Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕНТГЕНОВСКОГО СКАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕНТГЕНОВСКОГО СКАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / НЕРАЗРУШАЮЩИЙ ФАКТИЧЕСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ / CRIMINALISTICS / NON INTRUSIVE PHYSICAL INSPECTION / INSPECTION AND SCREENING COMPLEXES / CUSTOMS SERVICES / IMAGE RECOGNITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Ялышев Станислав Алимович

Авторами в статье проанализированы организационные и методические аспекты криминалистического исследования результатов сканирования товаров и транспортных средств с использованием инспекционно досмотровых комплексов. На примере железнодорожных инспекционно досмотровых комплексов рассмотрены особенности принятия решения по результатам осуществления фактического таможенного контроля, проведена оценка криминалистической значимости результатов рентгеновского сканирования товаров и транспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Ялышев Станислав Алимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORENSIC INVESTIGATION OF THE RESULTS OF X-RAY SCANNING USING NON-INTRUSIVE INSPECTION

The authors analyze the organizational and methodological aspects of forensic research of the results of scanning goods and vehicles using inspection and screening complexes. On the example of railway inspection and screening complexes, the peculiarities of decision making based on the results of actual customs control are considered the forensic significance of the results of X-ray scanning of goods and vehicles is assessed

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕНТГЕНОВСКОГО СКАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ»

УДК 343.95:621.38

организационные и МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕНТГЕНОВСКОГО СКАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Афонин Петр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: [email protected]

Ялышев Станислав Алимович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.ю.н., профессор, e-mail: [email protected]

Авторами в статье проанализированы организационные и методические аспекты криминалистического исследования результатов сканирования товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов. На примере железнодорожных инспекционно-до-смотровых комплексов рассмотрены особенности принятия решения по результатам осуществления фактического таможенного контроля, проведена оценка криминалистической значимости результатов рентгеновского сканирования товаров и транспортных средств

Ключевые слова: криминалистика; неразрушаю-щий фактический таможенный контроль; инспек-ционно-досмотровые комплексы; таможенные услуги; распознавание образов

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORENSIC INVESTIGATION OF THE RESULTS OF X-RAY SCANNING USING NON-INTRUSIVE INSPECTION

Afonin Peter N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Fo-rensics, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]

Yаlyshev Stanislav А.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Technical Means of Customs Control and Fo-rensics, Doctor of Law, Professor, e-mail: [email protected]

The authors analyze the organizational and methodological aspects of forensic research of the results of scanning goods and vehicles using inspection and screening complexes. On the example of railway inspection and screening complexes, the peculiarities of decision-making based on the results of actual customs control are considered; the forensic significance of the results of X-ray scanning of goods and vehicles is assessed

Keywords: criminalistics; non-intrusive physical inspection; inspection and screening complexes; customs services; image recognition

Для цитирования: Афонин П.Н., Ялышев С.А. Организационные и методические аспекты криминалистического исследования результатов рентгеновского сканирования с использованием инспекционно-досмотровых комплексов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 24-28.

Широкое распространение в мировой практике таможенного контроля неразрушаю-щих технологий вместе с тем не привело на сегодняшний день к формированию методологического базиса криминологической оценки значимости их применения для целей выявления правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Учитывая, что в состав специальных задач криминалистики входит разработка и совершенствование криминалистических средств, методов, тактических приемов и методических рекомендаций по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений и др. [1], следует считать, что разработка научно-методических принципов криминалистической оценки значимости результатов применения мер по минимизации рисков

нарушения таможенного законодательства в виде рентгеновского сканирования с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (далее -ИДК) и других средств неразрушающего таможенного контроля является весьма актуальной.

Значимость рентгеноскопических изображений для целей криминалистического анализа подтверждается работами [2; 3], однако основной фокус внимания авторов в этих исследованиях смещается в область судебно-медицинской экспертизы, где оказывается доказанно возможным установление личности по результатам анализа рентгеноскопического изображения отдельных частей тела человека путем либо выявления нетипичных конфигураций пространственных структур тела человека, либо путем сравнения дефектов их отдельных элементов

вследствие нанесения соответствующих повреждений в процессе преступных деяний, либо путем сопоставительного анализа денситометрических характеристик конкретных костей для решения задач идентификации, поскольку их кальциевый состав уникален для каждого отдельного индивидуума.

Проблематика необходимости развития научно-методических принципов криминалистической оценки значимости результатов применения не-разрушающих технологий таможенного контроля практически не затронута отечественными исследователями, за исключением отдельных работ [4]. Учитывая, что применение неразрушающих технологий таможенного контроля относится к категории таможенного осмотра, в контексте разработки криминалистических основ их применения следует отметить исследование [5], в котором тактика проведения осмотра рассматривается как особый вид следственных действий, целью которого является решение задач преодоления противодействия расследованию таможенных преступлений.

Однако следует отличать следственный осмотр, означающий в соответствии со ст. ст. 176-180 Уголовно-процессуального кодекса РФ «самостоятельное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии, анализе и фиксации следователем (дознавателем) самостоятельно или с помощью указанных в законе лиц обстановки места происшествия или иного объекта в целях обнаружения следов преступления, вещественных доказательств, имеющих значение для уголовного дела» [6] и таможенный осмотр, который в соответствии со ст. 327 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) рассматривается как «форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий» [7].

Два приведенных определения показывают свое общее сходство, понимая производимое действие как процесс, направленный на выявление следов, вещественных доказательств нарушения законодательства, однако, определение, данное в ТК ЕАЭС, не упоминает о связи выявленных визуально признаков с нарушением законодательства, об их фиксации, оставляя понимание процесса осмотра как некоторую самоцель, что размывает существенное значение процесса и сущ-ностно снижает уровень тесноты их семантической связи с возможностью криминалистической оценки значимости выявляемых признаков правонарушения или преступления.

Развитию научно-методических основ оценки криминалистической значимости применения не-разрушающих технологий таможенного контроля препятствует также факт отсутствия прямого указания на них в классической классификации криминалистической техники рентгеновских технологий исследования объекта таможенного контроля [1, с. 23-24], что, однако, не препятствовало указанию их в качестве криминалистически важного средства при поиске тайников и сокрытых вложений [1, с. 26]. В связи с этим, учитывая также динамичный характер развития неразрушающих технических средств таможенного контроля, представляется целесообразным расширить их узкое базовое предназначение до криминалистического, поскольку согласно своему целевому назначению они используются для собирания и исследования доказательств факта наличия (отсутствия) правонарушения или преступления в сфере таможенного дела.

Правовой основной методического обеспечения оценки криминалистической значимости результатов, получаемых с помощью неразрушающих технологий являются положения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле, приказ Федеральной таможенной службы России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» [8], Методические рекомендации по повышению эффективности применения ИДК [9], а также утвержденные руководства по работе со штатными программными средствами обработки рентгеноскопических изображений.

С учетом актуальности разработки организационно-методического инструментария оценки криминалистической значимости результатов сканирования с использованием таких неразрушаю-щих технологий таможенного контроля как железнодорожные ИДК (далее - ЖД ИДК), внедряемых на территории России, рассмотрим именно на их примере возможности формирования соответствующей методики.

Экспертом, осуществляющим в таможенных органах функции осмотра с использованием не-разрушающих технологий, является оператор ИДК, принимающий юридически значимое решение о наличии, либо отсутствии признаков нарушения таможенного, либо иного законодательства. Юридически значимым решением является явным образом обозначенное и решение о необходимости дальнейших действий, например, фактического таможенного контроля в форме таможенного досмотра. Данное решение фиксируется в информационной системе ИДК и таможенных органов актом таможенного осмотра с применением ИДК и может влечь за собой соответствующие дополнительные временные и финансовые расходы для участника внешнеэкономической деятельности.

Целью проведения анализа информации, получаемой с применением ЖД ИДК, является возможность оперативно получать следующую информацию без нарушения графиков движения грузового подвижного состава:

- выявление в подвижном составе и перевозимых грузах тайников и скрытых вложений, представляющих угрозу для безопасности железнодорожных перевозок и окружающих объектов инфраструктуры, экономической, политической и экологической безопасности России;

- выявление несоответствия рентгеноскопического изображения перевозимых грузов и сведений, указанных в товаросопроводительных документах;

- выявление превышения количества грузов в подвижном составе, влияющее на экономическую составляющую деятельности железной дороги;

- выявление нарушений правил и норм загрузки, расположения и крепления перевозимых грузов, влияющих на безопасность железнодорожного транспорта, прилагаемых объектов инфраструктуры и сохранность перевозимых товаров;

- выявление неисправностей и дефектов оборудования подвижного состава, влияющих на безопасность железнодорожных перевозок;

- выявление ошибок, допущенных оператором, при повторном анализе информации, проводимом более опытным оператором или его начальником в системе постконтроля в целях повышения ответственности операторов.

- Основным принципом анализа рентгеновского теневого изображения товаров и транспортных средств (далее - РИ) является комплексный подход, предусматривающий:

- визуальный просмотр оператором ЖД ИДК рентгенограмм в целом и их отдельных элементов с применением всех имеющихся инструментов программного обеспечения станции анализа изображений;

- рассмотрение совокупности сведений, полученных ранее при проведении контроля с применением ЖД ИДК и находящихся в базе рентгеновских изображений, аналогичных типов вагонов и перевозимых грузов (наливных, сыпучих, сборных) как без подозрений, так и с подозрениями, подтвержденными результатами физического досмотра вагона;

- сопоставление информации, получаемой оператором ЖД ИДК при исследовании и анализе РИ и фотографического изображения этого же объекта по фотографии или визуального наблюдения этих грузов, их размещения, укладки при физическом досмотре.

При проведении анализа РИ оператором в режиме реального времени рекомендуется руководствоваться следующим набором критериев, позволяющих предполагать наличие или отсутствие перемещения запрещенных предметов.

1. Наличие предметов, отличных от основных заявленных грузов по форме, размерам, степени

поглощения рентгеновских лучей, цветовой гамме материалов, расположению в вагоне, контейнере, в транспортных средствах на железнодорожных платформах.

2. Загрузка подвижного состава произведена с нарушением и превышением норм и правил, не обеспечивающим безопасность перевозки.

3. Присутствие на РИ разнородности масс, неоднородных зон, различной плотности в общем объеме однородного груза и очертаний форм предметов, запрещенных к перевозке в однородных наливных, сыпучих грузах.

4. Наличие включений в заявленныйгруз других объектов с различной массой, плотностью, структурой, цветовой гаммой определения материалов при одинаковой форме и размерах.

5. Особенности физических характеристик перемещаемых грузов, количество рядов, высота размещения, веса грузов, типа упаковок, паллет, поддонов.

6. Конструктивные особенности подвижного состава, типа вагонов (рефрижераторы, цистерны, автовозы и т.д.).

7. Соответствие вида перевозимых грузов типу вагона.

8. Наличие механизмов и частей, не предусмотренных техническими характеристиками подвижного состава.

9. Наличие частей РИ, которые по форме, степени поглощения рентгеновского излучения, цветовой гамме материалов, весу и атомному номеру кластера на рентгенограмме схожи с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, наркотиками, табачной и алкогольной продукцией, культурными и историческими ценностями, живыми животными и людьми.

10. Ориентировочный вес груза, определенный с использованием инструментов интерфейса, превосходит нормы загрузки.

Реализация криминалистических целей данных рекомендаций осуществляется на основании внимательности, ответственности, профессиональном подходе операторов ЖД ИДК, проводящих анализ рентгенограмм, в связи с чем операторам анализа РИ для работы требуются особые профессиональные навыки. Так, при проведении анализа РИ оператору необходимо учитывать особенности отображения анализируемых объектов контроля на рентгеновском изображении:

- при одинаковой толщине предметов, чем выше плотность материала (больше масса предмета при одинаковом объеме), тем темнее его цвет, и наоборот;

- для предметов, изготовленных из одного и того же материала, области изображения будут темнее у более объемных: так, когда на изображении для товара, состоящего из однотипных и имеющих одинаковую форму предметов, встречаются непоследовательные области, это может быть вызвано

способом размещения груза в вагоне, при котором он укладывается в несколько рядов;

- иные особенности, выявляемые операторами ЖД ИДК ранее в процессе проведения анализа информации, полученной с использованием ЖД ИДК.

В процессе проведения анализа оператор в зависимости от вида груза должен учитывать следующие положения:

- выявление разнородных зон в однородной продукции - необходимо обратить внимание на наличие предметов, отличающихся от однородной продукции по форме, размерам, степени поглощения рентгеновских лучей, расположению в вагоне.

В ряде случаев для однородной продукции разная степень поглощения рентгеновских лучей объясняется характером загрузки товаров в крытом вагоне, полувагоне.

В целях сопоставления сведений о габаритах перемещаемых грузов и объектов возможного нарушения необходимо произвести их измерение с использованием инструмента «Линейка» программного средства рабочей станции, а также на рентгенограмме используя «Линейку» указать местоположение подозрительного объекта в вагоне для ускорения его поиска при физическом досмотре.

При анализе РИ для определения степени загрузки вагона (превышение норм) для этих целей используются инструменты интерфейса рабочей станции оператор по определению ориентировочного веса груза.

Необходимо учитывать конструкционные особенности объекта контроля, уделяя внимание областям и оборудованию, характерным только для конкретного вида, в частности:

- автовоз - на первом этапе следует проводить анализ ЖД платформы, на втором этапе следует анализировать каждый перемещаемый в нем автомобиль по отдельности в соответствии с особенностями анализа для грузовых и легковых машин;

- цистерна - при анализе РИ на наличие скрытых вложений и тайников необходимо учитывать полноту загрузки, а также уделять внимание обшивке цистерны, ее конструкции (должны учитываться количество люков и сливов).

Можно выделить ряд приёмов анализа РИ, способствующих повышению эффективности анализа рентгенограмм.

1. Приём исключения узнаваемых предметов.

Суть данного метода состоит в пошаговом исключении на снимке путём учета опознанных оператором изображений предметов. Предметы, не опознанные оператором, ставятся под подозрение.

2. Приём поиска определённых предметов.

Оператор за время своей деятельности накапливает определённый опыт и держит в памяти характерные изображения предметов - субъектов нарушения законодательства о транспортной безопасности, например, изображения оружия,

наркотиков, боеприпасов и т.д. В поиске на рентгеновском снимке характерных теневых изображений этих предметов и состоит суть данного приёма.

3. Приём сравнения двух подобных изображений.

Если у оператора имеется возможность проведения сравнительного анализа двух изображений одного и того же типа вагона, либо одного и того же вида грузов, оператор имеет возможность воспользоваться функцией сравнения рентгеновских изображений, используя программное средство анализа рентгенограмм.

4. Приём «свежего взгляда».

При наличии возможности оператор демонстрирует полученное сложное изображение более опытному оператору для оказания ими помощи в правильном анализе снимка, однако окончательное решение принимает оператор, ответственный за анализ данной рентгенограммы. Часто именно эффект «свежего взгляда» и позволяет обнаружить уже невидимые «замыленным» глазом оператора некоторые элементы объекта контроля на рентгеновском изображении.

Операторам ЖД ИДК, осуществляемым анализ РИ, рекомендуется на постоянной основе развивать и совершенствовать профессиональные качества и компетенции:

- знания в области обеспечения безопасности железнодорожного транспорта;

- знания технических характеристик и конструктивного исполнения подвижного состава, характеристик грузов, перевозимых ЖД транспортом;

- знания функциональных возможностей инструментов интерфейса рабочей станции по исследованию рентгенограмм и поиску объектов нарушения транспортной безопасности, устойчивые практические навыки владения комплексом инструментов рабочей станции;

- знания и умения эффективно выявлять при анализе рентгенограмм объекты правонарушений транспортной безопасности.

Операторы ЖД ИДК, осуществляющие анализ рентгенограмм, полученных с использованием ИДК, совершенствуют и развивают профессиональные качества и компетенции в процессе:

- повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам в профильных высших учебных заведениях;

- регулярных занятий по профессиональной подготовке;

- периодических и внеплановых инструктажей;

- служебных совещаний;

- обмена опытом;

- индивидуальной работы руководителей;

- самостоятельной подготовки.

Также в целях постоянного совершенствования профессиональных качеств операторов ИДК целесообразно в период технологических простоев ИДК (длительного ожидания объектов контроля, проведения технического обслуживания, не влияющих

на работу станции анализа изображений) организовать учебную тренировку, используя базу рентгеновских изображений на станции. Для этого следует выбрать рентгенограммы, по результатам анализа которых были проведены физические досмотры. С составом рабочей смены ЖД ИДК провести обсуждение и дать краткую характеристику принятых операторами решений.

При проведении данного метода тренировки операторы не должны испытывать значительной нагрузки на зрительный аппарат.

Таким образом, проведенный анализ организационных и методических аспектов криминалистического исследования результатов рентгеновского сканирования с использованием инспекционно-до-смотровых комплексов и других средств неразру-шающего таможенного контроля показал:

- отсутствие в настоящее время в научной литературе и нормативных актах определения применения неразрушающих технологий таможенного контроля как элемента криминалистических методик для целей выявления правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

- неразрушающие технологии (ИДК и досмотровые рентгеновские аппараты) находят упоминание в качестве видов технических средств таможенного контроля, имеющих криминалистически значимое значение в соответствующих учебных пособиях по криминалистике, однако по факту их дальнейшее использование для указанных целей не раскрыто;

- разработанные авторские организационно-методические рекомендации по применению ЖД ИДК по сути являются криминалистической методикой, обеспечивая расследование отдельных видов и групп преступлений и правонарушений, специфичных для сферы таможенного дела, содержат все присущие криминалистической методике элементы [10].

Библиографический список:

1. Криминалистика: учебник / под общ. ред. засл. юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В.А. Жбанкова. М.:

Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 514 с.

2. Коротаева М.А. Идентификация личности при помощи рентгенографии // Российский следователь. 2018. № 9.

3. Конев В.П., Московский С.Н., Щербич В.М. Способ денситометрического определения рентгенологической плотности костной ткани челюстей для идентификации личности при чрезвычайных ситуациях // Патент на изобретение RU 2372845 C1, 20.11.2009. Заявка № 2008116965/14 от 28.04.2008.

4. Блохин Е.О. и др. Рентгеновские комплексы на основе регистрации трансмиссионного и обратно рассеянного излучения / Блохин Е.О., Паршин И.А., Шу-рушкин А.В., Буклей А.А., Артемьев Б.В., Федоровский Е.В. // Контроль. Диагностика. 2012. № 12. С. 4-7.

5. Колесникова М.М. Особенности проведения осмотра как тактика следственных действий в процессе получения доказательств по делам о таможенных преступлениях // Российский следователь. № 6. 2010. С. 2-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru.

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.

8. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.

9. Афонин П.Н., Зубов В.А., Мамичев С.А., Мина-сян А.Р., Черноглазов В.С. Методические рекомендации по повышению эффективности применения ин-спекционно-досмотровых комплексов. М., 2016.

10. Криминалистика: учебник / Челышева О.В., Сотников К.И., Лутошкин Г.Ю. и др.; под общей редакцией Челышевой О.В.; МВД России, Санкт-Петербургский университет. Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2017. 579 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.