Совершенствование применения таможенными органами технических средств таможенного контроля в условиях цифровизации
Костин Алексей Александрович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Стариков Иван Александрович
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье проведен анализ основных тенденций в области внедрения информационных и иных технологий, основанных на использовании искусственного интеллекта и процессов цифровизации, в практику совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточным обеспечением деятельности таможенных органов новейшими техническими средствами таможенного контроля, современными пунктами пропуска, оборудованными с учетом развития цифровизации и информатизации, и, в связи с этим, следует определить возможности органов исполнительной власти в направлении совершенствования разработки и применении в пунктах пропуска соответствующих технологий. Безусловно, разработка и внедрение новейших технологий должны осуществляться с учетом таких факторов, как санкционное давление государств, ранее входивших в число основных торговых партнеров, процессы импортозамещения и параллельного импорта, потенциал отечественного программного и научно-технического обеспечения.
Ключевые слова цифровизация, автоматизация, интеллектуальный пункт пропуска, таможенный контроль, технические средства таможенного контроля, таможенные операции.
Введение
Актуальность исследования. Сегодня, несмотря на нестабильность в логистических цепочках поставок, вызванную как пандемией коронавирус-ной инфекции (COVID-19), так и политико-торговым противостоянием ведущих мировых держав, мы можем с уверенностью говорить, что экономика большинства стран перешла к новому этапу своего развития, связанному с повсеместным распространением цифровизации процессов. Ключевой особенностью данного этапа стало всеобщее внедрение информационных технологий в повседневную деятельность экономических и иных субъектов. Ответом на произошедшие изменения в глобальной экономике в рамках совершенствования таможенного администрирования в России стала Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, которая поставила своей целью переход на повсеместное использование информационных технологий в организации деятельности таможенной службы, а также реализации ими своих функций. Процесс развития стал подчинен конкретной цели, которая позволит привести таможенные органы страны в соответствие с текущими потребностями международной торговли.
Впервые термин «Цифровая таможня» официально появился в 2016 году в материалах Всемирной таможенной организации (ВТамО), в которых особое внимание уделяется автоматизации таможенных операций. Автоматизация с помощью информационных технологий проникает во все направления деятельности таможенных органов, позволяя сократить до минимума участие «живых» таможенников в осуществлении таможенных операций. Между тем с четким разделением функций электронных таможен (центров электронного декларирования) и центров фактического контроля (в большей степени приближенных к пунктам пропуска через таможенную границу), отмечается существенное увеличение нагрузки как на таможенных инспекторов, осуществляющих документальный таможенный контроль, так и на таможенных инспекторов, осуществляющих фактический таможенный контроль.
В этих условиях таможенный контроль с одной стороны необходимо интегрировать в формирующуюся единую автоматизированную систему таможенных органов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с другой стороны обеспечить своевременность и качество работы таможенных органов по осуществлению контрольных мероприятий. В соответствии с новыми методами развития таможенных органов достичь необходимой эффек-
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
тивности организации и результативности проведения таможенного контроля возможно комплексным применением технических средств (ТСТК) на каждом конкретном участке таможенного контроля. Таким образом, неотъемлемой частью циф-ровизации таможни становится совершенствование применения таможенными органами в повседневной деятельности технических средств таможенного контроля.
Интеллектуальный пункт пропуска как инновация комплексного применения технических средств таможенного контроля
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в рамках автоматизации операций таможенного контроля планируется перейти к «Интеллектуальным пунктам пропуска», которые представляют собой автоматизированную систему применяемых средств технического контроля, последовательно и автоматически осуществляющую таможенные операции, при этом минимизируя прямые контакты участников ВЭД с представителями таможенных органов. Данное новшество должно радикально изменить представление о пунктах пропуска в нашей стране, существенно сократив время прохождения таможенного контроля и снизив затраты на проведение контрольных операций. Причем, важным представляется осуществление комплекса действий, направленных на: техническое, технологическое, кадровое и организационное переоснащение существующих пунктов пропуска. В качестве основных критериев выделим следующее:
- во-первых, техническое оснащение, безусловно, представляет собой как разработку системы ТСТК для интеллектуального пункта пропуска, так и подготовку (переподготовку) кадров для таможенного дела по программам с инженерной направленностью;
- во-вторых, технологическое оснащение предполагает проработку нормативных правовых актов с точки зрения нормативного закрепления технологии осуществления и регламентации интеллектуальных методов контроля и порядка их применения. Особая роль здесь должна быть отведена системе управления таможенными рисками;
- в-третьих, кадровое обеспечение - в настоящее время таможенный инспектор, применяющий ТСТК в своей повседневной деятельности не обязан иметь инженерное образование, однако в сферу его компетенций входит умение использовать имеющиеся ТСТК в максимальной степени эффективно;
- в-четвертых, проведение контрольных действий с учетом разработки критериев оценки
^ качества работы пунктов пропуска через госу-= дарственную границу.
е Следует заметить, что в настоящее время обес-й печение пунктов пропуска через государственную ° границу Российской Федерации в частности, и че-ав рез таможенную границу ЕАЭС в целом, не отве-
чает требованиям проведения таможенного и иных видов контроля в рамках реализации проекта «Интеллектуальный пункт пропуска». По оценке Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии по состоянию на 01.01.2022 на таможенной границе ЕАЭС перемещение товаров осуществляется через 337 пунктов пропуска, причем их оснащение требовало и ранее серьезного обновления и модернизации с учетом меняющихся реалий осуществления ВЭД, связанных с переформатированием имеющихся и развитием новых направлений торгово-экономического сотрудничества (таблица).
Таблица. Структура пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС по состоянию на 01.01.2022*
Пункты про- Государства - члены ЕАЭС
пуска Респу- Респу- Респу- Кыргы- Рос-
блика блика блика зская сий-
Арме- Бела- Казах- Респу- ская
ния русь стан блика Феде-
рация
Автомобиль- 5 26 14 8 79
ные
Железнодо- 1 15 6 4 37
рожных
Воздушные 2 7 18 2 81
Морские 3 57
Смешанные 6
Речные 3 2
Пешеходные 1
Всего 8 51 41 14 263
*Информация о состоянии, динамике и тенденциях развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран ЕАЭС за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/CIDD3_Dev-CI/CIDD4_analysis_DCI_20220101.pdf (дата обращения: 28.08.2022).
Отметим, что в числе пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС почти 40% - это автомобильные пункты пропуска. Соответственно, создание необходимых условий для внедрения проекта «Интеллектуальный пункт пропуска» - это не только улучшение пропускной способности большого количества пунктов пропуска, но и решение актуальной задачи контроля товаров, перемещаемых именно автомобильным транспортом, стоящей перед таможенными органами довольно длительный период времени и традиционно выступающей одной из наиболее «проблематичных зон».
Уместно отметить, что по оценкам Министерства транспорта Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации около 17% из общего количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (63 пункта из 377) не функционируют, а большинство требует проведения ряда мероприятий (их об-
устройство, строительство новых объектов инфраструктуры, реконструкция, процессы цифровизации). Отметим, что среди общего количества пунктов пропуска 51 пункт пропуска не используется таможенными органами в связи с созданием общей таможенной территории ЕАЭС, но по-прежнему может быть задействован для осуществления контрольных мероприятий.
Анализ специальной литературы позволил прийти к ряду выводов о состоянии таможенной инфраструктуры в части технического и иного обеспечения проведения контрольных мероприятий таможенными органами. Так, С.Н. Гамидулла-ев и Ю.В. Малевич, оценивая зарубежный опыт применения совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска, указывают на большое количество мер, объективно заслуживающих внимания в качестве новшеств для внедрения в практику работы ФТС России. Например, «с учетом наименьших трудозатрат наибольший интерес представляет методика, разработанная в Польше, в рамках которой фиксирование и анализ времени совершения операций происходит в автоматическом режиме на основе электронных карт, выдаваемых в момент въезда в пункт пропуск» [1, с. 27]. Эти же электронные карты служат инструментом получения оперативной информации о ситуации в пунктах пропуска.
В этой связи, вызывает интерес позиция В.П. Кузнецовой и О.В. Снапковой, которые выделяют ряд проблем, связанных с функционированием пунктов пропуска: например, имеются сложности, обусловленные необходимостью участия в процессе государственного контроля нескольких разноподчиненных служб, а также отсутствие единого комплекса программных средств, направленных на диспетчеризацию процесса контроля перемещаемых через границу товаров без разрыва «логической информационной цепочки технологического процесса» [5]. Помимо этого, проблемой функционирования пунктов пропуска выступает принадлежность условно таможенной инфраструктуры Федеральному государственному казенному учреждению Росгранстрой (организации, подведомственной Министерству транспорта Российской Федерации), что в разы увеличивает временные интервалы ремонта, закупки, установки оборудования, если бы данное имущество находилось бы в ведении ФТС России. На первой сессии по обустройству пропуска через государственную границу Российской Федерации с участием представителей более 20 министерств, служб, ведомств и учреждений федерального уровня, ассоциаций, некоммерческих организаций, учебных заведений и представителей бизнеса, проходившей в начале сентября 2022 года, также обсуждался этот вопрос. Было отмечено, что к настоящему времени проведен ряд мероприятий, которые направлены на совершенствование нормативного правового регулирования с точки зрения утверждения нормативов затрат на содержание пунктов пропуска, сокращения времени, отведен-
ного на согласование и регистрацию соответствующих нормативных актов в Минюсте РФ, сокращения регламентных сроков проведения закупочных процедур и т.п. Помимо этого, Минтрансом РФ 15.08.2022 подготовлен Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменения в общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», согласно которому Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930 должно быть дополнено пунктом 8 следующего содержания: «Средства контроля, средства идентификации, средства связи, оборудование узлов специальной связи, серверное и сетевое оборудование, автоматизированные рабочие места, вспомогательные технические средства, организационно-технические средства, средства индивидуальной защиты и иное оборудование и технические средства, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и местах пересечения государственной границы Российской Федерации, подлежат передаче в оперативное управление органам пограничного, таможенного и иных видов контроля».
Обустроенность пунктов пропуска должна проводится в сопряжении с их технической и информационной оснащенностью, чтобы ускорить совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля. Современный этап реализации Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года предполагает разработку для дальнейшего внедрения в практику деятельности ФТС России соответствующей модели «Интеллектуального пункта пропуска», которая должна стать прототипом и, своего рода, стандартом реконструкции, модернизации пунктов пропуска, а также строительстве новых объектов таможенной инфраструктуры.
По оценке Минтранса РФ около 15% пунктов пропуска соответствуют единым типовым требованиям к их оснащению. С учетом ограниченности финансовых и иных ресурсов важно одновременно проводить их обустройство, реконструкцию, модернизацию или строительство по единым стандартам с максимальной автоматизацией таможенных операций и таможенного контроля.
Традиционно таможенный контроль осуществляется сотрудниками таможенных органов на основании принципа выборочности, который реализуется посредством применения системы управления рисками (СУР) через присвоение характеристикам грузов соответствующих индикаторов риска, на основании величин которых в отношении поставки товаров назначаются те или иные операции таможенного контроля. Выборочность объектов контроля - необходимое условие оптимизации проведения таможенного контроля, повышения его ре-
сз о со от m Р от
от А
=Е
зультативности и эффективности организации процесса в целом. Однако в настоящее время таможенная инфраструктура не справляется с потоком транспорта, упираясь в границы технических возможностей применяемых ими средств таможенного контроля и физические возможности людей, осуществляющих контрольную и иную деятельность.
Концепция «Интеллектуального пункта пропуска» позволяет решить данные проблемы путем автоматизации операций фактического таможенного контроля и применения технологий искусственного интеллекта при принятии решения о выпуске. Отметим, что СУР к настоящему времени за свою десятилетнюю практику применения позволила соответствующим структурным подразделениям таможенных органов накопить богатый опыт анализа, оценки и систематизации таможенных рисков. Между тем, согласимся с авторами, что «постоянно растущие сложность и многофакторность создают необходимость системного внедрения глобального искусственного интеллекта в процесс государственного управления и контроля, который проектируется фактически заново, не имея аналогов в прошлом и порождая абсолютно новые, неизвестные пока что своей природой цифровые риски» [3, с. 81-82]. Эксперты отмечают, что сама по себе система таможенного контроля, базирующегося на искусственном интеллекте, не уникальна с технической точки зрения, так как в данном случае решается классическая для нейронных сетей задача классификации объектов. Программные роботы отлично дополняются такими нейросетями для принятия соответствующих решений. Искусственный интеллект на вооружении таможенных органов - это возможность обеспечить решение поставленных ТК ЕАЭС задач: защита национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и пр.
Оснащение деятельности таможенных органов в пунктах пропуска современными ТСТК (например, досмотровой техникой), синхронизированными с искусственным интеллектом, поможет устранить проблемы, связанные, например, с кадровыми рисками, а именно «с нехваткой соответствующего персонала или недостаточным уровнем квалификации работников» [6, с. 98].
Между тем, эксперты и ученые отмечают недостатки внедрения искусственного интеллекта при применении таможенными органами информационных технологий и ТСТК. Так, П. Иккерт указывает на ошибки, допускаемые искусственным интеллектом, которые могут инициировать дополнительные проверки и, в соответствии с ними, ^ несение декларантами, экспедиторами, перевоз-= чиками дополнительных убытков [4]. В свою оче-е редь Ю.Б. Субботин отмечает, что «непродуман-й ное применение новых технологий контроля мо° жет привести к вредным скрытым последствиям, 1 к отсутствию самого контроля там, где это необ-
ходимо» [8, с. 121]. Несмотря на то, что авторы указывают на непроработанность использования таможенными органами алгоритмов и искусственного интеллекта и, как следствие, на риски формирования убытков для участников ВЭД, сложно представить, что внедрение новшеств в деятельность органа исполнительной власти исключает наличие каких-то ошибок и неточностей. Только практика показывает существующие недоработки и наличие несовершенств, так было с внедрением СУР, когда даже сами должностные лица таможенных органов, проводящие таможенный контроль, указывали, что СУР не нужна и лучше, как раньше, так было с электронным декларированием, автоматическим выпуском, диспетчеризацией таможенных деклараций и т.п. По нашему мнению, избежать недочетов при внедрении искусственного интеллекта в систему таможенного контроля на первоначальном этапе вряд ли удастся. Следующим этапом будет запуск, так называемого, рефлексивного механизма, когда необходимо сопоставление двух оценок - оценки ситуации с внедрением новшеств и оценки своего собственного состояния и возможностей дальнейших действий.
Технология таможенного контроля в «Интеллектуальном пункте пропуска» (пока что автомобильном; в перспективе возможно распространение на остальные виды транспортных средств) предполагает следующий алгоритм. В рамках автомобильного пункта пропуска при прибытии на таможенную территорию камеры на въезде автоматически распознают и фиксируют номера транспортных средств, далее при движении транспорта через портал автоматически выполняется взвешивание и осуществляется радиационный контроль. По мере движения через портал происходит проверка транспортного средства с помощью инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). Комплексы ИДК делают качественные снимки, используя технологию рентгеновских лучей, которые просвечивают содержимое грузов и транспортных средств. Причем планируется использование комплексов ИДК, которые смогут досматривать грузы без необходимости покидать водителем транспортное средство, так как рентгеновское излучение от данных комплексов не наносит вреда здоровью (также исключается вероятность нанесения вреда здоровью и жизни людей, животных, которые перемещаются через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля (в грузовых отсеках транспортных средств, специальных приспособлениях для транспортировки). Нововведением в требованиях к ИДК в рамках их применения на интеллектуальных пунктах пропуска станет автоматизированная система анализа снимков, которая автоматически, без участия операторов, сможет в течение 2-3 минут анализировать полученные изображения от комплексов на предмет выявления незадекларированного груза, тайников, контрабанды и т.д.
Таким образом планируется реализовать идею бесперебойного движения транспорта по порталу,
при движении по которому будут проводиться операции по фактическому таможенному контролю без прямого участия сотрудников пропускных пунктов. Приблизительное совокупное время прохождения таможенного контроля по порталу составит всего 5 минут [7].
Дальнейший путь транспортного средства определяется в соответствии с системой двойного коридора. При выезде из портала технология искусственного интеллекта соотносит результаты контроля о внутреннем содержимом груза с данными, заявленными в предоставленных документах. При отсутствии несоответствий фактического содержимого поставки с электронными документами и отнесением системой управления рисками данной поставки к низкорисковым, система отправляет транспорт по зеленому коридору. Если в системе возникнут риски несоответствия по полученным данным о товарах и СУР определит высокий уровень риска, то транспортное средство отправится по красному коридору и в отношении данной поставки будут проводиться операции таможенного контроля должностными лицами таможенных органов.
Условия применения модели интеллектуальных пунктов пропуска в России достаточно подробно описаны заместителем руководителя ФТС России Р.В. Давыдовым [2]. Соглашаясь с автором в части создания вместе с внедрением искусственного интеллекта в деятельность пунктов пропуска некоего положительного мультипликативного эффекта для многих сфер экономической деятельности, триггера развития приграничных регионов, отметим, что не хотелось бы повторения с реализацией проекта под названием «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации». В рамках реализации данного проекта еще в 2009 году началось масштабное строительство таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) по периметру таможенной границы РФ. Уже к 2016 году количество ТЛТ возросло до 54, однако их подавляющее большинство было размещено вдоль западной границы РФ, на границу с Китаем приходится лишь пятая часть ТЛТ. Также необходимо отметить показатель фактической пропускной способности пункта пропуска, он оказался во многом значительно меньше проектной. Таким образом, ТЛТ на практике оказались маловостребованной инфраструктурой. Помимо этого, санкции Евросоюза, а также напряженные взаимоотношения с Украиной не позволят в ближайшие годы развивать большинство ТЛТ в формате крупных логистические центров, обладающих складскими помещениями для хранения товаров, инфраструктурой для погрузочно-разгрузочных работ, сортировки и перевалки товаров и т.п., а также современной таможенной инфраструктурой.
В условиях переориентации торгово-экономических отношений России с Азиатскими государствами требуется формирование ТЛТ в южном
и восточном направлениях. В частности, «усиление неравномерности инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами России, актуализация проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на пограничные переходы и крупные транспортные узлы» обусловили начало строительства ТЛТ «Транс-Кяхта» на российско-монгольском участке границы. ТЛТ «Транс-Кяхта», как проект, реализуется на основании подписанного в 2016 г. полномочными представителями сторон соглашения о разработке механизма транзитной автомобильной торговли между Китаем, Монголией и России.
К настоящему времени имеется информация, что в пилотном режиме в 2024 году будут запущены два интеллектуальных погранперехода, однако не уточняется, какие именно пункты будут выбраны для этого [9, 10]. С учетом современной конъюнктуры развития торговых отношений РФ такой пункт пропуска точно должен появится именно на границе с Китаем. Хотя еще в 2019 году отмечалась возможность реализации данного проекта на границе с Финляндией в автомобильном пункте пропуска «Брусничное».
Применение модели интеллектуального пропуска в пункте «Брусничное» потенциально позволит повысить эффективность организации и результативность осуществления операций по таможенному контролю в отношении товаров, по которым не выявлено нарушений более чем в 1,5 раза (при приблизительном времени таможенного контроля в интеллектуальном пункте пропуска равном 5 минутам), что в свою очередь позволит увеличить фактическую пропускную способность грузовых машин на ввозе до 380 в сутки.
Между тем, насколько экономически целесообразно внедрять такую дорогостоящую и технически сложную модель организации таможенного контроля как «Интеллектуальный пункт пропуска» на западной границе РФ? Рассмотрев на примере пункта пропуска «Брусничное», в пределах которого новая технология автомобильного пропуска возможно будет впервые испытываться в реальных условиях, можно сказать, что «Интеллектуальный пункт пропуска» позволит существенно увеличить пропускную способность автомобильного транспорта только за счет применения новых технологий, связанных с автоматическим совершением контрольных операций. Однако существенные затраты на реализацию проекта будут иметь экономическую целесообразность только в случае систематического применения «Интеллектуальных пунктов пропуска» на участках границы с большим грузооборотом через автомобильные магистрали, что в условиях санкций и ограничений, в том числе в отношении транзита товаров, скорее всего, будет проблематично.
Международный опыт применения интеллектуальных пунктов пропуска
Российская таможня в вопросах цифровизации и автоматизации таможенных операций занимает
сз о со от m Р от
от А
=Е
догоняющее положение по отношению к странам, которые сталкиваются с необходимостью ежедневно в скорейшие сроки осуществлять перемещение через пропускные пункты десятков тысяч транспортных средств. Для таких пропускных пунктов критически важно осуществлять операции таможенного контроля в максимально сжатые сроки, не снижая качества и результативности таможенного контроля в отношении крупных потоков грузов, следующих через границу.
В качестве ориентира для создания интеллектуальных автомобильных пунктов пропуска в России рассматривается действующий проект китайского автомобильного таможенного пропускного пункта «Хуанган». Уникальность пропускного пункта «Хуанган» заключается в том, что он обслуживает потоки транспорта, следующего по скоростной магистрали Гуаншен, связывающей материковый Китай с Гонконгом. Средняя фактическая пропускная способность автомобильного поста «Хуанган» составляет около 20 000 транспортных средств в сутки. Это крупнейший автомобильный пункт пропуска в Китае и один из крупнейших в мире. Зона фактического таможенного контроля составляет 653 000 м2, и делится на западное крыло, предназначенное для проверки пассажирского транспорта, и восточное - для проверки грузового. Технические средства, применяемые для таможенного контроля в пункте пропуска «Хуанган», аналогичны тем средствам, которые российская таможенная служба планирует применять в рамках реализации проекта «Интеллектуальный пункта пропуска». Организация таможенного контроля с помощью ТСТК в пункте пропуска «Хуанган» стала ориентиром для ФТС России при составлении Стратегии-2030 в отношении совершенствования применения ТСТК в пунктах пропуска на таможенной границе. Однако в России нет ни одного автомобильного пункта пропуска, который по масштабам мог бы приблизиться к Хуангану. Экономическая целесообразность существования передового в техническом плане и одного из самых масштабных в мире пунктов пропуска на границе Китая и Гонконга заключается в том, что он обслуживает крупнейший транспортный узел на границе южного Китая, через который каждодневно перемещаются десятки тысяч транспортных средств. Таким образом, получается, что ФТС России ориентируется на опыт китайской таможенной службы и стремиться построить к 2024 г. автомобильный пропускной пункт с технологией, аналогичной применяемой в пункте пропуска «Хуанган», с учетом того, что фактическая пропускная способность многих пунктов пропуска в условиях пандемии, санкций и иных ограничений существенно меняется. Применение столь дорогостоящего комплекса „ с новейшими ТСТК в российских реалиях вызыва-= ет обеспокоенность, так как затраты на внедрение £ «Интеллектуальных пунктов пропуска» окажутся § несоразмерно высоки по сравнению с теми выго-^ дами, которые участники ВЭД и таможенные орга-^ ны смогут извлечь из их использования.
Заключение
Внедрение новых технологий (организационных, таможенных, информационных и т.п.) в рамках совершенствования автомобильных пунктов пропуска в соответствии со Стратегией-2030, прежде всего, сталкивается с проблемой обоснования экономической целесообразности их применения в текущих российских реалиях.
Однако разработка направлений совершенствования должна учитывать не только существующие реалии или экономическую ситуацию, но и прогнозируемые условия, в которых будет ре-ализовываться стратегия, а также условия, диктуемые государственными планами в отношении других срочных проектов. По нашему мнению, именно последнее условие является определяющим для обоснования экономической целесообразности совершенствования системы таможенного контроля в рамках реализации проекта «Интеллектуальный пункт пропуска».
В 2027 году планируется ввести в эксплуатацию трассу федерального значения «Европа-Западный Китай», которая станет экономическим коридором для перемещения товаров из Европы в Китай и Азию. Российский участок трассы «Санкт-Петербурге - Оренбург» в контексте планов реализации пилотного проекта «Интеллектуальный пункт пропуска» для МАПП Брусничное и МАПП Кяхта представляется вполне обоснованным, так как предполагается движение большинства товаров по маршруту «Европа - Китай» именно через них.
Исходя из вышеперечисленного, по нашему мнению, проект «Интеллектуальных пунктов пропуска» экономически целесообразен благодаря потенциалу стратегий таможенной службы и строительства магистрали «Европа - Китай». Новые автоматизированные пункты пропуска будут обслуживать транспортные потоки построенного экономического коридора, сделают его доступным, удобным, а, главное, необременительными с временной и финансовой точек зрения для участников ВЭД. В свою очередь стратегическое положение транспортной магистрали позволит реализовать масштаб применения новой автоматизированной системы ТСТК и максимизировать пользу от ее применения, обеспечив высокую скорость движения товаров от производителя к потребителю.
Литература
1. Гамидуллаев, С.Н. Система подходов к оценке качества таможенных услуг н эффективности таможенного администрирования / С.Н. Гамидуллаев, Ю.В. Малевич // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. -2016. - № 3(59). - С. 23-28.
2. Давыдов, Р.В. ФТС России создает будущий облик государственной границы. Интеллекту-
альный пункт пропуска / Р.В. Давыдов // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: Сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2022. - С. 3-6.
3. Завьялов, Д.А. Проблемы системы управления рисками Федеральной таможенной службы России в эпоху цифровизации / Д.А. Завьялов, О.В. Завьялова // Научные труды СевероЗападного института управления РАНХиГС. -2019. - Т. 10. - № 2(39). - С. 78-82.
4. Искусственный интеллект выявит контрабанду [Электронный ресурс]. URL: https://www. vedomosti.ru/technology/articles/2021/04/15/86 6249-iskusstvennii-intellekt (дата обращения: 28.09.2022).
5. Кузнецова В.П., Снапкова О.В. Сравнительный анализ условий организации работы таможенных органов в пунктах пропуска России и зарубежных стран: факторы, проблемы, пути решения // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 3. - С. 743-754.
6. Морозеев, А.К. Проблемы проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, пути их решения / А.К. Морозеев,
B.С. Степанова // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию образования ДВГУПС, Хабаровск, 24 мая 2022 года / Под редакцией З.С. Рудневой. - Хабаровск, 2022. - С. 95-100.
7. Скиба В.Ю. От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне: выступление в рамках Международного таможенного форума - 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85937/ (дата обращения: 28.09.2022).
8. Субботин Ю.Б. Система управления рисками как стратегия выборочности таможенного контроля декларируемых товаров // Вестник ТвГУ. Серия: Право. - 2021. - № 4 (68). -
C. 119-122.
9. Фомичева А., Сергученкова М. Таможня с интеллектом // Логирус. [Электронный ресурс]. URL: https://logirus.ru/articles/custom/ta-mozhnya_s_intellektom.html (дата обращения: 29.09.2022).
10. Чаплыгин М.В. Умные таможенные технологии в рамках Стратегии развития таможенной службы до 2030 года // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4-2. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/umnye-tamozhennye-tehnologii-v-ramkah-strategii-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-do-2030-goda (дата обращения: 03.10.2022).
IMPROVING THE USE OF TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL BY CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Kostin A.A., Starikov I.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article analyzes the main trends in the introduction of information and other technologies based on the use of artificial intelligence and digitalization processes in the practice of customs operations, customs control. The relevance of the research topic is due to the insufficient provision of the activities of customs authorities with the latest technical means of customs control, modern checkpoints equipped with the development of digitalization and informatization, and, in this regard, it is necessary to determine the capabilities of executive authorities in the direction of improving the development and application of appropriate technologies at checkpoints. Of course, the development and implementation of new technologies should be carried out taking into account such factors as the sanctions pressure of states that were previously among the main trading partners, import substitution and parallel import processes, the potential of domestic software and scientific and technical support.
Keywords digitalization, automation, intelligent checkpoint, customs control, technical means of customs control, customs operations.
Reference
1. Gamidullaev, S.N. System of approaches to assessing the quality of customs services and the effectiveness of customs administration / S.N. Gamidullaev, Yu. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. - 2016. - No. 3 (59). - S. 23-28.
2. Davydov, R.V. The Federal Customs Service of Russia creates the future appearance of the state border. Intelligent checkpoint / R.V. Davydov // Intelligent checkpoint in Russia and the world: a competency-based approach to creation: Collection of reports of the All-Russian Practical Conference, St. Petersburg, February 10-11, 2022. - St. Petersburg: St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI" them. IN AND. Ulyano-va (Lenina), 2022. - S. 3-6.
3. Zavyalov, D.A. Problems of the risk management system of the Federal Customs Service of Russia in the era of digitalization / D.A. Zavyalov, O.V. Zavyalova // Scientific works of the Northwestern Institute of Management RANEPA. - 2019. - T. 10. -No. 2 (39). - S. 78-82.
4. Artificial intelligence will detect smuggling [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/04/15/ 866249-iskusstvennii-intellekt (date of access: 09/28/2022).
5. Kuznetsova V.P., Snapkova O.V. Comparative analysis of the conditions for organizing the work of customs authorities at checkpoints in Russia and foreign countries: factors, problems, solutions // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2021. -Volume 11. - No. 3. - P. 743-754.
6. Morozeev, A.K. Problems of conducting customs inspection of goods and vehicles, ways to solve them / A.K. Morozeev, V.S. Stepanova // Actual problems of the theory and practice of customs affairs: Collection of reports of the V All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 85th anniversary of the founding of the Far East State University of Transportation, Khabarovsk, May 24, 2022 / Edited by Z.S. Rudneva. -Khabarovsk, 2022. - S. 95-100.
7. Skiba V. Yu. From automation of customs operations to intellectual customs: presentation at the International Customs Forum - 2021 [Electronic resource]. URL: https://www.alta.ru/ex-pert_opinion/85937/ (date of access: 09/28/2022).
8. Subbotin Yu.B. Risk Management System as a Strategy for Selective Customs Control of Declared Goods // Bulletin of TVGU. Series: Law. - 2021. - No. 4 (68). - S. 119-122.
9. Fomicheva A., Serguchenkova M. Customs with intelligence // Logirus. [Electronic resource]. URL: https://logirus.ru/arti-cles/custom/tamozhnya_s_intellektom.html (date of access: 09/29/2022).
10. Chaplygin M.V. Smart Customs Technologies as part of the Customs Service Development Strategy until 2030 // Economics and Business: Theory and Practice. 2022. No. 4-2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/umnye-tamozhennye-tehnologii-v-ramkah-strategii-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-do-2030-goda (date of access: 03.10.2022).
C3
о
CO
от m Р от
от А
=Е