Научная статья на тему 'Анализ нормативно правовой базы, регламентирующей применение ИДК при проведении таможенного контроля'

Анализ нормативно правовой базы, регламентирующей применение ИДК при проведении таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2366
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / CUSTOMS CONTROL / X RAY INSPECTION SYSTEM / TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова Анастасия Ивановна, Пулин Александр Олегович

В статье представлен анализ нормативно правовой базы по вопросу применения ТСТК, в частности, ИДК при проведении таможенного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Краснова Анастасия Ивановна, Пулин Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEGAL FRAMEWORK REGULATING THE APPLICATION OF X-RAY INSPECTION SYSTEMS IN CARRYING OUT OF CUSTOMS CONTROL

The article presents an analysis of the regulatory framework regarding the use of the technical means of customs control, in particular the X-ray inspection systems, during customs control

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно правовой базы, регламентирующей применение ИДК при проведении таможенного контроля»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

S

0 X X

W

1

S

W

S X

w

£

С

^

S t* S

я

S I

2S

о

УДК 339.543.2

анализ нормативно-правовой

базы, регламентирующей применение идк при проведении таможенного контроля

Краснова Анастасия Ивановна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, к.т.н., доцент, e-mail: AIKrasnova@mail.ru

Пулин Александр Олегович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: sasha.pulin2020@mail.ru

В статье представлен анализ нормативно-правовой базы по вопросу применения ТСТК, в частности, ИДК при проведении таможенного контроля

Ключевые слова: таможенный контроль; инспек-ционно-досмотровый комплекс; технические средства таможенного контроля

analysis of the legal framework regulating the application of x-ray inspection systems in carrying out of customs control

Krasnova Anastasia I.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Technical Means of Customs Control and Fo-rensics, PhD, Docent, e-mail: AIKrasnova@mail.ru

Pulin Alexander O.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of the Faculty of Customs, e-mail: sasha.pulin2020@mail.ru

The article presents an analysis of the regulatory framework regarding the use of the technical means of customs control, in particular the X-ray inspection systems, during customs control

Keywords: customs control; X-ray inspection system; technical means of customs control

Для цитирования: Краснова А.И., Пулин А.О. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей применение ИДК при проведении таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 20-23.

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) являются наиболее эффективными и необходимыми инструментами функционирования таможенных органов. Возрастающая роль обеспечения защиты национальной и экономической безопасности, а также постоянное «модернизирование» способов совершения правонарушений в области таможенного дела обусловливает появление новых ТСТК. Применение анализируемых ТСТК регламентируется не только национальным законодательством, но и международным, а также законодательством стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этим и определяется актуальность темы исследования.

В ст. 342 Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС [1] указывается, что «при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС».

Такие применяемые технические средства должны быть безопасны для человека, окружающей среды, объектов флоры и фауны, а также для товаров и транспортных средств, которые являются объектами контроля применяемых технических средств таможенного контроля, в частности, ин-спекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

ИДК - это вид технических средств таможенного контроля товаров и транспортных средств, основой действия которого является проникающее ионизирующее излучение, позволяющее получить изображение, предназначенное для последующего анализа содержимого исследуемого объекта [2].

Долгое время основные положения о ТСТК были закреплены в Приказе ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» [3], в котором содержался перечень технических средств, применяемых при таможенном контроле с указанием возможной формы таможенного контроля, для которой применим тот или иной вид ТСТК. На сегодняшний день данный приказ утратил силу, на замену ему был принят Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [4].

Как известно, существует шесть форм таможенного контроля, при которых законодательством допускается применение ТСТК. Однако для каждой формы предусмотрены только некоторые виды технических средств [5]. Так, согласно все тому же приказу Минфина России от 01.03.2019 № 33н, ИДК могут применяться только при проведении таможенного осмотра [4]:

- ИДК стационарные для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;

- ИДК легковозводимые (перебазируемые) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;

- ИДК мобильные для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;

- ИДК для контроля авиационных контейнеров;

- ИДК для контроля железнодорожных вагонов.

Согласно ст. 327 ТК ЕАЭС «таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами» [1].

Основополагающим международным документом в области обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли являются Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации (ВТамО). Одним из ключевых элементов стандартов является применение при досмотре грузов и транспортных средств повышенной степени риска неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупногабаритные рентгеновские аппараты, в частности, ИДК [6]. ВТамО было разработано Руководство по приобретению и вводу в эксплуатацию инспекционно-досмотровых комплексов, которое обновляется ежегодно. В данном документе рассмотрены различные аспекты внедрения оборудования для неинтрузивного досмотра в практику деятельности таможенных органов: финансовый, технический, логистический. Кроме того, содержится перечень особенностей, на которые руководству таможенных органов стоит обратить внимание при приобретении и применении систем неинтрузивного досмотра.

Согласно приказу ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2016 № 1585 «Об утверждении концепции импортоза-мещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» [7] ИДК и досмотровая рент-генотелевизионная техника являются наиболее импортозависимыми (более 85 % эксплуатируемой техники - зарубежного производства).

В своей статье «Об импортозамещении ИДК таможенных органов» П.Н. Башлы, Д.А. Без-углов, В.Ф. Вербов и С.Н. Гамидуллаев отмечают: «В настоящее время в ФТС России эксплуатируются: стационарные ИДК типа НСУ-6ап1:гу, НСУС-6040, НСУ^айопагу и ТНБСЛЫ МБ1215НЬ; мобильные ИДК типа НСУ-МоЬПе. Почти все - зарубежного производства, отечественные же только начали активно внедряться» [8]. Среди отечественных ИДК следует обозначить: стационарный ИДК СТ-6035 на основе линейного ускорителя электронов, стационарный ИДК СТ-2630Т для железнодорожных

пунктов пропуска, ИДК СТ-2640 и другие, производством которых занимается отечественная компания «Скантроник Системс».

Проведение работ по импортозамещению ИДК должно осуществляться по двум основным направлениям:

- постепенная замена отдельных систем и узлов, выработавших свой ресурс, на аналогичные российского производства;

- оснащение таможенных органов отечественными ИДК, по мере вывода из эксплуатации зарубежных ИДК со сроками службы более 15 лет.

Порядок обмена информации, в частности файлами, полученными с использованием ИДК, на международном уровне между таможенным органами разных государств определен в Руководстве ВТамО по обмену информацией. Данный документ определяет базовые рекомендации, касающиеся обмена информацией между таможенными службами различных государств. Но возникает проблема, которая связана с фактическим отсутствием обмена данными, полученными с применением ИДК. П.Н. Афонин в своем исследовании «Обмен файлами изображений, полученных с помощью ИДК, как ключевой элемент взаимного признания результатов таможенного контроля в странах - членах ВТамО» отмечает, что проблема обмена файлами и изображениями, полученными с помощью ИДК, актуальна и на региональном уровне, и на общемировом. Ежегодно проводятся заседания и встречи с крупнейшими производителями ИДК; основной целью таких встреч является разработка стандартного формата рентгеновского изображения ИДК для достижения следующих целей:

- обеспечение совместимости ИДК различных производителей;

- осуществление обмена изображениями внутри и между таможенными администрациями;

- разработка (в дальнейшем) баз данных или библиотек изображений;

- оказание помощи в подготовке аналитиков изображения.

Однако на сегодняшний день эта проблема, к сожалению, так и не решена. Российская Федерация по-прежнему использует формат файла jpeg, а, например, Голландия использует формат файла tiff [9], что позволяет им не терять в качестве изображения после каждого сохранения файла, но, к сожалению, именно из-за этого tiff-файлы занимают гораздо больший объем памяти компьютера, чем jpeg.

В рамках ЕАЭС основным документом по вопросу ИДК является Рекомендация Коллегии ЕЭК от 17.05.2016 № 7 «Об общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС ИДК и их использования» [10]. Данное положение принято с учетом образования ЕАЭС, а также определяет основные критерии оснащения пунктов пропуска ИДК. Так, при обеспечении пункта пропуска ИДК необходимо учитывать направления прохождения основных международных транспортных

коридоров, максимальные показатели товаропото-ков, а также результаты анализа путей возможного незаконного перемещения запрещенных к ввозу на единую таможенную территорию ЕАЭС товаров. Кроме этого, нормативный правовой акт устанавливает типы ИДК для различных пунктов пропуска, их основные технические характеристики, а также вопросы безопасности применения ИДК и ограничения при их использовании. Если сравнить положения данного документа и реальное положение дел, то сразу на передний план выходит одна из актуальнейших проблем, заключающаяся в оснащенности железнодорожных пунктов пропуска ИДК, точнее в её отсутствии, а значит и в отсутствии практики, и методики распознавания рентгенографических изображений в таких пунктах пропуска. Это говорит о том, что государственная граница Российской Федерации не закрыта и не защищена от перевозки запрещенных товаров железнодорожным транспортом.

Кроме того, говоря о проблемах применения ИДК при таможенном контроле необходимо обратить внимание на документы, регламентирующие радиационную безопасность. Прежде всего, к таким нормативным правовым документам относятся СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009), а также СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ99/2010), СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками». Кроме того, радиационная безопасность ИДК регламентирована ведомственными приказами, в частности, Приказом Мин-здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [11].

Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей применение ИДК, позволяет сделать вывод о значимости данных ТСТК в практике деятельности таможенных органов.

В заключение следует отметить, что авторы рассмотрели важнейшие нормативно-правовые документы, относящиеся к международному и национальному законодательству и касающиеся применения ИДК: все документы регулируют различные аспекты применения ИДК, содержат свои особенности, требующие внимательного прочтения и изучения. Международные документы содержат, в основном, рекомендации, которым нужно следовать при внедрении и эксплуатации систем неинтрузивного досмотра, в частности, ИДК, а что касается аспектов, связанных с радиационной

безопасностью, санитарными нормами и правилами по ее соблюдению, то они отражены на уровне национального законодательства и подлежат обязательному применению в таможенных органах.

Выявлены наиболее актуальные проблемы ИДК, заключающиеся в несоответствии нормативно-правовой базы и реальных условий работы. Решение указанных проблем позволит должностным лицам таможенных органов обоснованно принимать решения об объектах контроля с использованием ИДК в отношении товаров, пересекающих границу нашего государства, а также повысит эффективность таможенного контроля и уровень соблюдения таможенного законодательства.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2019).

2. Шамаева В.В. Инспекционно-досмотровые комплексы в Дальневосточном таможенном управлении // Научный журнал «Таможенная политика России на Дальнем востоке». 2007. № 4(41).

3. Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).

4. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).

5. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 (ред. от 05.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотро-вых комплексов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2019).

6. Дробот Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Journal of international economic affairs, том 4, № 4, 2017. С. 15-21.

7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2016 № 1585 «Об утверждении концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2019).

8. Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидулла-ев С.Н. Об импортозамещении инспекционно-до-смотровых комплексов таможенных органов // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 15-19.

9. Афонин П.Н. Обмен файлами изображений, полученных с помощью ИДК, как ключевой элемент взаимного признания результатов таможенного контроля в странах - членах Всемирной таможенной организации // Ученые записки. 2016. № 3(59). С. 8-11.

10. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2016 № 7 «Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.10.2019).

11. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении

перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.