Научная статья на тему 'Основные проблемы, связанные с использованием инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля'

Основные проблемы, связанные с использованием инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5096
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СТАЦИОНАРНЫЙ ИДК / МОБИЛЬНЫЙ ИДК / X-RAY INSPECTION SYSTEM / CUSTOMS CONTROL / FIXED X-RAY INSPECTION SYSTEM / MOBILE X-RAY INSPECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Е.С., Пантелеева В.В.

В данной статье рассматриваются ключевые проблемы, связанные с использованием инспекционно-досмотровых комплексов должностными лицами таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедева Е.С., Пантелеева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main problems related to the applying x-ray inspection systems during customs control

This article discusses the main issues of applying X-ray inspection systems by Customs.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы, связанные с использованием инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2017 Том 1 № 3

УДК 339.543.2

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Лебедева Е.С., Пантелеева В.В.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

MAIN PROBLEMS RELATED TO THE APPLYING X-RAY INSPECTION SYSTEMS DURING CUSTOMS CONTROL

Lebedeva E.S., Panteleeva V.V.

St. Petersburg branch of Russian customs Academy

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые проблемы, связанные с использованием инспекционно-досмотровых комплексов должностными лицами таможенных органов.

Ключевые слова: инспекционно-досмот-ровый комплекс, таможенный контроль, стационарный ИДК, мобильный ИДК.

Abstract

This article discusses the main issues of applying X-ray inspection systems by Customs.

Keywords: X-ray inspection system, customs control, fixed X-ray inspection system, mobile X-ray inspection system.

В настоящее время использование технических средств при проведении таможенного контроля (далее - ТСТК) при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) является одним из наиболее актуальных вопросов. Это обусловлено тем, что применение ТСТК повышает эффективность проведения таможенного контроля, сокращает время, отведенное на его осуществление, и упрощает работу должностных лиц таможенных органов. Наиболее полноценный и эффективный контроль за перемещением грузов должностными лицами таможенных органов позволяет осуществлять использование инспекционно-досмотровых комплексов [1]. ИДК - это очень дорогостоящие и технически сложные устройства, что вызывает ряд проблем, связанных с их эксплуатацией.

ИДК - это современная рентгеновская аппаратура, позволяющая за короткое время произвести осмотр транспортного средства на наличие тайников (мест, специально изготовленных для незаконного пере-

мещения товаров через таможенную границу, а также специально оборудованных для сокрытия товаров), посторонних вложений, а также удостовериться в соответствии заявленных сведений о перемещаемых товарах. Внедрение ИДК началось с августа 2007 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годов)» [2]. Фактически первый ИДК, доведенный до стадии внедрения в промышленную эксплуатацию - СТ-6035. Стационарный комплекс представляет собой закрытое строение с системой отопления и освещения, позволяющий производить рентгеновское просвечивание грузов и транспортных средств. У стационарного инспекционно-до-смотрового комплекса множество преимуществ. Во-первых, мощность рентгеновского излучения (высокое качество получаемого изображения), во-вторых, круглосуточная и круглогодичная эксплуатация, в-третьих, комплекс обладает возможностью осуществлять контроль в любых погодных условиях.

БИТ 2017 Том 1 № 3__

Что касается мобильного ИДК, он действует по принципу обычной рентген-установки и используется для рентгенологического контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект (автомобиль, контейнер и т. п.) остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения комплекса. Рабочее место инспектора-оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентген излучения, куда на монитор в уменьшенном или в увеличенном виде подается сканированное изображение объекта. Так за 3-5 минут можно получить визуальное изображение перевозимых товаров и обнаружить предметы, запрещенные к перевозке, а также оценить примерное количество и однородность товара. При необходимости «проблемные» участки сотрудник таможни может проверить уже обычным способом [3].

Эффективность ИДК при проведении таможенного контроля подтверждают случаи выявления правонарушений различного характера. Например, 01.05.2016 при проведении таможенного осмотра с применением ИДК в МАПП Новошахтинск Ростовской таможни обнаружена попытка незаконного вывоза товара. По итогам проверки подозрений оператора ИДК в грузовом отделении транспортного средства были обнаружены бутылки со спиртосодержащей жидкостью (13 720 бутылок в 746 ящиках). В отношении водителя транспортного средства по ч. 1 ст. 200.2 УК РФ возбуждено уголовное дело [4]. Необходимо отметить и тот факт, что применение ИДК, как сообщил глава ЮТУ, растёт - в прошлом году коэффициент их использования был 0,85%, сейчас 1,5%. По результатам применения ИДК с начала 2017 года возбуждено 388 дел, выявлено 145 фактов недостоверных сведений о товарах [5].

Помимо высокой эффективности и положительных фактов, связанных с использованием ИДК, необходимо выделить и ряд проблем, касательно применения ИДК, решение которых позволило бы улучшить деятельность таможенных органов в целом.

1. Техническая сложность ИДК. Например, при проектировании системы мобильного ИДК необходимо решить множество технических вопросов, связанных с размещением большого количества разнородного технологического оборудования в небольшом объеме и с обеспечением надежного взаимодействия компонентов. Более того, состояние многих ИДК уже оценивается как критическое (СЗТУ (МП «Морской

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

порт», МАПП «Светогорск», МАПП «Торфя-новка»), ЮТУ (МП «Новороссийск западный») и СКТУ (МАПП Яраг-Казмаляр)), поэтому частые поломки замедляют проведение таможенных операций. Отчасти это связано с тем, что АО «Росэлектроника» -единственный исполнитель работ по техническому обслуживанию и ремонту ИДК [6].

2. Проблема оборудования зон таможенного контроля мобильными средствами досмотра, подобных стационарным, но независящим от инфраструктуры на месте использования и полностью автономных, для их оперативного перемещения с одного пункта пропуска на другой для досмотра как автомобильного транспорта, так и автопоездов.

3. Высокая стоимость. Такие сложные комплексы, как ИДК, требуют больших расходов на эксплуатацию, со временем возникает нужда в ремонте и модернизации. При этом программное обеспечение, схемотехника и конструкции наиболее важных узлов является ноу-хау фирм-производителей. В связи с этим для ремонта и модернизации ИДК приходится привлекать зарубежные фирмы, что в разы увеличивает соответствующие расходы [7]. В качестве примера можно привести строительство первого в России современного ИДК на железнодорожном пункте пропуска Забайкальск на российско-китайской границе, на который планируется потратить 396,9 миллиона рублей [8]. Если же говорить о ремонте и модернизации ИДК, то решение апрельской проблемы Балтийской таможни с двумя сломанными ИДК обошлось в 350250 рублей [6].

4. Потенциальная опасность для жизни и здоровья человека. Если рассматривать стационарные ИДК, то всегда существует риск присутствия людей в досмотровом туннеле, риск получения дозы рентгеновского излучения. Поэтому важно ознакомление должностных лиц таможенных органов с техникой безопасности, принятие специальных мер радиационной защиты операторов и находящихся в непосредственной близости от работающего ИДК людей.

5. Нервно-психологическая и физическая нагрузка операторов анализа теневых изображений, получаемых с помощью ИДК. У операторов возникают следующие трудности: выявление нарушений при оценке изображений, что требует большого опыта и квалификации, нервная напряженность при просмотре большого количества изображений. Помимо теоретических знаний и практических умений применения ИДК, на

Бюллетень инновационных технологий

55

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2017 Том 1 № 3

работу операторов анализа теневых изображений, получаемых с помощью данной техники, оказывает влияние целый ряд психофизиологических факторов - свойства нервной системы, свойства интеллекта и эмоционального реагирования, состояние здоровья [1]. Исследование Афонина П. Н. и Афонина Д. Н. показало, что даже тип темперамента влияет на деятельность операторов (см. 1), что также следует учитывать при формировании кадрового состава. Упростит работу операторов и гибкий сменный график. Мы считаем анализ изображений, полученных после применения ИДК неотъемлемой частью системы получения результата от использования ИДК.

Список литературы

1. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Исследование психофизиологических факторов, определяющих эффективность деятельности операторов анализа изображений // Bulletin of the International Scientific Surgical Association. 2017. Т. 6. № 1. С. 26-28.

2. Распоряжение Правительства РФ № 1309-р от 11.09.2008 «О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 22.09.2008, N 38, ст. 4334.

3. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Мютте Г.Е., Кон-драшова В.А. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу российской федерации при реализации таможенных услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 18. С. 14-18.

4. Таможенный осмотр с использованием ИДК или таможенный досмотр: эффективность или необходимость? URL: http://yutu.cus-toms.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=20689:2011 -09-18-19-17-49&catid=122:2011 -09-18-19-14-39 (.

5. Василенко Э. У таможен появятся новые отечественные ИДК / Провэд, 2017. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/custom-house/officially/41716-u-tamozhen-poyavyatsya-

Таким образом, существующий парк ИДК в ФТС России достаточно инновационен и высокотехнологичен по своему составу, но по количественному объему не позволяет применять тотальное либо выборочное сканирование объектов таможенного контроля во всех пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Решение данной проблемы в обозримом будущем не предвидится, поскольку требует значительного объема финансирования, как на закупку, так и на обслуживание соответствующих ИДК. Опытными исследователями предлагается введение коммерческих ИДК [9].

novye-otechestvennye-idk.html (дата обращения: 17.09.17).

6. Гладких А. В Балтийской таможне критическая ситуация с ИДК / Провэд, 2017. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/custom-house/bal-tic/41668-v-baltiyskoy-tamozhne-kpiticheskaya-situatsiya-s-idk.html.

7. Огородников С. А., Симочко С. В., Малышенко Ю. В. Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-6035 // Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2014. №1 (66). С. 70-82

8. Первый в России стационарный досмотровый комплекс построят в Забайкальске за з9б млн р. / Чита.ру городской портал. URL: https://www.chita.ru/news/89338/.

9. Афонин П.Н., Живилова В.Г., Афонин Д.Н. Расширение спектра таможенных услуг путем внедрения организационно-технологической инновации - коммерческого рентгеновского сканирования объектов таможенного контроля // В сб.: Перспективы и технологии развития экономики и менеджмента сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования "Эвен-сис". 2017. С. 6-7.

Поступила в редакцию 17.09.2017

Сведения об авторах:

Лебедева Екатерина Сергеевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: tstk@spbrta.ru. Пантелеева Валерия Викторовна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: tstk@spbrta.ru. Научный руководитель:

Афонин Дмитрий Николаевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: tstk@spbrta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.