УДК 339.545
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.2.59
В. А. КОЛБЕШИН*, Ю. В. МАЛЫШЕНКО**, А. А. ПОЛОШЕВЕЦ***
Опыт использования портала Fill-Bill.prominvest.ru для предварительного информирования морских перевозок
КОЛБЕШИН
Виталий Анатольевич - генеральный директор, [email protected]
KOLBESHIN V. A. - General Director.
МАЛЫШЕНКО
Юрий Вениаминович - профессор, доктор технических наук, профессор кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. [email protected].
MALYSHENKO Yu. V. - professor, Doctor of Engineering Sciences, professor at the Department of Customs Operations, Customs Control and Customs Control Facilities.
ПОЛОШЕВЕЦ Александр Александрович -начальник отдела специальных таможенных процедур. [email protected]
POLOSHEVETS A. A. - the head of the Department of the Special Customs Procedures.
Рассматриваются особенности функционирования и результаты использования портала Fill-Bill. prominvest.ru для подготовки документов, сопровождающих грузоперевозки морским транспортом через таможенную границу, а также для предварительного информирования таможенных органов при таких перевозках. Показана востребованность портала у участников ВЭД. Названы проблемы, препятствующие более эффективному использованию портала.
Ключевые слова: морской транспорт, документ, предварительное информирование, портал, статистика, ВЭД.
V. A. KOLBESHIN, Yu. V. MALYSHENKO,
A. A. POLOSHEVETS
The Experience of Using the Portal
Fill-Bill.prominvest.ru for Preliminary
Informing of Transportation by Sea
The article focuses on the characteristic features of functioning and results of using the portal Fill-Bill.prominvest.ru designed for the preparation of shipping documents, as well as for preliminary informing the customs authorities of the goods transported by sea. The authors reveal the need for the portal among the participants of the foreign economic activity. The challenges to the more efficient use of the portal are identified.
Keywords: sea transport, document, preliminary information, portal, statistics, foreign economic activities.
* ООО «Компания ПРОМИНВЕСТ». 692913, г. Находка, ул. Заводская, 2. OOO Kompaniya PROMINVEST. 2, Zavodskaya street, Nakhodka, 692913.
** Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
*** Таможенный пост «Морской порт Находка» Находкинской таможни. 692900, г. Находка, ул. Портовая, 48. Customs check-point "Sea Port of Nakhodka" of the Nakhodka Customs. 48, Portovaya street, Nakhodka, 692900.
Еще в 2011 г. ООО «СТМ» (г. Санкт-Петербург) был разработан сайт Fill-Bill.ru, который задумывался как средство информационного взаимодействия участников перевозок различными видами транспорта для формирования документов, связанных с перевозкой и их последующим оформлением в пунктах прибытия/убытия (в том числе в таможенных целях). Пользователи сайта получили удобное средство для удаленного обмена данными и хранения документов, создания на сайте индивидуальных и многопользовательских архивов.
В том же году ООО «Проминвест» (г. Находка) совместно с ООО «СТМ» создало на базе этого сайта портал Fill-Bill.prominvest.ru (далее -Портал) специально для участников перевозок морскими суднами в порты Дальнего Востока России. Первоначально это были экспортеры, импортеры, морские перевозчики, экспедиторы, морские агенты. В последующем появилась идея подключить к нему иные организации, в первую очередь государственные, задействованные в процессах оформления судов и перевозимых ими грузов, - таможню, пограничную службу, администрации портов, санэпиднадзор и другие государственные контролирующие органы. Эти участники получили на Портале доступ к просмотру интересующих их документов, отправлению сообщений в адрес перевозчика или владельца груза.
В дальнейшем (2012-2014 гг.) на Портале стала отрабатываться технология формирования и передачи в таможню документов с предварительной информацией [1-3]. Предварительное информирование таможенных органов - это представление предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещающих такие товары, до их фактического прибытия. Однако серьезной правовой основы это взаимодействие не имело, хотя позволяло государственным контролирующим органам и портовым службам получать дополнительную информацию из первоисточников и, в какой-то мере, сокращать сроки проведения операций.
С 2014 г. началась опытная эксплуатация КПС «Портал Морской порт» (программного средства ФТС России), при разработке которого использовался опыт работы портала Fill-Bill.prominvest.ru. Нормативными актами ФТС России были определены структура электронных документов с предварительной информацией и технология ее передачи таможенным органам. С появлением КПС «Портал Морской порт» информационное взаимодействие между таможенной службой, пограничной службой, администрациями портов, санэпиднадзором, другими государственными контролирующими органами, стивидорами, перевозчиками и лицами, уполномоченными в отношении товаров (представителями владельцев грузов), стало возможным осуществлять через этот программный ресурс.
Однако портал Fill-Bill.prominvest.ru не потерял своих клиентов. В значительной мере это было обусловлено тем, что разработчики Портала расширили сервис для клиентов, в частности, сделали возможным осуществлять предварительное информирование через свой ресурс. При этом Портал дополнительно стал предоставлять услуги по подготовке документов и сведений, представляемых при предварительном информировании, а также по организации информационного взаимодействия с КПС «Портал Морской порт» (рис. 1). Последнее означает, что фактически Портал взял на себя и функции информационного оператора, как при электронном декларировании [4].
Рис. 1. Главная страница портала Fill-Bill.prominvest.ru
Сегодня Портал представляет следующие сервисы:
- оказание услуг по формированию и передаче в таможенные органы ФТС России предварительной информации об отправляемых товарах и транспортных средствах, электронных транзитных деклараций, сведений, касающихся размещения товаров на временное хранение;
- оказание услуг по организации информационного взаимодействия участников бизнес-процесса - от отправителя до получателя - независимо от их месторасположения при подготовке различных документов (в том числе формирование новых документов на базе консолидированной информации из уже созданных документов, организация информационного обмена внутри предприятия и др.).
Работа на Портале возможна в двух режимах. Режим «Однопользовательский» предназначен для индивидуальной работы. Подключаясь
к Порталу в данном режиме, пользователь получает только один логин и пароль. Вход в систему возможен с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Одновременно в системе может находиться только один пользователь.
Режим «Многопользовательский» позволяет работать в формате коллективной работы - предоставляет доступ к информации, подготовке и печати документов всем участникам бизнес-процесса. В основе лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого количества пользователей, наделенных соответствующими полномочиями.
Для работы с Порталом необходимо заключить соответствующее соглашение и скачать (бесплатно) программу-клиент. В дальнейшем участник Портала использует его сервисы, в частности, формирует документы, заполняя соответствующие формы, представляемые Порталом.
Сегодня наиболее важная функция Портала (для его участников) -создание пакетов документов и информационный обмен с КПС «Портал Морской порт» ФТС России для предварительного информирования таможенных органов. Поэтому более подробно остановимся на реализации этой функции.
Технология предварительного информирования предполагает последовательное формирование и пересылку на портал «Морской порт» ФТС России двух пакетов документов, обозначаемых как ПИТ - Уведомление о прибытии/транзите товаров, и ПДС - Пакет документов на судно.
ПИТ формирует декларант или его полномочный представитель. Представляется на каждую товарную партию, перевозимую по одному коносаменту. В графе «Представленные документы» ПИТ указываются сопроводительные документы, которые необходимо предъявлять таможенному органу при прибытии судна. Далее ПИТ используется для таможенного контроля, а при необходимости - для транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. На Портале товарная часть ПИТ заполняется в объеме декларации на товары (ДТ), что требуется при предварительном уведомлении о товарах, прибывающих на территорию свободного порта Владивосток. Последовательность действий при создании ПИТ описана в инструкции, содержащейся на Портале в файле PIT.pdf.
На рис. 2 показано окно сервиса для формирования ПИТ при выборе пункта «Создать новый пакет документов». При этом пользователь получает дополнительное окно, где выбирает тип документа (в данном случае это ПИТ). После выбора появляется окно с формой документа ПИТ (рис. 3), которую надо заполнить.
Документы включаются в пакет ПИТ в виде формализованных документов или сканов в форматах JPG или PDF. Рекомендуется включать в ПИТ имеющиеся разрешительные документы, хотя возможно включение любых документов, которые в дальнейшем могут потребоваться таможенным органам.
Подготовленный пакет ПИТ отправляется на КПС «Портал Морской порт» путем выбора пункта «ФТС - портал Морской порт» и нажатия кнопки «ОК». Дальнейшее перемещение данных происходит по следующему алгоритму:
- после поступления ПИТ на Портал прилагаемые к ПИТ документы направляются на сервер ЦИТТУ ФТС России, где помещаются в архив;
- в архиве каждому документу присваивается уникальный номер (идентификатор архива и номера документа в архиве);
- идентификаторы пересылаются на Портал и автоматически прописываются в графах ПИТ, где были указаны реквизиты соответствующих документов;
- окончательно сформированный ПИТ отправляется на КПС «Портал Морской порт» ФТС России.
Рис. 2. Окно сервиса для выбора нужного документа на портале Fill-Bill.prominvest.ru
Рис. 3. Форма документа ПИТ
После проверки ПИТ таможенным органом ему присваивается уникальный идентификационный номер (УИН ПИТ), который передается отправителю (рис. 4). Этот номер необходимо сообщить перевозчику. В последующем, направляя в таможенный орган ПДС, перевозчик в каждом коносаменте указывает соответствующий УИН ПИТ.
ПДС представляется перевозчиками либо их уполномоченными представителями - агентами. ПДС формируется на судно в целом. Пакет включает в себя ряд документов, определенных ст. 89 Таможенного кодекса ЕАЭС. Это генеральная (общая) декларация, декларация о грузе при приходе/отходе судна, коносаменты, судовая роль и др.
При информировании о прибытии судна возможно последовательное оформление двух вариантов ПДС: «Предварительный пакет» и «Окончательный пакет».
УИН пит 10714040-Ю-?5С Г не ш ■|| "з ;ВТГ,-?Й «глоатга
810714040-10-250 WWWJII-MI.ru
Номер накладной КОНОСАМЕНТ- - 2017
Транспорт РАСО 702В
Получатель *
Контейнер ШШ
Сведения о лице, заполнившем документ
Рис. 4. Форма документа с УИН ПИТ
Общий порядок предполагает, что «Предварительный пакет» подается за 24 часа до фактического прибытия судна в порт в случае, если переход судна из порта убытия в порт прибытия составляет более суток, и за 4 часа до фактического прибытия судна в порт в случае, если переход судна из порта убытия в порт прибытия составляет менее суток.
Формирование ПДС ведется с помощью тех же средств, которые используются для формирования ПИТ.
После выбора пункта «Создать новый пакет документов» (см. рис. 2) в появившемся меню поочередно выбираются и заполняются формы необходимых документов. Как отмечалось выше, первоначально (при прибытии) формируется «Предварительный пакет», который отправляется на Портал ФТС и при положительном исходе проверки отправитель получает УИН ПДС, а также сообщение, что принято предварительное решение инспектора ОСТП в отношении товаров при перевозке морским транспортом. «Окончательный пакет» обычно формируется в объеме «Предварительного пакета» с внесенными изменениями (если это необходимо). На отправленный «Окончательный пакет» при положительном исходе проверки от таможенного органа будет получено извещение об окончательном решении (например, «ввоз разрешен»).
Ниже приведем статистические данные использования Портала участниками ВЭД.
В 2011 г. с Порталом работало всего 34 организации. На рис. 5 показан ежегодный прирост числа клиентов Портала. До 2016 г. ежегодно к Порталу подключалось около 20 новых организаций. Резкий рост участников произошел в 2016-2017 гг.: 241 в 2016 г. и 513 в 2017 г. В значительной мере это было следствием принятия решения об обязательном предварительном информировании морских перевозок в электронной форме и началом функционирования территории с особым режимом предпринимательской деятельности свободный порт Владивосток. В первом квартале 2018 г. к Порталу подключился дополнительно 21 новый участник.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
(I квартал)
Рис. 5. Ежегодный прирост количества пользователей портала Fill-Bill.prominvest.ru
Немаловажным стал также тот факт, что в эти же годы начали активно внедряться технологии электронного документооборота участников ВЭД с СВХ и таможней при размещении товаров на СВХ и оформлении транзитных перевозок.
На настоящий момент общее число участников Портала достигло цифры 892. От одной организации с Порталом могут работать несколько сотрудников, поэтому количество учетных записей пользователей несколько больше - 1 115. Сегодня в среднем около 400 организаций ежемесячно пользуются Порталом, где могут оформлять 123 вида различных документов.
Как уже отмечалось, современная технология предварительного информирования морских перевозок, которая массово стала внедряться с 2016 г., предполагает представление в ФТС России двух видов пакетов документов ПИТ и ПДС. На рис. 6 показано количество ПИТ и ПДС, сформированных на Портале с 2016 г. по I квартал 2018 г. и отправленных на Портал «Морской порт» ФТС России, по которым получены решения, подписанные электронной подписью. Так как на каждую товарную партию оформляется отдельный ПИТ, а ПДС - на судно в целом, то количество ПИТ существенно превышает число ПДС. Возможно, что некоторые ПИТ подаются декларантами непосредственно на Портал «Морской порт».
Портал первоначально создавался как удобное средство для удаленного взаимодействия, формирования и распечатки документов участников морских перевозок. При этом создавались пакеты документов, которые, по сути, являлись некоторыми вариантами нынешних ПИТ и ПДС (в разное время использовались названия ПИ, ПИТ1, ПИТ2 [3; 4]).
60000
50000
50 237
40000
30000
20000
10000
1 676
583
10 105
5 396
1 236
2016 г.
2017 г.
2018 г. (I квартал)
0
□ 1 ■ 2
Рис. 6. Количество пакетов ПИТ (1) и ПДС (2), сформированных на портале Fill-Bill.prominvest.ru
Общее число пакетов документов, сформированное на Портале с 2011 по 2017 г. показано на рис. 7. В первый год работы Портала (2011 г.) было сформировано всего 58 ПИТ и 70 ПДС. Максимальное число пакетов было сформировано в 2017 г.: ПИТ - 80 586; ПДС - 9 257. Данные рис. 7 учитывают все отправки пакетов на Портал ФТС, в том числе по которым не получались подписанные электронной подписью решения.
Рис. 7. Количество пакетов документов, подготавливаемых ежегодно на портале Fill-Bill.prominvest.ru: 1 - ПИТ, 2 - ПДС
В последние несколько лет сервисы Портала все шире применяются для организации электронного документооборота при размещении товаров, прибывших на морских судах, на временное хранение или при помещении товаров под процедуру «таможенный транзит».
С 2015 г. пользователи Портала стали использовать его сервисы для формирования электронных транзитных деклараций (ЭТД) и описи товаров, размещаемых на СВХ после выгрузки товара (рис. 8).
9000 -
8000 7000
6000
5000
4000
3000 2000
1000
7898
1069
266
238
267
1184
76
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г. (I квартал)
и 1
Рис. 8. Количество описей СВХ (1) и ЭТД (2), сформированных на портале Fill-Bill.prominvest.ru
Портал также позволяет участникам использовать сервисы, которые носят информационный характер, но могут быть полезны. Так, один из них позволяет получить в наглядной форме информацию о диспозиции судов в акватории зал. Петра Великого (рис. 9). Если навести курсор на изображение судна, можно получить сведения о названии судна. Портал позволяет использовать MarineTraffic - популярный в мире сетевой сервис для отслеживания местоположения морских судов. С его помощью можно получить также данные о курсе судна, скорости, тоннаже и др.
В порту «Восточный» располагается офис Центра сертификации ООО «ПРОФИТСЕРТ». На Портале помещена информация об этом центре. Для судов, прибывающих/убывающих из порта «Восточный», он позволяет оперативно решать вопросы получения разрешительных документов (сертификаты соответствия, декларации о соответствии, разрешения Ростехнадзора и др.). В будущем предполагается организовать взаимодействие с Центром через Портал.
Устойчивый рост числа участников Портала в течение уже 7 лет свидетельствует о его востребованности участниками ВЭД и является примером
3
0
эффективного государственно-частного партнерства в области организации морских международных грузоперевозок.
Позиции судов
AOwbes and local storage ИЫри-.dFlrjor^ur services. using our services, yrw agree to nur use nFccwbiesanri |дд|дцр.
Рис. 9. Карта зал. Петра Великого с диспозицией судов
Что касается проблем, с которыми сталкиваются пользователи портала и которые препятствуют его более эффективному использованию, то, не вдаваясь в детали, можно выделить три группы:
- программно-технические, требующие совершенствования технологий информационного взаимодействия с Порталом;
- неурегулированность состава и моментов представления сведений для предварительного информирования;
- необходимость более широкого применения в последующих процессах предварительной информации портовой администрацией, таможенными и иными государственными контролирующими органами.
Решение вышеуказанных проблем, несомненно, повысит востребованность Портала.
Список литературы
1. Ануфриев О. Б., Колбешин В. А., Малышенко Ю. В., Полошевец А. А. Использование предварительного информирования при перевозках товаров морским транспортом // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 38-47.
2. Ануфриев О. Б., Колбешин В. А., Малышенко Ю. В., Полошевец А. А. Опыт Находкинской таможни по использованию предварительного информирования
при перевозках морским транспортом // Ученые записки СПб. филиала РТА. 2013. № 3 (47). С. 30-40.
3. Малышенко Ю. В., Полошевец А. А., Колбешин В. А. Актуальные вопросы внедрения предварительного информирования о товарах, перемещаемых морским транспортом // Ученые записки СПб. филиала РТА. 2015. № 1 (53). С. 35-39.
4. Малышенко Ю. В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: учеб. пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 232 с.
© Колбешин В. А., Малышенко Ю. В., Полошевец А. А., 2018 © Ко^Ып V. А., Ма^Ьепко Уи. V., Poloshevets А. А., 2018
Для цитирования:
Колбешин В. А., Малышенко Ю. В., Полошевец А. А. Опыт использования портала Fill-Bill.prominvest.ru для предварительного информирования морских перевозок // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2(83). С. 59-70.