2 л
н и о
X
л
<
W
н t*
W <
S
0 X X
W
1
S
W
S X
w
£
С
^
S t* S
я
S I
2S
о
УДК 339.543.2
анализ нормативно-правовой
базы, регламентирующей применение идк при проведении таможенного контроля
Краснова Анастасия Ивановна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
Пулин Александр Олегович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ нормативно-правовой базы по вопросу применения ТСТК, в частности, ИДК при проведении таможенного контроля
Ключевые слова: таможенный контроль; инспек-ционно-досмотровый комплекс; технические средства таможенного контроля
analysis of the legal framework regulating the application of x-ray inspection systems in carrying out of customs control
Krasnova Anastasia I.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Technical Means of Customs Control and Fo-rensics, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
Pulin Alexander O.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of the Faculty of Customs, e-mail: [email protected]
The article presents an analysis of the regulatory framework regarding the use of the technical means of customs control, in particular the X-ray inspection systems, during customs control
Keywords: customs control; X-ray inspection system; technical means of customs control
Для цитирования: Краснова А.И., Пулин А.О. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей применение ИДК при проведении таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 20-23.
Технические средства таможенного контроля (ТСТК) являются наиболее эффективными и необходимыми инструментами функционирования таможенных органов. Возрастающая роль обеспечения защиты национальной и экономической безопасности, а также постоянное «модернизирование» способов совершения правонарушений в области таможенного дела обусловливает появление новых ТСТК. Применение анализируемых ТСТК регламентируется не только национальным законодательством, но и международным, а также законодательством стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этим и определяется актуальность темы исследования.
В ст. 342 Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС [1] указывается, что «при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС».
Такие применяемые технические средства должны быть безопасны для человека, окружающей среды, объектов флоры и фауны, а также для товаров и транспортных средств, которые являются объектами контроля применяемых технических средств таможенного контроля, в частности, ин-спекционно-досмотровых комплексов (ИДК).
ИДК - это вид технических средств таможенного контроля товаров и транспортных средств, основой действия которого является проникающее ионизирующее излучение, позволяющее получить изображение, предназначенное для последующего анализа содержимого исследуемого объекта [2].
Долгое время основные положения о ТСТК были закреплены в Приказе ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» [3], в котором содержался перечень технических средств, применяемых при таможенном контроле с указанием возможной формы таможенного контроля, для которой применим тот или иной вид ТСТК. На сегодняшний день данный приказ утратил силу, на замену ему был принят Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [4].
Как известно, существует шесть форм таможенного контроля, при которых законодательством допускается применение ТСТК. Однако для каждой формы предусмотрены только некоторые виды технических средств [5]. Так, согласно все тому же приказу Минфина России от 01.03.2019 № 33н, ИДК могут применяться только при проведении таможенного осмотра [4]:
- ИДК стационарные для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- ИДК легковозводимые (перебазируемые) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- ИДК мобильные для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- ИДК для контроля авиационных контейнеров;
- ИДК для контроля железнодорожных вагонов.
Согласно ст. 327 ТК ЕАЭС «таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами» [1].
Основополагающим международным документом в области обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли являются Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации (ВТамО). Одним из ключевых элементов стандартов является применение при досмотре грузов и транспортных средств повышенной степени риска неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупногабаритные рентгеновские аппараты, в частности, ИДК [6]. ВТамО было разработано Руководство по приобретению и вводу в эксплуатацию инспекционно-досмотровых комплексов, которое обновляется ежегодно. В данном документе рассмотрены различные аспекты внедрения оборудования для неинтрузивного досмотра в практику деятельности таможенных органов: финансовый, технический, логистический. Кроме того, содержится перечень особенностей, на которые руководству таможенных органов стоит обратить внимание при приобретении и применении систем неинтрузивного досмотра.
Согласно приказу ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2016 № 1585 «Об утверждении концепции импортоза-мещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» [7] ИДК и досмотровая рент-генотелевизионная техника являются наиболее импортозависимыми (более 85 % эксплуатируемой техники - зарубежного производства).
В своей статье «Об импортозамещении ИДК таможенных органов» П.Н. Башлы, Д.А. Без-углов, В.Ф. Вербов и С.Н. Гамидуллаев отмечают: «В настоящее время в ФТС России эксплуатируются: стационарные ИДК типа НСУ-6ап1:гу, НСУС-6040, НСУ^айопагу и ТНБСЛЫ МБ1215НЬ; мобильные ИДК типа НСУ-МоЬПе. Почти все - зарубежного производства, отечественные же только начали активно внедряться» [8]. Среди отечественных ИДК следует обозначить: стационарный ИДК СТ-6035 на основе линейного ускорителя электронов, стационарный ИДК СТ-2630Т для железнодорожных
пунктов пропуска, ИДК СТ-2640 и другие, производством которых занимается отечественная компания «Скантроник Системс».
Проведение работ по импортозамещению ИДК должно осуществляться по двум основным направлениям:
- постепенная замена отдельных систем и узлов, выработавших свой ресурс, на аналогичные российского производства;
- оснащение таможенных органов отечественными ИДК, по мере вывода из эксплуатации зарубежных ИДК со сроками службы более 15 лет.
Порядок обмена информации, в частности файлами, полученными с использованием ИДК, на международном уровне между таможенным органами разных государств определен в Руководстве ВТамО по обмену информацией. Данный документ определяет базовые рекомендации, касающиеся обмена информацией между таможенными службами различных государств. Но возникает проблема, которая связана с фактическим отсутствием обмена данными, полученными с применением ИДК. П.Н. Афонин в своем исследовании «Обмен файлами изображений, полученных с помощью ИДК, как ключевой элемент взаимного признания результатов таможенного контроля в странах - членах ВТамО» отмечает, что проблема обмена файлами и изображениями, полученными с помощью ИДК, актуальна и на региональном уровне, и на общемировом. Ежегодно проводятся заседания и встречи с крупнейшими производителями ИДК; основной целью таких встреч является разработка стандартного формата рентгеновского изображения ИДК для достижения следующих целей:
- обеспечение совместимости ИДК различных производителей;
- осуществление обмена изображениями внутри и между таможенными администрациями;
- разработка (в дальнейшем) баз данных или библиотек изображений;
- оказание помощи в подготовке аналитиков изображения.
Однако на сегодняшний день эта проблема, к сожалению, так и не решена. Российская Федерация по-прежнему использует формат файла jpeg, а, например, Голландия использует формат файла tiff [9], что позволяет им не терять в качестве изображения после каждого сохранения файла, но, к сожалению, именно из-за этого tiff-файлы занимают гораздо больший объем памяти компьютера, чем jpeg.
В рамках ЕАЭС основным документом по вопросу ИДК является Рекомендация Коллегии ЕЭК от 17.05.2016 № 7 «Об общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС ИДК и их использования» [10]. Данное положение принято с учетом образования ЕАЭС, а также определяет основные критерии оснащения пунктов пропуска ИДК. Так, при обеспечении пункта пропуска ИДК необходимо учитывать направления прохождения основных международных транспортных
коридоров, максимальные показатели товаропото-ков, а также результаты анализа путей возможного незаконного перемещения запрещенных к ввозу на единую таможенную территорию ЕАЭС товаров. Кроме этого, нормативный правовой акт устанавливает типы ИДК для различных пунктов пропуска, их основные технические характеристики, а также вопросы безопасности применения ИДК и ограничения при их использовании. Если сравнить положения данного документа и реальное положение дел, то сразу на передний план выходит одна из актуальнейших проблем, заключающаяся в оснащенности железнодорожных пунктов пропуска ИДК, точнее в её отсутствии, а значит и в отсутствии практики, и методики распознавания рентгенографических изображений в таких пунктах пропуска. Это говорит о том, что государственная граница Российской Федерации не закрыта и не защищена от перевозки запрещенных товаров железнодорожным транспортом.
Кроме того, говоря о проблемах применения ИДК при таможенном контроле необходимо обратить внимание на документы, регламентирующие радиационную безопасность. Прежде всего, к таким нормативным правовым документам относятся СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009), а также СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ99/2010), СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками». Кроме того, радиационная безопасность ИДК регламентирована ведомственными приказами, в частности, Приказом Мин-здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [11].
Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей применение ИДК, позволяет сделать вывод о значимости данных ТСТК в практике деятельности таможенных органов.
В заключение следует отметить, что авторы рассмотрели важнейшие нормативно-правовые документы, относящиеся к международному и национальному законодательству и касающиеся применения ИДК: все документы регулируют различные аспекты применения ИДК, содержат свои особенности, требующие внимательного прочтения и изучения. Международные документы содержат, в основном, рекомендации, которым нужно следовать при внедрении и эксплуатации систем неинтрузивного досмотра, в частности, ИДК, а что касается аспектов, связанных с радиационной
безопасностью, санитарными нормами и правилами по ее соблюдению, то они отражены на уровне национального законодательства и подлежат обязательному применению в таможенных органах.
Выявлены наиболее актуальные проблемы ИДК, заключающиеся в несоответствии нормативно-правовой базы и реальных условий работы. Решение указанных проблем позволит должностным лицам таможенных органов обоснованно принимать решения об объектах контроля с использованием ИДК в отношении товаров, пересекающих границу нашего государства, а также повысит эффективность таможенного контроля и уровень соблюдения таможенного законодательства.
Библиографический список:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2019).
2. Шамаева В.В. Инспекционно-досмотровые комплексы в Дальневосточном таможенном управлении // Научный журнал «Таможенная политика России на Дальнем востоке». 2007. № 4(41).
3. Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).
4. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).
5. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 (ред. от 05.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотро-вых комплексов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2019).
6. Дробот Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Journal of international economic affairs, том 4, № 4, 2017. С. 15-21.
7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2016 № 1585 «Об утверждении концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2019).
8. Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидулла-ев С.Н. Об импортозамещении инспекционно-до-смотровых комплексов таможенных органов // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 15-19.
9. Афонин П.Н. Обмен файлами изображений, полученных с помощью ИДК, как ключевой элемент взаимного признания результатов таможенного контроля в странах - членах Всемирной таможенной организации // Ученые записки. 2016. № 3(59). С. 8-11.
10. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2016 № 7 «Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.10.2019).
11. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении
перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.10.2019).