Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФТС РОССИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФТС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1194
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Д.Н.

В статье рассмотрены результаты внедрения инновационных высокотехнологичных технических средств таможенного контроля в деятельность подразделений Федеральной таможенной службы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE HIGH-TECH TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL IN THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the results of the introduction of innovative high-tech technical means of customs control in the activities of divisions of the Federal Customs Service of Russia.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФТС РОССИИ»

БИТ 2021 Том 5 № 3 (19) УДК 629.06

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФТС РОССИИ

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

RESULTS OF THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE HIGH-TECH TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL IN THE FEDERAL

CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Afonin D.N.

St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрены результаты внедрения инновационных высокотехнологичных технических средств таможенного контроля в деятельность подразделений Федеральной таможенной службы России.

Ключевые слова: технические средства таможенного контроля, инновации, эффективность, федеральная таможенная служба.

Abstract

The article discusses the results of the introduction of innovative high-tech technical means of customs control in the activities of divisions of the Federal Customs Service of Russia.

Keywords: technical means of customs control, innovation, efficiency, federal customs service.

Согласно Стратегии развития ФТС 2030 [1], крайне важно уделить приоритетное внимание развитию физической и технической составляющих пунктов пропуска, которые должны включать стандарты для максимальной автоматизации таможенных процессов с использованием элементов искусственного интеллекта - модели «умных» пунктов пропуска, которые должны использоваться при реконструкции, модернизации и строительстве пунктов пропуска, в том числе с учетом инфраструктуры, созданной в приграничных районах Российской Федерации.

Инновационная деятельность включает инновации и связанные с ними процессы во всех областях экономики и управления, техники и технологий, науки, образования, услуг и т.д. Источником инновационной деятельности является творческое состояние коллектива, а также инвестиции в экономику, обеспечивающие смену поколений техники и технологий, разработку изобретений, разработку и освоение новых (инновационных) решений.

Применение ТСТК является мерой обеспечения таможенного контроля [2] и осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля в целях получения

информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств идентификации, контрабанды и иных признаков нарушений актов, составляющих право Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, регулирующих таможенные правоотношения [3].

К применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие требованиям эксплуатационной документации на конкретный вид технического средства, полностью укомплектованные в соответствии с эксплуатационной документацией, прошедшие обязательную сертификацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Концепцией им-портозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» с 2012 по 2020 год происходило плановое переоснащение подразделений Федеральной таможенной службы России техническими средствами таможенного контроля. Комплекс ТСТК в пунктах пропуска через госу-

дарственную границу Российской Федерации определен Приказом ФТС России от 31.10.2008 № 1349 [4].

Так, в 2012 году на вооружение Федеральной таможенной службы начали поступать рентгеноспектральные приборы для идентификации металлов и сплавов «Метэксперт» (фирма «Южполиметалл холдинг), которые пришли на смену ранее использовавшимся приборам «Магний», «Прим-1РМ» и «Призма», предназначенным для идентификации отдельных групп металлов и сплавов в зависимости от их атомного номера. Новый прибор позволяет идентифицировать все известные металлы и сплавы и кроме того является портативным устройством, которое можно применять автономно в зонах таможенного контроля на удалении от стационарного пункта пропуска.

В том же 2012 году в подразделения ФТС России стали поступать иондрейфо-вые детекторы «Кербер» (фирма «Южполи-металл холдинг) - приборы для поиска и идентификации наркотических и взрывчатых веществ. Они пришли на смену применяемым с 2004 года канадским «^Ьгс-4000», в которых ионизация газов в иондрейфовой камере осуществлялась за счет бета-излучения. В новых отечественных приборах ионизация производится за счет электрического разряда, что позволяет сделать прибор более безопасным и в разы увеличить скорость работы и срок эксплуатации прибора.

В 2012 году в подразделения ФТС России начали поступать модернизированные приборы для идентификации породы древесины ППИ «Кедр-М», позволяющие не только производить идентификацию породы древесины на основе инфракрасной спектроскопии, но и имеющие аппаратное оснащение для измерения объемов партии лесоматериалов фотометрическим способом, комплекс устройств для измерения влажности древесины и ее плотности.

В ноябре 2015 года ФТС России впервые были осуществлены закупки рентгеновских сканеров персонального досмотра человека. На вооружение подразделений ФТС поступила первая партия из 50 сканеров «Контур» белорусской фирмы «Adani» (рис. 1). Данные приборы позволяют обнаруживать запрещенные или ограниченные к перемещению предметы не только в одежде и на теле человека, но и расположенные внутри его организма, что сразу сказалось

на выявлении наркокурьеров-глотателей. В дальнейшем подразделения ФТС России стали оснащаться российским сканерами «Х-скан».

Рис. 1. Сканер для персонального досмотра человека Контур фирмы ADANI (Беларусь)

В 2016 году пограничные пункты пропуска, через которые может осуществляться перемещение озоноразрушающих веществ, были оснащены новыми приборам для идентификации данных веществ «Полюс» (фирма «Южполиметалл холдинг», пришедшими на смену отработавшим свой срок приборам «ПАИХ».

В 2017 году в подразделения ФТС России стали поступать приборы для идентификации драгоценных камней «Контроль» (фирма «Южполиметалл холдинг), принцип действия которых основан на рамановской спектроскопии. Портативность данных приборов и широкий спектр анализируемых объектов позволил на основе данного метода разработать и приборы «Химэксперт», которыми с 2018 года стали оснащаться подразделения таможенных органов. Данные устройства позволяют производить не-разрушающую идентификацию практически любых веществ кроме металлов и сплавов.

В 2017 году подразделения ФТС России стали оснащаться принципиально новыми системами ПАК АБИ «Каштан» для определения объемов партий экспортируемой древесины фотометрическим способом.

В период с 2012 по 2020 год шла работа по совершенствованию портативных видеотелевизионных систем, находящихся на

вооружении таможенных органов. На смену хорошо зарекомендовавшим себя приборам «Взгляд» и «Авиатор» пришли более совершенные «Кальмар» и «Спрут», оснащенные более совершенной оптикой, подвижной видеокамерой и портативным компьютером. Существенные изменения претерпел и популярный в таможенных органах видеоскоп «Крот», предназначенный для визуализации труднодоступных объектов (полостей бензобаков, систем обогрева и вентиляции автомобилей и т.п. Последние версии данного прибора также оснащаются портативным компьютером.

С 2012 года к 2020 постепенно по мере перевода применяемой досмотровой рентгеновской техники в 3 категорию (подлежащих списанию) произошло оснащение подразделений таможенных органов новыми досмотровыми рентгеновскими аппаратами, основанными на двухуровневом рентгеновском излучении, позволяющем производить автоматическое определение эффективного атомного номера веществ, находящихся в объекте контроля и тем самым повысить эффективность выявления запрещенных и ограниченных к перемещению через границу РФ предметов.

В 2018 году на вооружение Федеральной таможенной службы России поступили 11 первых отечественных мобильных ин-спекционно-досмотровых комплекса для контроля автотранспортных средств и контейнеров СТ-2630М («Скантроник Си-

стемс») с высокими техническими характеристиками и новыми функциональными возможностями (рис. 2).

Переход на ИДК российского производства позволит сэкономить бюджет при поддержке работы Таможенного органа ИДК, независимых от ИДК иностранных производителей при проведении ремонтных работ, а также возможность интеграции программы ИДК с ЕАИС таможенного органа. В 2018 году организовано подключение 29 ИДК к защищенному контуру Транспортной технологической подсистемы ЕАИС таможенных органов и обеспечен непрерывный информационный обмен в круглосуточном режиме между ИДК и ЕАИС таможенных органов. В 2020 году запущен железнодорожный инспекционно-досмотровый комплекс СТ-2630Т. В июле 2020 года холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех впервые представил мобильный инспекци-онно-досмотровый комплекс нового поколения на базе автомобиля КАМАЗ. Инспекци-онно-досмотровые комплексы создаются входящими в «Росэлектронику» предприятиями «Скантроник Системс» и НПП «Торий» при участии Лаборатории электронных ускорителей МГУ. В настоящее время данные мобильные ИДК проходят испытания на базе Кингисеппской таможни, где отрабатывается возможность их применения в «портальном» режиме, позволяющем в разы увеличить количество сканируемого транспорта.

Такое глобальное переоснащение подразделений ФТС России принципиально новыми техническими средствами таможенного контроля потребовало принятия новых нормативных правовых актов. В 2019 году вышли Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н

[5], определяющий новый перечень технических средств таможенного контроля, и Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н

[6], определяющий порядок их применения.

Таким образом, несмотря на «недостаточное развитие отечественных информационных технологий и элементной базы, зависимость от поставок на

российский рынок информационно-технических средств и общесистемных программных средств зарубежного производства» [7] за последние десять лет произошло радикальное переоснащение подразделений таможенных органов России техническим средствами таможенного контроля. При этом широко стали использоваться инновационные технологии (рамановская спектроскопия, определение эффективного атомного номера и т.д.). Переоснащение таможенных органов производилось практически исключительно техническими средствами отечественного производства.

В основе современного таможенного контроля в Российской Федерации лежит система управления таможенными рисками. Выполнение таких форм таможенного осмотра, как осмотр и досмотр возможны только по результатам сработки профилей

рисков. Более того, применение тех или иных видов технических средств таможенного контроля возможно только при условии, что они отражены в поручении на таможенный досмотр, а они могут быть там отражены только в том случае. если они указаны в профиле риска.

Совершенствование информационных таможенных технологий и системы управления таможенными рисками проводилось в соответствии с мероприятием 5.1.1. «Обеспечение развития деятельности таможенных органов Российской Федерации» ОМ 5.1. «Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации» Подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности» программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» [8], в рамках раздела «Развитие внешнеэкономической деятельности» Государственной программы «Инновационное развитие и модернизация экономики» [9]. Дата начала реализации: 01.01.2013 Дата завершения реализации: 31.12.2021.

Финансирование данной деятельности осуществлялось из государственного бюджета, размеры финансирования представлено в табл. 1 .

Результатом реализации п. 5.1. программы должен быть показатель «Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля (не менее)» (рис. 3).

Данный показатель является интегрированным показателем, отражающим эффективность применения СУР.

Таблица 1

Финансирование мероприятия 5.1.1. программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» (тыс. руб.) [9]

Год Запланировано Кассовое исполнение Законтрактовано

2013 60641863,6 0 0

2014 60436289,6 40895702,9 14475977,88

2015 60900626,7 38160650,4 14330887,27

2016 61429158,8 36684131,5 8064937,2

2017 55920286,21 53256762,6 15110013,5

2018 50343550,9 269342,19 24411795,23

2019 60113489,4 40687682,63 11413327,15

2020 31635608,5 43527013,4 15754232,6

100,00% 90,00%

10,00% 0,00%

2013 2014 2015 201Е 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рис. 3. Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля (не менее)

Система управления рисками лежит в основе современного таможенного контроля в Российской Федерации. Выполнение таких форм таможенного осмотра, как

Рис. 4. Динамика доли товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары

70

60

50

40

30

20

10

2013 2014 2015 2016 2017 201® 2019 2020 Рис. 5. Динамика доли товарных партий, подвергнутых таможен ному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и РФ

Рис. 6. Время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска для товаров, по которым не выявлены риски нарушений (мин.)

осмотр и досмотр возможны только по результатам сработки профилей рисков. Более того, применение тех или иных видов технических средств таможенного контроля возможно только при условии, что они отражены в поручении на таможенный досмотр, а они могут быть там отражены только в том случае. если они указаны в профиле риска. Как итог выполнения данной программы - совершенствования системы управления рисками и информационных таможенных технологий - можно рассматривать прогрессивное снижение доли товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары (рис.4.) [10]. При этом отмечается рост эффективности таможенного досмотра (рис. 5). На эффективность таможенного досмотра безусловно оказало влияние и внедрение инновационных технических средств таможенного контроля.

В итоге совершенствования системы управления рисками и информационных таможенных технологий мы видим прогрессивное снижение доли товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары [10]. При этом отмечается рост эффективности таможенного досмотра. На эффективность таможенного досмотра безусловно оказало влияние и внедрение инновационных технических средств

таможенного контроля. рассмотренных выше.

И одним из главных для участников ВЭД результатом стало уменьшение вре-

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: www.consult-ant.ru.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.20l9) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

4. Приказ ФТС России от 26.12.2019 № 2131 «Об отверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей регионарных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России». [Электронный ресурс] // Альта-Софт. URL: www.alta.ru.

5. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

Сведения об авторе:

мени, затрачиваемого таможенными органами РФ на осуществление таможенного контроля (рис. 6).

6. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: www.consult-ant.ru.

7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: www.consult-ant.ru.

8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: www.consultant.ru.

9. Развитие внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Портал Госпрограмм РФ. URL: programs.gov.ru/Portal/program/27/passport.

10. Сведения о выполнении основных показателей работы [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба России. URL: cus-toms.gov.ru/activily/results/svedeniya-o-vypolnenii-os-novnyx-pokazatelej-raboty-/2019-god.

Поступила в редакцию 23.06.2021

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: dnafonin@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.