Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НА ПУТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТАМОЖНЕ'

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НА ПУТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТАМОЖНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Мешечкина Раиса Петровна

Таможенное администрирование в современных условиях становится необходимым условием, поскольку совершенствование деятельности ФТС России способствует ускорению и упрощению таможенных процедур, а также выполняемых операций. В статье дается определение цифровой таможни, приведены целевые проекты, основанные на применении элементов искусственного интеллекта. Выделены проблемы внедрения искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов и предложены возможные пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Мешечкина Раиса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS ADMINISTRATION ON THE WAY TO INTELLIGENT CUSTOMS

Сustoms administration in modern conditions is becoming a necessary condition, since the improvement of the activities of the Federal Customs Service of Russia in all directions contributes to the acceleration and simplification of customs procedures and operations performed. The article defines digital customs, presents targeted projects based on the use of artificial intelligence elements. The problems of the introduction of artificial intelligence in the activities of customs authorities are highlighted and possible solutions are proposed

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НА ПУТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТАМОЖНЕ»

УДК 339.5

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НА ПУТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТАМОЖНЕ

Ворона Анастасия Александровна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры таможенного администрирования, канд. экон. наук, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Мешечкина Раиса Петровна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», декан факультета таможенного дела и информационных технологий, д-р экон. наук, профессор, e-mail: ftd@bukep.ru

Таможенное администрирование в современных условиях становится необходимым условием, поскольку совершенствование деятельности ФТС России способствует ускорению и упрощению таможенных процедур, а также выполняемых операций. В статье дается определение цифровой таможни, приведены целевые проекты, основанные на применении элементов искусственного интеллекта. Выделены проблемы внедрения искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов и предложены возможные пути их решения

Ключевые слова: цифровая таможня; искусственный интеллект; цифровизация; таможенное администрирование

CUSTOMS ADMINISTRATION ON THE WAY TO INTELLIGENT CUSTOMS

Vorona Anastasiya A.

North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Associate Professor of the Department of Customs Administration, Candidate of Economic Sciences, e-mail: anastasiya_o@ mail.ru

Meshechkina Raisa P.

Autonomous non-profit organization of Higher Education «Belgorod University of Cooperation, Economics and Law», Dean of the Faculty of Customs and Information Technology, Doctor of Economics, Professor, e-mail: ftd@bukep.ru

Customs administration in modern conditions is becoming a necessary condition, since the improvement of the activities of the Federal Customs Service of Russia in all directions contributes to the acceleration and simplification of customs procedures and operations performed. The article defines digital customs, presents targeted projects based on the use of artificial intelligence elements. The problems of the introduction of artificial intelligence in the activities of customs authorities are highlighted and possible solutions are proposed

Keywords: digital customs; artificial intelligence; digitalization; customs administration

Для цитирования: Ворона А.А., Мешечкина Р.П. Таможенное администрирование на пути к интеллектуальной таможне // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1 (85). С. 9-14.

В современных условиях для государственных структур перспективным направлением является внедрение инновационных технологий, что позволяет оптимизировать и ускорять процессы, обеспечивать их контроль и создавать условия для экономии ресурсов.

Тенденции и перспективы таможенного администрирования получили отражение в работах многих ученых-исследователей. Так, например, вопросы цифровизации и автоматизации при таможенном администрировании рассматриваются в статье [1], в которой также приведены результаты исследования влияния цифровизации на принятие качественных и результативных решений в таможенных органах. Вопросам развития таможенных органов за счет внедрения в деятельность искусственного интеллекта посвящена работа [2].

Оптимизации предоставления цифровых таможенных услуг посвящены работы [3, 4, 5] и др.

Реализация концепции, обозначенной Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия-2030), непосредственно связана с созданием цифровой таможни. Цифровая таможня - это единая система, обеспечивающая прогрессивное взаимодействие таможенных служб со всеми заинтересованными сторонами посредством использования автоматизированных систем. Концепция цифровой таможни предполагает основные характеристики, представленные на рис. 1.

Таким образом, можно сказать о том, что цифровая таможня - важный шаг совершенствования и упрощения таможенных операций, выполняемых участниками внешнеэкономической деятельности

Концепция цифровой таможни

Цифровая таможня - это средство,

а не самоцель, и целью должна быть не оцифровка существующих бюрократических процессов, а их анализ для достижения наилучшего результата

Цифровая таможня отождествляется с информационно-коммуникационными технологиями

Цифровая таможня -способ организации таможни в цифровую эпоху

Цифровая таможня может быть сформирована как стратегический подход к поддержке таможенных и трансграничных реформ в области информационно-коммуникационных технологий с использованием инструментов и руководящих принципов ВТамО

Цифровая таможня относится к любой электронной деятельности, которая способствует эффективности, результативности и координации таможенной деятельности

Рис. 1. Концепция цифровой таможни (составлено авторами)

(ВЭД). Необходимо также отметить, что автоматизация многих операций таможенной деятельности позволяет достигать высоких результатов таможенного регулирования и таможенного контроля. При этом ФТС России обозначен вектор таможенного администрирования, закрепленный Страте-гией-2030, который предполагает насыщение искусственным интеллектом таможенной службы. Использование элементов искусственного интеллекта в сфере таможенной деятельности, основанного на цифровизации таможенных процессов, направлено на решение следующих задач (рис. 2).

Внедрение искусственного интеллекта в таможенных органах реализуется при совершении следующих процедур:

- выполнении операций документального таможенного контроля;

- осуществлении фактического таможенного контроля;

- исчислении и контроле таможенной стоимости;

- обеспечении экономической и информационной безопасности России.

В современных условиях таможенные органы наделяются большими полномочиями и играют центральную роль в вопросах обеспечения безопасности и упрощения процедур внешней торговли. В соответствии со Стратегией-2030 цифровые таможенные платформы являются одной из главных основ для создания, автоматизации процессов и развития таможенных органов РФ.

Всеобъемлющее внедрение цифровых инструментов в таможенную деятельность одобрено Всемирной таможенной организацией, основано на требованиях наднационального и национального законодательства, согласовано с заинтересованными властными и контролирующими структурами, ориентировано на прогнозные значения,

Рис. 2. Совершение таможенных операций на основе цифровизации таможенных процессов (составлено авторами)

характеризующие социально-экономическое развитие России.

В соответствии со стратегическими задачами, предусмотренными программными документами Федеральной таможенной службы, в таможенных органах активно внедряются инновационные проекты, направленные на применение элементов искусственного интеллекта в цифровых таможенных системах, позволяющих реализовать возможности, обеспечивающие накопление и передачу информации, связанной с перемещением товарных потоков в соответствии с контрактными условиями внешнеторговых договоров. По итогам 2022 г. ФТС России перечислила в федеральный бюджет 6,2 трлн рублей [6]. В настоящее время автоматически регистрируется 85 % деклараций, выпускается - 31 %. Достигнутые результаты свидетельствуют об эффективности осуществляемого в таможенной сфере администрирования, основанного на интеллектуальном подходе к выполнению целевых проектов (рис. 3).

Остановимся более подробно на внедрении элементов искусственного интеллекта в деятельность интеллектуального пункта пропуска (ИПП), создаваемого на основе единой цифровой платформы, интегрирующей передовые технические средства осуществления таможенного контроля, а также взаимный обмен информацией с федеральными органами и государственными структурами, выполняющими контрольные функции в сфере внешнеэкономической деятельности. Также заметим, что от скорости и полноты взаимодействия таможен-

ных органов с иными органами власти по системе межведомственного взаимодействия зависит получение важной информации, которая имеет значение для принятия решения о выборе формы таможенного контроля либо меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля.

Задача введения в эксплуатацию интеллектуальных пунктов пропуска в Стратегии-2030 отнесена к 2030 году, но отдельные элементы реализуются уже сейчас, например, введен в эксплуатацию сервис анализа снимков инспекционно-досмотро-вых комплексов (ИДК) на основе искусственного интеллекта. Сервис может распознавать на снимках обувь, одежду, ткани, древесные плиты, которые классифицируются в пяти товарных группах. При этом достоверность автоматического распознавания составляет 80,5 %, по отдельным товарам -95 %. Анализ одного снимка занимает менее 1 минуты с выдачей заключения инспектору о рисках в отношении объектов контроля. Сейчас сервис обучается выявлять на снимках ИДК запрещенные и ограниченные к перемещению объекты - оружие, боеприпасы и наркотики.

На рис. 4 представлена последовательность действий в пунктах пропуска, насыщенных ИИ.

Весь процесс будет занимать 5-7 минут, при этом водитель вообще не контактирует с сотрудниками контролирующих органов. На данный момент ФТС России разработаны модели ИПП для всех четырех видов транспорта, планируется их принять в сентябре текущего года. ИПП предусматривает полную автоматизацию контроля

Рис. 3. Инновационные проекты ФТС России (составлено авторами)

и снижение рисков.

Система управления рисками выходит на качественно новый уровень при условии ее цифро-визации. Именно благодаря совершенствованию системы управления рисками реализация таможенного контроля становится более эффективной и в части выбора форм таможенного контроля, и в части результативности. Дальнейшее развитие системы управления рисками зависит от материально-технического оснащения пунктов пропуска, уровня цифровизации таможенных органов и состояния таможенной инфраструктуры в целом.

При этом участие в процессе должностных лиц будет необязательно, поскольку основным звеном станет цифровая платформа, способная обеспечить бесперебойность последовательности действий.

Внедрение ИПП поможет решить такую важную проблему, как задержка транспорта при проверке грузов, что значительно увеличит работоспособность пунктов пропуска [7]. Развитие интеллектуальной и электронной систем приведет к улучшению обслуживания и повышению безопасности. Однако внедрение элементов искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов имеет ряд проблем юридического, социального и технического характера.

Одной из ключевых проблем внедрения ИИ является обеспечение конфиденциальности информации и повышение доступности баз данных. Процесс поддержания внутригосударственных стандартов конфиденциальности является пер-

востепенным фактором сокращения объемов трансграничной передачи персональных данных, что может негативным образом повлиять на развитие алгоритмов ИИ. Кроме того, персональные данные могут быть использованы в сфере, исключительно для которой эти данные были собраны, и не могут быть применены в рамках процесса глубокого обучения нейросетей ИИ в целях повышения эффективности способов предоставления той или иной услуги.

Разработка строгих мер по защите конфиденциальности информации требует предоставления массива персональных данных для изучения и обучения программ искусственного интеллекта. И здесь ключевая проблема состоит в выработке правил конфиденциальности, не создающих избыточную ограниченность доступа ИИ к большим данным.

Следующей проблемой является выработка единых международных стандартов в сферах применения сервисов ИИ. К примеру, применение беспилотных транспортных средств требует разработки и унификации новых стандартов производства и безопасности транспортных средств. Это может привести, с одной стороны, к повышению расходов на переоснащение технологических производств, а с другой - вызовет международную дискуссию о совместимости внутренних стандартов различных стран-производителей в целях устранения торговых барьеров для реализации товаров, использующих алгоритмы ИИ.

«Умные» инспекционно-досмотровые комплексы просвечивают фуру

Ф

Подключается искусственный интеллект - нейронная сеть, которая анализирует, соответствует ли груз заявленному в документах

Ф

Если груз соответствует, система управления рисками не выявила рисков, то товар помещается под процедуру таможенного транзита или, в случае подачи предварительной декларации, выпускается

Рис. 4. Последовательность действий в пунктах пропуска, насыщенных ИИ (составлено авторами)

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности в программных продуктах и программном обеспечении систем ИИ требует разработки и внедрения способов защиты данных от несанкционированного копирования и незаконного использования защищенных данных. Применение больших баз данных сопряжено с риском утечки конфиденциальной информации в силу недолжного и недобросовестного применения правил использования ИИ. Следовательно, необходимо разработать собственную систему, на которую не будут влиять внешние факторы, а также закрепить правовой формой все объекты интеллектуальной собственности [8].

Также остро встает проблема, связанная с введением санкций, поскольку многие технологии для цифровизации таможенных операций ранее закупались у недружественных государств. Однако данная проблема решается импортозамещением и поиском новых поставщиков.

К числу социальных проблем следует отнести:

- сокращение потребности в человеческих ресурсах вследствие активного замещения должностных лиц интеллектуальными системами, выполняющими их функциональные обязанности;

- необходимость подготовки специалистов, владеющих соответствующими компетенциями для выполнения профессиональных функций с использованием цифровых инструментов;

- повышение квалификации сотрудников таможенных органов для эффективного применения информационных таможенных технологий и цифровых сервисов в таможенной деятельности;

- формирование у должностных лиц профессиональных компетенций, необходимых для выполнения аналитических процессов, осуществляемых при совершении операций таможенного декларирования и таможенного контроля.

Решение технических проблем включает:

- развитие и совершенствование цифровых платформ, используемых в таможенных органах;

- предотвращение технических сбоев при функционировании информационных таможенных технологий, основанных на цифровизации таможен-

ных процессов и использовании элементов искусственного интеллекта;

- внедрение и совершенствование автоматизированных и интеллектуальных систем, функционирующих совместно с должностными лицами таможенных органов и способствующих принятию эффективных решений в сфере таможенной деятельности.

Для устранения социальных проблем и защите информации авторами рекомендуется разработать систему адаптации должностных лиц и участников ВЭД, основанную не только на помощи по осуществляемым операциям, но и способную изменяться под влиянием факторов. Наличие такой системы позволит не только понимать принципы работы, но и устранять возникающие проблемы при использовании информации. Упомянутая система, безусловно, должна быть основана на элементах искусственного интеллекта.

Таким образом, в Стратегии-2030 ФТС России ставит задачу «стать незаметной для добросовестных участников рынка». Будет еще более усилена система прослеживаемости, с помощью межведомственного взаимодействия система может стать полностью прозрачной. Соответственно, повысится и количество добросовестных участников ВЭД. Поскольку все автоматические процессы (катего-рирование, автовыпуск, распределение деклараций и т.д.) будут основываться на алгоритмах, в том числе учитывающих степень добросовестности участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, дальнейшая цифровизация таможенных органов, а также использование элементов ИИ позволят оптимизировать существующие процессы. Для эффективной работы систем, включающих ИИ, необходимо обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, что является одной из стратегических задач, стоящих перед ФТС России. Дальнейшая эксплуатация цифровых технологий и ИИ позволит обеспечить результативность деятельности таможенных органов, а также создать благоприятные условия для участников ВЭД. Все это положительно отразится на экономической безопасности страны.

Библиографический список:

1. Boikova M.V., Vorona A.A., Gubarev D.V., Timchen-ko T.N., Maksimov Y.A. Transformation of customs administration and the impact of automation on decision-making by customs authorities // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Т. 368. С. 12-20.

2. Мешечкина Р.П., Ворона А.А. Перспективные направления развития таможенных органов на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 6 (91). С. 9-18.

3. Malevich Y.V., Plastunyak I.A., Dmitriev A.V., Kse-nofontova E.M., Belostotskaya A.A. Marketing of customs services: directions of development in the context of digitalization // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Т. 368 LNNS. С. 37-45.

4. Борисова Ю.А., Калмыков С.П. Совершенствование таможенного администрирования на основе развития цифровых технологий в странах ЕАЭС //

В сборнике: Внешнеэкономическая деятельность: таможенный аспект. Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. С. 7-13.

5. Makrusev V., Nasibullin A., Vakhrushev V. Institutionalization of intelligent digital customs // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1294. С. 12-19.

6. ФТС по итогам 2022 года перечислила в бюджет РФ 6,2 трлн рублей. URL: https://www.alta.ru/ external_news/96981/

7. Степаненко М.В. Модель интеллектуального пункта пропуска таможенных органов в современных условиях / М. В. Степаненко, А. В. Куприна // Молодой ученый. 2022. № 16 (411). С. 258-260.

8. Моргунова Е. Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2020. № 9. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.