EDN: OGXNGO
Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела и логистики, ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, [email protected],
R.R. Akhmedzyanov - candidate of economics, associate professor of the department of customs and logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky;
А.В. Чесноков - студент кафедры таможенного дела и логистики, ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, а[email protected],
A.V. Chesnokov - student department of customs and logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky y.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО И ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION OF THE WORK
OF CUSTOMS AUTHORITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS AND TRANSPORT
CONTROL AT AUTOMOBILE CHECKPOINTS
Аннотация. Интеграция России в мировые процессы приносит с собой увеличение грузопотока через территорию Российской Федерации. Это, несомненно, отражается на работе таможенных органов, потому что их загрузка возрастает в несколько раз. На данный момент таможенные органы являются ключевым органом по обеспечению не только фискальной функции государства, но и играют важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Актуальность данной работы обусловлена внедрением технологии «искусственного интеллекта» в рамках реализации «Стратегии-2030». В связи с разработкой новой технологии вопросы совершенствования законодательства и различных подконтрольных функций чувствуется достаточно остро, в противном случае, при не эффективном государственном контроле в пунктах пропуска, безопасность государства и общества под угрозой. В статье проанализированы основные показатели эффективности деятельности таможенных органов РФ, а также предложены основные пути по совершенствованию организации работы таможенных органов по осуществлению таможенного и транспортного контроля.
Abstract. Russia's integration into global processes brings with it an increase in cargo traffic through the territory of the Russian Federation. This undoubtedly affects the work of customs authorities, because their workload increases several times. At the moment, the customs authorities are the key body for ensuring not only the fiscal function of the state, but also play an important role in ensuring the economic security of the state. The relevance of this work is due to the introduction of "artificial intelligence" technology as part of the implementation of the "Strategy 2030". In connection with the development of new technology, the issues of improving legislation and various controlled functions are felt quite acutely, otherwise, with ineffective state control at checkpoints, the security of the state and society is under threat. The article analyzes the main performance indicators of the customs authorities of the Russian Federation, and also suggests the main ways to improve the organization of the work of customs authorities in the implementation of customs and transport control.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, ЕАЭС, технические средства, должностные лица, перспективы развития.
Keywords: customs authorities, customs control, EAEU, technical means, officials, development prospects.
Одной из главных аспектов административной реформы, и также реформы технического регулирования, является система государственного контроля, или как её еще называют система надзора за соблюдением требований в части товаров, производства товаров, хранения, перемещения товаров, реализации и утилизации. Государственный контроль осуществляется на основании технических регламентов и направлен на защиту государства, прав потребителей, если говорить о качестве продукции, ее безопасности для здоровья и жизни граждан, а также окружающей среды.
К задачам государственного надзора в части пересечения таможенной границы Союза относится предотвращение нарушений и контроль в части перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС - далее) продукции, в том числе импортной.
В связи со стремительным развитием экономики государства без внимания не может остаться необходимость контроля именно государственного. Перемещение транспортных средств и товаров через границу ЕАЭС напрямую связано с выполнением определенных процедур таможенного контроля (ТК - далее), а именно выбор таможенной процедуры, оформление и уплата таможенных платежей в бюджет. Среди этих важных аспектов важную роль играет государственный контроль в пунктах пропуска, который осуществляется силами
различных форм ТК и нацелен на пресечение, а в первую очередь выявление и предупреждение нарушений законодательства. Так как основной товаропоток проходит через границу Союза, таможенные органы играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.
На данном этапе организация государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска зарекомендовала себя, как процесс, требующий совершенствования и модернизации, так как мы имеем достаточно сложную систему государственного контроля в целом [3].
Согласно данным Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, по состоянию на конец 2021 года в Российской Федерации количество пунктов пропуска равно 313, из них: автомобильных - 109, железнодорожных - 57, воздушных - 82 и остальное количество приходится на морские, речные, смешанные и пешеходные пункты пропуска.
Практически во всех пунктах пропуска государственный контроль осуществляется должностными лицами государственных контрольных органов, а именно: Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах их полномочий, которые определяет законодательство РФ. Исключение представляет российско-казахстанский участок, где контроль осуществляется только силами пограничных органов.
При перемещении товаров участником ВЭД через таможенную границу Союза применяется и осуществлении контроля государственными службами применяется принцип «единого окна», при котором перевозчик (лицо, действующее по его поручению) предоставляет документы не только в соответствии с таможенным законодательством, но и документы, необходимые для осуществления иных видов контроля. Несмотря на то, что таможенные органы осуществляют государственный контроль в части проведения проверки документов и проведении осмотра и досмотра товаров и транспортных средств при условии наличия специализированного пункта пропуска, решение о запрете или разрешении в пересечении границы Союза принимает государственный контрольный орган, а отказ в пересечении границы Союза выносит в письменной форме [7].
В настоящее время в таможенных органах РФ выполнены мероприятия по изменению архитектуры в составе информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов, которые ежедневно используются должностными лицами таможенных органов в своей профессиональной деятельности. За прошедший год в деятельность таможенных органов внедрены новые централизованные версии программных средств (АПС «Электронные услуги», АС «Валютный контроль», АПС «Тестирование и анализ профилей риска», АС «Управление предварительным информированием», АС «Управление НСИ», АС АДППР «Аналитика-2000», АИС «Таможня и право»).
В настоящее время в ЕАИС таможенных органов реализовано 38 информационных таможенных технологий, использующих 64 вида электронных документов и 69 баз данных на федеральном уровне.
Все это позволяет повышать эффективность деятельности таможенных органов (таблица 1). По статистическим данным, представленным в таблице 1, можно сделать вывод, что эффективность работы таможенных органов при помещении товаров под такие таможенные процедуры как экспорт и выпуск для внутреннего потребления ежегодно возрастает. Эффективность проявляется в сокращении временных затрат на данные таможенные процедуры. Так, в 2021 году предельное время осуществления таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта составило всего лишь 34 минуты (0,57 часа), что меньше по сравнению с 2020 годом на 14,9 % и на 24,0 % - относительно 2019 года. Что касается предельного времени при осуществлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, то здесь наблюдается схожая динамика - снижение временных затрат в 2021 году относительно 2020 года составило 14,9 пп., а относительно 2019 года - 17,6 пп.
Таблица 1 - Эффективность работы таможенных органов при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления, час. [8]
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп прироста 2021 г. в % к:
2020 г. 2019 г.
Предельное время осуществления таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта 0,75 0,67 0,57 -14,9 -24,0
Предельное время осуществления таможенных операций при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления 1,31 1,27 1,08 -14,9 -17,6
Причинами подобной динамики являются представление документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров, что, в свою очередь, дает таможенным органам дополнительное время для таможенного контроля и позволяет выполнить значительную часть таможенных операций до прибытия товаров. Кроме того, таможенными органами постоянно проводилась работа по сокращению сроков совершения таможенных операций, оптимизации проведения государственного контроля в пунктах пропуска, увеличения их пропускной способности при сохранении надлежащего уровня таможенного контроля.
Также за прошедший год 99,95 % от общего количества деклараций на товары было оформлено в электронной форме. Электронную форму декларирования применяют в настоящее время 99,98 % участников ВЭД (рисунок 1).
98000 96000
94000 ^^^^^
92000
90000 ^МШ
88000
86000
84000
2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 1 - Количество участников ВЭД, применяющих электронную
форму декларирования [8]
По данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что количество участников внешнеэкономической деятельности, которые применяют электронную форму декларирования, ежегодно возрастает. Так, рост в 2021 году относительно 2020 года в процентном выражении составил 4,9 пп., а в абсолютном - 4568, а относительно 2019 года рост составил 9,4 пп. и 8309 соответственно. В 2020 году также произошло увеличение данного показателя по сравнению с 2019 годом на 4,2 % (в абсолютном выражении - 3741).
Наличие и применение технических средств таможенного контроля (ТСТК - далее) решает большое количество задач для таможенных органов в части эффективности проведения осмотров и досмотров товаров и транспортных средств и упрощает их проведение.
Один из элементов реализации внешнеторговых операций - это перемещение товаров или транспортных средств по условиям коммерческой сделки через границу Российской Федерации, которое предполагает общение таможенных органов и экономических операторов.
В свою очередь участник ВЭД гарантирует соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении обмена международного продукции, а таможенные органы со своей стороны реализуют контролю соблюдения и при ввозе товаров и ТС и также вывозе.
Сильный рост преступности в сфере ВЭД - это характерная черта развития криминала в современной России. Одним и самых опасных является преступления, относящиеся к сфере перемещения через таможенную границу Союза, если исходить из размера ущерба, который наносится бюджету государства и таможен, и безопасности общества. Развитие контрабанды происходит из-за рентабельности последнего в сочетании с недостаточностью мер по предупреждению [5].
Пресечение преступлений, которые связаны с незаконным пересечением через границу Российской Федерации, представляют собой сложный процесс и дорогостоящие последствия, в случае не выявления последнего. К счастью, ФТС России уже накопил огромный опыт в этой области и сформировала определенную правовую практику.
Основным инструментом обеспечению регулирования товаров и транспортных средств между Российской Федерацией и другими странами входит таможенных контроль. При этом реализация контролирующих функций силами таможенных органов рассматривает такие формы ТК, как таможенный осмотр и досмотр, в том числе использование технических средств таможенного контроля при проведении этих видов форм.
Финальным результатом решения задач является техническо-оперативная модель организации ТК, которая являет собой комплекс оперативных и технических действий должностных лиц таможенных органов, который в свою очередь реализует качество проведения таможенного контроля и эффективные меры по выявлению и пресечению контрабанды и нарушения правил с работой технических средств. Весь это перечень - это основа создания правовой базы применения техники оперативными должностными лицами таможенных органов при осуществлении действия при таможенном контроле.
Отсюда же появляется острая необходимость наличия единой системы управления применением ТСТК. Использование ТСТК осуществляет не только проблему времени, затраченного на совершение таможенных операций, но и напрямую относится к результатам по эффективности проведения таможенного контроля.
Главные принципы применения ТСТК:
- правомерность применения;
- научная обоснованность;
- не причинение ущерба и вреда объектам таможенного контроля;
- сохранность обнаружения предмета;
- этичность;
- эффективность;
- экономичность.
Соблюдение данных принципов не только важно, но они должны быть обаятельными на всех этапах контроля, при этом условии, руководствуясь данными принципами будет происходит правильный выбор того или иного вида ТСТК для решения каждой задачи таможенного контроля.
В реальных условиях у должностных лиц таможенных органов появляются трудности в выявлении и пресечении ввоза в Россию товаров, запрещенных к ввозу. Поэтому главной задачей ФТС России является - максимально эффективное использование новейших ТСТК, разумность и избирательность в части проведения досмотра и иных форм таможенного контроля, для дальнейшей минимизации потока запрещенных грузов.
Одной и основных проблем современных пунктов пропуска является также недостаточная оснащенность в автомобильных пунктах пропуска современными ТСТК, что приводит к увеличению времени таможенного контроля и иногда может существенно снизить его качество [4].
Вторым важным факторов результативного таможенного контроля является достаточные профессиональные знания в части работы и процесса использования ТСТК должностными лицами таможенного органа, как и вновь прибывших, так и уже работающих.
Работать с ТСТК имеют право только те должностные лица, которые прошли специальную подготовку и получили определенный допуск, если данные условия обозначены в законодательстве РФ.
Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявления предметов контрабанды.
Должен совершенствоваться процесс повышения квалификации сотрудников службы радиационного контроля на местах, на основе обмена опытом между странами, укрепления связей с научно-технологическими предприятиями, а также проводить усовершенствование программного обеспечения и внедрение единой информационно управляющей системы.
Эффективность и оперативность таможенного контроля с применением ТСТК достигается совершенствованием навыков их применения, накоплением опыта для анализа результатов, готовностью принимать объективные решения по итогам контроля. Особенно это актуально в отношении сложных ТСТК (рентгеновских установок для контроля багажа, ИДК, приборов идентификации, спектрометрической аппаратуры и т.п.). Реализуется ряд дополнительных профессиональных программ, направленных на обучение и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль с применением высокотехнологичных комплексов таможенного контроля.
Следующей важной проблемой таможенного контроля является отсутствие совершенствования отечественных технических средств таможенного контроля, что в свою очередь побуждает ФТС России использовать ТСТК иностранного происхождения. Многие российские технические средства не могут конкурировать с иностранными аналогами, т.к. зачастую цена иностранного технического средства ниже, чем цена отечественного, а функционал в разы больше, а для некоторых ТСТК и вовсе не существует аналогов в РФ. Все это в дальнейшем приводит к проблемной составляющей обслуживания средства при его поломке.
В автомобильных пунктах пропуска необходимо принять меры по увеличению пропускной способности лиц, транспортных средств, грузов в период пиковых нагрузок. Необходимо модернизировать и внедрить соответствующие современным требованиям технические средства досмотра (осмотра) и технические средства, обеспечивающие работу пунктов пропуска. Также, необходимо заменить на новые или доработать нынешние типовые схемы организации и технологические схемы пропуска через границу физических лиц, транспортных средств и грузов, которые вводятся в действие правовыми актами соответствующих министерств и ведомств, направленные на повышение эффективности деятельности ТСТК [6].
Результаты практики применения ИДК дают основания утверждать, что с целью повышения качества проведения фактического таможенного контроля необходима как модернизация в части изменения технических характеристик, используемых моделей ИДК, так и переход на их аналоги отечественного производства. В отношении МИДК, с целью повышения результативности их использования необходимо не только изменение технических характеристик, но и перейти на электропитание, что позволит существенно сократить как затраты на источник питания, так и их физический износ, а также использовать их в любых погодных условиях и любое время года для более тщательного и эффективного осмотра товаров и транспортных средств.
Стоит отметить, что таможенные органы в свете современных тенденций развития планируют использовать в своей работе безбумажный контроль и осуществить создание новых программных продуктов. Если сейчас в автомобильный пунктах пропуска используются стационарные системы типа «Янтарь» для осуществления радиационного контроля, ИДК для контроля перемещения запрещенных к ввозу и вывозу товаров, переносные дозиметры ,
рентген-установки и другие средства, то технология интеллектуальной таможни предполагает работать с большим объемом данных без всех многочисленных приборов и практически без участия должностного лица таможенного органа, что в свою очередь так же исключает взаимодействие участника ВЭД и должностных лиц таможенного органа.
Транспортный контроль на данный момент осуществляется силами таможенных органов, что является прямым контактом между должностным лицом таможенного органа и участником ВЭД, тем самым имеется риск не объективного отношения со стороны таможенных органов, что значительно влияет на безопасность государства. Сейчас это контакт минимизирован посредством уже созданной электронной таможни и успешного ее функционирования, но в отдельных случаях контакт возможен. Интеллектуальные пункты пропуска предполагаю полное исключение контакта между участников ВЭД и контролирующими органами, посредством цифровизации и внедрения новейших информационных технологий. Это произошло посредством анализа всех таможенных процессов и предложений, которые выдвигает сторона бизнеса - непосредственный участник, а также пользуясь прогнозами дальнейшего развития внешнеторговой деятельности, что и легло в основу Стратегии развития службы до 2030 года.
Стоит отметить, что планируется интеллектуальное управление для без рисковых партий товара и «красного коридора. Тем самым в случае с безрисковыми товаров будет производиться:
- оформление прибытия ТС в автомобильный пункт пропуска в автоматическом режиме;
- проверка возможности и уже наличии данной возможности дальнейший автоматический выпуск товаров исходя из заявленной таможенной процедуры;
- в случае с таможенной процедурой транзита - автоматическое помещение.
Зеленый коридор в основном будет доступен уполномоченным экономическим операторам, которые имеют взаимное доверие с государством и Федеральной таможенной службой Российской Федерации.
Что касается компаний, которые не попали в зеленый коридор, они будут пользоваться услугой красного коридора, для которого тоже будет предусматриваться автоматизация некоторых процессов. Стоит все-таки помнить о том, что цель модернизация в области таможенного контроля - сократить временные и стоимостные издержки участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов без ущерба для безопасности государства.
Последним и самым важным последствием при модернизации работы будет изменения, которые будут вноситься в законодательство. В Российской Федерации процесс принятия изменений в нормативно-законодательные акты практически всегда работает по принципу «запуск изменений - изменения законодательства», что может привести к проблемам при перемещении товаров и транспортных средств участниками ВЭД. Тем самым наилучшим вариантом будет пересмотр действующего законодательства до внедрения «интеллектуальных» пунктов пропуска для исключения возможности появления «лазеек» в законодательстве для участников ВЭД.
В качестве итога, стоит сказать, что совершенствование работы таможенных органов и, в частности, области контроля со стороны государства - это стратегически важная задача. Стоит понимать, что решение текущих недостатков системы и недостатков, которые могут появиться при модернизации автомобильных пунктов пропуска в связи с реализацией Стратегии 2030, таких, как постоянное обновление программного обеспечения, непрерывное обучение должностных лиц таможенного органа, обеспечение автомобильные пункты пропуска необходимыми ТСТК, и ранний пересмотр текущего законодательства - значительно повысят результативность контроля и снизят временные и денежные затраты, как участников ВЭД, так и государство.
Источники:
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе
Евразийского экономического союза от 01.01.2018). // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_215315.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304093/.
3. Ахмедзянов Р.Р., Булычева М.А. Анализ совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Заметки ученого. 2019. № 4 (38). С. 40-47.
4. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации//Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-3. С.135-137.
5. Рожкова Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 94-97.
6. Ситарян С., Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты // Вопросы экономики. - 2016. - № 3. - С. 39 - 44.
7. Староверова К. О. Актуальные проблемы стратегического планирования в таможенных органах России/К.О. Староверова // Таможенное дело.- 2017.- №3.- С. 36 - 40.
8. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru
References:
1. "Customs Code of the Eurasian Economic Union" (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union dated 01.01.2018). // SPS "Consultant Plus". [electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
2. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 (as amended on 27.12.2019) "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SPS Consultant Plus. [electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/.
3. Akhmedzyanov R.R., Bulycheva M.A. Analysis of customs operations and customs control in respect of goods and vehicles transported across the customs border of the EAEU. Notes of the scientist. 2019. No. 4 (38). pp. 40-47.
4. Miguel A.A., Volkova K.A. Features of movement and directions of improvement of the order of export of certain categories of goods in the customs practice of the Russian Federation//Trends in the development of science and education. 2021. No.69-3. pp.135-137.
5. Rozhkova Yu.V. Statistical study of the reasons for the decline in customs revenues of the federal budget // Intelligence. Innovation. Investment. - 2016. - No. 12. - pp. 94-97.
6. Sitaryan S., Ivanov I. Foreign economic priorities // Questions of Economics. - 2016. - No. 3. - pp. 39-44.
7. Staroverova K. O. Actual problems of strategic planning in the customs authorities of Russia/K.O. Staroverova // Customs business.- 2017.- No. 3.- p. 36 - 40.
8. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: http://www.customs.ru
EDN: OSSVLH
В.В. Башкатов - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
V.V. Bashkatov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;
Д.Ш. Мусостова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», [email protected],
D.Sh. Musostova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University named after A.A. Kadyrov ";
Ю.Р. Тахмазян - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
Yu.R. Takhmazyan - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE TERRITORY OF THE KRASNODAR KRAI
Аннотация. Краснодарский край один из ведущих регионов России по развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом, он оказывает большое влияние на статистику по сельскому хозяйству в стране. Многие факторы способствую благоприятному развитию в целом агропромышленному комплексу на территории региона, а именно: уникальное географическое положение, климат, большая плотность населения, наличие плодородных земель. Стоит отметить, что Краснодарский край занимает первое место по темпам роста и развитию в сельском хозяйстве.
В статье отражены результаты проведенного авторами анализа объемов производства продукции сельского хозяйства в разрезе разных категорий в динамике за 10 лет. Проведенный анализ показал положительную динамику развития сельского хозяйства Краснодарского края. Однако сегодня перед сельским хозяйством стоит ряд проблем, основной из которых является доста-