Научная статья на тему 'Развитие таможенно-логистических терминалов Дальнего Востока России как условие активизации внешнеторговой деятельности региона'

Развитие таможенно-логистических терминалов Дальнего Востока России как условие активизации внешнеторговой деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грузооборот / таможенно-логистический терминал / склад временного хранения / таможенный контроль / транспортировка / пропускная способность / участники внешнеэкономической деятельности. / cargo handling / customs and logistic terminal / warehouse of temporary storage / customs control / transportation / carrying capacity / participants of foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Шарощенко

В статье представлены результаты анализа состояния и эффективности деятельности таможенно-логистических терминалов Дальневосточного федерального округа за 2013–2016 гг. Выявлен ряд проблем, затрудняющих качественное осуществление функций таможенными органами и снижающих транспортно-логистический и транзитный потенциал Дальнего Востока. Сформулированы предложения по совершенствованию таможенно-логистической инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И В. Шарощенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing customs and logistic terminals in the Russian Far East as a condition to intensify the foreign trade activity in the region

This article brings the analysis results of the state and effectiveness of customs and logistic terminals DVFO for the period of 2013–2016. The author reveals a number of problems affecting qualitative fulfillment of functions by the Customs authorities and reducing transport-logistic and transit potential of the Far East. Propositions to improve customs-logistic infrastructure are formulated.

Текст научной работы на тему «Развитие таможенно-логистических терминалов Дальнего Востока России как условие активизации внешнеторговой деятельности региона»

9. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

10. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.

11. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

И. В. Шарощенко

развитие таможенно-логистических терминалов дальнего востока россии как условие активизации внешнеторговой деятельности региона

В статье представлены результаты анализа состояния и эффективности деятельности таможенно-ло-гистических терминалов Дальневосточного федерального округа за 2013-2016 гг. Выявлен ряд проблем, затрудняющих качественное осуществление функций таможенными органами и снижающих транспортно-логистический и транзитный потенциал Дальнего Востока. Сформулированы предложения по совершенствованию таможенно-логистической инфраструктуры региона.

Ключевые слова: грузооборот; таможенно-логистический терминал; склад временного хранения; таможенный контроль; транспортировка; пропускная способность; участники внешнеэкономической деятельности.

I. V. Sharoshchenko

developing customs and logistic terminals in the Russian far east as a condition to intensify the foreign trade activity in the region

This article brings the analysis results of the state and effectiveness of customs and logistic terminals DVFO for the period of 2013-2016. The author reveals a number of problems affecting qualitative fulfillment of functions by the Customs authorities and reducing transport-logistic and transit potential of the Far East. Propositions to improve customs-logistic infrastructure are formulated.

Keywords: cargo handling; customs and logistic terminal; warehouse of temporary storage; customs control; transportation; carrying capacity; participants of foreign economic activity.

Актуальность темы данной статьи обусловлена повышением роли таможенных органов в глобальных логистических цепях системы внешней торговли, в рамках которой предоставляется широкий спектр государственных услуг участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также необходимостью соблюдения современных требований, предъявляемых к таможенно-логистической инфраструктуре, в том числе требований по сокращению временных и финансовых затрат участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры способствует

снижению рисков нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации (РФ) о таможенном деле, уменьшению количества криминальных проявлений в пунктах пропусках через таможенную границу, поскольку более широкое распространение точек таможенного досмотра позволяет заметно усилить контроль над импортом и экспортом товаров и транспортных средств.

Представленные в настоящей статье результаты основываются на статистическом и экономическом анализе официальных данных Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) за 2013-2016 гг.

Таможенно-логистический терминал (ТЛТ) - это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой в глубь страны, а также иные сопутствующие услуги, оказываемые в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу [1].

При рассмотрении роли ТЛТ различают две составляющие: коммерческую и таможенную.

Коммерческая составляющая представлена оказанием услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров. Для этих целей на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т. д.).

Таможенная составляющая представлена выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров. В связи с этим ключевыми объектами являются склады временного хранения (СВХ), на базе которых должен располагаться таможенный орган (таможенный пост) [1].

Основной целью формирования ТЛТ в регионе является повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников ВЭД за счет повышения качества предоставления услуг.

На территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) по состоянию на 01.01.2017 расположено 44 функционирующих пункта пропуска через Государственную границу РФ, в непосредственной близости от которых находятся семь ТЛТ и других объектов инфраструктуры (табл. 1) [2].

Таблица 1

Перечень ТЛТ, расположенных вблизи государственной границы и функционирующих в зоне деятельности ДВТУ, по состоянию на 01.01.2017

Таможня, в регионе деятельности которой расположен ТЛТ ТЛТ Владелец СВХ Таможенный пост (его структурное подразделение), расположенный на площадях, предоставленных владельцем СВХ

Биробиджанская таможня Нижнеленинский ООО «Речной пункт пропуска «Нижнеленинское» ОТОиТК № 2 и ОСТП Амурзетского таможенного поста

Благовещенская таможня Благовещенский ЗАО «Торговый порт Благовещенск» ОТД Благовещенского таможенного поста

Окончание таблицы 1

Таможня, в регионе деятельности которой расположен ТЛТ ТЛТ Владелец СВХ Таможенный пост (его структурное подразделение), расположенный на площадях, предоставленных владельцем СВХ

Уссурийская таможня Пограничный ООО «Восточные рубежи» ОСТП № 2 таможенного поста МАПП Пограничный

Марковский ООО «КУСТОМ-ДВ» ОТД Лесозаводского таможенного поста

Турирогский ООО «Траспортно-логисти-ческий терминал «Турга» -

Полтавский ООО «Полтавский терминал» ОСТП № 2 таможенного поста ДАПП Полтавка

Краскинский ООО «Хасанская транспортная компания» ОТОиТК Хасанского таможенного поста

Источник: [3].

Из семи функционирующих ТЛТ полностью соответствуют требованиям действующего законодательства только три (Пограничный, Полтавский, Благовещенский), остальные не удовлетворяют указанным требованиям по причине отсутствия следующих инфраструктурных элементов: комплексной системы безопасности; системы бесперебойного гарантированного электроснабжения; площадок и боксов для работы и хранения мобильных инспекционно-досмотро-вых комплексов (ИДК); стационарных ИДК; автомобильных и железнодорожных весов; специальных помещений (серверных, для приема пищи и отдыха, санитарных узлов и т. д.); специальных площадок для проведения противоэпидемических, противоэпизоотических и карантинных фитосанитарных мероприятий; необходимого оборудования мест стоянок и осмотра транспортных средств [2]. Из всех ТЛТ ДФО площадками для работы мобильных ИДК оборудовано пять терминалов: Нижнеленинский, Благовещенский, Пограничный, Полтавский, Краскинский, а возможность подключения мобильных ИДК к внешнему источнику электропитания имеется только в Благовещенском ТЛТ (СПП Благовещенск) [2].

В табл. 2 представлен суммарный грузооборот ТЛТ, функционирующих в зоне деятельности ДВТУ, за 2013-2016 гг. В период с 2013 по 2015 г. прослеживается тенденция к снижению грузооборота (темп снижения составляет 13,07%), и только в 2016 г. наблюдается рост на 3,34 пункта. Наибольший прирост грузооборота происходит на ТЛТ Краскинский (прирост на 67,41%), ТЛТ Благовещенский (прирост на 9,79%). Наибольшее снижение грузооборота наблюдается на ТЛТ Ту-рирогский и ТЛТ Марковский. Наибольшие же объемы хранения приходятся на ТЛТ Пограничный. Анализ показал, что грузопоток неравномерно распределяется по ТЛТ ДФО, в 2016 г. наблюдалось небольшое увеличение внешнеторгового оборота, что свидетельствует об активизации внешнеторговой деятельности в регионе.

Главным критерием оценки деятельности ТЛТ является его пропускная способность. Так, среди всех терминалов, функционирующих вблизи российско-китайской границы, только Пограничный и Полтавский терминалы относятся ко второй категории. Все остальные объекты попадают в третью категорию с пропускной способностью от 4 до 30 транспортных средств.

Таблица 2

Динамика грузопотока, помещенного на ТЛТ ДФО, за 2013-2016 гг., т

ТЛТ 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Доля в 2016 г., % Темп роста 2016 г. к 2013 г., %

Нижнеленинский 7 283 8 403 4 219 6 996 2,72 96,05

Благовещенский 47 116 49 780 52 616 51 730 20,08 109,79

Пограничный 138 414 132 017 113 816 120404 46,74 86,98

Марковский 491 388 297 363 0,14 73,93

Турирогский 2 766 1 977 1 930 1 842 0,72 66,59

Полтавский 89 117 80 643 75 421 73 280 28,45 82,22

Краскинский 1 774 1 469 905 2 970 1,15 167,41

Итого грузопоток 286 961 274 677 249 204 257585 100,00 89,8

Источник: [2].

Сравнительный анализ проектной и фактической пропускной способности ТЛТ ДФО показал неравномерность их загрузки (табл. 3).

Таблица 3

Пропускная способность ТЛТ ДФО, расположенных на российско-китайской границе, за 2011-2017 гг., грузовых средств/сутки

ТЛТ План Факт

2011 г. 2014 г. 2017 г.

Нижнеленинский 20 11 100 5

Благовещенский 5 1 10 18

Пограничный 65 62 130 108

Марковский 21 5 15 13

Турирогский 4 7 10 17

Полтавский 80 59 59 52

Краскинский 30 46 33 30

Источники: [2; 3].

Наибольшее превышение фактической пропускной способности над плановой ее величиной наблюдается в международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) Пограничный. Очереди из транспортных средств международных перевозок образуются в периоды пиковых нагрузок и составляют от 40 до 75 единиц в день. Для нормализации обстановки в 2014 г. был продлен режим работы, однако увеличение грузооборота через данный пункт пропуска привело к образованию новых очередей (особенно в предпраздничные дни). Так в I квартале 2017 г. в среднем за сутки на ТЛТ Пограничный оформлялось порядка 108 автотранспортных средств, что превышало паспортную пропускную способность на 66,15%. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о крайне низкой способности осуществлять таможенные операции за минимально короткие сроки на ТЛТ Пограничный, Благовещенский и Турирогский.

Значения показателей фондоотдачи ТЛТ ДФО за анализируемый период также низкие и неравномерные по разным объектам. Наибольшее значение (4,30)

наблюдается на ТЛТ Благовещенский, занимающий площадь 2 316,92 кв. м, а наименьшее - 0,19 - в ТЛТ Нижнеленинский с площадью склада 528,57 кв. м. Низкое значение показателя фондоотдачи ТЛТ Нижнеленинский объясняется тем, что при высокой балансовой стоимости объекта - 36 099,78 тыс. руб. - грузопоток терминала остается крайне низким - 6 996 т. Наибольшие темпы роста показателя фондоотдачи за анализируемый период зафиксированы на ТЛТ Краскинский, что объясняется достаточно высокими темпами роста грузопотока через данный ТЛТ [2].

Анализ уровня сервисных услуг ТЛТ в зоне деятельности ДВТУ показал, что все ТЛТ представлены СВХ, на которых размещаются структурные подразделения таможенных органов. Фактически ТЛТ являют собой комплексы, состоящие из СВх, а также дополнительных сооружений.

В табл. 4 приведена сравнительная характеристика ТЛТ и СВХ [1; 4].

Таблица 4

Сравнительная характеристика ТЛТ и СВХ

Показатель ТЛТ СВХ

Цель создания Получение дохода, сокращение затрат участников ВЭД, перенос таможенного оформления в приграничную зону Хранение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем

Учредитель Юридическое лицо Таможенный орган либо юридическое лицо

Месторасположение Непосредственно примыкают или находятся вблизи к пунктам пропуска Любое место, одобренное таможенными органами

Складские услуги Хранение грузов на логистических складах и СВХ Склады открытого и закрытого типа

Услуги транспортировки Транспортировка в глубь страны; проведение погрузо-разгрузочных работ Погрузо-разгрузочные услуги при помещении грузов на склад, выдаче, таможенном досмотре или взвешивании

Услуги экспедитора Полный комплекс транспортно-экспедиторских услуг -

Услуги сервиса - Предоставление территории для автотранспорта, в том числе большегрузного; - маркировка, упаковка товаров; - информационное обеспечение клиента о товародвижении; - пункты бытового обслуживания; - предоставление консалтинговых услуг в области маркетинга, логистики - Предоставление стояночного места для автотранспортного средства; - паллетирование/ распаллетиро-вание грузов

Источники: [1; 4].

Главной особенностью ТЛТ является оказание дополнительного комплекса сервисных услуг, помимо хранения грузов: предоставление территории для стоянки автотранспорта, в том числе большегрузного; маркировка, упаковка, сортировка, распределение товаров в соответствии с инструкциями клиента; информационное обеспечение клиента о товародвижении; пункты бытового назначения; консалтинговые услуги в области логистики и маркетинга. Большим преимуществом ТЛТ также является оказание экспедиторских услуг на территории терминала: страхование, выбор оптимального маршрута перевозки, контроль

за осуществлением перевозок, помощь в обработке грузов и документов, таможенном оформлении и многом другом. ТЛТ в зоне деятельности ДВТУ не оказывают такого перечня услуг.

Для анализа уровня интенсивности деятельности и эффективности использования складских площадей выбран СВХ ООО «Восточные рубежи» как самая крупная складская площадка, функционирующая в составе ТЛТ Пограничный, имеющего наибольшую пропускную способность.

Все обязательные требования к оборудованию СВх ООО «Восточные рубежи» соблюдены [4; 5]. В табл. 5 и 6 представлены показатели, характеризующие деятельность СВХ ООО «Восточные рубежи» в 2013-2016 гг. [6].

Таблица 5

Показатели интенсивности работы СВХ ООО «Восточные рубежи» за 2013-2016 гг.

Наименование показателя План Факт

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1. Грузооборот склада общий, т 149 083 138 414 132017 113816 120 404

2. Грузонопряженность 1 кв. м общей площади склада (м) 4,3 4,0 3,8 3,3 3,5

3. Коэффициент неравномерности загрузки склада (Кнер.) 1,1 1,10 1,05 0,90 0,95

Таблица 6

Показатели деятельности СВХ ООО «Восточные рубежи» за 2016 г.

Наименование показателя План Факт Выполнение, %

1. Показатели, характеризующие интенсивность склада

Грузооборот склада общий, т 149083 120 404 81

Удельный грузооборот склада, т/кв. м 4,3 3,5 81

Коэффициент неравномерности загрузки склада 1,1 0,95 84

Сроки хранения, дней 60-120 80 100

2. Показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей

Общая (полная) площадь склада, кв. м 34 880 34 880 100

Полезная площадь склада, кв. м 8 919,5 8 919,5 100

Коэффициент использования вместимости склада 100 11,3 11

Коэффициент использования складской площади 0,25 0,26 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грузонапряженность склада 16,7 13,5 81

3. Показатели, характеризующие степень механизации складских работ

Производительность труда работников, занятых на складских работах, т 1 675,1 1 352,9 81

Степень охвата рабочих механизированным трудом 55 55 100

Как видно, за анализируемый период наблюдается снижение грузооборота склада на 13,01%, грузонапряженность 1 кв. м общей площади склада также снижается (темп снижения - 12,5%), показатели удельного грузооборота склада, коэффициент неравномерности загрузки, производительность труда работников, занятых на складских работах, невысокие и ниже плановых значений. Значения коэффициента неравномерности загрузки склада за год свидетельствуют о незначительной неравномерности загрузки склада. Но в среднем ежемесячная

загруженность склада колеблется от 13 до 25%. Это свидетельствует о том, что площадь склада не используется с максимальной нагрузкой в течение года, в результате чего наблюдаются простои технических средств. Грузонапряженность склада позволяет сравнить использование складских помещений и их пропускную способность, в данном случае за год этот показатель равен 81% [7]. Фактическое значение показателя подтверждает достаточно высокий уровень загрузки складских помещений, но прослеживается тенденция к ухудшению показателя в связи со снижением грузооборота.

Изучение динамики перемещенных грузовых транспортных средств через МАПП Пограничный за 2014-2016 гг. показало, что снижение среднего количества пропущенных автотранспортных средств в год составляет 22,79% (с 14 367,75 автомашин в 2014 г. до 11 093,5 автомашин в 2016 г.). Через СВХ ООО «Восточные рубежи» в указанный период проходило всего 10-16% грузовых транспортных средств МАПП Пограничный от общего их числа [6].

Низкое техническое состояние оборудования МАПП Пограничный и СВх ООО «Восточные рубежи», отсутствие обустроенных площадок для работы мобильных ИДК существенно влияют на скорость прохождения таможенного контроля в пункте пропуска и являются основными причинами образования очередей на направлениях «въезд в Россию» и «выезд из России», что приводит к росту затрат времени и финансовых расходов участников ВЭД.

Анализ планового и фактического времени совершения операций, связанных с осуществлением государственного контроля на МАПП Пограничный товаров, в отношении которых не выявлены риски, показывает, что в большинстве случаев фактическое время совершения таможенного контроля значительно превышает плановое (35 мин вместо 20 мин в 2015 г. и 30 мин вместо 20 мин в 2016 г.) [8].

Таким образом, выявлен ряд проблем, свидетельствующих о том, что состояние таможенной инфраструктуры ДФО не позволяет таможенным органам качественно осуществлять возложенные на них функции и приводит к увеличению времени для выполнения процедур осмотра, досмотра и пропуска грузов, что значительно снижает предпринимательскую активность и эффективность ведения бизнеса в сфере ВЭД [9].

Для нормализации ситуации ДВТУ и подчиненными таможенными органами реализуется комплекс мероприятий, направленных на увеличение среднесуточной пропускной способности пунктов пропуска, среди которых: ежедневный мониторинг ситуации на предмет наличия очередей в пунктах пропуска и размещение сводок на сайте ДВТУ и ФТС России; использование экспортных линий движения для оформления въезда из КНР; технология 100% предварительного информирования о товарах; увеличение времени работы и перераспределение должностных лиц по рабочим местам между экспортным и импортным направлениями в зависимости от напряженности [2].

В целях ускорения совершения грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами состояние ТЛТ ДФО следует привести в соответствие с требованиями законодательства ЕАЭС и принять следующие меры: дооборудовать площадки для проведения грузовых и иных операций с товарами весовым оборудованием, увеличить количество специализированной погрузо-разгрузоч-ной техники; установить досмотровую рентгеновскую технику в крытых помещениях; оснастить навесами (крышей) железобетонную платформу и открытую

площадку, обустроить их твердым покрытием в целях обеспечения проведения грузовых операций при любых погодных условиях.

Зарубежный опыт строительства и функционирования объектов логистической инфраструктуры свидетельствует о том, что в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. Одной из форм интеграции, позволяющей осуществлять крупномасштабные проекты, является программа государственно-частного партнерства (ГЧП). Большинство логистических центров Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании строились именно по такой схеме.

В современных условиях это не просто договор или контракт, а система взаимоотношений государства и бизнеса на основе частной инициативы, открывающей возможности привлечения капитала в развитие инфраструктуры. частные компании могут участвовать в ГЧП на разных уровнях: от осуществления различных коммерческих операций на территории логистического центра до управления всей терминальной деятельностью. Соглашение между участниками предполагает наличие контракта с частной компанией, предмет которого может составлять реконструкция, строительство объекта государственной собственности или его эксплуатация. Важным является то, что основные права собственности в отношении данного объекта не изменяются и государство даже после передачи объекта частной компании остается его собственником. Такая форма интеграции позволит использовать частные инвестиции для реализации основной цели создания ТЛТ - объединение на одной территории альянсов компаний, оказывающих логистические и сервисные услуги, с таможенными органами.

Дальневосточный федеральный округ занимает стратегически важное положение в России, и совершенствование таможенно-логистической инфраструктуры региона крайне необходимо для развития транзитных направлений. Наращивание транспортно-логистического, а следовательно, и транзитного потенциала Дальнего Востока обеспечит ускорение совершения грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами на его территории и позволит направить транспортные маршруты из провинции Хэйлунцзян в Россию, что значительно активизирует ВЭД региона.

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 01.10.2008 № 1221 «О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года "О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.09.2017).

2. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневосточного таможенного управления в 2012-2016 гг.

3. Перечень таможенно-логистических терминалов [Электронный ресурс]. URL: http://www. customsonline.ru/1719-asdasd.html (дата обращения: 05.09.2017).

4. Приказ ФТС России от 19.08.2014 № 1600 «Об утверждении требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения складов временного хранения и прилегающей к ним территории, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов или их структурных подразделений, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.08.2017).

5. Акт осмотра помещений и территорий от 24.06.2015 № 10716000/400/240714/А0063/01 по СВХ ООО «Восточные рубежи».

6. Восточные рубежи - общероссийский таможенный брокер [Электронный ресурс]. URL: http://vr-broker.ru/storage.html (дата обращения: 26.08.2017).

7. Зеркин Д. Г., Дмитриева О. А. Методика проведения анализа и оценки деятельности международных автомобильных пунктов пропуска и таможенно-логистических терминалов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 142 с.

8. Информационно-справочные материалы, статистические данные о деятельности Уссурийской таможни за 2012-2016 гг.

9. Павленко О. А. Оценка транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1. С. 55-63.

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

таможенное обеспечение противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях

В статье рассмотрены актуальные вопросы таможенного обеспечения противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях развития международных экономических отношений. Определены основные направления борьбы с легализацией (отмыванием) денег, полученных преступным путем; показана необходимость взаимодействия с компетентными органами, для которого в настоящее время отсутствует правовая основа.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; таможенные органы; таможенный контроль; таможенное обеспечение; валютное регулирование; валютный контроль; международные экономические отношения; внешнеэкономическая деятельность; взаимодействие с компетентными органами.

V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev

customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern times

Current issues of customs provision of combating illegal trans-border movement of finances in modern foreign economic relations development are considered in the article. The main trends of combating illegally got money (money laundering) are determined; the need for co-operation with authoritative bodies for which there is no legal basis at present is shown in the article.

Keywords: the Federal Customs Service; customs authorities; customs control; customs provision; currency regulation; currency control; foreign economic relations; foreign economic activity; co-operation with authoritative bodies.

Современные международные экономические отношения реализуются через такие формы, как мировая торговля, кредитные отношения, валютные и платежно-расчетные отношения, вывоз капитала, международная миграция рабочей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.