Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОТОКОВОГО ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВОГО КОМПЛЕКСА В ПАРАДИГМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА'

КОНЦЕПЦИЯ ПОТОКОВОГО ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВОГО КОМПЛЕКСА В ПАРАДИГМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / ПОТОКОВЫЙ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева А.Ю.

Статья посвящена месту и роли потокового инспекционно-досмотрового комплекса в рамках глобальной цифровизации таможенных органов Российской Федерации и внедрения концепции интеллектуального пункта пропуска. Анализируется значимость применения инспекционно-досмотрового комплекса при проведении таможенного контроля и перспективность развития такого направления модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A STREAMING INSPECTION COMPLEX IN THE PARADIGM OF AN INTELLIGENT CHECKPOINT

The article is devoted to the place and role of the streaming inspection complex in the framework of the global digitalization of the customs authorities of the Russian Federation and the introduction of the concept of an intelligent checkpoint. The significance of the use of the inspection complex during customs control and the prospects for the development of such a direction of modernization are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОТОКОВОГО ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВОГО КОМПЛЕКСА В ПАРАДИГМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА»

УДК 339.544

КОНЦЕПЦИЯ ПОТОКОВОГО ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВОГО КОМПЛЕКСА В ПАРАДИГМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА I Лебедева А.Ю. И1

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

THE CONCEPT OF A STREAMING INSPECTION COMPLEX IN THE PARADIGM OF AN INTELLIGENT CHECKPOINT

Lebedeva A.Yu.

St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI"

Аннотация

Статья посвящена месту и роли потокового инспек-ционно-досмотрового комплекса в рамках глобальной цифровизации таможенных органов Российской Федерации и внедрения концепции интеллектуального пункта пропуска. Анализируется значимость применения инспекционно-досмотрового комплекса при проведении таможенного контроля и перспективность развития такого направления модернизации.

Ключевые слова: таможенный контроль, интеллектуальный пункт пропуска, потоковый инспекционно-до-смотровый комплекс, цифровизация, автоматизация, Стратегия развития таможенной службы до 2030 года, система управления рисками.

Abstract

The article is devoted to the place and role of the streaming inspection complex in the framework of the global digitalization of the customs authorities of the Russian Federation and the introduction of the concept of an intelligent checkpoint. The significance of the use of the inspection complex during customs control and the prospects for the development of such a direction of modernization are analyzed.

Keywords: customs control, training complexes, intelligent checkpoint, streaming inspection complex, digitalization, automation, Customs Service development Strategy until 2030, risk management system.

Цифровизация деятельности таможенных органов предполагает автоматизацию ряда направлений их деятельности, в том числе осуществления фактического таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу.

Так, в соответствии с основными стратегическими направлениями развития таможенной службы Российской Федерации, определенными Стратегией развития таможенной службы до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р, в рамках направления «совершенствование таможенного администрирования» предполагается закрепление стандартов максимальной автоматизации совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта - модели интеллектуального пункта пропуска [1].

При построении модели интеллектуального пункта пропуска необходимо определить ключевые блоки модели, которые ока-

зывают существенное влияние на их реализацию. Интеллектуализация технологических процессов, протекающих в пунктах пропуска, находится в прямой зависимости от структуры угроз и рисков, специфичных для региона, в котором должен быть расположен интеллектуальный пункт пропуска [2, а 15].

Начиная с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию, согласно п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее -ТК ЕАЭС), находятся под таможенным контролем. Повышение эффективности совершения таможенных операций при реализации модели интеллектуального пункта пропуска напрямую связано со снижением уровня таможенных рисков, актуальное определение которых дано в ТК ЕАЭС: «таможенный риск (риск) - вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании» [3].

Для выбора объектов таможенного контроля таможенные органы применяют систему управления рисками, осуществляя систематическую деятельность «по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления».

уже автоматизировано, однако, сам процесс автоматизации не завершен, поэтому логика работы системы управления рисками в модели интеллектуального пункта пропуска невозможно [4, c. 29]. Анализ контекста таможенных рисков, выполненный в соответствии со Стандартом ISO 31000, а также Первой частью Компендиума Всемирной таможенной организации в области управления рисками, позволяет формализовано представить в табл. 1 наиболее зна-

Матрица угроз и рисков в сфере таможенного дела

Таблица 1

№ Группа Угроза Проявление и последствия

1. Финансовые Заявление недостоверных сведений о стоимостных характеристиках товаров 1. Поступление платежей в бюджет не в полном объеме. 2. Уклонение от уплаты налогов. 3. Утечка денежных средств за границу.

Рост незаконных финансовых потоков

2. Информационные Несанкционированный доступ в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО) 1. Утечка информации, составляющей государственную и коммерческую тайну, информации для служебного пользования. 2. Изменение или удаление указанной информации.

3. Социальные Перемещение контрафактных товаров 1. Поступление на рынок товара, не отвечающего требованиям качества и безопасности. 2. Нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Перемещение товаров с несоблюдением запретов и ограничений

4. Политические Незаконный ввоз санкционных товаров 1. Нарушение текущей политической концепции. 2. Ухудшение отношений с другими государствами.

5. Технические Износ и устаревание технических средств 1. Поломки технических средств, препятствующие проведению таможенного контроля. 2. Недостаточное покрытие информационно-техническими ресурсами растущих потребностей таможенных органов.

Отсутствие необходимого финансирования на развитие таможенной инфраструктуры

6. Кадровые Коррумпированность должностных лиц 1. Большая загруженность ЦЭД и ЭТ в силу нехватки квалифицированных кадров. 2. Наличие возможностей у ДЛТО для использования своих должностных полномочий в корыстных целях.

Несоответствие существующей кадровой структуры, требуемой в текущих реалиях

7. Правовые Отсутствие нормативно-правовой базы и методических рекомендаций, отвечающих современным потребностям таможенного органа 1. Низкий уровень регламентации отдельных процессов. 2. Отсутствие с точки зрения участника ВЭД прозрачности в действиях ДЛТО. 3. Слабая степень унификации нормативной базы. 4. Отсутствие практических указаний к действиям.

Функционируя в автономном режиме, система управления рисками позволяет осуществлять выбор объектов таможенного контроля на основе заданных статических, динамических, семантических индикаторов без вмешательства должностных лиц, однако, конструирование профиля риска, определение значений и уровней соответствующих индикаторов, тестирование проектов профилей рисков находится в зависимости от субъективных качеств их разработчиков и, хотя и в определенной степени

чимые угрозы для экономической безопасности России, предотвращение которых возможно с применением интеллектуального пункта пропуска (см. табл. 1) [5, а 5455].

Посредством оптимизации применения информационно-технических средств в интеллектуальном пункте пропуска и корректировки процесса межведомственного взаимодействия минимизация указанных типов рисков возможна путем интеллектуализации мер по их минимизации, что и является

существенной задачей построения модели интеллектуального пункта пропуска.

Концепция внедрения интеллектуального пункта пропуска предполагает взаимодействие следующих государственных контролирующих органов [6, с. 88]:

1. Пограничная служба ФСБ России (ПС ФСБ России), деятельность которой подчинена закону «О Государственной границе Российской Федерации» - пограничный контроль.

2. ФТС России, осуществляющая свою деятельность в соответствии с ТК ЕАЭС -таможенный контроль и транспортный контроль.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющая сани-тарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

4. Служба ветеринарного контроля, деятельность которой определена Федеральным законом «О ветеринарии» и постановлением Правительства Российской Федерации «О Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств» - ветеринарный контроль.

5. Служба контроля по карантину растений, осуществляющая контроль в рамках Федерального закона «О карантине растений» - карантинный фитосанитарный контроль.

6. Российская транспортная инспекция, деятельность которой регламентируется Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их вы-

полнения» и постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» - транспортный контроль (только в МАПП, возложен на ФТС России).

7. Администрация пункта пропуска, деятельность которой направлена на создание условий для деятельности сотрудников подразделений государственных контролирующих органов, поддержания режима на территории МАПП, поддержания в рабочем состоянии объектов и средств жизнеобеспечения и эффективному управлению государственным имуществом.

Для обеспечения работы государственных контролирующих органов необходимы высококвалифицированные кадры, обладающие достаточными специальными знаниями для достижения целей и задач, поставленных перед ними.

Стратегия определяет основные элементы эффективного функционирования интеллектуального пункта пропуска, одним из которых является ИДК, что подтверждается указанными перспективными технологичными решениями и технологиями (см. табл. 2) [1].

Помимо этого, в рамках направления «совершенствование информационно-тех-

нического обеспечения таможенных органов и информационной безопасности», для применения ИДК Стратегия определяет следующие задачи:

- реализация технологии централизованного сбора, хранения и обработки информации о результатах таможенных осмотров товаров и транспортных средств, проведенных с использованием ИДК;

- повышение эффективности использования ИДК и оборудования радиационного контроля за счет обеспечения интеграции

Таблица 2

Матрица направлений развития пунктов пропуска в рамках цифровизации

Направление развития Описание

Перспективные технологичные решения автоматизированные ИДК

весогабаритные комплексы

считывание номеров

пропуск на линиях контроля

Перспективные информационные технологии автоматизированный анализ снимков инспекционно-досмотровых комплексов с использованием элементов «искусственного интеллекта» и базы данных эталонных снимков ИДК

возможность удаленного контроля за действиями должностных лиц при проведении таможенных досмотров

их программного обеспечения с информационно-программными средствами информационной системы таможенных органов.

Значимость применения такого инструмента осуществления фактического таможенного контроля как иДк подтверждается использованием показателей их применения в рамках оценки эффективности деятельности таможенных органов. Так, в соответствии с приказом ФТС России от 15 февраля 2022 г. № 99 «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен», одним из показателей результативности деятельности региональных таможенных управлений, таможен фактического контроля являются результаты проведения таможенных осмотров объектов контроля с применением инспекционно-досмотровых комплексов является результат проведения таможенных осмотров объектов контроля с применением ИДК [7].

Порядок применения ИДК определен приказом ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекци-онно-досмотровых комплексов», где поэтапно описан процесс таможенного контроля с применением ИДК [8].

Объект контроля направляется на таможенный контроль с применением ИДК при

срабатывании индикаторов риска (см. рис. 1) [5, с. 32-33].

Анализ информации, полученной с использованием ИДК, осуществляется в целях выявления нарушений таможенного законодательства либо рисков и предусматривает исследование полученных рентгеновских теневых изображений товаров и транспортных средств путем сопоставления содержащейся в них графической информации со сведениями о товарах и транспортных средствах, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документах, имеющихся на момент проведения таможенного осмотра с использованием ИДК [8].

Однако в приказе ФТС России от 09.12.2010 № 2354 нет информации, которая касалась бы системы управления рисками при анализе изображения, то есть этапа, который проводится после сканиро-

вания объекта контроля, направленного на ИДК, а также отсутствует алгоритм такого анализа. В итоге, поскольку у оператора анализа изображения отсутствует информация о сработавшем риске, то анализ он может проводить лишь на основаниях, указанных в декларации на товары и иных товаросопроводительных документах.

Результатом применения ИДК является выявление административных правонарушений и преступлений, ответственность за

Рис. 1. Диаграмма рисков для направления товарной партии на ИДК

которые предусмотрена национальным законодательством, и последующее предотвращение ущерба федеральному бюджету государства [9, с. 25]. Направления правоохранительной деятельности, относящиеся к компетенции таможенных органов и реализуемые на этапе фактического таможенного контроля в первую очередь, с применением ИДК, представлены в табл. 3.

Согласно приложению к приказу ФТС России от 14 апреля 2021 г.

№ 298 «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год», в рамках правоохра-

нительной деятельности в 2020 г. таможенными органами возбуждено 114 547 дел об административных правонарушениях (далее - АП), при этом исполнено 73 448 постановлений по делам об АП, в результате взыскано административных штрафов на сумму более 2,1 млрд. рублей, в уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 9,4 млрд. рублей. Также возбуждено 2 067 уголовных дел, что на 3% больше аналогичного показателя предыдущего периода [10]. Указанные показатели реализованы, в первую очередь, по резуль-

Таблица 3

Матрица административных правонарушений и преступлений, _выявляемых с применением ИДК_

о| 1= 2 ^ Статья КоАП РФ / УК РФ Описание

1. ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ Сокрытие товаров от таможенного контроля при пересечении таможенной границы путем использования тайников; придания одним товарам вида других; другими способами, затрудняющими обнаружение товаров

2. ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию

3. ст. 200.1 УК РФ контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

4. ст. 200.2 УК РФ контрабанда алкогольной продукции и / или табачных изделий

5. ст. 226.1 УК РФ Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

Таблица 4

Матрица реализации показателя 1ГФ2_

№ п/п Характеристика Описание

1. Общие положения Обеспечение развития и применения отечественных технологий искусственного интеллекта, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности. Показатель формируется по результатам года не позднее 1 марта года, следующего за отчетным

2. Основные понятия и определения Значением показателя является количество товаров (товарных групп, позиций)

3. Источники информации ЦБД ЕАИС ТО

4. Алгоритм расчета показателя 1ГФ2 = Доб - ДКТГ, где ДОБ - общее количество товарных групп / позиций, присутствующих в товарной номенклатуре ВЭД; Дют - количество товарных групп / позиций, не определяемых с помощью механизмов автоматического анализа снимков ИДК

5. Оценки и допущения Оценки и допущения не предусматриваются

6. Значения показателя по базовому сценарию, % Базовое (2021) 2022 2023 2024

5 10 30 55

татам применения фактического таможенного контроля, в том числе с применением ИДК.

имной административной помощи» под кодом 1ГФ2 (см. табл. 4).

Указанный показатель направлен на до-

Таблица 5

Финансирование показателя 1ГФ2_

№ п/п Направление цифровой трансформации Базовый сценарий (тыс. рублей в ценах соответствующих лет)

2022 2023 2024

1. Развитие ЕАИС ТО 843 546,00 804 620,80 804 620,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Развитие АИС УКИД 45 486,40 68 684,20 45 486,40

3. Развитие \\еЬ-сервера ФТС России 2 610,40 0,00 0,00

Итого 891 642,80 873 305,00 850 107,20

Цифровизация таможенных процессов и внедрение модели интеллектуального пункта пропуска предполагает оценивание эффективности инновации [11, с. 19]. Так, в соответствии с приложением к приказу ФТС России от 29 апреля 2022 г. № 329 «Ведомственная программа цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы» (далее - Программа) предполагается ряд показателей, определяющих успешность реализации направлений цифровой модернизации. Одним из таких показателей, относящихся непосредственно к ИДК, является «количество товарных групп / позиций, контролируемых с использованием реализованных в ЕАИС ТО механизмов автоматического анализа снимков ИДК». Программа классифицирует указанный показатель в рамках обеспечения функции «Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания вза-

Список литературы

1. Стратегия развития таможенной службы до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р).

2. Афонин П.Н., Лебедева А.Ю. Разработка математической модели информационной безопасности унифицированной цифровой платформы интеллектуального пункта пропуска // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1 (77). С. 15-18.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

4. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Поль-Мари А.Л., Би-лик В.В. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: учебник / СПб: Троицкий мост, 2014. 336 с.

5. Афонин П.Н., Филиппенко С.В., Яргина Н.Ю. Международное таможенное сотрудничество: учебное пособие. СПб.: Интермедия, 2014. 172 с.

6. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля / П.Н. Афонин, А.Л. Хрунова, Н.С. Чикишев, Н.Ю. Яргина //

стижение следующих целей, установленных Программой:

1. Повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе, цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2. Снижение издержек государственного управления.

3. Создание условий для повышения собираемости доходов и совершения теневой экономики за счет цифровой трансформации.

В рамках Программы предусмотрено масштабное финансирование этапов ее реализации (см. табл. 5).

Таким образом, применение ИДК в рамках реализации концепции интеллектуального пункта пропуска представляется перспективным направлением цифровой трансформации, курс на которую взят на национальном уровне.

Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 175-180.

7. Приказ ФТС России от 15.02.2022 № 99 «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен».

8. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием ИДК».

9. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Зубов В.А. и др. Распознавание образов при таможенном контроле с применением ИДК и ДРТ: Монография. СПб: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2017. 220 с.

10. Приказ ФТС России от 14.04.2021 № 298 «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год».

11. Афонин П.Н., Лебедева А.Ю. К вопросу об унификации парка технических средств таможенного контроля таможенных органов России путем внедрения единой цифровой платформы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова

филиала Российской таможенной академии. 2020. Поступила в редакцию 31.07.2022

№ 3 (75). С. 18-22.

Сведения об авторе:

Лебедева Анастасия Юрьевна - аспирант ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», научный сотрудник кафедры прикладной механики и инженерной графики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», e-mail: lebedewa.nastena2011@yandex.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitiournal@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.