Научная статья на тему 'Анализ современного состояния эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле'

Анализ современного состояния эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / X-RAY INSPECTION COMPLEX / CUSTOMS CONTROL / RISK MANAGEMENT SYSTEM / RADIOGRAPHIC IMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева О.Э., Григорян Г.А.

В данной статье производится анализ современного состояния эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле, выявляются основные проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при выполнении задач по эффективному использованию ИДК и предлагается новая методика действий должностных лиц таможенных органов при анализе рентгенографических изображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE EFFECTIVENESS OF X-RAY INSPECTION COMPLEXES IN CUSTOMS CONTROL K

This article analyzes the current state of the effectiveness of the use of X- ray inspection complexes in customs control, identifies the main problems that the customs authorities face in fulfilling tasks related to the efficient use of X- ray inspection complexes, and proposes a new methodology for the actions of customs officials when analyzing radiographic images.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле»

УДК 334.027

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

Кошелева О.Э., Григорян Г.А.

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE EFFECTIVENESS OF X-RAY INSPECTION COMPLEXES IN CUSTOMS CONTROL

Kosheleva O.E., Grigoryan G.A.

North-West Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and

Public Administration under the President of the Russian Federation

Аннотация

В данной статье производится анализ современного состояния эффективности применения ин-спекционно-досмотровых комплексов при таможенном контроле, выявляются основные проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при выполнении задач по эффективному использованию ИДК и предлагается новая методика действий должностных лиц таможенных органов при анализе рентгенографических изображений.

Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс, таможенный контроль, система управления рисками, рентгенографическое изображение.

Abstract

This article analyzes the current state of the effectiveness of the use of X- ray inspection complexes in customs control, identifies the main problems that the customs authorities face in fulfilling tasks related to the efficient use of X- ray inspection complexes, and proposes a new methodology for the actions of customs officials when analyzing radiographic images.

Keywords: X-ray inspection complex, customs control, risk management system, radiographic image.

На сегодняшний день таможенные органы снабжены современным неинтрузивным оборудованием, а именно инспекци-онно-досмотровыми комплексами (ИДК). За счет непрерывной аналитической работы отделов по применению системы управления рисками (ОПСУР) совершенствуются механизмы таможенного контроля. Эффективность применения ИДК определяется как процентное соотношение возбужденных дел об административных и уголовных правонарушениях к общему числу осмотренных с применением ИДК объектов контроля [1]. Данный принцип можно охарактеризовать как проанализированный и конкретизированный выбор подверженных риску объектов относительно полного объема перемещаемых товаров. На основе системы управления рисками (СУР) происходит его реализация и воплощение в действие.

В современных условиях применение ИДК полностью зависит от СУР, а значит и существует практическая необходимость совершенствования модели деятельности ИДК на основе СУР. Прибытие и декларирование товаров и транспортных средств -это два этапа которые представляют важнейшее значение для применения СУР. ФТС России проводит политику совершенствования СУР за счет роста аналитической составляющей деятельности по управлению рисками. Применение СУР основано на реализации принципа выборочности таможенного контроля [4]. Данный механизм позволяет минимизировать временные затраты и повысить эффективность таможенного контроля.

В соответствии с законодательством таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

Рис.1. Применение ИДК на основе СУР

- в случае выявления рисков, содержащихся в профиле риска (ПР), устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;

- по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа (неформализованные профили риска) [7].

Схема проведения таможенного контроля с использованием ИДК с применением СУР представлена на рис.1.

К рискам выявляемым по средствам применения ИДК относятся следующие основания правонарушений:

1. риски неправомерных действий с товарами (риски сокрытия товаров; незаконное перемещение товаров и транспортных средств; наличие тайников; придание товарам вида других товаров);

2. риски сообщения недостоверных сведений таможенному органу (документальные; идентификационные).

Одним из направлений повышения эффективности осмотров с применением ИДК, является производство анализа действующих региональных и зональных профилей рисков, предусматривающих проведение таможенного осмотра с применением ИДК. Основная цель состоит в увеличении прироста эффективных осмотров ИДК на уровне 3%, соответственно для выполнения поставленной задачи следует соотносить существующие активные профили риска с технологическими и физическими возможностями анализа рентгенографических изображений (РИ), полученных по средствам применения ИДК.

По мнению авторов, одной из основных проблем является отсутствие информации у оператора анализа изображений (АИ) о

сработавшем ПР. Анализ полученного РИ проводится оператором без учета информации о сработавшем индикаторе ПР, а именно только на основаниях, указанных в декларации на товары и иных товаросопроводительных документах.

Основные факторы СУР, реализовыва-ющие эффективность применения ИДК при таможенном контроле:

- уровень материально-технического обеспечения;

- качество нормативного обеспечения;

- уровень информационного обеспечения;

- эффективная организация таможенных органов;

- уровень подготовки ДЛТО;

- качество контроля за применением СУР [2].

К основным проблемам, с которыми сталкиваются таможенные органы при выполнении общих задач по эффективному использованию ИДК, можно отнести:

- необходимость обеспечения непрерывного потока осмотров на ИДК без очередей и простоев путем обеспечения целенаправленного выбора объектов на основе применения СУР;

- отсутствие автоматизированной системы передачи данных сканирования внутри таможенных органов для последующего их анализа;

- слабая взаимосвязь индикаторов риска и реальных действий оператора АИ по выявлению правонарушения;

- наличие в расчете показателя эффективности применения ИДК зависимости от общего количества осмотров;

Рис. 2. Новая модель действий ДЛТО при анализе РИ

-отсутствие дифференциации выделенного времени на анализ изображения в зависимости от количества наименований перемещаемого товара [6].

Для оценки экономической эффективности применения ИДК необходимо учитывать стоимость технического средства и затраты на техническое обслуживание. Помимо затрат по обслуживанию на экономической эффективности отражается время простоя ИДК, связанное с устранением неисправностей [3]. При сопоставлении имеющихся данных с существующими методиками применения ИДК, можно говорить о том, что государство тратит достаточно большие суммы на использование ИДК при проведении таможенного контроля. Оценивая экономическую эффективность от применения, долю эффективных таможенных осмотров, которая на сегодняшний день со-

ставляет менее трети от общего количества, можно сделать вывод о необходимости совершенствования СУР, на основании которой принимается решение о выборе объектов контроля для ИДК [3]. Комплекс мер, созданный с целью непрерывного то-варопотока на осмотры с использованием ИДК при качественном использовании СУР позволит повысить эффективность выявления правонарушений при таможенном контроле.

Для повышения эффективности применения ИДК при внедрении функций оценки веса и определения элементарного состава авторами разработаны рекомендации пошаговых действий операторов анализа изображений (АИ) применяющих ИДК при таможенном контроле, которые представлены на рис. 2.

При внедрении представленной выше методики действий ДЛТО время, отведенное на анализ изображения будет значительно уменьшено за счет грамотного распределения действий оператора АИ.

Предложенная регламентация действий включает в себя все этапы контроля от получения информации об объекте контроля до принятия решения. При этом, авторами предусмотрено выявление правонарушений от являющихся на сегодняшний день очевидными для операторов АИ до правонарушений, которые можно выявить только с учетом внедрения новых функций ИДК.

В первую очередь оператор оценивает возможные расхождения применительно к товаросопроводительной документации.

Далее оцениваются явные, стандартные на сегодняшний день несоответствия, полученные на рентгенографическом изображении, такие как:

- недостоверные сведения о перемещаемом товаре;

- отсутствующие товары в таможенной декларации;

- искусственно созданные барьеры для возможного сокрытия товаров;

- иные несоответствия выявляемые операторами АИ.

Вторым этапом при анализе РИ является анализ конструкции контейнеров и автотранспортных средств на наличие тайников и сокрытых вложений.

На данном этапе оператор проверяет:

- корпус и дно транспортного средства или стенки контейнера/цистерны;

- топливный бак транспортного средства или рефрижераторный отсек контейнера;

- для транспортных средств необходимо проверять обшивку дверей, крыши и конструкцию колес.

При однозначном выявления правонарушений на данном этапе, а именно наличии подозрительных участков на снимке, выносится решение «объект под подозрением».

Третий этап применяется в случае спорного момента перед принятием решения. Соответственно, оператор должен использовать нововведенные возможности ИДК. А именно, должен быть проведен анализ элементарного состава для получения

информации о группе материалов по эффективному атомному номеру для сопоставления полученной информации по подозрительному участку с документацией.

В случае отсутствия правонарушений по объекту контроля, то есть если на РИ объекта контроля оператором не найдены сокрытые полости и подозрительные участки необходимо использование функции оценки веса груза для материалов с эффективным атомным номером менее 50. При получении информации о превышении веса брутто более чем на 20% должно выноситься решение «объект под подозрением» для последующего проведения таможенного досмотра.

Оператор, при анализе изображений и последующем принятии решения должен исходить из следующих факторов:

- несоответствие заявленных сведений в документации с полученным изображением;

- перемещение товаров группы прикрытия;

- расхождение веса брутто у идентичных товаров;

- разная плотность в монотоваре;

- неравномерное распределение нагрузки транспортного средства в однопо-зиционном товаре;

- дополнительные конструкции, сооруженные на транспортном средстве [5].

Оператор, должен применять все этапы разработанной методики при анализе следующих товаров:

- товары группы риска и товары, относимые к товарам прикрытия;

- сборные грузы;

- медицинские товары;

- детская продукция;

- электрооборудование;

- товары, состоящие из материалов способных перекрывать друг друга на изображении.

Таким образом, при внедрении всех вышеперечисленных рекомендаций эффективность анализа РИ повысится за счет уменьшения времени, затраченного на решение спорных вопросов по объектам контроля, возрастет качество сканирований и ускорится процесс обработки полученных рентгенографических изображений.

Список литературы

1. Афонин П.Н. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инспекци-онно-досмотровых комплексов / П.Н. Афонин, В.А.

Зубов, С.А. Мамичев, А.Р. Минасян, В.С. Черногла-зов. М.: Издательство Федеральная таможенная служба, 2016. 156 с.

2. Афонин П.Н., Лямкина А.Ю. Применение стандарта ISO 31010:2009 для повышения эффективности системы управления рисками при реализации таможенных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 91

3. Безуглов Д.А., Вербов В.Ф. Метод контроля технического состояния инспекционно- досмотровых комплексов таможенных органов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 9-13.

4. Портнова В.Р. Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами Таможенного союза // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XLVII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО». 2017. № 7(47). С.71-75.

5. Трофимчук А.М. Компьютерное моделирование рентгеновских изображений полученных с помощью инспекционно-досмотровых комплексов // Инженерный вестник Дона. 2017. № 1 С. 5-21.

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://customs.ru (дата обращения: 25.10. 2019).

7. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 (ред. от 05.09.2014, с изм. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием ин-спекционно-досмотровых комплексов». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 09684/ (дата обращения: 25.10. 2019).

Поступила в редакцию 26.10.2019

Сведения об авторах:

Кошелева Ольга Эдуардовна - профессор кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор технических наук, доцент, email: kosha.5353@mail.ru

Григорян Гоигор Акопович - студент факультета таможенного администрирования и безопасности Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e- mail: grigor7991@mail.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Бюллетень инновационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.