Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ОБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАТЕГОРИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешечкина Раиса Петровна, Ворона Анастасия Александровна, Воронова Ольга Николаевна

В статье на основе анализа особенностей риск-категорирования участников внешнеторговой деятельности обоснована необходимость совершенствования выбора объектов таможенного контроля. Установлено, что в современных условиях основным этапом таможенного контроля является таможенный контроль после выпуска товаров, активное развитие которого связано с внедрением цифровых технологий. Проведен анализ применяемых информационных технологий и средств выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также достигнутых при их применении результатов, что позволило обосновать направления развития цифровых технологий выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Определены возможности использования цифровых технологий при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров, связанные с применением вероятностных методов математического моделирования поведения участников внешнеторговой деятельности как основы создания их «цифровых двойников». Обоснованы перспективные задачи по развитию цифровых технологий выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мешечкина Раиса Петровна, Ворона Анастасия Александровна, Воронова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS BASED ON DIGITAL TECHNOLOGIES

The article descibes the practical aspects of the choice of objects of customs control, the results of customs control after the release of goods. On the basis of statistical data, the ratio of participants in foreign trade activities classified as high, medium and low risk categories is characterized, blocking criteria used in the process of their automatic categorization are given. The information basis for the selection of objects of customs control after the release of goods is disclosed. The indicators of a retrospective analysis of the results of customs control after the release of goods are reflected. The necessity of improving the selection of objects of customs control based on the use of mathematical models to create a digital profile of a participant in foreign trade activity is substantiated. Sufficient attention is paid to substantiating the feasibility of using a mathematical model to improve the selection of objects of customs control after the release of goods and the ambiguity of approaches to the formation of an information basis for its development. An attempt is made to assess the potential results of the use of digital twins technology, attention is focused on the actual tasks, the solution of which seems necessary to improve the effectiveness of customs control after the release of goods.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Российская таможенная академия, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 500-13-90, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru; Гладков Андрей Романович - кандидат экономических наук, начальник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 500-13-98, e-mail: ar.gladkov@customs-academy.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора как механизм содействия российско-китайской торговле // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 24-34.

УДК 339.543:004

DOI 10.54048/20727240_2022_03_34

совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров на основе цифровых технологий

р. п. Мешечкина1, А. А. ворона2, о. Н. воронова1

1 Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Российская Федерация

2 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье на основе анализа особенностей риск-категорирования участников внешнеторговой деятельности обоснована необходимость совершенствования выбора объектов таможенного контроля. Установлено, что в современных условиях основным этапом таможенного контроля является таможенный контроль после выпуска товаров, активное развитие которого связано с внедрением цифровых технологий. Проведен анализ применяемых информационных технологий и средств выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также достигнутых при их применении результатов, что позволило обосновать направления развития цифровых технологий выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Определены возможности использования цифровых технологий при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров, связанные с применением вероятностных методов математического моделирования поведения участников внешнеторговой деятельности как основы создания их «цифровых двойников». Обоснованы перспективные задачи по развитию цифровых технологий выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, объекты таможенного контроля, цифровые технологии, участники внешнеторговой деятельности, категорирование, математическая модель, цифровой двойник, корреляционный анализ.

© Мешечкина Р. П., Ворона А. А., Воронова О. Н., 2022

improving of customs control after the release of goods based on digital technologies

R. p. Meshechkina1, A. A. vorona2, o. N. voronova1

1 Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russian Federation

2 North-Western Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (RANEPA), St. Petersburg, Russian Federation

Abstract. The article descibes the practical aspects of the choice of objects of customs control, the results of customs control after the release of goods. On the basis of statistical data, the ratio of participants in foreign trade activities classified as high, medium and low risk categories is characterized, blocking criteria used in the process of their automatic categorization are given. The information basis for the selection of objects of customs control after the release of goods is disclosed. The indicators of a retrospective analysis of the results of customs control after the release of goods are reflected. The necessity of improving the selection of objects of customs control based on the use of mathematical models to create a digital profile of a participant in foreign trade activity is substantiated. Sufficient attention is paid to substantiating the feasibility of using a mathematical model to improve the selection of objects of customs control after the release of goods and the ambiguity of approaches to the formation of an information basis for its development. An attempt is made to assess the potential results of the use of digital twins technology, attention is focused on the actual tasks, the solution of which seems necessary to improve the effectiveness of customs control after the release of goods.

Keywords: customs control after the release of goods, objects of customs control, digital technology, participants in foreign trade activities, categorization, mathematical model, digital twin, correlation analysis.

введение

Цифровизация таможенных процессов и использование искусственного интеллекта для развития таможенной деятельности предопределяют возможность совершенствования таможенного контроля за осуществлением экспортно-импортных операций и деятельностью участников внешнеторговой деятельности (ВТД) - юридических лиц и их бенефициаров, индивидуальных предпринимателей.

Приоритетная роль в проведении таможенного контроля и выявлении таможенных правонарушений при декларировании товаров принадлежит системе управления рисками, основанной на использовании риск-ориентированного подхода при выборе объектов таможенного контроля и категорировании участников ВТД в зависимости от ряда критериев, позволяющих относить их к категориям низкого, среднего и высокого риска.

Распределение участников ВТД по категориям риска показано на рис. 1. По состоянию на 01.01.2022 удельный вес участников ВТД категории низкого риска в их общей численности не превышал 9,8%, при этом доля перемещаемых ими товарных партий достигла 76,0%, а уплаченных таможенных платежей за перемещенные товары - 87,0% [1].

Представленное распределение участников ВТД по категориям риска свидетельствует о том, что их деятельность в большинстве случаев не соответствует критериям категории низкого риска, являющихся блокирующими при применении

автоматизированного категорирования юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу (рис. 2).

низкого уровня среднего уровня высокого уровня

риска риска риска

Рис. 1. Численность участников ВТД, соответствующих категориям низкого, среднего и высокого риска, ед. [1]

Блокирующие критерии, используемые при автоматическом категорировании участников ВТД

Непредставление документов и сведений для проведения таможенной проверки

Наличие задолженности по таможенным платежам

Применение к участнику ВТД процедуры ликвидации или банкротства

Неисполнение обязанности по уплате административного штрафа

Соответствие участника ВТД высокому уровню налогового риска

Вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, соответствующий ст. 194 УК РФ

Рис. 2. Критерии, блокирующие зачисление участников ВТД в категорию низкого уровня риска [1]

Категорирование участников ВТД определяется результатами таможенного контроля до и после выпуска товаров. В отношении участников ВТД низкого риска контроль проводится после выпуска товаров, в отношении участников ВТД со средним риском - до выпуска товаров в формах документального контроля, в отношении участников ВТД высокого риска - до выпуска товаров в формах документального и фактического контроля.

Объектом таможенного контроля является товарная партия, обладающая определенными признаками, значения которых сопоставляются с определенными

критериальными значениями (индикаторами риска), предусмотренными соответствующими профилями риска. Их сравнение осуществляется с применением таких форм таможенного контроля, как проверка документов и сведений, досмотр, осмотр объектов контроля [2].

На основе анализа процесса таможенного контроля с применением риск-ориентированного подхода можно сделать вывод, что, несмотря на различные схемы таможенного контроля для участников ВТД низкого, среднего и высокого риска, во всех случаях его результаты зависят от выбора объектов контроля. Поэтому одним из важнейших направлений повышения эффективности таможенного контроля в современных условиях является совершенствование выбора объектов таможенного контроля.

роль цифровых технологий в совершенствовании выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров

В целях повышения результатов таможенного контроля (увеличение поступлений таможенных доходов в федеральный бюджет, обеспечение экономической безопасности государства, защита населения и окружающей среды и др.) акцент при его проведении перенесен на постконтроль, или таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ), при котором в качестве объектов контроля выступают участники ВТД, импортирующие товары с целью их свободного обращения и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основной формой ТКПВТ выступает выездная или камеральная таможенная проверка [3]. При проведении ТКПВТ ввезенный товар уже реализован, потреблен или переработан и восстановить его признаки и свойства, указанные при декларировании, не представляется возможным. Поэтому возрастают требования к обоснованности выбора объектов ТКПВТ - участников ВТД, вступающих при декларировании товаров во взаимодействие с таможенными органами, аккумулирующими в электронном виде информацию о них и ввозимых товарах в учетных системах декларанта и Единой автоматизированной системе таможенных органов (ЕАИС ТО). Эти сведения позволяют сформировать цифровой профиль в виде цифровой модели, соответствующей «цифровому двойнику» участника ВТД.

«Цифровой двойник» представляет собой динамично изменяющуюся цифровую копию конкретного участника ВТД. Использование технологий «цифрового двойника» позволит прогнозировать деятельность участника ВТД и ее дальнейшее развитие, что послужит основой для принятия таможенными органами решения о необходимости применения в отношении этого участника ВТД форм ТКПВТ или об отсутствии оснований для его проведения.

информационные технологии и средства выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров

Проведение таможенными органами ТКПВТ осуществляется в режиме электронного взаимодействия с участником ВТД через его «Личный кабинет» и информационный сервис «Таможенная проверка», предоставляющий возможности взаимного обмена в электронном виде различными документами, получения участникам ВТД информации о результатах контроля в виде акта проверки, направления сообщения от проверяемого лица о наличии возражений по содержанию акта проверки, отправления в таможенные органы отчетности о совершаемых внешнеторговых операциях на территории Российской Федерации (РФ) и за ее пределами.

При выборе объектов ТКПВТ используется информация об экспортно-импортных операциях, осуществляемых конкретным участником ВТД. Для получения сведений о взаимосвязанных с ним лицах используются сведения, предоставляемые через систему межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти, являющимися его участниками. В качестве источников необходимой информации выступают также информационные ресурсы других надзорных и контрольных органов и федеральных структур [4].

Выбор объектов ТКПВТ осуществляется в отношении участников ВТД, реализующих товары, находящиеся в свободном обращении на внутреннем рынке. Для обеспечения обоснованности выбора объектов ТКПВТ должностными лицами таможенного органа проводится аналитическая работа, виды которой представлены на рис. 3.

Аналитическая работа в целях обоснования выбора объектов ТКПВТ

По собственной инициативе: у лиц с низким уровнем риска;

на основании диспетчеризации вышестоящих таможенных органов

По информации функциональных и правоохранительных подразделений таможни

Рис. 3. Виды аналитической работы, проводимой в целях обоснования выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров [4]

анализ результатов таможенного контроля после выпуска товаров (на примере белгородской таможни)

Для оценки возможностей выбора объектов таможенного контроля с помощью применяемых информационных технологий и средств ТКПВТ проведен анализ его результатов в регионе деятельности Белгородской таможни, имеющей в своей структуре службу ТКПВТ.

По результатам проверочных мероприятий службой ТКПВТ выявлены нарушения участниками ВТД обязательных требований и законодательных норм для внешней и внутренней торговли, вследствие которых в 2018 г. экономике нанесен

ущерб в сумме 17,3 млрд руб., в 2019 г. сумма ущерба, выявленного таможенными органами, достигла 26,2 млрд руб. [5].

В 2020 г. сотрудники службы ТКПВТ провели более 5 тыс. проверочных мероприятий, в том числе 1 603 таможенные проверки, послужившие основанием для возбуждения 7,3 тыс. дел об административных правонарушениях, и 348 дел об уголовных правонарушениях [6]. Несмотря на уменьшение количества проверочных мероприятий на 30%, их результативность в 2020 г. возросла до 94%, что является подтверждением признания Аналитическим центром при Правительстве РФ таможенного контроля лучшим из 38 видов государственного контроля по качеству администрирования. 2021 г. характеризуется ростом эффективности проверочной деятельности службы ТКПВТ, что выражается в возбуждении таможенными и иными государственными органами дел об административных и об уголовных правонарушениях в количестве 5 тыс. и 348 дел соответственно. Материалы таможенных проверок послужили основанием для перечисления в федеральный бюджет таможенных доходов на сумму, превышающую 3 млрд руб. Общая стоимость конфискованных товаров составила 489 млн руб. Вследствие проведения 914 таможенных проверок дополнительно начислены таможенные пошлины и штрафы на общую сумму 14 млрд руб. [7]. Эта сумма превысила на 3,3 млрд руб. объем поступлений в 2020 г., дополнительные начисления в расчете на одну таможенную проверку превысили 15 млн руб. (13 млн руб. в 2020 г.).

Результаты деятельности службы ТКПВТ Белгородской таможни иллюстрируют показатели, получившие отражение на рис. 4. Несмотря на снижение по сравнению с 2020 г. результативности таможенных проверок на 13,64%, в 2021 г. размер выявленного экономического ущерба превысил значение 2020 г. на 601,9%, или 680 917,9 тыс. руб. [4].

Количество форм Количество таможенных Результативность контроля, ед. проверок, ед. таможенных проверок, %

Рис. 4. Показатели, характеризующие результаты таможенного контроля службы ТКПВТ Белгородской таможни за 2020-2021 гг. [4]

В 2021 г. должностными лицами службы ТКПВТ большое внимание уделялось проведению аналитических работ с составлением информационно-аналитических справок (ИАС), количество которых по сравнению с 2020 г. выросло на 168 ед. (рис. 5), или на 107%. Количество лиц, в отношении которых составлены ИАС, увеличилось на 28,6%, а количество ИАС, составленных в отношении участников ВТД категории низкого риска (НУР на рис. 5) и имеющих нарушения законодательства, возросло на 11,4% при снижении общего количества лиц этой категории риска с 60 до 46.

350 300 250 200 150 100 50

325

60 46

2020 г.

□ 2021 г.

132 147

Общее количество лиц с НУР, шт.

Количество аналитических Количество лиц, работ с составлением ИАС, в отношении которых шт. составлены ИАС,

шт.

Количество участников ВТД, отнесенных к НУР нарушения таможенного законодательства, шт.

Рис. 5. Сведения об аналитических работах, выполненных должностными лицами службы ТКПВТ Белгородской таможни в 2020-2021 гг. [4]

Повышению результативности ТКПВТ в Белгородской таможне способствовало проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с созданием службы ТКПВТ и увеличением численности этого подразделения, что обусловило повышение обоснованности выбора объектов ТКПВТ, увеличение количества проверочных мероприятий и рост выявленного экономического ущерба при увеличении сумм таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, в расчете на одно проверочное мероприятие с 9,24 до 11,73 тыс. руб. [4].

Вместе с тем полученные в ходе ТКПВТ результаты основаны преимущественно на аналитической работе должностных лиц таможни по сбору, обработке и использованию информации баз данных ЕАИС ТО. В рамках указанной работы недостаточно используются возможности автоматического анализа сведений о деятельности участников ВТД и принятия информационной системой решений о выборе объектов ТКПВТ. В связи с этим требуется более активное применение цифровых технологий, вычислительные и интеллектуальные возможности которых позволят кратно повысить обоснованность и оперативность выбора объектов ТКВПТ.

0

математическое моделирование как основа применения цифровых технологий при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров

Проведенный анализ результатов ТКПВТ свидетельствует, что участники ВТД категории высокого риска идентифицируют свою информацию со сведениями, заявленными добросовестными экспортерами и импортерами, что обеспечивает им возможность скрыть таможенные правонарушения и избежать их фиксации таможенными органами, использующими при таможенном контроле систему управления рисками. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что обоснованность выбора объектов таможенного контроля с применением цифровых технологий и элементов искусственного интеллекта существенно зависит от уровня развития методов и алгоритмов обработки информации об объектах ТКПВТ. Подобные методы и алгоритмы должны обеспечивать выделение из всего массива характеристик потенциального объекта контроля информации, которая предопределяет возможность нарушений законодательных норм при ввозе и вывозе товаров.

В рамках применяемой в таможенных органах системы управления рисками возможность совершения нарушения законодательства определяется на основе оценки его вероятности. В связи с этим при разработке методов и алгоритмов цифровых технологий выбора объектов ТКПВТ особое значение имеет система вероятностных методов математического моделирования поведения объектов ТКПВТ, основанных на методе корреляционного анализа.

С применением метода корреляционного анализа в целях выявления степени взаимосвязанности стоимостных или количественных показателей перемещаемых товаров (либо в целом внешнеторговой деятельности участника ВТД) программным средством осуществляется расчет коэффициента корреляции Пирсона по следующей формуле:

т) __х У

ху '

Расчет представляется целесообразным оформить в виде табл. 1.

Таблица 1

Расчет коэффициента корреляции Пирсона

№ Показатель (X) Показатель (У) Отклонение показателяХ от среднего значения (4) Отклонение показателя У от среднего значения Ц) € 4 ¿х х ¿у

Вариационный размах коэффициента корреляции находится в пределах от 0 до ±1. Это означает, что чем больше абсолютное значение Rxy, тем выше теснота связи между исследуемыми величинами. Так, значение Rxy = 0 свидетельствует об отсутствии связи, значение Rxy = 1 - об абсолютной связи. Если его значение больше 1 или меньше - 1, то в расчетах допущена ошибка.

Оценку тесноты или силы корреляционной связи отражают общепринятые критерии, представленные в таблице Чеддока (табл. 2).

Таблица 2

Таблица Чеддока

Абсолютное значение R Теснота (сила) корреляционной связи

Менее 0,3 Слабая

От 0,3 до 0,5 Умеренная

От 0,5 до 0,7 Заметная

От 0,7 до 0,9 Высокая

Более 0,9 Весьма высокая

В качестве информации для расчета коэффициента корреляции могут использоваться заранее установленные расчетные показатели, отражающие степень взаимосвязи различных количественных и стоимостных показателей деятельности участника ВТД в отношении отдельного товара (их группы).

Применение системы вероятностных методов позволит моделировать поведение участника ВТД и прогнозировать его изменения, оценивать влияние изменения одного показателя на другие за определенный временной период и сравнивать средние показатели по товарам и участникам ВТД. Так, при вычислении общего уменьшения количества товара, ввозимого за определенный период в отдельном таможенном органе в связи с увеличением ставки ввозной таможенной пошлины, полученный показатель можно сравнивать с аналогичным показателем отдельного участника ВТД. Значительное отклонение показателя конкретного лица от среднего значения может являться основанием для дополнительного анализа причин отклонения.

Результатами такого анализа послужат выявление и определение степени взаимосвязи между выявленными отклонениями в деятельности участника ВТД и вероятностью нарушения таможенного законодательства, предоставление должностному лицу таможенного органа информации о наиболее значимых отклонениях с точки зрения вероятности правонарушения.

заключение

Проведенное исследование возможностей совершенствования ТКПВТ на основе цифровых технологий позволяет сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Степень использования цифровых технологий в деятельности таможенных органов по осуществлению функций таможенного контроля является недостаточной, что выражается в недостаточном развитии методов и алгоритмов обработки информации о деятельности участников ВТД, низкой степени автоматизации решений о выборе объектов ТКПВТ.

2. Основными применяемыми при ТКПВТ цифровыми технологиями являются «электронная камеральная таможенная проверка» (сопоставление в автоматическом режиме сведений, заявленных декларантом, с информацией, предоставляемой различными источниками, в том числе государственными органами), «цифровой двойник» (виртуальная модель поведения участника ВТД, позволяющая оценивать и прогнозировать возможные нарушения законодательства и присутствие признаков фирмы-«одновневки»).

3. Более широкое применение цифровых технологий позволит перейти на качественно новый уровень реализации функций ТКПВТ, что определяется высокой мощностью современных технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта, позволяющих повысить обоснованность и оперативность выбора объектов ТКПВТ.

Из результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что в целях совершенствования ТКПВТ на основе цифровых технологий в перспективе до 2030 г. ФТС России должна решить следующие задачи:

1) повысить степень распространения и использования цифровых инструментов, применяемых при обработке большого массива данных;

2) синхронизировать работу контрольных органов в соответствии с Федеральным законом «О государственном и муниципальном контроле», предусматривающим создание единой системы анализа рисков, которая будет применяться при проведении 200 видов контроля (в настоящее время риск-ориентированный подход используется лишь в 34 видах контроля) [8];

3) расширить межведомственное электронное взаимодействие с федеральными структурами и органами власти в целях обеспечения таможенных органов актуальными, полными и достоверными сведениями о хозяйственной деятельности участников ВТД в форме, пригодной для дальнейшей обработки и использования в таможенных целях [9];

4) обеспечить взаимодействие ФТС России с таможенными и иными государственными органами других государств ЕАЭС при реализации мероприятий по совершенствованию выбора объектов таможенного контроля на основе выработки общих подходов к созданию цифровой модели, идентичной «цифровому двойнику», позволяющей расширить перечень выявляемых правонарушений, сократить потенциальный ущерб для государства и увеличить доходную часть его бюджета;

5) повысить уровень использования технологий искусственного интеллекта, позволяющих автоматизировать выполнение функций таможенного контроля, в том числе выбор объектов ТКПВТ, что в полной мере согласуется со стратегическими направлениями развития ФТС России.

Решение указанных задач позволит обеспечить преобладание в сфере внешнеэкономической деятельности добросовестных участников ВТД, соблюдающих требования законодательства, в полном объеме уплачивающих таможенные платежи и не наносящих экономического ущерба государству.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Информационный портал для участников ВЭД [Электронный ресурс]. URL: https:// customsforum.ru (дата обращения: 12.02.2022).

2. Давыдов Р. В. Технология цифрового двойника как основа выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 25-32.

3. Новиков С. В. Формирование единого подхода к проведению таможенного контроля после выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 132-140.

4. Оперативная информация Белгородской таможни [Электронный ресурс]. URL: https:// ctu.customs. gov.ru /folder/12109 (дата обращения: 17.05.2022).

5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 17.05.2022).

6. Башлы П. Н., Вербов В. Ф. Цифровая трансформация таможенной службы // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 19-24.

7. Кравчук Д. А. Зарубежный опыт реализации таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 1 (9). С. 37-41.

8. Мешечкина Р. П., Ворона А. А. Перспективные направления развития таможенных органов на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 6 (91). С. 9-18.

9. Мешечкина Р. П., Ворона А. А. Цифровизация таможенных процессов как основа совершенствования деятельности Федеральной таможенной службы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 26-36.

информация об авторах

Мешечкина Раиса Петровна - доктор экономических наук, профессор, декан факультета таможенного дела и информационных технологий, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Российская Федерация, 308000, Белгород, Садовая улица, 116 а, е-mail: ftd-dekan@bukep.ru, тел.: +7 (4722) 26-49-34;

Ворона Анастасия Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного администрирования, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС), Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43, е-mail: anastasiya_o@mail.ru, тел.: +7 (960) 239-75-13; Воронова Ольга Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Российская Федерация, 308000, Белгород, Садовая улица, 116 а, е-mail: ftd-dekan@bukep.ru, тел.: +7 (4722) 26-49-16.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Мешечкина Р. П., Ворона А. А., Воронова О. Н. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров на основе цифровых технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 34-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.