УДК 681.3
ПОДГОТОВКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ ПРИ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСМОТРУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Афонин П.Н., Кривощекова М.В.
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
TRAINING OF CUSTOMS OFFICIALS AS AN ELEMENT OF THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS SERVICES IN THE CATEGORIZATION OF GOODS TO BE INSPECTED USING NON-
INTRUSIVE INSPECTION SYSTEMS
Afonin P.N., Krivoshchekova M.V.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
Формирование системы подготовки должностных лиц таможенных органов является ключевым элементом задачи повышения эффективности деятельности таможенных органов России. Происходящие на современном этапе трансформации структуры таможенных органов, связанные с выделением отдельных таможен для цифрового документального контроля и таможен для цифрового фактического таможенного контроля, процессы перераспределения функций и задач должностных лиц таможенных органов внутри отдельных таможенных органов, при одновременной смене парадигмы фактического таможенного контроля на применение автоматических систем анализа изображений, получаемых с помощью инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК), ставит задачу поиска оптимального решения, обеспечивающего возможность перекрытия потенциальных рисков как невыполнения функциональных задач локальными должностными лицами, так и снижения уровня эффективности и производительности процессов таможенного контроля в целом.
Ключевые слова: Таможенный контроль, таможенные услуги, категорирование товаров, инспекционно-досмотровые комплексы, система управления рисками.
Abstract
The formation of a training system for customs officials is a key element in the task of improving the efficiency of the customs authorities of Russia. The structures of customs authorities taking place at the present stage of transformation related to the separation of individual customs for digital document control and customs for digital actual customs control, the processes of redistributing the functions and tasks of customs officials within individual customs authorities, while changing the paradigm of actual customs control to the use of automatic image analysis systems obtained using non-intrusive inspection, defined the task of finding the optimal solution, providing the possibility of overlap as the potential risks of default functional tasks by local officials, as well as reducing the level of effectiveness and efficiency of customs control processes generally.
Keywords: Customs control, customs services, categorization of goods, non-intrusive inspection systems, risk management system.
Степень качества осуществления задач, связанных с таможенным контролем напрямую связана с уровнем подготовленности должностных лиц таможенных органов, в частности, операторов инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) [3,
5]. Однако, успешное внедрение в практику управления рисками в таможенном деле субъектно-ориентированной модели, позволяющей с достаточной степенью достоверности распределять участников ВЭД на категории высокого, среднего и низкого
Бюллетень инновационных технологий
Возможность получения визуальных (в том числе рентгеноскопических изображений), данных экспертизы, экспертных оценок
Категорирование товаров
Отсутствие «каталогов», справочников по участникам-ВЭД, с детерминированными существенными для целей таможенного контроля характеристиками -Г
Возможность получения визуальных (в том числе рентгеноскопических изображений)
Отсутствие возможности применения семантических индикаторов
Категорирование участников ВЭД
Категорирование транспортных средств
Категорирование ситуации
Рис. 1. Концептуальная модель комплексного категорирования ситуации
уровня риска [4], предопределило необходимость подготовки должностных лиц, которые бы обеспечили распространение данного подхода на товары и товарные партии.
Категорирование товаров не отвергает принятый подход к распределению объектов на товары группы риска и товары группы прикрытия, поскольку такое понимание относится именно к проявлению «гибридной технологии», позволяя устанавливать связи между иногда совершенно разными товарами, либо определяя товар прикрытием для сравнительно произвольного множества объектов.
В понимании авторов, категорирование товаров должно быть ориентировано на максимальный учет всех его возможных характеристик, существенных для его идентификации. Ключевой проблемой является факт того, что ряд характеристик может быть установлен лишь в рамках проведения специализированной экспертизы, осуществление которой основано продукции экспертом некоторого вывода не только на основе результатов инструментальной экспертизы, но и на основе структуры метазнаний, сформированной при получении профильного образования, опыта и т.д. Данное положение определяет при формировании модели категорирования товаров построения специфических информационных структур, состав которых был бы шире сведений, указываемых в документах, используемых в таможенных целях. При этом очевидно, что набор сведений будет зависеть от объекта контроля и по сути должен вклю-
чать различную информацию, включая экспертную и, что важно для современных трендов таможенного контроля - визуальную (фотографическую) и рентгеноскопическую информацию.
Следует полагать, что ряд полей информационной структуры должен быть расчетного типа, позволяя в автоматическом режиме предоставлять лицу, принимающему решение, набор статистических сведений в отношении интересующего товара, причем не просто связанных с количественными объемами перемещения товаров через границу, но также, например, со сведениями типа количества (частоты) получаемых на данный товар предварительных классификационных решений.
Представляется целесообразным подход к формированию комплексной системы категорирования ситуации, в рамках которой возможно категорировать участников ВЭД, товар, транспортные средства (рис. 2.1).
С практической точки зрения может возникнуть проблема оценки уровня значимости результатов категорирования каждого из объектов - товаров, участников ВЭД, транспортных средств.
Полагая, что субъектно-ориентирован-ная модель СУР для участников ВЭД на настоящее время вполне сформировалась [2], обратим внимание на формирование модели категорирования товаров в рамках СУР. Определенные подходы к разделению товаров являются вполне традиционными. Главным классификационным способом
разделения является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. К другим способам классификации относят разделение товаров на скоропортящиеся, культурные ценности, объекты CITES, оружие, наркотические средства и прекурсоры, живые животные и т.д. С позиций нахождения на таможенной территории товары могут иметь статус временно ввезенных, следующих транзитом, выпущенных в свободное обращение, следующих в качестве международных почтовых отправлений и т.д. Однако, данные виды классификаций являются лишь детерминированным правилом отнесения объекта к некоторой категории с целью дальнейшего установления для него правил осуществления таможенных операций, включая получение дополнительных документов и пр. При этом сами приведенные классификации не устанавливают ника-
ких ограничительных критериев по отношению к объектам классификации. Ограничительные критерии возникают в рамках необходимости осуществления тех или иных в отношении товаров - применения форм таможенного контроля, либо иных видов государственного контроля.
Именно потенциальная опасность нанесения ущерба объекту в процессе таможенного, либо иных видов государственного контроля, влияет на формирование некоторой системы запретительных критериев, работающих по принципу «не совершать». Например, живые животные не должны подвергаться воздействию рентгеновского излучения. Однако, данный подход не связан с возникновением нарушений таможенного законодательства, выявление которых является целью таможенной службы. Определенный сдвиг понимания дало введение понятий товаров группы
Товар
Набор заявляемых сведений:
- количество;
- единицы измерения количества;
- стоимость;
- страна происхождения;
- наличие признака ОИС; и т.д.
Выявленное правонарушение, преступление
Потенциально возможное правонарушение, преступление, исходя из специфики товара (например, установленных объемных или весовых характеристик товара)
Определение степени тяжести правонарушений, преступления, возможного ущерба, вероятности наступления события, экологической, политической, социальной значимости и пр.
Определение уровня риска
Категорирование товаров
Автоматическое Ручное
Проблемы:
- установление перечня дополнительных характеристик;
- направленности характеристик;
- значимости значений соотношений характеристик (возможность построения мультипликативных либо аддитивных моделей параметров товара);
- наличие фотографического изображения товара;
- наличие рентгеноскопического изображения товара (совокупности товаров);
- наличие дополнительных экспертных характеристик;
- наличие статистических сведений об особенностях предоставления таможенных услуг;
- потенциальная способность контроля характеристик с помощью ТСТК;
- возможность построения семантических индикаторов риска;
- возможность применения потоковых цифровых технологий таможенного контроля (КИЗ и т. д.);
- потенциальные виды экспертизы;
- наличие нетарифных ограничений для перемещения товара;
- уровень ставки таможенной пошлины;
- степень опасности товара;
- степень ценности товара, наличие особых условий для осуществления таможенного контроля;
- типичность требований по условиям перемещения товара;
- наличие возможности получения предварительного классификационного решения по товару;
Возможность автоматического выявления риска
Рис. 2. Концептуальная модель категорирования товаров
Таблица 1
Характеристика (критерий) Описание характеристики (критерий) Тип (расчетный, числовой, графический, семантический, иной) Коллинеарность характеристики (критерия) с риском (для числовых и расчетных) Диапазоны баллов в шкале уровня риска
риска и прикрытия, однако, степень (уровень, категория) риска в данном случае может предусматриваться лишь как последующая процедура.
Учитывая специфику совершаемых правонарушений в сфере таможенного дела - нанесение ущерба социуму и государству в финансовом, экономическом, экологическом и пр. эквивалентах, возникает достаточно сложная проблема установления взаимоотношения между товаром и возможным последствием его перемещения через таможенную границу. Главным неопределенным моментом в данном случае является отсутствие полной статистики в отношении совершаемых правонарушений, при условии существования большого количества латентных правонарушений и преступлений. При этом следует отметить значительное влияние человеческого фактора, поскольку установление (определение значения) при фактическом контроле отдельных характеристик товаров, либо возможность правильной идентификации товара, дифференциации одного товара от другого находится в плоскости мыслительной деятельности должностного лица таможенных органов и связано с возникновением ошибок, определяемых «человеческим фактором». Данная ситуация в теории таможенных рисков нашла отражение в понятиях «выявленный» и «потенциальный» риск, однако для практики данная классификация оказывается малополезной.
Представленная на рис. 2 информация носит обобщенный характер и представленные на нем проблемные аспекты в части установления перечня дополнительных характеристик товаров являются зависимыми от категории товара. Наибольшей проработки в данном аспекте требуют товары со сложно формализуемым информационным полем, такие как, например, культурные ценности, что требует взаимодействия с другими органами, такими как Министерство культуры и пр.
В рамках формирования системы категорирования товара представляется целесообразным построение информационной структуры в которую в обобщенном виде можно представить так как показано в табл. 1.
Для выполнения конкретных оценок по каждому товару, с учетом несовпадения размерностей информационных структур разных товаров, целесообразно принять вычисление средних значений положительных значений критериев и средних отрицательных значений критериев. С последующим выполнением расчета отношения среднего значения положительных критериев к среднему значению отрицательных критериев. Направленность характеристики, например, положительность следует рассматривать с позиций уменьшения риска при возрастании характеристики.
С другой стороны, как было показано в других авторских работах [1, 6] активное внедрение в практику таможенных органов неразрушающих технологий таможенного контроля, а именно сканирования товаров с помощью ИДК ставит задачу построения систем автоматического распознавания объектов на рентгеноскопических изображениях, полученных с помощью ИДК. Ключевым моментом в решении данной проблемы является вопрос подготовки должностных лиц таможенных органов, владеющих компетенцией обучения системы распознавания на наборе эталонных объектов, представленных на рентгеноскопических изображениях.
В этой связи возникает вполне практическая задача сужения задач распознавания до товаров, которые с позиций катего-рирования, будут находиться в категории наиболее высокого и среднего уровня риска, а также для ситуаций, уже выявленных как нарушения таможенного законодательства.
На рис. 3 показан наглядный пример того, как вполне наглядно для человеческого глаза могут быть выявлены товары, не
указанные в представленных для таможенных целей документах. В частности, при заявленных к перемещению мотогенераторах, участником ВЭД перемещались бензопилы.
В этой связи, в рамках разрабатываемой стратегии по созданию систем автоматического распознавания объектов во взаимоувязке с вопросом категорирования товаров в качестве одной из приоритетных действий можно определить необходимость формирования для ситуаций в рамках применения формы таможенного контроля «таможенный досмотр», не только фотографических изображений, обеспечивающих фотофиксацию досмотра и имеющих свою специфическую криминалистическую задачу, но и рентгеноскопических изображений в нескольких (по возможности) проекциях для обеспечения возможности их последующего использования в качестве обучающей базы для системы распознавания образов. При этом, для формирования рентгеноскопического изображения допустимо использование обычных досмотровых рентгеновских аппаратов.
Неотъемлемыми элементами данного действия должно стать также обеспечение
Список литературы
1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Зубов В.А., Сло-мова Д.Н., Яргина Н.Ю. Распознавание образов при
«разметки» рентгеновского изображения силами специально подготовленных должностных лиц таможенных органов с использованием специализированного программного продукта, отсутствующего на данный момент у таможенных органов, доработка программных средств, применяемых для документирования таможенного досмотра, разработка программных средств для обеспечения сопоставления объектов на рентгенограммах, полученных с помощью досмотровых рентгеновских аппаратов и ИДК.
Таким образом, проведенное исследование показывает целесообразность проведения категорирования товаров, участников ВЭД и транспортных средств с целью повышения эффективности применения СУР. Решение данной задачи при категорирова-нии товаров требует подготовки должностных лиц таможенных органов, способных к работе с расширенным перечнем информации в отношении товара, в том числе с целью автоматического распознавания образов на рентгеноскопических изображениях, получаемых с помощью ИДК, а также способных формировать базу и использовать инструменты анализа размеченных рентгенограмм объектов контроля.
таможенном контроле с применением ИДК и ДРТ. Монография. РИО Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала государственного казенного
образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия». 2017. -224 с.
2. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н., Малышенко Ю.В., Теньков П.Н., Толикова Е.Э., Токарева К.А. Таможенные услуги при управлении рисками в воздушном пункте пропуска. Монография. - СПб.: Изд-во «Интермедия», 2018. - 216 с.
3. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Зубов В.А., Яргина Н.Ю. Тренажерно-моделирующие комплексы формирования навыков работы с информационно-техническими средствами таможенного контроля // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2011. Т. 2. С. 120-121.
4. Афонин П.Н., Байгулова А.С. Проблемы развития законодательных основ функционирования таможен фактического контроля в условиях формирования электронных таможен и центров электронного декларирования // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 69-74.
5. Афонин П.Н., Зубов В.А. Информационные инновационные технологии в обучении специалистов
инспекционно-досмотровых комплексов // В сборнике: Информатизация образовательной деятельности Российской таможенной академии и филиалов как основа повышения качества подготовки специалистов для таможенных органов Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей и научно-педагогического персонала. 2008. С. 88-95.
6. Сломова Д.Н., Афонин П.Н. Алгоритм анализа теневых рентгенограмм, получаемых с помощью инспекционно-досмотровых комплексов и досмотровой рентгенотелевизионной техники // В сборнике: Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : В 3 т.. 2017. С. 157-165.
Поступила в редакцию 27.01.2020
Сведения об авторах:
Афонин Петр Николаевич - заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор технических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Кривощекова Марина Владимировна - начальник отдела инновационных образовательных технологий Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]