Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕРВИС ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич, Максимов Юрий Анатольевич

В современных экономических условиях обостряется проблема защиты экономических интересов государства во внешнеэкономической сфере. Российское государство предпринимает меры по цифровизации деятельности таможенных органов, направленных на уменьшение временного лага в процессе оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе путем создания электронных таможен и интеллектуальных пунктов пропуска с использованием элементов искусственного интеллекта. В статье рассматриваются направления применения элементов искусственного интеллекта при создании и функционировании интеллектуального пункта пропуска в целях обеспечения экономической безопасности. Затрагиваются основные направления цифровизации таможенных органов и обеспечения экономической и национальной безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Предлагаются направления исследований обеспечения надежности функционирования системы обмена информационными потоками в сфере осуществления таможенной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич, Максимов Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS ACTIVITIES IN THE CREATION OF INTELLIGENT CHECKPOINTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In modern economic conditions, the problem of protecting the economic interests of the state in the foreign economic sphere is becoming more acute. The Russian state is taking measures to digitalize the activities of customs authorities aimed at reducing the time lag in the process of processing goods transported across the customs border, including by creating electronic customs and intelligent checkpoints using artificial intelligence elements. The article discusses the application of artificial intelligence elements in the creation and operation of an intelligent checkpoint in order to ensure economic security. The main directions of digitalization of customs authorities and ensuring economic and national security in the implementation of foreign economic activity are touched upon. The directions of research to ensure the reliability of the functioning of the information flow exchange system in the field of customs activities are proposed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today

2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esi.todav/issue-5-2022.html

URL статьи: https://esi.todav/PDF/09ECVN522.pdf

Дата публикации: 14.10.2022

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гамидуллаев, С. Н. Направления применения технологий искусственного интеллекта при осуществлении таможенной деятельности при создании интеллектуальных пунктов пропуска в Российской Федерации / С. Н. Гамидуллаев, Ю. А. Максимов // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https ://esi.todav/PDF/09ECVN522.pdf

For citation:

Gamidullaev S.N., Maksimov Yu.A. Directions of application of artificial intelligence technologies in the implementation of customs activities in the creation of intelligent checkpoints in the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 09ECVN522. Available at: https://esi.todav/PDF/09ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия

Проректор-директор

Доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования

Российской Федерации E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrarv.ru/author profile.asp?id=294701

Максимов Юрий Анатольевич

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия

Заместитель директора по научной работе Кандидат технических наук, кандидат экономических наук, доцент

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrarv.ru/author profile.asp?id=637236

Направления применения технологий искусственного интеллекта при осуществлении таможенной деятельности при создании интеллектуальных пунктов пропуска в

Российской Федерации

Аннотация. В современных экономических условиях обостряется проблема защиты экономических интересов государства во внешнеэкономической сфере. Российское государство предпринимает меры по цифровизации деятельности таможенных органов, направленных на уменьшение временного лага в процессе оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе путем создания электронных таможен и интеллектуальных пунктов пропуска с использованием элементов искусственного интеллекта. В статье рассматриваются направления применения элементов искусственного интеллекта при создании и функционировании интеллектуального пункта пропуска в целях обеспечения экономической безопасности. Затрагиваются основные направления цифровизации таможенных органов и обеспечения экономической и национальной безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Предлагаются направления исследований обеспечения надежности функционирования системы обмена информационными потоками в сфере осуществления таможенной деятельности.

Ключевые слова: таможенные услуги; таможенная деятельность; информационные технологии в таможенной деятельности; управление развитием таможенных органов; экономическая безопасность; сервис таможенных услуг; информационная безопасность; угрозы экономической безопасности; угрозы информационной безопасности

Глобализация и интернационализация мировой торговли даже в новых условиях применения санкционной политики со стороны США, стран британского содружества и Западной Европы увеличивает объемы перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы, что приводит к тому, что система таможенных органов, должна отвечать всем потребностям современного общества и обеспечивать достойный уровень защиты экономических и национальных интересов государства. В новых условиях международной экономики наблюдается явный разворот экономического сотрудничества России к Азиатскому направлению.

Таможенные органы выступают важнейшим институтом, влияющим на развитие внешней торговли, поэтому в последние годы происходят серьезные изменения всей таможенной системы, так реализована стратегия «Электронная таможня», и в процессе создания «Интеллектуальная таможня».

В настоящее время большое внимание ученых привлекают вопросы исследования проблем связанных с концепцией создания интеллектуальных пунктов пропуска. В некоторых источниках изучаются вопросы применения принципов эвристического анализа при формировании перспективной модели «интеллектуального» пункта пропуска (далее ИПП) [1]. Другие источники оговаривают общую концепцию создания и функционирования ИПП в современных условиях с точки зрения расширения внешней торговли и применения компетентностного подхода [2; 3] и информационно-правового обеспечения транспортной логистики и безопасности [4]. В основном в научной литературе преобладает подход основанный на создании единой цифровой платформы [5], объединяющей различные информационные базы и цифровые сигналы различных датчиков технических средств таможенного контроля, расположенных в пункте пропуска.

Однако, в приведенных исследованиях не ставиться цель проведения системного исследования обеспечения надежности функционирования системы обмена информационными потоками в сфере осуществления таможенной деятельности с применением математического аппарата, в частности логико-вероятностного метода. В данной статье ставится цель наметить основные направления применения технологий искусственного интеллекта при осуществлении таможенной деятельности при создании интеллектуальных пунктов пропуска в Российской Федерации для определения задач исследования ИПП как сложной технической системы, требующей обеспечения надежности её функционирования.

Масштабная реформа системы таможенных органов проводится с октября 2018 года. Изменения запланированы в соответствии с Детальным планом действий ФТС России по реализации Плана мероприятий (дорожной карты) по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год, утвержденного приказом Минфина России. Реформирование таможенных органов должно позволить более эффективно использовать ресурсы таможенных органов, что приведет к повышению качества таможенного

Введение

Результаты исследования

администрирования и сокращению сроков таможенного оформления. 1 В настоящее время процесс реформирования таможенных органов России осуществляется в соответствии Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.2

На сегодняшний день одним из перспективных направлений работы ФТС России является внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов с целью повышения качества таможенного администрирования, упрощения и ускорения таможенных формальностей, а также модернизации взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и другими государственными органами.

Применение информационных технологий создает благоприятные условия для более полного поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки участников ВЭД, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности.

Самым приоритетным направлением развития системы таможенных органов, установленным программой развития, является полная концентрация процесса таможенного декларирования товаров в центрах электронного декларирования (ЦЭД) и дальнейшего создания интеллектуальных пунктов пропуска через таможенную границу.

Центр электронного декларирования (ЦЭД) — это специализированный таможенный орган, в компетенцию которого включается совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с помощью электронной декларации на товары (ЭДТ).

Следует отметить, что до начала реализации данной программы в РФ было около 630 мест таможенного оформления, а после ее завершения все таможенное оформление товаров концентрировано в 16 ЦЭД, входящих в состав электронных таможен, что в целом повлияло на общую структуру таможенных органов.

В результате выполнения поставленного плана территориальная структура таможенных органов выглядит сейчас немного иначе:

• электронные таможни (ЭТ);

• таможни фактического контроля (ТФК);

• полноформатные таможни, в которых осуществляется и электронное декларирование, и фактический контроль (три «морские» — Балтийская, Новороссийская и Владивостокская; Авиационная, Центральная энергетическая, Центральная акцизная, Калининградская областная и Московская);

1 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2018 г. N° 2. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год» // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/folder/6408.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmY-razvitiYa/strategiYa-razvitiYa-fts-rossii-do-2030-goda.

а) ФТС;

б) РТУ;

в) таможни, разделенные по полномочиям:

г) таможенные посты, в составе которых:

• ЦЭД, подчиненные электронным таможням и полноформатным таможням;

• таможенные посты фактического контроля, подчиненные таможням фактического контроля (ТПФК).

Согласно положениям Письма Федеральной таможенной службы России от 25 декабря 2017 г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях», электронная таможня является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в электронной форме.3 Такое понятие соответствует деятельности уже существующих электронных таможен, однако не отражает места электронной таможни в системе таможенных органов, а также целей, порядка и особенностей ее функционирования.

Таким образом, электронная таможня с одной стороны, является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности, осуществляющим выполнение таможенных операций исключительно в электронной форме, а с другой — как «обусловленный цифровизацией экономики комплексный механизм осуществления таможенных операций в электронном виде, направленный на автоматизацию таможенных процессов, ускорение и повышение эффективности таможенной деятельности, являющийся ступенью к созданию цифровой таможни» [6].

Особое место в этой структуре должны занять интеллектуальные пункты пропуска, так как они являются по сути симбиозом поста фактического контроля, электронной таможни и центра электронного декларирования.

В России мы видим развитие и становление информационного общества и формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры для государственных органов, в том числе для повышения качества услуг, оказываемых государственными органами во внешнеэкономической сфере.

Необходимость активизации работы по обеспечению эффективного информационного взаимодействия в рамках не только Росси, но и в рамках ЕАЭС привела к утверждению решением Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 года № 6 эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, которая предполагает создание экосистемы для управления внешнеэкономическая деятельность путем интеграции всех элементов данных из различных источников и обмена данными между хозяйствующими субъектами, государственными органами государств — членов ЕАЭС и уполномоченными организациями.4 Архитектура эталонной модели предусматривает сопряжение информационных систем государственных органов государств — членов ЕАЭС и уполномоченных организаций, в том числе таможенных, с интеграционным шлюзом Единой информационной системы ЕАЭС через системы межведомственного электронного взаимодействия.

3 Письмо ФТС России от 25 декабря 2017 г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» // Альта Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/.

4 Решение Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 4 «Об изменении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 мая 2018 г. № 90» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 327295/.

Модель включает в себя широкий функционал национальных систем «единого окна»:

1. Для государственных органов — выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в области регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности (включая скоординированное управление на таможенной границе) и налогового регулирования, использование межведомственной системы управления рисками, использование данных, результатов контроля и решений государственных органов государств — членов ЕАЭС и третьих стран.

2. Для участников внешнеэкономической деятельности — цифровизация предоставления необходимых данных, выполнение других юридически значимых действий, получение решений государственных органов государств-членов и уполномоченных организаций, возможность управления процессами транспортировки, складирования, хранения товаров в рамках цепочки поставок, взаимодействие с банками и другими финансовыми организациями для управления финансами, возможность использования сервиса «Личный кабинет» с функциональностью сбора информации, а также отчетности, архивирования и повторного использования данных [7].

Первый шаг к расширению процессов автоматизации в России может быть связан с использованием единого информационного пространства всеми государственными органами, например на базе «Единой платформы» (в качестве пример единой цифровой платформы можно привести платформу «ГосТех», Государственную единую облачную платформу (Гособлако)). Системы реализуются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1911-р.5

Данные системы представляют собой экосистему создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, включающая в себя единую программно-аппаратную среду и методологию, поддерживающая взаимоотношения граждан, государственных органов и коммерческих организаций на базе современных информационных технологий с целью повышения доступности государственных услуг и функций, а также направленная на снижение расходов участников на использование государственных услуг.

Использование «Единой платформы» позволит федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) принимать предварительные решения и обеспечит возможность реализации приказа ФТС России от 13.01.2022 № 7 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы» (пунктов 2РИ15, 2РИ16 и изменение установленного показателя с «НЕТ» на «ДА»). 6

Основная проблема во внедрении и развитии межорганизационных связей будет заключаться в необходимости совместимости приложений и электронной государственной системы. С точки зрения разработчиков программного обеспечения, совместимость приложений достигается использованием промежуточного программного обеспечения. Как бы то ни было, имеется большой выбор промежуточных программных обеспечений,

5 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // СПС «Консультант Плюс». https://www.consultant.ru/document7c ons doc LAW 332993/.

6 Приказ ФТС России от 13.01.2022 № 7 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 408569/.

охватывающих от хорошо знакомых (CORBA, COM/COM+ и JavaBeans Enterprise) до более научных и открытых альтернативных источников.'

Введение системы электронного сервиса со стороны таможенных органов формирует особые требования к обеспечению экономической и национальной безопасности при перемещении через таможенную границу товаров. Так, с учетом что в процессе перемещения происходит взаимодействие многих государственных структур с различным уровнем закрытости перемещаемой информации, возникает необходимость переформатирования функционирования системы управления рисками (далее — СУР) в рамках использования элементов искусственного интеллекта.

В этом случае управление СУР можно представить в виде схемы (рис. 1).

Федеральная служба ]

сотруднич еству

Федеральная служба технического и экспортного контроля

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба безопасности

Служба внешней разведки

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральное космическое агенство

Экспертные центры, производящие идентификацию военно-технической продукции

Министерство юстиции Российской Федерации

Корпорации Рособоронэкспорт. Ростехнологии и другие производители военно-технической продукции

Субъекты формирования и оценки СУР

Подразделения таможенных органов

Руководители СУР

Координирующие субъекты СУР

субъекты СУР

Субъекты СУР на этапе после выпуска

Специализиров анкы е субъекты СУР

1. Контроль таможенной стоимости;

2. Контроль правильности классификации товаров в соттвтствин с ТН ВЭД ЕАЭС;

3.Контроль за применением ставок таможенных пошлин, налогов;

4. Контроль за начислением таможенных пошлин, налогов и иных платежей, применением обеспечения.; также предоставлением льгот по ушате;

5. Контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности на перемешаемые товары;

6. Валютный контроль;

7. Контроль за правильностью определения страны происхождения товаров;

8. Контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, военно-техническом сотрудничестве и международными договорами с участием РФ.

Организационные процедуры применения СУР

1. Организация совершения таможенных операций, таможенных процедур и проведения таможенного контроля;

2. Организация оценки рисков в системе электронного декларирования;

3. Организационно-аналитическая деятельность по оценке рисков и разработке новых профилен риска;

4. организация и провдение административных расслеованнй;

5. Контроль за процедурой международного таможенного транзита;

6.ТКДРМ;

7. Координация деятельности таможенных органов по использованию ИДК;

8.Экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности таможенных органов._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Схема взаимодействия органов управления системой управления рисками при перемещении товаров через таможенной границу (рисунок авторов) [8]

Особенностями перемещения товаров и таможенного регулирования её ввоза и вывоза являются, во-первых, тесное взаимодействие с федеральными службами, имеющими разный уровень доступа к информации о перемещаемом товаре и обязательный контроль со стороны системы экспортного контроля в указанной области. Второй особенностью является то, что основное регулирование производится с применением мер нетарифного регулирования, задаваемыми не столько таможенным законодательством, сколько нормативно-правовыми актами в различных областях международного экономического сотрудничества.

В рамках перемещения товаров через таможенную границу на таможенную службу возлагается задача идентификации товаров, проверка соответствующих документов и контроль за соблюдением запретов и ограничений, относимых к данной продукции. Ограничения и запреты законодательства являются по сути самодостаточными средствами монополии государства в данной сфере, но в тоже время развитие международного рынка товаров

7 Electronic Government Third International Conference, EGOV 2004 Zaragoza, Spain, August 30 — September 3, 2004 Proceedings. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/b99836.

09ECVN522

значительно расширяет поле негативного воздействия на обеспечение экономической и национальной безопасности государства.

Учитывая внедрение новых технологий в сферу таможенного дела, уязвимость информационных систем таможенных органов к негативному воздействию особенно в сфере экспорта и импорта товаров, существенно повышается. Данное положение ставит задачу совершенствования обеспечения безопасности экономической информации при взаимодействии различных государственных органов, задействованных в процессе электронного документооборота.

От успешного функционирования информационных систем во многом зависит эффективность таможенного контроля за соблюдением запретов и ограничений при экспорте и импорте товаров.

Информационные системы таможенных органов базируются на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений выпускающим инспектором центров электронного декларирования, электронном документообороте и делопроизводстве.

Рисунок 2. Алгоритм адаптивной защиты от информационных угроз (рисунок авторов) [8]

Однако, «электронная таможня» основана на использовании компьютерных сетей и подвержена внешним сетевым атакам, негативному инсайдерскому воздействию, возможным ошибкам со стороны искусственного интеллекта, принимающего решение на основе постоянно модернизируемой системы управления рисками, которая не всегда успевает приспособиться к изменяющимся условиям международной торговли. Последнее зачастую подтверждается в

09ECVN522

практической работе центров электронного декларирования, что в свою очередь показывает, что недобросовестные участники ВЭД также приспосабливаются к работе системы электронного документооборота и находят уязвимые места в работе, которые СУР иногда не способна определить без участия оператора.

Создание системы адаптивной защиты экономической информации в ходе электронного документооборота при осуществлении процесса декларирования через ЦЭД требует позволяет решить задачи обеспечения экономической и национальной безопасности. Так можно предложить алгоритм применения защиты информационных потоков на основе применения метода оптимизации конфигурации защиты (рис. 2).

Представленный алгоритм также можно классифицировать как блок-схему (графическую модель), описывающую алгоритмы или процессы, происходящие в ходе электронного документооборота в таможенных органах и принятии решения о выпуске товаров, которые соединяются между собой линиями, указывающими направление последовательности осуществления операций. В целях оптимизации работы адаптивной системы защиты информационных систем таможенных органов, особенно при электронном документообороте сведений, носящих закрытый характер, необходимо производить оптимизацию конфигурации системы защиты от комплексных деструктивных воздействий.

В целях оптимизации такой конфигурации предлагаются уравнения по нахождению оптимальной программы Ргор1 для конфигурации системы и защиты от внешних и внутренних угроз, при реализации которой достигается максимум совокупного эффекта М(^ РгКор1 на интервале времени [0; Т]:

Мф РхРор, = ™ ¡1V, (г) р2к (Р2Як, г) дх (1)

при следующих ограничениях:

< £Р; (2)

Р2к е Я; (3)

г = 1,г,к = 1,К, (4)

где:

R — конечное множество результативных процессов алгоритмов конфигурации системы защиты;

K — количество процедур в заданном множестве R;

Z — количество каких-либо состояний в модели защищаемой информационной системы электронного документооборота;

Vz(t) — эффект, достигаемый системой в момент времени t при условии, что система находится в состоянии г-том состоянии;

Ргк (Ря^к, £) — вероятность нахождения защищаемой системы в состоянии г в момент времени t при условии, что программа РгИк успешно реализована;

Т — интервал времени, в течение которого оцениваются совокупные эффекты работы системы защиты;

1(РгКк) — время выполнения программы РгИк;

— максимально допустимое время выполнения программы.

Эта модель подразумевает, что поиск оптимальной программы для оптимальной настройки системы защиты от деструктивных воздействий выполняется на основе определенного множества программ, удовлетворяющих условиям (2) и (3) [8].

Введение этих ограничений для решения задачи поиска оптимальной защиты информационной сети существенно сокращает сложность задачи.

В некоторых случаях такая оптимизация может также выполняться с целевой функцией минимизации возможного ущерба на заданном интервале времени.

Общую схему осуществления операций по поиску той или иной успешной защиты можно представить как графовую вероятностную модель, в которой в виде графа представлены зависимости между случайными величинами. Вершины графа соответствуют случайным переменным, а рёбра — непосредственным вероятностным взаимосвязям между случайными величинами.

В настоящее время наблюдается рост практического применения технологий, идентифицируемых как искусственный интеллект, в самых разнообразных областях экономики. Регулирование искусственного интеллекта неразрывно связано с формированием цифровой экосистемы и развития сквозных цифровых технологий [9]. Применение элементов искусственного интеллекта требует обеспечение высокой надежности структурно-сложных систем (ССС), к числу которых относится интеллектуальный пункт пропуска через таможенную границу является одной из важнейших научно-технических проблем, решение которой существенно влияет на эффективность и безопасность функционирования таможенных органов и обеспечения экономической безопасности.

На основе поставленных задач по обеспечению надежности функционирования такой ССС как ИПП необходимо продолжать исследования по выбору математического аппарата для расчета надежности и бесперебойного функционирования информационной системы ИПП в целях обеспечения заданного уровня экономической безопасности. В дальнейшем предлагается в качестве наиболее оптимального для исходной постановки задачи и построения модели функционирования использовать структурные и аналитические средства математической логики, с расчетом показателей свойств надёжности, средствами теории вероятностей. Выбор метода для исследования надежности функционирования ИПП и применения СУР в таможенной деятельности является целью дальнейших исследований в этой сфере.

В решении данной проблемы все более отчетливо выступают на первый план вопросы совершенствования средств практической постановки задач и методов построения математических моделей надежности многофункциональных структурно сложных систем, и, в частности, систем автоматизации управления интеллектуальным пунктом пропуска ФТС России в условиях использования элементов искусственного интеллекта.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

s. б.

7.

8.

9.

П.Н. Aфонин, Е.В. Кисилева. Применение структурно-семантической модели эвристического анализа для формирования модели "интеллектуального" пункта пропуска. Научный журнал «БИТ» том 5 M 2(18) 2021 г. С. 71—7б.

Р.В. Давыдов. ФТС России создает будущий облик государственной границы. Интеллектуальный пункт пропуска. Сборник докладов Всероссийской практической конференции «Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию»: СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 103 с. 2022.

М.В. Степаненко, A3. Куприна. Модель интеллектуального пункта пропуска таможенных органов в современных условиях / — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — M 1б(411). — С. 258-2б0. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90б5б/ (дата обращения: 27.09.2022).

A3. Губин. Информационно-правовое обеспечение транспортной деятельности и транспортной безопасности. Транспортное право и безопасность. 2021. M 1(37).

Башлы П.Н. О реализации модели интеллектуального пункта пропуска. В сборнике материалов VII Всероссийской научно-практической конференции: «Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях». (Ростов-на-Дону) 2020.

Сальникова A3., Чернова МА. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации российской экономики // Вестник ГУУ. 2020. M 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-tamozhnya-kak-osnovnoy-vektor-razvitiya-tamozhennyh-organov-v-usloviyah-tsi frovizatsii-rossiyskoy -ekonomiki.

Natalia Vovchenko, Olga Ivanova, Elena Kostoglodova, Stanislav Khapilin, Karina Sapegina. Improving the Customs Regulation Framework in the Eurasian Economic Union in the Context of Sustainable Economic Development Sustainability 2022, 14(2), 755. URL: https://doi.org/10.3390/su14020755.

ЮА. Максимов. Концепция защиты информационных потоков при обеспечении экономической и национальной безопасности в условиях перемещения через таможенную границу товаров в рамках военно-технического сотрудничества. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. M 2(74): 2020 С. 9-15.

Кулешов A., Игнатьев A., Aбрамова A., Маршалко Г., Федоров М. Aктуальные задачи международного взаимодействия по развитию и регулированию искусственного интеллекта // Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru. URL: https://d-russia.ru/aktualnye-zadachi-mezhdunarodnogo-vzaimodejstviya-po-razvitiyu-i-regulirovaniyu-iskusstvennogo-intellekta.html.

Gamidullaev Sirajeddin Nagmetullaevich

Russian Customs Academy Saint Petersburg branch named after V.B. Bobkov, Saint Petersburg, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=294701

Maksimov Yury Anatolievich

Russian Customs Academy Saint Petersburg branch named after V.B. Bobkov, Saint Petersburg, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=637236

Directions of application of artificial intelligence technologies in the implementation of customs activities in the creation of intelligent checkpoints in the Russian Federation

Abstract. In modern economic conditions, the problem of protecting the economic interests of the state in the foreign economic sphere is becoming more acute. The Russian state is taking measures to digitalize the activities of customs authorities aimed at reducing the time lag in the process of processing goods transported across the customs border, including by creating electronic customs and intelligent checkpoints using artificial intelligence elements. The article discusses the application of artificial intelligence elements in the creation and operation of an intelligent checkpoint in order to ensure economic security. The main directions of digitalization of customs authorities and ensuring economic and national security in the implementation of foreign economic activity are touched upon. The directions of research to ensure the reliability of the functioning of the information flow exchange system in the field of customs activities are proposed.

Keywords: customs services; customs activities; information technologies in customs activities; management of customs development; economic security; customs services; information security; threats to economic security; threats to information security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.