятия решений с использованием предварительной информации и учесть это при разработке программных средств, поддерживающих информационное взаимодействие через портал и процессы принятия решений.

Во-вторых, до сих пор «за бортом» остается вопрос сроков, смысла и целесообразности подачи предварительной информации в два этапа (ПИТ1 и ПИТ2). Международная практика7, которая нашла отражение в Концепции предварительного информирования ФТС России (Приказ ФТС России от 10.03.2006 № 192), предполагает, что предварительная информация подается (в зависимости от характера груза) за 24 часа до выхода из порта погрузки

6 Это собственно видно из основных задач проекта.

7 Малышенко Ю.В. Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1. С. 102-107.

Ol

2 л> а er

S

ы »

э s

о 7. S

n

3

o\

•e-

s s s

Ш

s

ffl £

Ol Ol

w о

Ol

Коммерческие организации

Государственные органы

ИО*: ПИ о судне и грузах,

.....

Заинтересованные лица

Р %*

АИС Заинтересованного I

I " УИп

I ПИТ1

т_

ь %

АИС перевозчиков

Операторы морских терминалов

г- ь

АИС операторов морских терминалов

ИО': пи о ' товарной партии (ПИТ1)

«Внешняя часть»

Портала «Морской г орт»

Представители перевозчика

_ ИП: Сведенья о судоэаходах. информация о гос. контроле, решения по судну и грузам

ИО": ПИ информация _ о судне и грузах, пакет электронных документов по судну

ИО или ИП: Сведенья о судоэаходе. решения по судну и грузам

ИО: Информация о - местах и времени хранения товаров

Сведенья о судне, грузах, товаре, сведенья о _ судоэаходе, информация о гос.

Сокращения:

ИО - информационный обмен согласно спецификации и Альбому форматов ИП - интерфейс пользователя портала «Морской порт» ПИ - предварительная информация ДТ - Декларация на товары

ФТС России

Перечень компонентов ЕАИС, взаимодействующих с Порталом «Морской порт»; -АС«УПИ» -АИС «АИСТ-Мя

- ПЗ«СВР»

- КПС «Вывоз ГТД»

- КПС «Транзитные операции»

■ КПС «Учет и контроль товаров на ВХ»

- АС «БД РД»

- ИС «Взаимодействие»

Транспортная гк

Таможенная часть Портала «Морской порт»

Должностные лица таможенных постов в МПП

ИПСведемья о судне, грузах, товаре, сведенья о судоэаходе, информация ( о гос. контроле, решения по судну и грузам

ИО: Сведенья о _ разрешительных документах, разрешительные документы других стран в электронной форме

ИП: Сведенья о гос. _ контроле, решения го судну и грузам

Иные государственные контролирующие органы

- Роспотребнадзор

- Росавтодор

- Ространснадзор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Пограничная служба ФСБ России

- Россельхознадзор:

- фитосанитарный контроль

- ветеринарный контроль

ш

АС «Аргус»

Администрация морских портов

Капитан порта или служба капитана порта

Mit

ш

Л

АИС Минтранса «Регистрации заходов И (ТгХОдОё Судйв в мороки* портах» littp:/Jportrall marinsl.irj

ш э с

в

л>

а

§

га

з

о

о В

л> со

л>

с

>

>

о э о\

л>

В

s а га

Рис. 7. Организация информационного взаимодействия по проекту «Морской порт»

>

Этап

Функциональные блоки

ш в сг я сг

Л

и о я •а о о 2 со Я

ё ■а л> я я м

я

•а

ё со и •о я

в сг я о

я я

•е-

о •о 3 я •а о и ш я я м

О •а

п ш я я а и с я м

X

я

о в о

п

я м

3

о %

я я о я<

Б

м

в сг я

0

1

Этап

предварительного информирования о товарной партии

Подготовка и предоставление предварительной информации о товарах

Этап

предварительного информирования о судне и грузе

Подготовка и предоставление предварительной информации о судне, грузе и товарах

Этап обработки прибытия судна

Предоставление информации о судне, грузах и товарах при прибытии

§ |

■ 5

ей >-.

И о

& о

- в

5 я

6 |

I I

| <

Этап после убытия судна

Работа с журналом регистрации прибытия/ убытия судов

Ведение судового дела

Организация работы гос. комиссии государственного контроля судна

Взаимодействие ГКО при досмотре товарных партий (после разгрузки)

Формирование окончательных решений по судну и товарам

Рис. 8. Основные функциональные задачи, реализуемые в проекте «Морской порт»

со

2 л> а сг л

и И 3 3

о 7.

а

О 3

о\

•е-

3

э

3

ш э

И -а

£

(Л 01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю о

01

Программная задача «Подготовка и предоставление предварительной информации о товарах»

Программ пая задача <« Работа с предварительной информации иных ГКО»

Программное средство «Портал Морской порт - внешняя подсистема»

I

Программное средство «Портал Морской порт - таможенная подсистема»

Программная задача «Подготовка и предоставление предварительной информации о судне, грузах и товарах»

Программная задача «Подготовка и предоставление информации о судне, грузах и товарах»

Программная задача «Работа с предоставленной информацией о судне, грузах и товарах»

Программная задача «Организация работы гос. комиссии государственного контроля судна»

Программная задача «Взаимодействие ГКО при досмотре товаров»

Программная задача «Работа с журналом регистрации ггрибыгия/убытия судов»

Программная задача «Работа с планом швартовки»

Программная задача «Публикация и просмотр общелортовой информации»

Программная задача «Получение и обработка енформации о судне, грузах и товарах»

Программная задача «Журнал судозаходов»

Программная задача «Организация работы гос. комиссии государственного контроля Судна»

Реализация функций автоматизации информационного взаимодействия и информационного обеспечения принятия решений в отношении судов, грузов, товаров

Программная задач! «Управление уведомлениями

Программная задача «Отчеты и экспорт

подсистемы»

Программная задача «Авторизация и управление персональными данными»

Программная задача «Справка и техноддержка поддержка»

Программная задача «Мониторинг процессов»

Программная задача Программная задача

«Мониторинг «Убавление уведомлениями

процессов» для таможенных инспекторов»

Реализация дополнительных функций для пользователя

Программная задача «Доступ к НСИ с внешней подсистемы»

Программная задача «Управление информационной безопасностью подсистемы»

Программная задача «Управление НСИ»

Программная задача «Работа с Электронными ПОДПИСЯМИ»

Программная задача «Формирование предварительных решений по судну и товарам на основании предварительных сведений??

Программная задача «Работа с судовым дело»

Программная задача «Взаимодействие ГКО при досмотре товаров»

Программная задача «Приня тие окончательных решений в отношении судна и товаров»

Программная задача «Отчеты V экспорт данных таможенной подсистемы»

Программная задача «Управление ролями, доступом

и другими задачами деформационной безопасности»

Программная задача «Интеграция»

ш э с

Ё

л>

а

§

5 га

з

о э о Е

л> со

л>

с

>

>

я о э о\

л>

Е

з а

га >

Реализация обеспечивающих функций

Рис. 9. Структура комплекса программных средств портала «Морской порт»

и за 24 часа до прибытия в порт назначения. Естественно делать привязку ПИТ1 и ПИТ2 к этим срокам. При этом ПИТ1 может использоваться таможенными органами для предварительной проверки на риски и информирования владельца товара и перевозчика о наличии рисков для принятия ими мер по их устранению до выхода судна из порта погрузки8. Следует также сделать некоторые исключения для коротких судоходных линий.

В-третьих, в рамках проекта портала «Морской порт» фактически идет перевод на электронный документооборот «ручных» и «бумажных» технологий, которые традиционно применялись для оформления морских судов и прибывающих на них товаров. Неэффективность такого подхода к автоматизации давно известна. В результате получаются громоздкие, затратные и сложные для эксплуатации системы, а требования к персоналу даже возрастают. Примером может служить первый вариант реализации в России системы электронного декларирования, известный как ЭД-19. Необходимо рассмотреть возможность разработки и реализации в рамках портала действительно новых компьютерных технологий, в которых до минимума сводится не только бумажный документооборот, но и участие человека в процессах приема, анализа и иной обработки документов и сведений, а также принятия решений.

Библиографический список

1. Ануфриев О.Б., Колбешин В.А., Малышенко Ю.В., Полошевец А.А. Опыт Находкинской таможни по использованию предварительного информирования при перевозках морским транспортом // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 3 (47). С. 30-40.

2. Ануфриев О.Б., Колбешин В.А., Малышенко Ю.В., Полошевец А.А. Предварительное информирование при перевозках морским транспортом // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 38-47.

3. Баженов Ю.А., Малышенко Ю.В., Огнев И.А. Система автоматизации транзитных контейнерных перевозок через порт «Восточный» // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 4 (5). С. 59-68.

4. Малышенко Ю.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования / Ю.В. Малышенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2012. 234 с.

5. Малышенко Ю.В. Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1. С. 102-107.

8 Там же.

9 Малышенко Ю.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования / Ю.В. Малышенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2012. 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.