ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА
УДК 338.23:34
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Абусуфянова З.Т., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Проблемы повышения качества таможенного администрирования являются актуальными для Федеральной таможенной службы России. Развитие интеграционных процессов и активизация внешнеэкономических связей России обусловливает необходимость совершенствования деятельности таможенных органов, повышения эффективности таможенного администрирования на основе внедрения современных информационных технологий, а также совершенствования всей таможенной инфраструктуры. Приоритетом в организации деятельности ФТС РФ должны стать создание и внедрение информационно-программных средств и технологий, обеспечивающих полную автоматизацию таможенных операций, в том числе: электронное декларирование товаров, электронное предварительное информирование, автоматическая регистрация таможенной декларации, автоматический выпуск товаров и др. При написании работы использованы методы исследования: экспертных оценок, анализа, синтеза, системного анализа, статистического анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой. На основе анализа статистических данных ФТС России, мнений ученых и специалистов в области таможенного дела предложены меры, повышающие эффективность работы таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные операции, таможенное администрирование, электронное декларирование, информационные таможенные технологии, «интеллектуальный» пункт пропуска, система управления рисками.
DOI: 10.21779/2224-0241-2021-38-2-56-63
UDC 338.23:34
IMPROVING THE QUALITY OF CUSTOMS ADMINISTRATION THROUGH THE INTRODUCTION
OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
Abusufyanova Z. T., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The problems of improving the quality of customs administration are relevant for the Federal Customs Service of Russia. The development of integration processes and the activation of foreign economic relations in Russia necessitates the improvement of the activities of customs authorities, improving the efficiency of customs administration through the introduction of modern information technologies, as well as improving the entire customs infrastructure. The priority in organizing the activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation should be the creation and implementation of information and software tools and technologies that provide full automation of customs operations, including: electronic declaration of goods, electronic preliminary information, automatic registration of customs declarations, automatic release of goods, etc. When writing the work, research methods were used: expert assessments, analysis, synthesis, system analysis, statistical analysis, formallegal, comparative-legal. Based on the analysis of the statistical data of the Federal Customs Service of Russia, the opinions of scientists and experts in the field of customs, the measures that increase the efficiency of the customs authorities are proposed.
Key words: customs operations, customs administration, electronic declaration, information customs technologies, "intelligent" checkpoint, risk management system.
DOI: 10.21779/2224-0241-2021-38-2-56-63
Эффективная работа таможенной службы -один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. Обеспечивая соблюдение таможенного, валютного и налогового законодательства, ограничивая или стимулируя ввоз или вывоз конкретных товаров, таможенные органы помогают решать разные проблемы государства: пополнять доходную часть федерального бюджета, поддерживать отечественных товаропроизводителей, насыщать внутренний рынок необходимыми товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.
Создание условий, способствующих развитию международных экономических связей, повышение эффективности таможенного контроля, призваны обеспечить предусмотренные нормативными правовыми документами таможенные операции, совершаемые таможенными органами и другими заинтересованными лицами. Таможенный процесс следует понимать как совокупность последовательных операций с объектами таможенного контроля на их соответствие таможенному законодательству, определяющих статус объектов таможенного контроля на таможенной территории. В такой трактовке указывается на участие в таможенном процессе не только таможенных органов, но и участников ВЭД, организаций таможенной сферы, обеспечивающих качество выполнения всех операций, и дается результат таможенного процесса, позволяющий участнику ВЭД перемещать товары через таможенную границу [1].
По сути своей основные таможенные операции состоят в совершении должностными лицами таможенных органов отнесенных к их компетенции действий, связанных с таможенным декларированием и помещением товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру. Это та стадия таможенного контроля, после завершения которой товары и транспортные средства передаются лицу, наделенному правами ими распоряжаться. Однако этой стадии таможенного контроля предшествует значительное количество различного рода действий лиц, участвующих в перемещении товаров и транспортных средств через границу, и должностных лиц таможенных органов, без своевременного и правильного выполнения которых невозможно принятие решения по таможенному декларированию и выпуску товаров. Поэтому все таможенные операции принято разделять на операции, предшествующие таможенному декларированию товаров транспортных средств, и операции, связанные с таможенным декларированием.
Согласно статье 78 ТК ЕАЭС «порядок и технологии совершения таможенных операций определяются в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, особен-
ностей таможенного декларирования и выпуска товаров, а также таможенных процедур, под которые помещаются товары» [2].
Прибытие товаров на таможенную территорию связано с осуществлением нескольких таможенных операций. После доставки товара в место прибытия перевозчик должен уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию путем представления документов и сведений и предъявить товары таможенным органам. Перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу различен в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара (автомобильный, морской, воздушный, железнодорожный). Некоторые документы представляются таможенному органу независимо от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара (транзитная декларация, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений и др.).
Декларант или перевозчик имеют право представить таможенному органу до фактического прибытия товаров на таможенную территорию предварительную информацию о них, т. е. сведения о товарах, планируемых к прибытию на таможенную территорию. Предварительная информация представляется в виде электронного документа с помощью информационных систем с использованием ресурсов сети Интернет. Предварительная информация представляется с целью оптимизации таможенного контроля и ускорения совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств. Кроме того, предварительная информация позволяет оценить риски, связанные с возможными нарушениями законодательства, и принять предварительное решение о том, какие формы таможенного контроля необходимо применить к тем или иным товарам. В связи с этим в отношении некоторых категорий товаров с высокой степенью риска нарушений таможенного законодательства предварительная информация должна представляться в обязательном порядке.
В местах прибытия товаров должны быть совершены также такие таможенные операции, как: временное хранение товаров, таможенное декларирование товаров, выпуск товаров.
Как было отмечено выше, одной из основных таможенных операций является таможенное декларирование, которое представляет собой таможенную операцию единого технологического процесса оказания государственных таможенных услуг, предусматривающего выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой при условии соблюдения мер государственного регулирования внешней торговли [3]. В различных статьях ТК ЕАЭС предусмотрен целый ряд ситуаций, предусматривающих необходимость декларирования товаров таможенному органу.
Должностное лицо таможенного органа проверяет сведения, содержащиеся в таможенной декларации, наличие документов, подтверждаю-
щих указанные сведения и при соблюдении всех требований законодательства, регистрирует таможенную декларацию. Таможенное декларирование завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В настоящее время в таможенных органах РФ при совершении таможенных операций активно применяются безбумажные технологии: электронное декларирование товаров, электронное предварительное информирование, автоматическая регистрация таможенной декларации, автоматический выпуск товаров и др.
Декларирование в электронной форме - это первый и один из важнейших этапов использования информационных технологий в таможенной сфере. Благодаря электронному декларированию участник ВЭД получает возможность отправить таможенную декларацию и другие документы в таможенный орган с любого электронного устройства, имеющего доступ к сети Интернет. Диалог с инспектором таможенной службы происходит в режиме реального времени. Достоверность и безопасность передаваемой информации обеспечиваются наличием электронной подписи и защищенного канала связи. Электронный архив содержит документы, которые сопутствуют декларации [4].
Информационные технологии стали применяться также при регистрации таможенной декларации. Автоматическая регистрация таможенной декларации является проверочной технологией выполнения условий регистрации декларации при отсутствии вмешательства со стороны сотрудников таможни. Автоматическую регистрацию могут пройти декларации, удовлетворяющие соответствующим критериям и не связанные с возникновением риска [5].
Автоматическая регистрация - это смена режима регистрации с ручного на автоматический. Задачей и преимуществом в таком случае будет
сокращение времени, затрачиваемого на декларирование товаров.
Необходимо отметить, что уникальность автоматической регистрации заключается в том, что во всех необходимых действиях инспектор таможенной службы не принимает участия, все проверяется программой: факт присутствия требуемых документов в реестре, электронная подпись, а также уплата таможенных платежей. При соблюдении всех условий декларация будет зарегистрирована. После регистрации документ направляется к инспектору на контроль. Расчетное время, затрачиваемое на автоматическую регистрацию, не превышает шестидесяти секунд, при этом нормативно на данную операцию выделен один час [6].
Электронное декларирование повлекло за собой и автоматизацию процесса выпуска товара, в котором таможенный инспектор непосредственно не принимает участие, или автоматический выпуск товаров. Схематически автоматический выпуск товаров выглядит следующим образом:
1) декларация отправляется в таможенный
орган;
2) определяется возможность применения автоматического выпуска;
3) проверяется уплата всех таможенных платежей;
4) декларация проверяется с использованием системы управления рисками;
5) при отсутствии рисков запрашиваются документы;
6) документы предоставляются участником
ВЭД;
7) запрашивается база банка, через который осуществляются расчеты;
9) осуществляется выпуск [7].
Результаты совершения таможенными органами РФ таможенных операций в электронной форме в 2017-2019 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты совершения таможенными органами РФ таможенных операций по электронному де-
Показатели 2017 2018 2019
1.Количество оформленных деклараций на товары в электронной форме (млн. ЭДТ) 4,4 4,7 5
2.Уд. вес электронных деклараций на товары в общем количестве деклараций на товары(%) 99,97 99,98 99,98
3. Количество участников ВЭД, применявших электронную форму декларирования 80423 88793 92534
4.Уд.вес количества участников ВЭД, применявших электронную форму декларирования в общем количестве участников ВЭД (%) 99,8 99,90 99,91
5. Количество электронных деклараций на товары, зарегистрированных в автоматическом режиме (млн. ЭДТ) 0,963 1,8 2,8
Составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ: Таможенная служба Российской Федерации в 2017-2019 гг. // Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru
6.Количество электронных деклараций на товары, выпуск которых осуществлен в автоматическом режиме (тыс. ЭДТ) 84 323 643
7.Количество оформленных электронных транзитных деклараций (тыс. ЭТД) 614 940 941
8.Уд. вес электронных транзитных деклараций в общем количестве транзитных деклараций (%) 60,8 98,8 99,12
9.Количество оформленных предварительных транзитных деклараций (тыс. ТД) 7,7 52 68
По данным ФТС России, в 2018 году в таможенные органы было подано более 4,7 млн. электронных деклараций на товары (ЭДТ) (в 2017 году - 4,4 млн. ЭДТ), что составило 99,97% от общего количества деклараций на товары (ДТ) (в
2017 году - 99,98%). Электронную форму декларирования применяли 88793 участника ВЭД, что составило 99,9% от общего количества участников ВЭД. В автоматическом режиме зарегистрировано более 1,8 млн. ЭДТ, что в 1,9 раз превышает показатель 2017 года (963 тыс. ЭДТ). Автоматически выпущено более 323 тыс. ЭДТ, что в 3,8 раза превышает показатель 2017 года (84 тыс. ЭДТ). Автоматический выпуск применялся на всех таможенных постах, правомочных регистрировать ЭДТ [8].
В 2019 году количество электронных деклараций на товары увеличилось по сравнению с
2018 годом. Участниками ВЭД было подано в таможенные органы более 5 млн. ЭДТ, что составило 99,98% от общего количества деклараций на товары. Электронную форму декларирования применяли 92534 участника ВЭД, что составило 99,91% от общего количества участников ВЭД. Существенно увеличилось также количество автоматически зарегистрированных и выпущенных деклараций на товары. В автоматическом режиме было зарегистрировано более 2,8 млн. ДТ, что в 1,6 раза превышает показатель 2018 года. Доля автоматически зарегистрированных ДТ достигла 87,6% по экспорту и 69,2% по импорту. Количество автоматически выпущенных деклараций почти в два раза превышает показатель 2018 года и составило более 643 тыс. ДТ. Доля автоматически выпущенных ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, достигла 75,9% по экспорту и 57,3% по импорту [8].
Таможенными органами активно применялись технологии предварительного информирования товаров, прибывающих на таможенную территорию. Представление предварительной информации существенно сокращает время проведения таможенных операций в отношении товаров, прибывших на таможенную территорию. Так, в 2018 году таможенные органы добились сокращения времени совершения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы
как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, до 1 часа 21 минуты при импорте (в 2017 году - 1 час 31 минута) и до 41 минуты при экспорте (в 2017 году - 46 минут). В 2019 году среднее время прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, составило 1 час 19 минут при импорте и 45 минут при экспорте [8].
Электронное декларирование, предварительное информирование, предварительное декларирование товаров, автоматический выпуск и другие безбумажные технологии стали активно применяться таможенными органами при совершении транзитных перевозок товаров. Так, в 2018 году было оформлено около 940 тыс. электронных транзитных деклараций (ЭТД), что составляет 98,8% от общего количества оформленных транзитных деклараций (в 2017 году - более 614 тыс. ЭТД или 60,8% от общего количества оформленных транзитных деклараций). В 2019 году было продолжено внедрение технологии декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме и оформлено более 940 тыс. ЭТД, что составляет 99,12% от общего количества оформленных транзитных деклараций.
С 2019 года начато практическое применение технологии автоматической регистрации ЭТД в таможенных органах РФ. Всего в 2019 году автоматически было зарегистрировано более 43 тыс. ЭТД или 4,7% от общего количества поданных ЭТД. Автоматизированы все таможенные операции по выпуску ЭТД (за исключением операций, связанных с определением срока транзита и места доставки, а также наложением средств таможенной идентификации). Подготовлены предложения по автоматическому определению места доставки и срока транзита без участия должностных лиц таможенных органов. В 2019 году технология автоматизированного выпуска была применена в отношении 5,3 тыс. ЭТД (более 0,6% от общего количества ЭТД) [8].
При применении процедуры таможенного транзита законодательством предусмотрена возможность предварительного информирования, це-
лью которого является получение таможенными органами сведений о товарах и транспортных средствах международной перевозки, планируемых к ввозу на таможенную территорию Союза и предварительного декларирования товаров (за 30 дней) до прибытия на таможенную территорию в пункты пропуска.
Электронное декларирование товаров при таможенном транзите активно применяется всеми таможенными органами. В 2018 году таможенными органами было оформлено свыше 52 тыс. предварительных транзитных деклараций, что более чем в 6,5 раз превышает количество оформленных предварительных транзитных деклараций в 2017 году (7,7 тыс. предварительных транзитных деклараций). В 2019 году было оформлено свыше 68 тыс. предварительных транзитных деклараций, что на 30,8% превышает количество оформленных предварительных транзитных деклараций в 2018 году [8].
С апреля 2019 года начата реализация пилотного проекта по обмену электронными документами при транзите товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в котором принимают участие таможенные службы и национальные железнодорожные перевозчики России и Белоруссии. Проводилась работа по внедрению технологии контроля перемещения транзитных товаров с использованием навигационных пломб. В рамках ее проведения при непосредственном участии ФТС России изданы нормативные акты: предусматривающие возможность осуществления транзитных международных автомобильных и железнодорожных перевозок товаров отдельных категорий через территорию РФ в третьи страны с применением навигационных пломб; утверждающие перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных и железнодорожных перевозок через территорию РФ в третьи страны; утверждающие требования к средствам идентификации (навигационным пломбам) и правила их применения, а также правила выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки.
Таким образом, следует отметить, что за последние годы таможенные органы значительно продвинулись в разработке и внедрении современных информационных технологий при совершении таможенных операций.
Развитие интеграционных процессов и активизация внешнеэкономических связей России обуславливает необходимость дальнейшего целенаправленного совершенствования деятельности Таможенной службы России. ФТС России должна быть продолжена работа, направленная на повы-
шение эффективности таможенного администрирования, модернизацию информационно-программных средств, обеспечивающих безотказное функционирование Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Необходимо упрощение таможенных операций на основе внедрения современных информационных технологий, а также совершенствование всей таможенной и транспортной инфраструктуры и логистических процессов.
Основным сдерживающим фактором внедрения современных таможенных технологий на государственной границе РФ является необустроенность пунктов пропуска. На сегодняшний день только около 15 процентов пунктов пропуска соответствуют установленным нормативными документами требованиям, две трети пунктов пропуска нуждаются в существенной реконструкции и модернизации. Без улучшения оснащенности таможенных органов современной техникой невозможно решить задачу по ускорению таможенных операций и сокращению времени досмотра единицы автотранспорта до нескольких минут.
В связи с этим Стратегией развития таможенной службы России предусмотрено совершенствование технического оснащения, финансирование разработки новых средств таможенного контроля и программных продуктов. Особое внимание уделяется оборудованию международных автомобильных пунктов пропуска специальными установками, способными сканировать содержимое транспортных средств и выводить информацию о грузе на монитор оператора, где техника определяет не только количественные, но и качественные характеристики товара [9].
При проведении реконструкции, модернизации и строительстве пунктов пропуска должна использоваться модель «интеллектуального» пункта пропуска. В основе этой модели лежит принцип максимальной автоматизации процессов совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта и обеспечения возможности однократного представления документов в таможенный орган посредством технологии «единого окна». Основным элементом функционирования модели «интеллектуального» пункта пропуска должна быть единая информационная система, способная обеспечить:
- возможность работы в качестве точки приема расширенной предварительной информации для всех государственных контрольных органов в пункте пропуска;
- интеграцию с программным обеспечением инспекционно-досмотровых комплексов, ве-согабаритных комплексов, стационарной таможенной системой обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь», системой считывания и распознавания регистрационных номеров и информационной системой таможенных органов;
- контроль за перемещением транспортных средств (система визуализации с функцией считывания и распознавания регистрационных номеров транспортных средств и контейнеров, диспетчеризация их перемещения);
- реализацию системы электронной очереди;
- электронный документооборот [9].
Важным шагом на пути упрощения таможенных операций является дальнейшее внедрение новых технологий электронного декларирования товаров и транспортных средств, предварительное информирование о ввозимых товарах, сокращение перечня документов, представляемых таможенным органам, возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, реализация которых позволит поднять информационные технологии на качественно новый уровень.
Благодаря внедрению электронных форм предварительного информирования и декларирования товаров обеспечивается поэтапное сокращение сроков совершения таможенных операций и выпуска товаров и транспортных средств в различных пунктах пропуска:
- в автомобильных пунктах пропуска товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарному контролю, время совершения таможенных операций не превышает 38 минут, для товаров, не идентифицированных в качестве рисковых поставок - 20 минут;
- в морских портах срок нахождения товаров, за исключением хранения товаров по инициативе участников ВЭД, не превышает 2 суток;
- в железнодорожных пунктах пропуска время совершения таможенных операций в отношении товаров, не идентифицированных в качестве рисковых поставок, не превышает 2 часов [8].
В перспективе доля всех таможенных операций, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий в отношении ввозимых и вывозимых товаров, не идентифицированных как рисковые поставки в 2024 году должна составить 50%, а в 2030 году - 100% [9].
Одним из направлений повышения эффективности таможенного администрирования является совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска на границе за счет оптимизации функций различных контролирующих органов и исключения их дублирования.
Как известно, государственный контроль за перемещением отдельных категорий товаров и транспортных средств через границу РФ наряду с таможенными органами осуществляют Россель-хознадзор и Роспотребнадзор.
Следует отметить, что ведомственная разобщенность контролирующих органов, дублирующие друг друга проверки в пунктах пропуска таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль за перемещением товаров, транспортных средств и лиц, влекут за собой лиш-
ние затраты государства и участников ВЭД. Разобщенность ведомств позволяет недобросовестным участникам ВЭД представлять в разные контролирующие органы и на разных этапах таможенного контроля неодинаковую информацию о товарах и сделках с ними [10].
В целях оптимизации функций государственных контролирующих органов на границе в ряде пунктов пропуска через государственную границу РФ (МАПП Вяртсиля, Шумилкино, Яраг-Казмаляр) проводится эксперимент до 1 января 2022 года по осуществлению санитарного, фитоса-нитарного и ветеринарного контроля должностными лицами таможенных органов. Для осуществления государственного контроля и перехода на безбумажный документооборот были внесены изменения в перечень сведений, представляемых в электронном виде на взаимной основе ФТС РФ, Рос-сельхознадзором и Роспотребнадзором [8].
Предварительные итоги проводимого эксперимента свидетельствуют о первых положительных результатах его проведения:
1) сократились временные издержки перевозчиков, связанные с ожиданием в очередях в рамках осуществления каждого вида государственного контроля;
2) реализован механизм «единого окна» для проведения соответствующего вида государственного контроля и проставления необходимых штампов, исключая необходимость передачи документов контролирующим органам Россельхознадзора и Роспотребнадзора;
3) повысилась квалификация должностных лиц таможенных органов в части нормативного правового регулирования в области карантина растений и ветеринарии, определены полномочия таможенных органов при осуществлении санитарно-карантинного контроля.
Однако переход на безбумажные технологии осложняется тем, что не все государственные контролирующие органы готовы к современным способам взаимодействия и часть документов представляется по-прежнему, на бумажных носителях. В связи с этим необходимо совершенствование механизма межведомственного взаимодействия таможенных органов и других государственных контролирующих органов для получения от них в электронной форме разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через границу. Следует сформировать базу данных разрешительных документов для ускорения получения необходимой для таможенных целей информации, что значительно упростит таможенные операции и повысит эффективность таможенного контроля.
В целях перехода на безбумажный документооборот при морских перевозках необходимо продолжить информационное взаимодействие между участниками ВЭД и ФТС России с использованием КПС «Портал Морской порт», оптимизи-
ровать механизм совершения таможенных операций путем перехода на полностью безбумажный документооборот при условии представления перевозчиком и заинтересованными лицами документов и сведений в электронном виде, в том числе реализовать возможность принятия предварительных решений по судну и товарам на основании представленной предварительной информации до прибытия судна. С применением указанной технологии с октября 2019 года по настоящее время уже оформлено исключительно в электронном виде без представления документов на бумажном носителе более 89% уведомлений о прибытии и около 82% уведомлений об убытии.
В целях совершенствования таможенного администрирования, сокращения времени проведения таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля необходимо дальнейшее развитие и внедрение в практику работы таможенных органов системы управления рисками (СУР).
Применение системы управления рисками является основным принципом проведения таможенного контроля. Этот метод позволяет сосредоточить внимание таможенных органов на тех участках, где существует наибольший риск нарушений законодательства и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля, не уменьшая при этом эффективности таможенного контроля.
Применение системы управления рисками в таможенных органах должно обеспечить:
- повышение эффективности таможенного контроля путем выбора объектов, форм и объемов таможенного контроля на основе оценки рисков;
- создание благоприятных условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу товаров, по которым не выявлена необходимость применения форм таможенного контроля;
- оптимальное использование ресурсов таможенных органов, выделенных для осуществления таможенного контроля.
Необходимо осуществлять повышение уровня автоматизации системы управления рисками, снижение количества неавтоматических профилей рисков, применение комплексного сравнительного анализа различных информационных ресурсов со сведениями о перемещении товаров и о результатах совершения таможенных операций [11].
Таким образом, в целях повышения качества таможенного администрирования необходимо:
1) оснащение таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля, проведение оперативно-розыскной деятельности (идентификационные и дактилоскопические средства, техника для лабораторных исследо-
ваний, радиоизмерительное оборудование, автоматизированные инспекционно-досмотровые комплексы, весогабаритные комплексы и т. д.);
2) применение перспективных информационных технологий (автоматизированный анализ снимков инспекционно-досмотровых комплексов с использованием элементов «искусственного интеллекта» и базы данных эталонных снимков ин-спекционно-досмотровых комплексов, возможность удаленного контроля за действиями должностных лиц при проведении таможенных досмотров и т.д.);
3) развитие технологий электронного предварительного информирования и электронного декларирования товаров;
4) развитие технологий автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров;
5) совершенствование организации работы различных государственных контролирующих органов, расширение обмена информацией между таможенными органами и другими государственными контролирующими органами, сверка информации из различных источников в целях проверки ее достоверности и повышения эффективности таможенного контроля;
6) расширение действующих и создание новых баз данных;
7) максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта и обеспечения возможности однократного представления документов в таможенный орган посредством технологии «единого окна»;
8) установление обязательности применения электронного документооборота не только всеми государственными контролирующими органами, но и участниками ВЭД;
9) развитие и совершенствование системы управления рисками.
Приоритетом в организации деятельности ФТС РФ должно стать создание и совершенствование информационно-программных средств и технологий, обеспечивающих автоматизацию таможенных операций и таможенного контроля. Использование современных информационных технологий позволит эффективно решать поставленные перед таможенными органами задачи, связанные с осуществлением таможенного администрирования, усилить контроль над участниками ВЭД, значительно ускорить процесс совершения таможенных операций и таможенного контроля, что, в свою очередь, создает максимально благоприятные условия для перемещения товаров через таможенную границу и увеличения внешнеторгового оборота страны.
Литература
1. Порошин Ю.Б, Кожарин А.А. Таможенный процесс и его организация // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 11А. С. 134-142.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному 11 апреля 2017г. в Москве. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Матвеева О.П. Таможенное декларирование товара как элемент системы таможенного регулирования // Дискурс. 2017. № 1(3). С. 285-290.
4. Павлова Я. В. Информационные технологии в таможенном деле // Бюллетень инновационных технологий- БИТ. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 56-59.
5. Матвеева Е. С. Исследование системы автоматической регистрации деклараций на товары // Молодой ученый. 2017. №3. С. 447-450.
6. Баркова Н. Н. Автоматическая регистрация таможенной декларации // Молодой ученый. 2017. №13.1. С. 7-9.
7. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.
8. Федеральная таможенная служба Российской Федерации в 2017-2019 гг. // Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 15.03.2021).
9. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 23 мая 2020 года №1388-р. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.03.2021).
10. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры // Экономическая политика. 2020. Т. 15. № 1. С.108-135.
11. Алехина О.В., Игнатьева Г.В. и др. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С.10-15.
References
1. Poroshin Yu.B, Kozharin A.A. Tamozhennyi protsess i ego organizatsiya // Ekonomika: vchera, segod-nya, zavtra. 2016. T. 6. № 11A. S. 134-142.
2. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: prilozhenie 1 k Dogovoru o Tamozhen-nom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza, podpisannomu 11 aprelya 2017g. v Moskve. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
3. Matveeva O.P. Tamozhennoe deklarirovanie tovara kak element sistemy tamozhennogo regulirovaniya // Diskurs. 2017. № 1(3). S. 285-290.
4. Pavlova Ya.V. Informatsionnye tekhnologii v tamozhennom dele // Byulleten' innovatsionnykh tekhnologii- BIT. 2019. T. 3. № 2 (10). S. 56-59.
5. Matveeva E. S. Issledovanie sistemy avtomaticheskoi registratsii deklaratsii na tovary // Molodoi uchenyi. 2017. №3. S. 447-450.
6. Barkova N. N. Avtomaticheskaya registratsiya tamozhennoi deklaratsii // Molodoi uchenyi. 2017. №13.1. S. 7-9.
7. Ermilov I.S., Ignat'eva G.V. Peredovye informatsionnye tekhnologii v tamozhennom dele // Infor-matsionnaya bezopasnost' regionov. 2016. № 1 (22). S. 31-35.
8. Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossiiskoi Federatsii v 2017-2019 gg. // Spravochnye materialy k zasedaniyu kollegii FTS Rossii. URL: http://www.minfin.ru (data obrashcheniya: 15.03.2021).
9. Strategiya razvitiya tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 23 maya 2020 goda №1388-r. URL: http://www.customs.ru (data obrashcheniya: 15.03.2021).
10. Balandina G.V., Ponomarev Yu.Yu., Sinel'nikov-Murylev S.G. Tamozhennoe administrirovanie v Rossii: kakimi dolzhny byt' sovremennye protsedury // Ekonomicheskaya politika. 2020. T. 15. № 1. S. 108-135.
11. Alekhina O.V., Ignat'eva G.V. i dr. Tsifrovye tekhnologii v tamozhennom dele // Vestnik Sara-tovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2018. № 3 (72). S.10-15.
Поступила в редакцию 16 апреля 2021 г.
Received 16 April, 2021