Научная статья на тему 'О стратегии использования инспекционно-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного контроля'

О стратегии использования инспекционно-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CUSTOMS CONTROL / X-RAY INSPECTION SYSTEMS FOR CARGO SCANNING / CUSTOMS INSPECTION / SYSTEM OF RISK MANAGEMENT / PRESENTING DOCUMENTS AND INFORMATION / CUSTOMS VIOLATION / ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Гайфутдинов Васых Ахметович

Статья посвящена особенностям использования инспекционно-досмотровых комплексов в процессе таможенного контроля. Предлагаются к обсуждению основные вопросы стратегии применения инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Гайфутдинов Васых Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STRATEGIES OF X-RAY INSPECTION SYSTEMS FOR CARGO SCANNING USE DURING CUSTOMS CONTROL

The article is devoted to the special aspects of X-ray Inspection systems for Cargo scanning use in the process of customs control. The main issues of the strategy of X-ray Inspection systems for Cargo scanning application during customs control of goods and vehicles are offered to the consideration

Текст научной работы на тему «О стратегии использования инспекционно-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного контроля»

УДК 67.05

О О СТРАТЕГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСПЕКЦИОННОЕ ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ¡5 ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Ü

^ Кулешов А.В.

Ü Гайфутдинов В.А.

'S Статья посвящена особенностям использования инспекционно-досмотровых Q комплексов в процессе таможенного контроля. Предлагаются к обсуждению основ-■р ные вопросы стратегии применения инспекционно-досмотровых комплексов при про-1— ведении таможенного контроля товаров и транспортных средств

Ü

The article is devoted to the special aspects of X-ray Inspection .systems for Cargo scanning use in the process of customs control. The main issues of the strategy of X-ray Inspec-O tion systems for Cargo scanning application during customs control of goods and vehicles are offered to the consideration

£

Ключевые слова: таможенный контроль; инспекционно-досмотровой комплекс; « таможенный осмотр и досмотр; система управления рисками; представляемые S документы и сведения; нарушение таможенных правил; административная и ^ уголовная ответственность

С Keywords: customs control; X-ray Inspection systems for Cargo scanning;

О customs inspection; system of risk management; presenting documents and information; С customs violation; administrative and criminal liability

Ü

f— Как известно, на оснащение таможенных органов Российской Федера-g ции приняты и уже в течение достаточно продолжительного времени успешен но эксплуатируются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Пере-g чень разновидностей ИДК, состоящих на оснащении таможенных органов, порядок их применения при проведении таможенного контроля определены ^ приказом ФТС России1.

g Накопленный опыт применения ИДК требует осмысления его роли и К места в осуществлении таможенного контроля. Прежде всего, необходимо отметить особенности ИДК как инструмента таможенного контроля. Ис-Рч пользование ИДК, как и других технических средств таможенного контро-О ля (ТСТК), при проведении таможенного контроля определено Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Согласно ст. 107 ТК ТС технические средства при таможенном контроле используются, прежде всего, в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности.

18

1 Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации».

Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

В настоящее время стационарные и мобильные ИДК используются при проведении таможенного осмотра товаров, перевозимых автотранспортом, а также автотранспортных средств2.

Суть таможенного осмотра, порядок его проведения определен ТК ТС.

Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами3.

Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

Таким образом, согласно ТК ТС, суть таможенного осмотра - внешний визуальный осмотр транспортных средств с товаром без их вскрытия в целях проверки целостности грузовых отсеков, наличия и соответствия таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. При этом получать какую-либо информацию о товарах, находящихся внутри закрытых железнодорожных вагонов, контейнеров, автофургонов не представляется возможным. Применение ИДК в процессе таможенного осмотра позволяет «заглянуть» внутрь закрытых транспортных средств (визуализировать их внутреннее содержимое) и получить достаточную во многих случаях для целей таможенного контроля информацию о содержащихся внутри закрытых транспортных средств товарах - о соответствии количества упаковок с товаром, единиц товара в упаковке, самого товара товаросопроводительным документам, а также установить имеются ли товары, незаявленные в товаросопроводительных документах. По результатам анализа рентгеновского изображения объекта контроля, полученного ИДК, ему присваивается статус - объект под

2 Приказ ФТС России от 22.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

3 Таможенный Кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). Ст. 115 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615.

подозрением или нет, и, самое главное, принимается решение о дальнейших действиях по проведению таможенного контроля - проводить таможенный досмотр или нет.

Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами4.

Проведение таможенного осмотра товаров, транспортных средств с использованием ИДК позволяет решить определенную часть задач таможенного досмотра, связанных со вскрытием грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров, разгрузкой товаров, их сортировкой, вскрытием упаковки и идентификацией товаров, определением их количества. Необходимость в проведении таможенного досмотра, когда по результатам таможенного осмотра с использованием ИДК объекту контроля присвоен статус «объект под подозрением», обусловлена, прежде всего, физическими основами применяемого метода получения информации об объектах таможенного контроля и техническим совершенством самих ИДК. Изучение технических перспектив развития ИДК показывает, что в ближайшие годы они будут развиваться эволюционно - качественного скачка в улучшении их разрешающей способности не произойдет и, как следствие, неопределенность по результатам таможенного осмотра с использованием ИДК, то есть необходимость в проведении таможенного досмотра, останется.

Приказом ФТС России5 положения статьи 116 ТК ТС для должностных лиц таможенных органов Российской Федерации фактически дополнены, конкретизированы. Данным приказом четко определено, что таможенный досмотр проводится для идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определение количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и в необходимых случаях качества (безопасности), определение наименования и прочих характеристик товаров.

Применяемые в настоящее время ИДК с точностью в пределах их разрешающей способности для отдельных групп товаров позволяют решать вышеперечисленные задачи таможенного досмотра.

4 Там же. Ст. 116.

5 Приказ ФТС России от 04.07.2013 № 1240 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмо-

тра) до выпуска товаров».

Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

О стратегии использования инспекционно-досмотровых...

Фактически ИДК совмещают функции инструмента таможенного осмотра и в определенной степени таможенного досмотра отдельных товаров и транспортных средств. Исходя из положительного опыта применения и учитывая необходимость в ИДК как в инструменте оперативного таможенного контроля товаров и транспортных средств и в будущем, ТК ТС необходимо дополнить отдельной статьей, отражающей особенности его применения в процессе таможенного контроля.

В настоящее время другие страны - участницы Таможенного союза, кроме России, при осуществлении таможенного контроля не используют ИДК из-за их отсутствия. Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации через территории Республики Беларусь и Республики Казахстан автомобильным транспортом, с применением ИДК не контролируются. Это, в свою очередь, существенно снижает эффективность таможенного контроля российскими таможенниками за счет наличия обходных маршрутов ввоза товаров через границы этих государств.

Вопрос применения ИДК в проведении таможенного контроля на таможенной границе Таможенного союза и оснащения ими пунктов пропуска Республики Беларусь и Республики Казахстан, учитывая его дороговизну, должен быть вынесен на рассмотрение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Положительное решение этого вопроса позволит охватить оперативным таможенным контролем всю таможенную границу Таможенного союза и тем самым минимизировать ущерб от ввоза (вывоза) товаров с нарушением установленных таможенных правил.

В настоящее время ИДК, состоящие на оснащении таможенных органов Российской Федерации, используются при таможенном контроле товаров, перевозимых автотранспортом, и самих автотранспортных средств в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП), а также контейнеров вывозимых (ввозимых) с территории морских портов автотранспортом и железнодорожным транспортом.

Товары, перевозимые железнодорожным транспортом, сам железнодорожный транспорт при проведении таможенного контроля в настоящее время проверяются без применения ИДК, так как на оснащении таможенных органов Российской Федерации пока нет ИДК, позволяющих контролировать железнодорожный транспорт.

У наших финских соседей единственный ИДК для таможенного контроля товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, с апреля 2010 года функционирует в порту Вуосаари (около Хельсинки) Республики Финляндия. По информации Главного таможенного управления Финляндии, в средствах массовой информации, в случае положительного опыта его применения, будет решаться вопрос об установке такого комплекса на железнодорожном пункте пропуска Ваниккала.

Учитывая тот факт, что ширина железнодорожной колеи в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан с соседними государствами (за исключением Республики Польша) одинаковая, и железнодорожный транспорт как транспортное средство для международной перевозки товаров является весьма удобным, оценка необходимости ИДК для контроля железнодорожного транспорта требует отдельного изучения и принятия решения. В силу дороговизны этого проекта, такое решение целесообразно принимать на уровне ЕЭК.

Опыт эксплуатации ИДК в таможенных органах Российской Федерации показал, что для их ремонта комплектующие узлы и агрегаты, которые вышли из строя, необходимо заказывать за рубежом, так как они производятся иностранными производителями. Это, в свою очередь, существенно увеличивает время простоя ИДК. В случае выхода из строя ускорителя электронов (источник рентгеновского излучения), простой может быть до нескольких месяцев. Обусловлено это тем, что ускоритель электронов ИДК является объектом экспортного контроля (товаром двойного применения). В каждом случае для его импорта с целью ремонта ИДК необходимо получать письменное разрешение органов экспортного контроля страны-производителя, что требует значительных затрат времени.

В ближайшей перспективе альтернативы ИДК в проведении оперативного таможенного контроля товаров, перевозимых автотранспортом, и автотранспортных средств нет и не предвидится. В связи с этим вопрос оснащения пунктов пропуска на таможенной границе Таможенного союза ИДК собственного производства является актуальным и подлежит рассмотрению на уровне ЕЭК. Зависимость от иностранного производителя такой наукоемкой и высокотехнологичной продукции должна быть ликвидирована. Разработка и производство собственного ИДК, как показывает опыт Китая, - посильная задача для государств - членов Таможенного союза.

Практика таможенного контроля с применением ИДК показывает, что, например, в среднем на 1000 таможенных осмотров с применением ИДК в Северо-Западном таможенном управлении возбуждаются от одного до четырех дел об административном правонарушении таможенных правил (АП). Необходимо отметить, что у авторов данной статьи, к сожалению, достоверной информации по судебным решениям по этим делам об АП нет, и, соответственно, не представляется возможным оперировать реальным количеством АП на 1000 объектов таможенного контроля, которые подверглись таможенному осмотру с применением ИДК.

Математическая обработка статистических данных таможенных осмотров с применением ИДК показывает, что вероятность возбуждения дел об АП подчиняется закону Пуассона6 (закону редких событий). Этот факт

6 Гайфутдинов В.А., Сошникова О.П.. О некоторых вероятностных аспектах таможенного

22 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

О стратегии использования инспекционно-досмотровых...

позволяет сделать закономерный вывод - если даже довести объем таможенных осмотров объектов таможенного контроля с применением ИДК до 100 %, то общая картина не изменится, так как реальное количество АП, приходящихся на 1000 объектов таможенного контроля, очень мало.

В настоящее время интенсивность использования ИДК при осуществлении таможенного контроля выявляется путем установления контрольного показателя (для МАПП он составляет 5 автомобилей в час) и контролем его выполнения таможенными постами. Исходя из вышеприведенных рассуждений, этот контрольный показатель должен быть отменен. Необходимо проводить таможенный осмотр с использованием ИДК только тех товаров, в отношении которых проведение таможенного осмотра с использованием ИДК определено действующими профилями рисков, а не количеством автотранспорта вообще.

Легковые автомобили, автобусы, порожние грузовые автомобили, контейнеры, которые перемещаются через МАПП, могут использоваться для контрабандного перемещения предметов, запрещенных к ввозу (вывозу), предметов культурного достояния народов Таможенного союза, взрывчатых веществ, оружия, отравляющих, опасных химических и биологических веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, токсичных веществ, драгоценных металлов, камней и изделий из них. В отношении них действующих профилей рисков нет. Определение объекта контроля для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК может осуществляться, например, с помощью генератора случайных чисел.

В заключение можно отметить тот факт, что применение ИДК положительно сказывается на эффективности осуществления таможенного контроля в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.

Для ускорения проведения таможенного контроля и повышения его эффективности на таможенной территории Таможенного союза необходимо оснащение ИДК пунктов пропуска на таможенной границе Таможенного союза.

Библиографический список

1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). Ст. 115, 116 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615.

2. Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации».

3. Приказ ФТС России от 22.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 4 (44). С. 26-30.

4. Приказ ФТС России от 04.07.2013 № 1240 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров».

5. Гайфутдинов В.А., Сошникова О.П. О некоторых вероятностных аспектах таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 4 (44). С. 26-30.

24 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.